Научная статья на тему 'Как возможно духовное руководство? Читая святителя Игнатия (Брянчанинова)'

Как возможно духовное руководство? Читая святителя Игнатия (Брянчанинова) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
свт. Игнатий (Брянчанинов) / священник / духовничество / пастырство / русское богословие / St. Ignatius (Brianchaninov) / priest / role of the spiritual father / pastorship / Russian theology

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черный Алексей Иванович

Личность и наследие свт. Игнатия (Брянчанинова) (1807-1867) занимают особое место в истории русского богословия. Во многом это связано с его дворянским происхождением, затруднившим ему вход в духовное сословие, в котором он так и не стал своим. Между тем блестящее светское образование, с одной стороны, и глубокое погружение в аскетическую традицию православия с другой, позволили ему выработать совершенно особый взгляд на церковную жизнь и, в частности, на служение приходского священника. Позиция ревнителя веры и критика Запада сделали труды свт. Игнатия очень популярными в православном народе. Однако на сегодняшний день можно говорить о некоторых мнениях, ошибочно приписываемых святителю. В этой статье будет предпринята попытка проанализировать взгляд свт. Игнатия на духовное руководство в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How is Spiritual Guidance Possible? Reading St. Ignatius (Brianchaninov)

The personality and legacy of St. Ignatius (Brianchaninov, 1807-1867) occupy a special place in the history of Russian theology. This is largely due to his noble origin, which made it difficult for him to enter the clergy, where he never became his own. Meanwhile, his brilliant secular education, on the one hand, and a deep immersion in the ascetic tradition of Orthodoxy, on the other hand, allowed him to develop a very special view of Church life and, in particular, the ministry of a parish priest. His position as a zealot of the faith and his criticism of the West made the works of St. Ignatius very popular among the Orthodox people. However, today we can talk about some opinions erroneously attributed to the saint. This article will attempt to analyze the view of St. Ignatius on spiritual leadership in the modern world.

Текст научной работы на тему «Как возможно духовное руководство? Читая святителя Игнатия (Брянчанинова)»

Список сокращений

БВ - Богословский вестник БТ - Богословские труды Вестник ЕДС - Вестник Екатеринбургской духовной семинарии Вестник РХГА - Вестник Российской Христианской Гуманитарной академии

ГА РФ - Государственный архив Российской Федерации ГА ПО - Государственный архив Пензенской области НИОР РГБ - Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки РА - Русский архив РГИА - Российский государственный исторический архив ХЧ - Христианское чтение

Черный Алексей Иванович, священник

PhD, канд. богословия, науч. сотрудник Научного центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ

Россия, г. Москва lexschwarz@gmail.com

Как возможно духовное руководство? Читая святителя Игнатия (Брянчанинова)

Аннотация: Личность и наследие свт. Игнатия (Брянчанинова) (1807-1867) занимают особое место в истории русского богословия. Во многом это связано с его дворянским происхождением, затруднившим ему вход в духовное сословие, в котором он так и не стал своим. Между тем блестящее светское образование, с одной стороны, и глубокое погружение в аскетическую традицию православия - с другой, позволили ему выработать совершенно особый взгляд на церковную жизнь и, в частности, на служение приходского священника. Позиция ревнителя веры и критика Запада сделали труды свт. Игнатия очень популярными в православном народе. Однако на сегодняшний день можно говорить о некоторых мнениях, ошибочно приписываемых святителю. В этой статье будет предпринята попытка проанализировать взгляд свт. Игнатия на духовное руководство в современном мире.

Ключевые слова: свт. Игнатий (Брянчанинов), священник, духовничество, пастырство, русское богословие

Priest Alexei Chernyi

PhD, Candidate of Theology, Research Fellow, Center for History of Theology and Theological Education of St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities Russia, Moscow lexschwarz@gmail.com

How is Spiritual Guidance Possible? Reading St. Ignatius (Brianchaninov)

Abstract: The personality and legacy of St. Ignatius (Brianchaninov, 1807-1867) occupy a special place in the history of Russian theology. This is largely due to his noble origin, which made it difficult for him to enter the clergy, where he never became his own. Meanwhile, his brilliant secular education, on the one hand, and a deep immersion in the ascetic tradition of Orthodoxy, on the other hand, allowed him to develop a very special view of Church life and, in particular, the ministry of a parish priest. His position as a zealot of the faith and his criticism of the West made the works of St. Ignatius very popular among the Orthodox people. However, today we can talk about some opinions erroneously attributed to the saint. This article will attempt to analyze the view of St. Ignatius on spiritual leadership in the

modern world.

