Научная статья на тему 'Как сделать урок креативным'

Как сделать урок креативным Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1100
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / УРОК / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД / ПЛАН УРОКА / CREATIVITY / LESSON / CREATIVE THINKING / FUNCTIONAL APPROACH / COMMUNICATION / NONSTANDARD APPROACH / LESSON PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Мехринисо

В настоящей работе рассматривается проблема развития творческих способностей студентов на уроке иностранного языка посредством функционального подхода, способствующего формированию их коммуникативной компетенции. Для достижения указанной цели автор статьи подчеркивает необходимость перестройки (redesign) плана урока. Для более наглядного представления эффективности предлагаемых рекомендаций автором приведен ряд заданий, при выполнении которых, как показала практика, студенты проявляют большую активность на уроках, т.к. они повышают интерес к изучению иностранного языка и в результате отмечается положительная тенденция к повышению уровня креативности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to Make a Lesson Creative

The article dwells upon the problem of development of the students ’ creative abilities at the lessons by means of functional approach, which assists to improve their communicative competence. In order to achieve this goal the author of the article stresses the necessity of redesigning of lesson plans. The author also represents a number of tasks which elevate students’ interest for learning foreign languages and in the outcome the positive tendency for increasing the level of students’ creativity is observed.

Текст научной работы на тему «Как сделать урок креативным»

Абдуллаева М. Как сделать урок креативным

УДК 371 М. АБДУЛЛАЕВА

ББК 74.00

КАК СДЕЛАТЬ УРОК КРЕАТИВНЫМ

Как известно, на современном этапе развития образования перед вузами, готовящими учителей иностранного языка, встает задача формирования активной, творческой личности, глубоко знающей свой предмет, владеющей разнообразными методическими средствами, имеющей основательную психолого-педагогическую подготовку, обладающей эрудицией, культурой, стремлением к творчеству [1].

Именно поэтому на современном уроке иностранного языка в языковом вузе, где важнейшей задачей образования становится формирование универсальных и коммуникативных способностей, учителю хочется создать атмосферу творчества, и он использует функциональный подход - основной способ получения знаний. Для достижения этой цели ему необходимо постоянно задумываться о том, как построить учебный процесс, чтобы студенты проявляли творческое воображение, живую фантазию, могли сравнивать и создавать ассоциации, опираться на интуицию и подсознание, способность принимать обдуманные, взвешенные решения. Другими словами, необходимо развивать у студентов творческое мышление.

Развитие такого типа мышления — одна из эффективных образовательных целей современной педагогики.

Сущность понятия «креативное мышление»

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора-студента-изобретателя, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества студент - автор работы вкладывает в материал некие не сводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее; создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других; процесс создания субъективных ценностей.

Место «креатива» на уроке иностранного языка Как показывают исследования, взрослея, человек теряет свои творческие способности, и решить проблему его творческих способностей непросто, но при определенных условиях - возможно. Так, среди путей, стимулирующих развитие

- 294 -

Abdullaeva M. How to Make a Lesson Creative

креативности, исследователи выделяют ситуации незавершенности или открытости, поощрение самостоятельных разработок, внимание к интересам обучающихся и др. Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской [6] разработаны принципы развития креативности. К ним они относят опору на возрастные предпосылки (эмоциональность, расположенность к творческим играм), внимание к авторской позиции. Интересен и своеобразный метод "креативное поле" Д.Б. Богоявленской [2], который позволяет в максимальной степени имитировать жизненную ситуацию с ее многослойностью и неограниченными возможностями для проявления активности.

Урок иностранного языка —это поле для творчества, где студенты примеряют на себе новые социальные роли, выдумывают себе персонажей, разыгрывают диалоги и мысленно путешествуют по миру. Творческое мышление —это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Исходя из этого, учитель должен составить такие задания, которые бы способствовали реализации творческих умений студентов, и в результате их выполнения студенты учатся использовать нестандартные подходы к решению тех или иных ситуаций, что позволит им не поддаваться желанию быть похожими на других.

Опыт работы в языковом вузе показывает, что в учебниках и пособиях по практике устной и письменной речи уделено недостаточное внимание развитию навыков творческого мышления и общения студентов, и, исходя из этого, нами предлагаются разнообразные виды заданий, направленные на развитие навыков креативного мышления обучаемых и базирующиеся на принципах речемыслительной активности обучаемых; индивидуализации при ведущей роли её личностного аспекта; функциональности языкового и речевого материала; ситуативности обучения; новизны.

Задания, направленные на развитие креативности на уроках иностранного языка

№1. Тема: Знакомство.

Выберите из знакомых вам людей троих, кого вы считаете наиболее творческими. В чем состоит их творческая сущность? —Попробуйте написать письмо человеку, которого вы хотите иметь вашим наставником, объясните почему.

№2. Тема: Место, где я живу.

А) Проведите "инвентаризацию" окружающей вас среды: способствует ли творческому настрою эстетический климат вашей квартиры (комнаты)? Как она обставлена, освещена? Как вы относитесь к высказыванию: "Хочешь улучшить настроение - переставь мебель ..."?

