Научная статья на тему 'Как учредить «Антисоветскую организацию»: к истории Кестонского института и письма верующих из Почаева'

Как учредить «Антисоветскую организацию»: к истории Кестонского института и письма верующих из Почаева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
261
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COLD WAR / KESTON INSTITUTE / MICHAEL BOURDEAUX / USSR / KHRUSHCHEV'S ANTIRELIGIOUS CAMPAIGN / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / THE POCHAEV LAVRA / "EPISTOLARY REVOLUTION" / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / КЕСТОНСКИЙ ИНСТИТУТ / МАЙКЛ БУРДО / СССР / ХРУЩЕВСКАЯ АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ КАМПАНИЯ / РПЦ / ПОЧАЕВСКАЯ СВЯТО-УСПЕНСКАЯ ЛАВРА / "ЭПИСТОЛЯРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шлихта Наталия

Данная статья представляет собой публикацию с комментарием письма, советских верующих о гонениях на монахов Почаевской лавры. Публикуемый документ хранится в архиве Кестонского центра по изучению религиозной политики и общества (Университет Бэйлор, Техас, США), ранее в архиве Кестонского института (Оксфорд, Великобритания). Попав на Запад в 1964 г., он сыграл немаловажную роль в распространении информации о религиозных преследованиях в СССР в годы хрущевской антирелигиозной кампании и конкретно в учреждении Кестонского института в 1969 г. Публикация письма сопровождается вступительной статьей, которая вводит письмо в контекст холодной войны на «религиозном фронте», и комментариями справочного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to Establish an “Anti-Soviet Organization”? History of the Keston Institute and a Letter of Orthodox Believers from the Pochaev Lavra

This is the publication of a letter from Soviet believers about persecutions of the monks of Pochaev Lavra, Ukraine. This letter is preserved in the Keston Center for Religion Politics and Society at Baylor University, Texas, USA, earlier in the Keston Institute (Oxford, UK). This document reached the West in 1964 and played an important role in spreading the information about antireligious assaults in the USSR in the years of the Khrushchev rule and particularly in the establishment of the Keston Institute in 1969. The publication is accompanied with an introductory note that places the document within the Cold War “religious front” context, and reference commentaries.

Текст научной работы на тему «Как учредить «Антисоветскую организацию»: к истории Кестонского института и письма верующих из Почаева»

Наталия Шлихта

Как учредить «антисоветскую организацию»: к истории Кестонского института и письма верующих из Почаева

DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2017-35-l-244-268 Natalia Shlikhta

How to Establish an "Anti-Soviet Organization"? History of the Keston Institute and a Letter of Orthodox Believers from the Pochaev Lavra

Natalia V. Shlikhta — National University of "Kyiv-Mohyla Academy" (Kiev, Ukraine), [email protected]

This is the publication of a letter from Soviet believers about persecutions of the monks of Pochaev Lavra, Ukraine. This letter is preserved in the Keston Center for Religion Politics and Society at Baylor University, Texas, USA, earlier in the Keston Institute (Oxford, UK). This document reached the West in 1964 and played an important role in spreading the information about antireligious assaults in the USSR in the years of the Khrushchev rule and particularly in the establishment of the Keston Institute in 1969. The publication is accompanied with an introductory note that places the document within the Cold War "religious front" context, and reference commentaries.

Keywords: Cold War, Keston Institute, Michael Bourdeaux, USSR, Khrushchev's antireligious campaign, Russian Orthodox Church, the Pochaev Lavra, "epistolary revolution".

В 1969 г. начал свою деятельность Центр по изучению религии и коммунизма — одна из старейших и авторитетнейших на Западе организаций, занимавшихся проблемой религиозных преследований в СССР. История этой организации1, раскритикованной советской и восточноевропейской пропаган-

1. Центр был в 1974 г. переименован в Кестонский колледж (по месту дислокации в деревне Кестон около Оксфорда, Великобритания), а в 1994 г. — в Кестонский институт. Краткую историю организации см.: Strieker, G., Sawatsky, W. (2003) "Postscript — Keston Institute in Transition", Occasional Papers on Religion in Eastern

Шлихта H. Как учредить «антисоветскую организацию»: к истории Кестонского института и письма верующих из 244 Почаева // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 244-268.

Shlikhta, Natalia (2017) "How to Establish an 'Anti-Soviet Organization"? History of the Keston Institute and a Letter of Orthodox Believers from the Pochaev Lavra", Gosudarstuo. religiia. tserkov' и Rossii i za rubezhom 35(1): 244-268.

дой и спецслужбами, неразрывно связанной в их картине мира и с «американским империализмом», и с «украинскими униатами-националистами»2, началась с англиканского священника и... письма православных верующих в защиту Почаева.

Основатель Кестонского института Майкл Бурдо считает, что вся его судьба и дальнейшая деятельность были предопределены двумя не связанными между собой событиями. Первое случилось в 1952 г., когда пропущенный из-за зубной боли экзамен по немецкому языку не позволил ему сделать карьеру переводчика в Западной Германии; изучение же русского языка в таких обстоятельствах выглядело привлекательно, исходя из реалий Холодной войны3. Второе он называет «совпадением», «чудом»: «То, что случилось со мной в Москве в 1964 г. было настолько невероятным, что никакой фантаст не решился бы придумать подобное»4.

История о том, как в августе 1964 г. в Москве Бурдо встретил христианок, которые передали ему письмо о преследованиях верующих и монахов в Почаевской Свято-Упенской Лавре, является канонизированной составной частью официальной истории Кестонского института. Поскольку в различных источниках эта история встречается с некоторыми вариациями5, здесь ее приведем в оригинальном изложении Бурдо в книге «Воистину воскрес: уроки веры из СССР» (1983).

В начале 1964 г. Майкл Бурдо, к тому времени автор неопубликованной книги «Опиум для людей: христианская религия в СССР», написанной после его первой поездки в Москву в 1959-

Еигоре 23(3) Article 6 [http://digitalcommons.georgefox.edU/ree/vol23/iss3/6, accessed on 30.10.2016].

2. Дмитрук К. Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. М: Политиздат, 1988.

С. 3313. Bourdeaux, М. (1983) Risen Indeed: Lessons in Faith from the USSR, pp. 1-3. London: Darton, Longman and Todd; New York: St Vladimir's Seminary Press.

4. Ibid., p. 1.

5. См. например: The Free Library. S.v. "Voice for the unheard believer: an unexpected chance to study in Russia led to Michael Bourdeaux becoming an authority on the Church under communism..." [https://www.thefreelibrary.com/Voice+for+the+unhea rd+believer%3a+an+unexpected+chance+to+study+in...-a030l25394, accessed on 27.10.2016]; Денен К. «Распространять правду — очень опасное дело, особенно когда государство основано на лжи»//Религия и право. 2003. № 4. [http://archive. is/TID5e, доступ от 2.11.2016]; также см. статью Эйприл Л. Френч в этом номере журнала «Государство, религия, церковь».

i960 гг.6, получил письмо. Коротенькая записка от его учителя из Оксфорда д-ра Николая Зернова объясняла то, что было в конверте: английский перевод письма «украинских христиан из По-чаева». Письмо попало к нему от школьной учительницы из Парижа, только что вернувшейся из Москвы. Зернов не был уверен в аутентичности документа, однако, перевел его на английский и переслал Бурдо, зная его интерес к проблематике7. Письмо, в апокалиптических тонах рисовавшее картину преследований верующих и монахов в СССР, было подписано двумя женскими именами «Варрава и Пронина».

