Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА И ПРАВ ЖЕНЩИН'

К ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА И ПРАВ ЖЕНЩИН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РАВНОПРАВИЕ / ПРАВА ЖЕНЩИН / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / ИСТОРИЯ ИСТОЧНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головинов Александр Викторович, Головинова Юлия Владимировна

В статье рассматривается проблема генезиса международных стандартов равенства полов и развития правовой базы в сфере прав женщин во второй половине XX в. Руководствуясь историко-правовым методом и инструментарием герменевтического анализа нормативно-правовых актов, авторы констатируют, что международно-правовое закрепление и всестороннее развитие принципа равенства полов и производной от него системы прав женщин пришлись на период после Второй мировой войны. Авторами установлено, что равенство полов, как международно-правовой принцип, нашло свое юридическое закрепление в 1948 г. В декабре данного года был принят чрезвычайно важный для гендерного равенства и прав наиболее уязвимой группы женщин акт - «Всеобщая декларация прав человека». Отмечается, что ключевую роль в правовом регулировании женских прав и гендерного равенства играла ООН. Преимущественно благодаря правотворческой функции, активно реализуемой в середине XX в. данной международной институцией, был принят целый ряд правил и стандартов во всех сферах общественной жизни по отношению к правам представительниц женского пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE HISTORY OF THE INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF GENDER EQUALITY AND WOMEN'S RIGHTS

The article is aimed at comprehending the historical genesis of the formation of international standards for gender equality and the development of the legal framework in the field of women's rights in Tue. half of the 20th century. Guided by the historical and legal method and the tools of the hermeneutical analysis of legal acts, the authors state that the international legal consolidation and comprehensive development of the principle of gender equality and the system of women's rights derived from it took place in the period after the Second World War. In general, the authors found that equality as an international legal principle found its legal consolidation in 1948. In December of this year, an extremely important act for gender equality and the rights of the most vulnerable group of women, the Universal Declaration of Human Rights, was adopted. It is noted that the UN played a key role in the legal regulation of women's rights and gender equality. Mainly in the law-making function, actively implemented in the middle of the 20th century. This international institution has adopted a number of rules and standards in all spheres of public life in relation to the rights of female representatives.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА И ПРАВ ЖЕНЩИН»

11. Крюков В.А. Влияние фактора многообразия на особенности формирования политики развития ресурсного сектора и экономики регионов // Экономика и управление. - 2017. - № 11. - С. 21-30.

References and Sources

1. Smorchkova L.N. Obespechenie ekonomicheskoj bezopasnosti i administrativnoe regulirovanie ekonomiki: problemy sootnosheniya i perspektivy razvitiya // Voennoe pravo: elektron. nauch. izd. - 2019. - Vyp.2. - S. 43-49. URL: http://www.voennoepravo.ru/node/7376

2. Lisicyn-Svetlanov A.G. O monografii «Aktual'nye zadachi energeticheskogo prava» pod redakciej V.V. Romanovoj // Pravovoj energeticheskij forum. - 2023. - № 1. - S. 11-16.

3. Watkins, M.H. A Staple Theory of Economic Growth // Canadian Journal of Economies and Political Science. 1963. Vol. 29. P. 141-158. URL: https://doi.org/10.2307/139461

4. Sachs J.D., Warner A.M. Natural resource abundance and economic growth // National Bureau of Economic Research. 1995. 5398. DOI 10.3386/w5398. URL: https://www.nber.org/papers/w5398

5. Sachs J.D., Warner A.M. The Curse of Natural Resources // European Economic Review. - 2001. - Vol. 45. - P. 827-838.

6. Borovskij Yu.V. Stolknovenie energeticheskih interesov Rossii i Zapada: ob"yasnitel'nyj potencial realistskogo i liberal'nogo teoreticheskih podhodov // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 25: Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika. - 2022. -№ 2. - S. 12-39.

7. Novak A.V. Rossijskij TEK 2022: vyzovy, itogi i perspektivy // Energeticheskaya politika. - 2023. - № 2. - S. 4-11.

8. Lisicyn-Svetlanov A.G. Obespechenie energeticheskoj bezopasnosti: nekotorye zadachi vnutrennej i vneshnej pravovoj politiki Rossijskoj Federacii // Pravovoj energeticheskij forum. - 2021. - № 4. - S. 8-12.

