Научная статья на тему 'Проблемы национальной безопасности России в свете демографической и миграционной ситуации в ДВФО'

Проблемы национальной безопасности России в свете демографической и миграционной ситуации в ДВФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы национальной безопасности России в свете демографической и миграционной ситуации в ДВФО»

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ю.А. АВДЕЕВ

Проблемы национальной безопасности России в свете демографической и миграционной ситуации в ДВФО

Проблема

Сокращение населения Дальневосточного федерального округа — одна из наиболее устойчивых тенденций последних десятилетий. На территории, составляющей две трети Китая или США, проживает населения меньше, чем в Москве. За 15 лет число жителей Дальнего Востока сократилось на 1,5 млн человек, что равно численности населения Хабаровского края. Дальний Восток покидают люди трудоспособного возраста, с образованием, классные специалисты. Это деформирует демографическую структуру — увеличивается доля стариков, сокращается число молодых. Население высокого социального и профессионального уровня замещается населением с низкими качественными параметрами образовательного уровня и квалификации. То есть наряду с абсолютным сокращением населения происходит ухудшение его качества, или, другими словами, наблюдается постепенная социальная деградация территории. Сохранение этих тенденций - не только реальная угроза национальной безопасности России, но и невозможность реализации федеральных и региональных программ, нацеленных на развитие Дальнего Востока, освоение природных богатств, создание новых рабочих мест.

Подход субъектов федерации к решению проблемы

Позиция субъектов федерации в решении этой проблемы складывается из представления о том, что в качестве источников роста трудовых ресурсов региона могут рассматриваться, во-первых, стимулирование рождаемости и фиксируемое статистикой увеличение числа родившихся за последние два-

АВДЕЕВ Юрий Алексеевич — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН (г. Владивосток).

три года. Во-вторых, ставка делается на русскоязычное население стран ближнего зарубежья и соотечественников, которые, как ожидается, позитивно отреагируют на программу добровольного переселения. В-третьих, якобы за счет безработных можно будет заместить какую-то часть новых рабочих мест.

Многообразию мнений в вопросах источников восполнения трудовых ресурсов во многом способствует разобщенность в действиях органов государственной власти всех уровней. Отсутствие достоверной информации о наличии трудовых ресурсов, количественных и качественных показателях миграционных процессов на территориях муниципальных образований приводит к принятию неэффективных управленческих решений, идущих во вред экономическому развитию территории.

Государству в лице исполнительных и силовых структур сложно регулировать данный процесс в связи с ведомственной разобщенностью. В то же время в процессе поиска наиболее эффективных механизмов управления миграционными процессами потенциал и ресурсы местных сообществ, включая муниципальные образования и возможности некоммерческих общественных организаций (НКО), не используется.

Поддержка негосударственных специализированных организаций, которые занимаются оказанием гуманитарной, социальной и юридической помощи, а также предотвращают злоупотребление и противоправные действия в оказании помощи и услуг трудовым мигрантам, может стать первым этапом в налаживании эффективного миграционного регулирования в регионе, причем не за счет бюджетных средств, а путем привлечения ресурсов местных сообществ (МО).

Значительная часть услуг по трудовой миграции остается в сфере теневой экономики. Неурегулированность трудовых отношений между работодателями и трудовыми мигрантами, нарушение мигрантами российских законов, определяющих их пребывание и трудовую деятельность в России, являются результатом влияния недобросовестных посредников, культивирующих нелегальный рынок трудовой миграции. Их деятельность должна стать предметом пристального внимания со стороны как правоохранительных органов, так и местных сообществ, на территории которых они осуществляют свою деятельность.

На это требуются значительные ресурсы — время, люди и деньги, но у нас нет ни того, ни другого, ни третьего. Депрессивное экономическое состояние наших приграничных городов и поселков (Пограничный, Благовещенск, Полтавка, Краскино и др.) на фоне динамично развивающихся поселений Китая (Суйфэньхэ, Хэйхэ, Дунин, Хунчунь и др.) - яркая иллюстрация упущенного времени, убывающего и качественно ухудшающегося населения, слабой и некачественной транспортной инфраструктуры, деградирующих поселений. Картина усугубляется еще и разностью демографических потенциалов российского Дальнего Востока и стран Северо-Восточной Азии.

