Научная статья на тему 'Как нам удержать наш Дальний Восток?'

Как нам удержать наш Дальний Восток? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
476
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ МИГРАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Авдеев Ю. А., Пушкарев С. Г.

Работа посвящена рассмотрению причин депопуляции российского Дальнего Востока и формулированию предложений по совершенствованию политики регулирования трансграничных миграций, реализация которых могла бы способствовать решению демографических и социально-экономических проблем региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как нам удержать наш Дальний Восток?»

УДК 327

к.э.н., ведущий научный сотрудник ТИГ ДВО РАН Пушкарев С.Г.

председатель Приморской региональной общественной организации «Консультационный центр по вопросам миграции и межэтнических отношений»

Как нам удержать наш Дальний Восток?

Работа посвящена рассмотрению причин депопуляции российского Дальнего Востока и формулированию предложений по совершенствованию политики регулирования трансграничных миграций, реализация которых могла бы способствовать решению демографических и социально-экономических проблем региона.

Ключевые слова: миграционная политика, российский Дальний Восток, трансграничные миграции

Сокращение населения Дальневосточного федерального округа

- одна из устойчивых тенденций последних десятилетий. В регионе, составляющем две трети территории Китая или США, проживает населения меньше, чем в Москве. За 15 лет число жителей Дальнего Востока сократилось на 1,5 млн. человек - это численность населения Хабаровского края. Люди покидают Дальний Восток, причем уезжают люди трудоспособного возраста, с образованием, классные специалисты. Это деформирует демографическую структуру - увеличивается доля стариков, сокращается число молодых. Население высокого социального и профессионального уровня замещается населением с низкими качественными параметрами образовательного уровня и квалификации.

Наряду с абсолютным сокращением населения происходит ухудшение его качества, или, другими словами, наблюдается постепенная социальная деградация территории. Сохранение этих тенденций - реальная угроза национальной безопасности России, а, кроме того, при этом невозможна реализация каких бы то ни было федеральных и региональных программ, нацеленных на развитие Дальнего Востока, на освоение его природных богатств, на создание здесь новых рабочих мест.

Объемам инвестиций, которые предусматриваются Федеральной целевой программой развития Дальнего Востока и Забайкалья, подпрограммой развития Владивостока и Приморского края, должно соответствовать количество и качество трудовых ресурсов. Так, в Приморье трудоспособное население, занятое в экономике края, составляет порядка 1 млн. человек. В отрасли строительства занято 42 тыс. человек, из которых 28 тыс. чел. работают на возведении объектов саммита АТЭС-2012. Для подготов-

ки к саммиту АТЭС в 2012 году предполагается освоить 280 млрд. рублей, выделяемых из федерального бюджета, плюс к этому 260 - 280 млрд. руб. капиталовложений частных компаний или по 140 млрд. руб. в год. (При средней выработке 420 тыс. руб. в год для выполнения этого объема работ необходимо 330 тыс. чел.)

Если все строительные мощности и кадровый потенциал отрасли будут заняты исключительно на возведении этих объектов, потребуется, как минимум, в восемь раз повысить производительность труда или увеличить настолько же число занятых в отрасли.

Но остаются и плановые объемы жилищного и дорожного строительства в крае, объекты, предусмотренные Федеральной целевой программой развития Дальнего Востока и Забайкалья. Таким образом, численность занятых в отрасли (даже с учетом роста производительности труда) должна возрасти до 100-120 тыс. чел. С учетом же сопутствующих и вспомогательных производств, а также имея в виду, что возводимые объекты кто-то должен будет обслуживать, по самым скромным оценкам число занятых в экономике края должно возрасти не менее чем на 170-210 тыс. чел.

Необходимость увеличения числа занятых в крае под конкретные инвестиции осложняется еще и тем, что эта задача не может быть отложена надолго. Поэтому повышение рождаемости в среднесрочной перспективе изменить ситуацию не может. Хотя никто, конечно, не ставит под сомнение важность решения задач по повышению рождаемости, снижению смертности и профилактике заболеваемости.

В крае число официально зарегистрированных безработных насчитывается менее 40 тыс. чел. Проживают они в основном в сельской местности. А тем временем в крупных городах (Владивосток, Находка, Уссурийск), там, где требуются рабочие руки, и где в наибольшей степени используется потенциал иностранной рабочей силы, безработица находится в пределах одного процента. Вовлекая в производство безработных из сел, потребуется решать их жилищную проблему. Даже по самым оптимистическим оценкам, можно рассчитывать на приток из села лишь 10-12 тыс. рабочих, причем найти среди них квалифицированных специалистов будет непросто.

