Епископ иов (СМАКоуЭ)
духовное возрастание и подвижническая жизнь на галицкой руси преподобного иова (железо), игумена почАЕвСКого
Преподобный Иов, игумен Почаевский (ок. 1551 - |28 октября 1651) - святой Русской и Вселенской православной церкви, выдающийся подвижник благочестия, галичанин по рождению и ревностный борец за право русского населения Великого княжества Литовского, а впоследствии Польши быть всегда православными по вере и русинами по духу.
Первое жизнеописание прп. Иова составил его духовный ученик и преемник на игуменском служении отец Досифей (годы игуменства Досифея: 1659-1666)1. Его труд, впервые изданный в Почаевском монастыре в 1791 г., никак не претендует на то, чтобы быть научным исследованием в современном смысле. Биография прп. Иова изложена в нем в стиле канонического «жития» - душепоучительного для христиан чтения, но это практически единственный первоисточник, откуда можно почерпнуть основные сведения о преподобном2. Для нас это жизнеописание является своего рода остовом, который оживляется дополнительной информацией из других источников того времени. Данная статья представляет собой попытку такой компилятивной реконструкции галицкого периода
жизни преподобного Иова в историческом контексте и, в согласии с церковной традицией, включает в себя некоторые гомилетические размышления и духовно-назидательные выводы.
«Земли Галицкия - светило Богосветлое...»
Место рождения и детство человека играют решающую роль в его жизни. Детские годы в родительском доме имеют большое влияние на формирование наклонностей и всего нравственного характера личности.
Первый жизнеописатель святого Иова сообщает, что будущий прп. игумен Почаевский родился в 1551 г. в Прикарпатской Руси -в Покутье, краю, лежащем между Карпатскими горами и Днестром, недалеко от города Коломыи. Покутье (кут - угол) - историческая местность на западе Украины между реками Прут и Черемош. Этот самобытный регион был заселен русинами (украинцами) и молдаванами, селившимися на малообжитых южных землях бывшего Галицко-Волынского княжества. Культурным центром Покутья была Коломыя, хотя его название происходит от городка Куты. Горная часть Покутья также является и центральной частью Гуцульщины. Некоторое время Покутье, спорная территория между католической Польшей и православным Молдавским княжеством, входила в состав последнего. Научная статья в современной «Богословской энциклопедии»3 местом его рождения - видимо, на основании народных преданий - указывает местечко Отыния (Отыня), известное уже с XIII в. По некоторым свидетельствам, родители преподобного одно время проживали рядом с селом Угорники, на месте современного урочища Новосёлки4. На интернет-сайте современного села Угорники Коломыйского района Ивано-Франковской области, которое расположено в окрестностях тогдашней Отынии, также утверждается, что это село является местом рождения святого Иова5.
Интересно, что один из районов города Почаева (точнее, самого древнего поселения на его территории с первоначальным именем Юридика) носит название Кутець, которое очень схоже с названием одного из главных городов Покутья - Куты у реки Черемош, на границе нынешней Ивано-Франковщины с Буковиной. Можно предположить, что сам прп. Иов дал такое название этой холмистой местности, очень похожей на его родину - Покутье в Прикарпатье. Достоверно известно, что ранее вся земля к северу от лавры являлась монастырской собственностью и была пожертвована первой благодетельницей обители Анной Гойской. Кроме того, этот участок земли находится между двумя холмами и огромным оврагом за ними и представляет собой треугольник, является «угловым»...
«Благочестивого корене отрасль добрая...»
Родителей прп. Иова звали (согласно записи, вероятно, оставленной им самим в монастырском помяннике) Иоанн и Агафия6. Эти имена вместе с именами других его родных находятся в особых помянниках Почаевской лавры, называемых «синодиками», и ежедневно поминаются священнослужителями на каждой проскомидии и на заупокойных богослужениях (панихидах).
Как важно то, что сделал своим священническим и иноческим подвигом для своих родителей прп. Иов, а именно «навечное» заупокойное поминовение их на литургии, можно видеть из следующего случая. Перед прославлением в 1896 г. святителя Феодосия Черниговского (1630-е - 1696) иеромонах, знаменитый старец Алексий (Шепелев) из Голосеевского скита Киево-Печерской лавры (умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи святого, устал и, задремав прямо возле мощей, вдруг увидел перед собой святителя, который сказал ему: «Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить литургию, помянуть моих родителей». И он назвал их имена - иерей Никита и Мария. До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в Вы-дубицком монастыре, где свт. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена и, следовательно, истинность самого видения. «Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?» - спросил тогда во сне иеромонах Алексий. - «Да, это верно, - ответил св. Феодосий, - но приношение на литургии сильнее моих молитв!»7.
Если вспомнить назидания по подобному поводу другого великого старца ХХ в. - Паисия Святогорца, то становится понятным, что -вне всякого сомнения! - праведная, святая жизнь прп. Иова есть «самая большая панихида» по усопшим его родителям, самое великое воздаяние за все их земные труды, скорби и подвиги, понесенные ради него в этой земной жизни.