Одним из показателей является плотность населения, разнящаяся здесь в сотни раз, что создает дополнительное напряжение и угрозу национальной безопасности.

Масштабы задач и перспективы занятости в регионе

Объемам инвестиций, которые предусматриваются Федеральной целевой программой развития Дальнего Востока и Забайкалья, подпрограммой развития Владивостока и Приморского края, должны соответствовать количество и качество трудовых ресурсов. Так, в Приморье трудоспособное население, занятое в экономике края, составляет около 980 тыс. человек. В отрасли строительства занято 30 тыс. человек, которые выполняют объем работ в 16 млрд рублей в год. Для подготовки к саммиту АТЭС 2012 г. предполагается освоить 148,5 млрд рублей, или 37 млрд рублей в год. Если все строительные мощности и кадровый потенциал отрасли будут заняты исключительно на возведении этих объектов, потребуется, как минимум, в 2,5 раза повысить производительность труда или же увеличить почти в 3 раза число занятых в отрасли. Но ведь остаются плановые объемы жилищного и дорожного строительства в крае, еще будут объекты, предусмотренные Федеральной целевой программой развития Дальнего Востока и Забайкалья. Таким образом, численность занятых в отрасли (даже с учетом роста производительности труда) должно возрасти до 100-120 тыс. человек. С учетом же сопутствующих и вспомогательных производств, а также в виду того, что возводимые объекты кто-то должен будет обслуживать, то, по самым скромным оценкам число занятых в экономике края должно возрасти на 170-210 тыс. человек.

Оценка источников дополнительной рабочей силы

Задача увеличения числа занятых в крае под конкретные инвестиции осложняется еще и тем, что она не может быть отложена надолго. Поэтому повышение рождаемости и проблемы естественного воспроизводства, при всей важности их решения, в среднесрочной перспективе не могут рассматриваться в числе приоритетов. Приоритетными задачами здесь являются снижение смертности и профилактика заболеваемости.

Источниками, на которые делает ставку, например, администрация Приморского края, являются включение в трудовую деятельность безработных, мигрантов из стран СНГ и соотечественников из дальнего зарубежья.

В крае насчитывается до 40 тыс. официально зарегистрированных безработных. Места их проживания - сельская местность; в крупных городах (Владивосток, Находка, Уссурийск), там, где требуются рабочие руки, безработица не превышает одного процента. То есть, при вовлечении в производство безработных потребует решения еще и жилищная проблема. Даже если отвлечься от порождаемых территориальным перераспределением населения новых

проблем (например, деградации сельской местности и исчезновения населенных пунктов), то проблема дефицита рабочей силы решается лишь в малой степени. за счет внутренней безработицы, по самым оптимистическим оценкам, можно рассчитывать на 10-12 тыс. рабочих рук, в ряду которых квалифицированных специалистов найти будет непросто.

В связи с либерализацией миграционного законодательства на формирование рынка внешней трудовой миграции все больше влияния стали оказывать трудовые мигранты из стран СНГ. Впервые в текущем году в Приморье приток трудовых мигрантов из стран СНГ превысил количество мигрантов из Китая. Поток рабочих из соседних государств бывшего Советского Союза увеличился, по сравнению с 2007 г., в 12 раз. Число разрешений на трудоустройство, выданных гражданам стран СНГ в Приморье, резко возросло - их получили 17 тысяч трудовых мигрантов. Большинство гастарбайтеров из Средней Азии заняты в строительстве, в меньшей степени - в сельском хозяйстве и обрабатывающих отраслях экономики.

Несмотря на значительное увеличение выданных разрешений на работу, эта категория граждан в настоящее время является главным источником незаконной миграции (28,1 % от числа зарегистрированных граждан СНГ). Среди них преобладают неквалифицированные, недисциплинированные, с низким уровнем образования люди. В определенной степени это связано с тем, что на пути мигрантов, едущих на Дальний Восток, лежат Казахстан с динамично развивающейся экономикой и сибирские регионы, где основная масса специалистов из Средней Азии находит себе применение. Те же, кто там оказался невостребован, отправляются на Дальний Восток.