Keywords: St. Ignatius (Brianchaninov), priest, role of the spiritual father, pastorship,

Russian theology

Личность и наследие свт. Игнатия (Брянчанинова, 1807— 1867) занимают особое место в истории русского богословия. Блестящее светское образование, с одной стороны, и глубокое погружение в аскетическую традицию православия - с другой, позволили ему выработать совершенно особый взгляд на церковную жизнь и, в частности, на служение приходского священника. Позиция ревнителя веры сделали труды свт. Игнатия очень популярными в православном народе кон. XIX - нач. XX в. И до сих пор он является одним из самых авторитетных и читаемых православных авторов в России. С его именем сегодня связываются целые школы и традиции духовной жизни. В частности, начиная еще с 1990-х гг. многократно переиздавался сборник писем духовников советского времени схиигумена Иоанна (Алексеева) и игумена Никона (Воробьева) под названием «Носители духа святителя Игнатия»1 (или просто «Носители Духа»2). В частности, авторы высказываются относительно духовного руководства в современном мире. О. Иоанн прямо пишет: «В данное время мы лишены этого блага - жить под руководством опытного старца в духовной жизни»3. Схожую мысль высказывает и о. Никон:

не считаю себя ничьим духовным отцом и никого не признаю своими духовными чадами; почему? - Потому, что вижу не только себя неспособным к духовному руководству, но за всю жизнь я не видел ни одного способного к этому4.

1 Носители духа святителя Игнатия: Мысли о духовной жизни в современном мире из писем игумена Никона (Воробьева) и схиигумена Иоанна (Алексеева) / сост. А. И. Осипов. М., 1999.

2 Носители Духа / сост. игумена Игнатия, А. И. Осипова. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.

3 Там же. С. 47.

4 Там же. С. 48. Здесь показательно, что авторы писем, хотя и столь категорично отказываются признавать себя достойными руководить кем-либо в духовной жизни, тем не менее дают совершенно четкие со-

Здесь находит выражение позиция, которая уже традиционно приписывается свт. Игнатию (Брянчанинову)5, согласно которой в современном мире достойных наставников нет и руководствоваться следует Евангелием и писаниями святых отцов. Сторонники этой идеи обращают внимание на то, что если это утверждение справедливо для эпохи святителя, то тем более оно справедливо для христиан XXI в. Между тем до сих пор не было проведено анализа взглядов свт. Игнатия на духовное руководство. В данной статье мы попытаемся выявить образ священника в его трудах и выяснить, действительно ли он выступал против духовнической практики в современном мире.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) о духовном руководстве

Свт. Игнатий представляет собой необычный для Синодального периода образ архиерея. В отличие от подавляющего большинства епископов, он не прошел через духовную школу и даже не был представителем духовного сословия. Будучи выходцем из старой и очень религиозной дворянской семьи (некоторые из его братьев и сестер впоследствии, так же как он сам, приняли монашество), по настоянию родителей будущий святитель получил военное образование. Уйдя в двадцатилетнем возрасте в отставку, он сразу поступил послушником в монастырь и погрузился в аскетическую монашескую традицию. Именно к монашеской жизни он стремился с юных лет и прямо говорил, что не мыслил о служении Церкви в каком бы то ни было сане священства. Священному сану он предпочитал «внутреннее священство сердца»: «Быть Епископом своего сердца и приносить в жертву Христу помышления и чув-

веты относительно исповеди и борьбы со страстями. Их отношения с собеседниками по переписке могут вполне быть охарактеризованы как отношения руководителей с руководимыми, старцев с духовными чадами, доверившими им свою духовную жизнь.

5 См.: Рахова Е. Э. Нравственно-аскетические учения русских святителей XIX века // Инновационная наука. 2015. № 8. С. 95.

ствования, освященные Духом, - вот высота, к которой привлекались мои взоры»6.

По его убеждению, это возможно только путем аскетического подвига под руководством опытного духовника через частую исповедь и откровение помыслов. Более того, святитель утверждает, что для монаха, отвергающего послушание духовнику и руководство с его стороны, даже само спасение оказывается недоступным: «...кто верует, что в руке пастыря его находится его жизнь и смерть, тот никогда не воспротиворечит. Неведение же сего рождает прекословие, причиняющее духовную и вечную смерть»7.

Духовный руководитель осмысляется святителем как необходимая и одновременно очень неформальная, уникальная и ответственная должность, для которой крайне непросто найти достойного кандидата. В современных ему российских монастырях Игнатий предлагает назначать достойных духовников «для прекращения самочиния и неповиновения, для предохранения, по возможности, от прелести»8. В Валаамском монастыре он предлагает конкретных кандидатов на эти должности, советуя прочим совсем запретить «самочинное наставление ближнего»9. По Игнатию, давать духовные советы способен лишь тот, кто сам «в душевных искушениях советовался с искусным и ощутил облегчение в душевных болезнях»10. Для руководителя недостаточно быть просто добрым и благочестивым человеком. По свт. Игнатию, это практически святой, прозорливый старец, опытный в духовной жизни. Пастырь - это аскет и подвижник, и наоборот: только

6 Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений и писем: в 8 т. М.: Паломник, 2014. Т. 4. С. 467-468.

