Научная статья на тему 'КАК ЮЖНАЯ КОРЕЯ РЕАГИРУЕТ НА СОПЕРНИЧЕСТВО США И КИТАЯ?'

КАК ЮЖНАЯ КОРЕЯ РЕАГИРУЕТ НА СОПЕРНИЧЕСТВО США И КИТАЯ? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
766
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Южная Корея / США / экономика / гегемоны / сотрудничество / South Korea / USA / economy / hegemon / cooperation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Отарчиев Алим Маратович

Южная Корея находится между сферами влияния США и Китая, а потому ей приходится в своей внешней политике лавировать между двумя гегемонами, но в то же время оставаться независимой, что становится все сложнее в современной глобалистической повесткой в мире. Учитывая не самые приятные отношения с соседом, Южной Кореи приходится очень аккуратно выбирать каждый свой шаг, в то время как вокруг нее происходят столкновения интересов сильнейших государств в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW IS SOUTH KOREA RESPONDING TO THE US – CHINA RIVALRY?

South Korea is located between the spheres of influence of the United States and China, and therefore, in its foreign policy, it has to maneuver between two hegemons, but at the same time remain independent, which is becoming more and more difficult in the modern globalist agenda in the world. Considering not the most pleasant relations with its neighbor, South Korea has to very carefully choose it is every step, while clashes of interests of the strongest states in the world are taking place around it.

Текст научной работы на тему «КАК ЮЖНАЯ КОРЕЯ РЕАГИРУЕТ НА СОПЕРНИЧЕСТВО США И КИТАЯ?»

УДК 327

А.М. ОТАРЧИЕВ

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

КАК ЮЖНАЯ КОРЕЯ РЕАГИРУЕТ НА СОПЕРНИЧЕСТВО США И КИТАЯ?

Отарчиев Алим Маратович, магистрант, Кафедра международных отношений,

мировой политики и зарубежного регионоведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет

E-mail: aotarchiev@mail.ru

Аннотация. Южная Корея находится между сферами влияния США и Китая, а потому ей приходится в своей внешней политике лавировать между двумя гегемонами, но в то же время оставаться независимой, что становится все сложнее в современной глобалистической повесткой в мире. Учитывая не самые приятные отношения с соседом, Южной Кореи приходится очень аккуратно выбирать каждый свой шаг, в то время как вокруг нее происходят столкновения интересов сильнейших государств в мире.

Ключевые слова и фразы: Южная Корея, США, экономика, гегемоны, сотрудничество.

нннннннннннннннннннннннннннннннш

Для цитирования: Отарчиев А.М. Как Южная Корея реагирует на соперничество США и Китая? // Корееведе-ние в России: направление и развитие. 2021. Т. 2. № 2. С. 130-134.

A.M. OTARCHIEV

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

HOW IS SOUTH KOREA RESPONDING TO THE US - CHINA RIVALRY?

Alim M. Otarchiev, master's student, Department of International Relations,

World Politics and Foreign Regional Studies, Kazan (Volga region) Federal University E-mail: aotarchiev@mail.ru

Abstract. South Korea is located between the spheres of influence of the United States and China, and therefore, in its foreign policy, it has to maneuver between two hegemons, but at the same time remain independent, which is becoming more and more difficult in the modern globalist agenda in the world. Considering not the most pleasant relations with its neighbor, South Korea has to very carefully choose it is every step, while clashes of interests of the strongest states in the world are taking place around it.

Keywords and phrases: South Korea, USA, economy, hegemon, cooperation.

For citation: Otarchiev A.M. How does South Korea respond to US - China rivalry? // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2021. Vol. 2, № 2. P. 130-134.

Как Южная Корея реагирует на соперничество США и Китая?

Южная Корея - одна из немногих стран в Азии или, если на, то пошло, в мире, у которых есть как давние исторические связи с Китаем, так и важный союз с Соединенными Штатами. Эта двусторонняя реальность оказывает беспрецедентное давление на Сеул, поскольку соперничество США и Китая усиливается и распространяется,

чтобы повлиять на торговую и технологическую политику. Будучи четвертой по величине экономикой Азии, Южная Корея в 2019 году экспортировала в Китай товаров на сумму более 136 миллиардов долларов, что составляет четверть ее общего экспорта. Более того, поскольку Китай является единственным союзником и незаменимым покровителем Северной Кореи, Сеул должен также внимательно рассмотреть сложные от-

ношения Пекина и Пхеньяна, поскольку Южная Корея стремится к своим собственным отношениям с Китаем.

