Научная статья на тему 'От Афона до застенков НКВД: крестный путь архиепископа Дамаскина (Малюты, 1883-1946)'

От Афона до застенков НКВД: крестный путь архиепископа Дамаскина (Малюты, 1883-1946) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
160
8
Поделиться
Ключевые слова
АРХИЕПИСКОП ДАМАСКИН (МАЛЮТА) / МИТРОПОЛИТ АЛЕКСИЙ (ГРОМАДСКИЙ) / МИТРОПОЛИТ ДИОНИСИЙ (ВАЛЕДИНСКИЙ) / УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / АФОН / ПАНТЕЛЕИМОНОВ МОНАСТЫРЬ / ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА / ARCHBISHOP DAMASKIN (MALUTA) / METROPOLITAN ALEKSII (GROMADSKY) / METROPOLITAN DIONISII (VALEDINSKII) / UKRAINIAN ORTHODOX CHURCH / ATHOS / SAINT PANTELEIMON MONASTERY / POCHAYIV LAVRA

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Шумило Сергей Викторович

В статье представлены результаты работы по сбору сведений о жизни и деятельности архиепископа Волынского и Подольского Дамаскина (Малюты, 18831946), бывшего афонского монаха, наместника Почаевской Лавры и местоблюстителя автономной Украинской Православной Церкви, который сыграл решающую роль в судьбе Почаевской Лавры и Православной Церкви на Украине в 1920-1940-е гг. В статье подробно проанализированы материалы следственного дела НКГБ УССР за 1944 г., по которому архиепископ Дамаскин был арестован в мае 1944 г. и приговорен к 15 годам лишения свободы. Также рассмотрены материалы из фондов Почаевской Лавры, хранящиеся в Государственном архиве Тернопольской области. В результате проделанной работы на основе архивных документов удалось составить подробное жизнеописание архиепископа Дамаскина, проанализировать его деятельность и служение, раскрыть ранее неизвестные факты как биографии иерарха, так и истории Православной Церкви на Украине в 1920-1940-е гг.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Шумило Сергей Викторович,

ROM MOUNT ATHOS TO DUNGEONS OF NKVD: THE WAY OF THE CROSS OF ARCHBISHOP DAMASKIN (MALUTA, 1883-1946)

The paper presents results of research into the biographical data on the life and activities of Archbishop of Volyn’ and Podol’e Damaskin (Maluta, 1883-1946), the former Athonite monk, Abbot of Pochayiv Lavra and locum tenens of the throne of the Ukrainian Autonomous Orthodox Church. Despite the fact that his name is now practically forgotten, he played a decisive role in the fate of Pochayiv Lavra and of the

Текст научной работы на тему «От Афона до застенков НКВД: крестный путь архиепископа Дамаскина (Малюты, 1883-1946)»

Вестник ПСТГУ.

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Шумило Сергей Викторович, директор Международного института афонского наследия в Украине,

2017. Вып. 76. С. 89-106

гл. ред. научного альманаха «Афонское наследие'

03150, Украина, г. Киев, Большая Васильевская ул., 126, оф. 1

institute@afon.org.ua

От Афона до застенков НКВД:

крестный путь

архиепископа Дамаскина (Малюты, 1883—1946)

В статье представлены результаты работы по сбору сведений о жизни и деятельности архиепископа Волынского и Подольского Дамаскина (Малюты, 1883— 1946), бывшего афонского монаха, наместника Почаевской Лавры и местоблюстителя автономной Украинской Православной Церкви, который сыграл решающую роль в судьбе Почаевской Лавры и Православной Церкви на Украине в 1920—1940-е гг. В статье подробно проанализированы материалы следственного дела НКГБ УССР за 1944 г., по которому архиепископ Дамаскин был арестован в мае 1944 г. и приговорен к 15 годам лишения свободы. Также рассмотрены материалы из фондов Почаевской Лавры, хранящиеся в Государственном архиве Тернопольской области. В результате проделанной работы на основе архивных документов удалось составить подробное жизнеописание архиепископа Дамаскина, проанализировать его деятельность и служение, раскрыть ранее неизвестные факты как биографии иерарха, так и истории Православной Церкви на Украине в 1920-1940-е гг.

Жизнь, деятельность и мученическая кончина архиепископа Дамаскина (Малюты, 1883-1946) — бывшего афонского монаха, сыгравшего важную роль в возрождении и развитии Почаевской Лавры и сохранении православия в Польше, а позже и в жизни автономной Украинской Православной Церкви, до сего дня остается мало изученной. До сих пор не предпринималось попыток составить его подробное жизнеописание, проанализировать его деятельность и служение, отсутствуют точные сведения о его гибели в советском концлагере.

Практически все исследователи ограничиваются лишь краткими упоминаниями об архиепископе Дамаскине, когда повествуют о Почаевской Лавре или о положении Православной Церкви на Украине в годы немецкой оккупации. В частности, такие упоминания встречаются у Ф. Хайера, протоиерея М. Польского, митрополита Мануила (Лемешевского), митрополита Феодосия (Про-цюка), архиепископа Афанасия (Мартоса), протоиерея В. Цыпина, М. Шкаров-ского, В. Борщевича, В. Петрушко, О. Логинова, И. Власовского, В. Пидгайко и других1. Крайне неполны биографические сведения, размещенные в Монахо-

1 См.: Heyer F. Die orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. Köln; Braunsfeld, 1953.

S. 58, 170, 176, 182, 187, 188, 198, 207, 219, 222, 237; Польский М, прот. Новые мученики российские. Т. 2. Джорданвилль, 1957. С. 94; Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные

С. В. Шумило

логии Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, «Актах Патриарха Тихона», «Православной энциклопедии», «Биографическом справочнике Но-вомучеников», «Волынском помяннике», Базе данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета2.

Без должного внимания остаются ценные свидетельства и воспоминания об архиепископе Дамаскине, оставленные протоиереем Владимиром Ковальским3, настоятельницей Кременецкого Богоявленского женского монастыря игуменьей Херувимой (в миру Афанасией Мироновной Бенещук; 3.12.1918—14.2.1996) и другими.

Важное значение в вопросе изучения жизненного пути архиепископа Дама-скина (Малюты) имеют материалы из фондов Почаевской Лавры, хранящиеся в Государственном архиве Тернопольской области4, а также материалы из фондов Волынской духовной консистории, хранящиеся в Государственных архивах Волынской, Житомирской и Тернопольской областей и частных коллекциях в Луцке.

Совершенно не изученным до сих пор оставалось следственное дело НКГБ УССР за 1944 г.5, по которому архиепископ Дамаскин был арестован в мае 1944 г. и приговорен к 15 годам лишения свободы. На сегодняшний день эти материалы следствия остаются, похоже, единственным наиболее полным источником, на основе которого отчасти вырисовывается образ этого церковного иерарха ХХ в.

