Научная статья на тему 'Как важно дружить с тем журналом, когда...'

Как важно дружить с тем журналом, когда... Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
346
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛ / ДЕТСКИЙ ЖУРНАЛ / ПОДРОСТКОВЫЙ ЖУРНАЛ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Днепрова Ирина Леонидовна

В статье автор анализирует ряд современных журналов для детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как важно дружить с тем журналом, когда...»

И. Л. Днепрова,

старший преподаватель кафедры детской литературы

Как важно родиться в том городе, где... <...>

Как важно учиться в том классе, в каком...

Михаил Яснов

КАК ВАЖНО ДРУЖИТЬ С ТЕМ ЖУРНАЛОМ, КОГДА...

...Когда современное состояние школьного образования почти катастрофично. Трещат по швам учебные планы, летят на свалку огромные куски курсов, количество учебных часов, отпущенных на гуманитарные дисциплины, стремится к нулю, программы спрессовываются, урок всё более становится обзорным, навык и вкус к вдумчивому анализу, к размышлению исчезает, ЕГЭ торжествует, как античный рок. Бодрым шагом движемся мы к кульминации трагедии отечественной культуры...

Петербургская академия постдипломного педагогического образования проводит каждое лето опрос 1200 абитуриентов, пытаясь выяснить: «Выпускник петербургской школы — какой он?» Вот его (выпускника) мнение о себе: «Половина из нас думает о будущем и старается что-то делать, вторая половина ленится, гуляет, выпивает»... «Среди нас много бездельников»... «Многие не интересуются ни наукой, ни душой»... «В наших головах царит хаос»... «Мы — как инопланетяне»... Но они все получили аттестат ЗРЕЛОСТИ. И, собственно, школа существует как раз для того, чтобы хаос в головах превратить в какой ни на есть космос, т. е. порядок. Хаос, однако, не мешает определению ценностей, которыми дорожит наш выпускник (и тот, что думает о будущем, и тот, что выпивает); прежде всего — независимость, умение отстоять свои права и интересы. При этом и мечта у всех одна — стать «успешным». А это значит быть тем, «у кого сложилась личная жизнь

(на первом месте), кто мог добиться успеха в карьере», плюс «отсутствие проблем со здоровьем». Ни один не выразил желания быть полезным хоть кому-то — ближнему, семье, обществу, стране. Остаётся констатировать «ориентацию на себя».

Непреложный факт: чтоб стать «успешным» необходимо учиться. Из всех опрошенных выпускников только 57% считают себя подготовленными к поступлению в вуз, из них только 27%, т. е. от общего количества около 17%, благодарны за это школе. В эти 17% входят в основном выпускники негосударственных школ: из них 82% считают себя обязанными подготовкой к дальнейшему образованию именно школе. Из выпускников гимназий заявили об этом лишь 76%. Таким образом, и гимназисты считают необходимым прибегать к репетиторству, а об учащихся муниципальных школ и говорить не приходится...

Грустные эти данные приводятся в журнале-газете «Пять углов» (май — июнь 2008 г.). Ни один из опрошенных не назвал в качестве источника получения необходимых в дальнейшей жизни знаний самообразование. Зато все говорили о разделении знаний на нужные и ненужные. Все как-то боялись обременить себя лишним знанием, хотя никто не определил критериев его нужности, кроме как «спрашивают — не спрашивают». Знание как самоцель среди ценностей не значится. В этом тоже, безусловно, повинна бедная наша школа. А между тем, есть родники, из которых можно

черпать и черпать с наслаждением живую воду познания, что очищает, обогащает, возвышает и ум, и сердце человеческое. Прежде всего — это детский журнал.

I

Мир журналов ошеломляюще обширен. В настоящее время только в Москве и Петербурге зарегистрирован 101 детский журнал. Большинство из них имеют свои сайты в Интернете, а 20 детских журналов вообще существуют лишь в виртуальном пространстве.

Журнал спешит навстречу ребёнку, как только он появляется на свет. Ведущий институт Российской Академии образования предлагает ряд журналов «Для чтения взрослыми детям». Издания зарегистрированы в июле 2000 г. и за истекшие девять лет создали себе весьма солидную репутацию. Они образуют серию, выстроенную по принципу преемственности и непрерывности образовательного и воспитательного процессов. Цель серии — ввести нового человека в культурную среду родной страны. Самый первый журнал — «Погремушка» адресован малышам с рождения до 2 лет.

Второй — «Для самых-самых маленьких» — от 1 года до 3 лет. Это единственный в России журнал, рекомендованный Министерством образования в качестве пособия для развития детей раннего возраста. Издание — победитель номинации «Лучший детский журнал ».

Третий в серии — журнал «Воробышек» — предназначен «для тех, кому 4, 5, 6...» Он предлагает «незаметное, но системное обучение в игровой форме по основным направлениям развития ребёнка. Приоритетные задачи — развитие речи, пробуждение интереса к грамоте и счёту». На самом деле журнал по кругу охватываемых им целей и задач значительно шире. Каждый номер, как правило, объединён какой-то сквозной темой. Так, выпуск «Там, где всегда вода» проводит перед малышом «парад» морских животных. Ребёнок узнаёт их «в лицо», познакомится с повадками дель-

финов, крабов, осьминогов, морских черепах и ежей, начинает отличать кита, млекопитающее, от рыбы — акулы. В другом номере он попадает уже в мир рукотворных красот, сам приобщается к творчеству (выпуск «Рисуем игрушки»). В каждом номере журнала даются методические рекомендации «Как заниматься по этой книжке». Поскольку выпуск журнала готовят всего три человека — методист, художник и собеседник ребёнка, то книжка получается цельной, плотно насыщенной, выдержанной в едином стиле.

