ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
А.С. ВАЩУК
Миграционная ситуация на российском Дальнем Востоке в начале ХХ1 в.: новый век, старые проблемы*
Демографическое развитие Дальневосточного региона представляет органическую часть прошлого, настоящего и будущего России. Фактор колонизации и освоения территории чрезвычайно важен в историческом процессе в Азиатской России. На протяжении второй половины XIX - середины 80-х годов ХХ в. миграции играли значительную роль в регулировании численности населения, влияли на поведенческие стереотипы, а также реакцию населения на внутреннюю политику и международные отношения России с соседними государствами. В данной статье под термином «Дальний Восток» понимается территория, входящая в Дальневосточный федеральный округ (ДВФО). Дальневосточный федеральный округ - самый отдаленный от центра и самый обширный по территории регион, его площадь составляет 6,2 млн кв. км или 34,6 % территории России. Однако на 1 января 2008 г. здесь проживало 4,5 % населения страны - 6 млн 484 тыс. чел.
В советский период ни один из крупных экономических районов СССР не имел таких темпов роста населения как Дальний Восток. Увеличение населения в регионе, в том числе за счет переселенческой политики, продолжало наблюдаться до 1990 г. и численность дальневосточных жителей превысила отметку 1940 г. в 2,7 раза, тогда как население СССР за эти же 50 лет возросло менее чем в 1,5 раза1. Но после 1992 г. миграции стали играть подчиненную
* Статья подготовлена при поддержке гранта ДВО РАН. Проект № 09-11-СО11-001 «Миграционные процессы в Азиатской России в XIX - начале XXI в.
1 Рыбаковский Л.Л. Население Дальнего Востока за 150 лет. М.: Наука. 1990. С. 4.
ВАЩУК Ангелина Сергеевна — доктор исторических наук, профессор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, г. Владивосток,
роль в росте населения региона, а в конце 1990-х годов их значение в формировании населения стало уже отрицательным2. Значительная часть мигрантских потерь в межпереписной период (1989-2002 гг.) приходилась на северную зону Дальнего Востока - 846,8 тыс. чел. или 67,1 %3.
Начавшиеся демографические процессы в 90-х годах прошлого столетия в России сопровождались масштабным перераспределением собственности и качественными изменениями структуры «государство - элита - народ». Основные черты миграционной ситуации в Дальневосточном регионе определились последствиями социального кризиса, и их проявления были ответом на состояние всей отечественной экономики, а также на внешнеполитический фактор.
Миграционная ситуация представляет важнейшую характеристику состояния дальневосточного социального ландшафта. Население ДВФО за 2000-2007 гг. уменьшилось на 5 % (на 345, 5 тыс. чел.). Наибольшее снижение произошло в Магаданской области (на 14,5 %), наименьшее - в Якутии, всего на 0,6 %. Особенность современной ситуации заключается в том, что миграции на юге Дальнего Востока выполняют функцию количественного дополнения естественных потерь населения. Убыль населения в ДВФО, как и в целом в стране, в последнее десятилетие вызвана образованием демографической ямы, так называемого «русского креста». Как говорил Ю.А. Левада: «...демографические процесс - это сумма разнообразных изменений, действующих на уровне социальном, культурном, семейном»4.
Следует отметить, что сама по себе рождаемость в высокоразвитых странах уже давно обрела характер проблемы. Как один из наиболее очевидных вызовов модернизации, имеющих универсальный характер, она отличается общей чертой, а именно - падением. России, с начала 90-х годов оказавшейся на путях модернизации, аналогичных процессов избежать не удалось. Резкая смена ценностных ориентаций россиян, реактивное падение уровня жизни, трансформация социально-экономической структуры общества, его криминализация, совпавшие во времени, определили более тяжелые демографические последствия, чем в других странах, прошедших путь модернизации намного раньше, а также без смены социально-экономического вектора.
