Научная статья на тему 'Как усилить командные взаимодействия в футболе'

Как усилить командные взаимодействия в футболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1029
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА / ТАКТИКА / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГРОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ / ИГРОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВАРИАТИВНОСТЬ ТЕХНИКИ / БЫСТРОТА ИСПОЛНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубин Марк Абрамович

В российском футболе существуют уже много лет проблемы подготовки молодых высококвалифицированных спортсменов для сборных команд страны и профессиональных клубов. Все это отражается на уровне подготовки игроков, а на поле выливается в проблему игровых взаимодействий. Чтобы их улучшить, предлагается поменять акценты в технико-тактической подготовке молодых футболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to strengthen team interactions in football

Russian football has got long-term problem of the young top-level sportsmen preparation for the national team and professional clubs. There are not only organizational troubles and the modern infrastructures need, but also troubles of methods elaboration. There is a suggestion to change the main streams in the technic and tactic preparation of the young football players

Текст научной работы на тему «Как усилить командные взаимодействия в футболе»

9. Школа жизни - школа воспитания : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения А.С. Макаренко и 100-летию со дня рождения С. А. Калабалина / под общей ред. И.П. Башкатова ; Коломенский государственный педагогический институт. - Коломна : [б.и.], 2005. - 314 с.

REFERENCES

1. Makarenko, A.S. (1988), About education, Politizdat, Moscow.

2. Makarenko, A.S. (1981), The book for parents, Lenizdat, Leningrad.

3. Makarenko, A.S. (2003), Pedagogical poem, publishing house ITK, Moscow.

4. Ed. Galaguzova, M.A. and Mardakhayev, L.V. (2002), Technique and technologies of work of the social teacher, Academy, Moscow.

5. Selevko, G.K. (1998), Modern educational technologies, National education, Moscow.

6. Dictionary of foreign words (1955), Publishing house of foreign and national dictionaries, Moscow.

7. Cataloguer Mardakhayev, L.V. (2002), The dictionary on social pedagogics, Academy, Moscow.

8. Soviet encyclopedic dictionary (1979), publishing house Soviet Encyclopedia, Moscow.

9. Ed. Bashkatov, I.P. (2005), School of life - school of education, Materials of the All-Russian scientific and practical conference devoted to the 115 anniversaries since the birth of A.S. Makarenko and to the 100 anniversaries since the birth of S.A. Kalabalin, Kolomna state teacher training college, Kolomna.

Контактная информация: letchik45@bk.ru

Статья поступила в редакцию 18.01.2018

УДК 796.332

КАК УСИЛИТЬ КОМАНДНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ФУТБОЛЕ

Марк Абрамович Рубин, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В российском футболе существуют уже много лет проблемы подготовки молодых высококвалифицированных спортсменов для сборных команд страны и профессиональных клубов. Все это отражается на уровне подготовки игроков, а на поле выливается в проблему игровых взаимодействий. Чтобы их улучшить, предлагается поменять акценты в технико-тактической подготовке молодых футболистов.

Ключевые слова: техника, тактика, технико-тактическая подготовка, эффективность игровых взаимодействий, игровое мышление, вариативность техники, быстрота исполнения.

HOW TO STRENGTHEN TEAM INTERACTIONS IN FOOTBALL

Mark Abramovich Rubin, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Russian football has got long-term problem of the young top-level sportsmen preparation for the national team and professional clubs. There are not only organizational troubles and the modern infrastructures need, but also troubles of methods elaboration. There is a suggestion to change the main streams in the technic and tactic preparation of the young football players

Keywords: equipment, tactics, technical and tactical preparation, efficiency of game interactions, game thinking, variability of the equipment, speed of execution.

В преддверии чемпионата Мира 2018 года перед тренерами всех сборных, которые попали в финальную часть, стоит один важный вопрос - как усилить командную игру. Особенно это актуально для тех сборных в составе которых нет «звезд», калибра Месси,

Роналду, Ибрагимовича. Усиление командной игры - главный фактор успешности соревновательной деятельности, набор сильных футболистов не всегда приводит к желаемому результату. В отборе на финальную часть турнира «сгорели» такие сильные команды, как Италия, Чили, в составе которых было немало сильных игроков, но итог выступления этих сборных стали настоящей трагедией для этих стран.

Такое бывает и на клубном уровне, где игра звездных игроков не приносит желанных результатов. «Милан», «Интер», «Зенит», «Боруссия» - яркая иллюстрация этому. В чем же причина? Возможно, искать ее надо в недостаточном качестве игровых взаимодействиях игроков.