9. Troshkina T.N. Finansovo-pravovye instrumenty v sisteme gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnetorgovoj deyatel'nosti // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina. - 2014. - № 4. - S. 191-195.

10. Zhukauskas V.V., Shelkoplyasova N.I., Babayan G.D. Normativno-pravovoe regulirovanie neftyanoj otrasli Rossijskoj Federacii v ramkah obespecheniya politiki ekonomicheskoj bezopasnosti // Vesti nauchnyh dostizhenij. Ekonomika i pravo. - 2020. - № 3. - S. 120-123.

11. Kryukov V.A. Vliyanie faktora mnogoobraziya na osobennosti formirovaniya politiki razvitiya resursnogo sektora i ekonomiki regionov // Ekonomika i upravlenie. - 2017. - № 11. - S. 21-30.

СМОРЧКОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА - доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук (Москва, Россия) (l.smorchkova@mail.ru).

ЛЫСЕНКО АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ - студент Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия) (lysal101@outlook.com).

SMORCHKOVA, LARISA N. - Doctor of Law, Associate Professor, Leading Researcher of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia) (l.smorchkova@mail.ru).

LYSENKO, ALEKSANDR A. - student of the Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia) (lysal101@outlook.com).

УДК 396.2 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-3-263-267

ГОЛОВИНОВ А.В., ГОЛОВИНОВА Ю.В. К ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО

РАВЕНСТВА И ПРАВ ЖЕНЩИН

Ключевые слова: равноправие, права женщин, Организация Объединенных Наций, история источников международного права, международный договор.

В статье рассматривается проблема генезиса международных стандартов равенства полов и развития правовой базы в сфере прав женщин во второй половине XX в. Руководствуясь историко-правовым методом и инструментарием герменевтического анализа нормативно-правовых актов, авторы констатируют, что международно-правовое закрепление и всестороннее развитие принципа равенства полов и производной от него системы прав женщин пришлись на период после Второй мировой войны. Авторами установлено, что равенство полов, как международно-правовой принцип, нашло свое юридическое закрепление в 1948 г. В декабре данного года был принят чрезвычайно важный для гендерного равенства и прав наиболее уязвимой группы женщин акт - «Всеобщая декларация прав человека». Отмечается, что ключевую роль в правовом регулировании женских прав и гендерного равенства играла ООН. Преимущественно благодаря правотворческой функции, активно реализуемой в середине XX в. данной международной институцией, был принят целый ряд правил и стандартов во всех сферах общественной жизни по отношению к правам представительниц женского пола.

GOLOVINOV, A.V., GOLOVINOVА, Y.V. TO THE HISTORY OF THE INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF GENDER EQUALITY AND WOMEN'S

RIGHTS

Key words: equality, women's rights, United Nations, history of sources of international law, international treaty.

The article is aimed at comprehending the historical genesis of the formation of international standards for gender equality and the development of the legal framework in the field of women's rights in Tue. half of the 20th century. Guided by the historical and legal method and the tools of the hermeneutical analysis of legal acts, the authors state that the international legal consolidation and comprehensive development of the principle of gender equality and the system of women's rights derived from it took place in the period after the Second World War. In general, the authors found that equality as an international legal principle found its legal consolidation in 1948. In December of this year, an extremely important act for gender equality and the rights of the most vulnerable group of women, the Universal Declaration of Human Rights, was adopted. It is noted that the UN played a key role in the legal

régulation of women's rights and gender equality. Mainly in the law-making fonction, actively implemented in the middle of the 20th century. This international institution has adopted a number of rules and standards in all spheres of public life in relation to the rights of female representatives.

Период после Второй мировой войны в истории международных отношений и международного публичного права последовательно наполнялся гуманистическими ценностями. Разгром фашизма и демилитаризация на фоне распада колониальных систем неизбежно порождали потребность в правовом регулирования на наднациональном уровне института прав человека. Постепенно путем норм договорного характера принимались специальные предписания и узаконения для защиты прав личности. Впервые в истории государства и права на законодательном уровне была осуществлена попытка урегулировать и разработать правовые стандарты для наиболее уязвимой социальной группы - женщин. Действительно, в середине XX столетия оголились все проблемы в сфере гендерного равенства. Потому процесс гуманистического развития отрасли международного права прав человека открывал новые возможности на пути защиты прав представительниц женского пола.