Подавляющее большинство иностранных граждан, прибывающих для работы в Россию, владеют лишь элементарными знаниями русского языка, не знают местных обычаев, правил поведения в обществе и российского законодательства. В трудоспособный возраст вошли граждане стран СНГ, которые выросли в условиях, коренным образом отличающихся от советских. Попадая в чуждое для них общество и не ориентируясь в нем, они становятся легкой добычей криминальных структур и, как правило, потенциальным источником административных правонарушений и уголовных преступлений.

С учетом того, что трудовые мигранты из стран СНГ в ближайшие годы будут существенным источником восполнения трудовых ресурсов в крае, потребуется выполнение комплекса мер по повышению его качественной составляющей.

Необходимо создать эффективный механизм управления процессами трудовой миграции. Он должен включать в себя, с одной стороны, систему социальной адаптации мигрантов, прибывающих на территорию края в безвизовом порядке, с другой - построение рекрутинговой системы по привлечению иностранных специалистов требуемой квалификации, когда подбор

работников будет проводиться по заявкам российских предприятий и организаций с учетом требований, предъявляемых работодателями.

Подобную работу проводит сегодня Фонд «Новая Евразия» при активной поддержке Федеральной миграционной службы России. Известен опыт организации работ по проекту «Миграционные мосты» между субъектами Российской Федерации и странами СНГ. В таких же проектах могли бы участвовать и субъекты Дальневосточного федерального округа.

Следует сформировать действенные механизмы по заказу, отбору и «предпродажной» подготовке трудовых кадров: формировать систему социальной адаптации трудовых мигрантов - через специально созданные центры, с привлечением не только бюджетных средств, но и ресурсов местных сообществ. Реализация этих проектов может обеспечить выход на страны - экспортеры рабочей силы (в основном Кыргызстан и Таджикистан, но могут быть и другие республики - Армения, Казахстан и пр.). В этом плане наработаны контакты с различными некоммерческими организациями, представителями диаспор, которые обеспечивают мигрантов информацией о местах, в которые они направляются, с представителями министерств и ведомств в республиках. Имеется сеть партнерских организаций во всех этих странах, которые окажут необходимую поддержку в случае необходимости.

Вместе с тем «Программа содействия добровольному переселению соотечественников в регионы Дальнего Востока» на данном этапе мало ориентирована на заселение дальневосточных территорий, и поэтому ожидать, что она будет способствовать притоку населения в край, вряд ли основательно. Пока этот регион остается, по сравнению с другими регионами России, неконкурентоспособным по уровню социально-инфраструктурного обустройства: здесь более низкий уровень обеспеченности жильем, медицинским обслуживанием, относительно низкий уровень доходов населения, а главное - транспортные тарифы ведут к созданию здесь территориальной автаркии. Если спросить сегодняшних молодых дальневосточников в возрасте до 30 лет, кто из них и сколько раз бывал в Москве, то они быстрее вспомнят, сколько и когда они бывали в Китае или Корее, и только немногие успели к этому времени побывать в столице нашей Родины.

В чем заключен ресурс развития территории?

Внешние ресурсы. Обеспечение трудовыми ресурсами для ускоренного развития дальневосточных территорий лежит в той области, которая сегодня рассматривается в качестве главных угроз и вызовов.

Приморский край и Владивосток обладают абсолютно уникальным свойством, которых нет у других регионов России. В ближайшее окружение субъекта Федерации с населением в 2 млн человек попадают страны с численностью до 300 млн человек (северо-восточные провинции Китая, Северная и Южная

Корея, Япония). В региональном плане мы только начинаем осознавать это как ресурс, но чтобы он работал, помимо осознания необходимы соответствующая инфраструктура и правовые основания, которые могли бы задавать импульс ускоренного развития этой территории.