иерархи периода с 1893 по 1965 г. (включительно). Erlangen, 1979—1989. Т. 3. С. 10—11; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М., 2004. С. 473, 480—482, 561; Афанасий (Мартос), архиеп. На ниве Христовой // Православный вестник. 2001—2002. Декабрь-февраль. С. 6—11; Цыпин В., прот. История Русской Церкви: 1917— 1997. М., 1997. С. 261, 277, 282, 286, 309; Борщевич В. Малюта Дамасюн, арх1епископ / Борще-вич В. Волинський пом'янник. Р1вне, 1994. С. 198—200; Петрушко В. Дамаскин (Малюта) // Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. С. 692—693; Логтов О. До ютори Укра'!нсько! Автономно! Православно! Церкви шсля смерт1 митрополита Алекшя (Громадського) // 1сторш: Зб1рник праць. К., 2009; Власовський I. Нарис ютори Укра!нсько! Православно! Церкви. Т. 4. Ч. 2. Бавнд Брук, Н. Й., США, 1966. С. 196, 264; Пидгайко В. Епископ Владимиро-Волынский и Ковельский Мануил (Тарнавский) в истории украинских церковных разделений 1941-1943 годов // Вестник церковной истории. 2010. № 3-4 (19-20). С. 303-321; Николаев К Восточный обряд. Париж, 1950. С. 287.

2 См.: Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Серия: Русский Афон IX-XX веков. Т. 2. Афон, 2013. С. 18; Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943 / М. Е. Губонин, сост. М., 1994. С. 970; Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. С. 692-693; За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-1956: Биографический справочник. Кн. 1. М., 1997. С. 360; Дамаскин (Малюта) // Русское Православие. URL: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5673 (дата обращения 01.03.2014); Дамаскин (Малюта) // База данных ПСТГУ. URL: http://www. pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu2c8mUsOecfG*c X80fvi8U8E* (дата обращения 01.03.2014).

3 Ковальский Владимир, прот. Положение Церкви Православной в Польше между Первой и Второй мировой войной. Рукопись (хранится в библиотеке МДА). 1949. С. 32-33.

4 Государственный архив Тернопольской области (далее — ГАТО). Ф. 258. Оп. 3. Д. 266; Д. 280; Д. 427; Д. 507; Д. 1038; Ф. 258. Оп. 1. Д. 488; Д. 4895.

5 Отраслевой государственный архив Службы безопасности Украины (далее — ОГА СБУ). Ф. 6. Д. 75625. Л. 1-154 об.

Оговоримся, что «отчасти», поскольку материалы следствия весьма тенденциозны, в них прослеживается стремление во что бы то ни стало доказать вину подследственного, а сами показания архиепископа Дамаскина в протоколах допроса нередко излагались следователями в той интерпретации, которая позволяла бы сделать однозначные выводы о его «измене родине».

При отсутствии других достоверных источников в основу этой статьи большей частью положены сведения из упомянутого следственного дела архиепископа Дамаскина за 1944 г.

* * *

Согласно прилагаемым к следственному делу документам, родился архиепископ Дамаскин 23 мая 1883 г. в с. Клебань Брацлавского уезда Подольской губернии в семье крестьянина6. Мирское имя — Дионисий Макарович Малюта. Окончил с похвальным листом Начальное народное училище7. Его родной дядя, иеромонах Иорам (в миру Илья Тимофеевич Малюта), был насельником Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря8. Как сообщается в Монахоло-гии обители, родился он в 1850 г., поступил в Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь в 1870 г., постриг в мантию принял в 1875 г., во иеродиакона был рукоположен 25 января 1882 г., а во иеромонаха — 21 ноября 1901 г. В Свято-Пантелеимоновом монастыре проходил послушание на клиросе, на судне, келейником, на подворьях в Москве и в Одессе9. В целом в Пантелеимоновом монастыре на Афоне подвизался 43 года, отбыл со Святой Горы 25 сентября 1913 г., после чего поступил в число братии Почаевской Лавры10.

Именно иеромонах Иорам сыграл решающую роль в жизненном выборе и дальнейшей судьбе будущего архиепископа Дамаскина. По словам последнего, в шестнадцатилетнем возрасте (в 1899 г.) родной дядя забрал его на Афон, в Свято-Пантелеимонов монастырь. Здесь юный Дионисий Малюта поступил в монастырскую иконописную школу, где обучался иконописанию и греческому языку11. 3 апреля 1900 г. он был зачислен в число братии Свято-Пантелеимонова монастыря и проходил послушание в иконописной мастерской12.

Интересно, что в Монахологии Свято-Пантелеимонова монастыря указано, что родился Дионисий Малюта в 1880 г.13, тогда как по документам из следственного дела он родился в 1883 г. Такое расхождение, по всей видимости, связано с тем, что он при помощи дяди иеромонаха Иорама при поступлении в Пан-телеимонов монастырь пытался скрыть свой слишком юный возраст (16 лет), набросив себе сверху еще три года. Благодаря этому 3 апреля 1900 г. Д. Малюта,

6 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 27.

7 ГАТО. Ф. 258. Оп. 3. Д. 280. Л. 12-14.

8 Там же. Оп. 1. Д. 4895. Л. 1-8.

9 Монахологий... С. 67.

10 ГАТО. Ф. 258. Оп. 1. Д. 4895. Л. 1-8.

11 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 27, 77.

12 Монахологий... С. 18.

13 Там же.

«достигнув 20-летия», был принят в число братии обители14. В общей сложности на Афоне Дионисий Малюта нес послушание около четырех лет. По окончании обучения в афонской иконописной школе и мастерских, в апреле 1903 г. он выехал из Свято-Пантелеимонова монастыря на родину, где по рекомендации того же иеромонаха Иорама был принят в число братии Почавской Лавры, где также поступил в иконописную школу «для повышения своей квалификации»15.

В Почаевской Лавре Дионисий Малюта, согласно его «послужному списку», с 1903 г. нес послушание в иконописной мастерской, заведующим которой по прошествии пяти лет и был назначен 11 мая 1908 г.16 В апреле 1910 г. «по распоряжению» архиепископа Антония (Храповицкого) был пострижен наместником Лавры в монашество с именем Дамаскин17. Позже знакомство и связь с Антонием (Храповицким) следователями НКГБ было расценено как одно из доказательств причастности Дамаскина (Малюты) к белогвардейскому антисоветскому движению.

По этому поводу архиепископ Дамаскин на допросе свидетельствовал: «С митрополитом Антонием Храповицким я лично знаком с 1903 года. В 1910 году, по его распоряжению, я был пострижен в монашество. В 1911 году им же я был возведен в сан диакона. В 1915 году, после эвакуации из Почаевской лавры, в числе других монашествующих митрополит Антоний Храповицкий принимал нас в гор. Харькове перед отправлением в Святогорский монастырь. В 1918 году с митрополитом Антонием Храповицким я встречался в гор. Киеве на Всеукраинском поместном соборе, где он являлся председателем собора. В 1924 году с митрополитом Антонием я имел встречу в Бухаресте во время возведения митрополита Мирона в патриархи румынской церкви»18. На вопрос следователя об отношении к решениям «Карловацкого» собора РПЦЗ архиепископ Дамаскин тогда ответил, что «русское духовенство, проживавшее в Польше, в том числе и я, антисоветские решения Карловацкого собора встретило одобрительно»19.

Возвращаясь к биографии Дамаскина (Малюты), необходимо отметить, что именно он как иконописец первым начинал расписывать Свято-Троицкий собор Почаевской Лавры, успев до начала Первой мировой войны расписать притвор, алтарь и частично южную и западную стены20. Таким образом, можно сказать, что даже на фресках величественного Троицкого собора Почаевской Лавры отразилось влияние иконописной школы Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря.