Южная Корея хорошо осведомлена о растущем военном следе Китая в Восточной Азии, но до сих пор она гораздо менее громко выражала свою озабоченность, чем другие соседние страны, например, Япония. Тем не менее, южнокорейская общественность все больше опасается Китая. В ходе опроса Карнеги, проведенного в Сеуле в ноябре 2019 года, только четверть опрошенных ответили, что доверяют Китаю как партнеру по объединению, в то время как почти три четверти заявили, что они не очень доверяют Пекину или вообще не доверяют ему. Соответственно, на вопрос, какие страны могут быть самой большой угрозой для единой Кореи, более половины ответили Китаю. Для сравнения, менее трети заявили о Японии и всего 8,3 процента -о Соединенных Штатах.

Глобальный опрос Pew, проведенный в октябре 2020 года, показал, что 83% южнокорейцев не уверены, что президент Китая Си Цзиньпин поступит «правильно в мировых делах». Сегодня три четверти южнокорейцев негативно относятся к Китаю по сравнению с менее чем одной третью в 2002 году. Южная Корея также выделяется тем, что 77 процентов ее граждан по-прежнему считают Соединенные Штаты доминирующей экономической державой в мире. Южнокорейцев все больше отталкивают крайний национализм и деспотизм Китая, о чем свидетельствует принятый Пекином в июне 2020 года закон о национальной безопасности для управления Гонконгом.

В США и Китае почти ежедневно появляются статьи, в которых просят Южную Корею не склоняться на другую сторону. В то время как консервативное правительство в Сеуле может делать больший упор на альянс США, в интересах Сеула сохранить текущее равновесие. Он осторожно выразит некоторые опасения по поводу растущей политической и военной мощи Китая, а также спокойно предпримет решительные действия, такие как наращивание оборонного бюджета и осуществление долгосрочных мер по совершенствованию вооруженных сил.

Помня об отношениях Пекина с Пхеньяном, а также о сложных отношениях его страны с Севером, президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин и правительство Южной Кореи продолжают хранить молчание о нарушениях прав человека Се-

верной Кореей. Однако, будучи одной из самых динамично развивающихся демократий в Азии, Южная Корея не может оторваться от своих основных ценностей демократии и свободы. В конце концов, эти фундаментальные ценности гарантируют, что Южная Корея не исчезнет на орбите Китая.

Для Южной Кореи, чтобы сохранить стратегические рычаги воздействия на Китай, для Сеула имеет смысл поддерживать свой союз с Вашингтоном и, несмотря на натянутые связи с Токио, стремиться укреплять сотрудничество США, Южной Кореи и Японии в области безопасности. Хотя резкий поворот в японской политике в отношении Южной Кореи маловероятен при новом премьер-министре Японии Суге Ёсихидэ, Мун не должен позволить южнокорейско-японским отношениям заморозиться, когда он вступит в последнюю четверть своего президентства.

Чем отношения Южной Кореи с Китаем отличаются от Индии и Японии?

Отношения Индии и Японии с Китаем в последние годы становятся все более напряженными. Но у Южной Кореи меньше стратегических возможностей для действий в отношениях с Китаем, чем у этих двух других стран, которые вместе с США и Австралией являются членами Четырехстороннего диалога по безопасности или четверки. В отличие от этих крупных держав, Южная Корея должна тщательно развивать отношения с Китаем. Тем временем Сеул спокойно сосредотачивается на улучшении своих вооруженных сил в ответ на угрозы Пхеньяна и растущее военное присутствие Китая.

Хотя Индия и Япония также имеют обширные экономические связи с Китаем, Южной Корее гораздо труднее резко снизить свою экономическую зависимость от китайского рынка. Южнокорейские фирмы ощутили на себе экономический гнев Китая по поводу противоракетной обороны, когда у этих стран было годичное противостояние из-за американской системы противоракетной обороны, развернутой в Южной Корее. В ответ на этот неприятный опыт все больше южнокорейских компаний задумываются о переносе производственных центров из Китая и переносе этих операций в такие страны, как Вьетнам, Индонезия и Индия.

Следует также учитывать место Южной Кореи в свете ее географического положения на

южной оконечности критического Евразийского полуострова. По мере роста значения Евразии, включая де-факто китайско-российское стратегическое соглашение, Южная Корея будет продолжать играть важную роль в предотвращении чрезмерного влияния Китая и России на обширные территории Евразии. Хотя рычаги влияния Южной Кореи ограничены ее статусом средней державы, они служат для незаметной поддержки интересов США в наиболее важном субрегионе Евразии. Помимо Южной Кореи, у Соединенных Штатов нет другого договорного союзника в континентальной Азии, который был бы готов принять постоянное военное присутствие США.