В связи с либерализацией миграционного законодательства на формирование рынка внешней трудовой миграции все больше влияния оказывают трудовые мигранты из стран СНГ. Поток рабочих из государств бывшего Советского Союза увеличился за последние 5 лет в 12 раз. Число разрешений на трудоустройство, выданных гражданам стран СНГ в Приморье, резко увеличилось: в 2010 году их получили около 12 тысяч трудовых мигрантов (текущий архив УФМС по ПК). Большинство гастарбайтеров из Средней Азии занято в строительстве, остальные - в сельском хозяйстве и обрабатывающих отраслях экономики.

Вместе с тем, несмотря на значительное увеличение выданных разрешений на работу, их количество несоизмеримо с притоком граждан СНГ в край, а потому эта категория мигрантов в настоящее время является главным источником незаконной миграции (28% от числа зарегистрированных граждан СНГ) (текущий архив УФМС по ПК). Среди них преобладают неквалифицированные, недисциплинированные, с низким уровнем образования люди. В определенной степени это связано с тем, что на пути

мигрантов, едущих на Дальний Восток, лежит Казахстан с динамично развивающейся экономикой и сибирские регионы, где основная масса специалистов из Средней Азии находит себе применение. Те же, кто там оказался не востребован, отправляются на Дальний Восток.

С учетом того, что трудовые мигранты из стран СНГ в ближайшие годы будут существенным источником восполнения трудовых ресурсов в крае, потребуется принять комплекс мер по их интеграции в местное сообщество.

Механизм управления процессами трудовой миграции, с одной стороны, должен включать в себя систему социальной адаптации мигрантов, прибывающих на территорию края в безвизовом порядке, а с другой, - построение рекрутинговой системы по привлечению иностранных специалистов требуемой квалификации, когда подбор работников будет проводиться по заявкам российских предприятий и организаций с учетом их требований.

Выполнить эту работу усилиями исключительно госорганов, как в настоящее время предлагает руководство ФМС России, нереально. Хотя в свое время позиция ФМС России была прямо противоположной. Говоря о разработке системы организованного привлечения и использования иностранной рабочей силы на Втором межпарламентском форуме «Россия

- Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества» в сентябре 2007 года, директор ФМС России К. Ромодановский в частности сказал: «Такая система предусматривает создание в первую очередь правовой основы для развития официального института организованной трудовой миграции, объединяющего как государственные, так и частные кадровые агентства и рекрутинговые компании, получившие государственную лицензию. Ее повсеместное внедрение позволит снизить криминализацию в сфере трудовой миграции, противодействовать торговле людьми и использованию элементов рабского труда, а также минимизировать численность трудовых мигрантов, которые еще до выезда в страну трудоустройства не смогли определиться с будущим местом работы» [2].

После этих слов, как будто чего-то испугавшись, миграционная служба делает резкий крен вправо, заявляя, что ситуация по трудоустройству мигрантов должна полностью находиться «в управлении государства, а не частных лиц и представляемых ими структур типа частных агентств занятости». «Да, государство и бизнес должны работать вместе. Но, тем не менее, процесс управления должен находиться в руках государства. Это наша твердая позиция, в этом направлении мы идем», - подчеркнул К. Ро-модановский, отвечая на вопросы депутатов при обсуждении Соглашения между правительствами России и Узбекистана о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов в июне 2009 года [3]. Но далее этот крен несколько выравнивается, и уже при обсуждении проекта Концепции государственной миграционной политики в Общественной палате РФ директор ФМС заявляет: «На первом этапе реализации проекта планируется выработать и принять нормативно-правовые акты, создать информационноаналитическую систему для обеспечения их реализации, разработать и апробировать различные программы, создать центры содействия миграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования мигрантов, а также инфраструктуру для проживания трудовых мигрантов на осно-

ве государственно-частного партнерства....» [1].

В этой связи следует предположить, что руководство ФМС осознало, что попытка переложить на плечи государства функции по обеспечению социальной адаптации мигрантов, которые могут быть успешно реализованы неправительственными организациями, бесперспективна.

По нашему мнению, в настоящее время чрезвычайно актуально направление, над которым последовательно и целеустремленно работает Фонд «Миграция XXI век», - создание механизма регулирования миграционных процессов на основе системы государственно-частного партнерства.