14 ГАТО. Ф. 258. Оп. 3. Д. 280. Л. 12-14.

15 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 27, 77; ГАТО. Ф. 258. Оп. 3. Д. 280. Л. 12-14; Монахологий... С. 18.

16 ГАТО. Ф. 258. Оп. 3. Д. 280. Л. 12-14.

17 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 27, 44, 77, 80; ГАТО. Ф. 258. Оп. 3. Д. 280. Л. 12-14.

18 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 44-50.

19 Там же. Л. 50.

20 Собор Свято! Трошд // Сайт Свято-Успенсько! Поча'!всько! Лаври. Сетевой ресурс. URL: http://www.pochaev.org.ua/?lang=rus&pid=1386 (дата обращения 01.03.2014); Чешль О. Великомослвський освггнш округ // Голос з-над Бугу. № 94. 05.11.2010; Собор Святой Троицы // Паломник. URL: http://palomniky.ru/page/34/ (дата обращения: 01.03.2014).

В 1911 г. Дамаскин (Малюта) был рукоположен архиепископом Антонием (Храповицким) во иеродиакона, а в 1913 — во иеромонаха21. В 1914 г., после начала Первой мировой войны и военных действий в Западной Украине, он исполнял обязанности капелана при госпитале Черниговского Красного Креста, дислоцировавшемся тогда во Львове22. А в 1915 г., как уже отмечалось, в связи с приближеним линии фронта, вместе с наместником и другими насельниками Почаевской Лавры был эвакуирован в Харьков.

Здесь он встречался со своим бывшим духовным наставником архиепископом Антонием (Храповицким), который помог почаевской братии обосноваться в Святогорском монастыре23. Из этой обители в том же году отец Дамаскин был направлен в г. Житомир, где нес служение до октября 1918 г. Здесь он нес послушание казначея и духовника24, окончил Житомирское пастырское училище и после сдачи экзаменов был направлен архиепископом Житомирским Евлогием (Георгиевским) в Киевскую духовную академию25. Из послужного списка о. Да-маскина известно, что с октября по декабрь 1918 г. он пребывал в Киеве26, из чего можно предположить, что в Киевской духовной академии он проучился около трех месяцев.

В 1917 г. иеромонаху Дамаскину (Малюте) выпало представлять волын-ское монашество на Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве. А в октябре-декабре 1918 г. в качестве делегата от монастырей Волыни он участвовал во Всеукраинском Церковном Соборе в Киеве27. Когда в декабре 1918 г., в связи со свержением гетмана П. Скоропадского и приходом к власти Директории, Всеукраинский Собор был приостановлен, о. Дамаскин возвратился вновь в Житомир28. Отсюда, по распоряжению Духовного Собора, он был отозван в Почаевскую Лавру29.

В Почаеве в 1919-1920 гг. иеромонах Дамаскин избирался членом Духовного Собора Лавры, был ее проповедником. В августе 1920 г. на Духовном Соборе обители о. Дамаскин (Малюта) избран наместником Почаевской Лавры и возведен в сан архимандрита. В этой должности отец Дамаскин прослужил

12 лет30.

Сразу же по вступлении в должность наместника архимандрит Дамаскин в том же 1920 г. выхлопотал у Патриарха Тихона (Беллавина) предоставление По-чаевской Лавре статуса ставропигии, что ограждало обитель от возможного вмешательства в ее внутренние дела местных архиереев. А кроме того, накопленные в Лавре средства теперь можно было направить на создание лаврской школы и

21 ГАТО. Ф. 258. Оп. 3. Д. 280. Л. 12-14; ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 77.

22 Борщевич. Указ. соч. С. 198.

23 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 44, 80.

24 Борщевич. Указ. соч. С. 198.

25 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 27.

26 ГАТО. Ф. 258. Оп. 3. Д. 280. Л. 12-14.

27 Там же.

28 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 27-28, 47, 78.

29 Там же. Л. 28, 47, 78.

30 ГАТО. Ф. 258. Оп. 3. Д. 280. Л. 1-17; Д. 266. Л. 1-3; ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 28, 78.

миссионерско-богословское образование монахов для более успешного ведения ими духовно-просветительской работы31.

С 1921 г. архимандрит Дамаскин также занимал должность благочинного всех монастырей Волынской епархии, а в 1923 г. под его управление перешел еще и Яблочинский монастырь32.

В то время Почаевская Лавра и значительная часть Волыни оказались в составе Польского государства, в связи с чем архимандрит Дамаскин с братией вошли в клир автономной Православной Церкви в Польше, которая в 1923 г. вышла из состава Русской Православной Церкви, а в 1924 г. получила автокефалию от Константинопольского Патриархата33. При этом о. Дамаскин открыто выступал против разрыва канонических связей с Патриархом Тихоном (Бел-лавиным). Так, на Почаевском епархиальном собрании духовенства и мирян в октябре 1921 г. архимандрит Дамаскин выступил за то, чтобы сохранять поминовение Патриарха Тихона34. О нежелании о. Дамаскина поддерживать политику дерусификации Церкви писал в феврале 1922 г. и профессор Иван Огиенко (впоследствии архиепископ Холмский и Подляшский Иларион)35.

В 1920 г. отец Дамаскин поступил на богословский факультет Варшавского университета, который успешно окончил в 1928 г.36 Архипастырь в совершенстве владел несколькими (по некоторым данным, восемью) иностранными языками37, был членом Митрополичьего Совета при Предстоятеле Православной Церкви в Польше, вместе с митрополитом Варшавским Дионисием (Валединским) участвовал в 1925 г. в интронизации первого Патриарха Румынской Православной Церкви Мирона (Кристи)38.

Согласно воспоминаниям архиепископа Афанасия (Мартоса), протоиерея Владимира Ковальского, игуменьи Херувимы (Бенещук) и других современников, отец Дамаскин отличался строгим аскетизмом и благочестием, был талантливым проповедником, иконописцем, а также умелым администратором и организатором хозяйственной жизни монастыря39.

Архиепископ Афанасий (Мартос, 1904—1983), в свое время принявший под влиянием владыки Дамаскина монашество и ставший в годы войны епископом Витебским (позже — архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский РПЦЗ), вспоминал: «Наместником Лавры состоял архимандрит Дамаскин (Малюта), талантливый и одаренный проповедник и священнослужитель в иночестве. В Лавре им была устроена электрическая станция и мельница, а также позолотная и

31 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 35 об — 36.

32 Pawluczuk U. A. Zycie monastyczne w II Rzeczypospolitej. Wydawnictwo Uniwersytetu w Bialymstoku, 2007. S. 96, 137, 175.

33 Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. С. 692-693.

34 Борщевич. Указ. соч. С. 198.

35 Там же. С. 198.

36 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 28.

37 Православная энциклопедия. Т. XIII. С. 692-693.

38 ГАТО. Ф. 258. Оп. 3. Д. 507. Л. 1-3; Д. 427. Л. 1-29; ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 50.

39Афанасий (Мартос), архиеп. Указ. соч. С. 6-11; Ковальский Владимир, прот. Положение Церкви Православной в Польше. 1сторш Поча!всько! духовно! семшарй. URL: http://pdsem. mrezha.net/history.html (дата обращения 01.03.2014).

