Научная статья на тему 'Как правильно подать налоговую декларацию'

Как правильно подать налоговую декларацию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как правильно подать налоговую декларацию»

как правильно подать налоговую

декларацию

Ю. М. Лермонтов,

советник налоговой службы II ранга

Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность представляются по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде. Кроме того, у налогоплательщиков возникает необходимость подавать так называемые «уточненные декларации».

Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган по месту его учета:

— на бумажных носителях (лично или через его уполномоченного представителя) либо в виде почтового отправления с описью вложения;

— в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи либо на электронных носителях записи).

Порядок представления налоговых деклараций регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

— положениями ст. 80 НК РФ;

— ст. 13 и 15 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

— приказом МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 «Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»;

— методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными приказом МНС РФ от 10.12.2002 № БГ-3-32/705. Представление отчетности на бумажных носителях лично или через уполномоченного представителя, либо в виде почтового отправления

уполномоченный представитель. Напомним, что в соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Той же статьей установлено, кто не может быть уполномоченным представителем. Так, не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель налогопла-тельщика-физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях или дата отправки заказного письма с описью вложения.

Сотрудник налогового органа, принимающий декларацию от налогоплательщика, должен на остающихся у него копиях налоговых деклараций проставить отметку о принятии и дату ее представления.

требования к оформлению документов. Сотрудники налогового органа, осуществляющие прием деклараций и бухгалтерской отчетности, обязаны проверить на наличие ряда обязательных реквизитов:

- полного наименования налогоплательщика (Ф.И.О. физического лица, даты его рождения);

- идентификационного номера налогоплательщика;

- кода причины постановки на учет (для юридических лиц);

- периода, за который представляются налоговые декларации и бухгалтерская отчетность;

- подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщика (руководителя и

главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя. В случае отсутствия в представленных налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какого-либо из перечисленных реквизитов сотрудник отдела работы с налогоплательщиками должен предупредить налогоплательщика или его представителя об этом и предложить внести необходимые изменения.

Сотрудник налогового органа не вправе отказать в принятии налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, за исключением случая представления этих документов не по установленной форме.

При отказе налогоплательщика (его представителя) внести необходимые изменения в налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность на стадии приема, а также в случае представления по почте неправильно оформленных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налоговый орган в трехдневный срок с даты регистрации должен письменно уведомить налогоплательщика о необходимости представления им документов по утвержденной форме. Это делается в следующих случаях:

- когда отсутствует в представленных налогоплательщиком налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какой-либо из указанных ранее реквизитов;

- при нечетком заполнении отдельных реквизитов документа, делающих невозможным их однозначное прочтение, заполнении их карандашом, наличии не оговоренных подписью налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя исправлений;

- если налоговые декларации и бухгалтерская отчетность составлены на иных языках, кроме русского;

- несовпадения сведений о постоянно действующем исполнительном органе юридического лица и сведений о руководителе юридического лица, подписавшем налоговую декларацию и бухгалтерскую отчетность, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

В случае непредставления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, к налогоплательщику применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 119 НК РФ.

ответственность за непредставление налоговой декларации. Непредставление налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный ме-

сяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.

Если декларация не представлена в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, то это повлечет для налогоплательщика взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181 -го дня.

По истечении двух недель с момента завершения срока представления соответствующей декларации налоговый орган формирует список налогоплательщиков, не представивших отчетность, а также проекты решений о приостановлении операций по их счетам, которые подписываются руководителем налогового органа (либо его заместителем), заверяются гербовой печатью и направляются в банк (как правило, по почте).

Налогоплательщик может попасть в ситуацию, когда налоговый орган отказывает в принятии бухгалтерской и налоговой отчетности организации из-за отсутствия отметки (штампа) территориального органа статистики о представлении ему бухгалтерской отчетности. Такие требования налогового органа не соответствуют законодательству (см. письмо Минфина РФ от 18.12.2004 № 16-00-10/3).

представление отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи либо на электронных носителях записи

Представляемые в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налоговые декларации и бухгалтерская отчетность должны отвечать требованиям электронного документооборота в соответствии с приказом МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-32/169, Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными приказом МНС РФ от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@, а также иных актов МНС РФ.

Обратите внимание!

1. При направлении в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи бумажные экземпляры этих документов налогоплательщик представлять не должен.

2. Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

3. Налоговый орган подтверждает факт представления налогоплательщиком налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, высылая по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об их приеме, после проверки требований к оформлению документов.

4. По требованию налогоплательщика налоговый орган должен распечатать налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, представленные по телекоммуникационным каналам связи, и заверить их в установленном порядке.

