Градостроительные методы формирования безбарьерной среды
К.Э.Сафронов
Города и населенные пункты нашей страны не приспособлены к проживанию и обслуживанию маломобильных групп населения (МГН), к которым относятся инвалиды по слуху и зрению, граждане с нарушением опорно-двигательного аппарата и их сопровождающие, пожилые люди, дети, беременные. Также лишены возможности свободного доступа к объектам социальной и производственной инфраструктуры люди, ведущие активный образ жизни - передвигающиеся на велосипедах и роликах, с багажом, детскими колясками и т.д. Таким образом, около трети населения испытывают трудности из-за проблем с доступностью.
Адаптированная для инвалидов среда называется доступной, или безбарьерной. Отстаивая свои законные интересы, люди с инвалидностью способствуют созданию комфортных условий проживания для всего населения. Таким образом, безбарьерная среда становится общественным благом, повышающим качество жизни и, следовательно, влияющим на экономическое развитие страны в целом.
В 2010 году по поручению Президента РФ Правительство готовит специальную государственную программу «Доступная среда» на 2011-2015 годы1. Программа должна стать основой реализации Конвенции ООН о правах инвалидов. Стоимость программы, по предварительным подсчетам, составит 50 млрд. руб. Целью ее является формирование к 2015 году в городах РФ условий для обеспечения доступа инвалидов наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Это уже вторая масштабная попытка обеспечить доступность для инвалидов объектов социальной и производственной инфраструктуры. Эффективность федеральной целевой программы «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности на 1995-1997 годы» оказалась незначительной из-за недостатка средств и отсутствия механизма реализации. Поэтому в новой госпрограмме основным условием реализации ведомственных и региональных целевых программ является организация и проведение конкурсного отбора. Размер средств бюджета субъекта РФ должен составлять не менее 50% объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета РФ.
Для того чтобы в настоящее время реализовать требования российского законодательства по обеспечению доступности, необходимо заложить эти расходы в бюджет, провести конкурс на проектирование и строительство - буквально по
1 Проект государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы. URL: http://region.adm.nov.ru/sodal/dost_sreda.pdf (дата обращения 10.06.2010).
88
каждому объекту. Программа позволит активизировать этот процесс. Региональные и муниципальные власти, не дожидаясь указаний сверху, должны приступать к разработке целевых программ по доступности для вхождения в госпрограмму. В этой связи особую актуальность приобретают исследования, направленные на поиск градостроительных методов реализации программы, определение объемов финансирования и оценку эффективности этих инвестиций.
Для реализации целевой программы необходимо подключать различных специалистов, так как задача является сложной и разноплановой, в ней пересекаются интересы многих участников градостроительных, экономических и социальных отношений. В проекте госпрограммы «Доступная среда» для решения основных задач предусмотрено 11 подпрограмм (направлений), включающих 69 разделов. Их анализ показал глубокую степень проработки проблематики. Мероприятия затрагивают совершенствование основ меди-ко-социальной экспертизы, создание единого федерального регистра инвалидов, предоставление реабилитационных услуг и т.д.
Для строителей и проектировщиков большой интерес предоставляют подпрограммы, касающиеся разработки и внедрения новых законодательных, нормативных, правовых, методических, проектных подходов к формированию доступной среды для инвалидов и МГН, выявления существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности, а также оценка потребностей в устранении, создание системы мониторинга и механизма устойчивого финансирования этих мероприятий.
На двух разделах подпрограммы «Формирование доступной среды» хотелось бы остановиться более подробно. Первый раздел «Доступность зданий и сооружений» предусматривает приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, прилегающих территорий, оборудование зданий и сооружений лифтами и т.д. Второй раздел «Доступность инженерной и транспортной инфраструктур» предполагает модернизацию подвижного состава пассажирского транспорта, приспособленного для инвалидов, оборудование пешеходных и транспортных коммуникаций, остановок, станций и вокзалов общественного пассажирского транспорта светозвуковой и тактильной информацией, создание специально отведенных парковочных мест для инвалидов, оснащение дорог специальными знаками дорожного движения и т.д. Госпрограммой предусматривается также обеспечить доступность учреждений здравоохранения, учреждений культуры и искусства, спорта и туризма, жилья, связи, электронных и экстренных служб, мест занятости.
2011
Исследования по доступности активно проводятся в Омске с 2004 года.2 За это время накоплен определенный опыт, который может помочь при разработке отдельных мероприятий программы на местах.