Родители святого Иова были, вероятно, дворянского рода, ибо только родовитые и состоятельные люди в те времена имели при имени то прозвище, которое в наше время называется фамилией. С подобным утверждением согласна и статья о прп. Иове в «Богословской энциклопедии», в которой указывается, что святой происходил из мелкопоместной шляхетской семьи. Будучи людьми образованными, Иоанн и Агафия научили и своего сына русинской грамоте и церковнославянскому чтению, основам православной веры и подлинному патриотизму. Уже в доме он начал читать Свя-
щенное Писание, богослужебные тексты, избранные труды святых отцов церкви и учителей монашества. По словам одного из дореволюционных исследователей жизни прп. Иова протоиерея А. Хойнац-кого, преподобный происходил из тех русских галичан, «для которых православие и русская народность составляли драгоценнейшее достояние, и которые, сами будучи лучшими борцами за отеческие обычаи, умели внушать те же чувства и стремления своим детям и преемникам»8.
В подвиге монаха или монахини часто есть часть подвига его родителей - их веры, семейного добролюбия и жертвенной отдачи своего чада Господу. На Руси, да и во всем православном мире, существовала традиция отдавать детей в монахи для того, чтобы они становились молитвенниками за весь род. Многие благочестивые родители готовили детей к иночеству с детства. Причем такой обычай существовал не только в крестьянских, но и в дворянских семьях. Не удивительно, что составитель акафиста обращается к прп. Иову со следующей похвалой: «Радуйся, от утробы матерния избранный на подвиг служения Царю Небесному!»
В роду прп. Иова были лица духовного звания. Когда он возглавлял Почаевский монастырь, в приходской Рождество-Богородиц-кой (Пречистенской) церкви в Старом Почаеве служил священник Иаков Железо. Испытавший притеснения от местных магнатов, он к 1642 г. был лишен этого места служения Богу и русскому народу9. Но уже в следующем году в том же селе был воздвигнут новый деревянный храм в честь Покрова Богоматери, перестроенный в 1746 г. и сохранившийся до наших дней.
Можно предположить, что к земному роду прп. Иова (Железо) принадлежат и все нынешние представители семей Залезницких, носящих его фамилию (несколько измененную на украинско-польский лад) и живущих в Почаеве и его окрестностях.
«По фамилии и имени житие твое...»
Благодаря проходившему 13-16 августа 1628 г. в Киеве православному Собору, созванному митрополитом Киевским Иовом (Борецким), и принятому на нем в защиту православия соборному определению, которое, среди прочих, подписал и «иеромонах Иоанн Железо, игумен Почаевский, властною рукою», мы имеем удивительную возможность знать, какова была истинная фамилия прп. Иова. Он присутствовал на Соборе, который осудил униатские воззрения епископа Полоцкого Мелетия (Смотрицкого). В последний день работы Собора, 16 августа, было обнародовано соборное определение, в котором отцы Собора оповещали, что они твердо
придерживаются православия, обещают бороться с унией и призывают к тому всех православных. Вот под этим решением и подписался смиренно, без указания своего игуменства, «железный» Иов.
Своей твёрдостью в вере и постоянством в доброделании преподобный Иов свою фамилию Железо (на современном украинском языке - Зализо) полностью оправдал. Она свидетельствовала о твердом исповедании им православной веры и усердии в любви к Богу, которые отличали его с детства.
Железным по духу он был всю жизнь. Свидетельством этого является его тело, которое по Божией воле осталось нетленным после его блаженной кончины. «От долгого стояния на молитве, от беспрестанных и многолетних трудов у преподобного болели ноги. Вначале отекали, затем покрывались ранами. Со временем раны начинали гноиться и кровоточить. И вот теперь это тело, которое когда-то отставало от костей, которое прежде смерти было умерщвлено трудами, лежит рядом с местом своих подвигов и благоухает. Его нетленную руку можно поцеловать. Она тепла, и если тебе будет страшно, то вовсе не оттого, что ты прикасаешься к мёртвому, а оттого, что ты грешен, а прп. Иов свят»10.
В пещерном храме во имя прп. Иова в Почаевской Успенской лавре над входом в грот, где почивают его мощи, находится живописный образ преподобного, впервые описанный протоиерем А. Хойнацким. Стихотворная надпись (вирши) в восемь строк под этой иконой объясняют причину нетленности тела святого: «По что, речеши, Мужъ сей тлею не снеденный? Слыши ответъ: Понеже Железо реченный. В шоцехъ 1овъ, в схиме 1оаннъ званъ бяше...». На иконах он держит свиток, на котором написан стих из 15-го псалма: «Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Пс. 15, 10).
«Даже, думаю, если бы и вправду было у Иова железо вместо плоти и костей, то истёрлось бы и искрошилось железо раньше 100-летнего возраста. Человек слаб, но его гибкая слабость может быть долговечнее твёрдости мёртвого вещества, - пишет о преподобном Иове известный современный духовный писатель и проповедник из Киева протоиерей Андрей Ткачев. - Он очень силён, прп. Иов Зализо. Это хорошо знают демоны. Когда святой игумен несколько раз в году покидает место своего покоя, когда он на плечах священнослужителей в праздники обносится на крестном ходе вокруг своего монастыря, демонское полчище рыдает на многие километры вокруг. Но не только поэтому силён Иов. Он силён потому, что способен пробить брешь в самой неприступной крепости - в привычном бездуховном человеческом мировоззрении. На обычную жизнь с
её горестями и удовольствиями, на смысл жизни, на царствующую ныне смерть и на будущее всеобщее воскресение человек после знакомства с прп. Иовом начинает смотреть иначе. Холод умирающей жизни и её греховный смрад хоть ненадолго, но отступят. Захочется тоже ожить, потеплеть от молитвы и запахнуть святостью»,
- пишет тот же автор11.