В международном публичном праве с 1945 г. особый статус субъекта приобрела Организация Объединенных Наций (далее ООН). В деятельности ООН очень активно реализовывалась правотворческая функция. Ставя пред собой цель «мир во всем мире», данный «наднациональный орган» приобрел, в той или иной степени, функционал формального контроля за странами, которые добровольно связывали себя международно-правовыми обязательствами в различных сферах, в том числе в сфере равенства полов. В реальности на первых порах из полусотни государств, которые стали членами ООН, только лишь в тридцати шатко-валко прослеживались попытки обеспечить равенство мужчин и женщин [1]. Это касалось по преимуществу сфер политики и государственного управления. Избирательные права женщин и статистика о должностном обеспечении государственной власти представительницами прекрасной половины человечества в этом смысле выступила индикатором проявлений гендерной асимметрии. Тем самым, пытаясь учесть данную неблагоприятную обстановку уже в учредительном документе Организации Объединенных Наций были закреплены антидискриминационные положения. Так, нормативное содержание ст 3 Устава ООН четко отражает принцип недискриминации на основании половых различий. Конструкция правового положения личности, определенная Уставом, состояла «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия ..., пола...» (ст. 3) [2].

Равенство, как международно-правовой принцип, нашло свое юридическое закрепление в 1948 г. В декабре данного года был принят чрезвычайно важный для тендерного равенства и прав наиболее уязвимой группы женщин акт - «Всеобщая декларация прав человека». Вторая статья этого универсального документа устанавливала равенство всех от рождения, причем акцент международным законодателем был сделан на равноправии полов без какого-либо различия [3]. В то время представители Организации Объединенных Наций приводили крайне печальные статистические данные о том, что больше всего безграмотных и малообразованных, соответственно, неквалифицированных кадров пришлось именно на женщин. По сведениям, собранным представителями экспертного сообщества ООН, таких женщин было более двух третей [4]. Все эти факты ярко иллюстрировали неблагополучие в деле защиты женских прав. Все это настоятельно требовало развития нормативного регулирования всего спектра конкретных прав представительниц прекрасной половины человечества.

Следующим этапом в нелегком деле борьбы за гендерное равноправие по праву можно считать 1960-е гг. Особым достижением и завоеванием в женских правах стало принятие в декабре 1966 г. двух международных правовых актов - «Пакта об экономических, социальных и культурных правах» [6] и «Пакта о гражданских и политических правах» [5]. Значение данных документов было и остается поныне огромным. Закрепив всю совокупность прав личности, тексты этих актов достаточно детально прописали антидискриминационные положения. Целый комплекс статей Пакта об экономических, социальных и культурных правах, а именно с десятой по четырнадцатую, провозглашал право на образование для всех, вне зависимости от половой принадлежности, а также охрану семьи, материнства и детства и др.

Таким образом, произошло формирование прочной правовой базы защиты прав женщин и обеспечения равенства полов. Отмеченные Пакты в совокупности с Всеобщей декларацией прав

человека составили фундамент принципа равенства на международно-правовом уровне. Авторитетный исследователь женских прав С.В. Поленина справедливо заметила, что длительное время в доктрине и практике международного публичного права отрицалась или часто попросту игнорировалась стандартизация правового статуса определенных групп людей, которые могли обладать какими-то либо общими чертами, в том числе по признаку пола [7, с. 30].

На фоне происходивших перемен формировалось так называемое третье поколение прав человека. Вся системная совокупность данной группы прав личности - политических, социальных, гражданских, экономических и других показывала, что по причинам физических различий и, соответственно, разных фактических и природных данных реализация женщинами и мужчинами таких прав не могла быть одинаковой. В обществе и юридической науке медленно, но верно утверждалось понимание того, что, в частности женщинам, требуется поддержка и особая гарантированность со стороны, как национальных властных государственных институтов, так и международного сообщества.

До сих пор в рамках нашего исследования мы анализировали общие нормы и базовые международно-правовые стандарты в сфере тендерного равенства и прав женщин. Вместе с тем, стоит признать, что еще в 1950-х гг. нормативное регулирование на международном уровне выразилось в специальных конвенциональных актах, принятых именно для обеспечения прав женщин. Здесь естественным образом пальма первенства также принадлежала ООН. Генеральная Ассамблея этой организации, целью которой выступает мир во всем мире, в 1952 г. приняла Конвенцию о политических правах женщин, которая только в 1954 г. вступила в законную силу. Передовиком среди государств-участников ООН в ратификации отмеченного документа стал СССР. В раках Конвенции было закреплено и гарантировалось женщинам избирательное право и право на участие в управлении делами государства, в том числе посредством замещения государственных должностей наравне с мужчинами [8].