С одной стороны, окружающее нас пространство является огромным рынком, где возрастающим спросом будут пользоваться продукты сельского хозяйства, питьевой воды, леса, энергетических ресурсов, эндемиков и морепродуктов. С другой - это же пространство является потенциальным источником инвестиционных ресурсов и новейших технологий. И здесь же есть источник свободной рабочей силы: северо-восточные провинции Китая и Северная Корея могут рассматриваться в качестве поставщика организованной и квалифицированной рабочей силы в области строительства, а Южная Корея и Япония обладают потенциалом управленческих и технических кадров. Динамика демографических процессов в этих странах такова, что рассчитывать на потенциал этих ресурсов мы можем в ближайшие 10-15 лет. Далее ситуация будет меняться: потребность в кадрах в Китае возрастет многократно, и рассчитывать на привлечение китайской рабочей силы будет сложно.

Для региона это принципиально важный ресурс, позволяющий преодолеть разрыв в уровнях развития инфраструктуры территории и сопредельных стран и значительно повысить ее капитализацию и конкурентоспособность. Угрозы и вызовы, порождаемые неуправляемой и не вписывающейся в планы развития территории китайской миграции, реальны, и на них следует реагировать должным образом.

Сопоставляя потоки внешней трудовой миграции из стран СНГ и дальнего зарубежья, следует отметить, что в настоящее время практически нет проблем в привлечении и использовании специалистов из КНР и КНДР. Наблюдается значительное снижение уровня незаконной миграции среди этой категории граждан (число административных нарушений по отношению к числу зарегистрированных составляет 5,9 %, среди граждан КНР - 3,5 %). Снижению уровня незаконной миграции среди граждан КНР способствует и отношение китайской стороны к качеству поставляемой в Россию рабочей силы. К примеру, правительство провинции Хэйлунцзян готово создать совместные центры по подготовке специалистов для работы на территории России (языковая, правовая, профессиональная подготовка соискателей рабочих мест) с размещением их как в России, так и в Китае.

Практика показывает, что спрос на специалистов из Китая не уменьшился, и это подтверждается тем, что в последнее время значительно увеличилось количество работодателей, желающих использовать специалистов из КНР (заявка на 2008 г. составила 26 660 специалистов). В то же время количество китайских специалистов на рынке внешней трудовой миграции неуклонно сокращается. В текущем году разрешений на работу гражданам КНР выдано почти в 3 раза меньше. Прежде всего это связано с неоправданным уменьше-

нием более чем в 2 раза квот на выдачу приглашений на въезд в Россию иностранных граждан из дальнего зарубежья для занятия трудовой деятельностью. К тому же следует отметить, что в связи со стремительным развитием экономики в самом Китае мы уже не можем рассчитывать на массовый приток специалистов из этой страны, так как сам Китай испытывает в них недостаток. Наше же пренебрежительное отношение к ним в скором времени сыграет с нами злую шутку.

На стартовом этапе развития экономики края без китайской составляющей в трудовых ресурсах нам не обойтись и, если эти потоки перевести в режим управляемых процессов с предварительной селекцией и отбором по профессиональным качествам и направлять их на решение наших задач, они могут стать мощным ресурсом, повышающим миграционную привлекательность данной территории.

Для Приморского края ресурсом развития является потенциал корейской диаспоры. По данным переписи населения 2002 г. на территории края зафиксировано 17,9 тыс. корейцев. За последнее десятилетие в край въехали от 9-12 тыс. человек. Более 200 тыс. корейцев в 1937-1938 гг. были депортированы в республики Средней Азии. Сегодня многие из них хотели бы вернуться, но им препятствует слабая заинтересованность федеральных и местных властей в их возвращении. Так, в региональной программе «Содействие добровольному переселению соотечественников в Приморский край» не нашлось места для предложений корейской диаспоры по возвращению на эту территорию потомков депортированных сограждан, а многие из тех, кто приехал сюда добровольно, до настоящего времени не получили гражданства. Потенциал корейцев-соотечественников, которые хотели бы вернуться в Приморский край, по приблизительным оценкам составляет от 70 до 120 тыс. человек. Часть из них - земледельцы, которым можно передать пустующие сельскохозяйственные земли; немало специалистов - строителей, силами которых можно обеспечить строящиеся объекты. Необходимо лишь включить эту категорию граждан в программу содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию, избавив ее от принципов «крепостничества».