Крещен прп. Иов был сразу после рождения и при крещении был назван Иоанном в честь великого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя Господня. Возможно, родители избрали это имя как почитаемое в роду, так как Иоанном звали и его отца. А еще существовала традиция давать ребенку имя того святого, в день памяти которого он родился. Таким образом, имя ребенка определялось не грешной волей человеческой, а волей Божией. Св. Иоанн Креститель, в честь которого при крещении был наречен прп. Иов, как анахорет (отшельник) и строгий аскет (подвижник) многими представителями восточного монашества с древних времен считается одним из первых отцов-основателей иноческого жития. Выбор родителями для сына имени и небесного покровителя определил в свою очередь его собственный выбор жизненного пути и способа служения церкви и своему народу. В одном из вариантов акафиста прп. Иову об этом сказано так: «Радуйся, именем Иоанна, благодати тезоимени-таго, имже по рождении наречен был еси, яко печатию благодати запечатленный! Радуйся, яко приял еси имя Крестителя Господня, емуже пустыннолюбным житием добре поревновал еси!»
подвижник с ранней юности
С ранних лет Иоанн, как и многие русские святые, стал обнаруживать стремление к уединенной и молитвенной жизни. Наверное, по молитве и любви к Богу своих родителей он стал иноком. Такой жизненный выбор, по убеждению многих святых отцов церкви, предопределяется свыше. Иоанн как бы уже родился иноком, «живя как ангел Божий» в дому родителей, а в дальнейшем - среди братии монастыря. Ему не исполнилось и десяти лет, как он оставил свой дом и, «уклонившись от очей любимых родителей», удалился в ближайший Спасо-Преображенский Угорницкий монастырь, где и попросил игумена «дозволить ему служить братии». «Радуйся, яко измлада услышал еси внутренний глас призвавшаго тя Господа! Радуйся, яко десятолетен сый, сему гласу охотно последуй, уклонился еси от очию любимых ти родителей и во обители Угорницкой вселился еси!»
Согласно благоразумному пониманию евангельских слов самого Христа Спасителя, отрок Иоанн «возненавидел» не отца и мать (Лк.
14:26), а всё то, что мешает спасению души, общению человека с Богом, т. е., другими словами, он стремился не любить их более Бога. По этой причине преподобный, как сказано в акафисте ему, «дом родителей издетска оставил» (икос 1-й). Монашество - это всецелая жертва самого себя Богу. Жертвовать очень важно, и как много это человеку дает! Господь сказал, что «каждый, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или достояние свое ради имени Моего, тот получит в сто раз больше и наследует Жизнь Вечную» (Мф. 19:29). Часто эти слова сбываются буквально: человек получает ровно в сто раз больше того, что отдал. Что бы это ни было.
Угорницкая Спасо-Преображенская обитель в окрестностях селения Угорники, согласно сказаниям, была основана около 1280 г.: тогда там поселилось несколько монахов Киево-Печерского монастыря, разоренного ордами Батыя. Основанный пришедшими из Киева иноками монастырь действовал до 1812 г.12 Я.Э. Зеленина и В.Г. Пидгайко указывают, что о его местонахождении существуют различные мнения. Это не мог быть современный Угорницкий монастырь в селе Угорники Коломыйского р-на, поскольку последний был основан прп. Иовом (Княгиницким) только в 1603 г. и назван во имя Св. Архистратига Михаила. Версию о существовании в Угор-никах обители в более раннее время полностью исключить нельзя, но о такой обители ничего не известно. В значительном удалении от Угорников, на границе Галичины и Буковины, на берегу р. Серет, между г. Теребовля и современным с. Подгора (Теребовлянский р-н Тернопольской обл.) существовал Угорницкий (Подгорянский) Преображенский мужской монастырь, который на рубеже XVI и XVII вв. упоминался как «ветхий». Историки относят его основание к середине XVI в. В 1635-1639 гг. он был отстроен в камне. По всей видимости, начальный период служения Иова (ок. 1561-1571) связан именно с этим монастырем близ местечка Теребовля, центра отдельного староства (округа). Известны еще две обители XVI-XVlI вв. с похожими названиями: Угриновский Преображенский мужской монастырь (упоминается под 1611 г. в житии прп. Иова (Княгиниц-кого)), который находился в современном селе Старый Угринов Ка-лушского р-на Ивано-Франковской обл., и Угорский Троицкий мужской монастырь (находился в современном селе Угорск Шумского р-на Тернопольской обл.). В XIX в. сохранялось предание о том, что прп. Иов какое-то время подвизался в этом Угорском Троицком монастыре и собственноручно выкопал там пещеры13. Сложность точного установления монастыря, в котором прп. Иов стал монахом, происходит из-за того, что многие церковные и монастырские ар-
хивы Западной Руси были почти полностью уничтожены местными католиками и униатами. Этим они надеялись стереть исторические следы пребывания православия на Галицкой Руси и в Почаевской обители. Маленький провинциальный Угорницкий монастырь стал широко известным и оставил след в истории только потому, что там когда-то жил в послушниках и впоследствии принял монашеский постриг прп. Иов: сведений о других подвижниках этой обители не дошло до нашего времени.
Родители Иоанна могли часто посещать расположенную по соседству Угорницкую обитель. Видимо, они были и её главными жертво-вателями-ктиторами, проводили в ней значительное время в посте и молитве, особенно Первую и Страстную седмицы Великопостного поприща, говели, имели там своего духовника-старца, с которым решали важнейшие вопросы своей жизни. Можно допустить, что после своей кончины они были погребены на монастырском кладбище.