На начальном этапе разработки целевой программы важно определить объем работ и размер финансирования. Для этого в Москве, например, действует унифицированная система оценки фактической доступности для инвалидов городских зданий АС «Адаптация». В СибАДИ разработана универсальная методика проведения аудита доступности различных объектов3. Она включает: выбор объекта для проверки, подбор состава комиссии, составление перечня нормативных требований, проверку их соблюдения и разработку мер по устранению недостатков. Нами разработана система коэффициентов, отражающих доступность различных элементов среды жизнедеятельности для маломобильных граждан: 0 - доступность не требуется; 0Д...1 - недоступно; 1,1...2 - доступно с посторонней помощью; 2,1...3 - доступно самостоятельно. Работая над устранением препятствий, мы можем проследить изменение значений коэффициентов во времени, при этом они должны стремиться к своему максимальному значению. Разработку программных мероприятий следует проводить в рамках среды жизнедеятельности «жилье - среда - транспортная инфраструктура - объекты обслуживания»4.
Основные препятствия колясочники испытывают при выходе из жилья. Устаревший жилой фонд изначально не приспособлен к проживанию людей с ограниченными возможностями. В рамках муниципального гранта «Повышение индивидуальной мобильности инвалидов-колясочников» в Омске в 2009 году специалистами ООО ВОИ и СибАДИ проведено обследование условий проживания колясочников5. В зависимости от места расположения квартир они были распределены на две группы: первая - люди, проживающие выше первого этажа в пятиэтажных домах (без лифта); вторая - проживающие на первых этажах в пятиэтажных домах (без лифта) и проживающие в домах с лифтом.
Решением вопроса доступности для первой группы стало приобретение для них индивидуальных переносных телескопических пандусов из легкосплавных металлов. Для второй группы - установка откидных пандусов на лестничном марше, ведущем к выходу из подъезда, либо других средств или приспособлений. При этом возникло много вопросов по
2 Сафронов К.Э., Сафронов Э.А. Доступность как градостроительная проблема. М., «Academia», №3, 2009, с. 74-77.
3 Сафронов К.Э. Методические основы формирования доступной среды городов и регионов. Вопросы планировки и застройки городов: материалы XVI Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. Ю.В.Круглова, доц. В.С.Глухова. Пенза, ПГУАС, 2009, с. 50-53.
4 Сафронов К.Э. Комплексный подход к формированию доступной городской среды. «Экономика. Предпринимательство. Окружающая Среда». 2009, № 1(37), с. 138-142.
5 Сафронов К.Э. Повышение индивидуальной мобильности населения // Технология, организация и управление автомобильными перевозками. Сборник научных трудов №2. Омск, СибАДИ, 2009. с. 76-80.
разработке и согласованию проектов в различных инстанциях и с собственниками подъездов. В проектных институтах, в которые обращалась администрация города с просьбой оценить возможность устройства в подъездах омских многоэтажек откидных пандусов, ответили, что таким образом нарушаются требования противопожарной безопасности. Здесь видится перспектива создания откидного пандуса, отвечающего соответствующим требованиям. Решение этого вопроса облегчило бы жизнь тысячам инвалидов и сэкономило бы значительные средства на переселении инвалидов и семей, имеющих де-тей-инвалидов, в приспособленные жилые помещения, как это предусмотрено госпрограммой.
Организация транспортного обслуживания инвалидов и МГН связана с выбором подвижного состава и подготовкой маршрутной сети. Основная ошибка, с которой сталкиваются муниципалитеты, реализующие требования по обеспечению транспортного обслуживания инвалидов, - это попытка организовать специализированный автобусный маршрут, исключающий массовое пассажирское обслуживание. Таким путем пошли в Нальчике, приобретя в 2010 году 4 автобуса с подъемниками и пустив их по выбранному с помощью инвалидов маршруту. Город Нальчик - небольшой (270тыс. жителей), инфраструктура там не приспособлена для передвижения инвалидов, и маршрут автобуса стал обузой для транспортников,так как работал без нагрузки.
В Омске похожая ситуация наблюдалась в 2006 году, когда также были приобретены 4 автобуса с подъемниками, которые, были пущены по обычным, массовым маршрутам. Эффект был обратный - подъемники зачехлили, поскольку они создавали угрозу безопасности пассажиров в салоне, и, таким образом, ими не могли воспользоваться инвалиды. Потом этим подъемникам нашли более удачное применение, переставив на трамваи. В настоящее время в Омске уже 16% парка ГПТ составляют низкопольные модели, доступные для людей с ограниченными возможностями (141 автобус, 10 троллейбусов и 4 трамвая).
