ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Новоселова Наталья Александровна
учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №64 г. Москва
J ^
КАК ПРЕВРАТИТЬ ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ
В ЖИВОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ ПРОЦЕСС
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Л_____________________._____________________г
Аннотация. Автор статьи оспаривает утверждение, что на нестандартном уроке страдает предметное содержание в угоду привлекательной форме. По мнению автора, форму нестандартных уроков подсказывает сам текст художественного произведения: урок-концерт, урок-диспут, урок-исследование, урок-размышление, урок-расследование и т.п. В качестве примера нестандартной формы урока не в ущерб содержанию автор рассказывает об уроке-суде по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Ключевые слова: вариативное образование, нестандартные формы урока, урок литературы, урок-суд.
Как превратить традиционное обучение в школе в живой заинтересованный процесс развития личности, способной самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их? Как найти эффективный путь самореализации учащихся и учителей и возможность сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» рождается «исследователь-исследователь»?
Эти вопросы особенно актуальны в условиях пробивающего себе дорогу вариативного образования. Очевидно, что демократизация и гуманизация процесса обучения в школе должны приводить учителя и учащегося к такому взаимодействию в учебной деятельности, которое построено наиболее эффективно для всех ее участников. Соответственно встает вопрос о качественно новых формах обучения. Какими они должны быть? Думаю, что приемлемы любые формы обучения, лишь бы они помогали главному: глубокому усвоению материала, чтобы у ученика возникало желание пополнять и расширять свои знания [2,4,5,6,7]. В связи с этим уместно будет вспомнить высказывание Л. С. Выготского: «... школа должна, перестраиваясь на ходу, чутко реагировать на происходящие в обществе изменения, по возможности смягчая для ребенка отрицательные последствия разрушительных катаклизмов, которыми, к сожалению, изобилует наша жизнь. Запас готовности к изменениям и является запасом прочности школы».
Большая ответственность в связи с этим ложится на предметы гуманитарного цикла. Особое место отводится преподаванию русского языка и литературы. Концепция литературного образования исходит из того, что литература демократична по самой своей природе: создается личностью, к личности обращена
и личностью потребляется; рассчитана на сопереживание, соразмышление, диалог, предполагает - в границах объективного смысла произведения - возможность различных точек зрения на него, различных толкований [1,3].
Методы и приемы изучения литературы в школе должны быть адекватны ее природе. Многое в этом отношении уже наработано: возникают новые формы групповых и фронтальных занятий, большое внимание уделяется индивидуальной работе с учеником, возникают новые методические приемы.
В массовой практике распространен монологический тип обучения. В конечном итоге такая форма занятия воспитывает в учениках потребительское отношение к знаниям, тормозит их развитие. Истинное общение - это совместное, заинтересованное и активное добывание и освоение истины, обогащающее и учеников, и - во многом - учителя.
Как понимать стандартность и нестандартность в обучении? Является ли всякая стандартность синонимом плохого? Подобные вопросы не могут не задавать себе учителя, ибо ответы на них во многом определяют педагогическую позицию каждого. Сегодня широко употребляются такие понятия как урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-проповедь, урок-суд, концерты, диалоги, диспуты, форумы, путешествия, пресс-конференции и т.д. Такое разнообразие используемых форм, методов обучения нередко порождает скептическое к ним отношение, когда в них усматривают не что иное, как «фокусы», излишества, развлекательность, внешнюю эффектность. Так ли обоснованы такие оценки? Думаю, не стоит говорить о приоритете каких бы то ни было форм обучения: приемлем
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
31
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
любой урок, стандартный и нестандартный, лишь бы он помогал главному: глубокому усвоению материала. Я за разумное сочетание традиционных форм обучения с нетрадиционными. Мне представляются несостоятельными утверждения, что на нестандартном уроке страдает содержательная сторона, якобы приносимая в жертву форме. Нужно построить занятие так, чтобы форма служила содержанию, а не наоборот. Само собой разумеется, что, обдумывая урок, нельзя ставить себе целью достижение лишь внешнего эффекта.
Форму нестандартных уроков подсказывает сам текст художественного произведения. В моей педагогической деятельности таких уроков много: цикл уроков-концертов по творчеству А. Ахматовой, М. Цветаевой, С. Есенина, В. Маяковского, объединенных одной темой «Трагедия поэта»; урок-диспут по пьесе М. Горького «На дне» на тему «Нужна ли жалость?»; урок-исследование «Загадочная судьба А. С. Грибоедова»; урок-размышление по комедии Грибоедова «Горе от ума» на тему «Кому-то счастье от безумья; кому-то горе от ума»; урок-расследование по пьесе А. Островского «Гроза» на тему «Причины самоубийства купчихи Катерины Кабановой» и другие.