Несмотря на положительные изменения показателей рождаемости и смертности в отдельные годы рассматриваемого периода, все-таки, в большей части территории ДВФО сохранялась значительная естественная убыль населения. Положительные изменения проявились только в 2007 г.: ее значение оказалось минимальным (7565 чел.). В расчете на 1 тыс. населения наибольшая естественная убыль произошла в Приморском и Хабаровском краях,
2 Мотрич Е.Л. Население Дальнего Востока России. Владивосток-Хабаровск: ДВО РАНЭ, 2006. С. 10-15.
3 Население Дальнего Востока от переписи до переписи. Благовещенск: Амурстат, 2004. С. 6.
4 Демографическая модернизация России в ХХ веке // ОНС. 2007. № 3. С. 130.
в Сахалинской и Магаданской областях. С 2000 г. наилучшие показатели демонстрирует Республика Саха (Якутия)5.
Сегодня проблема оттока населения с Дальнего Востока внесена в число национальных угроз, хотя для такого признания потребовалась значительная временная дистанция. Во второй половине 90-х годов XX в. федеральный центр и властные структуры на местах, столкнувшись с вызовом времени - депопуляцией населения Дальнего Востока, не сразу приступили к поиску мер, которые могли бы остановить процесс катастрофического сокращения населения в регионе. Только после длительных дискуссий в обществе, особенно среди ученых, общественно-политических деятелей, а также в СМИ о нарастающих негативных тенденциях в демографических показателях Дальнего Востока, правительство признало ситуацию как чрезвычайную. К тому же при реализации федеральных программ социально-экономического развития дальневосточной территории властные структуры на местах традиционно ориентировались на привлечение трудовых ресурсов в ряд отраслей хозяйственных комплексов. Значительный интерес китайцев и северных корейцев, а также в определенной степени гастарбайтеров из стран СНГ к формирующемуся региональному рынку труда активизировали действия федеральной власти по контролю над этими потоками. В начале XXI в. трудовая миграция во многом определяла параметры региональной ситуации и исторический портрет мигрантов.
В российское миграционное законодательство были внесены изменения, а миграционные службы в краях и областях прошли несколько стадий реорганизаций6. Российское правительство пошло по пути создания системы квотирования в сфере привлечения иностранной рабочей силы, сначала из «дальнего зарубежья», а в 2007 г. ввело квоты также на трудовых мигрантов из стран СНГ, выезжающих в безвизовом порядке (визовый режим из стран СНГ остался только с Грузией и Туркменией).
В пределах Дальневосточного региона структура и география иностранной рабочей силы отличались, и численность трудовых мигрантов распределялась неравномерно. Большая часть иностранных работников находилась в Приморском крае - 31 %, на долю Хабаровского края приходилось 17 %, Амурской области - 13 %. Численность трудовых мигрантов за период 19992005 гг. увеличилась в Приморье в 2,3 раза, доля работников из государств СНГ всего - на 1,1 %, в Хабаровском крае соответственно - в 2,3 раза, а доля «снгэшников» - на 3 %. «Гастарбайтеры» из стран СНГ приезжали меньше всего
5 Дальний Восток России (положение Приморского края в сравнении с другими субъектами ДВФО): доклад. Владивосток: Приморскстат, 2008. С. 33-34.
6 Опыт регулирования миграционных процессов в современной России [Электронный ресурс]. URL: http:// www.archipelag.ru/agenda/povestka/naturalization/doklad/doklad2.1 (дата обращения 27.02.2009); Ващук С.А. Трудовые мигранты из стран СНГ на Дальнем Востоке России в начале XXI в.) // Россия и АТР. 2008.
С. 56-68.