Говоря об организации специализированного «инвалидного» маршрута, следует иметь в виду, что это лишь начальный этап развития всей маршрутной сети с учетом доступности. Главной особенностью специализированного маршрута является то, что на всем протяжении остановки и подходы к ним доступны для МГН. На линии целесообразно использовать низкопольные или полунизкопольные модели транспортных средств, которые незначительно дороже вы-сокопольных и получают все большую популярность из-за своей универсальности. По мере реализации требований транспортной стратегии и увеличения к 2030 году доли доступного подвижного состава до 90% большинство маршрутов общественного транспорта должны стать доступны для МГН.
Наблюдения показали, что посадка-высадка пассажиров на большинстве остановок осуществляется суровня проезжей части в заездном кармане, а не с посадочной площадки. Зача-
1 2011 89
стую пассажирам бывает нелегко преодолевать препятствия для посадки в автобус,троллейбус, маршрутноетакси. В связи с этим нами разработано типовое решение остановочного пункта, которое можно использовать целиком и в виде отдельных элементов (рис. 1). Данное решение реализовано на остановках Омска (рис. 2).
Для съезда в заездной карман предусмотрены пандусы с двух сторон посадочной площадки, позволяющие облегчить доступ к транспорту людям с ограниченными возможностями, пассажирам с багажом, детскими колясками и т.д. Продольное расположение пандусов к оси улицы не позволит самопроизвольно выкатиться коляске на проезжую часть, что отвечает требованиям безопасности дорожного движения и не мешает уборочной технике в зимний период6. При реконструкции существующих остановочных площадок достаточно демонтировать бордюры заездного кармана, которые могут служить стенками при устройстве пандусов. Кроме того, необходимо создать безбарьерную среду в зоне тяготения трассы маршрута с учетом потребности различных категорий инвалидности.
Для обоснования затрат на реализацию мероприятий по доступности нами проведен сравнительный анализ расходов на строительство и реконструкцию примыкания тротуара к проезжей части. Объектом локальной сметы стал участок тротуара шириной 1 м, длиной 2 м и высотой 0,2 м. Цены приведены для Омского региона на 2-й квартал 2010 года с учетом всех затрат и НДС.
1. Стоимость строительства данного участка без учета доступности для МГН с примыканием к дороге посредством бордюра составила 1430 руб.
2. Стоимость строительства данного участка с учетом доступности с обустройством ската составила 772 руб.
6 Стандарт отрасли. Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003, утвержденный Рас-
поряжением Министерства транспорта РФ от 23 мая 2003 г. № ИС-460-р и введенный в действие 1 июня 2003 т.
3. Стоимость реконструкции данного участка в виде демонтажа существующего покрытия и обустройства ската для обеспечения доступности составила 625 руб.
Как видно из расчетов, стоимость строительства одного элемента тротуара в месте примыкания к проезжей части с учетом доступности обходится на 47% дешевле, чем в традиционном исполнении. Это обосновано сокращением в два раза устройства основания из щебня и экономии на бордюрном камне, причем экономия может быть существенной при использовании гранитных бордюров. Стоимость одного камня достигает 6 тыс. руб. И наоборот, если скат не выполнен сразу, стоимость его реконструкции увеличивается на 43% от первоначальных затрат.
На четырехстороннем транспортном пересечении находится 8 подобных элементов. Обеспечение доступности позволяет снизить затраты на строительство транспортной инфраструктуры. Однако и затраты на реконструкцию невелики. К примеру, стоимость реконструкции улицы протяженностью 10 км с шагом магистралей 1 км, состоящей из 10 четырехсторонних перекрестков, составит:
С = 10 х 8 х 625 = 50 тыс. руб.
Сумма сопоставима с месячной зарплатой чиновника, отвечающего за формирование безбарьерной среды. Зная объем работ, несложно подсчитать стоимость программы.
Даже если целевая программа разработана и принята, ее качественная реализация требует от ее заказчика-коор-динатора (или дирекции) больших усилий. За рубежом для этих целей используется технология управления проектами. Программой в данном случае является ряд связанных друг с другом проектов,управление которыми координируется для достижения преимуществ и степени управляемости, что недоступно при управлении ими по отдельности. Объединение программного подхода с методом управления проектами открывает более широкие возможности.