Последний, четвёртый журнал серии — «Карапуз» для мальчиков и девочек от 5 до 7 лет. Создатели серии считают его «основным журналом для подготовки к школе (домашним лицеем)». Он помогает овладеть и чтением, и счётом, советует, как подготовить руку к письму, как развивать внимание, память, мышление, речь. Материалы самые разнообразные: выпуск «Пираты большой дороги» знакомит ребят с правилами дорожного движения, а «Там, где всегда жара» — с животными жарких стран. Каждый зверь — обязательно чемпион — по бегу, по силе, по твёрдости копыт (зебра), по ловкости, по... неповоротливости (! — бегемот)... Это чемпионство помогает ребёнку идентифицировать себя с героями джунглей и легко строить рассказ «о себе», отвечая на вопросы: моя шкурка ... (какая?), я люблю лакомиться... (чем?), я — чемпион по... (чему?)

Один из выпусков называется «Поверни». В нём даны остроумнейшие задания, шутки-перевёртыши, загадки. Быстро сообразите, как вращаются крылья мельницы, если на них смотреть с горки, а как — если из леса? Как движутся машины по кольцевой дороге — по внутренней её стороне и как по внешней? А как поворачивается рука, когда пишет букву «О»? Говорят, человеческая цивилизация началась с изобретения колеса. Журнал вводит ребёнка в мир культуры — культуры счёта и письма, культуры быта, культуры технической мысли, культуры общежития, отношений...

Сродни «Карапузу» московский ежемесячный журнал «Колокольчик» (основан в 1998 г.). Круг его тем столь же разнообразен. «Страничка года» из месяца в месяц прослеживает характерные признаки каждого сезона. К ней примыкает рубрика «Это интересно». И разве не интересно узнать, какие птицы прилетают первыми, чьи детёныши первыми родятся по весне, какие насекомые оживают первыми и какие деревья первые одеваются листвой? А почему птицы поют? Разве не интересно? Ведёт рубрику известный тележурналист Павел Любимцев. Есть в «Колокольчике» и литературно-художественный раздел. Он представляет стихи и прозу, вводит «В мир мифов и легенд». В красивой рубрике «Художники — детям» рассказывается о замечательных художниках и помещаются очень качественные репродукции картин. Страничка «Светлый праздник» знакомит с основными христианскими праздниками, их историей и обрядностью. Множество в «Колокольчике» разных игр, головоломок, потешек, конкурсов. «Колокольчик» сделан с любовью, и дети любят «Колокольчик».

II

Существует мнение, что детские журналы обращены либо к малышам, либо к старшеклассникам, а школьники младшие как бы выпадают из сферы внимания журналистов. Мнение несправедливое и ошибочное. Именно к младшим школьникам направляются прежде всего наши старые друзья — «Мурзилка» и «Весёлые картинки». Сравнительно молодые журналы — им по 8-10 лет — по уровню своему практически не отстают от ветеранов. Это «Первоклашка», «Простоквашино», «Миша», «Отчего и почему?», «Детское чтение для сердца и ума», «Тошка и компания», «Неугомонные детки», «Познай историю с Волли», бегущий за ними вслед «Скуби Ду». Есть, конечно, и чисто развлекательные журналы: «Вга12», «Винни и его друзья», «Микки Маус», «Том и Джерри», «Поиграем с Бар-би». При общей педагогической установ-

ке — «поучать, развлекая» — все перечисленные журналы и поучают, и развлекают по-разному.

В 2006 г. «Весёлые картинки» отметили своё пятидесятилетие, но нисколечко не постарели. Журнал презентован как развлекательный. И он развлекает, ненавязчиво и весело помогая учиться. Не случайны в нём рубрики «Учимся читать», «Учимся считать», «Учимся рисовать», «Сыграем в школу», «Весёлая арифметика», «Весёлый урок». Здесь обширен и ярок литературно-художественный раздел. Имена сегодняшних лучших детских поэтов — Михаила Яснова, Андрея Усачёва, Тима Собакина, Леонида Яхнина — соседствуют с именами классиков: С. Я. Маршака, Эммы Машков-ской, Генриха Сапгира... И непременны рассказы о природе Николая Сладкова.

Тут и загадки на рифмы, и увлекательная игра с буквами, и смешные перевёртыши известных сказок. Есть даже стихи — раскраски. А сколько игр, шуток, ребусов, кроссвордов, чайнвордов! Журнал так и искрится весельем, и неиссякаемым его источником становится родная речь. Взрослый, читая его, невольно задастся вопросом, как он продержался на таком уровне 50 лет? Как, на что он существует в нынешние времена лютой рыночной экономики? Ответ, правда, неполный, даёт сам журнал. В нём появился раздел рекламы. Однако введён он столь изобретательно и аккуратно, что даже не сразу и понимаешь, что это реклама. В журнале поселился весёлый гость Лебедёнок Свано, который учит детей рисовать. А как же иначе? 81аЫ1о Б-апо — известная фирма цветных карандашей. Без него «Весёлым картинкам» и впрямь не обойтись — по всем статьям...

«Первоклашка» представляется очень серьёзно: «журнал-пособие для учеников всех классов начальной школы. Учёба. Культура. Творчество». Основан он в 1998 г. и выходит раз в два месяца. В раздел «Учёба» включены рубрики «Пишем грамотно», «Считаем точно». В них каждый ученик начальной школы действительно может обнаружить любопытный и важный

материал. В разделе «Культура» размещены «Уроки искусства», «Священная история» и «Семейный лад». Здесь развёрнут настоящий вернисаж, а с ним соседствуют сюжеты Нового Завета и описание старинных обрядов, охранявших жизнь семьи. Рубрики «Золотое пёрышко», «Природа и художник» посвящены детскому творчеству. Причём это не просто подборка детских рисунков, стихов и маленьких рассказиков. Это глубоко уважительный анализ произведений ребёнка, например, статья «Изобразительное творчество Люды Шевченко» (2008. № 5). Люде 7 лет, но ей отдан целый разворот журнала, где помещено много действительно прелестных её рисунков. Таким образом, ребёнок вводится в мир культуры не только как первооткрыватель величайших ценностей, но и как полноправный творец.