Международный законодатель предметом правового регулирования в середине 1950-х гг. также избрал поддержку материнства и института семьи, что повлияло на правовое положение замужней женщины и вопросы гражданства. Предписания в данной сфере нашли отражение в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 1957 г. Международный правовой акт четко закрепил, что гражданство, как правовая связь с государством, ни в коем случае не может подлежать изменению при вступлении женщины в брак. Норма также предполагает, что и при расторжении брака или перемене гражданства мужем во время брака гражданство неизменно. Однако такое может быть правомерным в случае, если предоставление такого гражданства не противоречит интересам государственной безопасности конкретной страны [9].

Для развития юридического регулирования коллективных прав представительниц женского пола в 1967 г. ООН принял специальную антидискриминационную декларацию. В 1979 г. ее переработали в Конвенцию. Таким образом, юридическую силу приобрела Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин [10]. Так как Россия стала правопреемницей СССР, то и сегодня этот акт является частью правовой системы нашей страны.

Стоит отметить, что данная Конвенция значительно развивала и дополняла систему международных норм в сфере политических прав. Документ предписывает обязательность государств-участниц Конвенции закреплять принцип равенства полов в свои основные законы страны. К тому же Конвенция 1979 г во второй статье предписывает необходимость обеспечивать юридическую защиту прав с помощью национальных судов и других государственных учреждений (ст. 2) [11].

Историческое значение данного международного акта заключается в том, что здесь впервые в практике юридического регулирования гендерного равенства на международном уровне закрепили и определили содержание понятия дискриминации в отношении женщин. Первая статья Конвенции 1979 г. закрепила проявления дискриминирующих действий, к числу которых причислялись любые различия, исключения и ограничения. Рассматривая положения этого важного документа, стоит отметить, что в предписаниях также содержалась совокупная возможность национальных государственных институтов, международных институций и общественных организаций по внедрению в реальную практику фактического равенства между мужчинами и женщинами. В частности, 4 статья данной Конвенции предписывала возможную необходимость использовать специальные меры, такие как квотирование.

Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин раскрывала комплексный подход к борьбе за женские права. Она была направлена на искоренение стереотипных представлений о роли женщины и роли мужчины. Все это стало первым в истории источников международного права шагом на пути развития института прав женщин во всем их многообразии.

В сфере экономических прав среди представительниц женского пола можно отдельно выделять права трудящихся женщин. Важную роль в этой плоскости прав и гарантий их реализации сыграла Международная организация труда (далее МОТ). Однако юридическая природа рекомендаций и актов МОТ имеет серьезные отличия от актов ООН. С одной стороны, ее предписания ограничены только сферой труда, а с другой - участники Конвенций МОТ не получают обязательств совершить вытекающие из него конкретные действия. Несоблюдение таких положений, вряд ли может привести к международно-правовой ответственности. Конечно, труд женщин защищается в актах МОТ средствами принятия законов и ориентации правоприменительной практики для развития равного и свободного женского труда в станах, ратифицировавших акты МОТ.

Равенство женщин и мужчин в правотворческой деятельности данной организации имеет свою историю. В самом начале XX в. организация, защищающая труд, разработала и приняла такие акты как «О труде женщин в ночное время» и «Об охране материнства». В доктрине международного права и правоприменительной практике можно особо выделить так называемую сотую Конвенцию МОТ от 1951 г, которая закрепила гарантии равного вознаграждения за труд мужчин и женщин. Разумеется, здесь отчетливо можно проследить связь с Всеобщей декларацией о правах человека. По сути, МОТ развила в своей сфере положения этого универсального международно-правового акта.

Правовая политика Международной организации труда оказалось последовательной. Так, в Конвенции 111 было раскрыто содержание категории дискриминация в области труда и занятости. В семантическом и понятийном значении труд здесь органически связывали с занятиями, подразумевая также и принцип равного доступа к направлениям и ступеням профессионального обучения и свободного выбора профессии и мужчинами, и женщинами.