иконописная мастерские. В лаврских мастерских выделывали церковную утварь и снабжали ею приходские храмы... Братии Лавры в мое время насчитывалось до 200 человек с послушниками и трудниками»40.

В краткой истории Почаевской духовной семинарии отмечается, что при архимандрите Дамаскине Почаевская Лавра «достигла своего наибольшего расцвета. Был организован величественный хор, во время службы все хористы, одетые в кунтуши старинного покроя, чудесно исполняли песнопения, преимущественно Киево-печерского распева»41. Также по инициативе о. Дамаскина в 1925 г. в Лавре была открыта трехгодичная иноческая школа для насельников обители, просуществовавшая до 1934 г., когда она была преобразована в ше-стигодичную Православную иноческо-богословскую школу. Возглавил учебное заведение лично архимандрит Дамаскин. Поскольку учившиеся в школе лаврские монахи и послушники днем были заняты монастырскими послушаниями, то занятия, как правило, проводились вечером. Занимались по три часа в день. На неделю в каждом классе проходило по 12 уроков. Современники вспоминали, что на занятия ходили не только молодые монахи и послушники, но и «80-летние старцы»42.

Как было сказано, по инициативе о. Дамаскина при Почаевской Лавре также был открыт приют для сирот. Его отличительная черта заключалась в том, что детей здесь обучали профессиям в иконописной и позолотной мастерских. Они были созданы архимандритом Дамаскином по образцу мастерских Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, в которых он и сам обучался в молодости. Эти мастерские работали на нужды православных приходов Волыни43.

На время настоятельства архимандрита Дамаскина в Почаевской Лавре выпал трагический период гонений на православие в Польше, в связи с чем ему как наместнику Лавры довелось включиться в активную борьбу за права Православной Церкви.

После того как в 1927 г. польским правительством и Ватиканом был подписан конкордат, признававший в Польше католичество господствующей религией, римо-католики в 1930 г. выступили с судебным иском о ревиндикации православных храмов, святынь и имущества, в прошлом какое-то время принадлежавших Католической Церкви. Был предъявлен иск в отношении 700 церковных объектов, среди которых была Почаевская Лавра и многие другие православные монастыри44.

Наместнику Лавры довелось организовывать юридическую защиту от непрекращавшихся исковых заявлений католиков в польские суды, доказывая исконную историческо-правовую принадлежность Почаевской Лавры Православной Церкви. В изданном по инициативе архим. Дамаскина «Путеводителе по Лавре»

40Афанасий (Мартос), архиеп. Указ. соч. С. 6—11.

41 1сторш Поча!всько1 духовно! семшари.

42 Там же.

43 Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. С. 692—693; Дамаскин (Малюта) // Древо. Открытая православная энциклопедия. URL: http://drevo-info.ru/articles/18102.html (дата обращения 01.03.2014).

44 Скурат К. История Поместных Православных Церквей: Учеб. пособие. Т. 2. М., 1994. С. 150-190; ЖМП. 1968. № 12. С. 27-28.

приводился целый перечень таких аргументов, как юридическо-исторических, так и чисто религиозных45.

Кроме того, по благословению архимандрита Дамаскина на защиту Поча-евской Лавры была мобилизована вся православная паства. «Никогда так много богомольцев не приходило в Почаевскую Лавру, как в 1930—1931 гг., — пишет свидетель событий протоиерей Владимир Ковальский. — На Вознесение в 1930 г. прибыло в Лавру 48 крестных ходов с общим количеством молящихся до 40 тысяч. Никогда так ярко не горели свечи перед иконами в Лавре, как в это время, как бы свидетельствуя о горении веры в сердцах людей. Изготовляемые в лаврской мастерской иконы, хоругви, утварь, облачения, кресты, лампады, паникадила и крестики полностью раскупались приходившими богомольцами. Щедрость на украшения храмов была большая. В Лавру на богомолье приходило из Галиции много униатов и принявших Православие в Лемковщине, их не страшил далекий путь пешком 250—300 километров»46.

Осенью того же 1930 г. в Почаевской Лавре был экстренно созван Епархиальный съезд духовенства, который обратился к правительству Польши с требованием приостановить иск о ревиндикации. Было также направлено специальное обращение к Лиге Наций по поводу начавшихся в Польше гонений на православие47.

Несмотря на все усилия, в этот период в Польше католиками было отнято у православных около 500 храмов, а величественный православный собор св. Александра Невского в центре Варшавы, расписанный В. М. Васнецовым и другими русскими художниками (вмещал до 3 тыс. человек), по приказу польского правительства был снесен48.

Лишь неимоверными усилиями и чудом о. Дамаскину совместно с братией и паствой удалось отстоять Почаевскую Лавру. Однако взамен под давлением польских властей в феврале 1932 г. архимандрит Дамаскин (Малюта) был отстранен от должности наместника Почаевской Лавры и переведен настоятелем Дубенского монастыря на Ровенщине49.

Согласно материалам следственного дела, в городах Дубно и Ровно о. Дама-скин поддерживал тесные связи с местными отделениями «Русского благотворительного общества», возглавляемого русскими белыми генералами50, что позже, в 1944 г., было инкриминировано ему в НКГБ как участие в белогвардейском антисоветском движении51. В частности, в протоколе допроса зафиксировано: «В 1932 году Дубенским "благотворительным обществом" производился сбор средств в кассу "великого князя Николая Николаевича Романова", для усиления его добровольческой армии... С их антисоветскими высказываниями я соглашался, ибо как и многие русские эмигранты был уверен, что Советская власть в скором времени должна быть свергнута и в России вновь должна восстановиться

45 Николаев К. Восточный обряд. Париж, 1950. С. 169.

46 Ковальский В., прот. Указ. соч. С. 70—71 (цит. по: Скурат. Указ. соч. Т. 2. С. 167).

47 Скурат. Указ. соч. Т. 2. С. 150-190.

48 Там же. С. 150-190.

49 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 78; ГАТО. Ф. 258. Оп. 3. Д. 1038. Л. 1-5.

50 Там же. Л. 49.

51 Там же. Л. 147-148.

монархия. Для развития деятельности этого "общества" я оказывал ему материальную помощь»52.

В октябре 1932 г. архимандрит Дамаскин был переведен из Дубно в монастырь села Мельцы Ковельского округа на Волыни, где пробыл настоятелем до декабря 1935 г.53 Здесь он обучал Закону Божию детей из близлежащих сел54. А в декабре того же года назначен настоятелем собора в г. Ковель и благочинным Ковельского округа55, избран председателем Ковельского уездного комитета56. Кроме того, иерарх преподавал Закон Божий в женской школе в Ковеле57.

Согласно донесения ковельского старосты в Волынское воеводское управление в Луцке от 28 ноября 1937 г., о. Дамаскин, будучи украинцем по происхождению, проповеди в храмах произносил на украинском языке, поддерживал отношения с Волынским украинским объединением, однако выступал против перевода богослужения на литературный украинских язык и отстаивал необходимость сохранения традиционного богослужения на церковнославянском языке58.