По благочестивому примеру своих родителей и их юное чадо воспламенилось духовным огнем стремления к иноческой жизни. Святые отцы говорят, что «никто не становился монахом, не увидев на лице другого отблеск вечного света». Такое духовное сияние исходило от монашеской братии Угорницкой обители, этим небесным светом светилась жизнь родителей будущего игумена Почаевского. Он родился и вырос под благодатным покровом молитв насельников близлежащей обители. Для него это время и возможность окунуться в благодатную атмосферу непрерываемой традиции монашеского подвижничества, которая на протяжении веков живой передается из поколения в поколение, стали Божиим благословением. Общение с подвижниками благочестия имело огромное значение для будущего инока. Отрок Иоанн видел духоносных монахов, слышал их беседы и назидания. Их советы и наставления во многом помогли ему избрать верный жизненный путь. Таким образом, Преображенский монастырь, возле стен которого он родился и вырос, стал для него первым «благодатным раем».
Монашеская жизнь в правильном понимании - это самый короткий путь к Господу и удобный способ служения Богу, церкви и своему народу. Духовные наставники говорят, что каждый нормальный юноша хотя бы полгода должен иметь желание уйти в монастырь. Есть очень веский аргумент о правильности выбора в пользу монашеского пострига в юные годы: замечено, что такое решение надо принимать осознано в молодости, когда душа еще не закоснела. В святоотеческой литературе есть немало ярких примеров того, как с самого раннего возраста люди ощущали в себе призвание Божие и до конца остались ему верны. Митрополит Московский Иона в 12
лет был пострижен в монашество, прп. Феодор Освященный в 14 лет оставил родительский дом и стал монахом, одна из наших древнерусских святых - прп. Евфросиния Полоцкая, будучи княжной, в 12 лет оставила дом и родителей, приняла постриг и осталась верна монашеским обетам до глубокой старости14.
Духовноопытный и прозорливый настоятель монастыря увидел в отроке Иоанне избранника Божия, почивающую на нем Божию благодать и с радостью благословил его на монашескую жизнь в их обители.
Со вступлением в монастырь начинается для юного Иоанна новая жизнь. Согласно монашеским правилам, несколько лет он пробыл в монастыре послушником. Русский термин «послушник» происходит от слова «послушание». А в сербском языке послушника называют «искушенцем» - от слов «искушение», «испытание». Человек находится на испытании, он испытывает себя. И его испытывают, к нему присматриваются - сможет ли он жить в обители, вести довольно замкнутый, ограниченный пространством образ жизни. Как происходивший из духовно-благочестивой семьи, отрок Иоанн был поставлен на послушание в храме под руководством екклесиарха (греч. церковь и глава; буквально - церквеначальник, глава церкви
- церковнослужитель, наблюдающий за церковным зданием и порядком богослужения по уставу) и, скорее всего, исполнял обязанности алтарника-пономаря, обычно называвшегося в то время по-гречески «параекклисиархом». Он наблюдал за имуществом храма, возжигал светильники перед богослужением и гасил их по окончании его, помогал при выпечке просфор, приносил в алтарь вино и воду, готовил и подавал священнослужителям кадило и теплоту и, наконец, убирал храм и в алтаре. Со временем ему могли поручить читать Часы и петь на богослужении или звонить в колокола. Вполне возможно, что, по монастырскому обычаю, Иоанн, как и каждый новоначальный насельник, должен был потрудиться какое-то время на кухне и в трапезной. Юный подвижник возрадовался, что пришло, наконец, время вполне воспользоваться теми уроками богоугодной жизни, какие получил он при чтении духовной литературы. Он помнил, что и прп. Иоанн Лествичник, пришедший в монастырь на 15-м году жизни, усердно служил братии и что то же самое раньше его делал прп. Иоанн Дамаскин.
Юный послушник Иоанн, стараясь «угодить и послужить каждому из наименьших монастырских работников как Самому Христу», вскоре заслужил к себе всеобщее расположение и любовь. В результате молодой подвижник и его старец-игумен поняли: монашество - его призвание, и монастырь для него - путь к Богу. Что касает-
ся довольно юного возраста послушника, то здесь можно сослаться на 40-й канон VI Вселенского Собора (Трулльского, прошедшего в Константинополе), который дозволяет принимать в монастырь для подготовления к постригу 10-летних отроков.
Чтобы избрать монашеский образ жизни, необходимы, в первую очередь, решительность и мужество. Эти важные качества были в душе будущего святого подвижника Галицкой и Волынской Руси с детских лет. На этом примере нетрудно заметить, что Господь избирает и призывает к Себе самых лучших. Среди монахов вообще всегда было и сейчас есть много молодых и красивых людей. Зачем они ушли в монастырь, такие юные, такие прекрасные? Именно потому и ушли, что такие! У таких душа просит большего, чем может дать обычная мирская жизнь. Воистину, как сказано в богослужебных текстах, прп. Иов уже в начале своего монашеского жития был «юноша телом, но старец умом»; а в конце жизни он «состаревся же плотию, юношескую бодрость в трудех являл еси; земли копанием и древес саждением образ всем смиренномудрия подавая» (2-й тропарь 8-й песни канона прп. Иову на Утрени).