7 Он же. Полное собрание творений: в 8 т. М., 2006. Т. 5. С. 453.

8 Там же. Т. 3. С. 490-491; см.: Силина Ю. Б. Актуальные вопросы духовного окормления монахов // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 2. С. 108.

9 Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 3. С. 490-491; см.: Агафангел (Суслов), иером. Возмущение братии Валаамского монастыря в середине XIX века // ХЧ. 2014. № 4. С. 63-78.

10 Он же. Полное собрание писем: в 3 т. М.: Паломник, 2011. Т. 2. С. 396.

подвижник имеет право пастырствовать. Другое важное качество духовника - знание людей, полученное через постоянное общение с ними. Например, уже будучи епископом и имея духовных чад, святитель в качестве важного недостатка в себе самом как в духовнике усматривал сугубую сосредоточенность на себе и отделен-ность от человеческого общества, что, по его словам, «лишило его знания человеков»11.

Столь высоко ставя роль руководителя в духовной жизни, свт. Игнатий восстанавливает монашескую традицию древности, в которой обычай духовного руководства и советования имел большое значение. У свт. Игнатия духовный наставник - это, прежде всего, учитель умной молитвы12, монастырский старец, которому всякий приходящий в монастырь исповедует грехи, совершенные за всю жизнь с самого детства13, а затем полностью подчиняет ему свою волю, регулярно открывает свои помыслы и исповедуется. Однако через тексты святителя красной нитью проходит мысль о том, что в современном мире духовные наставники стали большой редкостью. Если в древности «при обилии духовных наставников» иноческое послушание процветало, то теперь с их оскудением «оскудел и великий подвиг послушания, скоро приводивший подвижников к святости»14. В этом Игнатий видит явный признак приближения конца времен15 и считает, что монашество находится «при последнем издыхании»16. В таких условиях, при отсутствии надлежащего руководства, «единственным

11 Игнатий (Брянчанинов), свт. Т. 2. С. 85-86; В одном из писем он писал: «Мой путь был совсем другой: я был часто и подолгу болен, подолгу не выходил из своей келлии, терпел много неприятностей. Все это отделяло меня от общества человеческого и сосредоточивало в себе. Такое душевное положение лишило меня знания челове-ков. Чем далее иду путем жизни, тем более удаляется от меня это знание, потому что иду очень одиноко <...>. Полагаю, что о. Антоний Бочков может быть гораздо удовлетворительнее меня: он гораздо знакомее меня с человеками» (Там же).

12 См.: Он же. Полное собрание писем. Т. 3. С. 423; Там же. С. 74.

13 См.: Он же. Полное собрание творений. Т. 5. С. 474.

14 Он же. Полное собрание писем. Т. 3. С. 553-554.

15 Там же. С. 552-553.

16 Там же. Т. 2. С. 460.

способом спасения»17 для современных монахов он нередко называет руководство святоотеческими творениями18, хотя и не признает их полноценной заменой индивидуальному руководству. Писания святых отцов ведут «гораздо медленнее, слабее; на пути этом гораздо больше преткновений»19.

Святитель предлагает конкретный список аскетических сочинений святых отцов, которыми следует руководствоваться при отсутствии духовного руководителя:

Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставлениях духовных. Их заменяют для подвижника писания отеческие. Таковы: Лествица, сочинения Ефрема Сирского и Аввы Дорофея, письма Великого Вар-сонофия, Патерик Скитский, Добротолюбие и другие. Образуй себя чтением их и молитвою в сокрушении духа20.

Итак, с точки зрения Игнатия, если в монастыре не найдется хорошего наставника, следует «чаще исповедаться в согрешениях пред духовным отцом, а наставления почерпать в Евангелии и книгах, написанных святыми отцами о подвижничестве»21. Он четко различает духовного руководителя-старца от духовника-священника, принимающего исповедь, и замечает, что в наше время редкость не только учитель умной молитвы, но и «хороший духовник», которого следует всеми силами стремиться найти. В одном из писем он пишет:

Постарайся найти хорошего, добросовестного духовника. Если найдешь его, - и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники - великая редкость. Многие возлагают тяжкие бремена на рамена ближних, но мало таких, которые научили и помогли носить бремена22.

17 Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. Т. 1. С. 304; Т. 2. С. 102.

18 См.: Там же. Т. 1. С. 304; Т. 2. С. 102.

19 Там же. Т. 3. С. 553-554.

20 Там же. С. 573-574.

21 Он же. Полное собрание творений. Т. 4. С. 21.