Архимандрит Дамаскин служил в Ковеле до прихода советских войск в ноябре

1939 г. Согласно следственным материалам, в марте 1940 г. о. Дамаскин был вызван в Ковельский горотдел НКВД59. Здесь, судя по всему, ему пригрозили арестом, а может быть, применили и другие методы воздействия. Во всяком случае, дав согласие на сотрудничество, о. Дамаскин, исходя из материалов следствия, фактически не выполнял требования сотрудников НКВД, в связи с чем факт «сотрудничества» не был использован как смягчающее обстоятельство на суде в 1944 г.

Уже в августе 1940 г. архимандрита Дамаскина вызвали в Москву, где 22 августа того же года в Богоявленском соборе он был хиротонисан во епископа Житомирского. Хиротонию совершили митрополит Сергий (Страгородский), архиепископ Сергий (Воскресенский), епископ Симон (Ивановский) и бывший епископ Ивановский Алексий (Сергеев), о чем свидетельствует приложенный к следственному делу оригинал ставленнической грамоты от 23 августа

1940 г. № 46860. При этом вместо Житомира, где на тот момент не оставалось ни одного действующего храма, новорукоположенному епископу Дамаскину было поручено «временно пребывать в Ковеле до согласования этого вопроса с правительством»61.

Через неделю после хиротонии, 28 октября 1940 г., Московская Патриархия образовала Экзархат Западных Украины и Белоруссии, главой которого был назначен архиепископ Николай (Ярушевич)62.

52 Там же. Л. 49, 79.

53 Там же. Л. 28, 78.

54 Борщевич. Указ. соч. С. 199.

55 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 28, 78.

56 Церква i нарщ. 1936. Ч. 1-2, 1-15 йчня. С. 55.

57 Борщевич. Указ. соч. С. 199.

58 Там же. С. 199.

59 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 28 об.

60 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 36.

61 Там же. Л. 28.

62 Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700-2005). М., 2009. С. 447.

Епископ Дамаскин вошел в состав новообразованного Западно-Украинского Экзархата, к которому после оккупации советскими войсками летом 1940 г. Северной Буковины были переподчинены приходы Черновицкой епархии Румынской Православной Церкви. В связи с этим в марте 1941 г. проживавший в Ко-веле епископ Дамаскин «вновь был вызван в Москву, где получил назначение занять Черновицкую епархию в Северной Буковине»63. Епископ Дамаскин получил титул Черновицкий и Хотинский64.

Согласно воспоминаниям священника Т. Миненко, украинское население Буковины, особенно в селах, после ухода румын с радостью встретило нового епископа-украинца65. Следует заметить, что со времен распада Киевской Руси и ликвидации Галицко-Волынского княжества украинские этнические земли Северной Буковины с XIV в. и до 1940 г. последовательно входили в состав Венгерского королевства, Молдавского княжества, Австрийской империи и, наконец, Румынского королевства. Соответственно и местные православные архиереи на протяжении более 600 лет не имели связей с Киевской Митрополией и Русской Церковью в целом. Таким образом, епископ Дамаскин (Малюта) был первым буковинским архиереем, восстановившим связь Буковины с епархиями на территории Украины.

Управление новой епархией осложнялось тем, что с приходом советских войск значительная часть румынского духовенства Бессарабии и Северной Буковины (около 500 священнослужителей) выехала в Румынию66. А на оставшихся клириков началось давление со стороны советской власти, которое сменилось репрессиями. Как отмечает М. В. Шкаровский, уже в 1940 г. в Бессарабии и Северной Буковине начали проводиться антицерковные акции: были ликвидированы некоторые монастыри, закрывались храмы, конфисковывалось церковное имущество. «Жизнь религиозных общин была поставлена под контроль. органами НКВД. В августе 1940 г. по распоряжению Совнаркома на территории западных областей Украины, Белоруссии, Бессарабии и Северной Буковины началась опись церковного имущества, прежде всего предметов из драгоценных металлов. Порой это вызывало конфликты с местным населением»67.

Согласно показаниям архиепископа Дамаскина на допросе 19 мая 1944 г., с назначением на Черновицкую кафедру в НКВД ему было «дано задание изучить настроение румынского духовенства и повседневно следить за их поведением»68. Насколько добросовестно старался выполнять эти требования епископ Дама-скин, судить сложно. Ни в архиве Черновицкого областного управления СБУ,

63 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 28.

64 Галкин А. К. Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 года // Вестник церковной истории. 2008. № 2 (10). С. 58, 75, 102; Феодосий (Процюк), митр. Указ. соч. С. 561; Пидгайко. Указ. соч. С. 321.

65 Борщевич. Указ. соч. С. 199.

66 Шкаровский М. В. Православная Церковь Румынии и церковная жизнь на занятых румынскими войсками территориях с 1918 по 1940-е гг. Ч. 3 // Богослов^^ Научный богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/text/656557.html (дата обращения 01.03.2014).

67 Шкаровский. Указ. соч.

68 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 28 об.

ни в Государственном архиве Черновицкой области по этому поводу каких-либо документов не сохранилось.

Как бы там ни было, но с новой оккупацией Буковины румынско-германскими войсками в июле 1941 г. против епископа Дамаскина не возбуждалось каких-либо исков или следственных действий, и он в течение четырех месяцев продолжал свободно проживать в оккупированных Черновцах, совершая богослужения в своей домашней церкви. С румынскими войсками в Черновцы из Румынии возвратились митрополит Тит (Симедря) вместе с румынским духовенством, ранее бежавшие из Буковины. Они вновь заняли местные храмы и развернули кампанию по румынизации богослужения. Согласно показаниям архиепископа Дамаскина, митрополит Тит предложил ему «возглавить румынскую православную миссию в Транснистрии и выехать на постоянное жительство в г. Кишинев, а затем в гор. Одессу с предложением содержания 30 тысяч лей в месяц». Дамаскин сообщал: «На предложение митрополита я ответил отказом и просил выхлопотать право выезда на Украину»69.

Судя по всему, митрополит Тит оказал содействие епископу Дамаскину, и уже в 20-х числах октября 1941 г. он получил от румынского военного губернатора Черновцов разрешение на выезд в оккупированный немцами г. Ковель70. Отсюда епископ Дамаскин отбыл в Луцк, где встречался с возглавившим движение за восстановление УАПЦ епископом Поликарпом (Сикорским), а из Луцка отправился в Кременец — к архиепископу Алексию (Громадскому)71, избранному в августе 1941 г. на Соборе в Почаевской Лавре предстоятелем автономной Украинской Православной Церкви.

Епископ Дамаскин вошел в состав Украинской автономной Церкви. 7 ноября 1941 г. архиепископ Алексий и епископ Дамаскин рукоположили архимандрита Леонтия (Филлиповича) во епископа Бердичевского, управляющего Житомирской епархией (впоследствии — архиепископ Чилийский РПЦЗ). В ноябре 1941 г. митрополит Алексий (Громадский) назначил епископа Дамаскина правящим архиереем Винницкой и Подольской епархии72.

Поскольку в Виннице храмы были заняты последователями автокефального раскола Поликарпа (Сикорского), епископ Дамаскин свой епархиальный центр обосновал в Каменце-Подольском, где местное население его приняло очень доброжелательно73. В Каменце-Подольском епископ Дамаскин развернул активную церковно-административную и духовно-просветительскую деятельность. В начале марта 1942 г. он ходатайствовал перед местными властями о «необходимости введения в начальных школах основ религии, т. е. воспитания молодежи в религиозном духе»74.