Предварительный послушнический искус, который нормальным образом должен продолжаться три года, для Иоанна Железо, в соответствии с 5-м правилом Двукратного Собора, был сокращен как для лица, очевидно расположенного к иноческому житию. Игумен, «видя добрые нравы, кротость и глубокое смирение» послушника Иоанна, с радостию и полной уверенностью в правильности своего решения принял его в число иноков. Как сказано в акафисте прп. Иову, его «отроческим подвигам удивлялись даже старцы» (акафист, икос 1-й), преуспевшие в монашеской жизни. Вскоре - на двенадцатом году жизни - усердного послушника Иоанна Угорницкий игумен постриг в монашество. При постриге в малую схиму он получил имя Иов - в честь ветхозаветнего праведника Иова Многострадального. Новое имя, которое дается монаху, свидетельствует, что монашеский постриг, в первую очередь, является «отречением от самого себя». День памяти своего небесного покровителя (день тезоименитства) новопостриженный подвижник стал праздновать 6 мая (19 мая по новому стилю).
«Ревностное житие о Бозе...»
Жизнь прп. Иова по принятии им монашеского пострига настолько была чиста и безукоризненна, несмотря на всю тяжесть подвига иноческого, что отец Досифей в написанном им житии преподобного уподобляет его ангелу: «Был он инок весьма искусный, не так летами, как добродетелями украшенный, живя посреди братии, как
ангел... и с каждым днем все более и более совершенствуясь в добродетели». Так преподобный, несмотря на юный возраст, стал примером и образцом для братии, своим поведением давая им видеть достоинства и недостатки их, или, как говорит Досифей, «быв всем на позор и на пользу»15.
По достижении канонического возраста для принятия священства, в тридцать лет (вероятно, в 1581 г.), после многих духовных подвигов, как отмечается в житии, монах Иов был рукоположен во диакона, а затем - во священника. Вполне вероятно, что по своему смирению он отказывался от священного сана и принял Таинства хиротоний только по послушанию. К сожалению, нет документальных свидетельств о том, кто и где совершил над прп. Иовом диакон-скую и священническую хиротонии. Можно предположить, что хиротонисавшим его святителем был выдающийся епископ Львовский и Каменец-Подольский Гедеон (Балабан; 1530 - 5 октября 1596), с 1570 г. управлявший обширной Галицкой епархией. Он до конца жизни был противником Брестской унии.
Вскоре после этого прп. Иов по Афонской традиции был пострижен в великую схиму. Новый постриг иеромонаха Иова был совершен «ради невместимой в сердце своем благодати Божией, которой всегда усердно горел», как пишет о том его ученик Досифей. При новом пострижении к преподобному вернулось его прежнее имя Иоанн - в память св. Иоанна Крестителя. Однако в истории Русской
церкви, в церковном месяцеслове и в народном почитании за ним сохранилось имя Иов, ибо, как говорит его житие, «не именем токмо, но и самой вещью, многоболезному оному в Ветхом Завете Иову блаженнейший отец наш Иов уподобился». В своей жизни он, как поется в тропаре, сумел объединить «долготерпение многострадального праотца» и «Крестителево воздержание».
Епископ Гедеон Балабан.
Слава о монашеских подвигах и духовных добродетелях молодого под-
вижника быстро распространилась по Галиции и Волыни. В Угор-ницкий монастырь приходило много людей, желавших взглянуть на преподобного и получить его совет и назидание для душевной пользы или же испросить у него благословения и молитв. Среди посетителей были простые и знатные, бедные и «нарочитые вельможи», обращавшиеся к преподобному «пользы ради душевной». Прп.
Иов не отказывал в просьбах и назидал всех примером высокого благочестия. Добрая народная молва о галицком подвижнике дошла и до князя Василия-Константина Острож-ского, собиравшего в то время духовнобогословские силы для укрепления гонимой римо-като-ликами Восточной православной церкви и защиты от поляков православного русинского населения Речи Посполитой.
Князь Константин Константинович много внимания уделял поддержке православных монастырей, Князь Константин Константинович Острожский находившихся в его (также Василий-Константин, Константин-Василий; владениях. Он и об-12 февраля 1526 - 13 февраля 1608) - глава рода ратился к игумену Острожских, староста Владимирский и маршалок Угорницкой обители, Волынской земли (1550-1608), воевода Киевский чтобы тот направил (1559-1608), покровитель православной веры. «блаженного трудоМладший сын великого гетмана литовского князя любца» - тридцати-Константина Ивановича Острожского (1460-1530). летнего Иова - в одну Основал Острожскую типографию, в которой работа- из фамильных обители первопечатники Иван Федоров и Петр Мстисла- лей князей Острож-вец. ских на Волыни - Ду-
бенский Крестовоздвиженский монастырь, известный с 1547 г. В результате этой княжеской просьбы прп. Иов из Угорницкой обители был переведен в монастырь в Дубно, который находился на попечении князей Острожских. На новое место святой подвижник прибыл «для показания, - как писал князь в свое просьбе, - образа иноческих подвигов братии сего монастыря». Возможно, прп. Иов должен был ввести в Крестовоздвиженской обители общежительный устав. Вскоре после этого перевода, в 1582 г., дубенские иноки избрали преподобного Иова игуменом, и в этом статусе он подвизался около двадцати лет.
Прп. Иов поучал братию Дубенского монастыря, подкрепляя словесные наставления собственным примером. Как и его покровитель, князь Константин Острожский, преподобный заботился о распространении духовных и богослужебных книг. Насельники Дубенского монастыря осуществляли переводы важных святоотеческих творений на церковнославянский язык. Как отмечено в житии прп. Иова, в Дубно святой «писанием книг церковных упражняшеся».
