Научная статья на тему 'КАК Я ПОНИМАЮ СЛОВА ВИКТОРА ФРАНКЛА: «Я ВИДЕЛ СМЫСЛ СВОЕЙ ЖИЗНИ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОМОГАТЬ ДРУГИМ УВИДЕТЬ СМЫСЛ В СВОЕЙ ЖИЗНИ»'

КАК Я ПОНИМАЮ СЛОВА ВИКТОРА ФРАНКЛА: «Я ВИДЕЛ СМЫСЛ СВОЕЙ ЖИЗНИ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОМОГАТЬ ДРУГИМ УВИДЕТЬ СМЫСЛ В СВОЕЙ ЖИЗНИ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
171
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАК Я ПОНИМАЮ СЛОВА ВИКТОРА ФРАНКЛА: «Я ВИДЕЛ СМЫСЛ СВОЕЙ ЖИЗНИ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОМОГАТЬ ДРУГИМ УВИДЕТЬ СМЫСЛ В СВОЕЙ ЖИЗНИ»»

КАК Я ПОНИМАЮ СЛОВА ВИКТОРА ФРАНКЛА: «Я ВИДЕЛ СМЫСЛ СВОЕЙ ЖИЗНИ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОМОГАТЬ ДРУГИМ УВИДЕТЬ СМЫСЛ В СВОЕЙ

ЖИЗНИ»

Слепцова А.А., курсант ФГКОУВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им.В.Я.Кикотя».

Научный руководитель: Ульянова И.В., доктор педагогических наук, доцент,

профессор кафедры педагогики ФГКОУВО «Московский университет

Министерства внутренних дел Российской Федерации им.В.Я.Кикотя».

Смысл жизни - вечная проблема... С древних времен люди ищут ответ на вопрос «в чем смысл жизни?», и каждый отвечает на него по-своему. Великие мыслители- греческие и римские философы, монахи и китайские мудрецы трактовали смысл жизни, исходя из своих представлений, своего опыта. Постепенно, с течением веков, смысложизненная проблематика обрела популярность. Его, смысл, начали искать не только писатели, поэты, композиторы, но и обычные люди. Многие литературные герои задавались вопросом: «В чем смысл жизни?». Например, Холден Колфилд из повести «Над пропастью во ржи», или Печорин из романа «Герой нашего времени». Через своих героев писатели пытались высказать свою точку зрения на противоречия бытия...

Часто писатели ставили и ставят своих героев в ситуации морально-нравственного выбора, когда надо определиться, что для человека важнее: материальное или духовное? Развлечения или созидательный труд? Личные удовольствия или труд на благо других? Проживая вместе с литературными персонажами их тревоги, сомнения, читатель начинает более глубоко и ответственно размышлять о собственных поступках.

Но когда я познакомилась с автобиографической книгой австрийского психиатра, психолога, философа Виктора Франкла «Сказать жизни «ДА!», я поняла, как важны нам именно такие произведения - в которых каждое слово пропитано не только физической и душевной болью, но и невероятным мужеством, жизнестойкостью, верой в будущее.

Будучи во время Второй мировой войны узником нацистского концентрационного лагеря, Виктор Франкл говорил о том, что он видит смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни. Но что же это значит? В чем конкретно выражается эта позиция философа?

На мой взгляд, они значально ощущал себя как помощника и защитника. Он чувствовал ответственность за тех, кто находился рядом с ним, испытывая голод, страх, беспомощность, и по зову сердца стремился оказать им поддержку - словом, действием. Без преувеличения можно сказать о том, что в концлагере Виктор Франкл выступал в роли педагога, который воздействовал на людей с целью воспитания в них нравственных качеств, силы духа. Виктор Франкл выступал в роли психолога, способного бескорыстно помогать людям настраиваться на перспективы, конкретные цели, на формирование смысложизненных установок.

В своем произведении «Сказать жизни «ДА!» Виктор Франкл приводит примеры из личного концлагерного опыта, когда упавшие духом заключенные, разочарованные во всем, получали от него жизненную энергию, слышали необходимые слова, возвращающие к жизни. Это были, прежде всего, слова о семье, работе, искусстве, природе и т. п. Сам же ВикторФранкл, к слову, часто вспоминал свою жену, представлял её образ перед собой, вел диалоги с любимой, что придавало ему силы в самые трудные минуты жизни.

.Говоря о смысле собственной жизни, я понимаю, что он во многом непосредственно связан с выбором будущей профессии. Я хочу стать высококвалифицированным социальным педагогом-инспектором по делам несовершеннолетним, помогающим детям и подросткам решать их жизненные трудности, хочу стать для них товарищем. Такое желание возникло у меня ещё в детстве, когда, встречая маму с работы, я слышала рассказы о том, как она ведёт уроки, видела, какими

счастливыми выбегают дети из кабинета после занятий с ней, рассказывая родителям о проделанной работе. Мне казалось, что мама вдохновляет детей и заряжает их позитивом, а от этого заряжается сама. Я думаю, очень важно так трепетно относиться к своим трудовым обязанностям.

Виктор Франкл и моя мама - люди разного времени, разных исторических обстоятельств. Но как они схожи в своей жизненной позиции: осмысляя собственную жизнь, помогать окружающим «увидеть смысл в своей жизни»! Они для меня - примеры самоотдачи, заботы, служения.

В заключение хотелось бы сказать, что, безусловно, каждый человек должен иметь смысл жизни, дабы она, жизнь, не превратилась в пустое прозябание. Но когда ты можешь выйти за границы собственного Я и настроиться на помощь людям, то, мне кажется, сама твоя жизнь становится максимально счастливой и безграничной.

САМАЯ ТРУДНАЯ ПРОФЕССИЯ - БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

Софиенко Н.В., студентка 2 курса, Психологический факультет.

Научный руководитель: Е.В. Федосенко, к.психол.н., доцент ЧО ВО «Балтийский Гуманитарный Институт», Санкт-Петербург. Аннотация

Размышление автора современном порядочном человека, какой он и как им остаться в наше время

Ключевые слова: порядочность, мораль, ценности

THE MOST DIFFICULT PROFESSION IS TO BE A HUMAN BEING N. Sofienko, 2nd year student Faculty of Psychology,

Scientific supervisor: E. Fedosenko, Ph. D. in psychology, associate ProfessorBaltic Humanitarian Institute, Saint Petersburg.

Abstract

The author's reflection on a modern decent man, what he is and how to stay in our time Key words: decency, morality, values.

Быть человеком это всегда и во всем оставаться порядочным человеком. В нашем современном мире становится все сложнее оставаться порядочным человеком. Очень много соблазнов для нарушения нравственных границ и запретов. Телевидение и фильмы все меньше учат детей моральным ценностям, порядочности, они все больше имеют развлекательный характер.

Что значит быть порядочным человеком в общем понимании?

• Не навязывать свое мнение, даже если оно расходится с окружающими.

• Не опускаться до оскорблений любого характера.

• Соблюдать простые, можно сказать, стандартные нормы приличия, такие как: не перебивать собеседника, не мусорить, не провоцировать, не грубить даже если человек тебе неприятен в общении.

• Быть толерантным к мнению, национальности, вероисповеданию, окружающих тебя людям.

• Если все-таки проходится отстаивать свою точку зрения. Делать это с позиции «Я-сообщение». Говорить от своего лица, не переходя границу личного.

• Не быть равнодушным, в случаях, когда можно и нужно помочь людям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.