Одним из важных качественных показателей игры, является командный тактический потенциал. Он включает в себя все игровые взаимодействия футболистов, и представляет из себя сумму индивидуальных технико-тактических возможностей, реализуемых в игре. Эффективность таких взаимодействий, зависит не только от уровня мастерства футболистов, их качества видения поля, быстроты игрового мышления, но и от успешности взаимодействий с партнерами.

Качество выполнения приема игроком зависит от действий партнеров без мяча. Вовремя открыться в свободное игровое пространство для получения и продолжать атакующие действия, бывает иногда сложнее, чем выполнить сложный прием. Поэтому, взаимодействия партнеров по команде, синхронность выполнения, нестандартные ходы и импровизация необходимы для успешного завершения атаки или отбора мяча.

Командное мастерство, само по себе не приходит, не дается по наитию, а растет, совершенствуется в тренировочном процессе и проявляется в ходе соревновательной деятельности. Сыгранность футболистов во многом зависит не только от игрового опыта, но и от постановки командных задач. Тренеру, работающему с профессиональными футболистами надо четко представлять - какие качества или способности игрока являются ведущими, чтобы использовать их как сильную сторону в командной игре.

Чтобы решить проблему командных взаимодействий у футболистов, достигших высокого уровня, необходимо постоянно развивать их игровое мышление. Именно наличие его делает хорошего футболиста классным. Такой игрок, допускает меньше брака, несмотря на жесткое единоборство, демонстрирует хорошую вариативность и быстроту, и четкость исполнения приемов.

Игровое мышление заметно растет, если игрок умеет контролировать не мяч, а саму игру. Если же, он постоянно смотрит на мяч, то рефлекторно (не зависимо от своего желания), вырабатывает устойчивый рефлекс (привычку) низко опущенной головы и глаз. Так появляется отрицательный стереотип, преодолеть который затем непросто. Может, в последствие возникнуть застой в росте мастерства, и потеря места в основном составе. Иногда, дело ограничивается сменой амплуа, например - был полузащитником, стал защитником, переход на позицию, требующей меньшей быстроты мышления и реакции на изменение различных ситуаций.

Опытные специалисты, понимая это, стремятся, даже при наличии в коллективе «звезд», повышать командный тактико-технический потенциал и реализовывать его в игре. И у нас в сборной, накануне чемпионата Мира, есть немало игроков высокого класса. Но надо вписать их в командную игру, хорошо организовать атакующие и оборонительные действия, меньше надеется на проявления высокого индивидуального мастерства наших лучших игроков.

Конечно, лучшие футболисты - К. Рональду, Месси, Ибрагимович, Суарес, Кейн могут самостоятельно решать исход матчей за счет своего класса, но в основном, успех основан, в первую очередь на командной игре. Когда игроки всех линий эффективно взаимодействуют друг с другом, то лидерам команд при завершающих действиях легче проявить свое мастерство. Побеждать на чемпионатах Мира и Европы, только уповая на лидеров невозможно, нужны, хорошо отлаженные командные действия.

На таких крупных турнирах, все сборные играют с полной самоотдачей. Поэтому, доставшиеся нам при жеребьевке команды Саудовской Аравии, Египта и Уругвая, только по этой причине, будут оказывать огромное сопротивление и действовать с ними только в одном ритме или скоростном диапазоне невозможно. Обыграть их можно только за счет разнообразия средств ведения игры, тактике, основанной на контроле мяча, смены ритма, командного и группового прессинга. К таким играм надо готовиться, определиться с основным составом, наиграть основные комбинации и стандартные положения. А с первого же официального матча (с Саудовской Аравией), надо действовать солидно и уверенно, включая голову всех игроков с первой и до последней минуты матча.

Такую манеру ведения игры, надо долго отрабатывать, хотя специфика подготовки сборной дает немного времени на это. Нашим футболистам надо больше двигаются и открываться без мяча, не уповать на действия в складывающихся эпизодах. Большинства из них нельзя упрекнуть их в отсутствии мастерства, непонимании футбольных тонкостей, но, многие наши футболисты страдают завышенной самооценкой и часто не выполняют план на игру, не реагируют на советы и замечаниям тренера в перерыве. Это вопрос психологии, но в играх мирового чемпионата, надо полностью концентрироваться не только на полной самоотдаче, но и на выполнении установки на игру. Если так будет, то и командные взаимодействия улучшатся и это скажется на результатах.