Совершенно замечательный «познава-телъно-развлекателъный журнал для детей» издаёт Эдуард Успенский. Конечно же, он называется «Простоквашино». Кроме обычных в детских журналах рубрик, типа «Истории в стихах, прозе, рисунках и фотографиях» появляются неожиданные. Например, для маленьких хозяек и их мам — «Кушать подано», для интеллектуалов — репортажи с художественных выставок и кинофестивалей — «Жувачкин сообщает». «История слов» не только раскрывает их этимологию, но превращает в героев удивительных сюжетов. Ведёт эту рубрику профессор Чайников. Не случайно. Уже в первом классе человек знает, кто такие «чайники». Но профессор не смущается: помещает в каждом выпуске, как правило, три-четыре истории, а читатель должен выбрать, каким из них верить, а каким нет. Так что не всё, что написано пером... Критически стоит взглянуть и на себя. Для этого существуют в журнале психологические тесты, выясняющие, как ты относишься к людям, насколько ты уверен в себе, есть ли для того достаточно оснований. И опять — игры, шутки, конкурсы. И опять вопрос: а на что? Тут уж ответ полный: реклама, реклама, реклама! И по тому же принципу, что

в «Весёлых картинках» — вроде и не реклама, а так, очередная игра, во время которой незаметно для себя заглатываешь и «Ростишку», и «Эрмин-Иогурт», и шоколад Nestle Nesquik, и медвежонка Barny... Духовная пища, правда, тоже рекламируется: журнал «Читайка», атласы... И хотя понимаешь, что без всего этого журналу не продержаться, грустно... Такой прекрасный журнал... Такой талантливый! Такой умный! И всё шутя и играя! А вот подишь ты — Byline, тариф детский...

Как ни странно, но другой московский ежемесячный журнал для начальной шко-лы — «Миша», существуя уже 25 лет, обходится без рекламы. В нём также много поучительного: рубрика «Познавай и удивляйся» то увлекает детей к звёздам, то открывает им мир «крылатых»... деревьев. О лекарственных растениях можно узнать в рубрике «Популярно о мире вокруг», а в рубрике «Жизнь замечательных людей» — о М. В. Ломоносове (2008. № 3), о царе Освободителе — Александре II (2008. № 4). Кроме истории, астрономии, естествознания, «Миша» увлечён математикой и считает её весёлой. А как увлекательна география! «Миша» очень любит путешествовать и, чтобы в чужой стране быть как дома, усердно изучает английский язык. Он знает живопись и рассказывает о мировых шедеврах, предлагая создавать свои. В обширном литературно-художественном разделе помещаются «Мишины стихи» и «Мишины истории», работает Мишин книжный клуб «Библиоша». Есть у «Миши» даже собственный модельер, предлагающий модели сезона — и красивые, и достойные. Он проводит и разнообразные тесты, и, безусловно, развлекает играми, загадками и «Всякой всячиной».

Журнал «Отчего и почему?» — познавательный. На 100 вопросов он готов дать 100 ответов. Вопросы неожиданные: почему страус прячет голову в песок, как и чем дышит божья коровка? Ответы оказываются ещё более неожиданными. Специальные рубрики посвящены птицам и рыбам, путешествия совершаются не только в про-

странстве, но и во времени: можно, например, попасть в каменный век и узнать, «как иголки появились и шить люди научились». Не забыта журналом и родная речь с её тайнами и чудесами. Он знакомит своих читателей с происхождением различных русских имён и фамилий, даже таких, как Дурас-оъ, Некрас-оъ, Нелюб-оъ... Оказывается, они только на первый взгляд обидны, но в своё время, наоборот, оберегали от злого, завистливого ока. Журнал «Отчего и почему?» тоже обходится без рекламы. В самом деле: отчего и почему?

Без рекламы пытались обойтись и журналы «Познай историю с Волли» и «Неугомонные детки» (регистрация — 19.11.2004 и 16.03.2005). Издания эти, остроумные, великолепно иллюстрированные, пользовались огромной популярностью у маленьких школьников, а век их оказался недолог. Эти журналы шли по пути глубокого погружения в историю и географию конкретной страны. Тематический принцип строго соблюдается. Все материалы: рассказы об исторических личностях, о чудо-изобретениях, о костюмах, о пирах, о способе ведения войны, о доспехах, об оружии, о музыкальных инструментах, о погребальных обрядах, все легенды, мифы, анекдоты, игры, загадки, ребусы, таинственные картинки — всё было посвящено одной теме. Например, англосаксам или североамериканским индейцам... На смену им пришёл «Скуби Ду». Интересно, сколько продержится он.