22 Он же. Полное собрание писем. Т. 3. С. 573-574.

С другой стороны, при современном оскудении наставников Игнатий подчеркивает необходимость сохранить сам принцип советования в вопросах духовной жизни, принцип недоверия собственному разумению23. Однако именно индивидуальное духовное руководство святитель называет главным средством духовного преуспеяния, которое лишь «в преуспевших» поддерживается внимательным чтением святоотеческих писаний и прилежным участием в богослужении24.

К концу жизни оценка свт. Игнатием состояния, в котором пребывала традиция духовного руководства в его время, становится все более скептической. Одному из своих собеседников по переписке он пишет:

Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близкого знакомства ни с одним духовным лицом: такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе. Советуйся с книгами [святых]; говори духовнику грехи Твои - и только. Люди нашего века, в рясе ли они, или во фраке, прежде всего внушают осторожность25.

Подчас такой скепсис принимал форму паники: святитель крайне критически высказывался о высшей иерархии, «уничтожающей христианство»26, предлагал ради спасения бежать в горы27 и т. п. В то же время весьма необычным для епископа того времени следует признать тот факт, что свт. Игнатий сам являлся духовником для многих современников28, что многократно нахо-

23 Так при выборе подходящего монашеского правила он призывает монаха испросить на это «благословение духовника, или настоятеля, или кого из иноков, к которому имеет доверенность и с которым советуется» (Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 4. С. 87).

24 См.: Там же. Т. 1. С. 448.

25 Письма святителя Игнатия к брату Петру Александровичу Брянча-нинову // Там же. С. 48.

26 Там же. С. 116-117.

27 См.: Там же.

28 Многими людьми он воспринимался именно как старец-руководитель в духовной жизни (см., например, автобиографию Елизаветы Шаховой: Аксененко Е. М. Духовное водительство святителем Игнатием Брянчаниновым монахов-литераторов (на примере творчества

дит отражение в его письмах: «Я в восторге духа, взирая на сонм духовных чад моих, которых несть достоин назваться отцом, но рабом»29. В духовном руководстве он находил свое истинное призвание и в течение многих лет посвящал ему значительную часть своего времени30. Он часто пишет о себе как о пастыре (пусть и недостойном)31 и четко обозначает характер отношений, возникающих между ним и его духовными чадами. В первую очередь, обращаясь к ним, он полностью отвергает собственные измышления, и представляет это руководство как научение «образу мыслей Евангельскому» через призму святоотеческих творений32. При этом свт. Игнатий не навязывает подопечным свою волю, тем самым отвергая и саму духовную власть над ними: «Знайте, что я не присваиваю себе никакой власти над Вами, но, подавая Вам совет,

монахини Марии (Елизаветы Шаховой)) // Духовное наследие святителя Игнатия Брянчанинова: Материалы IV Свято-Игнатиевских чтений. Вып. I. Ставрополь: Графа, 2012. С. 14; Марк (Лозинский), игум. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова). Кириллов: Кирилло-Белозерский монастырь, 2007. С. 171; Баланчик Н. С. Воспитание человека по христианским заповедям в эпистолярном наследии святителя Игнатия (Брянчанинова) // Проблемы педагогического образования. 2018. № 2. С. 47; Аншакова В. В. Православная мысль о личности и нравственном совершенствовании // Вестник ПСТГУ Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 114).

29 Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. Т. 2. С. 378.

30 Он писал: «Не всем быть листьями, цветами, плодами на древе Государственном; надо же кому-нибудь, подобно корням, доставлять ему жизнь и силу занятиями неизвестными, тихими, существенно полезными, существенно необходимыми. Одним из таких занятий признаю утверждение близких в христианской вере и нравственности. Это мирное, скромное занятие живым словом и пером поглощало всегда у меня значительную часть времени» (Аксененко Е. М. Духовное водительство святителем Игнатием Брянчанино-вым. С. 6).

31 См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 3. С. 328.

32 Письмо ученику священноиноку Сергиевской пустыни, письменно обличавшему архимандрита Игнатия в изменяемости его расположения к окружающим вообще и к нему в особенности // Он же. Полное собрание писем. Т. 2. С. 282-284.

предоставляю Вашей воле исполнить его или не исполнить. В том и другом случае будьте мирны»33.

Свое духовное руководство свт. Игнатий часто осмысляет в письмах как служение духовным чадам на их пути ко Христу. В этом смысле, по Игнатию, оно возможно только при полном исключении душевной привязанности, при соблюдении «взаимной мертвости»34. Послушание духовнику оказывается, таким образом, школой послушания Богу для тех, кто не способен этого сделать самостоятельно из-за собственных страстей35.