Необходимо формирование действенных механизмов по заказу, отбору и предварительной подготовке трудовых кадров, формирование системы социальной адаптации трудовых мигрантов - через специально созданные центры, с привлечением не только бюджетных средств, но и ресурсов местных сообществ. Реализация этих проектов может обеспечить выход на страны-экспортеры рабочей силы (Узбекистан, Таджикистан, Армения, Казахстан). В этом плане наработаны контакты с различными НКО, с представителями диаспор, которые обеспечивают мигрантов информацией о местах, в которые они направляются, с представителями министерств и ведомств в республиках. Имеется сеть партнерских организаций во всех этих странах, которые окажут необходимую поддержку в случае необходимости. Но для успешной реализации проекта не хватает немногого - осознания необходимости совместной работы над созданием механизма регулирования миграционных процессов на основе системы государственно-частного партнерства с органами государственного управления. И пока этого не произойдет, мы из года в год будем повторять одни и те же ошибки, и сталкиваться с одними и теми же проблемами.

Ярким подтверждением сказанного является Программа содействия добровольному переселению соотечественников в регионы Дальнего Востока, которая сегодня реализуется в дальневосточных субъектах РФ. Данная программа мало ориентирована на заселение этой части страны, поэтому ожидать, что она будет способствовать притоку населения в край, просто наивно. «Приток» соотечественников в Приморье за два года не превышает. нескольких десятков человек. И это понятно. Ведь наш край пока что остается неконкурентоспособным по уровню социальноинфраструктурного обустройства в сравнении с другими регионами России. У нас более низкий уровень обеспеченности жильем, медицинским обслуживанием, относительно низкий уровень доходов населения, а главное - транспортные тарифы ведут к созданию здесь территориальной автаркии. Если спросить сегодняшних молодых дальневосточников в возрасте до 30 лет, кто из них бывал в Москве, они быстрее вспомнят, сколько раз и когда они бывали в Китае или Корее.

Внесенные в Программу изменения, (увеличение зон вселения, возможность получить удостоверение участника Программы для тех, кто уже проживет на территории России) каким-то образом отретушировали ее, но кардинально проблему не решили.

И вот парадокс: реальный источник трудовых ресурсов для развития дальневосточных территорий находится там, откуда, по мнению многих, исходят главные угрозы и вызовы. Речь, конечно, идет о нашем ближайшем

соседе - Китае.

Приморский край, а точнее Владивосток, обладает абсолютно уникальным свойством, которого нет у других регионов России. В окружении столицы субъекта федерации (в радиусе тысячи километров) проживает всего 2 млн. человек. Зато в непосредственной близости сосредоточено около 300 млн. человек (северо-восточные провинции Китая, Северная и Южная Кореи, Япония). Даже вокруг Москвы всего порядка 60 млн. чел. А вокруг Владивостока людей вдвое больше, чем во всей России! В региональном плане мы только начинаем осознавать этот факт как ресурс, а не просто как угрозу. Однако чтобы этот ресурс заработал нам на пользу, помимо его осознания необходима инфраструктура и правовые основания, которые могли бы задать импульс ускоренного развития дальневосточных земель России.

Итак, с одной стороны, окружающее нас пространство является огромным рынком, где возрастающим спросом будут пользоваться продукты сельского хозяйства, питьевая вода, лес, энергетические ресурсы и морепродукты. С другой стороны - это же пространство является потенциальным источником инвестиционных ресурсов и новейших технологий. И здесь же есть источники свободной рабочей силы: северо-восточные провинции Китая и Северной Кореи могут рассматриваться в качестве поставщика организованной и квалифицированной рабочей силы в области строительства. Динамика демографических процессов в этих странах такова, что рассчитывать на их потенциал трудовых ресурсов мы можем на перспективу ближайших 15-20 лет. Далее ситуация будет меняться, потребность в кадрах в самом Китае возрастет многократно и рассчитывать на привлечение китайской рабочей силы будет сложно.

Но пока для нашего региона это принципиально важный ресурс, позволяющий преодолеть разрыв в уровнях развития инфраструктуры территории с сопредельными странами и значительно повысить ее капитализацию и конкурентоспособность. Впрочем, угрозы и вызовы, порождаемые неуправляемой и не вписывающейся в планы развития территории китайской миграцией, весьма реальны, но на них следует реагировать по-деловому, без паники.