Что означает TENSER США-Китай ля Северной Кореи?

Если президент США Дональд Трамп выиграет второй срок в ноябре, высока вероятность того, что он заключит какое-то ядерное соглашение с Северной Кореей, учитывая его отношения с верховным лидером Ким Чен Ыном. С точки зрения Кима, Трамп был находкой несмотря на то, что Соединенные Штаты продолжают сохранять санкции. Он был первым президентом США, критиковавшим американо-южнокорейские военные учения за их слишком дорогостоящие и угрожающие Северной Корее, и он постоянно угрожал вывести американские войска из Южной Кореи. Все это музыка для ушей Ким. Ким готовится к победе на выборах Джо Байдена, но он будет очень рад, если Трамп получит второй срок, тем более что срок Муна истекает в мае 2022 года.

Независимо от того, кто победит на выборах в США, соперничество между США и Китаем будет продолжаться. Япония и Южная Корея продолжат наращивать расходы на оборону и модернизировать свои вооруженные силы. Это один из долгосрочных факторов, на который Ким не сможет повлиять, если он не решит денуклеариза-ция, чего не произойдет. Ухудшение отношений между США и Китаем также способствует укреплению альянса между США и Японией.

Хотя Ким может полагать, что Южная Корея будет все больше склоняться в сторону Китая, этого не произойдет по причинам, указанным выше (несоответствие основных демократических ценностей и общее подозрение южнокорейской общественности в отношении Китая). Если победит Байден, окно для ведения добросовестных переговоров с Соединенными Штатами бу-

дет ограничено, поскольку он не будет баловать Ким, как Трамп. Более того, по мере усиления конкуренции между США и Китаем Ким будет вынужден еще больше приблизиться к Китаю в поисках защиты, хотя он предпочел бы этого не делать. По мере углубления зависимости Северной Кореи от Китая между Пхеньяном и Пекином будет расти напряженность, но огромный и растущий разрыв во власти между Северной Кореей и Китаем означает, что влияние Пхеньяна на Пекин ослабнет.

Каковы расчет Северной Кореи в отношении ее отношений с Китаем?

Хотя это серьезная угроза безопасности, Северная Корея - особняк. А поскольку Северная Корея приближается к Китаю, еще не ясно, как Пекин отреагирует на Пхеньян. Несмотря на то, что Китай поддерживает денуклеаризацию Корейского полуострова, он никогда прямо не призывал Северную Корею к денуклеаризации, и эта политика вряд ли изменится. Но если Северная Корея проведет испытание баллистической ракеты с подводной лодки, а не с баржи, и нарушит добровольный мораторий на испытания ядерных боеголовок и межконтинентальных баллистических ракет, терпение Пекина будет испытано.

В то же время Ким знает, что по мере усиления конкуренции между США и Китаем Китаю потребуются лояльные союзники, а Северная Корея - одна из очень немногих стран, находящихся под крылом Китая. Поскольку и у Северной Кореи, и у Китая есть причины сближаться, Пекин не сможет отделиться от Пхеньяна, даже если Северная Корея проведет еще одно ядерное испытание. И Си, и Ким используют стратегические потребности друг друга, несмотря на низкий уровень доверия между ними.

Как изменились региональные мнения о Китае и Соединенных Штатах?

Растущая политическая мощь Си и более напористая позиция Пекина заставили многие азиатские страны настороженно относиться к Китаю. В то же время беспорядочная внешняя политика Трампа, диковинные заявления, игнорирование фактов и полная неспособность справиться с пандемией коронавируса внутри страны снизили позиции Соединенных Штатов в Азии. Даже если азиатские государства все больше обеспокоены агрессивной позицией Китая в Южно-Китайском море и продолжают рассматривать

присутствие США в регионе как стабилизирующую силу, они также понимают, что влияние США достигло своего пика. Это ниша, которую Си так ловко использовал с помощью провальной политики Трампа. Многие азиатские страны больше не рассматривают Соединенные Штаты как маяк свободы и демократии, хотя восприятие изменится, если победит Байден.

Прежде всего, всеобъемлющая экономическая мощь и растущее влияние Китая свидетельствуют о растущем пренебрежении Пекином к оппозиции США и Европы. Когда прошлым летом Китай ввел в Гонконг новый закон о национальной безопасности, Пекин и глазом не моргнул, когда Соединенные Штаты и ЕС ввели незначительные санкции.