Приходской священник в свете православной аскетики

К приходскому духовенству свт. Игнатий, по собственному признанию, на протяжении всей жизни не был особенно близок и недостаточно глубоко его понимал. В одном из поздних писем он признается: «.я стар, сформировался в монастыре и для монастыря, не могу проникнуть в быт духовенства так, чтоб я мог судить о нем вполне основательно»36.

Тем не менее, будучи правящим архиереем и по долгу службы занимаясь делами священников своей епархии, святитель много сделал для дела пастырского окормления на приходах37 и сформулировал собственный оригинальный взгляд на приходского свя-

33 Переписка святителя Игнатия с учениками. Письмо ученику свя-щенноиноку Сергиевской пустыни. С. 382-383.

34 Там же. Видимо, поэтому свт. Игнатий считает достаточным видеться со своими духовными чадами раз в год или хотя бы раз в два года (Там же. С. 459).

35 Свт. Игнатий приводит слова прп. Иоанна Лествичника: «Отцы определили, что псалмопение - оружие, молитва - стена, непорочная слеза - умывальница, а блаженное послушание - исповедниче-ство, без которого никто из страстных не узрит Господа» (Степень 4.8. Ср.: Лествица, возводящая на небо / Преподобный Иоанн Лествичник. 8-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. С. 54).

36 Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. Т. 1. С. 116.

37 См.: Шафажинская Н. Е. Русское женское монашество: история и традиции. М.: Экон-Информ, 2009. С. 21.

щенника сквозь призму духовно-аскетической традиции Православия.

Как уже упоминалось выше, в истории Церкви Игнатий особенно высоко ставил роль монашества и, не в последнюю очередь, его роль в пастырском служении:

Монашеский лик доставил Церкви Христовой пастырей, которые. словесами Духа, споспешествуя учению чудесами, пасли и утверждали Церковь. Вот почему Церковь по окончании мучения представлена бежавшей в пустыню. Туда бежало совершенство церковное, источник света церковного, главная сила Церкви, воинствующей <...>. Без монахов пропало бы христианство в мирянах38.

Монахов он называет «таинственными священниками», которым нестяжание позволяет содержать сердце свободным от всего земного, а молчание дает возможность глубоко познавать Бога и человека39. В этих словах свт. Игнатий вновь утверждает: в основе истинного пастырства лежит истинная аскеза, истинная духовность. Отсюда, по Игнатию, не все, относящиеся к духовенству, могут называться «духовными», но лишь те, кто истинно ведет духовную жизнь:

Ныне - кто в рясе, тот - неоспоримо «духовный»; кто ведет себя воздержно и благоговейно, тот «духовный» в высшей степени! Не так научает нас Священное Писание, не так научают нас святые Отцы40.

Поэтому к священникам свт. Игнатий предъявляет высокие аскетические требования. С его точки зрения, для того чтобы быть проповедником покаяния, священнику необходимо обуздать свои собственные страсти - прежде всего гнев и раздражительность. Для Игнатия Церковь - школа аскетической жизни, в которой священники должны быть самыми прилежными учениками. Церковь

заповедует всем, желающим с подробностию и точностию узнать христианство, особливо пастырям и учителям, по приобретении познания от человеков и из книги, приобрести познание христианства

38 Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. Т. 1. С. 337338.

39 См.: Там же.

40 Там же. С. 445.

деятельное и живое жительством по евангельским заповедям, распятием плоти со страстями и похотями, причастием Божественной Благодати Святого Духа41.

Следует отметить, что, призывая священников к духовному совершенству, Игнатий четко обозначает различие между «характером личности, облеченной церковным саном», и характером, предначертанным Церковью для этого сана. По его словам, никакие земные должности, никакие высшие призвания, «начиная с апостольского, не остались неоскверненными падением человечества»42. В падшем человечестве «зло всегда перемешано с добром»43, поэтому и «во все служения, самые святые и высокие. человек вносил злоупотребление и грех, усвоившиеся человечеству»44.

Несмотря на это, Церковь всегда свято сохраняла в себе чины священства как установление Божие45:

немощь священника как человека отнюдь не препятствует совершению таинств, совершающихся по причине благодати священства, которою облечен человек, а не по причине собственных его достоинств, хотя и приятно видеть в одном лице соединение достоинств собственных с дарами благодати46.

Святитель, с одной стороны, повсеместно называет священника, принимающего исповедь, «духовником» или «духовным отцом». С другой стороны, он подчеркивает, что покаяние приносится непосредственно Богу47, и рассматривает его как результат личной духовной работы и внимательного анализа своей жизни с осуждением в себе греха. В логике свт. Игнатия сама по себе власть совершать таинства не дает священнику права и возможности заниматься духовным руководством. Поэтому в большинстве случаев святитель не советует мирянам на исповеди вдаваться в подроб-

41 Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. Т. 5. С. 493.

42 Там же. Т. 4. С. 488.