Логичное желание Бурдо вновь посетить Советский Союз было реализовано сначала в апреле, а затем в августе. Именно тогда он встретил двух женщин, которые узнав в нем иностранца, позвали за собой. Они привели его в старинный деревянный дом на окраине Москвы, где их ждала еще одна женщина. Там смущенный англичанин признался, что знает об антирелигиозных преследованиях в СССР и выразил неясное желание как-то помочь верующим. Позволим себе привести последующий диалог, так, как Бурдо его запомнил.

«...но почему именно Вы приехали?, — спросила третья женщина, хозяйка квартиры. «Я получил документ...» «Какой документ?»

«Он с Украины, из Почаева, посланный через школьную учительницу из Парижа». «Кто написал его?»

«Две женщины...Варрава и - о, да - Пронина». Внезапно наступила полнейшая тишина. Я думал, не сказал ли я чего-то лишнего. А потом глубокое всхлипывание от третьей женщины: «Мои гости... это Феодосия Варрава».

«Да, я написала это обращение. И Пронина, она также его подписала. Когда мы написали его, мы приехали в Москву, за 1,300 км, чтобы найти иностранца. Мы искали безуспешно целыми днями и наконец мы встретили француженку — школьную учительницу, которая говорила по-русски. Она взяла это письмо... Прошло шесть месяцев с тех пор, как мы приезжали в Москву

6. Подробно о начальной стадии обменных программ между СССР и западными странами см.: Engerman, D. С. Know Your Enemy: The Rise and Fall of America's Soviet Experts, pp. 86-93. Oxford: Oxford University Press, 2011.

7. Bourdeaux, M. (1983) Risen Indeed, p. 5.

в последний раз. Но столько всего случилось с тех пор. Все становится все хуже и хуже. Они садят наших монахов в психиатрические тюрьмы. Мы написали несколько новых писем и сами монахи тоже их писали. Мы прибыли сюда сегодня, чтобы найти еще одного иностранца»8.

Собеседницы передали ему новое, теперь уже оригинальное письмо, описывающее усилившиеся преследования в Почаевской Лавре и по всей стране: письмо, заложившее основу самиздатов-ской коллекции Кестонского института, которое мы публикуем на этих страницах. Эта встреча и письмо, по его собственному признанию, предопределили дальнейшую судьбу Майкла Бур-до; и учреждение организации, которая бы «ответила на нужды миллионов страждущих христиан»9, было теперь только делом времени.

* * *

Монастыри стали одними из основных объектов хрущевской антирелигиозной кампании. Именно из атаки на них этот новый этап во взаимоотношениях между советским государством и Православной Церковью и начался. Действие постановления СМ СССР № 1159 от 16 октября 1958 г. «О монастырях в СССР» было дополнено постановлением ЦК КПСС от 28 ноября 1958 г. «О мероприятиях по прекращению паломничества к так называемым "святым местам"». Монастыри с их многочисленными «святыми местами» как яркие объекты «материального (видимого) христианства» (по определению Колин МакДаннелл10) обозначали собой географию распространения религии на «безрелигиозных» советских просторах, что никоим образом не могло терпеть хрущевское руководство.

Цифры красноречиво показывают насколько успешной была борьба с этими «рассадниками мракобесия» на территории Украинской ССР. Если в год начала антирелигиозной кампании —1958 — на территории республики действовало и мужских и 30 женских монастырей, то по состоянию на 1964 г. — 2 мужских

8. Ibid., pp. 8-9.

9. Bourdeaux, М. (1983) Risen Indeed., p. 9; Bourdeaux, M. (1969) Patriarch and Prophets: Persecution of the Russian Orthodox Church Today, p. 15. London: Macmillan.

10. McDannell, C. (1995) Material Christianity: Religion and Popular Culture in America. New Haven-London: Yale LTniversity Press.

и 7 женских монастырей11. Двумя действовавшими мужскими монастырями оставались Свято-Успенский монастырь в Одессе (где находилась летняя Патриаршая резиденция) и Свято-Успенская Почаевская Лавра. Попытки закрыть последнюю впервые были предприняты еще в 1959 г.12 Однако, несмотря на всю настойчивость и весь арсенал средств в распоряжении борцов с религией, перед которыми не устояла даже колыбель восточного христианства — Киево-Печерская Лавра, закрытая в 1961 г., — Почаевская Лавра продолжала действовать.

Одной из причин, безусловно, было стратегическое расположение Лавры. Ее «великие исторические заслуги» как «великого оплота православия... на западных рубежах нашего Отечества» (из письма архиепископа Львовско-Тернопольского и Мукаче-во-Ужгородского Макария (Оксиюка) на имя Патриарха Алексия (Симанского) от 2 апреля 1949 г.13) постоянно артикулировались руководством Московского Патриархата14. Такой аргумент довольно благосклонно воспринимался руководством атеистического государства, исходя из безусловной важности борьбы с «униатством» = «украинским буржуазным национализмом» в СССР.

Не менее важной причиной стала кампания верующих в ее защиту и, главным образом, выбранная ими тактика. Презрев все негласные договоренности между советской властью и ее народом, которые не предусматривали иных возможностей решения проблем последнего, как только через апелляцию к благосклонности и справедливости первой, они обратили свой взор к «ми-

11. Более детальную статистику см.: Шлххта Н. Церква тих, хто вижив. Радянська Украша, середина 1940-х — початок 1970-х рр. Харгав: Акта, 2011. С. 57.

12. Там же. С. 166-170.

13. Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете министров СССР. 1945-1970 гг. / Под. ред. Н. А. Кривовой. Т. 1: Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете министров СССР. 1945-1953 гг. м.: РОССПЭН, 2009. С. 448.

14. См., например, статьи в защиту Лавры на страницах «Журнала Московской патриархии»: Шаповалова А. Торжество Православия//ЖМП. 1946. № 10. С. 34-43; Иннокентий (архимандрит). В Почаевской Лавре //ЖМП. 1953- N° 7. С. 46-47; Также его. Свято-Успенская Почаевская Лавра в борьбе с католицизмом//ЖМП. !953- N° 10. С. 28-32; Бабич В. (прот.). Торжество в Почаевской Лавре //ЖМП. 1956. № 11. С. 12-13; Также его. Праздник в Почаевской обители //ЖМП. 1965. № 11. С. 13-15.

ровой общественности»15. Их письма, рисующие картины страшных преследований и содержащие просьбы защитить советских верующих от их же законной власти, имели минимальные шансы пересечь советскую границу. И все же, разными способами (один из которых описан на этих страницах) многие попали на Запад и получили довольно широкий резонанс благодаря религиозному самиздату16. Именно из-за этой огласки за рубежом кампания

и увенчалась успехом, ведь Лавру так и не закрыли.