Примерно в начале XVII в. (1604 г.) прп. Иов покинул Дубенский монастырь и поселился на Почаевской горе. Что стало причиной этого, можно только догадываться. Скорее всего, суетная слава мира сего смущала подвижника. «Сего ради, - пишет отец Досифей, - все окрестные страны начали, собираясь, служити ему честию и похвалами». Он же, строгий прежде всего к самому себе, с ранних лет стяжавший дух кротости и смирения, стал тяготиться мирской славой, ибо от единого только «тайнозрителя Бога желал быть славим». Ему хотелось уединенной пустынной жизни, причем не в звании настоятеля, а простым иноком. Оставив игуменство в Дубенском монастыре, прп. Иов «на гору Почаевскую уклонился» и на ней «вместо начальствования послушанию паки предался» (акафист, икос 2-й). В этом состоит «разум совершенный» (высшая мудрость) для монаха.
На Почаевской горе даже игумена в то время не было, а только несколько монахов. Да еще ветхий деревянный храм, построенный древними иноками. И опять братия просит прп. Иова принять игуменство, и он, по своему смирению и послушанию, соглашается. Имея значительный опыт монастырского управления, он организовал в Почаеве, по примеру русских обителей, общежительный монастырь, действовавший по правилам святителя Василия Великого (|379), с уставом монашеской жизни прп. Феодора Студита (|826). По сути, прп. Иов стал первым игуменом горы Почаевской. В этом отношении его часто сравнивают с прп. Феодосием, игуменом Киево-Печерским (|1074). Некое сходство двух великих строителей
- Феодосия Печерского и Иова Почаевского - прослеживается и в
том, что оба они активно участвовали в общественной жизни своего времени, если этого требовали их пастырский долг и игуменское послушание.
На новом месте прп. Иову пришлось столкнуться с большими трудностями. После смерти первой благотворительницы обители Анны Гойской ее наследником стал внук Андрей Фирлей, который исповедовал протестантизм. Фирлей послал своего слугу Григория Козинского с воинами в Почаевский монастырь, чтобы они ограбили его. Грабители забрали икону, а также церковные драгоценности
- золото, серебро, драгоценные камни, дорогую одежду. По преданию, жена Фирлея надругалась над иконой Богородицы и другими святынями монастыря, из-за чего была наказана болезнью. А муж, испугавшись, вернул икону и награбленные монастырские ценности...
Прп. Иову удалось не только выстоять в этих конфликтах, но и существенно расширить монастырь. Он нашел богатых землевла-дельцев-русинов, которые жертвовали на обитель. Среди них стоит выделить Феодора и Еву Домашевских - благочестивых владельцев села Бережцы под крепостным городом Кременцем, которые сделали на монастырь большие денежные пожертвования. Благодаря им на Почаевской горе в 1649 г. была построена Свято-Троицкая цер-
Почаевский монастырь.
ковь, куда перенесли чудотворную икону Пресвятой Богородицы, а потом каменная ограда и еще шесть меньших церквей.
При участии прп. Иова с 1618 г. на основе путешествующей типографии К.Т. Ставровецкого возникла Почаевская типография, и было напечатано «Зерцало богословия». Типография Почаевского монастыря существовала, за исключением небольшого перерыва, более ста восьмидесяти лет, вплоть до 1918 г.
Икона Почаевской Божией Матери, написанная в древней Свято-Успенской По-чаевской лавре (Тернопольская обл., Украина), с частицами святых мощей преподобных чудотворцев Иова и Амфилохия Почаевских.
Прп. Иов продолжал ревностно трудиться, проповедовать и писать в защиту православия. До 30-х гг. ХХ в. в лавре хранилась одна из его книг, названная «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В 1889 г. она была впервые издана в типографии лавры на русском языке под заглавием «Почаевская пчела». В названии этой книги нас поражают два точных образа: с одной стороны - красноречивая фамилия преподобного - Железо (что он и подтвердил своим непоколебимым стоянием против Ватикана и унии), с другой - слово «пчела» как символ, очень точно описывающий самозабвенное духовное и хозяйственное трудолюбие этого прославленного инока, столь поражавшее его современников.
Угодник Божий Иов прожил на земле 100 лет, из которых 90 был монахом. Такого игумена на Почаевской горе не было ни до, ни после него!
Впрочем, он и сейчас остаётся игуменом своего монастыря, и у него до сих пор можно брать благословение и просить молитв, надеяться на его помощь. Об этом продолжающемся служении прп. Иова свидетельствует история, взятая из времен, уже близких к нам. Вот рассказ священника Н. Никитюкова, помещенный в одном из духовных журналов, издаваемых Варшавской митрополией. Он пишет: «В лаврской пещерной церкви прп. Иова в день его памяти (28 октября 1908 г.) служил литургию епископ Владимир-Волынский Михей (Алексеев; из морских офицеров, духовный сын святого протоиерея Иоанна Ильича Кронштадтского и постриженник Оптиной пустыни; скончался 3/16 февраля 1931 г. в Козельске). Богослужение происходило торжественно и чинно, при участии сонма священнослужителей и прекрасном пении хора. Наступило время освящения Св. Даров. Уже пропели «Тебе поем», а владыка стоял неподвижно и с выражением напряженного внимания смотрел вперед, как будто видел что-то необыкновенное, чего другие не видели. Наконец один из служивших архимандритов приблизился к преосвященному и тихо сказал: "Владыко! Дары не освящены’. На это преосвященный ответил: "Святые Дары освящены. Их освятил преподобный Иов. Он стоял здесь с нами и молился. Я видел его"»16.