Совершенно другого типа «Детское чтение для сердца и ума», «ежемесячный литературный журнал для домашнего чтения детей младшего школьного возраста». Он зарегистрирован в январе 1997 г. Название журнала — отзвук, эхо важнейшего явления в русской культуре. «Детским чтением для сердца и разума» назывался первый в России детский журнал, издававшийся Н. И. Новиковым и Н. М. Карамзиным с 1785 по 1789 г. Сегодняшний журнал — подлинная живая история страны и русского слова, обращённого к детям. Он пытается воскресить традиции лучших детских журналов XIX и начала XX в. Их названия

порой используются как рубрики, например, «Задушевное слово», «Ребята и зверята». Составители бережно отбирают материалы из старинных изданий. Это всегда произведения самого высокого художественного уровня. Радуют сердце имена авторов: С. Т. Аксаков, А. О. Ишимова, А. А. Коринфский, С. М. Городецкий, Саша Чёрный, В. Брюсов, М. Кузмин, А. Аверченко, И. С. Соколов-Микитов. Но тут же появляются Б. Житков и даже Ю. Коваль и очень удачно вписываются в добрый и весёлый разговор с маленьким читателем. Старинная рубрика «К празднику» посвящена праздникам престольным, «Чудные мгновения» — впечатлениям от мира природы. Сохраняют верность традициям «Истории из истории», «Жила-была сказка», «Читаем всей семьёй». Есть и материалы шутливые, полные мягкого, чуть старомодного юмора: «Занятные истории», «Бывает и такое», «Чудеса в решете», «Кроме шуток». Таким образом, журнал не превращается в менторски-умилительный — «бабушкин». Углубляясь в прошлое отечественной культуры, ребёнок проходит школу воспитания чувств, что так важно для сердца и ума.

Рекламы в таком журнале тоже, разумеется, нет.

Но не всё же время постигать высокое и прекрасное. Нужно когда-то и отдохнуть. Для этого существуют издания чисто развлекательные. Они предлагают, как ныне говорят даже младшие школьники, «расслабиться» или ещё выразительнее: «оттянуться», хотя порой в них тоже виднеются робкие попытки сообщить детям какую-то полезную информацию. К ним, к сожалению, относится журнал-раскраска для младших школьников «Винни и его друзья». К сожалению — потому что очень жаль Винни-Пуха, который давно уже, благодаря изумительному пересказу Б. Заходера, стал героем нашей отечественной классики. А классику следует уважать: бережно хранить каждое слово. Собственно говоря, воспитание подобного отношения к классике есть одно из непременных требований культуры. Но авторы журнала лихо отмели

известные всем русским детям русские варианты имён героев, данные Б. Заход ером. И вот откуда-то вместо трогательного Пятачка явился некий нахальный Хрюник, вместо отважного Тигры — слюнявый Тиг-руля, вместо меланхолического ослика Иа-Иа — похожий на зайца резвый Ушастик... Возник ещё дополнительный слоник Топа, а также появились рассказы (без указания авторов) — словесные и в комиксах, — своим художественным уровнем способные только скомпрометировать бессмертную книгу Милна — Заходера. Не хочется огульно охаивать весь журнал. В нём можно найти и довольно милый «Уголок природы», и «Кукольную мастерскую», и уроки рисования, и весёлые игры, но что касается литературного материала, то он не выдерживает критики. На создателях детского журнала лежит величайшая ответственность: художественный вкус ребёнка необходимо воспитывать и оберегать от пошлости с самого нежного возраста. И, как показывает опыт других детских журналов (тех же «Весёлых картинок», «Простоквашина» и т. д. ), развлечения в этом деле — не помеха. Однако Винни-Пух Милна и Заходера, вдохновенный поэт и глубокомысленный философ, обретает в журнале новую, не свойственную ему жизнь — глуповатую и пошловатую. История с «Винни» — увы! — далеко не самый печальный случай.

Если просматривать подряд все развлекательные журналы, начинает казаться, что на неокрепший детский вкус ведётся сознательная, хорошо организованная атака: культивируются ненасытимая жажда приобретательства, пошлость, агрессия. Причины бедствия просты: издательское дело всё более превращается в область вложения капитала и, соответственно, диктует свои законы и задачи.

Чутко держит нос по ветру юркий «Микки Маус». Свято храня верность своему кинематографическому прошлому, он настойчиво рекламирует и DVD с наклейками, и агента 007, и мир кинозвёзд и телевизионные передачи о магах, экстрасенсах, о непознанном и мистическом. Всё познан-

ное наукой младшим школьникам уже, по-видимому, приелось. Не случайна рубрика «От винта!». Есть у мышонка и «Смех-парад», где цветёт такой детский юмор: «Товарищ милиционер, скажите, по этой улице ходить не опасно?» — «Было бы опасно, я бы по ней не ходил».

Большое место отведено в журнале комиксам. Основные темы: ограбление банка и другие тёмные дела. Сам Микки в них пока не участвует, но с большим знанием дела ведёт репортаж с места событий.

Его приятели «Том и Джерри» только на комиксах и специализируются. Да ещё на рекламе: Покупайте, покупайте! Компьютерные игры! Картинки!! Детская косметика (страница)!!! Комикс, как известно, текста требует не пространного, а экспрессивного. Читаем: «Bay! Бух! Берегись! Вууух! Запалите китайские сувенирчики! Уфф! Плюх! Вуууухх! Уииии! Блямс! Ууууу! Вжжжик! Зззииууу! Вжжжжж! Бууум! Шлёп! Ха-ха-ха! А? Чавк — Чафф! Хлоп! Хррррр! Аррхх! Ой! Бац! Цап! Крак! Щёлк! Неееет! Дррррррррр! Грррр! Глумф! Мумс! Мумс! Трын! Дрын! БлаБлаБлабб! Конец!» О великий могучий, прекрасный и свободный!.. О задушевное слово! Какое задушевнее: бить, колотить, влепить, врезать, вмазать? Воспитание настоящего мужчины.

А вот журнал «Bratz» — для настоящей женщины. Один из последних выпусков, к примеру, целиком посвящён хрустальной девичьей мечте — кино. Попадаются в нём и довольно содержательные статеечки, заметочки, например, — «Невидимые профессии» — об операторах, костюмерах, декораторах... Но всё остальное: «Почувствуй себя профессиональной актрисой!», «Одежда для актёрской вечеринки», «Раскрась вечерние костюмы...», «Безупречный маникюр»... Иллюстрациями являются фотографии кукол, облачённых в эти самые вечерние костюмы: глубокий вырез, высокий разрез и блёстки, блёстки, блёстки... Как легко заразить маленькую девочку страстью к бесстыдной дешёвой роскоши. И как усердно занимаются этим детские журналы. Они называют это игрой. Таков не только

«Вга12», но в ещё большей степени «Играем с Барби».