* * *

Конкретная история, реконструированная на этих страницах, поднимает целый ряд важных исследовательских вопросов. Насколько «приоткрывание» Советского Союза для иностранцев с конца 1950-х гг. (как и Запада для советских граждан) разрушало информационный вакуум и способствовало налаживанию неофициальных потоков информации? Каким образом навязываемый советской пропагандой образ Запада как врага уже к началу 1960-х гг. трансформировался в сознании определенных категорий советских граждан, в том числе и верующих, в образ союзника, того, кто может и уполномочен защитить от беззаконий собственной же власти? Как происходила коммуникация между верующими разных регионов, республик СССР? Как итог, может ли/должно ли рассмотрение писем верующих к «мировой общественности» способствовать уточнению концепта «эпистолярной революции» в СССР, которую исследователи обычно относят к 1968 г.?17

Публикуемый документ хранится в архиве Кестонского центра по изучению религиозной политики и общества (Университет

15. Надежда Белякова считает, что рост обращений верующих СССР к международным инстанциям наблюдался в контексте подписания Хельсинского Заключительного акта 1975 г. и принятия новой Советской Конституции 1977 г. (Beliakova, N. (2016) '"We Ask You to Put an End to Lawlessness...' Soviet Believers Letters of 1960-1980s as a Form of Communication with the Government", Procedia — Social and Behavioral Sciences 236: 310-314). Наш пример указывает на куда более ранний поворот.

16. Подборка таких писем, например, была опубликована в 1980-х гг. в украинском самиздате: Мартиролопя Украшських Церков: У 4-х т. Торонто-Балтимор: "Смо-лоскип", 1987. Т. 1: Украшська Православна Церква: Документа, матер1али, хри-стиянський самвидав Украши. С. 813-857.

17. См. например: Даниэль А. 1968-й в Москве: начало//Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2008. № 4 (6о).

Бэйлор, Техас, США). Раньше он уже печатался в журнале религиозного самиздата «Посев» за 7 января 1965 г. (С. 4-7) и в английском переводе Майклом Бурдо18. В Кестонском архиве хранится еще одно письмо одной из ее авторов — Феодосии Варравы,19 — однако ни о ней, ни об Анастасии Прониной никакой дополнительной информацией мы не располагаем.

Текст печатается с машинописной копии. Полностью сохранены стилистические, орфографические и синтаксические особенности документа. Публикация документа сопровождается комментариями справочного характера.

С. 1

Восточным Патриархам Иерусалимскому, Антиохийскому, Константинопольскому и другим и в Организацию объединённых наций

От православных христиан всея России. Прошение.

В связи с тем, что наши безбожники комунисты воздвигли страшное гонение на православную церков, истинных пастырей, монахов и верующих людей и на гробницах верующего народа хотят строить свой комунизм. Мы хотим в кратцех изложить все ужасы которые творять теперь безбожники в православной России омытой священными водами Днепра нашим предком Владимиром который крестил нас всех и избавил нас от вечного мрака снявши с нас крещением прародительский грех Адама и Евы и открыл нам дверь в Царство Небесное. Эти же безбожники комунисты сидя во мраке безбожия, губя на вечно свои души силою насилия и всяких репресий хотят погубить наши души и наших детей применяя всякие хитрые тайные уловки, что бы не допустить крещенный народ в Царство Небесное, но они глубоко ошибаются, в горниле тяжких страданий укрепляется и множается православная вера. По радио и в газетах и по всём Советском Союзе говорят о мире, ездят представители от правительства комунисты за границу, борятся яко бы за мир, что бы отвратить ядерную

18. Bourdeaux, M. (1969) Patriarch and Prophets, pp. 170-177.

19. Варрава Ф. Прошение, 1964 //Архив самиздата. № 720. С. 5.

войну и сохранить этим всё человечество от смерти. Но этот мир у безбожников комунистов только на языке, наоборот они подняли страшную войну с православно верующим народом с большим успехом применяя насилия, закрывая монастыри, Церкви, уничтожая святые целебные источники во преки желания нас верующих. По советским законам конституции20 и декрете21 в брошуре комунистическая партия и советское правительство О Религии и Церкви издание Москвы за 1961 год,22 это является основным законом в Советском Союзе подписан Лениным ибо все безбожники комунисты идут как они говорят громко по заветам Ленина, но у них на языке Ленин,

С. 2

а на деле дела продолжают Сталина которого они же сами осудили о том, что он погубил много невинного народа хотя немного по тише. По советским законам конституции и декрете сказано, что церковь отделена от государства, а фактически государственные власти полностью овладели церковью. Уже два года как деньги наши сдаются в банк и деньгами церковными распоряжаются местные власти. Все священники посажены на очень низкую оплачиваемую зарплату23 невзирая на то, что по церквам имеются большие доходы. Запрещено властями крестить детей старше полтора два года, если ребёнок старше двух лет, их нужно отправлять домой некрещёнными24. Чтобы окрестить ребёнка

20. Ст. 124 Сталинской Конституции 1936 г. прописывала: «Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами», — а поэтому— с точки зрения верующих— позволяла юридически обосновывать право Церкви на существование в СССР.

21. Здесь и дальше речь идет о Декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятом СНК РСФСР 23 января 1918 г. и заложившим юридические основы существования Церкви в СССР. Утратил юридическую силу в 1990 г.

22. Речь идет об издании: Коммунистическая партия и Советское правительство о религии и церкви: Сборник. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1961. 112 с.

23- Духовенство с середины 1950-х гг. начали переводить на фиксированную зарплату (традиционной была экономическая зависимость священника от служения литургии и совершения обрядов, за что он получал денежное или иное вознаграждение от верующих). До конца десятилетия это стало единственной разрешенной практикой.

24. Непрямые свидетельства в отчетах уполномоченных указывают, что директивные документы, запрещающие крещение кого-либо, кроме младенцев, были приняты в 1963 г. Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины (ЦГАВО). Ф. 4648. Оп. 1. Д. 407. Л. 74.

нужно, чтобы приехали, мать отец кум и кума, написали заявление в церковный совет с прошением окрестить ребёнка и при себе должны иметь паспорт, без заявления и без паспорта крестить ребёнка нельзя. В конце месяца давать адреса и записи уполномоченному25. Если приедут родители из других районов или областей крестить нельзя отправлять домой некрещёнными. При крещении проверять у всех документы и паспорта. В церковь детей не водить и не Причащать кроме принесённых на руках младенцев, безбожники-комунисты дали указ детей прямо выгонять из церкви. В церковь младенцев которые на руках должны приносить только родители.

Священник должен выезжать на погребение только из разрешения письменного райисполкома или горсовета, а райисполком и горсовет такого разрешения не дают. Отпевание покойников только по разрешению райисполкома или горсовета и только на кладбище при могиле, зимой и летом, а дома покойника священнику не разрешают26. Тарелочный сбор отменён по Белоруссии и другим областям так как это по мнению безбожников ко-мунистов считается вымогательством, а нужно по среди церкви поставить кружку и пусть сознательные верующие туда бросают деньги. Собирать деньги на нужды церкви нельзя только пусть бросают в кружку. На хоры деньги не давать пусть будут любительские27. Денег по больше давать на фонд мира28, а на эти деньги они строять кино театры для себя. Ремонт церквям

25. Речь идет об обязательной регистрации всех обрядов — в том числе крещений — в так называемой квитанционной книге, с указанием паспортных данных совершивших отряд. Требования атеистических властей были узаконены патриаршим циркуляром № 1917 от 22 декабря 1964 г. Оо. Эшлиман и Якунин писали об катастрофических последствиях в своем «Открытом письме» патриарху Алексию от 21 ноября 1965 г.: священник становился «доносчиком на того, кто вверил себя покровительству Матери Церкви». Центральный государственный архив общественных объединений Украины (ЦГАОО). Ф. 1. Оп. 31. Д. 2972. Л. 8.