43 Там же.

44 Там же.

45 См.: Там же.

46 Там же. Т. 1. С. 433.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47 См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 3. С. 332.

ности обстоятельств содеянных грехов, исповедовать помышления и т. д. По его мнению, достаточно сказать на исповеди духовному отцу о содеянных грехах, а «в тонкое разбирательство греховных качеств... не должно светскому человеку пускаться: это ловушка, ставимая ловителем душ наших»48.

В то же время именно в духовном совершенстве и нравственном авторитете, по Игнатию, состоит сила и существенное значение духовенства: именно к священникам он, по преимуществу, относит евангельские слова «Вы есте свет мира», «вы есте соль земли» (Мф 5. 13-14). Обращаясь к духовенству, святитель говорит:

Окажем нашею жизнью повиновение Христу, стяжем в себе Христа; Он соделает нас светом для мира, солию для земли; братия наши всех сословий, увидев сияющий из нас свет, ощутив на себе действие благодатной соли, которою мы должны быть пропитаны, воздадут нам все должное и предоставят нам все нужное для временной жизни <...>. Напротив того, если мы утратим характер наш, то братия наши ощутят к нам недоверие, отвратятся от нас, окажут нам всякое пре-небрежение49.

Поэтому свт. Игнатий настаивает на более аскетическом характере жизни всех церковнослужителей и клириков: в первую очередь он призывает к отречению от мирских почестей и занятий, а для монахов (в том числе епископов50) - к отказу от имущества и даже денег51. Ссылаясь на Книгу Правил св. Апостолов, свт. Игнатий настаивает на том, что для всех клириков наиболее пагубно «миролюбие», не совместимое со служением Богу. «Миролюбие», судя по всему, ярче всего проявляется в стремлении к мирским почестям и обогащению, а также в попытках вмешиваться в гражданские дела52.

48 Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. Т. 3. С. 502; Там же. С. 89-90.

49 Он же. Полное собрание творений. Т. 4. С. 434.

50 См.: Там же.

51 См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви. Записки епископа Игнатия 1862-1866 гг. // Он же. Полное собрание творений. Т. 5. С. 582-583.

52 См.: Там же.

Участие священников в «светских» делах Игнатий считает совершенно недопустимым и входящим в противоречие с их истинным призванием. По его словам, нечто подобное наблюдалось в истории, но было вызвано чрезвычайностью ситуации: так в древности «духовенство было пестуном и воспитателем младенчествовавшей России»53, а после установления единодержавия «постепенно устранялось от вмешательства в государственные дела, ограничиваясь заведованием дел, собственно духовных»54.

Однако в этом ограничении свт. Игнатий видит большой потенциал для священников, которые, не выходя за пределы духовных интересов, оказываются в особом положении и получают возможность нравственного влияния на все прочие сословия. Например, в воззвании к духовенству и семинаристам Кавказской епархии он определяет приходскому священнику роль посредника между помещиками и подвластными им крестьянами:

в этом важном деле, в котором для руководства совестию и разумом особенно нужен благодетельный свет учения Христова, исходящий из Евангелия и преподаваемый Святою Церковию, как помещики, так и крестьяне будут обращаться к пастырям Церкви за словом назидания, за словом совета, за словом утешения и успокоения55.

В этом конкретном случае он обращается к «церковным пастырям», чтобы задать им «то направление, которое должны они стяжать и постоянно сохранять в своих беседах»56 для улучшения быта помещичьих крестьян. Опираясь на эпизод из Евангелия, в котором некий человек просил Господа разделить имение с братом (Лк 12. 13-14), Игнатий призывает священников в конфликтах между помещиками и крестьянами не касаться вещественной, гражданской стороны дела, обращая внимание только на человеческие страсти,

53 Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 4. С. 433.

54 Там же.

55 Там же. С. 397-400.

56 Там же.

гибельные для частных лиц и для общества. Таковы: зависть, подозрения, клеветы, ропот, наконец - явная ненависть, вражда, ссора с их горестными последствиями. Начало этих последствий - страсть лихоимства57.

В глазах Игнатия приходские священники, призванные, по примеру монастырских старцев, быть учителями духовной жизни, обязаны назидать и богатых, и бедных, и власть имущих, и подвластных. Для этого они должны по преимуществу» стремиться исполнить то, что ап. Павел сказал о всех христианах: «Мы ум Христов имамы» (1 Кор 2. 16), что, по Игнатию, означает необходимость «мыслить, рассуждать, говорить, как мыслил, понимал, говорил вочеловечившийся Бог наш58.