Подробнее хотелось бы рассказать об уроке-суде по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на тему «В чем истинное наказание Раскольникова?» Это обобщающий итоговый урок по роману. Форма его обусловлена темой. В самом романе показан автором суд над главным героем, ведется расследование, выступают свидетели, поэтому такая форма заключительного урока, на мой взгляд, наиболее приемлема. Это игра, но такая, в ходе которой должны быть найдены ответы на основные вопросы:
1. Каковы мотивы преступления?
2. Почему Раскольников добровольно сознается в содеянном?
3. Что стало для главного героя самым страшным наказанием: официальный срок (8 лет каторжных работ) или наказание, выраженное в страданиях и муках совести.
Класс по желанию делится на группы: обвинители, защитники, свидетели. В качестве свидетелей в процессе могут участвовать Разумихин, Соня Мармела-дова, Лужин, Порфирий Петрович. Такое построение урока дает возможность учащимся не только еще раз перечитать роман и найти требуемые для процесса факты, но и попробовать себя в актерском мастерстве. Роль Раскольникова обычно отводится сильному ученику. Процесс ведет учитель.
Обвинение строит процесс на следующих доказательствах:
1. «Он даже шел делать пробу своему предприятию». Преступление было тщательно подготовлено: приготовил топор, заклад, просчитал даже количество шагов до квартиры старухи-процентщицы.
2. Убил безжалостно: «он изо всей силы ударил раз и другой, все обухом и все по темени».
3. Убил Лизавету, которая, возможно, была беременной. Могли быть и другие жертвы.
4. Во время расследования дела и на момент процесса не раскаялся.
5. Придумал страшную теорию «об обыкновенных и необыкновенных людях», причислив самого себя к необыкновенным и задавшись вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Защита приводит следующие факты:
1. Бедственное положение, в котором находился Раскольников.
2. Душевные мучения перед преступлением: «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову», «Разве я способен на это? Разве это серьезно?»
3. Сон Раскольникова перед убийством.
4. Письмо матери «измучило его».
5. Не воспользовался украденными вещами.
6. Заболел после преступления, находился в состоянии нервного срыва. После убийства «в первое мгновение он думал, что с ума сойдет». Его мучает вопрос «Разве я старуху убил? Я себя убил, так-таки и ухлопал себя навеки».
7. Помогал семье Мармеладовых, умирающему дру-гу-студенту, затем его больному отцу, спас детей из горящего дома и др.
8. Сам пришел с повинной.
Как пример, привожу выступления на суде некоторых свидетелей. Речь на суде может быть переработана и дополнена.
Свидетель Соня Мармеладова (речь на суде может быть переработана и дополнена):
Я, Софья Семеновна Мармеладова, обязуюсь говорить правду. О молодом человеке, который помог деньгами моим близким, я узнала от мачехи моей -Катерины Ивановны. И сердце мое прониклось благодарностью и любовью к этому человеку, хотя лично я его еще не знала. А увидела его в первый раз в трагический момент гибели моего отца. И тогда он помог нам. Разве можно было подумать, что такой человек способен на убийство? Когда я пришла звать его на поминки, то застала в квартире его мать и сестру. И он, как равную, посадил меня, падшую женщину, рядом с ними. Однажды Родион пришел ко мне и рассказал, что это он убил старуху-процентщицу и сестру ее - Лизавету. В тот момент мне стало ужасно страшно за него. Что же он над собой сделал?! «Нет теперь несчастнее никого в целом свете»,- возопила я. Он что-то хотел доказать себе, всему свету, а ведь так и не понял, что себя погубил, душу свою загубил, пошел против Бога. Страшный грех он совершил, убив. Теперь страшно мучается, душа его страдает, совесть не дает покоя. Надо теперь искупать грехи, к Богу должен быть обращен его взгляд и к людям. В них его спасение. И что бы ни присудили ему, я постараюсь быть рядом, поддерживая его. Любовь и страдание (пострадать нужно) спасут его. Этот путь трудный, но он единственный.
Свидетель Петр Петрович Лужин:
Я, Лужин Петр Петрович, имею некоторое отношение к семейству Раскольниковых, и в частности, могу кое-что рассказать о Раскольникове.
