Научная статья на тему 'Как выполнить требование ВАК об информационной открытости с пользой для издательства?'

Как выполнить требование ВАК об информационной открытости с пользой для издательства? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1178
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЕНТСТВО ПОДПИСКИ / СПИСОК ВАК / КРИТЕРИИ ВАК / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ / КАТАЛОГ «ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ» / ОБЪЕДИНЕННЫЙ КАТАЛОГ «ПРЕССА РОССИИ» / КАТАЛОГ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ «ПОЧТА РОССИИ» / THE DIRECTORY «NEWSPAPERS. JOURNALS» / «JOINT CATALOG» RUSSIAN PRESS / «RUSSIAN MEDIA DIRECTORY» MAIL OF RUSSIA / SUBSCRIPTION AGENCY / LIST HAC / HAC CRITERIA / A FEDERAL DIRECTORY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Заходякин Илья Владимирович

В статье рассматривается одно из главных требований ВАК об информационной открытости научного издания, его включения в подписные каталоги. Представлена информация о федеральных каталогах, их особенностях. Даны рекомендации по проведению подписной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes one of the main requirements of HAC on information openness of scientifi c journal, its inclusion in subscription catalogs. The author gives the information about the federal directories and their features and also the recommendations for carrying out the subscription company.

Текст научной работы на тему «Как выполнить требование ВАК об информационной открытости с пользой для издательства?»

ЗАХОДЯКИН Илья Владимирович

коммерческий директор, Издательство «Креативная экономика» ^ [email protected]

КАК ВЫПОЛНИТЬ ТРЕБОВАНИЕ ВАК об информационной открытости С ПОЛЬЗОЙ для издательства?

В статье рассматривается одно из главных требований ВАК об информационной открытости научного издания, его включения в подписные каталоги. Представлена информация о федеральных каталогах, их особенностях. Даны рекомендации по проведению подписной компании.

Уже прошло больше года, как вступили в силу критерии для включения в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.

Они достаточно логичны и понятны. Все требования направлены на то, чтобы сделать рецензируемые журналы более доступными для научной общественности.

«Достаточным условием является включение текущих номеров научного периодического издания или его переводной версии на иностранном языке в

хотя бы одну из систем цитирования Web of Science, Scopus, Web of Knowledge, Astrophysics, PubMed, Mathematics, Chemical Abstracts, Springer, Agris, GeoRef.» Это требование сложно оспорить. Особенно тем, кто знает критерии для включения в эти системы. ВАК российские журналы только к ним готовит.

Необходимым условием является требование об информационной открытость издания: «наличие сетевой версии в Интернете. Аннотации статей, ключевые слова, информация об авторах должны находиться в свободном доступе в Интернете на русском и английском языках, полнотекстовые версии статей - в свободном доступе или быть доступными только для подписчиков не позднее чем через год после выхода журнала.»

Приятно видеть, что у российских научных журналов при ведущих вузах страны в ХХІ веке появились свои сайты. Конечно же они немного теряются на просторах всемирной паутины. Но здесь важ-

на тенденция: у вузовских издателем появляется заинтересованность в том, чтобы о них знали. Конечно, создание современного сайта в нынешней финансовой ситуации - дело проблематичное. Но прогресс и тут не стоит на месте: созданная платформа Enjoumal.net позволяет издательствам создавать высокотехнологичные сайты по вполне приемлемым ценам.

Что такое хороший сайт для издательства и зачем он нужен? - это отдельная тема для разговора. При недостаточной оптимизации сайта поисковик не найдет название статьи, автора, ключевые слова, показатели, используемые при поиске материалов исследователями.

Наличие подписного индекса в одном из федеральных подписных каталогов для печатных изданий также является необходимым условием.

Поражает, как основная масса научных изданий при вузах впервые задумались о включении в федеральные каталоги только после того, как их обязали сделать это. Значит, весь отпечатанный тираж ранее распространялся исключительно среди «своих», и ознакомиться с опубликованными материалами человеку со стороны даже не было возможности!