Уже на обложке — реклама: спешите заказать книгу «В стране мечты», т. е. моды! За участие в конкурсах журнал обещает призы: «Энергия моды» — последние три самые «навороченные» куклы и золотистый гель с блёстками! Восемь страниц занимает комикс в фотографиях «Ох, уж эти мальчишки!» Идея: тебя обижает мальчишка? Радуйся: он влюблён в тебя! Игры такие: Барби едет на бал. Перед балом надо сделать причёску. Угадай, где: в парфюмерном магазине, в салоне красоты или в бутике? Но вот она вроде готова, ах, нет, что-то забыла. Догадайся! Ну, конечно, бриллиантовые серьги. Или вот ещё увлекательная игра: шопинг! Жить, по Барби, — это потреблять, флиртовать, возбуждать, вызывать зависть. И не откладывая, — с начальной школы. Чему же удивляться, когда на вопрос «О чём ты мечтаешь?» первоклассница отвечает: «Выйти замуж за богатого»...

Не хочется акцентировать внимание на том, что все эти развлекательные и развра-тительные журнальчики — немножко иностранцы. К сожалению, это так. Однако ничуть от них не отстаёт и наш родной и очень уже не молоденький «Ералаш», издаваемый под эгидой классика детской литературы С. В. Михалкова. Ну, конечно же, «Ералаш» — тоже богема, тоже кино! Поэтому открывается он рекламой актёрского агентства, а также распродаж товаров для спорта и отдыха, компьютерных игр. Есть игры и в журнале. Образец: «Все рыбы любят друг друга, особенно поесть. Посчитай, сколько своих сородичей съест каждая рыба». На развороте плакат — татуированный красавец: «Я всего добился сам!» Вырви и наклей на стенку, чтоб было «делать жизнь с кого»... Объявляется конкурс на знание рекордов прошедших Олимпийских игр. Обещаны призы: игра «Стильные девчонки-чемпионки», наборы детской косметики, сумочки со стразами «Принцесса», набор «Модный локон», душистая вода «Фотомодель»... Что тут скажешь? Ставок больше нет!

III

Дети взрослеют по-разному. Трудно провести границу в формировании их интересов исключительно по возрастному принципу. Поэтому журналы далеко не всегда адресуются к строго определённому возрасту. Они предпочитают обращаться вообще к «мальчикам и девочкам», т. е. к читателям младшего и среднего школьного возраста, или, как «Чиж и Ёж», объявляют себя просто «журналом для детей».

Этот замечательный петербургский литературно-художественный журнал, учреждённый издательствами «Детгиз — Лицей» и «Триумф» в конце 1998 г., наследует классические традиции великих детских журналов «Еж» (1928-1935) и «Чиж» (1930-1941). В те годы редактировали эти издания С. Маршак, Н. Олейников, Е. Шварц. В них печатались Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский, Н. Заболоцкий, Б. Житков, М. Пришвин, В. Бианки, К. Чуковский, А. Н. Толстой, Ю. Тынянов, Л. Пантелеев, М. Зощенко, О. Берггольц. Картинки рисовали Е. Чарушин, Н. Радлов, Н. Тырса, В. Конашевич, В. Лебедев. Эти имена составляют золотой фонд отечественной детской литературы и искусства иллюстрации. Не случайно важное место отведено рубрикам «Из прошлого "Чижа" и "Ежа"» и «Почётная страница». Так, например, сдвоенный выпуск № 27-28 (2006) едва ли не целиком посвящён столетию Д. Хармса. Но вспоминают в журнале и менее знаменитых авторов: художник В. Гусев и поэт М. Яснов с любовью рассказывают о творчестве поэта Александра Шибаева, который едва ли не первый затеял в детской поэзии увлекательнейшие игры со словами, положив основание плодотворной традиции. Есть у «Чижа и Ежа» и рубрика «Новая библиотека». Хочется верить, что произведения постоянных её авторов — М. Яснова, С. Махонина, А. Усачёва, Т. Со-бакина, Г. Дядиной, О. Сердобольского, И. Зартайской, Н. Хрущёвой — тоже войдут в сокровищницу журнала и отечественной детской литературы. Единственное,

что, вероятно, не одобрили бы прародители «Чижа» и «Ежа» в работе своих потомков, это аббревиатуру: «ЧЁ». Они слишком любили родной язык и дорожили его красотой и чистотой. Впрочем, целый выпуск современного «Чижа и Ежа» (2007. № 31-32) был посвящен году русского языка. В нём помещены и отрывки из книги о языке К. И. Чуковского «Живой, как жизнь», и великолепная статья Н. Голя о различных типах словарей, и забавные стихи А. Усачёва «Что такое идиома?», и урок учителя смеха Л. Каминского, записавшего смешные неправильности в ребячьих ответах у доски, и библейский сюжет о Вавилонской башне в изложении школьницы Ани Поляковой. Её история напечатана в рубрике «Дети — взрослым», а рядом — рубрика «Взрослые — детям». В ней мы найдём стихи А. Кушнера о прихотливых особенностях русского языка. И почти на каждой странице — изречения великих о языке. Ну, вот например: «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное мудро» (Притчи Соломоновы, 25:11).