26. Ответом Церкви на эти попытки сделать похоронный обряд практически невозможным стало распространение заочных отпеваний. Об этом см.: Шльгта Н. Цер-ква тих, хто вижив. С. 183-185.

27. Параллельно, Постановлением СМ СССР № 263 от 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за исполнением Законодательства о культах» повышалось налогообложение хористов и дирижеров церковных хоров до уровня налогообложения духовенства— 81% с дохода. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 302. Л. 26.

28. Советский Фонд мира действовал с апреля 1961 г., сразу же став обязательной статьей отчисления с доходов Церкви и ее служителей.

С.З

монастырям запрещён. После каждой службы деньги здавать в банк это деньги народные и их нельзя держать в церкви. Оклады священникам снижать, а если они недовольны этим то пусть меняют професию. Священник не имеет права вмешиваться в церковные дела, по их мнению это люди наёмные29. За нарушение этих правил будут отниматься справки и священников снимать с регистрации церковной общины и даже судить. Организованы районные и сельские комиссии из комунистов безбожников за наблюдением церквей и духовенством и верующими30. Священник должен служить литургию летом до ю утра, а зимой до 12 дня выполняя все требы, так что приходится службу начинать в 5-6 часов утра без народа, что бы окончить литургию в срок31. Были такие случаи когда за 15-20 минут продления службы был закрыт храм на три месяца. Вот при каких обстоятельствах должен служить священник и верующий народ должен содержать церковь. В этом году на пасху по всем городам и сёлам стояли дружинники и непускали молодёж входящую в храм на Пасхальную службу. В городе Слониме Гроденской области в расстоянии 12 клм. от Жировицкого монастыря32 на Пасхальную ночь, дружинники стали около храма и стали не пускать молодёжь которые хотели войти в храм, но верующие сделали бдительную охрану и оберегали гроб Господен где лежала плащаница и так этим варварам не удалось произвести кощунство над пла-

29. Директивные документы как государственных, так и церковных властей, принятые в 1961 г., прописывали статус священника как наемного работника прихода: Постановление СМ СССР № 263 от 16 марта, постановление Священного Синода от 18 апреля, решение Архиерейского собора РПЦ от 18 июля. Об этом см.: Шлххта Н. Церква тих, хто вижив. С. 102-105.

30. Речь идет о так называемых общественных комиссиях содействия соблюдению законодательства о культах. Такие комиссии ситуативно действовали с начала хрущевской антирелигиозной кампании на уровне местной инициативы, а впервые получили нормативный статус за Постановлением СМ СССР № 263 от 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за исполнением Законодательства о культах».

31. Наиболее ранним церковным документом, прописывающим подобные ограничения (тогда это касалось служения литургии в сельской местности во время сельскохозяйственных работ), была патриаршая резолюция от 8 июня 1948 г. ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 1. Д. 32. Л. 14.

32. Речь идет о Свято-Успенском мужском Жировичском монастыре, расположенном в деревне Жировичи Слонимского р-на Гродненской обл. Монастырь — единственный на территории БССР, уцелевший в годы хрущевской антирелигиозной кампании.

щаницей Господа нашего Иисуса Христа. Недавно нам пришлось прочесть в газете Известия статью под заглавием «Сумерки Богов» за 28 Апреля 1964 г. Эта статья безбожников комунистов опровергает заграничное духовенство и журналистов, яко бы они клевещут на Россию о том что здесь гонение на православную веру и быстрое закрытие церквей. Если зарубежное духовенство и журналисты выступают в защиту православной веры и церквей и ведут борьбу с нашими безбожниками комунистами за Свободу совести, им мы низко кланяемся и выносим сердечное благодарение, что они оказывают нам грешным Христову любовь заповеданную Самим нашим Господом Иисусом Христом и этой Христовой Любовью они поднимают наши изнемогающие от борьбы

С. 4

духовные силы. В статье Сумерки Богов безбожники комунисты называют зарубежное духовенство и журналистов клеветниками, а наоборот не зарубежное духовенство и журналисты клеветники, а наоборот наши краснорясые митрополиты волки в овечей шкуре члены духовного синода в лице Пимена33 и Никодима,34 которые опровергают истину страшного гонения и быстрое закрытие церквей и монастырей в которых нет страха Божия, они не думают о том, что за клевету и ложь и за закрытие церквей и монастырей их ожидает вечный огонь. Из этого всего зарубежное духовенство и журналисты должны видеть какие у нас имеются пастыри.

За короткое время в начале этого года кроме Белоруссии и Украины закрыто 2 тысячи церквей. Сотни верующего православного народа приезжают каждый день в Патриархию в правительство сидят по два месяца в Москве что бы правительство и Патриархия запретили местным властям закрывать церкви монастыри, но все жалобы остаются в забвении и без всякого удовлетворения нашей просьбы.

Даже там где большой натиск на религию и большой успех в закрытии там уполномоченные правительственными органами поощряетсья так как и в Беларуссии Уполномоченный Кавдаев35

33. Митрополит Пимен (Извеков) — в 1960-1961 гг. и в 1964 г. — управляющий делами Московского патриархата; активный участник Архиерейского собора РПЦ 18 июня 1961 г. Будущий Патриарх Московский и всея Руси.

34. Никодим (Ротов) — митрополит Ленинградский и Ладожский, с 1960 г. — председатель Отдела внешних церковных сношений Московской патриархии.

35. Возможна ошибка, т.к. в прошении написана эта фамилия неразборчиво.

и Логвиненко получили благодарность от Киева на безбожной сессии за активное закрытие силою репресий церквей и изгнания из храма детей школьного возраста.

Если Никодим и Пимен члены духовного синода опровергают что в нас в России нет гонений так это ложь и клевета. Православная вера, истиные пастыри, монахи и миряне находятся в страшном гонении и издевательстве со стороны безбожников комуни-стов. В истиных наших пастырей в большинстве забраны у них справки36 за то, что они отстаивали Апостольския предания и вселенских соборов, они выброшены за борт церкви и ведут скитальческую жизнь, притом в некоторых пастырей изгнаных имеются малые дети или они имеют глубокий старческий возраст и им всем нет приюта ибо они выброшены за борт церкви.

Кроме того в газете Известия за 24 Апреля 1964 г. в статье «Сумерки

С. 5

богов» краснорясые наши митрополиты члены духовного синода Никодим и Пимен говорят что якобы среди духовенства непроизводится арестов, а почему они умалчивают за почаевских монахов которые уже по третьему разу сидят в тюрме за то, что поча-евские монахи не подчинились местным властям уйти из лавры нарушить обет данный Богу, служить Богу, а не Миру. Например, отец Апелий иподьякон монах Почаевской лавры сейчас сидит в тюрьме теперь сидит в тюрме третий раз, за то, что он не уходит из лавры; ему милиция приписывает нарушение паспортного режима. Первый раз он осуждён был на 6 месяцев, второй раз он был осуждён на один год и теперь 23 Января 1964 года иподьякон Апелий осуждён на два года тюремного заключения со строгим режимом.