Б) Создайте творческую обстановку: составьте список наиболее важных составляющих творческой обстановки (музыка, картины, свет.); виртуально обставьте помещение так, как этого требует ваш творческий настрой;

№3. Тема: Цвета.

Обсудите с товарищами высказывание: "Цвет - создатель настроения"; Назовите свой любимый цвет и объясните ваше отношение к нему.

№4. Тема: Музыка. Природа. Животный мир.

Музыка вокруг нас (посредством воспроизведения аудиовизуальных технологий в аудитории озвучиваются: 1) звуки живой природы (крики птиц или животных,

- 295 -

Абдуллаева М. Как сделать урок креативным

звуки грозы, шум дождя), которые помогают услышать живую душу природы; 2) классическая музыка, которая успокаивает и помогает сосредоточиться; 3) романтическая музыка (Шопен, Шуберт, Рахманинов, Мориконе и др.), стимулирующая "поток воображаемых образов и мыслей"; 4) рэп-музыка, заряжающая мерным ритмом или медленной мелодией; 5) «Шашмаком» -таджикская классика и др. Какие чувства вызывают у вас эти мелодии? Обсудите музыкальную тему на уроке.

№5. Тема: Путешествие.

А) Просмотрите короткометражные видеофильмы о древней Англии (Германии) и древнем Таджикистане (http://www.youtube.com). Задайте студентам вопросы, которые развивают визуальный тип мышления во время знакомства с различными архитектурными стилями двух стран, где студенты описывают расположение и пейзажи стран (городов) и помогают развить пространственный тип мышления. Спросите студентов об интересующих их вопросах, которые они обсудили бы при встречах и общении с людьми, живущими в других странах, посредством чего развивается коммуникативность студентов. Докажите, например, что "интеллектуальная среда" Таджикистана XV-ХIХ веков притягивала великих художников и мыслителей.

Б) Попросите студентов мысленно совершить поездку по местам их предков и познакомиться с тем, как они готовят пищу и какая кухня характерна для таджиков.

№6. Тема: Книги.

Заведите разговор со студентами о недавно прочитанных ими книгах. Попросите студентов поставить себя на место героя и прожить мысленно его жизнь; написать свое продолжение книги; создать сценарий по прочитанной книге, разыграть пьесу на факультете.

Кроме вышеуказанных заданий, преподаватель может сам составить задания, основанные на приёмах реализации коммуникативного обучения с целью повышения уровня креативности студентов, например такие, как:

1) преднамеренное создание различий в объеме информации у потенциальных партнеров по иноязычному общению (induced information gap);

2) использование различий в точках зрения (opinion gap);

3) перекодирование информации (information transfer);

4) ранжирование (ranking) информации, предлагаемой студентам для ознакомления и обсуждения в процессе общения на иностранном языке;

5) решение проблемы участниками общения (problem solving);

6) ролевая игра (role play);

7) деловая игра (business play);

8) использование вопросников (questionnaires);

9) использование языковых игр, викторин (language games, quiz);

10) групповая дискуссия по проблеме (group discussion) и др.

Но нужно отметить, что, если предыдущие уроки имели традиционный характер, велись только по учебнику и учитель только начинает использовать такого рода задания на своих уроках, это сразу же не приведет к блестящим результатам, ибо это очень кропотливая работа, требующая систематичного и долговременного

- 296 -

Abdullaeva M. How to Make a Lesson Creative

проведения. Студент не сразу будет чувствовать себя «комфортно», он опасается высказать собственные необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным; он боится собственных идей, склонен к пассивному реагированию на окружающий его мир и не пытается творчески решать возникающие проблемы; ему легче найти ответ немедленно, но чрезмерно быстрая реакция часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений. Но именно коммуникативная деятельность, общение является источником становления и совершенствования полноценной коммуникативной деятельности и творческой устно - речевой в частности [4]. При коммуникативно-функциональном направлении функциональный принцип в организации речевого материала реализуется таким образом, что использование языковых средств определяется потребностями выражения того или иного содержания. Это стимулирует процесс умственной деятельности - выбор и сопоставление речевых средств, интеграция речевого опыта, - что, в свою очередь, активизирует речевое творчество.

Безусловно, каждый урок на любую тему можно сделать интересным и «живым». Для этого нужно сделать перестройку, т.е. «redesign», плана урока и продумать каждое условие к каждому заданию. Использование в практике обучения студентов приведенных выше заданий, обсуждение проблем и ситуаций показало ценность указанной методики, так как студенты проявляют больше активности на «творческих» занятиях и у них повышается интерес к изучению иностранного языка, вследствие чего отмечается положительная тенденция к повышению уровня креативности обучающихся.