«Переходному» возрасту — и младшим и средним — посвящен журнал-приложение к «Весёлым картинкам» — «Филя». Его редактирует Тим Собакин. Этим всё сказано: журнал умный, яркий и весёлый. Дружит с «Весёлыми картинками» и литературно-художественный журнал «Читайка». В нём мы находим всё те же полюбившиеся нам имена, что и в «Чиже и Еже», в «Весёлых картинках», «Филе», «Простокваши-не», но все материалы чуть-чуть серьёзнее. Вдумчивый разговор о литературе ведёт рубрика «Книгу советует друг». Есть здесь даже «Поэтический мастер-класс», который вводит читателей в тайны версификации. Побывает читатель и «В городе Именогра-де на реке Фамилии». И на каждой странице — бесконечные игры со словом. Во всех только что перечисленных журналах слово, язык играет роль главного героя и предстаёт как истинный хранитель отечественной культуры. Однако в рамках филологии издания не замыкаются. «Читайка» совершает экскурсы в историю Европы и России, в её

материальную культуру — костюмы, оружие, архитектуру, даже поднимает проблемы этикета и сформировавшей его морали в рубрике «Как быть хорошим», т. е. как на самом деле хорошим быть, а не просто вести себя прилично.

Совершенно другого типа ежемесячный журнал приходит к нам из Самары. Называется он «Православная Радуга». Он предназначен для семейного чтения. Тексты, непосредственно связанные с христианской культурой, просто, без назидательности рассказывают об основных христианских праздниках, о молитве, о святых и подвижниках земли русской. Но эти материалы занимают не самую значительную часть всего объёма. Гораздо большее пространство отдано путешествиям по родной стране, посещениям достопамятных мест, связанных с ключевыми моментами российской истории. Отводит «Радуга» место разговору и о языке — «Грамотеево царство», и о великих русских художниках. Самые маленькие учатся рисовать, и для всех найдётся что-нибудь занимательное в игротеке. Журнал, безусловно, полезный для всех — для религиозных и безрелигиозных семей, совсем не скучный, разнообразный, разноцветный — настоящая Радуга.

IV

Непосредственно к среднему школьному возрасту обращены наши давние добрые знакомцы — московский журнал «Пионер» и питерский «Костёр». Они держат марку по-прежнему. Не отстаёт от них и «Кукум-бер», которому всего семь лет, но который уже научился говорить со своими читателями серьёзно и в то же время занимательно. Оно и понятно: Кукумбер — совёнок, ещё маленький, но уже очень мудрый. Текущий год он открыл выпуском, в котором писатель Виктор Меньшов любовно рассказал о людях, пишущих сказки, рассказы и стихи для детей. Героями его весёлых и печальных историй стали ровесники дедушек и бабушек подписчиков «Кукумбера»: С. Козлов, Б. Заходер, Р. Сеф, С. Л. Про-

кофьева, Новелла Матвеева, М. Я. Боро-дицкая, В. Голявкин... Произведения этих замечательных авторов «Кукумбер», конечно, тоже поместил на своих страницах. Удивительно добрый и умный совёнок!

Журнал «Детская Роман-газета» ведёт своих читателей в глубь отечественных культурных традиций. Июльский номер (2008) переносит юного читателя в русский XVIII век: знакомит его с повестью Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», в рубрике «Имена» — с интереснейшей личностью Г. Р. Державина и его поэзией, а в рубрике «Подвижники земли русской» — со скромным монахом и великим чудотворцем Фео-досием Печерским. С 1996 г. «Детская Роман-газета» рекомендована Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для внеклассного чтения детям среднего школьного возраста. В отличие от взрослой «Роман-газеты», детская не отдаёт весь объём целиком какому-то одному большому произведению. Содержание её разнообразно, но в то же время целостно, так как скреплено единой темой. Так, в центре номера № 8 (2008) располагаются воспоминания С. А. Могилев-ской — «Лето в Крёкшине». Крёкшино — старинная усадьба, «дворянское гнездо». Замечательно оно ещё и тем, что расположено неподалёку от Ясной Поляны, и писательнице (она родилась в 1903 г.) в шестилетнем возрасте довелось познакомиться со Львом Николаевичем Толстым. Очерк «Яснополянские соловьи» в рубрике «Уголок России» — тоже связан с Толстым. В середине журнала — вкладка «Русский музе-ум», её легко вынуть, чтобы собирать отдельную подшивку с репродукциями картин великих художников и рассказами о них. Есть здесь и «Живой уголок», и «Рассказы-горошины», и «Страничка детского творчества», и раздел «Из истории слов». Назначение своё — быть пособием — журнал оправдывает вполне.

Журнал «Автобус» в ранг пособия никто не возводил. Но он мог бы с полным правом быть возведён в ранг детской энциклопедии — энциклопедии Петербурга. В ян-

варе наступающего нового года журнал отметит своё десятилетие. За это время он не только не истощил запас тем, разнообразие рубрик, собрание потрясающих фактов и подробностей из истории нашего города, но, кажется, всё набирает и набирает силу. Поражает богатство и красота иллюстративного материала, глубина раскрытия значения культурных событий, ещё более возросла актуальность и острота статей, как исторических, так и злободневных. Это настоящий «Петербургский детский исторический журнал». Как бы заново открытые факты, колоритные подробности бытия той или иной эпохи могут поразить и весьма осведомлённых читателей. Это журнал для всех: для школьников, их родителей, дедушек и бабушек, для студентов, учителей, вузовских преподавателей — словом, для всех, кто любит и хочет знать свой родной город, свою страну и её отношения с миром.

Каждый выпуск журнала посвящён какой-то определённой эпохе и обнимает едва ли не все стороны жизни города: важнейшие исторические события, события культуры — театра, музыки, музеев, памятников архитектуры, новых дорог, способов передвижения... Бесконечно интересны заметки на полях. Это Словарь. Он всегда составлен строго тематически. Если цель его — конкретный исторический период (например, эпоха Николая I. —2002. № 4), то в него попадают все реалии времени: архитектура и архитекторы, живописцы, писатели, театральные труппы, актёры, антрепренёры, даже полицейские чины... Петербург — европейская столица. Её отношения во все времена с соседями — друзьями и врагами — никогда не исчезают из поля зрения. Так, в № 3 и № 4 текущего года Словарь посвящён замкам Швеции. Их стратегические достоинства, прочность, архитектурное своеобразие, тайники, короли, выдержавшие осаду или взявшие замок, реалии средневековой культуры, хранящиеся в них, — всё находит отражение в Словаре.