Представление отчетности в электронном виде на электронных носителях записи. Принятие налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, представляемых в электронном виде на электронных носителях записи (далее — на электронных носителях), осуществляется работниками отдела работы с налогоплательщиками.

При представлении в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на электронных носителях представление бумажных экземпляров налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности является обязательным.

Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата фактической передачи их в налоговый орган на бумажных носителях, дата отправки заказного письма с описью вложения или дата отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Сотрудник налогового органа, принимающий декларацию, должен по требованию налогоплательщика на остающихся у него копиях налоговых деклараций проставить отметку о принятии и дату ее представления или выслать по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме после проверки требований к оформлению документов.

Подача «уточненной» декларации

Как правило, любой налогоплательщик сталкивается с ситуацией, при которой необходимо подать уточненную декларацию.

Это происходит обычно из-за несвоевременного направления контрагентами первичных документов, ошибочного включения самим налогоплательщиком в объект налогообложения каких-либо операций, неправильного применения налоговых льгот и т. д., а также в случаях, если у налогоплательщика по результатам сдачи декларации образовались переплата или недоимка.

Чтобы вернуть переплату, нужно откорректировать налоговую базу того периода, в котором произошла ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Это делается путем подачи в инспекцию уточненной

декларации. Однако подавать декларацию, в соответствии с которой образовалась переплата, налогоплательщик не обязан. Это его право.

Гораздо больше вопросов вызывает ситуация, когда по результату подачи уточненной декларации у налогоплательщика образуется недоимка. Попробуем разобраться, что делать в таком случае.

Прежде всего, порядок внесения дополнений и изменений в налоговую декларацию регулируется ст. 81 НК РФ, в п. 1 которой говорится, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

Возможны две ситуации:

- уточненная декларация сдана до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления (в таких случаях никаких мер по отношению к вам налоговый орган принять не может);

- уточненная декларация сдана после истечения срока подачи налоговой декларации. Оформление уточненной декларации. На титульных листах форм деклараций, которые применяют начиная с 2004 г., есть строка «Вид документа», в которую заносится информация о том, какую декларацию вы сдаете — первоначальную или уточненную. Так, в первоначальной декларации в этой строке нужно проставить цифру 1, а в уточненной — цифру 3 или, например, 3/2, где цифрой 2 обозначается порядковый номер уточненной декларации.

Весьма важным для бухгалтеров обычно является вопрос: надо ли сдавать уточненные декларации по налогам, которые начисляют нарастающим итогом с начала года, т. е. у которых налоговый период равен году (налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН и т. д.)?

По мнению налоговой службы — уточненные декларации представлять надо.

Штрафы. Для освобождения от ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога, предусмотренных ст. 122 НК РФ, налогоплательщику необходимо уплатить недостающие суммы налога и соответствующую данной сумме налога сумму пеней, а также представить в налоговые органы уточненную декларацию, причем это должно быть сделано уже после уплаты налога и пеней.

При этом освобождение от ответственности возможно лишь при условии, что все перечисленные действия налогоплательщик совершил до того момента, когда ему стало известно об обна-

ружении факта недоплаты налоговыми органами или о назначении выездной налоговой проверки.

Если налогоплательщик подал налоговую декларацию прежде, чем уплатил соответствующие суммы налога и пеней либо когда уплатил только налог без соответствующей ему суммы пеней, то в подобной ситуации налоговые органы привлекут его к налоговой ответственности ввиду невыполнения требований п. 4 ст. 81 НК РФ.

Поэтому налогоплательщику сначала необходимо уплатить сумму налога, причитающуюся к уплате по декларации и соответствующую ей сумму пеней, а уже потом представлять в налоговый орган декларацию.

Однако как быть, если налогоплательщик уплатил сумму налога по уточненной декларации, а про пеню забыл? Правомерен ли штраф в таком случае? Единого мнения по этому вопросу нет. Одни специалисты считают, что штрафные санкции правомерны, другие — что штраф может быть наложен только за неуплату сумм налога, а не пеней. Нет единого мнения по этому вопросу и в арбитражных органах.

Пример 1.

В ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату налогоплательщиком сумм налога. Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, налогоплательщик привлечен к ответственности «за неуплату в установленный законодательством о налогах и сборах срок доначисленной суммы пеней». Однако НК РФ не предусматривает ответственности за данное деяние.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.05.2003 по делу № А56-31662/02).

Пример 2.

Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет применение к налогоплательщику ответственности в виде взыскания штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога.

