Научная статья на тему 'КАК ЗАРОЖДАЛИСЬ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН: ОПЫТ АНАЛИЗА ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ В 1950-1970-Е ГГ'

КАК ЗАРОЖДАЛИСЬ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН: ОПЫТ АНАЛИЗА ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ В 1950-1970-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ДЕКЛАРАЦИЯ / ПАКТ / РАВЕНСТВО / ПРАВА ЖЕНЩИН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головинов А.В., Головинова Ю.В.

Цель статьи - показать историю формирования правовых основ равенства полов в нормотворческой деятельности Организации Объединенных Наций в период 1950-1970-х гг. Хронологическиерамки выбраны не случайно, именно на это время пришлась активная фаза принятия юридическихдоговорных документов в сфере института прав женщин и мужчин. Авторы анализируют последовательную историю правовой политики ООН в данной сфере.В статье установлено, что решительная борьба против гендерной асимметрии пришлась на начальный этап становления организации, ставящей своей целью мир во всем мире. В целом авторыприходят к выводу о том, что со второй половины XX в. в мировом сообществе получил развитие процесс разработки международных правовых актов в области защиты прав женщин. Прогресс в делеопределения сущности и содержания прав женщин протекал закономерно и эволюционно. Поступательно принимались международные конвенции и пакты в данной области. В конечном счете, женщины были уравнены в правах с мужчинами. Активно разрабатывалось антидискриминационное международное законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW INTERNATIONAL STANDARDS OF WOMEN'S RIGHTS WERE BORN: THE EXPERIENCE OF ANALYZING THE LEGAL POLICY OF THE UNITED NATIONS IN THE 1950-1970S.

The purpose of the article is to show the history of the formation of the legal foundations of genderequality in the rule-making activities of the United Nations in the period of 1950-1970s. The chronologicalframework was not chosen by chance, it was for the 50-70s. 20th century there was an active phase of the ; adoption of legal contractual documents in the field of the institution of the rights of women and men. Theauthors analyze the consistent history of the UN legal policy in this area.The article establishes that a decisive struggle against gender asymmetry fell on the initial stage of theformation of an organization that aims at world peace. In general, the authors come to the conclusion thatfrom the second half of the XX century. in the world community, the process of developing internationallegal acts in the field of protecting women's rights has been developed. Progress in defining the essence andcontent of women's rights proceeded naturally and evolutionarily. International conventions and pacts inthis area were progressively adopted. Ultimately, women were equalized with men. Anti-discriminationinternational legislation was actively developed.

Текст научной работы на тему «КАК ЗАРОЖДАЛИСЬ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН: ОПЫТ АНАЛИЗА ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ В 1950-1970-Е ГГ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

УДК 341.1 ББК 67

КАК ЗАРОЖДАЛИСЬ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН: ОПЫТ АНАЛИЗА ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ В 1950-1970-е гг.

А. В. Головинов

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) Ю. В. Головинова

Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул, Россия)

Цель статьи — показать историю формирования правовых основ равенства полов в нормотвор-ческой деятельности Организации Объединенных Наций в период 1950-1970-х гг. Хронологические рамки выбраны не случайно, именно на это время пришлась активная фаза принятия юридических договорных документов в сфере института прав женщин и мужчин. Авторы анализируют последовательную историю правовой политики ООН в данной сфере.

В статье установлено, что решительная борьба против гендерной асимметрии пришлась на начальный этап становления организации, ставящей своей целью мир во всем мире. В целом авторы приходят к выводу о том, что со второй половины XX в. в мировом сообществе получил развитие процесс разработки международных правовых актов в области защиты прав женщин. Прогресс в деле определения сущности и содержания прав женщин протекал закономерно и эволюционно. Поступательно принимались международные конвенции и пакты в данной области. В конечном счете, женщины были уравнены в правах с мужчинами. Активно разрабатывалось антидискриминационное международное законодательство.

Ключевые слова: Организация Объединенных Наций, история международных организаций, декларация, пакт, равенство, права женщин.

HOW INTERNATIONAL STANDARDS OF WOMEN'S RIGHTS WERE BORN: THE EXPERIENCE OF ANALYZING THE LEGAL POLICY OF THE UNITED NATIONS IN THE 1950-1970S.

A. V. Golovinov

Altai State University (Barnaul, Russia) Yu. V. Golovinov

Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)

The purpose of the article is to show the history of the formation of the legal foundations of gender equality in the rule-making activities of the United Nations in the period of 1950-1970s. The chronological framework was not chosen by chance, it was for the 50-70s. 20th century there was an active phase of the

adoption of legal contractual documents in the field of the institution of the rights of women and men. The authors analyze the consistent history of the UN legal policy in this area.

The article establishes that a decisive struggle against gender asymmetry fell on the initial stage of the formation of an organization that aims at world peace. In general, the authors come to the conclusion that from the second half of the XX century. in the world community, the process of developing international legal acts in the field of protecting women's rights has been developed. Progress in defining the essence and content of women's rights proceeded naturally and evolutionarily. International conventions and pacts in this area were progressively adopted. Ultimately, women were equalized with men. Anti-discrimination international legislation was actively developed.

