Проблемы экономики и менеджмента
А.М. Жемчугов
аналитик, ООО «Корпоративные системы Интернет»
КАК ПОСТРОИТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ
Аннотация. Построение эффективной организации является задачей во всех областях деятельности человека, в государственном управлении, в бизнесе, некоммерческих структурах, и т.д. То, что лучшие результаты показывают организации со стратегическим управлением, ясно уже давно, но при построении реальной организации необходимо учитывать вопросы практически неограниченного разнообразия управляемых ситуаций, организационной структуры, человеческого фактора, причем все эти вопросы взаимосвязаны и неразделимы. В настоящей статье предпринята попытка комплексного решения поставленных вопросов с помощью рекурсивной модели системы стратегического управления.
Ключевые слова: модель, стратегия, цель, организация, миссия, видение, иерархия, организационная структура, подразделение, стратегическое управление, эффективность.
A.M. Zhemchugov, LLC «Corporate Internet Systems»
HOW TO BUILD AN EFFECTIVE ORGANIZATION
Abstract. Building an effective organization is a challenge in all areas of human activity, in government, business, non-commercial structures, etc. That the best results shows the organizations with strategic management is clear for a long time, but building a real organization you should consider issues of a virtually unlimited variety of controlled situations, organizational design, human factors, all of these issues are interrelated and inseparable. In the present paper makes an attempt to make an integrated decision with a recursive model of strategic management.
Keywords: model, strategy, purpose, organization, mission, vision, hierarchy, organizational structure, division, strategic management, performance.
«Если бы мы могли объединить все цели и идеалы, вдохновляющие организацию сверху донизу, собрать их таким образом, чтобы все они действовали в одном и том же направлении, то результаты получились бы колоссальные» Гаррингтон Эмерсон, 1911 г. [1]
Очень емкое выражение Гаррингтона Эмерсона, приведенное в эпиграфе, собственно и дает ответ, на вопрос, заданный в заголовке статьи. Эффективная организация должна иметь:
1. Систему управления - систему достижения поставленной перед организацией
цели.
2. Организационную структуру управления, которую сверху донизу пронизывает цель, поставленная перед организацией.
3. Человека как основного ресурса организации, который принимает поставленную перед каждым частную цель и обеспечивает ее достижение, а, соответственно, и достижение цели организации.
Эти три необходимых компонента необходимы и неразделимы, однако довольно часто они рассматриваются изолированно друг от друга - но эффективность целой системы всегда будет выше, чем сумма ее отдельных, пусть и эффективных, самих по себе, элементов.
О неразрывности стратегии, организационной структуры и «человеческого фак-
6
№ 1(5) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
тора» очень хорошо написал Кеннет Эндрюс в 1980 г.: «Корпоративная стратегия - это организационный процесс, неотделимый от структуры... Структура организации, существующие системы стимулирования и контроля, управления развитием оказывают значительное воздействие на процесс формулирования стратегии» [2].
Невозможно построить эффективную организацию, построив систему управления, а потом организационную структуру под нее, и наоборот. Невозможно строить ни систему управления, ни организационную структуру, не учитывая вопросов человеческого фактора.
Завершая введение, завершим и цитату Гаррингтон Эмерсона, приведенную в эпиграфе: «Но поскольку на деле все они тянут в разные стороны, равнодействующая часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной» [1]. К сожалению, этот тезис актуален и сегодня.
I. Стратегия организации и модель социальной системы
Термин «Стратегия» ранее применялся только к военному делу, применительно к менеджменту введен Альфредом Чандлером сравнительно недавно, в 1962 г. Однако управление большими промышленными корпорациями претерпело значительные изменения уже между 1920 и I960 годами, когда стало обычным разделение принятия стратегических решений и стратегического управления и оперативного контроля и управления [3]. Оливер Вильямсон отмечает, что «хотя деловая практика такого разделения управленческих функций на сорок лет опередила соответствующее развитие организационной теории, сейчас можно истолковать ее в терминах У. Эшби, показавшего, «что все адаптирующиеся системы, обладающие способностью качественно и количественно варьировать реакции, должны характеризоваться наличием двойной обратной связи. Количественные отклонения регулируются через первичную цепь обратной связи (через оперативное управление), в рамках наличествующих правил принятия решений. Качественные отклонения предполагают более длинную цепь приспособительных реакций, в ходе которых во второй (или стратегической) цепи обратных связей вырабатываются новые правила » [4].
В наше же время, необходимость стратегического управления признается во всех организациях, «во всех адаптирующиеся системах», независимо от их размеров.
Отметим далее существенно важное следствие Стафарда Бира из закона Уильяма Эшби о разнообразии [5], которое гласит, что управление может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управляющего по крайней мере, не меньше, чем разнообразие управляемой им ситуации. Этот закон, как и любой другой важный закон природы, совершенно очевиден после того, как он открыт [6].