в Амурскую область, а в 2005-2006 гг. их абсолютное число резко снизилось7, но значительно увеличилась численность контрактных рабочих из КНР: с 468 в 2000 г. до 13 129 чел. в 2006 г. (в 28 раз). В Амурской области китайские рабочие составляли 75,8 % от привлеченной иностранной рабочей силы, в Еврейской автономной области - 95,97 %. По абсолютным показателям присутствия китайских рабочих в регионе лидировал Приморский край: в 2000 г. здесь были зарегистрированы 7708 чел., в 2001 г. - 9639 чел., в 2002 г. - 10 061 чел., в 2003 г. -11 209 чел., в 2004 г. - 11 788 чел., в 2005 г. - 14 669 чел., в 2006 г. - 24 410 чел. На их долю приходилось от 63 до 68 % всех иностранных рабочих. В Хабаровском крае число китайских рабочих выросло с 2038 чел. в 2000 г. до 5258 чел. в 2006 г., составив 38,5 % от всех иностранных рабочих, работавших на данной территории8. В 2005-2007 гг. расширились масштабы использования иностранных работников и на Сахалине9. В начале ХХ1 в. на юг Дальнего Востока прибывали и трудовые мигранты из КНДР. В 2006 г. здесь трудились 14,8 тыс. северных корейцев, из них 8,4 тыс. чел. - в Приморском крае. В рассматриваемый период более активно стали привлекать на предприятия стройиндустрии северокорейских рабочих на Сахалине. Специфика Сахалина заключается в том, что здесь наблюдается очень широкая география стран, откуда привлекались иностранные работники. В 2004 г. возрос приток рабочей силы из Турции, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Молдовы - по сравнению с 2003 г. на 34,5 %10. На строительстве объектов и предприятий в области применялись такие технологии, по которым могли работать немногие россияне. В 2006-2007 гг. в Приморье заметно возросла трудовая миграция из Узбекистана. В конце 2007 г. из общей численности иностранных работников, прибывших из «ближнего зарубежья» в Приморский край, 65,8 % были гражданами этой страны11.
Однако динамику и точную численность трудовых мигрантов из стран СНГ по официальным сведениям проследить невозможно. По данным экспертов, на территории Дальнего Востока в 2006 г. находилось около 15-20 тыс. незаконных мигрантов, основную часть которых составляли выходцы из стран СНГ, преимущественно из Средней Азии и Закавказья.
Федеральный центр и властные структуры на местах пытались контролировать трудовую миграцию из стран как «дальнего», так и «ближнего» зарубежья. Но большое воздействие оказывали частые изменения в миграционном
7 Амурский статистический ежегодник. Благовещенск: Амурстат, 2005. С. 263.
8 Трудовая миграция в Евразийском регионе: тенденции, проблемы и пути сотрудничества // Информационно-справочные материалы к международному форуму (г. Владивосток, 29-30 мая 2008 г). Владивосток, 2008. С. 34-35; Аналитический отчет о миграционной ситуации в Приморском крае за январь-декабрь 2006 г. // Текущий архив УФМС по Приморскому краю.
9 Ларин В.Л. Китайские, вьетнамские и северо-корейские мигранты на Дальнем Востоке и их влияние на общественные процессы // Программа международного симпозиума «Управление миграциями на Дальнем Востоке России» (г. Владивосток, 21 октября 2008 г.). Владивосток - Республика Корея, 2008. С. 53.
10 Шерешевская Е. Передислокация на трудовом фронте // Дальневосточный капитал. 2005. № 4. С. 63.
11 Аналитические записки за 2006, 2007 гг. // Текущий архив УФМС по Приморскому краю за 2006-2007 гг.
режиме. Принятые новые законодательные документы12, вступившие в силу с 15 января 2007 г., демонстрируют, что Центр, учитывая политический момент во взаимоотношениях с государствами - членами СНГ, хотел бы создать некоторые преференции для трудовых мигрантов из этих стран.