«Пастыри Церкви» должны тщательно взращивать в себе такое единение с Господом, поскольку их «священнейшая обязанность» - «руководить к добродетели и спасению все христианское братство»59. Поэтому Игнатий призывает священников «тщательно охраняться не только от вмешательства в гражданские распоряжения и от всякого суждения о них, но и от всяких, даже частных и как бы конфиденциальных бесед и советов о вещественной стороне дела»60, но целиком концентрироваться на борьбе с человеческими страстями. И если священники будут усердно поддерживать «благочестивое и благоугодное направление душ», это, по мнению святителя, должно несомненно подействовать благодетельно и на вещественную сторону дела. В основе такого поведения священников, которое может быть интерпретировано как социальная пассивность, свт. Игнатий видит как божественный, так и государственный закон, исполняя которые пастыри исполнят и христианский долг, и «обязанность подданных» перед императором.

Такой взгляд на приходское духовенство не остается у святителя лишь на уровне теоретических рассуждений: он является

57 Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 4. С. 397-400.

58 Там же.

59 Там же.

60 Там же.

сторонником коренных преобразований и приходской жизни, и высшего церковного управления и открыто высказывает подобные идеи, нередко в весьма радикальной форме. Прежде всего, он подвергает критике саму синодальную систему церковного управления со светским чиновником - обер-прокурором - во главе61. В переходе церковного управления из рук архипастырей в руки светских сановников свт. Игнатий (вслед за Афанасием Великим) видит один из признаков приблизившегося пришествия антихри-ста62 и считает, что это произошло по причине утраты духовенством своего

существенного духовного значения, своей энергии, порождаемой решительным отрешением от мира <...>. Чиновничеством уничтожено в Церкви существенное значение Иерархии, уничтожена связь между пастырями и паствою, а миролюбие, ненасытное стремление к суетным почестям, к накоплению капиталов уничтожило в пастырях христиан, оставило в них лишь презренных ненавистных полицейских по ненависти их к народу, по злоупотреблениям и безнравственно-сти63.

По его мнению, как монашествующие, так и приходское духовенство, забывшее о своем призвании и отрекшееся от силы веры, способны лишь лицемерно поддерживать внешнее благочестие64. Поэтому, убежден Игнатий, целое сословие духовенства нуждается в исправлении65. Он призывает к «уничтожению касты так называемого духовного звания как неправильности, которая вкралась сама собою, в противность правилам святых Апостолов»66. Устранив сословность духовенства, он желает, тем самым, «уничтожить в духовенстве рабство»67.

Вместо ставшего традиционным в России сословного духовенства Игнатий предлагает «восстановить древнейший обычай

61 См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. Т. 3. С. 124.

62 См.: Там же.

63 Там же.

64 См.: Там же.

65 См.: Там же. Т. 2. С. 647.

66 Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 5. С. 582.

67 Он же. Полное собрание творений и писем. Т. 4. С. 587.

Церкви», установив выборность всех церковных должностей: «Епархия да избирает для себя Архиерея, а приход иерея, диакона и причетника, свидетельствуя о их благочестии»68.

Отсюда, доступ к иерархическим должностям должен быть открыт не только детям духовенства, а благочестивым людям всех сословий. Святитель не видит оснований в том, чтобы «гордиться знатным происхождением от. священнического рода»69 и утверждает, что «вечное, существенное, духовное достоинство наше заключается в том, что мы - христиане»70.

Заключение

По факту рождения святитель принадлежал к дворянскому сословию, однако с ранних лет всей душой стремился к монашеству. Ни в том, ни в другом кругу он не нашел понимания, в результате чего, по замечанию прот. П. Хондзинского, он подлинно был одинок71, и это одиночество и непонимание, с одной стороны, восполнялись для него напряженной внутренней жизнью, а с другой - послужили, вероятно, основанием для резкости и категоричности высказываемых им мнений относительно духовного руководства. Так, святитель считал, что русское монашество в силу своей сословной простонародности находится в необратимом кризисе, ибо представления о духовной жизни и умном делании подменены в нем телесными подвигами; что в юности старец Лев (Оптинский) вел его неправильно тем же простонародным путем, идя по которому, он только потерял время и здоровье. Идея о полном отсутствии в современном мире духовных руководителей, так что даже их поиск якобы не имеет смысла и даже опасен, вполне соответствует такому скепсису.

Однако, если взглянуть на его наследие в целом, вклад свт. Игнатия в русское пастырство предстает совсем в ином свете. Игна-

68 Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений и писем.

Т. 4.

69 Там же. Т. 3. С. 349-350.

70 Там же.

71 См.: Хондзинский П., прот. Русская патрология: XI - начало XX в.

М.: ПСТГУ, 2019. С. 56.