В настоящее время серьезных проблем в связи с привлечением и использованием специалистов из КНР и КНДР не возникает. За последние годы наблюдается значительное снижение уровня незаконной миграции граждан КНР Этому, конечно, способствует ответственное отношение китайской стороны к качеству поставляемой в Россию рабочей силы. Более того, например, правительство провинции Хэйлунцзян готово создавать совместные центры по подготовке специалистов для работы на территории России (языковая, правовая, профессиональная подготовка) и размещать их как в нашей стране, так и в Китае.

Практика показывает, что спрос на специалистов из Китая не уменьшается. В последнее время значительно увеличилось количество работодателей, желающих использовать труд этих специалистов.

Вместе с тем устойчивой поставке дополнительных трудовых ресурсов из Китая в значительной мере мешает непоследовательная политика российских региональных властей. Так, например, в Приморском крае в 2007 году почти в три раза была уменьшена квота на выдачу приглашений

на въезд трудовых мигрантов из дальнего зарубежья. И потому увеличение квоты на 2008 г. более чем в 4 раза было воспринято китайскими деловыми кругами скептически. На 2011 год заявка на специалистов из КНР составила около 68 тыс. чел., но удовлетворена она была всего на 22,7 тыс. чел. (текущий архив УФМС по ПК). По нашему мнению, канал дополнительных трудовых ресурсов из Китая наиболее предпочтителен во всех отношениях (близость границы, достаточно высокий квалификационный уровень и управляемость миграционными потоками).

Энергичное развитие экономики Китая требует притока специалистов, в которых в этой стране испытывают все больший недостаток. Наше же пренебрежительное отношение к данному источнику в скором времени может сыграть с нами злую шутку.

Без массового привлечения дополнительной рабочей силы для инфраструктурного обустройства территории и решения жилищных проблем нам не обойтись. Другое дело, что возникающие миграционные потоки должны быть переведены в режим управляемых процессов, с предварительной селекцией и отбором по профессиональным качествам и направлением мигрантов на решение наших региональных проблем. Сегодня же ситуация такова, что во властных структурах, в средствах массовой информации и в среде местного населения формируется представление, что нас грабят и обирают. При этом мы ничего не делаем для того, чтобы превратить угрозы в ресурс развития наших территорий.

Для Приморского края ресурсом развития является также потенциал корейской диаспоры. Сегодня в Приморье проживает порядка 35 тыс. корейцев, из них за последнее десятилетие в край прибыло почти 12 тыс. человек (текущий архив УФМС по ПК). Более 100 тыс. корейцев в 1937 году были депортированы в республики Средней Азии. Многие из них хотели бы вернуться, но на пути возникают препятствия, свидетельствующие о слабой заинтересованности федеральных и местных властей в их возвращении. Так, в региональной «Программе содействия добровольному переселению соотечественников в Приморский край» не нашлось место для предложений корейской диаспоры принять потомков депортированных сограждан. А многие из тех, кто приехал сюда самостоятельно (добровольно), до сих пор не получили гражданства. По самым скромным оценкам, потенциал корейцев-соотечественников, которые могли бы вернуться в Приморский край, составляет от 70 до 120 тыс. человек. Часть из них - земледельцы, которым можно передать пустующие сельскохозяйственные земли; немало и специалистов-строителей, за счет которых можно обеспечить строящиеся объекты. Необходимо лишь включить эту категорию граждан в программу содействия добровольному переселению, избавив, конечно, эту программу от принципов «крепостничества» и политической подоплеки.

Ресурсом развития может считаться и потенциал потомков старообрядцев, которые, как и корейцы, готовы работать на земле и строительных объектах. Численность старообрядцев, которые всерьез рассматривают возможность переехать в Приморье, оценивается в 20-24 тыс. человек. Это, как правило, люди экономически независимые и имеющие возможность решить многие бытовые вопросы самостоятельно. Для них важно компактное проживание и наличие свободных земель, часть которых они хотели бы получить в пользование или собственность.

Добрая воля и искренняя заинтересованность местных властей может позволить уже в ближайшие годы восстановить утраченный за последние два десятилетия демографический потенциал - только за счет названных ресурсов. Итак, организованную рабочую силу северо-восточных провинций Китая и Северной Кореи нам очень выгодно привлекать как трудовых мигрантов, временно, для ускоренного развития транспортной инфраструктуры и жилья. А проблему заселения территории Приморья на постоянной основе решать за счет русскоязычных корейцев и русских, разбросанных по свету, а также за счет титульных народов стран СНГ, но, в данном случае, уже на принципах селективного подхода.