После процедуры утверждения двух видов квот для «дальнего» и «ближнего» зарубежья13, в Дальневосточном федеральном округе произошли некоторые изменения: численность работников из стран СНГ в этом году здесь возросла на 12,8 %. Такое явление произошло впервые за постсоветский пе-риод14. 2007 год стал своеобразным годом надежды для мигрантов, управленцев и работодателей. Правительство путем квотирования стремилось легализовать труд иностранных работников из стран СНГ. Из этих стран-доноров в безвизовом порядке в Приморье приехало в 8,5 раз больше гастарбайтеров, чем в предшествующий год. Впервые за обозримый период численность привлеченных из стран СНГ в крае превышала количество работников из КНР15. Но в других субъектах, в частности, Амурской области и Еврейской автономной области, китайские рабочие по-прежнему продолжали составлять подавляющую долю в структуре иностранной рабочей силы16.
Одним из первых результатов нового миграционного режима, по мнению ряда экспертов, стало некоторое повышение уровня легальности трудовых «гастарбайтеров» из стран СНГ. Однако сравнение данных, характеризующих въезд таких граждан в Приморский край и выдачу количества разрешений на работу, а также анализ информации об административных правонарушениях показывают, что легализация этого сегмента на рынке труда на юге Дальнего Востока идет очень трудно. Частые «революции» в миграционном режиме и субъективный фактор порой приводили к парадоксальным ситуациям. Например, уже в первом полугодии 2008 г. было оформлено по квоте из «дальнего» зарубежья 27 984 чел., а прибывших в безвизовом порядке всего - 176 чел.17
12 О внесении изменений в некоторые акты президента Российской Федерации в области миграционной политики: указ Президента РФ от 21.03.2007 № 402; О внесении изменений в некоторые акты президента РФ по вопросам государственного управления в сфере миграционной политики и признании утратившим силу указа Президента РФ от 16.12.1993 № 2145 «О мерах по введению иммиграционного контроля»: указ Президента РФ от 27.07.2007 № 993. URL: http://iv2.garant.ru (дата обращения 7.08.2008); О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ // Рос. газета. Федеральный выпуск № 4122. 20.07.2006 г.; URL: http://www.rg.ru (дата обращения 7.08.2008).
13 URL: http:www.rg.ru/npintable/2007.05/11kwota.html (дата обращения 22.07.2008); Распределение на 2007 год квот на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, по субъектам Российской Федерации с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 22.03.2007 № 185 // Рос. газета. 2007. 11 мая.
14 Трудовая миграция в Евразийском регионе... С. 38.
15 Там же. С. 38, 43-44.
16 Ларин В.Л. Китайцы, корейцы, вьетнамцы на Дальнем Востоке на Дальнем Востоке... С. 53.
17 Об определении на 2008 год потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников: постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 984 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2008/01/12/migranty-kvoty-dok.html (дата обращения 12.12.2008).
Политика, направленная на создание некоторых преференций трудовым мигрантам из СНГ, имела противоположный результат на практике. К тому же, в условиях нагрянувшего финансового кризиса правительство планирует снизить квоты для иностранных работников.
Осознание политической элитой (в том числе региональной) проблемы миграций, требующей особого и специфического подхода к Дальнему Востоку, в рамках рассматриваемого хронологического периода так и не привело к стабилизации населения, которое по-прежнему находится в стадии «сжатия». Региональные руководители и эксперты зачастую проблему миграций в регионе сводили главным образом к привлечению иностранной рабочей силы, в основном из КНР, контролю над ней, и преимущественно рассматривали миграционную политику как экономическую задачу. Типичным примером является и Приморский край, где в связи со строительством объектов, необходимых для проведения саммита АТЭС в 2012 г., достаточно остро ощущается дефицит трудовых ресурсов. В своей миграционной политике администрация Приморского края отдает предпочтение сценарию, связанному с привлечением иностранной рабочей силы из Китая18, но в 2008 г. она несколько поступилась своей иммиграционной стратегией, стремясь выполнить политический наказ федерального центра - обеспечивать работой, прежде всего, собственное население. На строительство двух объектов во Владивостоке (мосты через Босфор Восточный на о. Русский и через бухту Золотой Рог на мыс Чуркин) были привлечены рабочие и специалисты из Сибири, других районов Дальнего Востока, в том числе Приморья. Во Владивостоке, на мысе Назимова, появился вахтовый поселок. Решение проблемы трудовых ресурсов администрации дальневосточных субъектов видят по-разному. Например, администрация Чукотки предлагала осваивать территорию округа вахтовым методом, на Сахалине велась работа по привлечению рабочих и специалистов для реализации проекта «Сахалин-2»19. На Сахалине очень распространен вахтовый метод работы, что вызвано реализацией на острове «шельфовых» проектов. Вахтовые поселки строились непосредственно в районе проведения работ.