Keywords: United Nations, history of international organizations, Declaration, Pact, equality, women's rights.

Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2023)2.10

Масштабное апеллирование в международном законодательстве, характеризующее идеал равенства полов, пришлось еще на период после Второй мировой войны. Обращаясь к историческому генезису включения прав женщин в букву международных правовых актов, отметим, что ключевое значение для проведения в жизнь политики гендерного равенства и защиты прав женщин имела нормотворческая функция ООН. С 1945 г., т. е. с самого образования этой авторитетной международной организации, помимо правотворчества за ООН закрепился и контрольный функционал, позволяющий проводить мониторинг добросовестного осуществления договорных обязательств, которые приняли на себя разнообразные государства.

Решительная борьба против гендерной асимметрии пришлась на начальный этап становления организации, ставящей своей целью мир во всем мире. К середине 1940-х гг. в ООН входило 51 национальное государство. Обращает на себя внимание то, что только в 30 из них предоставлялись политические и, в частности, избирательные права женщин. Потому уже на первых парах становления принципа гендерного равенства обнаружилось, что крен асимметрии тяготеет в сторону уязвимого положения представительниц женского пола. Вопиющей оказалась ситуация, в которой женщины не могли на том же уровне, что и мужчины, занимать государственные посты [1, с. 12]. Потому возникла объективная необходимость закрепления в международных документах категории «права женщин».

Доктринально международный законодатель не рассматривал женские права в отрыве от мужских и предусмотрел конструкцию равных идентичных прав обоих представителей полов. Примечательно, например, если мы обратимся к ст. 3 Устава ООН, то увидим самые первые универсальные международно-правовые положения о запрете дискриминации по половому признаку. В ракурсе всеобщего развития прав человека обозначалась и собственно роль ООН в международном сотрудничестве. Как следует из положений Устава Организации Объединенных Наций, роль эта раскрывается «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия ... пола...» (ст. 3) [2]. Как видим, категория «права женщин» напрямую связана с приоритетом прав человека и отрицанием любых дискриминирующих действий. Позднее, в 1948 г., в знаменитом акте — Всеобщей декларации прав человека — окончательно закрепили и провозгласили «равенство всех людей от рождения в своем достоинстве и правах без какого-либо различия, в том числе и в отношении пола» (ст. 2).

В дальнейшем эксперты ООН неоднократно фиксировали неблагополучие в «женском вопросе». В это время была, в частности, зафиксирована чуть ли не тотальная безграмотность женского населения. Данное обстоятельство расценивалось тормозом и серьезным препятствием в деле эмансипации. Как замечает А. В. Агеева, женщины послевоенного периода истории государства и права получали лишь 1/10 от всех совокупных доходов и владели 1/10 от всей совокупной собственности [3].

Конечно, отмеченные обстоятельства еще более подтолкнули ООН к развитию и конкретизации «прав женщин» в контексте права на образование, охрану семьи и материнства и широких экономических прав. Поступательная детализация конструкции прав представительниц женского пола стала кульминационной в 1960-е гг. Наконец, женские права получили закрепление в целой группе документов.

Фундаментальное значение в этом смысле приобрели такие международно-правовые документы, как Пакт о гражданских и политических правах, принятый 16 декабря 1966 г. [4], а также Пакт

Международное право и сравнительное правоведение

55

об экономических, социальных и культурных правах, действующий с 19 декабря 1966 г. [5]. Даже беглый герменевтический анализ этих универсальных договорных актов позволяет фиксировать недопустимость дискриминирующих действий на основе половых различий.

Таким образом, была создана целая база международно-правовых стандартов, которая логично включает в себя отмеченные международные пакты и Всеобщую декларацию прав человека.

Вместе с тем в 1950-е гг. активно разрабатывались и принимались специализированные международные предписания для развития прав женщин. Особое значение имеет Конвенция о политических правах женщин, принятая Генеральной Ассамблеей ООН. Наше государство одно из первых включило данный документ в собственную правовую систему актом ратификации. Обращаясь к тексту Конвенции, можно увидеть провозглашение избирательного права женщин. Также в системе политических прав представительниц прекрасной половины человечества закрепили возможность занимать должности на общественной и государственной службе. Как видим, продолжилось дальнейшее акцентирование запрета всякой дискриминации.

Осуществляя последовательную стратегию развития законодательства о женских правах, в 1957 г. приняли Конвенцию о гражданстве замужней женщины. Вполне понятно, что здесь категория «права женщин» прекрасно корригирует с институтом охраны семьи и материнства. Конвенция содержит три основных положения, касающихся гражданства замужней женщины. Гражданство не подлежит автоматическому изменению при вступлении женщины в брак, расторжении брака или перемены гражданства мужем во время брака. Приобретение мужем гражданства другого государства не является препятствием для сохранения женой своего гражданства. Также жена-иностранка имеет право на получение гражданства своего мужа в специальном упрощенном порядке, если предоставление такого гражданства не противоречит интересам государственной безопасности или публичного порядка [6, с. 18].

