Научная статья на тему 'Креативные уроки в обучении английскому языку'

Креативные уроки в обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ УРОК / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVE LESSON / CREATIVE PROBLEMS / CREATIVITY DEVELOPMENT / CREATIVE POSSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старикова Татьяна Владимировна

В статье рассматривается сдвоенный креативный урок в обучении английскому языку. Автором описываются методы научного творчества, рассматривается теория решения изобретательских задач в обучении иностранному языку, приводится блочное описание урока английского языка с младшими школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative lessons when teaching English

In this article thinking when the English lessons are considered. The author describes the creative lesson. The theory of the solution of inventive tasks is considered. There is the block description of the lesson.

Текст научной работы на тему «Креативные уроки в обучении английскому языку»

танно возникших ситуаций, инициируемых учащимися или возникающих стихийно в силу сложившихся особым образом обстоятельств в научной, культурной, социальной, субъективной сферах. Учитель, проявляя свою активную творческую позицию, применяя в совместной с учащимися деятельности разнообразие навыков поискового поведения, является одним из субъектов создания и разрешения ситуаций творчества. Очевидно, степень участия учителя в разрешении творческих задач убывает с возрастом учащихся, и если так действительно происходит, то это служит показателем сформированности навыков поискового поведения учеников,степени их креативности. Ссылки на источники

1. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL:

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

2. Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование ХХ1 века. Теория и практика.-М.:МГИУ, 2008.-306 с.

3. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 4 квартал 2011, ART 11-4-02. - Киров, 2011 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.

Sabirova Ramilya Rashidovna, physics teacher Gymnasium № 75 Omsk rrsabirova@mail.ru

Development of creative abilities of students in the classroom physics humanitarian gymnasium. Abstract. This paper describes the use of methods of systems thinking and creative imagination of the Theory of Inventive Problem Solving (TRIZ) the lessons of physics humanitarian school, is a description of one block of training.

Keywords: creative activities, creativity, classification of creative assignments. Старикова Татьяна Владимировна,

учитель английского языка первой квалификационной категории МОУ Курашимская СОШ, Пермский

край, село Курашим.

StarikovaTatiana.ET@yandex.ru

Креативные уроки в обучении английскому языку Аннотация: в статье рассматривается сдвоенный креативный урок в обучении английскому языку. Автором описываются методы научного творчества, рассматривается теория решения изобретательских задач в обучении иностранному языку, приводится блочное описание урока английского языка с младшими школьниками.

Ключевые слова: креативный урок, творческое мышление, творческие способности.

В условиях современного общества резко возросла потребность овладения иностранными языками. В связи с этим, обучение иностранному языку начинается уже в начальной школе, когда у младших школьников активизируется потенциал для обучения говорению, аудирования, а также развития навыков коммуникативной компетенции. Так как, изменения, произошедшие в социальной ситуации современной России, повысили требования к развитию всесторонней личности. Это значит, что общество нуждается в людях, которые умеют не только быстро ориентироваться в пространстве, самостоятельные и инициативные, но и имеющие творческое отношение к действительности. Младший школьный возраст - это наилучший период для активизации творческих резервом для обучения иностранному языку.

Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, уроков, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются креативные уроки для формирования творческого мышления и развития творческих способностей учащихся начальной школы.

В современной педагогике и психологии немного специалистов-теоретиков исследуют проблему развития креативности. В основном проблемами креативности занимаются зарубежные исследователи Д. Гилфорд, Е. Торранс, С. А. Медник и другие. В отечественной педагогике и психологии: В. Н. Дружинин, В. С. Юркевич, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев и др.

В статье описан пример применения креативного урока для формирования творческого мышления и творческих способностей младших школьников. Структура креативного урока отличается от традиционной структуры и включает в себя блоки, которые не только соответствуют современным требованиям креативного образования, но и помогают реализовать цели и задачи в обучении языку на данном этапе [1, 2].

1. Блок мотивации. (Учитель в костюме художника с пустой палитрой в руках) Спасите, помогите! Украли, украли мои краски! Посмотрите, моя палитра пуста. Чем же я буду рисовать сейчас? Человек, который украл краски, оставил только вот эту запись: для того, чтобы вернуть краски вам нужно назвать все цвета по-английски и описать эту красочную картинку. (Учитель показывает красочную картинку с

изображением тех предметов, названия которых учащимся уже знакомы). Ребята, вы поможете мне? Для того чтобы выполнить требование для начала нам нужно узнать, как называются английские цвета.