Не по количественным, а по качественным характеристикам источником заселения можно считать и потенциал молодых коренных жителей Приморья, уехавших в 1990-е годы за рубеж и получивших там образование и опыт работы в крупных компаниях. Многие из них хотели бы сегодня вернуться на родину. По оценкам это от 5 до 7 тыс. жителей Приморского края. Если в год край сможет приглашать (даже на конкурсной основе) до ста таких специалистов, например, в качестве менеджеров инвестиционных проектов, реализуемых в крае, то это станет серьезным ресурсом развития территории.

Как внутренний ресурс можно рассматривать территориальное перераспределение населения края. Приморский край, компактная территория среди субъектов федерации ДВФО, тем не менее, имеет достаточно разреженное в пространстве население. Процесс концентрации населения идет по всей стране - стихийно, неуправляемо. Тон и масштаб этим процессам задает Москва. В Приморье наблюдается нечто подобное. Правда, в отличие от столицы, здесь наблюдается «стягивание» людей не в краевом центре, а в Уссурийске и Артеме (города с положительным миграционным сальдо). С другой стороны, за последние 15 лет с территории края исчезло около ста населенных пунктов. По прогнозам до 2025 года число населенных пунктов в крае сократится еще настолько же.

Концентрируя инвестиционные ресурсы в перспективных точках, сосредоточивая здесь трудовые ресурсы, можно создать такой импульс развития, который позволит в ближайшие годы сформировать устойчивый транспортный каркас территории.

Стратегия ускоренного развития региона заключается в том, чтобы за счет привлечения на ограниченный срок рабочей силы из Китая и Северной Кореи через девелоперские компании создать избыточный фонд жилья, который бы позволил, с одной стороны, решить проблемы живущего здесь населения, а с другой - обеспечить задел для вновь прибывающих. Наличие готового жилья может стать определяющим аргументом для мигрантов, решивших связать свою судьбу с Дальним Востоком.

Принципиально важно для миграционной привлекательности территории решить земельный вопрос. Возможность приобретения земли, лесного участка и т. д. станет решающим аргументом для определенной категории мигрантов. Но если жилье, в первую очередь, является необходимым и первейшим условием для нормальной жизнедеятельности семьи, то земля выступает в качестве средства труда и наиболее надежного аргумента в решении финансовых вопросов организации производства. При этом процесс оформления земли в собственность должен быть освобожден

от неоправданно длительных и затратных процедур.

Одним из приоритетных проектов, требующих большого количества рабочих рук, является создание транспортного каркаса территории. Ежегодно в Приморском крае осваивается немногим более 3 млрд. рублей на эти цели, строится и ремонтируется порядка 200 км дорог. Такими темпами эта работа может растянуться на долгие десятилетия. Задача состоит в том, чтобы в ближайшие 10 лет запустить в эксплуатацию все основные магистрали транспортного каркаса. С точки зрения роста демографического потенциала, можно предполагать, что реализация этого проекта может дать прирост населения по краю до 30 тыс. чел.

Ускоренное строительство жилья на территории края (за 10 лет необходимо построить до 10 млн. кв. м) потребует вовлечь в жилищное строительство до 20 тыс. чел., и это уже само по себе может привести к росту численности населения Приморья.

В сельскохозяйственном производстве Приморского края сегодня занято менее 20 тыс. чел. При этом половина сельскохозяйственных угодий практически не используется. Задача состоит в том, чтобы привлечь сюда земледельческих переселенцев, дав им возможность в течение определенного срока наладить производство продукции сельского хозяйства и экспортировать эту продукцию на рынки стран Северо-Восточной Азии. Только реализовав этот проект, край имеет возможность уже в ближайшие годы получить прирост населения до 100 тыс. чел.

Подготовка к саммиту АТЭС в 2012 году во Владивостоке предполагает вовлечение в строительство, вспомогательные производства и последующее обслуживание объектов, по меньшей мере, 60-70 тыс. чел.

Принципиально важно реализовать проект, который в виде первичного набора инфраструктурных элементов уже функционирует, - это Приграничный торгово-экономический комплекс Пограничный-Суйфэньхэ. Реализованный в полном объеме проект ПТЭК может обеспечить рост численности населения в этом районе на 15-20 тыс. чел, что равносильно росту районного центра в 2-2,5 раза.