Любой футболист, выходя на игру, должен забыть о деньгах, семье, автомобилях и сконцентрироваться, только на игре, держа, намеченный план игры в голове, постоянно думая и анализируя действия свои и партнеров.

Психология командных взаимодействий формируется при обучении в спортивных школах. Официальные детские соревнования у нас начинаются раньше, чем в большинстве европейских футбольных странах. Например, в Санкт-Петербурге, для 10-11 летних игроков проводятся турниры памяти В. А. Кускова и Г.И. Вьюна, аналогичные турниры есть и в Москве. Они играют на полях уменьшенных размеров, но официальный статус турниров, их кажущуюся значимость, заставляет тренеров рано определять амплуа игроков, наигрывать групповую и командную тактику. Через год, дети уже играют на полноценных полях, приносят в копилку клуба очки, и вопрос командных взаимодействий становится еще актуальнее.

Ранняя соревновательная составляющая приносит только вред нашему футболу, поскольку погоня за очками, сопровождается упрощением игры из-за боязни ошибок, перекосом в сторону физической подготовки и излишним ажиотажем на играх. Так, уже в раннем возрасте у юных игроков теряется индивидуальность.

Командные взаимодействия лучше всего шлифовать на этапе спортивного совершенствования, когда игроки, на пороге профессионального футбола достигли высокого уровня физической готовности и осмысленно выполняют разнообразные технико-тактические действия. К сожалению, в наших спортивных школах, тактике, даже на последнем этапе обучения, уделяется мало внимания. Объяснить это явление можно множеством причин, главные из которых - отсутствие полей, хорошо оборудованных теоретических классов, низким уровнем контроля со стороны руководителей школ, отсутствием возможности стажироваться у опытных тренеров и многим другим. Но и многие детские наставники, даже не могут толком объяснить содержание тактики, методы и средства тактической подготовки. Поэтому, стараются не уделять этому аспекту много внимания на тренировках.

И это не сказывается на оценке их труда, поскольку начальство оценивает работу тренера, только по результатам выступления команды в соревнованиях. А подготовка игроков в сборные юношеские команды и профессиональные клубы, просто не стоит, как задача. Изменить порочную практику может только РФС, проведя реорганизацию системы соревнований и оценки труда тренеров детско-юношеского футбола.

Сейчас, две тысячи российских футбольных школ, практически не генерируют новые яркие таланты, а те из выпускников, кто попадают в профессиональные клубы, как

правило, не обладают яркой индивидуальностью и не выдерживают конкуренцию опытных игроков и тем более - легионеров.

Многочисленные региональные и российские турниры всех уровней выявляют лишь лучшие юношеские команды. Тренеры сборных, конечно, «берут на карандаш» молодых лидеров, но для большинства «замеченных», это пик карьеры. Лишь единицы, в последствии, остаются в профессиональном футболе, большинство - исчезает навсегда. Почему? Погоня за результатом, сделала свое «черное дело», индивидуальностей среди огромной массы выпускников футбольных школ, умеющих думать, приспосабливаться к меняющимся условиям игры - единицы.

Отчасти, в этой печальной картине играет роль генетический фактор. В составах большинства наших команд футболисты, родившиеся, в неблагополучные 90-е годы. В силу сложившихся тогда причин, они не смогли приобрести лучшие черты своих родителей. Функциональные возможности многих из них не соответствуют необходимым требованиям современного футбола. Не развиты и процессы мышления.

Для воспитания разнообразного футбольного мышления, способов и методов повышения командных взаимодействий, необходимо с детских лет уделять должное внимание тактике. В современном футболе уровень игрового мышления и, связанная с ним интуиция - главные элементы тактического мастерства, основа для импровизационных действий.

Если игрок правильно выполняет технико-тактические действия, то он экономит силы и поддерживает соревновательный тонус на протяжении всего матча. Наши футболисты, игравшие в сильных зарубежных клубах, не всегда выдерживают напряжение игры, и их заменяют до истечения времени матча.

Лозунг В. Лобановского - «Атлетизм - основа футбола», казалось бы, подходит для нас. Ведь именно на полной самоотдаче в игре и максимальных волевых усилиях отечественный футбол добился немалых успехов в 60-70-х годах прошлого века. Сейчас, бьются до конца все, но отстает технико-тактическое мастерство и игровое мышление. Отсюда и проблемы сыгранности, ошибки в командных и групповых взаимодействиях наших команд.