Почитание русинами преподобного Иова
7 лет и 9 месяцев пролежало в земле его тело после погребения. Хотя, в сущности, погребено оно было для страстей и суеты мира сего ещё при жизни, словно во гробе, в той тесной почаевской пещерке, где святой подвизался в последние годы. Прославление прп. Иова в лике святых и обретение его нетленных мощей состоялись в 1659 г. после троекратного его явления митрополиту Киевскому Ди-
онисию (Балабану; 1657 - 10 мая 1663). (В 2009 г. в лавре и по всему миру широко отмечалось 350-летие этого события). Вскоре после этого - на праздник Воздвижения Честного Креста (т. е. всего через две с половиной недели после обретения мощей) - прибыла в По-чаев на богомолье знатная и богатая паломница Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет, и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое богослужение совершается, и, к своему удивлению, увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии прп. Иов. Обратившись к девице, он дал ей для игумена Досифея (автора жития преподобного, в это время безнадежно больного) плат, омоченный в миро. Недужный, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.
17 июня 1833 г. епископ Волынско-Житомирский Иннокентий (Сельнокринов) установил на Волыни праздник в воспоминание обретения мощей прп. Иова. А 28 августа 1833 г. - через 177 лет после обретения - нетленное тело святого было вторично торжественно открыто для всеобщего поклонения после того, как было долго скрываемо от верующего православного народа униатами. В 1902 г. Святейший Синод благословил в этот день после божественной литургии обносить святые мощи преподобного вокруг Успенского собора Почаевской лавры. С тех пор праздник 10 сентября по новому стилю в честь прп. Иова является в По-чаевской лавре главным. Память прп. Иова также совершается по новому стилю: 19 мая, 10 ноября, 23 октября - в соборе Волынских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице
- в соборе Галицких святых.
Явление прп. Иова Почаевского с ангелами девице Анне.
Ревностный защитник православия в тяжелое время Брестской церковной унии и господства на землях Западной Руси католической Польши своей высокоподвижнической жизнью и крепостью веры подтвердил свое родовое имя - Железо. Неутомимый борец с унией и латинством, сподвижник гетмана Богдана Хмельницкого в его борьбе за православие и русскость, просветитель нашего народа посредством книгопечатания, прп. Иов явил в своей жизни редкое сочетание культурной и политической работы с аскетическим отшельничеством. Ему - знаменитому игумену-руководителю и исихасту-молитвеннику - обязана Почаевская обитель своей известностью. Как первый и чрезвычайно деятельный игумен он сыграл большую роль в становлении Почаевской обители, которую возглавлял ровно половину своей столетней жизни - до самой блаженной кончины. Его нетленные мощи являются величайшей святыней монастыря, да и всего православного населения Западнорусского края.
Благодаря подвигу и молитвам прп. Иова очень быстро совершился процесс возвращения волынских униатов в православие в конце XVIII в. Галицкие русины по примеру своего святого земляка в великие церковные праздники в многочисленных крестных хо-
Рака с мощами преподобного Иова Почаевского в пещерной церкви Иова Почаевского.
дах устремлялись через австрийскую границу в Почаевскую лавру на молитву и поклонение её святыням. До Первой мировой войны около 400 крестных ходов галицких русинов прорывалось через австрийскую границу в Почаевскую лавру17. По выходе из Львовской унии в 1946 г. многие ревностные священнослужители и простые миряне из Галиции находили в лавре источник чистого православия. В неё на богомолье и за благословением прп. Иова многие спешат и сегодня.
В конце XIX в. один из жизнеописателей прп. Иова, протоиерей А. Хойнацкий, говорил: «И теперь, почивая нетленными своими мощами на скалистых высях горы Почаевской, в нескольких верстах от границы Галицкой, с высот Почаевских видимой даже простому, невооруженному глазу, угодник Божий Иов стоит, так сказать, на страже между Русскою православною церковью и отторженными от древнего благочестия чадами его родины, Галицкой Руси, страждущими под гнетом унии в католицизме. И без сомнения, в прене-бесных молитвах своих он и доныне молит Господа об изменении печальной участи своих родичей и возвращении их в лоно православия. Дабы с возрождением по вере они снова могли сделаться настоящими сынами единой нераздельной Руси Православной, по отношению к которой лавра Почаевская для всех заграничных русинов искони служит путеводною звездой»18.
Прп. Иов Почаевский - «добрый воин истинныя церкви», который непрерывно, свыше 400 лет, защищает гонимых православных русинов в Галиции. Он - «твердейший адамант» Почаевский в западном крае Руси. Эту духовную крепость он создал при благодатной помощи Божией Матери. Без него Почаевская лавра не была бы тем святым местом, которым она является сейчас. По его молитвам её не могут одолеть никакие враги. Он - «светлый светильник православия», несущий свет миру как примером своей личной жизни, так и примером своей молитвы, смирения, послушания, кротости и любви.
В акафисте преподобному указывается на вселенский масштаб его святых молитв: «Радуйся, Иове, о всей вселенней молитвы Богу возносящий!» (припев из 12-го икоса). Это хвалебное торжественное обращение к преподобному означает, что он постоянно молится о христианах всего мира, в том числе и о тех православных русинах, которые находятся в самых далеких от Родины уголках мира, что он продолжает трудиться над укреплением Вселенского православия, везде защищая его от врагов и укрепляя в вере народ Божий. Даже в далекой от Почаева Северной Америке, в типографии Русской зарубежной церкви при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, которая вручена его покровительству, он как бы вновь «печатает»
так необходимые сегодня духовные книги. При помощи книг и своим живым примером он учит монахов и духовенство трудолюбию и жертвенному служению, а всех чад церковных - истинному послушанию и смирению. Вознеси, угодниче Божий, отче наш Иове, всемощ-ную молитву твою о Земли Русской, да восстанет во славе духовной Святая Православная Русь!