В августе 1942 г. епископом Дамаскином был проведен съезд духовенства Подольской епархии, в котором приняло участие более 100 человек75. В программу

69 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 29.

70 Там же. Л. 81-82.

71 Там же. Л. 29-30.

72 Там же. Л. 29 об., 52.

73 Там же. Л. 30-31.

74 Там же. Л. 83.

75 Там же. Л. 87.

съезда входили вопросы об упорядочении административного деления приходов, хозяйственной жизни Церкви, миссионерском воспитании, дисциплинарно-этической работе, духовной жизни в школах76. Как отмечал в показаниях на допросе владыка Дамаскин, «на съезде обсуждались в основном вопросы о воспитании молодежи в религиозном духе, борьбе с униатством и сектантством»77. В ином показании отмечается, что в августе 1942 г. епископ Дамаскин, выступая с проповедью, упрекал советскую молодежь в принадлежности к комсомолу, пионерской организации и воспитании в безбожии. В показаниях допроса записано: «По вопросу воспитания молодежи в религиозном направлении, мною были даны указания благочинным церковных округов Каменец-Подольской епархии об организации по селам изучения молитв и церковного писания. Эту работу поручалось проводить лицам из "братства и сестричества"... Воспитание советской молодежи в религиозном духе проводилось по моей личной инициативе в целях отрыва ее от коммунистического воспитания, полученного ею при советской власти»78. В другом месте говорится: «Мое выступление на съезде о перевоспитании молодежи в религиозном духе, а также выступление духовенства носило резко антисоветский характер. Я выступил перед духовенством с антисоветской речью, в которой возводилась мною клевета на Советскую власть о якобы зверствах большевиков, притеснении религии и т.д.»79. Эти показания, запротоколированные следователем НКГБ, явились одним из оснований к осуждению епископа.

Одной из главных своих задач епископ Дамаскин называл противодействие безбожию и распространению в крае униатства и сектантства. С этой целью он старался во всех селах открывать новые православные храмы и рукополагать священников. Поскольку для восстанавливаемых приходов катастрофически не хватало духовенства, епископ Дамаскин распорядился подыскивать кандидатов на священство среди местных жителей. С этой целью в ноябре 1942 г. он организовал в Каменце-Подольском шестимесячные пастырские курсы, на которые сразу же записалось 35 человек80.

7 мая 1943 г. по дороге из Кременца в Дубно партизанами был убит Предстоятель автономной Украинской Православной Церкви митрополит Алексий (Громадский). Согласно свидетельствам очевидцев, украинские партизаны в засаде поджидали машину кременецкого гебитскомиссара Миллера. Однако в этой машине, вместо немецкого военного чиновника, ехал митрополит Алексий. Не зная об этом, партизаны из пулемета расстреляли машину и всех находившихся в ней. Когда же они открыли двери, то обнаружили тела погибших митрополита Алексия, протоиерея Ф. Юркевича и переводчика Жихаревича, ехавших в Луцк в генерал-комиссариат81. Предположительно, это была спланированная провокация немцев, пытавшихся искусственно обострить в регионе конфронтацию

76 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 86.

77 Там же. Л. 41об.-42.

78 Там же. Л. 53.

79 Там же. Л. 41об — 42.

80 Там же. Л. 32.

81 Феодосий (Процюк), митр. Указ. соч. С. 478-479; Власовський. Указ. соч. С. 264-265.

на религиозной почве и настроить местное население против партизан. С этой целью немцы умышленно предоставили митрополиту машину гебитскомиссара, а также через агентурную сеть ложно уведомили местных партизан, что в этой машине будет ехать кременецкий гебитскомиссар Миллер82.

Такая тактика соответствовала личным директивам Гитлера и Розенберга относительно религиозной политики на оккупированных территориях и настраивании одних групп населения против других на религиозной почве. Кроме того, Гитлер еще в апреле 1941 г. предписывал максимально содействовать церковным разделениям, расколам и конфронтации: «Мы должны избегать, чтобы одна церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов. Наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола»83. Аналогично и Розенберг предписывал рейхскомис-сару Украины, что «религиозные группы должны быть разделены по признакам национальным и территориальным. Территориально же религиозные объединения не должны выходить за границы генерал-бецирка, т. е. приблизительно, в применении к Православной Церкви, за границы одной епархии»84.

После трагической гибели митрополита Алексия (Громадского) автономная Украинская Православная Церковь осталась фактически без главы, что грозило парализацией ее церковно-административной жизни. Дабы не допустить ее распада, через месяц после убийства митрополита Алексия, 6 июня 1943 г., в Ковеле состоялся Архиерейский Собор Украинской Автономной Церкви85. Председательствовал на Соборе как старейший по архиерейской хиротонии епископ Да-маскин (Малюта). На повестке дня стояли два вопроса: избрание нового главы Украинской Православной Церкви и назначение архиереев на кафедры86.

Как известно из материалов следствия и воспоминаний очевидцев, на Ко-вельском Соборе, по предложению епископа Ковельского Иова (Кресовича), епископ Дамаскин был избран преемником погибшего митрополита Алексея с возведением в сан архиепископа Волынского и Подольского. Судя по материалам следствия, после выдвижения на голосование кандидатуры епископа Дама-скина он заявил о самоотводе, однако участники Собора настояли, чтобы он не отказывался87. Архиереи хотели тут же, на Соборе, провозгласить владыку Дама-скина Предстоятелем Автономной Украинской Православной Церкви, однако оккупационные власти разрешения на это не дали88. По их требованию официальный титул архиепископа Дамаскина был определен лишь как «старший епископ» с ограниченными правами в управлении Церковью лишь в пределах оккупированных немцами Волыни и Подолья89. По сути, предоставленные ему Собором полномочия соответствовали роли Местоблюстителя в Автономной

82 Феодосий (Процюк), митр. Указ. соч. С. 478-479.

83 Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2007. С. 510.

84 Там же.

85 Феодосий (Процюк), митр. Указ. соч. С. 481-482.

86 Там же. С. 480-481.

87 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 34.

88 Там же. Л. 34 об., 37.

89 Пидгайко. Указ. соч. С. 311.

Церкви. Кроме того, на Соборе архиепископ Дамаскин был наделен титулом священноархимандрита Свято-Успенской Почаевской Лавры90.

Поскольку оккупационные власти стремились ослабить и расколоть Автономную Церковь, то с их подачи некоторые архиереи не были допущены немцами к участию в Соборе. Узнав о принятых на Архиерейском Соборе в Ковеле решениях, они подвергли критике избрание «старшего епископа». Было предложено, чтобы окончательно вопрос высшего церковного управления в автономной Украинской Православной Церкви был решен на Соборе в Киеве, который предлагалось созвать 19 сентября 1943 г.91

Как сообщается в жизнеописании члена Синода Автономной Церкви, временно управлявшего в те годы Киевской епархией епископа Пантелеимона (Ру-дыка), «через вмешательство немецких властей [он] не смог принять участия в Архиерейском соборе в Ковеле 6 июня 1943 г., на котором новым предстоятелем Автономной Церкви был избран старейший по хиротонии епископ Каменец-Подольский Дамаскин (Малюта) с возведением его в сан архиепископа. Епископа Пантелеимона не устроило навязанное немецкими захватчиками наименование архиепископа Дамаскина только «старшим епископом» Автономной Церкви, и он планировал возвращение титула «Первоиерарха» на Соборе, который должен был состояться в Киеве 19 сентября 1943 г. в связи с торжественным освящением Владимирского собора»92.