Из номера в номер длится разговор с главным художником города И. Г. Урало-

вым. Он рассказывает о монументах, установленных в Петербурге в разное время, разными людьми и по-разному оценёнными питерцами, о генеральном плане строительства города, о логике и красоте его улиц, проспектов, ансамблей зданий, парков и садов...

Практически в каждом журнале есть страницы реставратора. Так, в самом свежем номере помещена статья «целителя» петербургских памятников В. Г. Сорина «Грифоны, язычники и реставраторы». В ней раскрываются совершенно неожиданные причины «атеросклероза» знаменитых питерских грифонов: оказывается, именно вера современных идолопоклонников в могущество грифонов привела их на край гибели. Теперь назрела необходимость в кропотливом и дорогостоящем лечении беззащитных чудовищ.

При подробном знакомстве с рядом выпусков возникает убеждение в том, что в последние годы у журнала появилась особая, больная тема. Проводится она ненавязчиво, но неуклонно. Отражена в рубрике «Многонациональный Петербург». Рубрика обращена в прошлое: её цель — рассказать об иностранцах, оставивших след в истории города. В № 3 за 2008 г. рассказывается об итальянце Винченцо Манфредини, придворном композиторе Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II; о немце Генрихе Иоганне Остермане — выдающемся дипломате времён Петра Великого и Анны Иоанновны, трагически кончившем свои дни при императрице Екатерине II; а также об испанце Августине Бетанкуре, гении технической мысли. Ему питерцы обязаны не только строительной и архитектурной мощью Исаакиевского собора (автор проекта француз Огюст Монферран считал Бе-танкура своим учителем), но и Обводным каналом, и реконструкцией Пороховых заводов на Охте, и зданиями, в которых располагается ныне фабрика Госзнака на Фонтанке, и даже идеями производства бумаги и особенностями печати ассигнаций... В № 4 в той же рубрике разговор пойдёт об одном из основателей русского балета —

нет, не о французах Шарле Дидло и Мариу-се Петипа, а о шведе Христиане Иогансоне. В том же номере заветная тема будет сформулирована впрямую: «Диалоги о толерантности». Для начала журнал предлагает вопросы для обсуждения и раздумья:

- Что значит быть терпимым? Надо ли быть толерантным по отношению к людям нетолерантным?

- Возможно ли научить человека уважать других, если он их ненавидит? Есть ли черта, за которой уже поздно прилагать усилия? Ит. д. ...

С этими вопросами журнал обратился для начала к английскому детскому писателю Энди Бернхардту и к Юлиане Никитиной, директору петербургского Центра социальной адаптации имени Св. Василия Великого. Разговор продолжается дальше, и, главное: чем сложнее вопросы, тем упорнее поиск ответов. Остаётся только пожалеть, что ни один из других детских журналов к поиску не подключился.

В двух номерах «Автобуса» печатался пространный диалог главного редактора журнала И. Воеводина со своей любимой учительницей — преподавателем консерватории Еленой Разумовской. Заглавие материала: «Жить с широко открытыми глазами...» Это полные восхищения воспоминания о фольклорных экспедициях в российскую «глубинку», о дивном таланте народных, никому, кроме родной деревни, не ведомых певцов, об уникальности сохранённых в их памяти старинных напевов. Но одновременно это воспоминания и о деревне 70-х, куда электричество ещё не проводилось, керосин завозили редко и песни, как в древности, пелись при лучине, а певцы эти чудесные — кому уж очень повезло — пенсии получали аж 12 рублей, а то выходило по 5 рублей 12 копеек... В экспедиции потрясало всё: богатство и красота голосов, величие национальной культуры, сохранённой деревенским человеком вопреки коллективизации, беспросветной нищете, узаконенному рабству — паспорта у колхозников появились лишь в 60-х. К восприятию всего этого и к осознанию фан-

тастичности освещения сельской жизни в официальной прессе участников экспедиций нужно было готовить загодя: они попадали в совершенно новый и непонятный мир. И учительница их готовила, знакомя с поэзией и судьбой Цветаевой, Мандельштама. Но и подготовка не смягчала удара: след от пережитого шока — благотворный след — остался навсегда... Создателей журнала «Автобус» учили «жить с открытыми глазами». Теперь их журнал продолжает эту работу.

V

Можно сказать, с незапамятных времён — с 1924 г. — выходила в Ленинграде пионерская газета «Ленинские искры». Затем, с началом в стране перестройки она тоже перестроилась и стала называться «Пять углов», ну, то есть что-то неудобное, неофициальное или, по слову, тогда вошедшему в обиход, — «неформальное». Аббревиатура, извините, «ПУ». «ПУ» несколько изменила адресата: стала газетой «для детей и подростков». Верхняя возрастная граница читателей подпрыгнула до 16, нижняя так и осталась на 9. Мы помним те непростые годы, стены домов, сплошь оклеенные объявлениями. Появилась «Стена» и в «ПУ»:

«ПРОДАЮ ПЛА КАТГРУППЫНАНА. Саша. Тел...»

«Мы неплохие парни, хотим познакомиться с девчонками 13-14 лет без комплексов. Тащимся от техно и АЛИСЫ. Сергеи, Слава — 14лет, рост 163. Тел...»