тий - певец монашества и ревнитель чистоты веры. Он впервые на русской почве подробно описал древнюю традицию монастырского послушания и отказа от своей воли. При этом, будучи ревнителем благочестия, святитель с присущим ему максимализмом идеализировал духовное руководство - так же, как и многие другие явления церковной жизни. Отсюда закономерно формируется дилемма: достойных духовных руководителей нет, но без них духовная жизнь невозможна. Ясности не добавляет и то, что в большинстве случаев, говоря о духовном руководителе, свт. Игнатий имеет в виду не приходского священника, а опытного монаха, способного руководить духовной жизнью новоначальных иноков. Однако, по его убеждению, «священнейшая обязанность» священников - «руководить к добродетели и спасению все христианское братство»72, что, очевидно, не может ограничиваться совершением богослужений и проповедью. Именно это, по-видимому, позволяет прот. Г. Ашкову утверждать, что понятия «духовник» и «духовный отец» в современном их смысле постепенно перешли из монастырских в общецерковные категории, так что приходской священник, принимающий исповедь, становится духовником «по образцу духовника монастырского»73.

Можно предположить, что, восстановив учение о духовном руководстве, святитель повлиял и на образ приходского священника, поскольку создал основу для предъявления к нему более высоких аскетических требований.

Возвращаясь к поставленному в начале статьи вопросу, заметим, что эпоха жизни и служения духовников - «носителей духа свт. Игнатия» - осмысляется сегодня как кризис пастырства. Возможностей для исповеди было крайне недостаточно, в свою очередь спрос на духовное руководство был крайне высоким, а в 90-е гг. интерес к старцам и духовным наставникам подогревался активным изданием литературы о старчестве, что в определенном смысле способствовало стиранию грани между духовником и

72 Хондзинский П., прот. Указ. соч. С. 56.

73 Ашков Г., прот. Духовническая дисциплина позднего Средневековья на Руси. Воронеж: Изд. дом «Кварта», 2012. С. 248.

старцем. Этот кризис проявился, в частности, в кампании против так называемого младостарчества, организованной на общецерковном уровне. В этом смысле высказывания относительно невозможности духовного руководства в современном мире могут означать стремление напомнить, с одной стороны, об опасностях на этом пути, а с другой - о необходимости с осторожностью подходить к опыту духовного руководства, отраженному в аскетическом наследии древности74.

Список литературы

1. Агафангел (Суслов), иером. Возмущение братии Валаамского монастыря в середине XIX века // ХЧ. 2014. № 4. С. 63-78.

2. Аксененко Е. М. Духовное водительство святителем Игнатием Брян-чаниновым монахов-литераторов (на примере творчества монахини Марии (Елизаветы Шаховой)) // Духовное наследие святителя Игнатия Брянчанинова: Материалы IV Свято-Игнатиевских чтений. Вып. I. Ставрополь: Графа, 2012. С. 3-23.

3. Аншакова В. В. Православная мысль о личности и нравственном совершенствовании // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 105-120.

4. Ашков Г., прот. Духовническая дисциплина позднего Средневековья на Руси. Воронеж: Изд. дом «Кварта», 2012.

5. Баланчик Н. С. Воспитание человека по христианским заповедям в эпистолярном наследии святителя Игнатия (Брянчанинова) // Проблемы педагогического образования. 2018. № 2. С. 47-51.

6. Марк (Лозинский), игум. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова). Кириллов: Ки-рилло-Белозерский монастырь, 2007.

74 Тема старчества - как истинного, так и ложного - действительно широко представлена в трудах свт. Игнатия (Брянчанинова). Он довольно подробно описывает признаки неправильного духовного руководства, которое проявляется в том, что пастырь начинает считать себя достойным руководить. В этой логике любой, выдающий себя за руководителя, является лжеучителем и «младостарцем» (см.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. Т. 3. С. 553-554). Однако, если анализировать наследие свт. Игнатия в целом, можно констатировать, что и, по его мнению, в духовной жизни руководитель необходим.

7. Рахова Е. Э. Нравственно-аскетические учения русских святителей XIX века // Инновационная наука. 2015. № 8. С. 94-97.

8. Силина Ю. Б. Актуальные вопросы духовного окормления монахов // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной академии. 2018. № 2. С. 106-113.

9. Хондзинский П., прот. Русская патрология: XI - начало XX в. М.: ПСТГУ, 2019.

10. Шафажинская Н. Е. Русское женское монашество: история и традиции. М.: Экон-Информ, 2009.

Выходные данные публикации

Черный А. И. свящ. Как возможно духовное руководство? Читая святителя Игнатия (Брянчанинова) // Филаретовский альманах. 2023. № 19. C. 56-75.

Chernyi A., priest (2023) "Kak vozmozhno dukhovnoe rukovodstvo? Chitaya svyatitelya Ignatiya Bryanchaninova" [How is Spiritual Guidance Possible? Reading St. Ignatius (Brianchaninov)]. Filaretovskii al'manakh, vol. 19, pp. 56-75 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.