Однако созыв нового Собора был сорван из-за наступления Красной армии, которая 21 сентября 1943 г. заняла Чернигов, а 6 ноября — Киев. Большая часть архиереев Автономной Церкви с наступлением советских войск, опасаясь новых гонений и репрессий, эмигрировали на Запад, где вошли в состав Русской Православной Церкви Заграницей. На освобожденных же территориях все оставшиеся архиереи были арестованы советскими карательными органами.

В марте 1944 г. советскими войсками был взят Каменец-Подольский. И уже 15 мая 1944 г. в Киеве в НКГБ УССР было принято постановление об аресте архиепископа Дамаскина93. 18 мая он был арестован в Каменце-Подольском94 и под конвоем доставлен в Киев, в тюрьму № 1 УНКВД по Киевской области95.

Архиепископ Дамаскин был обвинен в стандартном для жителей оккупированных территорий «преступлении» — антисоветская деятельность, пособничество фашистам и сотрудничество с оккупационной администрацией. На допросе от 12 июня 1944 г. он показал: «Сотрудником разведывательных и карательных органов немцев я не был и предложений на секретное сотрудничество я ни от

90 Пидгайко. Указ. соч. С. 321.

91 Логтов. Указ. соч.; Фотиев К., прот. Попытки Украинской Церковной автокефалии в ХХ веке // Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917—1950: Сб. М., 1997. С. 82.

92 Архиепископ Пантелеимон (Рудык) 1941—1943 // Киевские митрополиты. URL: http:// mitropolit.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=619:---1941-1943&catid=5:--xx-&Itemid=13 (дата обращения 01.03.2014).

93 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 2, 3.

94 Там же. Л. 6, 125, 131.

95 Там же. Л. 137.

кого не получал»96. В протоколе допроса от 31 мая 1944 г. зафиксировано следующее признание архипастыря: «Признаю себя виновным в том, что я выступал в церкви с проповедями, в которых пытался опровергнуть материалистическое мировоззрение, популяризируя идеализм»97.

Следствие длилось пять месяцев. В обвинительном заключении от 2 октября 1944 г., среди прочего, архиепископ Дамаскин обвинен в следующем: «Предоставил немецким властям сведения о деятельности сектантов Каменец-Подольской области, изложив подробно опасность сектантского движения. Пользуясь близкими связями в гестапо, Малюта Д. М. за взятки добивался освобождения из-под стражи арестованных в гестапо. Систематически с церковного амвона произносил антисоветские проповеди, в которых возводил клевету на Советскую власть. В резкой форме наносил оскорбления организаторам и руководителям Октябрьской Социалистической революции и опошлял материалистическое учение. Клеветал на советскую действительность, сравнивая положение населения при Советской власти с легендой о мучениях Иисуса Христа на Голгофе. Выступал против колхозного строя, называя его "ярмом" и "коммунистической панщиной". Провел съезд духовенства, на котором были вынесены угоднические для немцев постановления об обязательном изучении в школах религиозных предметов, о борьбе с материалистическим мировоззрением. Призывал население устанавливать могилы расстрелянных врагов Советской власти, совершая по ним поминовения. Проживая на территории Польши, принимал активное участие в белогвардейской организации "Русское благотворительное общество", поддерживал связь с белогвардейцами и разделял их антисоветские планы о свержении Советской власти и установлении в России монархического строя»98.

На основании данного обвинительного заключения 20 октября 1944 г. архиепископ Дамаскин (Малюта) предан Прокуратурой войск НКВД суду Военного трибунала НКВД Киевской области, который 25 октября на закрытом заседании в три часа ночи приговорил его к 15 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) с поражением в правах на пять лет и конфискацией имущества99.

К сожалению, в следственном деле нет документов, касающихся дальнейшей судьбы архиепископа Дамаскина. По непроверенным данным, он был по этапу отправлен в один из сибирских лагерей, предположительно вблизи Омска100. Погиб в заключении после 1946 г. Материалы лагерного дела архиепископа Дамаскина еще предстоит отыскать в архивах России.

6 августа 1997 г. прокуратура Хмельницкой области по делу репрессированного архиепископа Дамаскина (Малюты) признала «отсутствие состава преступления в его действиях» и «недостаточность доказательств его вины в инкриминированных ему фактах предательства»101.

96 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 44.

97 Там же. Л. 40 — 40 об.

98 Там же. Л. 131-136.

99 Там же. Л. 147-150.

100 Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. С. 309; Дамаскин (Малюта) // База данных ПСТГУ. URL:http://www.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/newmr/?HYZ9 EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu2c8mUsOecfG*cX80fVi8U8E* (дата обращения 01.03.2014).

101 ОГА СБУ. Ф. 6. Д. 75625. Л. 154.

Исследования

* * *

Исповедническое служение и мученическая смерть архиепископа Дама-скина (Малюты, 1883—1946) представляют собой неоценимый пример верности Богу, христианского милосердия, жертвенности и любви, благодаря которым он своим личным примером неоднократно обращал многих людей ко Христу и Его Церкви. Протоколы допросов архиепископа Дамаскина свидетельствуют, что одной из главных своих задач он считал миссионерское служение и православное просвещение, противодействие безбожию и богоборчеству, за что и сподобился мученического венца.

Ключевые слова: Архиепископ Дамаскин (Малюта), Митрополит Алексий (Гро-мадский), Митрополит Дионисий (Валединский), Украинская Православная Церковь, Афон, Пантелеимонов монастырь, Почаевская Лавра.

Список литературы

Heyer F. Die orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. Köln; Braunsfeld, 1953. Pawluczuk U. A. Zycie monastyczne w II Rzeczypospolitej. Wydawnictwo Uniwersytetu w Bialymstoku, 2007.

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917—1943 / М. Е. Губонин, сост. М., 1994. Архиепископ Пантелеимон (Рудик) 1941—1943 // Киевские митрополиты. URL: http:// mitropolit.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=619:---1941-1943&catid=5:--xx-&Itemid=13 (дата обращения: 01.03.2014). Афанасий (Мартос), архиеп. На ниве Христовой // Православный вестник. 2001—2002.

Декабрь-февраль. С. 6-11. Борщевич В. Малюта Дамаскш, арх1епископ / Борщевич В. Волинський пом'янник. Рiвне, 1994.

Власовський F Нарис юторй' Украшсько! Православно! Церкви. Т. 4. Ч. 2. Бавнд Брук, Н.Й., США, 1966.

Галкин А. Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 года // Вестник церковной истории. 2008. № 2 (10). С. 57-118.