Иеромонах Дионисий так же монах Почаевской Лавры так же 23.1.64 г. за то, что он не захотел оставить своей лавры когда его почаевская милиция выгоняла из лавры осуждён 23.1.64 г. вместе с отцом Апелием на один год тюремного заключения со строгим режимом. Щур37 [?] [Мур?] Анатолий монашеское имя ему

36. Речь идет об акте снятия священника с регистрации обласным уполномоченным

Совета по делам РПЦ, после чего священник терял юридическое право исполнять

свои обязанности.

37. Возможна ошибка, т.к. в прошении эта фамилия написана неразборчиво.

иподьякон Андрей житель сам... Почаевск десять лет тому назад он поступил в монастырь Почаевской Свято-Успенской Лавры за то что он не послушал почаевскую милицию когда, почаевская милиция его и всех монахов выгоняла из Почаевской Лавры, что бы закрыть Почаевскую Свято-Успенскую Лавру он был осуждён в тюрму, с сроком на один год тюремного заключения, отбывши срок тюремного заключения он обратно возвратился в свою обитель. И вот ю февраля 1964 г. иподьякон Андрей вёз жалобу в организацию объединённых наций написанную о том как почаевская милиция гнала монахов и паломников из Почаева, и он был снят с автобуса в гор. Броды и посажен в тюрму за эту жалобу, просидевши две недели его выпустили на волю и он опять возвратился в Почаевскую Свято-Успенскую Лавру и вот ю февраля 1964 года настоятелем Почаевской Свято-Успенской Лавры Игуменом Варфоломеем был послан в сельсовет на прописку и не доходя до сельсовета была уже подогнана машина и тут же он был арестован и машиной отправлен, нам неизвестно

С. 6

куда. Где просидел до суда до 13 июля 1964 г. И вот 13 июля 1964 года был осуждён на три года тюремного заключения отбывания срока в лагерях со строгим режимом. Теперь опишем процес суда иродьякона Андрея. Судия судивший иродьякона Андрея показал на суде своё презрение и гонение на православно-верующий народ и монахов. Суд Иродьякона Андрея состоялся в гор. Тер-нополе по ул. Котляревского дом №35. Судил его городской суд: во главе судии и прокурора. При выступлени иродьякона Андрея на суде он требовал, что бы его судил Республиканский суд, из гор. Киева, но тернопольская прокуратура лишила этой просьбы т.-е не удовлетворила его просьбу но судили сами как ихнии беззакония им не подсказывали. Судия подсудимому совершенно не давал говорить если это касалось нападения милиции и дру-жиников на монахов и поломников из Почаева забирая у полом-ников духовные книги, крестики, деньги иконы и выгоняя поломников из Почаева, требуя у них расписку о том, что они больше в Почаев не появятся. Жалоба написанная в Организацию ООН читалась маленькими отрывками которые ими были дописаны, что бы найти вину для подсудимого. А основное, что излагалось в жалобе иродьякона Андрея нащёт всех нападений дружинников и милиции на монахов и поломников не читалось и со слов

судии было сказано, что это всё клевета, что написал иродьякон Андрей в своей жалобе. Если монахов и богомольцев выгоняли из Почаева и делали всякого вида репресии так судия сказал, что это не погром, а не тактичность. Если дружинники и милиция избивают поломников выгоняя из Почаева которые им не подчиняются так суд их не судит, а наоборот поощряет их, а если Иродьякон Андрей назвал их бандитами так судия прокурор и заседатели его за эти слова дали три года. Начальник паспортного стола м-чка Почаева при выступлении на суде сказал, что этих погромов и гонений небыло, а это всё клевета, с его стороны так судия ему во всём верил, а иродьякону Андрею для оправдания не давал говорить.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При выступлении Голубовой на суде которая предаёт верующих везде водит

С. 7

милицию и дружинников указывает им в каком доме они находятся, было сказано, что наша задача бороться с верующими и мы их будем морально истощать, что бы они отказались от посещения Почаевской Лавры. Начальник дружины Максимюк на суде так же выступил, что главный центр мракобесия находится в Почаеве во Свято-Успенской лавре и наша задача бороться с этим мракобесием и морально уничтожать верующий народ. Если дружинники и милиция отбирают у верующих иконы, крестики и духовные книги так по ихнему мнению это не считается грабёж. Кто был на суде из православно верующих их всех сфотографировали как их лица так из зади. Некоторые верующие хотели выступить в защиту обвиняемого на суде, но выступить судия им не разрешил. Поломник Веремийчук Григорий Петрович инвалид 2 группы проживающий в гор. Баку ул. 17-ая Завокзальная дом № 57-а хотел выступить на суде в качестве свидетеля и сказать как его избивали в Почаевской Святоуспенской Лавре, его записали в качестве свидетеля, но когда его позвали на суд и он пришёл на суд с деревянным крестом в руках его судия сразу выгнал из зала суда и не дал говорить.

Теперь опишем как милиция Почаевская и дружинники избивали Веремейчука Григория Петровича. Пишем его дословно слова: В 1962 г. приехал он помолиться в Почаевскую Свято-Успенскую Лавру зашёл в гостиницу переночевать. С гостиницы Почаевские дружинники легая забрали и повели его в милицию.

В милиции отобрали у него крест и документы. На второй день Веремейчук Григорий пошёл за отобранным крестом и документами к помочнику дежурного он начал его бить набил и отпустил. Через пару дней забрали его вторично в милицию продержали двое суток, дело его передано в суд, но суд его не судил, а предложил ему уехать из Почаева требуя у него разписку, что бы он больше в Почаев не приезжал, затем отпустив его он возвратился вновь в Почаевскую лавру и остался ночевать возле Успенского собора в Лавре. В начале третьего часа ночи старшина

С. 8

почаевской милиции вместе с помочником, пьяные стали забирать верующих из подворья лавры и кто ночевал возле Успенского собора, где попался и он и когда верующие стали кричать когда их забирали: Веремейчук стал, пьяной милиции говорить, что вы делаете пьяные. Тогда милиция приводит на територию лавры людей в белых халатах и они стали бить Веремейчука и остальных верующих людей, и после побоев забрали в милицию и милиция всех поломников выгоняла из Почаева. На Успенской неделе в субботу забирали всех монахов в том числе попался и Веремейчук, ему предложили дать расписку о выезде из Почаева но он отказался дать расписку о выезде из Почаева и половина одинадца-того ночи его отпустили.