32
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Я, видите ли, до некоторого времени был женихом его сестры, Авдотьи Романовны. Я «уж и прежде, не зная Дуни, положил взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение». Авдотья Романовна дала согласие стать моей невестой, и мать ее, Пуль-херия Александровна, тоже не противилась нашим отношениям.
Приехав в Петербург, как человек порядочный, я счел своим долгом познакомиться со своим будущим родственником. Я нашел его в тяжелейшем состоянии и относительно условий, в которых он жил, и относительно его душевного состояния. Этот молодой человек наговорил мне гадостей и чуть не спустил с лестницы. Я ушел, «унося с собой ужасное оскорбление». В письме мне пришлось объяснить Дуне, что общение мое с Родионом Романовичем невозможно с этого момента, что при встречах с невестой мне бы не хотелось его видеть и что «любовь к будущему спутнику жизни, к мужу, должна превышать любовь к брату». Советам опытного человека не вняли. Отношения были прерваны. Я уже не говорю о том, что я «вовлечен был, так сказать, в издержки». И вот награда за мое терпение и благородство!
Я никогда не был высокого мнения о людях, подобных Раскольникову, а тем более, когда узнал о его связи с женщиной легкого поведения. А после того, как я узнал о преступлении, им совершенном, то уже и не рад, что связался с этой семьей.
Свидетель Порфирий Петрович:
Прежде чем лично познакомиться с Раскольниковым, я имел честь прочитать его статью в «Периодической речи». Статья называлась, кажется, «О преступлении». Она меня весьма заинтересовала. Дело в том, что автор поделил всех людей на два разряда: людей «обыкновенных» или «тварей дрожащих» и людей «необыкновенных» или «право имеющих». И этим «необыкновенным людям» дается право, так сказать, «перешагнуть через кровь ради высоких целей и великих идей». И вот уже после того как я узнал об убийстве, мне удалось познакомиться с автором этой статьи, коим оказался Родион Романович Раскольников. Беседа с ним навела меня на мысль о том, что именно он мог быть тем самым убийцей. Тем более, что на мой вопрос, не считает ли он себя «ну, хоть капельку тоже человеком необыкновенным», он ответил утвердительно.
Я считаю, что именно эта чудовищная теория привела Раскольникова к убийству, именно эта теория завела его в тупик.
Я хочу обратиться ко всем присутствующим: «Не принимайте на веру подобные теории. Они вредны для любого здравомыслящего человека. Ведь это так каждый может возомнить себя богочеловеком и раз-
решить себе «по совести» перешагнуть через жизнь одного человека, а затем и сотен, тысяч людей». Заключительное слово учителя:
Выслушав обвинение, защиту, свидетелей и самого обвиняемого, мы приходим к выводу:
1. Мотивами, толкнувшими нашего героя на преступление, стали следующие: страшная и бесчеловечная теория о делении людей на «обыкновенных» и «необыкновенных»; письмо матери, из которого он узнает о том, что его сестра, жертвуя собой, решается связать свою жизнь с «денежным мерзавцем» Лужиным; бедственное положение самого подсудимого.
2. Раскольников добровольно сознается в содеянном, потому что муки совести не дают ему покоя. Бесчеловечная теория завела его в тупик: «принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался». «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут-таки разом и ухлопал себя, навеки!» - так размышляет Раскольников.
3. Такие мысли нашего героя приводят нас к выводу о том, что у него «свое наказание»: старая вера Раскольникова пошатнулась, а новую он пока еще не обрел. А жить без веры - это кощунство. Вину следует искупать страданием, которое приведет его к людям и к Богу.
4. Всплеск страстей его не угас и в наше время. Он стал предвестником истребляющего 20 века с его неоднозначными вождями и их теориями. Герой Достоевского - это предостережение всем будущим поколениям.
Литература
1. Андреева Ю. В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана // Образование и наука. 2012. № 4. С.39-49.
2. Анушкевич И. Г. Издание литературного альманаха в школе // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 5. С.20-22.
3. Апухтина Л. М. Роль уроков литературы в формировании ключевых компетенций учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.6-8.
4. Зрнич С. В. Литературно-музыкальная композиция «Тропа в Константиново» // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.74-77.
5. Канева С. П. Формирование самостоятельной творческой личности школьника через исследовательскую и проектную деятельность // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 2. С.56-58.
6. Морозова Л. П. Урок литературы «Очей очарованье» // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С.77-79.
7. Русина Е. В. Проектная деятельность на уроках литературы при изучении творчества Н. В. Гоголя // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 6.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
33