Создание в районе порта Восточный транспортно-логистического центра, доведение в бухту Козьмино нефтяной трубы и строительство нефтеперерабатывающего завода, расширение портовых терминалов и придание статуса особой портовой зоны - все это сопряжено с возникновением нескольких тысяч новых рабочих мест, что также будет весьма привлекательно для мигрантов.

Но, пожалуй, никакая отрасль не привлечет населения больше, чем развитие на этой территории туристско-рекреационной деятельности. Десять тысяч гостиничных номеров потребуют соответствующего числа обслуживающего персонала. Пока же в проектах по подготовке к саммиту 2012 года даже не рассматривается вопрос о квалификации будущего обслуживающего персонала строящихся отелей. А это, прежде всего, забота субъекта федерации и муниципальной администрации, которым загодя следовало бы объявить конкурс среди молодежи Приморья на вакантные должности с перспективой направления на годичную стажировку в отели Сингапура, Южной Кореи, Японии и Китая на основании заключенных соглашений.

Таким образом, реализация только этих проектов будет способство-

вать увеличению численности населения Приморского края на 150-210 тыс. человек. При сегодняшнем подходе, ориентированном в основном на мигрантов из СНГ (преимущественно из стран Средней Азии) и на собственных безработных, эта задача не имеет решения. Чтобы обеспечить прирост населения в объемах, близких к названным, потребуется коренным образом пересмотреть сам подход к решаемой задаче. Механизм квотирования привлекаемой иностранной рабочей силы, на основе которого сегодня осуществляется управление миграционными потоками, не дает возможности существенно повлиять на эффективность и качество привлекаемой рабочей силы. Окончательное решение о проведении беспрецедентного международного мероприятия во Владивостоке и короткие сроки подготовки к нему - хороший повод для того, чтобы взвешенно и последовательно внедрять новые механизмы управления миграционными потоками и таким образом открыть новую страницу в освоении российского Дальнего Востока.

Анализируя проблемы миграции в регионе, сталкиваешься с вопросами, на которые пока нет ответа и нет реального заказчика на проведение полномасштабного исследования. Вместе с тем, существует ряд проблем, требующих пристального внимания.

Чтобы Россия не потеряла Дальний Восток, этот благодатный, но стремительно пустеющий край, необходимо как можно скорее избавиться от предрассудков и вредных стереотипов, мешающих заселять наши земли теми людьми, которые хотят сюда ехать и могут эффективно здесь трудиться. Мы полностью разделяем тревогу уважаемого эксперта Жанны Зайонч-ковской, которая отмечает: «Скоро самым дефицитным ресурсом России будут не инвестиции, не полезные ископаемые, а человеческий труд».

***

Ситуация на Дальнем Востоке такова, что реализация действительно привлекательной, стратегически разработанной миграционной политики должна начаться именно с нашего региона. И начинать ее было бы разумно с создания многофункционального Миграционного центра, структура которого в настоящее время концептуально разработана. При этом мы глубоко уверены, что данная концептуальная разработка, может быть доработана и стать предметом практического претворения лишь на условиях частно-государственного партнерства, обязательно - с равноправным привлечением бизнеса. Жизненно необходимо объединение усилий государственных, муниципальных структур, общественных организаций и разных частных инициатив. Иначе реализация долгосрочной программы социально-демографического развития Дальневосточного региона просто неосуществима.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Отборные» мигранты // Росбалт. 26.07.2011. иЯЬ: http://www.rosbalt.ru/ таш/20П/07/26/873092.Ыт1

2. Ромодановский К. О. Выступление участника пленарного заседания // Материалы Второго межпарламентского форума «Россия - Таджикистан: потен-

циал межрегионального сотрудничества». Москва - Оренбург. 17 - 20 сентября 2007 г. иЯЬ: http://www.council.gov.ru/files/joumalsf/item/20080206104706.pdf

3. Российская газета. 2009. 8 июня.

Avdeev Yu.A. Pushkarjov S.G.

How can we preserve our Far East?

In this issue the reasons of depopulation of the Russian Far East and elaborating the proposals for improving the policy of the transborder migration regulation are considered. The realization of the above-mentioned proposals could promote coping with demographic, social and economic problems of the region.

Key words: migratory policy, Russian Far East, transborder migrations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.