Сейчас же почти все включаются в каталоги бездумно. Лишь для выполнения требований Высшей аттестационной ко -миссии. Стоит напомнить, что включение в каталоги - дело не дешевое, и связано оно с выполнением определенных обязательств. Стоит хорошо подумать, прежде чем связывать себя договором.

В настоящий момент в России существует три федеральных каталога:

• «Газеты. Журналы»;

• объединенный каталог «Пресса России»;

• каталог российской прессы «Почта России».

Каталог «Газеты. Журналы»

Издатель каталога - ОАО Агентство «Роспечать».

История агентства уходит к 1906 году, когда было создано «Контрагент-

ство А. С. Суворина». В ноябре 1917 года «Контрагентство А.С. Суворина» было национализировано. А в 1994 году в соответствии с государственной программой приватизации была создана новая структура - ОАО Агентство «Роспечать». Также к декабрю 1994 года было приватизировано 47 региональных предприятий «Роспечати».

При включении в этот самый заслуженный, но не самый эффективный каталог надо быть готовым к взаимодействию с громоздкой организацией, имеющей богатую историю. Некоторые менеджеры работают там еще с советских времен. К сожалению, во многом стиль работы тоже остался прежним.

Многие издатели жалуются, что подписка у «Роспечати» падает, а цены на включение только растут. Однако можно отметить, что на данный момент включение в этот каталог себя оправдывает.

Объединенный каталог «Пресса России»

Участниками каталога являются общероссийские подписные агентства и газетно-журнальные издательства. Среди них:

• ЗАО «Агентство подписки и розницы»;

• ЗАО «Аргументы и факты»;

• ОАО «Агентство по распространению зарубежных изданий»;

• ЗАО «Издательский дом «Экономическая газета»;

• ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда»;

• ООО «Издательский дом «Медиа -Пресса»;

Ключевые слова:

агентство подписки, список ВАК, критерии ВАК, федеральный каталог, каталог

«Газеты. Журналы»,

Объединенный

каталог

«Пресса России», каталог российской прессы

«Почта России»

Keywords:

subscription agency, list HAC,

HAC criteria, a federal directory, the directory «Newspapers. Journals»,

«Joint catalog» Russian Press, «Russian media directory» Mail of Russia

дательство может заключить до-ор, по которому все действия по продвижению журнала будет выполнять профессиональная команда

ПОДПИСНАЯ КОМПАНИЯ

<чем больше подписка, тем больше узнаваемость, рост узнаваемости приводить к притоку новых авторов с качественными материалами, а их публикация, естественно, приводит к увеличению подписки

• ООО «Агентство «Книга-Сервис»;

• ЗАО «МК-Периодика»;

• ОАО «Центральный коллектор библиотек «БИБКОМ».

Объединенный каталог «Пресса России» - один из трех федеральных подписных каталогов, по которому принимается подписка на периодические издания во всех почтовых отделениях ФГУП «Почта России» и в других организациях, осуществляющих прием подписки, по всей территории РФ и в ряде стран СНГ.

Каталог издается дважды в год тиражом более 220 тыс. экземпляров. В нем представлено около пяти тысяч российских и зарубежных газет, журналов и книг на бумажных и электронных носителях.

Каталог делают профессионалы своего дела, которые доказали свою состоятельность на рынке подписки в жесткой конкурентной борьбе. Можно сказать, что именно этот федеральный каталог задает тон в битве за расширение перечня услуг и повышение качества сервисного обслуживания издателей и подписчиков. У издателя есть возможность самостоятельно выбрать подписное агентство из состава участников каталога, договорившись о белее выгодных условиях сотрудничества. При этом подписной индекс после смены агентства сохраняется за изданием.

Этот каталог во многом создали издатели, выступившие в 1995 году против монополизации рынка подписки, что позволило редакциям находить именно те услуги, которые действительно нужны. Можно договориться практически о любых услугах и сервисах, прописав условия сотрудничества в договоре, прийти

с любым предложением и быть понятым. Это же ваши коллеги!