Забоборина Наталия Ивановна проживающая гор. Тула ул. Ок-тябрская дом № 38 кв. 12. Корпус 1. Инвалид 2 группы приехала в Почаев на богомолье. В 1963 г. месяц не помнит зашла с одним верующим поломником в один попросится переночевать и в это время следом за ними явился один дружинник фамилии его она не знает и говорит вы арестованы никуда вы не уйдёте, сейчас я за вами вышлю машину и сам пошол. Поломник который был со мной сразу же за дружинником ушол, но дружинник увидев его что он уходит догнал его на велосипеде и стал бить его чемоданом который был в руках поломника. После того как дружинник набив поломника чемоданом отправил его в психиатрическую больницу совершенно умственно здорового человека. Вечером в июне месяце 1964 г. я пришла к Почаевским жителям попросилась переночевать, но тут в след за мной приходит один милиционер и два дружинника и после этого хозяйку судили и суд присудил, хозяйке штрафу 10 рублей. В 1963 г. осенью Забоборина Наталия так же приезжала в Почаевскую обитель. У неё была больная рука,

где врачи назначили ампутацию руки. С этой больной рукой За-боборина еле живая при высокой температуре приехала в Поча-евскую Святоупенскую Лавру лечить руку и тут только приехала она, её сразу забрали в милицию и в тот день её в милицию брали два раза не взирая на её тяжёлое

С. 9

состояние здоровья. В милиции её спрашивают зачем ты сюда приехала; она ответила, лечиться, они меня спросили ты, что убежала с больницы, она ответила да, я руку отнимать не дам, но милиция ей приказала за 24 часа уехать с Почаева, что бы тебя здесь не было, если попадётся и не уедешь так совсем сломаем руку. Забоборина показала инвалидное удостоверение, но они выгоняли попрежнему из Почаева.

Теперь опишем дальше ход суда над отцом Андреем. Судия настолько был озлоблен против православно верующих, что Забо-борину Наталию, за то, что она крестилась в зале суда её судия велел вывести из зала суда. Варавва Феодосия и проживающая в гор. Львове ул. Лемковская i-a кв. 4 таж же слушала ход суда, но некоторые документы из суда записывала, когда судья увидел что ход суда записывается велел записи забрать у неё, и сказал не желательно что бы суд наш писали. После этого как забраны записи судия объявил суду на 5 минут перерыв и когда Варавва вышла в магазин купить и потом возвращалась с магазина возле суда уже была подогнана машина МГБ,38 и её забрали в машину и увезли в МГБ, и в МГБ сказали ей Вас ожидает то что и отца Андрея за то что вы ездите жаловаться в Москву и клевещите. Но проверив её отпустили тогда когда суд уже окончился. Иро-дьякона Андрея судили только зато, что в него обнаружили жалобу написанную в организацию Объединённых наций это всё было видно из хода суда. К отцу Андрею применили пытки страшные одевали резиновую рубашку и применяли электрические молотки, пытая его кто печатал Жалобу на пишущей машинке и писал жалобу. Архиепископ Черниговский Андрей осуждён на 8 или ю лет за то что он не захотел здать т-е закрыть монастырь.39 Просим

38. На самом деле с 1954 г. организация уже функционировала как КГБ.

39. Архиепископ Чернигово-Нежинский Андрей (Сухенко) был осужден в ноябре

1961 г. за противодействие закрытию Троицко-Иллинского женского монастыря.

Он получил 8 лет тюремного заключения по обвинению в присвоении церковно-

и молим восточных Патриархов и организацию Объединённых наций освободить из тюрьмы иродьякона Апелия, иеромонаха Дионисия, иродьякона Андрея незаконно осуждаемых возвратить их в Почаевскую обитель и приписать. Так же освободить из тюрьмы Архиепископа Андрея Черниговского так же незаконно осуждённого возвратить его в Черниговскую Епархию и приписать. Напишем при каких

С. ю

обстоятельствах был закрыт Черниговский монастырь:40 монахиням сказали куда хотите туда и поезжайте некоторым, безпас-портных старушек забрали в тюрму, а тех, где небыло им, где жить забрали в лагеря. Кроме того за Карагандой находится лагерь заключённых монахов и духовенства в степях возле Аральского Моря обгороженый проволкой этот лагерь переведённый из Соловков там находится тысяч тридцать, монахов, монашек и духовенства, находящихся в заключении. Сколько мы не пытались узнать фамилии судьи и прокурора, которые судили иродьякона Андрея, но они всё скрывали и нам не удалось записать их фамилии. Выписки суда иродьякона Андрея для того что бы подать жалобу дальше, судья не дал; а сказал: выписку суда не дам она тебе не нужна.

В Почаевской Лавре был великий старец отец Иосиф, который изгонял бесов, лечил больных. Мы все отца Иосифа очень любили, но Кременецкая41 и Почаевская милиция, в 1962 году в Августе месяце силою и избиением отца Иосифа выгнали из Почаевской Лавры и сейчас в Лавре жить ему запретили под угрозой ареста. И он так же ведёт скитальческую жизнь, но народ верующий очень в нём нуждается. Поэтому просим и Молим возвратить отца Иосифа в Лавру Почаевскую и прописать его. Запретить Кре-менецкой и Почаевской милиции выгонять отца Иосифа из Почаевской Лавры.

В конце Марта 1964 г. нам пришлось быть на приёме в наших краснорясых Митрополитов, Митрополита Пимена члена духов-

го имущества и ценностей и растлении малолетних. Об этом см.: ШлЬста Н. Цер-ква тих, хто вижив. С. 230-232.

40. Троицко-Иллинский, или Троицкий, женский монастырь в Чернигове был закрыт в августе 1962 г.

41. В г. Кременец Тернопольской обл. действовали Кременецкий женский монастырь и Свято-Духовский (Свято-Духов) скит Почаевской Лавры. Оба закрыты в 1960 г.

ного синода который посылал 4 почаевских монахов на приход, а на приходе церкви закрывают и монахи выброшены из Лавры. Почаевские монахи приказу Владыки Пимена не подчинились чтобы не оставлять Лавры. Так Митрополит Пимен лишил их духовного сана.

В июне месяце 1964 года в местечке Почаеве была замучена за имя Божие Марфа фамилия нам неизвестна. Эта девушка родина её на Урале, жила долгое время в Почаеве. Была так же осуждена в тюрму за Имя Божие. Отбывши срок заключения Она возвратилась опять в Почаев. Несколько лет тому назад этой девушкой Марфой была куплена комната в Почаеве

С. и

в активистки Голубовой Александрой проживающей по ул. Щорса дом № 2. Проживала эта девушка сколько лет нам неизвестно, пасла Голубовой корову, а в свободное время посещала Богослужение Почаевской Лавры в свободное время. Два года тому назад, когда началось страшное гонение на Почаевскую Свято-Успенскую Лавру, началось гонение и на девушку Марфу, Голубовой Александрой за то что она верующая, Голубова Александра выгнала девушку Марфу из проданой ей комнаты и выписала из своего дома. Но злоба Голубовой не вылилась42 [?] на девушку Марфу, она её преследовала около двух лет. И вот в июне м-це 1964 года девушка Марфа пришла ночевать по ул. Плетёнка дом 22 к Религе Анастасии Радионовне но здесь ночью не замедлила и Голубова Александра, пришла вместе с начальником паспортного стола капитаном Великом так же страшный гонитель верующих поломником и монахов, вместе с ними пришёл и один дружинник, нам фамилия неизвестна. Тут же сразу они начали искать богомольцев в этом доме. Две богомолки которые ночевали по ул. Плетёнка № 22 в Религи Анастасии Радионовны, сразу же убежали и скрылись, но девушка Марфа ночевала в сарае на чердаке и тут же Голубова Александра повела с собой начальника паспортного стола капитана Велика и дружинника в сарай на чердак, где была обнаружена девушка Марфа и тут же сразу её сбросили с чердака, где она сильно ушибла бок, но испуганная она побежала в сад этого же дома, где ночевала девушка Марфа. И тут она была настигнута в саду этими варварами и туг же сотво-

42. Возможна ошибка, т.к. написано неразборчиво.