В результате проведенного исследования приходим к следующим выводам. Во-первых, ключевую роль в правовом регулировании женских прав и гендерного равенства играла ООН. Преимущественно в правотворческой функции, активно реализуемой в середине XX в., ООН приняла целый ряд правил и стандартов во всех сферах общественной жизни по отношению к правам представительниц женского пола. Во-вторых, спектр экономических прав женщин нашел отражение в деятельности МОТ, которая приняла рад важных узаконений в сфере обеспечения прав трудящихся женщин.

Литература и источники

1. Кашина М.А., Василенко Л.А. Фрактальность гендерных отношений и использование гендерного ресурса государственной политики и управления в современной России // Женщина в российском обществе. - 2019. - № 2.

2. Устав Организации Объединенных наций от 26 июня 1945 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашина. - М., 1999

3. Всеобщая декларация прав человека от 1948 г. // Российская газета. - 1995. - 5 апреля.

4. Агеева А.В. Международные правовые стандарты и проблемы защиты прав женщин // Современные научные исследования: теория, методология, практика. - 2013. - №3 (3). - Т.1.

5. Международный пакт о гражданских и политических правах от 1966 // Права человека. Сборник международных документов. - М., 1986.

6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 // Права человека. Сборник международных документов. - М., 1986.

7. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. - М., 2000.

8. Конвенция о политических правах женщин // Права человека. Сборник международных документов. - М., 1986.

9. Конвенция о гражданстве замужней женщины // Права человека. Сборник международных документов. - М., 1986.

10. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Права человека. Сборник международных документов. - М., 1986.

11. Конвенции и соглашения ООН. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12. 1979 г. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml

References and Sources

1. Kashina M.A., Vasilenko L.A. Fraktal'nost' gendernyh otnoshenij i ispol'zovanie gendernogo resursa gosudarstvennoj politiki i upravleniya v sovremennoj Rossii // Zhenshchina v rossijskom obshchestve. - 2019. - №2 2.

2. Ustav Organizacii Ob"edinennyh nacij ot 26 iyunya 1945 g. // Mezhdunarodnye akty o pravah cheloveka. Sbornik dokumentov / Sost. V.A. Kartashkin, E.A. Lukashina. - M., 1999

3. Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka ot 1948 g. // Rossijskaya gazeta. - 1995. - 5 aprelya.

4. Ageeva A.V. Mezhdunarodnye pravovye standarty i problemy zashchity prav zhenshchin // Sovremennye nauchnye issledovaniya: teoriya, metodologiya, praktika. - 2013. - №3 (3). - T.1.

5. Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah ot 1966 // Prava cheloveka. Sbornik mezhdunarodnyh dokumentov. - M., 1986.

6. Mezhdunarodnyj pakt ob ekonomicheskih, social'nyh i kul'turnyh pravah ot 1966 // Prava cheloveka. Sbornik mezhdunarodnyh dokumentov. - M., 1986.

7. Polenina S.V. Prava zhenshchin v sisteme prav cheloveka: mezhdunarodnyj i nacional'nyj aspekt. - M., 2000.

8. Konvenciya o politicheskih pravah zhenshchin // Prava cheloveka. Sbornik mezhdunarodnyh dokumentov. - M., 1986.

9. Konvenciya o grazhdanstve zamuzhnej zhenshchiny // Prava cheloveka. Sbornik mezhdunarodnyh dokumentov. - M., 1986.

10. Konvenciya o likvidacii vsekh form diskriminacii v otnoshenii zhenshchin // Prava cheloveka. Sbornik mezhdunarodnyh dokumentov. - M., 1986.

11. Konvencii i soglasheniya OON. Konvenciya o likvidacii vsekh form diskriminacii v otnoshenii zhenshchin ot 18.12. 1979 g. // [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml

ГОЛОВИНОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ - кандидат философских наук, доцент, кафедра конституционного и международного права, Алтайский государственный университет (alex-golovinov@mail.ru).

ГОЛОВИНОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат исторических наук, доцент, кафедра правоведения и методики преподавания социально-экономических дисциплин, Алтайский государственный педагогический университет. GOLOVINOV, ALEKSANDR V. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Department of Constitutional and International Law, Altai State University (alex-golovinov@mail.ru).

GOLOVINOVA, YULIA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Law and Methods of Teaching Socio-Economic Disciplines, Altai State Pedagogical University (yu.golovinova@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.