Научная статья на тему 'Автобусные остановки как часть техногенной дорожной среды (тезисы)'

Автобусные остановки как часть техногенной дорожной среды (тезисы) Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
367
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автобусные остановки как часть техногенной дорожной среды (тезисы)»

архитектура

Автобусные остановки как часть техногенной дорожной среды (тезисы)

М.А. Солодова, Г.И. Евгеньев

МАДИ (ГТУ)

К числу объектов, в значительной степени влияющих на общее состояние дорожной среды, относятся автобусные остановки.

Несмотря на кажущуюся малозначимость проблемы, ежедневно в городах и пригородных зонах миллионы людей пользуются общественным транспортом. Как правило, основной контингент пассажиров (за исключением часов «пик») — пожилые люди, школьники, родители с детьми — все те, кого во многих странах относят к категории «лиц с ограниченными физическими возможностями».

Автобусный павильон относится к малым архитектурным формам. В Москве павильоны, в основном, производят из каленого стекла и поликарбоната, в последнее время все остановки оборудуются лайтпостерами для рекламы. Однако уже на первых десятках километров за МКАД картина резко меняется. Чаще всего можно встретить весьма скромные металлические павильоны или просто места, обозначающие остановку в виде таблички с расписанием. В своей работе, частью которой является и дипломный проект, мы предлагаем рассмотреть возможные варианты снижения воздействия выбросов, шума, увеличения безопасности и комфорта пассажиров, ожидающих автобус.

Для этого, учитывая складывающиеся тенденции, необходимо:

1. Обязательное устройство «кармана» для автобуса, для того чтобы не мешать движению транспортного потока в районе остановки.

2. Для повышения безопасности пассажиров и снижения числа возможных аварийных ситуаций «карман» и прилегающие участки должны быть отделены от проезжей части металлическими ограждениями, кроме участка непосредственной посадки-высадки пассажиров. Это позволит, с одной стороны, воспрепятствовать неожиданному выходу пешеходов на проезжую часть, с другой — ограничит возможность проходящего транспорта останавливаться непосредственно вблизи остановки, препятствуя автобусам.

3. На расстоянии 20—30 м от остановки автобуса по направлению навстречу транспортному потоку необходимо устройство обозначенного знаками и разметкой пешеходного перехода. Назначение перехода — регулирование перехода пассажиров и пешеходов через проезжую часть в условиях более безопасных, чем в отсутствие перехода. Пере-

ходы предлагается оборудовать пологими съездами на проезжую часть для удобства велосипедистов, родителей с детскими колясками и инвалидов-колясочников.

4. Для обеспечения удобства пассажиров при посадке и высадке, снижения травматизма посадочные площадки следует обустраивать специальными покрытиями повышенной шероховатости или из материалов, имеющих повышенный коэффициент сцепления с подошвой обуви (коврики или покрытия из резины, изготовленные по принципу резиновых плит мягкого пересечения трамвайных и железнодорожных путей).

5. Высота тротуара на посадочной площадке должна быть удобной для посадки и высадки пассажиров с учетом их ограниченной подвижности. Для обеспечения удобства площадки должны иметь съезды—пандусы на тротуар и прилегающую территорию.

6. Конструкция и материалы остановки должны восприниматься с эстетической стороны, быть удобными при проведении плановых работ по содержанию и эксплуатации. Так, в настоящее время происходит замена материалов для автобусных остановок, например, металлических листов на каленое стекло, поликарбонат вследствие их дешевизны и, что немаловажно, вандалоустойчивости.

7. Сегодня приобретают распространение современные конструкции автобусных павильонов со сглаженными углами, что позволяет придать павильону «обтекаемую» форму и лучше защитить ожидающих автобус пассажиров от неблагоприятных погодных условий.

Все приведенные выше предложения в настоящее время применяются в той или иной степени различными балансодержателями дорог и эксплуатирующими организациями, однако примеров комплексного обустройства на пригородных дорогах, в малых городах, нам неизвестно. Ссылки на завышенные капитальные вложения не могут восприниматься как основание для сохранения существующей ситуации, так как при переходе на расчеты по приведенным затратам и на дисконтированные затраты с учетом всех аспектов (в том числе и повышения безопасности движения и пассажиров) эффективность комплексного обустройства автобусных остановок очевидна.

5 2009 83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.