рилась страшное их преступление и издевательство над этой девушкой, где она здесь в саду потеряла сознание, и не известно кем была вызванная скорая помощь и она была отправлена в больницу без сознания. Сослов верующих говорят что её изнасиловали всякими видами. Пролежав в больнице несколько дней она пришла в сознание, но её знакомых к ней не допускали, что бы с ней неговорить но тут же в скором времени она скончалась. Когда её умершую мыли в неё были выкрученные руки вытянутые из суставов, щёки лица, где находился рот, был проколот с двух сторон,

С. 12

один бок ягодицы был чёрный от сильного ушиба. При вскрытии тела девушки Марфы никого не допускали ни её знакомых ни её матери, а диагноз установили яко бы она умерла от туберкулёза, но это всё ложь, девушка Марфа была поднята в саду с телесными побоями. Просим и Молим Восточных Патриархов и Генерального секретаря Объединённых наций У Тану43 и всю Организацию Объединенных, разследовать убийство девушки Марфы, только не поручать разследование нашим варварам ни Московским ни демократам ибо они все за одно, а разследовать самим лично этот факт. Просим и молим выведете всё на чистую воду ибо наши варвары всё скроют. Ещё скажем что милиция несколько раз вызывала Религу Анастасию где совершилось в этом доме преступление убийства, и предупреждала с угрозой что бы Рели-га Анастасия ничего не говорила никому об этом убийстве. В этом письме вкладываем судебную повестку для подтверждения в отношении штрафа Религи Анастасию Радионовну проживающую по ул. Плетёнка № 22. За то что она принимает православно верующих поломников ночевать, оштрафована уже за это 5 раз.

Почаевским монахам в прописке препятствует уполномоченный по всем православным церквям Куроедов.44 На колокольне звонить в Почаевской обители местные власти разрешают 5 минут не больше и только в Воскресные дни и большие праздники, а в будние дни звонить запрещают. Это запрещение звонить стало недавно недели три тому назад до этого звонили 15 минут. По всем церквям звонить запрещено совсем, которые ещё не за-

43. У Тан —третий Генеральный секретарь ООН (1962-1971).

44. Владимир Куроедов — председатель Совета по делам РПЦ при СМ СССР (1960-

19б5)> председатель Совета по делам религий при СМ СССР (1965-1984).

крыты. Патриархии воску сократили если раньше давали воску 4 вагона то теперь дают один вагон. Поэтому воску ложать в свечи мало, основное ложиться парафин. Поэтому свечи коптят. А Богу надо приносить жертву чистую. Мастерские в патриархии сокращены, железо на лампадки и другую церковную утвар недают. Так как местной почаевской милиции и дружинникам не удаётся закрыть Почаевскую Свято-Успенскую Лавру нелегальными способами, сломить мужество поломников никак им не удаётся. По-ломники как посещали так и посещают Почаевскую обитель,

С. 13

Никакие тюрмы, никакие убийства, ни издевательства не страшат поломников Почаевской Лавры. Милиция и дружинники применяют другие способы, что бы закрыть Почаевскую Свято-Успенскую Лавру. Начали насиловать молодых девушек, старушек, монашек. Осенью 1963 г. была с насилована старушка монашка и отправлена в больницу. Все эти насилования указать мы не можем, но скажем этот факт. Юная девушка Валя которая без-престанно находится при Почаевской Лавре шла она на всенощное бдение её встретил милиционер и забрал её в милицию к начальнику милиции. Когда она пришла в милицию проверили в неё в сумке, что у неё есть, нашли в сумке житие святых отобрали у неё, кроме её в милиции забрано много верующего народа в них так же всё проверяли, потом остальных их всех выпустили но её одну оставили, и в это время из кабинета начальника все удалились осталась Валя одна но эта юная девушка глубоко верующая, как все из кабинета удалились был выключен свет, начальник милиции завёл её в холодную, где были разбитые окошки, а под головой стоял душ, и начальник милиции уговаривал Валю на совместное скотское совокупление, обещал ей отдать духовную забранную книгу и устроит её на хорошую квартиру, но она не соглашалась, тогда он ей сказал что он её будет насиловать сам, и начал он к ней приступать сам, обнимать, при всех его этих поступках, она кричала во весь голосъ Матерь Божия где Ты спаси меня, при этих словах он отскакивал от этой девушки Вали как от огня. И долго долго он её мучил, но эти вопли к Царице Небесной его жгли и он не мог сделать своё гнусное дело. Это всё было с 5 вечера до 9 вечера. После всего этого, он повёл к дружинникам и сказал не соглашается со мной вот тебя будут насиловать все дружинники человек 15. Когда он её привёл к дру-

жинникам и начал стучать в двери дружинников, но там никого как раз не было, и он её отпустил и велел прийти на завтра к 9 часов утра, но она пошла к нему на завтра с той целью по благословению старца, что бы забрать отобранную у неё книгу житие святых, но его не застала в своём кабинете и так духовная книга её пропала. Эта девушка Валя сама

С. 14

сирота живёт при Почаевской Лавре ведёт скитальческую жизнь ради спасения своей души.

В гор. Ровно осуждён в конце 1963 г. странник Андрей, срок его осуждения нам неизвестен, его судил Ровенский суд, приписывая ему бродяжничество, но в действительности он любил Поча-евскую Лавру и находился при ней, где вёл скитальческую жизнь ради спасения своей души. Но его осудили как забродяжничество.

Жировицкий монастырь сейчас находится та же под страшным гонением. В Жировицкий монастырь так же безбожники комуни-сты согнали с двух женских монастырей в жировицкий мужской монастырь. Закрыты били монастыри Гродненский и Полоцкий45 женские монастыри, два женских монастыря соединили с жиро-вицким монастырём. Сейчас всякими путями пытаются закрыть, а монахов и монашек пустить по белому свету. Всякими неправдами безбожными местными властями была закрыта духовная жировицкая семинария.46 Но этих варваров это не удовлетворило они стали посягать на большое трёхэтажное здание, где находилась жировицкая духовная семинария, что бы это здание отобрать и поселить школу. Но милосердием божиим им это не удалось сделать ибо туда были переселены все монахини которые до этого жили под одной крышей с монахами, где монастырскими правилам это не положено. Когда председателю райисполкома Ко-бяку С. Т. не удалось отобрать это здание тогда он стал посягать на сад и огород жировитского монастыря, но и тут милосердием Божиим не удалось им забрать. Теперь летом июля 1964 г. председатель райисполкома Кобяк Сергей Терентьевич стал посягать и на другие здания монастыря, на братский корпус, колоколь-

45. Рождество-Богородицкий женский монастырь (г. Гродно) и Свято-Ефросиниев-ский женский монастырь (г. Полоцк) были закрыты в 1960 г. Около 70 его оставшихся насельниц были переселены в Жировичский монастырь.

46. Речь идет о Минской духовной семинарии, с 1947 г. по 1964 г. действовавшей на территории Жировичского монастыря.