Креатив на уроке зависит от интереса учителя к творческому обучению и от уровня подготовленности аудитории, так как дух творчества возникает в том случае, когда у обучаемого появляется заинтересованность и желание работать. Именно учитель должен создать необходимые условия для формирования самостоятельности и творчества студентов. Как уже было отмечено выше, при составлении заданий, направленных на развитие творческого мышления студентов, должны учитываться ситуативность обучения и новизна, поэтому при подборе вопросов и заданий нужно учитывать также и лингвострановедческий принцип обучения. Поэтому было бы целесообразно исходить из реалий, и тематика в основном должна касаться социальных проблем англоязычных стран в сравнении с таковыми в Таджикистане: например, Высшее образование; Книги и чтение; Человек и музыка; Телевидение; Традиции и праздники; Семейная жизнь; Кинематография; Театр; Новые тенденции в образовании; Путешествия; Проблемы молодёжи и др. На основе указанных тем студенты и магистранты обсуждают проблемы, а также предлагают пути их решения на основе личного жизненного опыта.

Но нужно отметить, что изучение иностранного языка нельзя представить без организованной самостоятельной работы самого обучаемого, так как велика роль самого студента в создании атмосферы креатива на уроке, и для эффективного выполнения заданий сами студенты должны владеть умениями планировать работу, выбирать наиболее рациональные способы выполнения каждого из ее этапов, систематически проводить самоконтроль и самооценку результатов своей работы. Уровень качества выполнения заданий на разных этапах обучения будет разным в

- 297 -

Абдуллаева М. Как сделать урок креативным

зависимости от того, насколько хорошо у них сформированы умения ведения самостоятельной работы.

Список использованных литературы:

1. Бердичевский, А.П. Концепция подготовки учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе . -1990.- № 4. - С. 94-100.

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. -М.: Академия, 2002. - 320 с.

3. Выготский, Л.С. Психология развития человека // Мышление и речь. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - П36 с.

4. Гаврилов, А.Н. Коммуникативно-функциональный принцип как основа совершенствования устной иноязычной речи на продвинутом этапе языкового вуза // Функционально-содержательный подход в обучении иностранному языку в языковом педвузе. - Л.: ЛГПИ, 1987. - С.125-131.

5. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н. М. Никольской; Под ред. (и с предисл.) Н. Д. Виноградова. — М.: Мир, 1915.- С. 202.

6. Кудина, Г.Н., Новлянская, З.Н. Основные принципы и методы экспериментального курса "Литература как предмет эстетического цикла” (для средней школы). // Психологическая наука и образование. -1997. -№ 1. -С. 19-27.

7. Пассов, Е.И Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.

Reference Literature:

1. Berdichevsky A.P. Conception of preparing the foreign language teacher.// Journal “Inostranniye yaziki v shkole ”. (Foreign languages at comprehensive schools). 1990. № 4 -

pp. 94-100

2. Bogoyavlenskaya D.B. Psychology of creative abilities. Moscow: “Academy”, 2002. - 320

pp.

3. Vygotsky L.S. Psychology of the individual’s development/ Thinking and speech. - Moscow., “Smysl” (Sense), “Exmo”, 2005. - 1136pages.

4. Gavrilov A.N. Communicative functional principle as the basis for improving oral speech of the students on advanced level of high schools.// Functional approach in teaching foreign language at high schools. Leningrad. LSPI. 1987. p.125-131

5. Dewy J. Psychology and pedagogy of thinking / Translated from English into Russian by NikolskayaN.M. — Moscow, “Mir”, 1915. page 202.

6. Kudina G.N., Novlyanskaya Z.N. The main principles and methods of the experimental course “Literature as the subject of aesthetic cycle” (for secondary school). Psychological science and education. -№1. -1997.-РР. 19-27.

7. Passov E.I. The lesson of the foreign language at secondary school. Moscow, “Prosveshcheniye”, (Enlightenment). 1988

Как сделать урок креативным

Ключевые слова: креативность, урок, креативное мышление, функциональный подход, коммуникативность, нестандартный подход, план урока.

В настоящей работе рассматривается проблема развития творческих способностей студентов на уроке иностранного языка посредством функцио-

- 298 -

Abdullaeva M. How to Make a Lesson Creative

пального подхода, способствующего формированию их коммуникативной компетенции. Для достижения указанной цели автор статьи подчеркивает необходимость перестройки (redesign) плана урока. Для более наглядного представления эффективности предлагаемых рекомендаций автором приведен ряд заданий, при выполнении которых, как показала практика, студенты проявляют большую активность на уроках, т.к. они повышают интерес к изучению иностранного языка и в результате отмечается положительная тенденция к повышению уровня креативности обучающихся.

How to Make a Lesson Creative

Key words: creativity, lesson, creative thinking, functional approach, communication, nonstandard approach, lesson plan.

The article dwells upon the problem of development of the students ’ creative abilities at the lessons by means of functional approach, which assists to improve their communicative competence. In order to achieve this goal the author of the article stresses the necessity of redesigning of lesson plans. The author also represents a number of tasks which elevate students ’ interest for learning foreign languages and in the outcome the positive tendency for increasing the level of students ’ creativity is observed.

Сведения об авторе:

Абдуллаева Мехринисо, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания ХГУ имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), e-mail: mehriniso25@mail.ru

Information about the author:

Abdullaeva Mehriniso, Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of the English language and methods of its teaching, Dean of the Faculty of foreign languages under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan, Khujand), e-mail: mehriniso25@mail. ru

- 299 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.