Научная статья на тему 'Как оценить проект по развитию пассажирского транспорта?'

Как оценить проект по развитию пассажирского транспорта? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INVESTMENT PROJECT / ИНДЕКС ИНФЛЯЦИИ / INFLATION INDEX / ЭКОНОМИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ ТАРИФ / ECONOMICALLY FEASIBLE FARE / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / MUNICIPAL CONTRACTUAL WORK / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SOCIAL AND ECONOMIC EFFICIENCY / ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / PASSENGER TRANSPORT / ЧИСТАЯ ПРИВЕДЕННАЯ СТОИМОСТЬ / NET PRESENT VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тойменцева И.А.

В статье рассматривается поэтапная оценка эффективности развития услуг пассажирского транспорта. Определена экономически целесообразная плата за проезд в троллейбусе городского округа Самара, а также осуществлен расчет чистой приведенной стоимости инвестиционного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of Investment Project for the Development of Passenger Transport Services

Тhe article considers a stage-by-stage evaluation of the development effectiveness of passenger transport services. The author determines economically feasible fare for using a trolleybus in the city of Samara and calculates the net present value of the investment project.

Текст научной работы на тему «Как оценить проект по развитию пассажирского транспорта?»

организационная позиция обеспечения

конкурентоспособного

производства

__Аннотация

Для создания любой организационной структуры необходимо конкретизировать процессы и условия их взаимодействия, а также организационно построить всю последовательную цепь процедур и действий по обеспечению эффективности осуществления процессов. В теории организации производства существуют такие категории, как организационные отношения, организационная структура, организационный механизм. Однако интенсивность позитивных изменений в них будет зависеть от выбранного типа организационной позиции.

_Ключевые слова: организационные связи, организационный меха_низм, конкурентоспособное производство, организационная структура,

_цепочка ценностей, организационные отношения, функции управле-

_ния изменениями, организационная позиция

Решетов Вячеслав Владимирович

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии машиностроения Воронежского государственного технического университета v.reshetov@mail.ru

Процесс организации конкурентоспособного производства имеет свою историю успеха и свой набор инструментов в виде экономических законов, закономерностей, научных подходов, принципов, современных методов и моделей. Рыночная экономика предъявляет требования к поиску и разработке новых подходов к организационной позиции.

Сложность поиска заключается в том, что, с одной стороны, организационная позиция должна учитывать идею проявления экономических законов и законов организации, а с другой стороны - применение таких научных подходов, которые являются инструментами рыночных процессов (системный, инновационный, ситуационный, интеграционный, кластерный, логический, виртуальный, глобальный, эксклюзивный, процессный, поведенческий, деловой). Организационная структура, организа-

ционные отношения и организационная позиция представляют собой серьезные проблемы в связи с изменением содержания современной конкуренции и иным представлением о способах их построения.

Организационное начало и организация

Сущность организационной позиции состоит в определении тех приоритетных свойств, которые наиболее ценны с точки зрения достижения конечной цели конкурентоспособного производства. К таким свойствам можно отнести:

- комплекс взаимосвязанных элементов;

- систему мероприятий по достижению цели;

- конфигурацию, интеграцию и координацию работ;

- единую организационную структуру как внутреннюю согласованность между элементами с помощью специально подобранной формы связи. Необходимо уточнить, что характерные признаки организационной позиции проявляются при наличии:

- организационной структуры;

- целенаправленного взаимодействия элементов для функционирования организационных действий;

- устойчивой внутренней упорядоченности частей целого для выполнения организационных мероприятий;

- организационных отношений.

По композиционной сути организационное начало включает:

- организационную структуру;

- информационную систему;

- нормы, правила;

- распределение прав и ответственности;

- иерархию подчиненности;

- размещение и маршруты потоков ресурсов и коммуникационных процессов.

Смысл организационного начала сводится к тому, что в системе обеспечения конкурентоспособности должен функционировать организационный механизм, предназначенный для реализации ключевых позиций конкурентоспособного производства через управление процессами.