ню с жилыми пристройками, преподавательский корпус и 16 соток огород, для сдачи предложил эти здания подписать Епископу Минскому Сергию и Белорусскому47 и он их подписал. Безбожники комунисты мотивируют тем, что как бутьто бы у монастыря имеется много жилой пустой площади, но они забыли о том, а так же Епископ Сергий что сколько монахов и монашек скитаются по

С. 15

всей России из тех монастырей которые закрыты и выгнаны безбожниками, и ведут скитальческую жизнь не имея приюта. И вот колокольню, где жило часть монашек старушек уже выселили. Нами верующими людьми было предложено, что бы эти здания пустые заселяли монахами которые выброшены из монастырей закрытых безбожниками комунистами и нашими архиереями которые способствуют беззаконию своими делами подписывая для закрытия или здачи зданий монастырей и церквей, но уполно-моченый по всем церквям России Куроедовым было запрещено а сказал выселить всех монахов из этих зданий и срок дали до 15 Августа. Мы поломники и прихожане Жировитского монастыря просили местные власти, что бы кумпол колокольни не разрушали и не снимали крест с колокольни, что бы они оставили как историческую память, но местные власти сказали, мы комунисты, что захотим то и зделаем. Просим и молим Вас вступиться так же за жировитский монастырь и недопустить отнять у монастыря эти все здания нами выше указанные.

В России так разставлены сети сатанинские, что спастись нам верующим очень трудно напр. в этом году у безбожников был первый май веселие, а у нас страсти Христовы и работающим на производстве и школьникам надо итти на эту демонстрацию в обязательном порядке, а кто если не пойдёт накладывается взыскание. В России так разставлены сети сатанинские, что православно-верующим очень трудно спастись, а так же их детям а именно в их праздник май, а у нас пост. Теперь в большие праздники как Благовещение, Пасха, Рождество Христово и другие и эти большие праздники верующий православный народ должен итги на работу которые работают на производстве. Например у нас предпразднет-ство Рождественское и рождественский пост, а по школам 1 января по новому стилю ёлка и веселие и т.д. Просим и молим Вас Ваше

47. Сергий (Петров) — архиепископ Белорусский и Минский в 1963-1965 гг.

святейшество, что Вы наши страдания тяжкие и сети сатанинские страшные в которых находимся мы и наши дети учтите и Вашими священными молитвами перед заступницей Рода Христианского Царицей Нашей Богородицей, которая укажет Вам как

С. 16

вывести нас верующий Русский православный народ из сатанинских сетей и пойти по истинному спасительному пути нам и детям нашим. Ибо мы духовные сироты не имеющие пастырей, в большинстве наших пастырей покорились безбожникам комунистам и исполняют их волю, а не предания Апостольские и вселенских соборов. А те истиные пастыри, которые остались их очень мало, но им жизни нет как от уполномоченных, так и от тех пастырей которые покорились безбожникам комунистам. Надеемся и верим, что эти наши письма через Вас принесут нам вскором будущем великую радость и промыслом Божиим через Вас избранников Божиих Патриархов Священного Востока, сам Господь наш Иисус Христос вступиться в лице Вашем за нас грешных и наших детей, погибающих в страшной тине грехов, где везде разставле-ны сатанинские сети, где никак невозможно спастись. Надеемся и верим на Вашу Великую защиту и помощь за нас грешных и наших детей. В этом письме посылаем судебную повестку штрафа которую должна платить за то, что принимает верующих в По-чаеве ночевать. 1/8 — 1964 г.

Подписи: Варавва Пронина

Перепечатано с сохранением стиля и орфографии.

Машинопись. Копия: Samizdat Archive of Keston Iristitute, SU/ Ort 7/14.1 Pochaev Appeal "Orthodox Christians of all Russia."

Библиография / References

Архивные материалы

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)

Ф. 6991. Совет по делам религий при Совете Министров СССР (1943-1991)

Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины (Киев) (ЦГАВО)

Ф. 4648 Рада у справах релтй при MimcTepcTBi у справах Mirpau,ii i нацюнальностей Украши та ii попередники (об'еднаний фонд) 1943-1994 / Совет по делам религий при Министерстве по делам миграции и национальностей Украины и его предшественники (объединенный фонд) 1943-1994.

Центральный государственный архив общественных объединений Украины (Киев) (ЦГАОО)

Ф. 1 Центральний KoMiTeT Комутстично! Партп Украши, 1917-1991 / Центральный Комитет Коммунистической Партии Украины, 1917-1991

Samizdat Archive of Keston Institute, SU/Ort 7/14.1 Pochaev Appeal "Orthodox Christians of all Russia."

Литература

Варрава Ф. Прошение, 1964//Архив самиздата. № 720. С. 5.

Даниэль А. 1968-й в Москве: начало//Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2008. № 4 (6о).

ДененК. «Распространять правду —очень опасное дело, особенно когда государство основано на лжи»//Религия и право. 2003. № 4 [http://archive.is/TID5e, доступ от 02.11.2016].

Дмитрук К. Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. M: Политиздат, 1988.

Коммунистическая партия и Советское правительство о религии и церкви: Сборник. 2-е изд. M.: Госполитиздат, 1961.

Мартиролопя Украшських Церков: У 4-х т. Торонто-Балтимор: "Смолоскип", 1987. Т. 1: Украшська Православна Церква: Документи, матер1али, християнський сам-видав Украши.

Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете министров СССР. 1945-1970 гг. / Под. ред. H. А. Кривовой. Т. 1: Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете министров СССР. 1945-1953 ГГ. М.: РОССПЭН, 2009.

Шаповалова А. Торжество Православия//Журнал Московской Патриархии. 1946. № 10. С. 34-43.

Иннокентий (архимандрит). В Почаевской Лавре//Журнал Московской Патриархии. 1953. № 7. С. 46-47.

Иннокентий (архимандрит). Свято-Успенская Почаевская Лавра в борьбе с католицизмом//Журнал Московской Патриархии. 1953. № 10. С. 28-32.

Бабич В. (прот.). Торжество в Почаевской Лавре//Журнал Московской Патриархии. 1956. № 11. С. 12-13.

Бабич В. (прот.). Праздник в Почаевской обители//Журнал Московской Патриархии. 1965. № 11. С. 13-15.

ШлЪста Н. Церква тих, хто вижив. Радянська Украша, середина 1940-х — початок 1970-х pp. Харгав: Акта, 2011.

Beliakova, N. (2016) '"We Ask You to Put an End to Lawlessness...' Soviet Believers Letters of 1960-1980S as a Form of Communication with the Government", Proeedia — Social and Behavioral Sciences 236: 310-314.

Bourdeaux, M. (1983) Risen Indeed: Lessons in Faith from the USSR. London: Darton, Longman and Todd; New York: St Vladimir's Seminary Press.

Bourdeaux, M. (1969) Patriarch and Prophets: Persecution of the Russian Orthodox Church Today. London: Macmillan.

Engerman, D.C. (2011 ) Know Your Enemy: The Rise and Fall of America's Soviet Experts. Oxford: Oxford University Press.

McDannell, C. (1995) Material Christianity: Religion and Popular Culture in America. New Haven-London: Yale University Press.

Strieker, G., Sawatsky, W. (2003) "Postscript — Keston Institute in Transition", Occasional Papers on Religion in Eastern Europe 23(3), Article 6 [http://digitalcommons. georgefox.edU/ree/vol23/iss3/6, accessed on 30.10.2016].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.