В 2006 г. на правительственном уровне вновь появилась идея заселения Дальнего Востока и была принята Государственная программа «По оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», в которую были включены Приморский и Хабаровский края, Амурская область20. Хотя региональные власти своими политическими заявлениями поддержали эту программу и объявили, что приступили к ее реализации в 2007-2008 гг., результаты оказались более чем скромными. За 2007-2008 гг. Приморский край должен был принять 2200 чел.,
18 Ващук А.С. Трудовые мигранты. С. 64.
19 Стратегия социально-экономического развития Приморского края на 2004-2010 гг. Владивосток: Изд-во ТЦСР, 2004. С. 315.
20 Проблемы населения Дальнего Востока. Владивосток: Дальнаука, 2004. С. 147.
а прибыл всего 21 чел., вместе с членами семей - 63 чел., которые сегодня испытывают очень серьезные материальные затруднения. Переселенцы, получившие жилье в общежитиях, при средней заработной плате в 10 тыс. руб. (например, работа на свиноферме) 80-90 % своих денежных доходов вынуждены тратить на оплату коммунальных услуг. В Амурскую область в 2007 г. прибыла по этой же программе всего одна семья - 5 чел., в первом полугодии 2008 г. - две семьи, всего 10 чел. В Хабаровский край в 2007 г. поступило 25 анкет потенциальных участников программы, в результате их рассмотрения был разрешен переезд только трем семьям21. Администрация Магаданской области только предпринимает попытку включиться в эту программу с 2009 г. Фактически правительственная переселенческая программа на Дальнем Востоке оказалась провалена - интересы государства и иммигрантов при выборе мест нового вселения кардинально расходятся.
Как показал анализ, в регионе преобладала трудовая, возвратная миграция. Исходя из опыта 2005-2007 гг., и с учетом разразившегося финансового кризиса, можно предположить, что декларируемые задачи по увеличению численности населения некоторыми дальневосточными губернаторами практически не имеют шансов на их реализацию в ближайшие годы. Дальневосточное сообщество в годы системного кризиса стало утрачивать свой качественный потенциал, происходила «утечка умов», высококвалифицированные специалисты покидали регион или переходили в сферу торговли, становились охранниками и «торговцами-челноками». Снижение темпов миграционного оттока в 2006-2007 гг. лишь свидетельствует о сокращении населения, способного эмигрировать в другие регионы, и о том, что начался процесс адаптации дальневосточников к новым социально-экономическим реалиям. Демографический коллапс предотвращен на некоторое время «социальным оптимизмом» дальневосточников, которые, проживая в одном из проблемных регионов России, как ни парадоксально, обнаруживают высокий его уровень22, сформировавшийся на основе ментального комплекса «долготерпения». В противном случае последствия от массового исхода населения могли бы быть еще более тяжелыми. Наличие такого социально-психологического фактора совсем не означает отсутствие пессимистических настроений, что Дальний Восток в ближайшие годы сможет изменить свой социально-экономический статус в иерархии российских регионов. Кроме того, эмигрантские мотивации по-прежнему распространены в дальневосточном обществе. Например, в шести северных районах Приморья число желающих получить государственный жилищный сертификат с тем, чтобы покинуть край, составляло в 2006 г. 3840 чел. К ним можно
21 О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 637 // Рос. газета. 2006. 28 июня. № 4103.