Качественно новый этап в развитии международного регулирования права женщин пришелся на 1960-1970-е гг. Особо можно выделить Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 1967 г. Впоследствии рассматриваемый акт был преобразован в конвенциональный источник [7].

Одно из важнейших положений Конвенции 1979 г. — это раскрытие понятия «дискриминация в отношении женщин». Согласно ст. 1 Конвенции оно означает «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской и любой другой области».

Принципиальное значение для организации деятельности по достижению гендерного равенства со стороны ратифицировавших Конвенцию государств и добивающихся достижения такого равенства международных и национальных общественных объединений, в том числе женских, имеет статья 4 Конвенции. Эта статья провозглашает, что принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, к числу которых относятся, например, квоты, не считается дискриминационным.

Целью Конвенции явилось установление не только юридического, но и фактического равенства между мужчинами и женщинами. Документ призывал к искоренению всевозможных предрассудков, стереотипов о роли мужчин и женщин в обществе, формировавшихся в массовом сознании тысячелетиями. Впервые, в отличие от ранее принятых стандартов в области прав, говорилось о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенция обязывала государства-участники в предоставлении женщинам равных с мужчинами гражданских, социальных и политических прав. Более того, прописывались средства закрепления этих прав, что было впервые в международно-правовой практике.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о политических правах женщин [7, 8] обязали государства предоставить женщинам наравне с мужчинами право участия в формировании органов государственной власти, право осуществлять функцию государственного управления на всех уровнях, занимать руководящие посты в сфере политики.

В сложившейся системе действующих международных правовых актов, закрепляющих принцип гендерного равенства, целесообразно выделять совокупность норм, регулирующий экономиче-

скую сферу деятельности — защиту прав трудящихся женщин. Значимым органом здесь выступает Международная организация труда (МОТ), созданная в 1919 г. Природа Конвенций и Рекомендаций МОТ иная, чем у Конвенций и Деклараций ООН. Во-первых, предмет Конвенций и Рекомендаций МОТ ограничен рамками компетенции данной организации — вопросами трудовых отношений, в том числе труда женщин. Во-вторых, государства-участники Конвенций МОТ не берут на себя вследствие факта ратификации Конвенции МОТ обязательств совершить вытекающие из него конкретные действия, невыполнение которых влекло бы за собой наступление международно-правовой ответственности. Государства-участники лишь обязуются придерживаться закрепленной в ратифицированной Конвенции политической линии, постепенно реализуя выраженные в Конвенции МОТ пожелания по определенным вопросам, в том числе применительно к труду женщин, путем издания соответствующих законов и ориентации правоприменительной практики.

Конвенции МОТ по гендерным вопросам имеют длительную историю. Уже в год своего основания Международная организация труда приняла первые две Конвенции: № 3 Об охране материнства и № 4 О труде женщин в ночное время.

Важнейшим из документов МОТ является Конвенция № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, принятая МОТ 29 июня 1951 г., ратифицированная Советским Союзом в 1956 г. Тем самым МОТ был сделан важный шаг к реализации в сфере трудовых отношений нормы Всеобщей декларации о правах человека, провозгласившей равенство всех людей независимо от расы, цвета кожи, национальности, пола.

В дальнейшем положения Конвенции № 100 нашли продолжение в Конвенции № 111 против дискриминации в области труда и занятости, ратифицированной нашей страной в 1961 г. В документе определен смысл понятия «дискриминация» в области труда и занятий как недопущение, предпочтение по различным признакам, которые приводят к нарушению равенства возможностей. При этом под терминами «труд» и «занятия» подразумевается и доступ к профессиональному обучению, к труду и различным занятиям. Эти положения нашли свое дальнейшее закрепление в понятии «дискриминация в отношении женщины» в Конвенции 1979 г.

Подводя итог изложенному выше, можно констатировать, что со второй половины XX в. в мировом сообществе получил развитие процесс разработки международных правовых актов в области защиты прав женщин. Прогресс в деле определения сущности и содержания прав женщин протекал закономерно и эволюционно. Поступательно принимались международные конвенции и пакты в данной области. В конечном счете женщины были уравнены в правах с мужчинами. Активно разрабатывалось антидискриминационное международное законодательство. На пути движения к достижению гендерного равноправия в мировых масштабах международные акты все чаще предписывали государствам внедрять принципы равноправия мужчин и женщин в свои конституции и действующую правовую систему.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кротова Н. В. ООН и проблема международно-правовой защиты женщин // Гражданин и право. 2007. № 11. С. 2-12.

2. Устав Организации Объединенных наций от 26 июня 1945 г. // Международные акты о правах человека : сборник документов / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашина. М., 1999. С. 2-34.

3. Агеева А. В. Международные правовые стандарты и проблемы защиты прав женщин // Современные научные исследования: теория, методология, практика. 2013. № 3 (3). Т. 1. С. 7-9.

4. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 45-73.

5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986.

6. Конвенция о гражданстве замужней женщины // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986.

7. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 126-144.

8. Конвенция о политических правах женщин // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 122-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.