Ресурсом развития территории может рассматриваться и потенциал потомков старообрядцев, которые, как и корейцы, готовы работать и на земле, и на строительных объектах. Численность тех, кто всерьез рассматривает возможность переехать в Приморье, составляет от 20 до 24 тыс. человек. Это, как правило, люди экономически независимые, способные самостоятельно решать многие бытовые вопросы, для них важно компактное проживание и наличие свободных земель, часть которых они хотели бы получить в пользование или собственность.

Добрая воля и искренняя заинтересованность местных властей может позволить уже в ближайшие годы восстановить утраченный за последние два

десятилетия демографический потенциал только благодаря использованию названных ресурсов: организованную рабочую силу северо-восточных провинций Китая и Северной Кореи - для ускоренного развития транспортной инфраструктуры и жилья; а русскоязычных корейцев и русских, разбросанных по свету, а также титульных народов стран СНГ - для заселения территории, восстановления и увеличения утраченной численности населения.

Не по количеству, а на качественном уровне можно рассматривать потенциал коренных жителей Приморья, уехавших в 90-е годы за рубеж, получивших там образование и опыт работы в крупных компаниях. Многие из них (от 5 до 7 тыс. человек) хотели бы сегодня вернуться на родину. Если край сможет приглашать (даже на конкурсной основе) до 100 таких специалистов в год, это может стать серьезным ресурсом развития территории.

Внутренние ресурсы. В ряду таких ресурсов рассматривается территориальное перераспределение населения края. Процесс концентрации населения идет по всей стране, стихийно, неуправляемо. В Приморье наблюдается нечто подобное. Правда, в отличие от столицы, здесь наблюдается «стягивание» людей не в краевом центре, а в Уссурийске и Артеме (немногие города с положительным миграционным сальдо). Вместе с тем, за последние 15 лет в крае исчезло около 100 населенных пунктов. По прогнозам, число населенных пунктов в крае до 2025 г. сократится еще на столько же.

Концентрация инвестиционных и трудовых ресурсов в перспективных точках развития создает такой импульс развития территории, который позволит в ближайшие годы сформировать устойчивый транспортный каркас территории. Схема каркаса задается тремя меридиональными автомобильными дорогами (Владивосток-Хабаровск, Находка-Хабаровск по центральному Сихотэ-Алиню через г. Арсеньев и трасса вдоль морского побережья с выходом на Хабаровский край в районе порта Ванино), а также тремя широтного направления (на юге от Хасана до Находки; срединная трасса -от Пограничного до Ольги через Хороль, Сибирцево и Арсеньев и на севере -от российско-китайской границы в районе Дальнереченска до выхода к морю в районе Тернея). Скоростные транспортные связи между точками развития позволят в дальнейшем рассчитывать на расселение людей вдоль этих транспортных коммуникаций, организацию различных видов производства и обслуживания, а также сбыта товаров.

Это может рассматриваться в качестве одного из инвестиционных проектов, в рамках которого решается сразу несколько задач, включая инвестиции в строительство современных транспортных магистралей и жилья вдоль них, которые, помимо решения социальных задач, позволяют более эффективно управлять инфляционной составляющей экономики.

Активизация этих ресурсов даст возможность в относительно короткие сроки обеспечить превышение предложения жилья над спросом. Это не только

становится привлекательным для мигрантов, но и стимулирует местных жителей к производительному труду, создает условия для демографического роста, обеспечивает определенную устойчивость семейных отношений, повышает спрос на товары длительного пользования и т. д.

Стратегия ускоренного развития территории

Эта стратегия заключается в том, чтобы за счет привлечения на ограниченный срок рабочей силы из Китая и Северной Кореи создать избыточный фонд жилья, который позволил бы, с одной стороны, решить проблемы живущего здесь населения, а с другой - обеспечить задел для вновь прибывающих сюда. Наличие готового для проживания жилья может стать определяющим аргументом для мигрантов, решивших связать свою судьбу с Дальним Востоком.