...организационная позиция должна учитывать идею проявления экономических законов и законов организации

функции управления

_изменениями

_устраняют

_критическое

_рассогласование

_между желаемым

_состоянием

и действительным

этпо

-------ного п

Можно согласиться с формулировкой основной идеи, что «организация представляет собой всегда направленный процесс; она является ведущей на восходящей стадии развития системы. ...Организация сама - особая форма связи. .Организация есть процесс, движение» [1, с. 17]. Организация - это устойчивая система упорядоченного взаимодействия ее элементов как внутри предприятия, так и с внешней средой для достижения определенных целей и результатов.

Объект организации обеспечения конкурентоспособного производства в самом общем виде представляет систему. Функция системы состоит в пре-бразовании имеющихся в наличии ресурсов и рофессиональных навыков в создаваемые ценнос-и. При этом организация - это упорядоченность кономической системы. Она создается из совокупности функциональных элементов:

- типовых организационных форм производственного процесса;

отников предприятия;

- средств и предметов труда; хемы потоков труда и технологической оснастки;

- рабочих мест;

- типовых линий, информации нормативных документов.

Организация производственного процесса представляет собой способ сочетания основных, вспомогательных и обслуживающих процессов и размещение их на предприятии. На вход системы поступают предметы труда, маршруты технологических процессов, операции, информация о производственной программе. Выход системы характеризуется планировкой производственных участков, составом оборудования, структурой рабочих мест, принятой формой организации производственного процесса, уровнем экономических показателей.

гГ

Функции управления изменениями

Между функциональными элементами возникают определенные связи и отношения. До начала процесса обеспечения конкурентоспособности, отмеченные элементы существуют как исходные

условия. Для того чтобы организовать процесс обеспечения конкурентоспособности, необходимо осуществить:

- формирование и реализацию политики и целей в области конкурентоспособности;

- разработку, актуализацию и обращение всех видов документации;

- обеспечение производственной среды;

- поддержание компетенции персонала;

- определение и анализ требований потребителей и т.д.

Организация этих процессов как совокупности действий возможна при создании в целостной системе организационного механизма. Этот механизм регулируется функциями управления, обеспечивающими его адаптацию к изменениям. В данном случае функция - это то, как и с какими параметрами (эффективностью, затратами, периодами, риском) должен измениться организационный механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Поскольку действия конкурентной среды меняются, то функции управления изменениями устраняют критическое рассогласование между желаемым состоянием и действительным. К функциям управления изменениями относятся:

- обозначение проблемы (изменения налоговой политики, государственного регулирования цен, деловых связей, экономических и политических тенденций на рынке, структуры потребителей, доли рынка, компетентности персонала и др., а также появление новаций, новых конкурентов);

- обоснование проблемы изменений (изучение и оценка информации и установление опасных для предприятия показателей на рынке);

- детализация проблемы изменений (определение адресности параметров и центров ответственности по оперативному и долгосрочному решению необходимости корректировок);

- оценка причинных факторов для разработки предложений и рекомендаций по организации изменений;

- принятие решений, свидетельствующее о реальности мероприятий по обоснованной программе;

- реализация бизнес-программы по приемлемым изменениям, предусматривающая зачастую обра-

организация -это устойчивая система упорядоченного взаимодействия ее элементов как внутри предприятия, так и с внешней средой

для достижения определенных целей и результатов

зование либо преобразование структуры центров ответственности;

- результирующий контроль по организации изменений для обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Несомненно, выполнение данных функций, определяющих оптимальное функционирование организационного механизма, возможно при соблюдении следующих принципов:

- целевой совместимости всей совокупности элементов механизма;

- планомерности;

- пропорциональности;

- объективности и обоснованности оценки каждо-о элемента механизма;

ерывного изменения позиций элементов для ершенствования и улучшения;

- максимального достижения стратегии и целей конкурентоспособности.

— - ор.