Осуществление мероприятий по доступности целесообразно интегрировать в операционную деятельность органов власти, используя при этом принципы государственно-част-
1,еоо , _ 1.800
Пешеходный переход
Склоны бугра
Посадочная площадка
Пандус Бордюр
/
\ 1 ^ГГТ^У [ 1.0Ш \ Ограждение
\ -£,000-^ Тротуар /
--10.500-»
Рис. 1. Схема остановочной площадки для обслуживания инвалидов и маломобильных групп населения
90
2011
3 4 «Ьог.тёё 90
18.01.2011 14:54:43
ного партнерства. Такое взаимодействие может способствовать как росту частных инвестиций самих по себе,так и росту эффективности государственных вложений. Оценка эффективности является важнейшим этапом разработки и экономического обоснования программы. Эффективность программы, по аналогии с эффективностью проекта для ее участников и всего общества, определяется путем сравнения финансовых потоков при реализации программы с учетом мероприятий по доступности с финансовыми потоками, которые пройдут без программы. Другими словами, реализация программы должна улучшить базовый вариант функционирования среды жизнедеятельности.
Это можно проследить на примере Сочи, где толчком к формированию безбарьерной среды стало проведение Паралимпиады в 2014 году. Примечательно, что и мэр Сочи Анатолий Пахомов это понимает. В апреле 2010 году он предложил попробовать проехать по городу в инвалидных колясках своим подчиненным7. Мэр предположил, что после одной такой поездки чиновникам «сразу станет понятно, где нужно установить пандус, сделать разметку, поставить светофор со звуковым сигналом». Следует добавить, что к таким работам следует привлекать не только чиновников, но и специалистов-проектировщиков, а также экспертов из числа инвалидов. После Игр 2014 года Сочи сможет принимать туристов с ограниченными возможностями круглый год - в этом проявится эффективность безбарьерной среды для региона.
Еще один важный момент, предусмотренный госпрограммой, - подготовка кадров по безбарьерной среде. За рубежом она основана на принципах универсального дизайна, одобренных Конвенцией ООН о правах инвалидов. Их применение позволяет адаптировать среду жизнедеятельности к
7 Мэр Сочи предложил чиновникам сесть, в инвалидные коляски. URL http://www.vuqa.ru/news/185Q31/ (дата обращения 6.Q4.201Q г.).
потребностям максимального числа пользователей. Автором статьи разработан и читается на факультете дополнительного образования СибАДИ курслекций по основам формирования безбарьерной среды8. Подобные курсы полезны строителям, проектировщикам,архитекторам и представителям городской администрации. На них рассматриваются теоретические основы и понятия транспортной доступности; приводится анализ законодательной и нормативной базы по доступной среде; изучается методика аудита городской среды на предмет доступности для инвалидов; рассматривается мировой опыт по формированию безбарьерной среды и принципы универсального дизайна; изучается состав разделов проектной документации по безбарьерной среде и т.д. На уровне Минобрнауки следует разработать и утвердить образовательный стандарт«Безбарьерная среда», а в вузах - разработать программы и учебно-методический комплекс дисциплины.
Пора переходить к интенсивным методам градостроительства, качественно совершенствуя среду обитания. Устранение факторов, ведущих к дискриминации инвалидов и МГН, создаст условия для интеграции инвалидов в общество и участия в экономической жизни. Ключевую роль в процессе формирования безбарьерной среды должен сыграть научный подход.
Town-planning Methods of Formation of Accessible
Environment. By K.E.Safronov
Within the framework of the state program «Accessible Environment» for 2011-2015 years the Government intends to solve problems connected with availability of environment of vital activity for disabled people and for people with limited abilities. The success of the program depends on the effective use of town-planning methods of solution of given tasks. Experience of SibADI experts is described in the article. This experience can help in the development of measures on formation of accessible environment on municipal and regional levels.
Ключевые слова: безбарьерная среда, транспортная доступность, маломобильные группы населения, управление проектами, экономическая эффективность.
Key words: accessible environment, transport availability, people with limited possibilities, project management, economic efficiency.
Рис. 2. Остановка «по требованию» на улице Дианова в Омске, доступная для МГН, 2010 год (фото автора)
?П11
8 Сафронов К.Э. Формирование безбарьерной городской среды: Рекомендации по соблюдению нормативов доступности. Сост.: К.Э.Сафронов, Л.СЛеонова. Омск.«Золотой тиоаж». 2009. 53 с.
Q1
Ъ Л ok™- in А А 01
1 Ö Л1 ОЛ1 1 1 Л-Ц.А-А'Х