До 2010-х годов Соединенные Штаты считали, что Китаю потребуется много времени, чтобы стать равноправным региональным партнером.

В 2020 году Китай станет не только региональным конкурентом Соединенных Штатов, но и зарождающейся сверхдержавой, которая намерена обогнать Соединенные Штаты в экономическом и военном отношении к 2040-м годам.

В отличие от бывшего Советского Союза, Китай - экономический гигант, и статус, который дает ему огромные рычаги воздействия. Впервые Вашингтон отвечает на военные вылазки Пекина. И все же расширенное сдерживание США ослабло из-за асимметричных возможностей Китая и Северной Кореи. Эти события не изменятся только потому, что высшие должностные лица США продолжают критиковать Китай. Необходима полная переоценка стратегии США и соответствующих возможностей в 2020-е годы, а также новые роли и задачи для союзников США, чтобы гарантировать, что Китай не станет новым гегемоном.

Список литературы

1. South Korean Ministry of Foreign Affairs, Panmunjeom Declaration for Peace, Prosperity and Unification of the Korean Peninsula. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5476/view.do?seq=319607. (дата обращения 17.02.2021). - Текст электронный.

2. Edward Wong. Trump's Talks With Kim Jong-un Collapse, and Both Sides Point Fingers / Wong Edward // New York Times. - [Электронный ресурс]. - URL: https://nyti.ms/2IHEG20. (дата обращения 17.02.2021). - Текст электронный.

3. The National Committee on North Korea. Agreement on the Implementation of the Historic Panmunjom Declaration in the Military Domain. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ncnk.org/resources/publications/ agreement-implementation-historic-panmunjom-declaration-military-domain.pdf. (дата обращения 17.02.2021). -Текст электронный.

4. Lee Min-hyung. Korea and US Axe Two Annual, Large-Scale Joint Military Drills / Lee Min-hyung // Korea Times. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.koreatimes.co.kr/www/nation/2019/03/356_264726.html. (дата обращения 17.02.2021). - Текст электронный.

5. Christy, Lee. Experts: US-South Korea Pare Military Exercises as North Korea Remains Threat. / Christy Lee // Voice of America. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.voanews.com/east-asia-pacific/experts-us-south-korea-pare-military-exercises-north-korea-remains-threat. (дата обращения 17.02.2021). - Текст электронный.

6. USFK. Joint Communiqué of 50th U.S.-ROK Security Consultative Meeting. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.usfk.mil/Media/News/Article/1679753/joing-communique-of-50th-us-rok-security-consultative-meeting. (дата обращения 17.02.2021). - Текст электронный.

7. South Korean Ministry of Foreign Affairs. ROK and US Reach Agreement on 10th Special Measures Agreement. -[Электронный ресурс]. - URL: http://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5676/view.do?seq=320383. (дата обращения 17.02.2021). - Текст электронный.

8. Lee, Min-hyung. Trump Wants Seoul to Pay More for US Troops. / Lee Min-hyung // Korea Times. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.koreatimes.co.kr/www/nation/2020/01/205_263634.html. (дата обращения 17.02.2021). - Текст электронный.

9. Simon Denyer and Min Joo Kim. United States and South Korea Reach Stopgap Deal on Troop Cost-Sharing / Simon Denyer and Min Joo Kim // Washington Post. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.washingtonpost. com/world/united-states-and-south-korea-reach-stopgap-deal-on-troop-cost-sharing/2019/02/10/c086bafa-2cb4-11e9-906e-9d55b6451eb4_story.html (дата обращения 17.02.2021). - Текст электронный.

10. Song, Sang-ho. Defense Reform Plan to Cut Generals, Create Ground Command, Retain 3-Axis System / Song Sang-ho //Yonhap NewsAgency. - [Электронный ресурс]. - URL: https://en.yna.co.kr/view/AEN20180727003900315. (дата обращения 17.02.2021). - Текст электронный.

11. Jung, Da-min. Seoul to Budget Over 50 Trillion Won for Defense to Counter Growing Security Threats / Jung Damin // Korea Times. - [Электронный ресурс]. - URL: http://m.koreatimes.co.kr/pages/article.asp?newsIdx=274799. (дата обращения 17.02.2021). - Текст электронный.

12. South Korean Ministry of National Defense, 2018 Defense White Paper, 118, [Электронный ресурс]. - URL:http:// www.mnd.go.kr/cop/pblictn/selectPublicationUser.do?siteId=mndEN&componentId=51&categoryId=0&publicationSeq =846&pageIndex=1&id=mndEN_031300000000. (дата обращения 17.02.2021). - Текст электронный.