22 Реальная Россия. Социальная стратификация современного российского общества. М.: Эксперт, 2006. С. 381.
было бы прибавить уволенных и увольняемых с военной службы, а также живущих в закрытых территориально-административных образованиях. Только в одном из них ждали своей очереди на отъезд 2 тыс. чел.23 Эмиграционные настроения по-прежнему распространены и в других дальневосточных субъектах, особенно в Магаданской области и на Камчатке.
В течение семи лет количество выбывших из дальневосточных субъектов стабильно превышало количество прибывших в них. Основными причинами оттока населения продолжали оставаться, как и в конце ХХ в.: невысокие темпы экономического развития, сохраняющаяся более высокая, чем в других регионах, стоимость жизни, высокая стоимость жилья, бытовая неустроенность (крайне высокий уровень оплаты услуг ЖКХ при низком его качестве, криминализация общественной жизни) и постоянный объективный фактор - климатические условия. Миграционная ситуация может измениться лишь тогда, когда миграционная политика будет планироваться как часть социальной. В 2007 г. из Приморья выбыло больше (30 944 чел.), чем прибыло в край (27 520 чел.). В 1990 г. (т. е., когда население края частично еще пополнялось за счет переселенцев из других регионов и советских республик) сюда въехали 139 300 чел., а в 2005 г. в 5,6 раза меньше - всего 24 800 чел., в 2006 г. - 23 800. Незначительный миграционный прирост населения наблюдался лишь в Хабаровском крае и ЕАО, но в основном за счет миграции внутри ДВФО.
Сопоставление показателей естественного и миграционного движения населения дает основания считать, что среди причин сокращения численности населения на Дальнем Востоке остаются миграции. Однако ситуация в Приморском и Хабаровском краях, а также Еврейской автономной области, где за период 2003-2007 гг. естественная убыль преобладала над миграцион-ной24, показывает, что зарождается новая тенденция, которую региональная политическая элита не должна игнорировать. В 2005 г. естественная убыль в Приморье составила 10 000 чел., а миграционный отток - 4000 чел. В 2007 г. эти показатели соответственно были следующими: 6100 и 3700 чел.
Таким образом, по степени влияния естественных и миграционных факторов на сокращение численности населения в последние годы, регион можно разделить на три разные зоны. Миграционный отток особенно сказывался на сокращении численности населения в Камчатском крае, Магаданской области. В Якутии и на Сахалине почти в равной степени на динамику населения влияли как естественная, так и миграционная составляющая. Трудовая миграция, в форме привлечения иностранных работников на определенные сроки, способствовала ликвидации дефицита трудовых ресурсов, экономически оказа-
23 Известия. 2006. 25 ноября. С. 15; Авченко В. Капиталисты в гостях у социалистов // Владивосток. 2006. 21 ноября.
24 Дальний Восток России (положение Приморского края в сравнении с другими субъектами ДВФО)... С. 37.
лась выгодна для предпринимателей, для развития ряда отраслей. Но, являясь преимущественно возвратной формой миграции, она в крайне незначительной степени оказывала влияние на демографическое укрепление. В условиях демографического кризиса только сбалансированность иммиграционной политики и стратегии закрепления старожильческого населения за счет специальных программ, особенно жилищных и молодежных, сможет обеспечить стабилизацию заселенности регионального пространства и сохранить постоянное демографическое ядро.
Трудовая миграция, как важнейшая составляющая миграционных процессов в регионе, имела некоторую динамику в начале XXI в., но устоявшийся вектор взаимосвязей в 90-е годы прошлого века оказывал инерционное влияние и во многом обусловил общую историческую картину.