«Я создала свои идеал. Его зовут Денис, тёмно-русые волосы, карие глаза. Ему 1618 лет. Отвечу всем Денисам. Мария. Тел...» Ит. д. ит. п.

Такое вот было брачное агентство. Ну, ещё, конечно, имелось и другое агентство — «ШАНС — Школьное Агентство Новостей и Сенсаций», был «Девичник», был «Имидж». Здесь из «спецвыпуска для будущих мужчин» можно было точно узнать, какого цвета рубашка, галстук, ботинки и носки подходят в тон костюма. Ну, а «если вы носите драные джинсы, а кожаную

куртку застёгиваете разве что в сорокаградусный мороз, то туалетная вода «HUGO» — ваш запах!» (№ 6498, 28 марта 1997 г.). Популярнейшая рубрика — «Фан-подвал». В ней публиковались интервью со звёздами. Образец:

«- Кто тебя слушает?

- От сколъки до сколъки? Могу сказать: от 3 до 65.

- Ты против войны? Пацифист по жизни?

- Да!

- У меня сложилось впечатление, что тебе всё до фени.

- Нет. Мне не без разницы музыка и как она звучит».

И завершение: «Вот такая, блин,_ вечная молодость» (№ 6451, 11 апреля 1996 г.). Это было интервью, вернее, тет-а-тет с Сергеем Чижом. Но какое значение, с кем? Такой «тет-а-тет» услышать можно в любой подворотне. Именно там, похоже, производились поиски общего языка с читателем «ПУ» (не забудьте и о 9-летнем!).

Прошло ещё полтора десятка лет, «ПУ» ещё более повзрослела, преобразилась в журнал-газету. Теперь она обращается, в основном даже не к старшим школьникам, а к выпускникам. Её читатель — абиту-pnENTER. Существует журнал-газета за счёт бесчисленной рекламы учебных заведений и разного калибра репетиторов, «натаскивающих» этих самых a6mypHENTERs к ЕГЭ. «Стена» уцелела и процветает. Дополняют её новые рубрики. В шикарной «Active Life» вам расскажут, кто такие джа-кассеры (Jackass). Это, оказывается, «экс-тремалы-придурки». А вот в куда более печальной «Школе жизни» a6nTypnENTERs делятся своими впечатлениями о первых трудовых буднях. Они уже познали, почём фунт лиха, их уже не раз надули взрослые работодатели, но зато, как в любой школе, новобранцы-ученички приобщились к новой лексике: промоутер, кастинг, супервай-зер... Мой компьютер, кстати, этих слов не знает и подчёркивает красным. А вот в рубрике «Модные штучки» посвятят не в такие лексические чудеса. Июньский вы-

пуск 2008 г. раскрывает тайны шифрованного языка «для своих». Это молодёжный сленг, распространённый в Интернете. Язык для избранных — «олбанцкий». Если на этом языке кого-то особенно убийственно оскорбили, «олбанцы» рукоплещут: «Слифф зосчитан!» Глумятся они отнюдь не только над родным языком, но не гнушаются травли какого-нибудь «пеисателя». Словообразование и национальная направленность «шутки» прозрачна. Нет, участники этих конференций не читают журнал «Автобус». Интересно, как на их языке выглядят слова «толерантность» или «человеческое достоинство»? Впрочем, таких слов, по-видимому, в этом языке просто нет. Ведь идеал «своих» — жить, как «криведко».

VI

К идеалу «криведко», стильно упакованному, устремлены многие журналы для старшеклассников. Стоит только посмотреть на их глянцевые обложки: «Cool girl», «Elle girl», «Girl», «Hello!», «Yes!», «Джульетта», «Ромео и Джульетта», «Вероника», «Мне 15»...

Названий много, но существенной разницы нет. Всю эту продукцию, к сожалению, потребляют. Однако не только старшие, но уже и школьники среднего возраста не довольствуются этими «юношескими» журналами. Они всё чаще обращают свои взоры на те, что «покруче» — совсем взрослые. Где они их берут? «В киоске», «Покупают родители»... Замечательны сочетания чтива и комментарии к ним: «Читаю «Glamour», «Лизу», «Космополитен» дома, «Тома и Джерри» беру у подруги. Нравится всё!».

Результаты опроса, проведённого в обычной муниципальной школе «спального» района, парадоксальны. Радует, что уже в 5 классе 9 человек читает журнал «Шахматы». И никакого криминала нет в журналах «Футбол» или «Total Football», и прекрасно, что кто-то регулярно выписывает «National Geographic». Но «Автобус» читают всего двое, а вот «Лизу» — пятеро. Кое-кто предпочитает отнюдь не детские «Анекдоты», «Байки» — а ведь это всё-таки для «криведко», а уж «Glamour»...

В такой обстановке, при таком развороте эстетического воспитания детей и подростков кажется чудом, что кто-то (тот же «Автобус»!) находит в себе силы мужественно противостоять наплыву пошлости, бесстыдства, дурновкусия и невежества. Кто-то продолжает делать своё дело — неуклонно, систематично, не оглядываясь по сторонам, продолжает идти путём, прочерченным великими гуманистическими традициями. «Glamour», «Лиза» и «Байки» — увы! — тоже как бы культура. У неё есть свои названия — «субкультура», «массовая культура», «попса». Не в названии дело. Дело в том, что она занимает огромные пространства в «культурном поле» нации. И хотя подлинно культурный слой нашего города, страны представляет собою колоссальную толщу, «попса» лежит на поверхности. И дети дышат её нечистыми испарениями. Не заблудиться, не потеряться в этом «поле» ребёнку без умного и любящего проводника невозможно. А проводников так мало. И учителям, и родителям всё некогда и не до того. Отдыхая, папа и сам «Men's Health» почитывает, а потом забывает его на диване. В конце концов, у нас свобода слова. И «Автобус» проезжает мимо...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.