«Управляемая ситуация, во всех практических случаях, обладает огромным разнообразием, поэтому и разнообразие средств управления должно быть соответствующим» [6].
Отметим еще один важный факт, вытекающий из эпиграфа статьи. Стратегия разрабатывается в основном на верхних уровнях иерархии, но практически реализуется на нижних уровнях, поэтому «корпоративная стратегия должна быть сконцентрирована в первую очередь на достижении успехов каждым подразделением, в противном случае она обречена на неудачи вне зависимости от того, насколько хорошо она была сформулирована» [7]. Из этого можно сделать вывод о том, что должна разрабатываться не
№ 1 (5) - 2012
7
Проблемы экономики и менеджмента
только стратегия организации, но и стратегия каждого подразделения, каждого работника, только так можно добиться максимальной концентрации усилий, - модель системы управления организации должна быть рекурсивной.
Таким образом, модель должна:
- Обеспечивать управление для достижения поставленной цели организации по всему многообразию возможных ситуаций.
- Рекурсивно формировать организационную структуру организации и стратегию подразделений и работников исходя из цели и миссии организации.
- Учитывать влияние человеческого фактора и показывать пути гармонизации всех руководителей, всех работников, на достижение цели, поставленной перед организацией.
Модель, отвечающая всем приведенным требованиям, приведена в статье «Модель системы стратегического управления» [8], она является рекурсивной моделью по определению Стаффорда Бира [6]. На рисунке 1 приведена общая модель, а на рисунке 2 рекурсивная модель организации.
Решающий
элемент
Рисунок 1 - Общая модель системы стратегического управления [8]
Выкод 1 Внод 2
Рисунок 2 - Рекурсивная модель системы стратегического управления [8]
8
№ 1(5) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
Посмотрим, как эта модель обеспечивает приведенные выше требования.
1. Модель имеет шесть цепей обратной связи. При небольших возмущениях идет коррекция показателей, или программ, проектов и показателей. При больших возмущениях идет коррекция частных стратегических целей, программ и проектов, показателей. При еще больших возмущениях может меняться видение и частные стратегические цели, программы и проекты, показатели. Далее может включаться и изменение миссии (для коммерческих организаций расширение или сужение рыночной ниши, освоение новой рыночной ниши), и изменение самой цели (для коммерческих организаций, например, переход к продаже компании). При этом все цепи обратной связи замыкаются через мониторинг реализации программ и проектов (Рис.1.). Решения о необходимости коррекции принимаются на основании сравнения результатов мониторинга и заданных (прогнозируемых) показателях эффективности: показателей программ и проектов, показателей достижения частных стратегических целей, показателей достижения цели организации.
2. Определив стратегию на уровне организации, исходя из полученного видения и программ и проектов, можно определить оптимальную структуру подразделений верхнего уровня иерархии. Определив стратегию каждого структурного подразделения верхнего уровня, аналогично можно определить и структуру подразделений следующего уровня иерархии, и т. д., вплоть до конкретных работников.
3. Модель включает, фактически, две стратегии, стратегию, получаемую сверху и личную стратегию руководителя, исходящую из его личных целей. Анализируя эти две стратегии можно выяснить условия, при которых эти две стратегии максимально гармонизированы.
Фактически, эта модель представляет собой модель любой социальной системы.
II. Построение эффективной социальной организации
Рассмотрим далее вопросы построений эффективной социальной системы управления: коммерческой, некоммерческой, государственного управления.
Основой системы управления является цель и миссия организации, из которых мы можем получить и стратегию организации, и организационную структуру организации со стратегией каждого структурного подразделения, со стратегией каждого работника.
Коммерческая организация: цель - прибыль и рыночная стоимость компании, миссия - удовлетворение определенных потребностей потребителей.
Некоммерческие и государственные организации занимают ту нишу на рынке, или даже точнее, не только на рынке (платёжеспособном спросе), но в структуре общественных потребностей вообще. Так, гигантские государственные капиталы вкладывались в строительство железных дорог в Европе, в эпоху Мейдзи в Японии государство поддерживало национальное промышленное производство и т. п.
Суть всех некоммерческих и государственных учреждений сводится к тому, что удовлетворить потребности человека, которые не сулят быстрой прибыли частному собственнику, или не сулят прибыли вообще.
Так как оборот капитала при строительстве железных дорог (и вообще в долгосрочных проектах) происходит медленнее, то государство, как своего рода надсмотрщик над всей системой производства в стране непосредственно вмешивается в бизнес, в интересах самого бизнеса, которые [интересы] он, к сожалению, для него, в долго-
№ 1 (5) - 2012
9
Проблемы экономики и менеджмента
срочной перспективе распознать не всегда может.
В современном мире и даже раньше (когда королевы любили заниматься благотворительностью) некоммерческие организации, как правило, удовлетворяли потребности тех слоёв граждан, которые вообще не могли обеспечить платёжеспособный спрос (безработные, бомжи, наркомана, мигранты, инвалиды и т.п.)