Одновременно НК РФ предусмотрена возможность освобождения от ответственности налогоплательщика, совершившего указанное в этой статье нарушение, если он самостоятельно выявит его, произведет перерасчет суммы налога, подлежащего уплате за конкретный налоговый (отчетный) период, исчислит пени за просрочку уплаты доначисленной в результате выявленной ошибки суммы налога, уплатит доначисленные суммы налога и пеней в бюджет, а после этого представит дополнительную (уточненную) декларацию.

Только при исполнении всех перечисленных условий в совокупности налогоплательщик может быть освобожден от ответственности за недоплату налога по первоначально поданной декларации.

Несоблюдение одного из условий является основанием для взыскания штрафа в размере 20 % от суммы налога, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок по первоначально поданной декларации из-за неправильного отражения в ней сведений, связанных с исчислением налога.

Поскольку налогоплательщиком в рассматриваемом случае не соблюдено одно из условий освобождения от ответственности, указанное в п. 4 ст. 81 НК РФ: об уплате в полном объеме пеней, начисленных за просрочку внесения в бюджет уточненной суммы налога, — решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности по ст. 122 НК РФ является правомерным.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.08.2002 № А56-5078/02).

Избежать ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 122 НК РФ, возможно при наличии у налогоплательщика переплаты в сумме равной или большей, чем подлежащая доплате на основании уточненной налоговой декларации. Так, согласно п. 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» состав правонарушения, предусмотренный ст. 122 НК РФ, отсутствует, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу. В данной ситуации занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты конкретного налога. Однако зачесть переплату можно только по соответствующему уровню бюджетной системы.

Штраф за непредставление декларации. Налогоплательщик может столкнуться с ситуацией, когда после сдачи уточненной налоговой декларации налоговый орган попробует наложить штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ.

Обычно это мотивируется тем, что поскольку в ст. 119 НК РФ не уточняется, за непредставление какой — основной или уточненной — декларации предусмотрена ответственность, налогоплательщик может быть наказан за непредставление в

срок уточненной декларации. Однако арбитражная практика не поддерживает подобные выводы.

Показательным является постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.07.2004 № А05-14671/03-19.

Суть дела. Налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку по представленным налогоплательщиком налоговым декларациям по налогу на добавленную стоимость за январь, февраль и март 2003 г., бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций за первое полугодие 2003 г. Из акта проверки следует, что налогоплательщик представил в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2003 г. 21.04.2003 г. на основании п. 2 ст. 161 НК РФ. В связи с изменениями налогооблагаемых оборотов и налоговых вычетов налогоплательщик представил 03.07.2003 г. декларации за январь, февраль и март 2003 г. отдельно.

Позиция налогового органа. Поскольку в п. 2 ст. 119 НК РФ не говорится о том, что за непредставление основной или уточненной декларации предусмотрена ответственность, то налогоплательщик может быть наказан за непредставление в срок уточненной декларации.

Позиция налогоплательщика. Налогоплательщик считает позицию налогового органа неправомерной.

Позиция суда. Пунктом 1 ст. 119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за непредставление в установленный срок налоговой декларации.

Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В соответствии со ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Согласно ст. 163 НК РФ налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее — налоговые агенты) устанавливается как календарный месяц.

Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 1 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал.

Статьей 174 НК РФ установлено, что налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.

Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 1 млн руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Как следует из материалов дела, налогоплательщик представил в налоговую инспекцию налоговую декларацию за I квартал 2003 г., поскольку сумма его выручки за месяц составила менее 1 млн руб. Налоговую декларацию он представил 21.04.2003 г., т. е. в установленный срок. В дальнейшем с учетом изменения налогооблагаемых оборотов и сумм налоговых вычетов за март сумма его выручки составила более 1 млн руб., в связи с чем он представил 03.07.2003 г. уточненные налоговые декларации за январь, февраль и март 2003 г.

Выводы. Таким образом, обязанность представления налоговой декларации налогоплательщиком уже была исполнена в момент, когда была подана декларация, содержащая ошибочные данные. Сроков для представления уточненной декларации законодательство о налогах не содержит, поэтому факт подачи уточненной декларации за пределами срока для представления основной декларации не образует состава налогового правонарушения по данной статье.

Аналогичные выводы делались также в решениях других арбитражных судов (постановления ФАС Центрального округа от 27.02.2004 № А68-АП-265/10-03, ФАС Уральского округа от 20.04.2000 № Ф09-347/2000-АК, ФАС Центрального округа от 05.02.2004 № А68-АП-215/10-03).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.