13. Yeo, Jun-suk. S. Korea Military Seeks to Cut Service Period to 18 Months / Yeo Jun Sik // Korea Herald. -[Электронный ресурс]. - URL: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20180503000809 (дата обращения 17.02.2021). - Текст электронный.

References

1. South Korean Ministry of Foreign Affairs, Panmunjeom Declaration for Peace, Prosperity and Unification of the Korean Peninsula. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5476/view.do?seq=319607. (data obrashhenija 17.02.2021). - Tekst jelektronnyj.

2. Edward Wong. Trump's Talks With Kim Jong-un Collapse, and Both Sides Point Fingers / Wong Edward // New York Times. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://nyti.ms/2IHEG20. (data obrashhenija 17.02.2021). - Tekst jelektronnyj.

3. The National Committee on North Korea. Agreement on the Implementation of the Historic Panmunjom Declaration in the Military Domain. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://www.ncnk.org/resources/publications/ agreement-implementation-historic-panmunjom-declaration-military-domain.pdf. (data obrashhenija 17.02.2021). -Tekst jelektronnyj.

4. Lee Min-hyung. Korea and US Axe Two Annual, Large-Scale Joint Military Drills / Lee Min-hyung // Korea Times. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://www.koreatimes.co.kr/www/nation/2019/03/356_264726.html. (data obrashhenija 17.02.2021). - Tekst jelektronnyj.

5. Christy, Lee. Experts: US-South Korea Pare Military Exercises as North Korea Remains Threat. / Christy Lee // Voice of America. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://www.voanews.com/east-asia-pacific/experts-us-south-korea-pare-military-exercises-north-korea-remains-threat. (data obrashhenija 17.02.2021). - Tekst jelektronnyj.

6. USFK. Joint Communiqué of 50th U.S.-ROK Security Consultative Meeting. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.usfk.mil/Media/News/Article/1679753/joing-communique-of-50th-us-rok-security-consultative-meeting. (data obrashhenija 17.02.2021). - Tekst jelektronnyj.

7. South Korean Ministry of Foreign Affairs. ROK and US Reach Agreement on 10th Special Measures Agreement. -[Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5676/view.do?seq=320383. (data obrashhenija 17.02.2021). - Tekst jelektronnyj.

8. Lee, Min-hyung. Trump Wants Seoul to Pay More for US Troops. / Lee Min-hyung // Korea Times. -[Jelektronnyj resurs]. - URL: https://www.koreatimes.co.kr/www/nation/2020/01/205_263634.html. (data obrashhenija 17.02.2021). - Tekst jelektronnyj.

9. Simon Denyer and Min Joo Kim. United States and South Korea Reach Stopgap Deal on Troop Cost-Sharing / Simon Denyer and Min Joo Kim // Washington Post. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://www.washingtonpost.com/ world/united-states-and-south-korea-reach-stopgap-deal-on-troop-cost-sharing/2019/02/10/c086bafa-2cb4-11e9-906e-9d55b6451eb4_story.html (data obrashhenija 17.02.2021). - Tekst jelektronnyj.

10. Song, Sang-ho. Defense Reform Plan to Cut Generals, Create Ground Command, Retain 3-Axis System / Song Sang-ho // Yonhap News Agency. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://en.yna.co.kr/view/AEN20180727003900315. (data obrashhenija 17.02.2021). - Tekst jelektronnyj.

11. Jung, Da-min. Seoul to Budget Over 50 Trillion Won for Defense to Counter Growing Security Threats / Jung Da-min // Korea Times. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://m.koreatimes.co.kr/pages/article.asp?newsIdx=274799. (data obrashhenija 17.02.2021). - Tekst jelektronnyj.

12. South Korean Ministry ofNational Defense, 2018 Defense White Paper, 118, [Jelektronnyj resurs]. - URL:http:// www.mnd.go.kr/cop/pblictn/selectPublicationUser.do?siteId=mndEN&componentId=51&categoryId=0&publication Seq=846&pageIndex=1&id=mndEN_031300000000. (data obrashhenija 17.02.2021). - Tekst jelektronnyj.

13. Yeo, Jun-suk. S. Korea Military Seeks to Cut Service Period to 18 Months / Yeo Jun Sik // Korea Herald. -[Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20180503000809 (data obrashhenija 17.02.2021). - Tekst jelektronnyj.

Дата поступления /Received 24.12.2020 Дата принятия в печать /Accepted 01.03.2021

© Отарчиев А.М., 2021 © Otarchiev A.M., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.