Принципиально важно для миграционной привлекательности территории решить земельный вопрос. Возможность приобретения земли, лесного участка и т. д. также станет решающим фактором для определенной категории мигрантов. Но если жилье - необходимое и первейшее условие для организации нормальной жизнедеятельности семьи, то земля выступает в качестве средства труда и наиболее надежным аргументом в решении финансовых вопросов при организации производства.

Приоритетные проекты, обеспечивающие приток населения в регион

Одним из приоритетных проектов, который потребует большого количества рабочих рук, является создание транспортного каркаса территории. Ежегодно на территории Приморского края осваивается более 3 млрд рублей, строятся новые и ремонтируется около 200 км уже существующих дорог. При такими темпах эта работа может растянуться на долгие десятилетия. Задача состоит в том, чтобы за ближайшие 10 лет запустить в эксплуатацию все основные магистрали транспортного каркаса. Для этого потребуется как минимум в 3 раза увеличить число занятых и значительно повысить уровень производительности благодаря оснащению современной дорожной техникой. Можно предполагать, что реализация этого проекта даёт прирост населения по краю до 30 тыс. человек исключая временный контингент иностранной рабочей силы, занятой в сфере дорожного строительства.

Ускоренное строительство жилья на территории края (за 10 лет необходимо построить до 5 млн кв. м) потребует вовлечь в жилищное строительство до 20 тыс. человек, что также приведёт к росту численности населения.

В сельскохозяйственном производстве Приморского края сегодня занято менее 100 тыс. человек, при этом половина сельскохозяйственных угодий практически не используется. Задача состоит в том, чтобы привлечь сюда земледельческих переселенцев, дав им возможность в течение определенного

срока наладить не только производство продукции сельского хозяйства, но и экспортные поставки на рынки стран Северо-Восточной Азии. Реализация этого проекта позволяет привлечь на приморские земли до 100 тыс. человек.

Подготовка к саммиту АТЭС 2012 г. во Владивостоке предполагает вовлечение в строительство, вспомогательные производства и последующее обслуживание объектов 60-70 тыс. человек. Часть из них - временные рабочие, но большинство - это люди, которые останутся здесь жить. Более того, 2012 г. -старт для начала исполнения Владивостоком функции международной площадки для осуществления коммуникаций России и европейских государств со странами АТР. А это значит, что большая часть возведённых к Саммиту объектов будет и дальше выполнять заложенные в них первоначально функции. Так, одним из определяющих экономику Приморского края видов деятельности может стать въездной туризм, а это предполагает вовлечение в сферу обслуживания большого числа жителей.

Принципиально важно реализовать проект, который уже функционирует в виде первичного набора инфраструктурных элементов, - это приграничный торгово-экономический комплекс Пограничный-Суйфэньхэ. В рамках данного проекта на относительно локализованной территории могут отрабатываться самые разные модели приграничного и трансграничного взаимодействия без ущерба для национальной безопасности. Размещаемый на этой территории российский бизнес имеет возможность повысить конкурентоспособность своего производства за счет использования китайской рабочей силы без обременения себя социальной инфраструктурой. Создаваемые здесь рабочие места дают определенный импульс для развития депрессивного поселка Пограничный, закрепляя тем самым на этой территории демобилизованных военнослужащих. Реализованный в полном объеме проект создания Приграничного торгово-экономического комплекса обеспечит рост численности населения в этом районе на 15-20 тыс. человек, что равносильно росту районного центра в 2-2,5 раза.

Создание в районе порта Восточный транспортно-логистического центра, доведение в бухту Козьмино нефтяной трубы и строительство нефтеперерабатывающего завода, расширение портовых терминалов и придание статуса Особой портовой зоны - все это сопряжено с возникновением нескольких тысяч новых рабочих мест, что может быть привлекательно для мигрантов.

Но, пожалуй, никакая отрасль не привлечет населения больше, чем развитие на этой территории туристско-рекреационной деятельности. Десять тысяч планируемых здесь гостиничных номеров потребует не меньшего числа обслуживающего персонала.