Государственная организация: цель - рост количества необходимых системе производства в целом товаров и услуг, миссия - удовлетворение потребностей граждан.
Некоммерческая организация: цель - чувство исполненного перед обществом долга, повышение статуса, миссия - удовлетворение определенных потребностей неплатежеспособных граждан (или лиц без оного), слаборазвитых общественных институтов и стран.
Работник любой организации: цель - удовлетворение личных потребностей (финансовый и моральный результат деятельности) и повышение своего положения в обществе (рыночная стоимость на рынке труда), миссия - удовлетворение определенных потребностей организации, которой он служит.
Таким образом, приведенная модель системы стратегического управления является моделью любой социальной организации, она позволяет по сформулированной цели и миссии социальной организации, параллельно разработать ее стратегию и структуру (на всех уровнях иерархии), обеспечивающую наиболее эффективное функционирование организации с учетом человеческого фактора, обеспечивает достижение поставленной цели, исполнение организацией своей миссии в обществе.
Список литературы:
1. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. - М.: Экономика, 1992. 216 с.
2. Эндрюс К. Концепция корпоративной стратегии. В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб.: Питер. - 688 с.
3. Chandler A.D. 1962. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT Press.
4. Williamson Oliver. 1983. Organizational Form, Residual Claimants, and Corporate Control, Journal of Law & conomics 26 (June).
5. Эшби У. Введение в кибернетику. М: ИЛ, 1959. - 432 с.
6. Бир С. Мозг фирмы. - М.: Радио и связь, 1993. - 416 с.
7. Портер М. От конкурентных преимуществ - к корпоративной стратегии. В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб.: Питер, -688 с.
8. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. «Модель системы стратегического управления» // Проблемы экономики и менеджмента. - №4. - 2011. - С. 23-28.
List of references:
1. Emerson G. Twelve Principles of performance. - M.: Economy, 1992, 216 p.
2. Andrews, K. The concept of corporate strategy. / / In: Mintzberg H., Quinn JB, Ghoshal S. Strategic process. - St.: Peter, 2001, 688 p.
3. Chandler A.D. 1962. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT Press.
4. Williamson Oliver. 1983. Organizational Form, Residual Claimants, and Corporate Control, Journal of Law & conomics 26 (June).
10
№ 1(5) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
5. Ashby W. An introduction to cybernetics. M.: FL, 1959, 432 p.
6. Beer S. Brain Of The Firm. - M.: Radio and Communications, 1993, 416 p.
7. Porter M E/ From Competitive Advantage to Corporate Strategy. / / In: Mintzberg H., Quinn JB, Ghoshal S. Strategic process. - St.: Peter, 2001. 688 p.
8. Zhemchugov AM, Zhemchugov MK. «Model of a strategic management system», Magazine "Problems of Economics and Management" 2011, №4, P.23-28.
А.С. Макеева
аспирант, ФГБОУ ВПО «Госунтерситет - учебно-научно-производственный комплекс» СЛОЖНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ В ХОЛДИНГЕ
Аннотация. В настоящей статье рассмотрены особенности организации внутрикорпоративного планирования в условиях функционирования холдинговой структуры и предложен алгоритм построения сквозной системы планирования в холдинге, использование которого позволит холдингу в зависимости от выбранной им стратегии организовать разработку планов с учетом распределения функций плановой работы между управляющей компанией и входящими в него предприятиями для достижения единой стратегической цели.
Ключевые слова: холдинг, планирование, система, эффективность.
A.S. Makeeva, Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education “State University - Educational - Scientific - Production Complex”
THE COMPLEXITY OF PLANNING IN THE HOLDING
Abstract. In this article we consider the peculiarities of the organization of corporate planning in the conditions of functioning of the holding structure and the algorithm of construction of the through system of planning is offered in holding, the use of which will allow holding to organize development of plans taking into account distribution of functions of planning work between a managing company and enterprises included in him for the achievement of single strategic aim.
Keywords: holding, planning, system, efficiency.
Современный этап развития российской экономики характеризуется повышением интенсивности интеграционных процессов и возрастающей ролью корпоративных объединений холдингового типа в российской промышленности. Интеграция служит ответом компаний на усиление международной конкуренции и динамики внешней среды, а также является попыткой повысить устойчивость и снизить риски. Рост отечественных корпораций и переход к операциям на международном уровне характеризуется усложнением системы корпоративного управления и, в общем случае, её децентрализацией. Перед администрацией таких масштабных и сложных субъектов хозяйствования как холдинги стоит задача эффективного управления, что во многом обеспечивается тем, как и на каком качественном уровне реализуется одна из основных его функций - планирование.
При этом, для большинства российских холдингов и крупных промышленных предприятий характерна достаточно сложная система распределения полномочий между управляющей компанией и дочерними предприятиями в области планирования, в том числе разделения показателей на планируемые из центра и определяемые на местах.
В этих условиях особую значимость приобретает построение эффективной сис-
№ 1 (5) - 2012
11