2. Содержательная часть. Посмотрите, чтобы выучить цвета, у меня есть отличное стихотворение и картинки с предметами к нему, но вот названия цвета этих предметов перемешались. Послушайте это стихотворение и попробуйте восстановить цвета. Работайте в парах, помогая друг другу.

Orange is an orange, Апельсин - оранжевый.

Yellow is the sun, Желтое - солнце.

Brown is a bear, Коричневый - медведь.

Purple is a plum, Фиолетовая - слива.

Red is an apple, Красное - яблоко.

Green is a tree, Зеленое - дерево.

I can read colours, Я умею читать цвета.

Listen to me! Слушайте меня.

Итак, какие строки получились у вас. Выходит один из пары и соотносит картинку и ее английское название. Для того, чтобы цвета лучше запомнить, повторите эти строки за мной. (Дети построчно читают стихотворение за учителем). А теперь попробуйте прочитать это стихотворение друг другу в парах. (Дети читают стихотворение друг другу в парах). Прочитайте это стихотворение все вместе.

Название какого цвета, мы здесь не видим? (Дети называют по-русски цвета, которых в стихотворении нет). Вам интересно узнать, как они называются по-английски? Сделаем мы это с помощью веселой песни, слушайте ее, пойте вместе со мной и смотрите на экран, где будут появляться названия этих цветов, которые мы пропоем. (Дети вместе с учителем поют песню про синий, белый, черный, розовый, серый).

Сейчас проверим, насколько вы запомнили цвета. Я буду показывать вам цветные карточки, а вы называть цвета.

Ребята, скажите, какой цвет вам нравится больше всего? Например, мне нравится синий. (Учитель тут же называет данную фразу по-английски: I like blue). А вам? (Дети, используя конструкцию I like, составляют свои фразы). А какой цвет вам не нравится? Я не люблю черный (I don't like black). А вы? (Дети, используя конструкцию I don't like составляют свои фразы).

3. Физкультурная пауза. И все-таки, я еще не уверена, что мы с вами справимся с заданием и вернем краски в мою палитру. Давайте сыграем в игру, а я посмотрю, кто окажется самым ловким и самым находчивым. Игра называется «I like, I don't like». Для того, чтоб было удобнее играть, вам нужно встать. Я называю какой-либо цвет. Если у вас в одежде есть такой цвет, то вы беретесь за него и

говорите: I like........и называете этот цвет. Если у вас такого цвета нет, то вы садитесь на корточки и

произносите I don't like... и называете данный цвет.

4. Головоломка. Ребята, посмотрите какие цветы. Нравятся они вам? Только жаль, что они белые и совсем не разноцветные. Что же нам с ними делать? Давайте-ка их разукрасим. У нас 4 цветка, значит нужно разделиться на четыре группы. Смотрите, на каждом лепестке и стебле есть номера, это номера цветов. Я буду называть цифру и цвет, а вы, работая в группах, раскрасите наши цветы. Давайте посмотрим, какие цветы у нас получились, покажите их всем и расскажите, какие цвета здесь показаны.

Перерыв

5. Интеллектуальная разминка.

Ребята, посмотрите, у меня есть черный ящик, а в нем предметы различных цветов. Вам интересно, что это за предметы? Вам хочется их увидеть. Тогда, я буду называть цвет этих предметов, а ваша задача попытаться угадать и назвать этот предмет по-английски, тогда только я достану его из черного ящика.

Зеленый - Green. (Лягушка)

Голубой - Blue. (Карандаш)

Красный - Red. (Яблоко)

Так же здесь могут быть использованы задачи открытого типа. Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Разнообразие путей решения, которые не является «прямолинейными», двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие «препятствия» [3].

6. Содержательная часть.

Ну что, пришло время описать картинку и вернуть краски в мою палитру. Но для начала, я напомню, что вначале мы называем предмет, затем форма глагола to be, и только потом цвет (структура на доске_+ to be: is are+ )

Вы справились с заданием! Посмотрите, все краски в моей палитре! Значит, задание выполнено верно! Но все же, я еще хочу проверить насколько быстро вы умеете находить цвета и читать их.