Таким образом, реализация только этих проектов потребует, по разным оценкам, уже в течение ближайших пяти лет дополнительно от 150 до 210 тыс. новых жителей края. При ориентации в этом случае на мигрантов из стран СНГ (преимущественно из стран Средней Азии) и собственных безработных эта за-

дача не имеет решения. Механизм квотирования привлекаемой иностранной рабочей силы, на основе которого сегодня осуществляется управление миграционными потоками, не позволяет существенно повлиять на эффект ивность и качество привлекаемой рабочей силы. Решение о проведении беспрецедентного международного мероприятия во Владивостоке и короткие сроки подготовки к нему являются хорошим поводом для того, чтобы взвешенно и последовательно внедрять новые механизмы управления миграционными потоками и тем самым открыть новую страницу в освоении российского Дальнего Востока.

Механизмы и инфраструктура управления миграционными потоками

Существующий механизм квотирования иностранной рабочей силы оправдывает себя и выполняет функцию управления миграционными потоками в режиме текущих потребностей работодателей. Но этот механизм не в состоянии обеспечить решение таких прорывных задач, как возведения объектов к саммиту АТЭС, когда появляется потребность в привлечении единовременно огромного числа рабочих рук. Разработчики, как, впрочем, и лица, принимающие решения, вряд ли осознают глубину дефицита рабочих и инженерных кадров на территории Дальнего Востока. Как показывает опыт реализации сахалинских проектов, из местного населения сформировать требуемый кадровый потенциал вряд ли удастся.

Определенный опыт организации работ по привлечению и использованию иностранной рабочей силы имеется в северо-западных территориях России, Татарстане, Свердловской области и др., и в какой-то мере он может быть использован в Дальневосточном регионе. Но необходимо учесть, что решается задача масштабного привлечения иностранной рабочей силы под точно сформулированные цели и задачи приоритетных проектов, у каждого из которых обозначены временные рубежи.

Задачу такого масштаба может успешно решать Центр социальной адаптации мигрантов, который предлагает механизм заказа, отбора, тестирования необходимых рабочих кадров по заявке работодателей. Здесь возможно участие фонда «Новая Евразия», обеспечивающего гуманитарную составляющую - информационно-консультационную, правовую, психологическую и иную помощь. Когда у работодателя есть возможность выбора и есть из чего выбирать, он делает это, и тогда формируется категория безработных. Когда же выбор невелик, безработица становится своеобразной разновидностью социальной поддержки населения. Здесь фактор стоимости рабочей силы как товара не срабатывает.

Изменить ситуацию можно в том случае, если работодатель по предварительному заказу или на рынке будет иметь возможность покупать необходимый ему товар (рабочую силу) в требуемом количестве и определенного качества.

Работа по «предпродажной подготовке» этого специфического товара может осуществляться в специальных миграционных центрах, где иностранная рабочая сила, помимо всех прочих процедур и формальностей, будет проходить еще и цикл адаптации к работе в неведомой для него социально-культурной среде. В таких центрах могут размещаться представители Федеральной миграционной службы, медико-санитарного контроля, профессионального отбора, языковой практики, правовой защиты и др., когда в одном месте можно было бы осуществлять весь цикл подготовки будущего работника и предъявления его работодателю. Такая «продажа» может быть организована и на конкурсной основе, когда на рабочую силу претендуют несколько работодателей.

Работа может быть успешной и эффективной при наличии соответствующей инфраструктуры и хорошо организованной работы. Пока в качестве базы для решения подобной задачи можно рассматривать Приграничный торгово-экономический комплекс. Более того, в этой точке есть возможность создания на китайской территории выносных пунктов «организованного набора» по договоренности с местными и провинциальными властями. Других вариантов пока ни в одном из субъектов ДФВО нет. Но, так или иначе, работу по внедрению более эффективных механизмов управления иностранной рабочей силой необходимо начинать, не откладывая ни на один день.

Комплекс может рассматриваться как пилотный проект-«площадка» по упорядочиванию работы с китайским потоком. Работа с выходцами из стран СНГ заключается в следующем: в крае сформирована инициативная группа из местных организаций, которая предлагает отработку практического механизма по формированию «упорядоченного набора» рабочей силы под заказ работодателей и осуществления значимых для территории проектов. Такая «площадка», предлагая комплексную гуманитарную, социальную и юридическую помощь, могла бы выполнять функции центра социальной адаптации трудовых мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.