Пусть прп. Иов Почаевский, имевший по наследству от своих родителей мирскую фамилию Железо, своей верой, подвигами, молитвами явивший себя на самом деле железным, несгибаемым, крепчайшим, как закалённая сталь, умолит Бога даровать нам духовную силу быть такими же железными в несении своего жизненного креста, в верности Богу и православию, также иметь железное здоровье для трудов во славу Божию, железный щит для защиты души от грехов и железное оружие для победы над диаволом. Господи, по молитвам преподобного помоги православным русинам-галичанам быть железно стойкими исповедниками святого православия в непростом современном мире!
ПРИМЕЧАНИЯ
1. См.: Почаевская лавра. Приложение: Православные наместники Поча-евской лавры и ее архимандриты. URL: http://drevo-info.ru/articLes/15759. html и http://foto.maiL.ru/maiL/dedischev195413/179 (дата обращения:
1.10.2012).
2. При написании статьи использованы три современных издания: «Житие преподобного Иова, игумена Почаевского» на сайте Почаевской лавры (URL: http://www.pochaev.org.ua/?pid=1379 (дата обращения: 1.10.2012)), научная статья о прп. Иове в «Православной энциклопедии» (Т. XXV. С. 267280), а также труд священника Владимира Зелинского «Объятия отча», изданный отдельной книгой в Почаеве в 2000 г. (Зелинский Владимир, священник. «Объятия отча». Очерки по истории Почаевской лавры. Св.-Успенская Почаевская лавра. 2000). Отдельные ее главы, из которых самой важной по данной теме является «Преподобный Иов», опубликованы на сайте «Киевская Русь» (URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/71/?page=2 (дата обращения: 1.10.2012)). Житие, составленное игуменом Досифеем, находится к качестве приложения - синаксария - к Службе с акафистом прп. Иову в редакции митр. Антония (Храповицкого), изданной на церковнославянском языке в Почаевской лавре до революции 1917 г.
3. Зеленина Я. Э, Пидгайко В. Г. Иов // Православная энциклопедия. М., 2011. Т. XXV. С. 267-280. URL: http://www.pravenc.ru/text/578150.html (дата обращения: 1.10.2012).
4. Хавлюк М. Угорницький монастир. Коломия, 1996. С. 15.
5. Сайт села Угорники. URL: http://www.ugornyky.org.ua/history (дата обращения: 1.10.2012).
6. ЦГИАЛ. Ф. 201. Оп. 4б. Д. 271. Л. 1-2. См. Православная энциклопедия. иіЯІ_: http://www.pravenc.ru/text/578150.htmL
7. Житие иже во святых преподобного и богоносного отца нашего Алексия Голосеевского (1840 - 1917), старца и подвижника Киево-Печерской лавры (память 11 марта). иіЯІ_: http://rus-sky.com/nasLedie/alexygoL.htm (дата обращения: 1.10.2012).
8. Цит. по: иіЯІ_: http://www.pochaev.org.ua/?pid=1147 (дата обращения:
1.10.2012).
9. Православная энциклопедия. иіЯІ_: http://www.pravenc.ru/text/578150. і^ітіі (дата обращения: 1.10.2012).
10. Ткачев Андрей, протоиерей. Запах святости. Знакомство с преподобным Иовом Почаевским // Православный молодежный журнал «Отрока». Киев, № 6 (36). иіЯІ_: http://otrok-ua.ru/sections/art/show/zapakh_svjatosti. і^ітіі (дата обращения: 1.10.2012).
11. Там же.
12. Сайт села Угорники. иіЯІ_: http://www.ugornyky.org.ua/history (дата обращения: 1.10.2012).
13. Православная энциклопедия. иіЯІ_: http://www.pravenc.ru/
text/578150.html (дата обращения: 1.10.2012); Яворський Г. Тернопільський енциклопедичний словник. Терношль, 2004. Т. IV С. 481-482. Дерманские горы, Антоновецкий лес и стожкообразные возвышенности Кременецких гор // Волынские губернские ведомости. 1868. № 74/75.
14. Ефременко Н. Ангелы живут на земле. иіЯІ_: http://orthodoxy.org.ua/ content/angely-zhivut-na-zemle-3l889 (дата обращения: 1.10.2012).
15. Житие преподобного Иова, игумена Почаевского (современный вариант на сайте лавры). иіЯІ_: http://www.pochaev.org.ua/?pid=1379 (дата обращения: 1.10.2012).
16. Свято-Успенская Почаевская лавра. Глава 6. См.: иіЯІ_: www.pochaev. org.ua/?pid=1397 (дата обращения: 1.10.2012).
17. См.: Фролов Кирилл. Украинская историография против истории.
иіЯІ_: http://www.ruska-pravda.com/index.php/2012042917292/stat-i/nit-
vremeni/20l2-03-30-12-22-12.html (дата обращения: 1.10.2012).
18. Цит. по: Владимир (Иким), митрополит Ташкентский и Среднеазиатский. Слово в день обретения мощей преподобного Иова Почаевского (28 августа /10 сентября) // Слова в дни памяти особо чтимых святых. иіЯІ_: http://omsk-eparhiya.ru/slovo-v-den-obreteniya-moshchei-prepodobnogo-iova-pochaevskogo (дата обращения: 1.10.2012).