Н£

шепочка ценностей

_компании

_представляет

_собой систему

_взаимозависимых

видов деятельности, „между которыми

_существуют

_взаимосвязи

Организационная позиция цепочка ценностей

значение организационной позиции обеспечения конкурентоспособного производства заключается в том системном наборе принципов и методов, которые в наилучшей мере способны определить организационный потенциал предприятия и задать необходимый конкурентный ритм для обеспечения конкурентоспособности.

Организационная позиция, в отличие от экономической категории «организация», которая воспринимается как внутренняя упорядоченность частей целого, выстраивается в соответствии с разработанной стратегией для удовлетворения потребностей. В этом случае стратегия - это построение выгодной позиции, предусматривающей организацию видов деятельности путем попадания в цепочку ценностей.

Цепочка ценностей компании представляет собой систему взаимозависимых видов деятельности, между которыми существуют взаимосвязи [2, с. 99]. Цепочка ценностей - это определенная совокупность производственных и коммерческих действий, работ и услуг по производству продукции и ее реализации на рынке продаж. Организационная позиция представляет собой внутреннюю упоря-

доченность, согласованность видов деятельности по совместимости, усилению взаимосвязи, взаимодействия и оптимизации для обеспечения и развития конкурентных преимуществ. Организационная позиция позволяет в соответствии с целью увязать виды деятельности по цепочке ценностей и организовать конкурентоспособное производство за счет реализации следующих условий:

- системной адаптации производства к изменениям внешней среды;

- непрерывного улучшения и развития организационной культуры производства;

- создания ценности как основы для формирования потребительских предпочтений и конкурентных преимуществ;

- постоянного улучшения процессов по обеспечению качества продукции;

- эффективного ценообразования в конкурентном обмене.

отсутствие организационной позиции останавливает процесс изменения организации в направлении обеспечения конкурентоспособного производства

Организационная позиция и управление изменениями

Организация производства, организационный механизм, организационная структура, организационный потенциал - все эти категории имеют статический характер. А динамическое проявление их результатов происходит под влиянием организационной позиции, которая формируется на основе конкурентной стратегии и определяет состояние, расстановку и развитие всех составляющих организационного поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие организационной позиции останавливает процесс изменения организации в направлении обеспечения конкурентоспособного производства. Эффективно сформированный организационный механизм не будет выполнять свое основное предназначение без параллельно задаваемой организационной позиции, так как только данной позицией могут быть заложены функции управления изменениями. Содержание изменений организационной позиции зависит от выбранного типа конкурентного поведения и целей обеспечения конкурентоспособного производства. Организационная позиция в экономике обозначает направление действий с ее внутренним устрой-

ством, связями и отношениями. Организационная позиция обеспечения конкурентоспособного производства - это совокупность согласованного набора организационных форм и методов, посредством которых осуществляется влияние на изменение организации и экономически целесообразной деятельности объекта для создания и развития конкурентных преимуществ. Парадокс в том, что чем длительнее процесс разворота организационных действий, тем больше вероятность потери конкурентных преимуществ и восстановление их возможно только с большими усилиями и затратами.

Литература

1. Аверьянов А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме. - М.: Мысль, 1974. - 70 с.

2. Портер М. Конкуренция. / Пер. с англ. - М.: Виль-ямс, 2010. - 592 с.

Reshetov V.V.

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Chair of Economics and Management at Engineering Enterprise, Voronezh State Technical University

Organizational Position to Ensure Competitive Production

_Abstract

To create any organizational structure it is necessary to specify the processes and conditions of their interaction, as well as to construct organizationally the whole coherent chain of procedures and actions in order to ensure efficiency of process implementing. In the theory of production organization there are such categories as organizational relationships, organizational structure and organizational mechanism. However, the intensity of their positive changes will depend on the type of the chosen organizational position.

Keywords: organizational communication, organizational mechanism, competitive production, organizational structure, value chain, organizational relations, functions of change management, organizational position,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.