Давно надо сломать сложившийся стереотип мышления - приоритет физической подготовки над технико-тактической. Когда-то, такой подход был фирменным знаком советского футбола: атлетизм и высокие морально-волевые качества игроков только дополняла яркие индивидуальности отечественных исполнителей.

Если внимательно рассмотреть проблему повышения командных взаимодействий, то начать надо с термина «технико-тактическая подготовка». Он означает первичность техники и вторичность тактики. Хорошо освоенные технические приёмы, обеспечивают игрокам возможность взаимодействовать, посредством групповой и командной тактики. Но, даже обученных новичков, нельзя просто расставить по местам на поле и прививать им групповые и командные взаимодействия. При таком механическом подходе, юный футболист еще несколько лет «не будет видеть поле», он не умеет поднимать глаза вперед-вверх, опуская их при выполнении ведения, удара или передачи.

Что бы «видеть поле», надо сразу включать в подготовку элементы тактического мастерства - зрительный контроль, видение поля, игровое мышление и интуицию. А мы продолжаем готовить игроков с рефлексом низко опущенных глаз и только, периферическим видением поля, сразу ограничивая их игровое мышление. Поэтому, большинство таких футболистов, так и остаются игроками с «ограниченными возможностями», и не могут реализовать себя полностью.

В основе групповых и командных взаимодействий лежат индивидуальные действия игроков. А главные атрибуты тактического мастерства, это мышление и сознание футболиста, которые руководят всеми его действиями на поле. Значит, если мы хотим получить игрока с качественной и эффективной техникой, то должны принять априори, что техника должна осваиваться зряче, осмысленно, параллельно с элементами тактического мастерства. Если такая точка зрения возобладает, то мы научимся, более качественно готовить

хороших футболистов.

Специалисты по предмету «Теория и методика физической культуры», могут резонно заметить, что этот раздел подготовки должен именоваться, как «тактико-технический». Но суть не в названии, а в другом подходе - системе одновременного обучения технике и тактике, с включением всех функций организма. Нам постоянно говорят, что тактика, тактическое мастерство футболиста - важнейший компонент подготовки, но как работать над этими качествами - мало кто знает. Зачастую, чтобы скрыть этот пробел, мы часто пользуемся «народными терминами»: зрячая игра, «хорошее игровое мышление», «отменная интуиция» и т.д. Эти элементы тактического мастерства присущи, только от рождения талантливым игрокам, а таких появляется единицы. Значит, надо воспитывать!

Чтобы поднять уровень российского футбола, необходимо пересмотреть и другие сложившиеся стереотипы, в подготовке игроков. В первую очередь, обратить внимание на повышение уровня игрового мышления, который формируется в спортивной школе. Молодого игрока, пришедшего в профессиональную команду, ждет не только жесткая конкуренция за место в основном составе. Недостатки в тактическом мышлении могут не пустить его вперед. За последние 2-3 года, лишь один А. Головин сумел в возрасте до 20 лет закрепиться в основном составе клуба Премьер-лиги. Другие молодые футболисты, часто проигрывают конкуренцию легионерам.

Методическая перестройка нашего детско-юношеского футбола должна быть многогранной, в том числе направленной на увеличение объема работы по совершенствованию игрового мышления игроков.

Если мы изменим приоритеты в подготовке молодых игроков, выработаем новые подходы к ним, то, через несколько лет, забудем о 56 месте в мировой классификации, наш футбол станет ярче и сильнее.

Контактная информация: markfut@bk.ru

Статья поступила в редакцию 10.01.2018

УДК 796.011.3:797.2

ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК РЕЗЕРВ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У БАКАЛАВРОВ-ПЕДАГОГОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Ольга Юрьевна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет г. Москва; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Татьяна Михайловна Воеводина, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Марат Ринатович Шакиров, преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет,

г. Москва

Аннотация

Отмена в 2008 году вступительного экзамена по плаванию на факультеты физической культуры, в физкультурные вузы страны привела к тому, что получать высшее физкультурное образование приходят люди, не умеющие плавать или слабо владеющие этим навыком. Смещение акцента на формирование плавательных умений в ходе изучения дисциплины «Теория и методика плавания» значительно снижает её значимость в профессиональной подготовке будущего педагога. На наш взгляд, перенос дисциплины «Теория и методика плавания» на старшие курсы и проведение обучения плаванию на первом курсе в рамках дисциплины «Прикладная физическая культура» будут содействовать рациональному распределению учебного времени с точки зрения профессионально-педагогической подготовки выпускников.

Ключевые слова: студенты, бакалавр, физическая культура, плавание, технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.