К тому же Агентства активно сотрудничают с альтернативными почте распространителями (такими как «Артос-ГАЛ», «Дельта-Пост», «Информнаука», «Урал -Пресс», и др.), количество которых приближается к 200.

Каталог российской прессы «Почта России»

Издатель - ООО «Межрегиональное агентство подписки».

Самый молодой каталог. Выпускается с января 2004 г. Общий тираж составляет свыше 300 тыс. экземпляров и распространяется по всей территории России. За время своего существования «Каталог российской прессы «Почта России» положительно зарекомендовал себя во всех регионах РФ и стал хорошо узнаваем среди подписчиков периодических изданий. Сегодня «Каталог российской прессы «Почта России» содержит более 2000 индексов в центральной части и около 7500 индексов в региональной части. Наиболее близкий каталог к ФГУП «Почта России». Поэтому работники прекрасно сотрудничают с региональной прессой. Основными подписчиками пока являются физические лица.

Научным издателям следует помнить, что в данном случае среди их потенциальных подписчиков преобладают юридические лица: вузы, научные учреждения, библиотеки. Поэтому ждать большого роста тиражей не стоит.

Рекомендации по составлению договора

После того как определен каталог и агентство, наступает время подписывать договор. Его следует читать внимательно, приложения заполнять вдумчиво.

Очень важно при подписании договора заявить те сведения, условия которых вы реально сможете выполнять. Например,

количество полос в издании и его вес. Во многих научных журналах эти показатели в каждом номере разные. Поэтому лучше указывать максимальное и минимальное значения.

Любое несовпадение с заявленными технологическими параметрами издания - повод к серьезному судебному разбирательству.

Чтобы избежать возможных проблем и оптимизировать свои затраты на включение, можно воспользоваться услугой по комплексному распространению издания. Это еще довольно редкая, но, на наш взгляд, очень перспективная и полезная услуга для небольших издательств без своего отдела продаж и штата юристов. Издательство может заключить один универсальный договор, по которому все действия по продвижению журнала будет выполнять профессиональная команда. Т.е. редакция издает научный журнал, а профессионалы-распространители его реализуют, естественно, на взаимовыгодных условиях. Более того, возможен вариант, при котором и заботы по предпечат-ной подготовке, и работу с типографией, включая ее поиск, возьмут на себя специалисты с многолетней успешной практикой производства печатных СМИ.

Пока не стоит слишком надеяться на электронные каталоги. Интернет, к сожалению, есть не везде. Поэтому на данный момент именно бумажная версия журнала тянет за собой популярность электронной. К бумажной версии больше доверия. Она смотрится более значимо.

Будем надеяться, что соблюдение требований ВАК, особенно об информационной открытости издания, повысит общий уровень научной периодики.

Литература

1. Критерии для включения в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://vak.ed.gov.ru/common/ img/uploaded/files/vak/enumeгation/2010/ kriterii-01-07-2010-1.doc.- Загл. с экрана.

2. Агентство «Роспечать» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. rosp.ru. - Загл. с экрана.

3. Объединенный каталог «Пресса России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.pressa-rf.ru. - Загл. с экрана.

4. Межрегиональное агентство подписки [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.map-smi.ru/ru. - Загл. с экрана.

Вывод

Грамотное использование всех современных методов продвижения журнала, как через Интернет, так и через печатные каталоги позволит увеличить подписку на журнал. Чем больше подписка, тем больше узнаваемость издания. Рост узнаваемости, в свою очередь, приводит к притоку новых авторов с качественными материалами, а их публикация, естественно, приводит к увеличению подписки.

Ilya V. ZAHODYAKIN

Commercial Director, «Creative Economy» Publishers

How to comply with the requirement of the Higher Attestation Commissioner transparency with the benefit for publishers?

The article analyzes one of the main requirements of HAC on information openness of scientific journal, its inclusion in subscription catalogs. The author gives the information about the federal directories and their features and also the recommendations for carrying out the subscription company.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.