7. Компьютерная интеллектуальная поддержка. Я предлагаю вам сесть за компьютеры, где включены обучающие игры и открыть раздел «радуга». Там вы увидите игру, в которой вам нужно будет прочитать название цвета внизу экрана и отыскать его на картинке за короткий промежуток времени и щелкнуть левой кнопкой мыши по нему. Затем появится новый цвет, а мы посмотрим, у кого время выполнения будет самое короткое.

8. Резюме. Ребята, вы все отлично постарались. Для того, чтобы вы могли сказать нравится вам урок или нет, вам нужно выбрать один из шаров: красный - значит, вам все понравилось и вы все поняли, зеленый - что-то не так, желтый - вам не понравилось и вы ничего не запомнили. Лично я выбираю красный шар, потому что мне понравилось с вами работать, и мы вместе вернули мои краски.

Данный урок был апробирован на учащихся 2 класса. Учащиеся были увлечены разнообразием заданий, яркостью урока. На уроке были раскованы. В конце урока ни один учащийся не выбрал желтый шар. Это значит, что креативные уроки способствуют развитию мотивации в обучении иностранному языку, а также помогают учащимся сохранить знания в долговременной памяти. Кроме того, учащиеся учились мыслить самостоятельно, логично и подходить к делу творчески. Ссылки на источники:

1. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

2. Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование ХХ1 века. Теория и практика.-М.:МГИУ, 2008.-306 с.

3. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 4 квартал 2011, ART 11-4-02. - Киров, 2011 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.

Starikova Tatiana Vladimirovna,

The English teacher of the first professional qualification. Kurashim's average comprehensive school, Perm region, Kurashim. StarikovaTatiana.ET@yandex.ru Creative lessons when teaching English.

Abstract. In this article thinking when the English lessons are considered. The author describes the creative lesson. The theory of the solution of inventive tasks is considered. There is the block description of the lesson. Keywords: creative lesson, creative problems, creativity development, creative possibility.

Татаринцев Алексей Иванович,

магистр технологического образования, педагог-организатор МКОУ «Хохольский лицей»,

р.п. Хохольский

alex tatarinsev@mail.ru

Использование ТРИЗ-педагогики на уроках физики: из опыта проведения открытых уроков Аннотация. В статье рассматриваются фрагменты уроков по физике с применением ТРИЗ. Автором приводится программа экспериментального элективного курса «Основы ТРИЗ». Данный метод проведения открытых уроков можно применить и на других дисциплинах с целью заинтересованности учащихся к предмету.

Ключевые слова: ТРИЗ, познавательная деятельность, креативность, развитие личности, элективный курс.

В настоящее время школу невозможно представить без использования разнообразия современных педагогических образовательных технологий. ТРИЗ - технология - это наука о творчестве, использование ее элементов и приемов помогает развивать умственную, познавательную и творческую деятельность обучающихся на уроке.

С другой стороны можно сказать, что ТРИЗ называют технологией творчества, наукой сильного мышления. Создатели и специалисты ТРИЗ благодаря многолетнему практическому опыту, пришли к выводу, что творчеству можно учить и значение врожденных качеств не столь велико, как принято обычно считать. Практически любой человек, если он сам того твердо желает, может стать изобретателем, научиться творчески мыслить. Начинать этому учиться необходимо как можно раньше. Наличие в структуре ТРИЗ материала, содержащего реальные проблемы и методы осознанного овладения мыслительными операциями, позволяет применять ТРИЗ в качестве методологической базы для развития творческого мышления в школе.

В традиционной и современной педагогике нередко употребляется такое понятие, как технология обучения. Под технологией обучения понимают и совокупность методов предъявления учебной информации, и способы воздействия учителя на учеников с помощью технических или информационных средств. Педагогическое мастерство учителя заключается, прежде всего, в том, чтобы выбрать наиболее приемлемый вариант технологии обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами [2].

В исследовании данной темы стараюсь уделять внимания развитию познавательных и творческих способностей учащихся. Так, в МКОУ «Хохольский лицей» учащиеся нередко получали дипломы и сертификаты от Воронежского государственного университета за творческие работы по физике в сфере научных исследований. На школьной конференции ученица Светлана Рак защитила исследова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.