Дамаскин (Малюта) // База данных ПСТГУ. URL: http://www.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/ db.exe/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu2c8mUs0ecfG*cX80fvi8U8E* (дата обращения 01.03.2014). Дамаскин (Малюта) // Русское Православие. URL: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_

file.cgi?2_5673 (дата обращения 01.03.2014). За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-1956: Биографический справочник. Кн. 1. М., 1997. Iсторiя Поча!всько! духовно! семшарй' // Сайт Поча!всько! духовно! семшарй'. URL:

http://pdsem.mrezha.net/history.html(дата обращения 01.03.2014). Ковальский В., прот. Положение Церкви Православной в Польше между 1-й и 2-й мировой войной. Рукопись (хранится в библиотеке МДА). 1949. Логтов О. До юторй' Украшсько! Автономно! Православно! Церкви шсля смерт митрополита Алекйя (Громадського) // Iсторiя: Збiрник праць. Ки!в, 2009.

Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г. (включительно). Erlangen, 1979—1989. Т. 3.

Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Серия: Русский Афон IX-XX веков. Т. 2. Афон, 2013.

Николаев К. Восточный обряд. Париж, 1950.

Петрушко В. Дамаскин (Малюта) // Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. С. 392-393.

Пидгайко В. Епископ Владимиро-Волынский и Ковельский Мануил (Тарнавский) в истории украинских церковных разделений 1941-1943 годов // Вестник церковной истории. 2010. № 3-4 (19-20). С. 303-321.

Польский М., прот. Новые мученики российские. Т. 2. Джорданвилль, 1957.

Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. М., 2007.

Скурат К. История Поместных Православных Церквей: Учеб. пособие. Т. 2. М., 1994.

Собор Свято! Тро!щ // Сайт Свято-Успенсько! Поча!всько! Лаври. URL: http://www. pochaev.org.ua/?lang=rus&pid=1386 (дата обращения 01.03.2014).

Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М., 2004.

Фотиев К., прот. Попытки Украинской Церковной автокефалии в ХХ веке // Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917-1950: Сб. М., 1997.

Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700-2005). М., 2009.

Цыпин В., прот. История Русской Церкви: 1917-1997. М., 1997.

Шкаровский М. Православная Церковь Румынии и церковная жизнь на занятых румынскими войсками территориях с 1918 по 1940-е гг. Ч. 3 // Богослов.Кд. Научный богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/text/656557.html (дата обращения 01.03.2014).

St. Tikhon's University Review.

Series II: History. Russian Church History. Shumylo Sergey,

2017. Vol. 76. P. 89—106 International Institute of Athonite Heritage in Ukraine

126 Velyka Vasylkivska ul., office 1, 03150 Kyiv, Ukraine institute@afon.org.ua

From Mount Athos to Dungeons of NKVD: the Way of the Cross of Archbishop Damaskin (Maluta, 1883-1946)

S. Shumylo

The paper presents results of research into the biographical data on the life and activities of Archbishop of Volyn' and Podol'e Damaskin (Maluta, 1883-1946), the former Athonite monk, Abbot of Pochayiv Lavra and locum tenens of the throne of the Ukrainian Autonomous Orthodox Church. Despite the fact that his name is now practically forgotten, he played a decisive role in the fate of Pochayiv Lavra and of the

Orthodox Church in Ukraine in the 1920s-1940s. The study is based on documents from the investigation file of NKGB (People's Commissariat for State Security) of the Ukrainian Soviet Socialist Republic dated from 1944. It contains records as to the arrest of Archbishop Damaskin in May 1944 and his sentence to 15 years of prison, as well as materials from depositories of Pochayiv Lavra kept in Ternopil State Regional Archive. The archival data allowed us to reconstruct a detailed biography of Archbishop Damaskin, to analyse his activities and ministry and to discover previously unknown information related not only to the biography of the hierarch but also to the history of the Orthodox Church in Ukraine in the 1920s-1940s.

Keywords: Archbishop Damaskin (Maluta), Metropolitan Aleksii (Gromadsky), Metropolitan Dionisii (Valedinskii), Ukrainian Orthodox Church, Athos, Saint Panteleimon Monastery, Pochayiv Lavra.

References

Afanasiy (Martos), arhiep., "Na nive Hristo-voy", in: Pravoslavnyiy vestnik, 2001—2002, Dekabr-fevral, 6—11.

Borschevich V., "Malyuta Damaskin, arhi-episkop", in: Borschevich V. Volinskiy pom'yannik. Rivne, 1994.

Feodosiy (Protsyuk), mitr., Obosoblencheskie dvizheniya v Pravosl. Tserkvi na Ukraine, Moscow, 2004.

Galkin A., "Ukazyi i opredeleniya Mosk-ovskoy Patriarhii ob arhiereyah s nachala Velikoy otechestvennoy voynyi do Sobora 1943 goda", in: Vestnik tserkovnoy istorii. 2 (10), 2008, 57-118.

Heyer F., Die orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917bis 1945. Köln; Braunsfeld, 1953.

Istoriya Pochayivs'koyi dukhovnoyi seminariyi, available at: URL: http://pdsem.mrezha. net/history.html (01.03.2014).

Lohinov O., "Do istoriyi Ukrayins'koyi Avtonomnoyi Pravoslavnoyi Tserkvy pislya smerti mytropolyta Aleksiya (Hromads'koho)", in: Istoriya: Zbirnyk prats', Kyiv, 2009, available at: http://poli-tics.ellib.org.ua/pages-5009.html

Manuil (Lemeshevskiy), mitr., Russkie pravo-slavnyie ierarhi perioda s 1893 po 1965 gg. (vklyuchitelno), Erlangen, 1979-1989. T. 3.

Nikolaev K., Vostochnyiy obryad, Parizh, 1950.

Pawluczuk U., Zycie monastyczne w II Rzec-zypospolitej. Wydawnictwo Uniwersytetu w Bialymstoku, 2007.

Petrushko Y, Damaskin (Malyuta), in: Pravo-slavnaya entsiklopediya, XIII, 2006, 392-393.

Pidgayko V., Episkop Vladimiro-Volyinskiy i Kovelskiy Manuil (Tarnavskiy) v istorii ukrainskih tserkovnyih razdeleniy 1941— 1943 godov, in: Vestnik tserkovnoy istorii, 3-4 (19-20), 2010.

Polskiy M., prot., Novyie mucheniki rossiyskie, 2, Dzhordanvill, 1957.

Pravoslavnaya Tserkov na Ukraine i v Polshe v HH stoletii. 1917-1950, Moscow, 1997.

Regelson L., Tragediya Russkoy Tserkvi. 19171945, Moscow, 2007.

Shkarovskiy M., Pravoslavnaya Tserkov Rumyinii i tserkovnaya zhizn na zan-yatyih rumyinskimi voyskami territoriyah s 1918po 1940-e gg., Chast 3, available at: URL:http://www.bogoslov.ru/text/656557. html (01.03.2014).

Skurat K., Istoriya Pomestnyih Pravoslavnyih Tserkvey: Uchebnoe posobie, 2, Moskow, 1994.

SoborSvyatoyi Troyitsi, available at: URL:http:// www.pochaev.org.ua/?lang=rus&pid=1386 (01.03.2014).

Tsyipin V., prot., Istoriya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi: Sinodalnyiy i noveyshiy periodyi (1700-2005), Moscow, 2009.

Tsyipin V., prot., Istoriya Russkoy Tserkvi: 1917-1997, Moscow, 1997.

Vlasovs'kyy I., Narys istorii Ukrayins'koyi Pravoslavnoyi Tserkvy, 4, Ch. 2, Bavnd Bruk, N.Y., 1966.