Научная статья на тему 'Как концептуальные игровые миры создают различные условия для развития детей в разные культурные возрастные периоды. Обзор программного исследования'

Как концептуальные игровые миры создают различные условия для развития детей в разные культурные возрастные периоды. Обзор программного исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игра / пьеса / культурно-исторический подход / культурные возрастные периоды / концептуальная игра / Концептуальный игровой мир / воображение / play / drama / cultural-historical theory / cultural age periods / conceptual play / Conceptual PlayWorlds / imagination

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Флер Мэрилин

Актуальность. Поскольку образовательные системы по всему миру все большее значение придают обучению в дошкольном детстве, встают вопросы о том, как увеличение когнитивной нагрузки на детей в дошкольных учреждениях влияет на их развитие. Цель. Чтобы разобраться в указанной проблематике, Австралийский Исследовательский Совет профинансировал пятилетнее программное исследование. Целью данного исследования является изучение концептуальной игры как особого типа обучения, с целью изучения воображения в игре и воображения в науке, инженерии и технологии. Дизайн. В исследовании приняли участие 3000 учителей, 100 семей и 130 младенцев и детей младшего возраста из Австралии, за которыми наблюдали в течение пяти лет. Результаты. В настоящее время исследование продолжается. В данной статье дается обзор и обоснование исследования, а также описываются промежуточные результаты. Проект предполагает получение новых знаний о формировании представлений у младенцев, детей младшего возраста и дошкольников в условиях концептуальных игровых миров в специальных игровых условиях и дома. Вывод. Прогнозируемые результаты связаны с пониманием того, как можно обучать новым представлениям в специально созданных игровых условиях и дома для разных культурных возрастных периодов. Значительное преимущество проекта – расширение знаний о том, как знакомство с этими представлениями в годы становления влияет на развитие детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Флер Мэрилин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How conceptual playworlds create different conditions for children’s development across cultural age periods – a programmatic study overview

Background. As educational systems around the globe increasingly focus on delivering outcomes and evidence of early childhood education, questions are asked about how increasing the cognitive load on children in preschool settings impacts their development. Objective. To better understand this problem, a five-year programmatic study was funded by the Australian Research Council with the objective of researching conceptual play as an intervention, studying imagination in play and imagination in science, engineering, and technology. Design. The study design featured 3,000 teachers, 100 families, and 120 focus infants and toddlers in Australia who were followed for five years. Results. The study is currently underway. This paper gives an overview and conceptualisation of the research, and the midterm findings. The project expects to generate new knowledge about the concept formation of infants, toddlers, and pre-schoolers under the conditions of a Conceptual PlayWorld in play-based settings and homes. Conclusion. The projected outcomes are expected to include understanding about how concepts can be intentionally taught in play settings and learned at home for particular cultural age periods. Significant benefits will include increased knowledge of how exposure to these concepts in the formative years affects children’s development.

Текст научной работы на тему «Как концептуальные игровые миры создают различные условия для развития детей в разные культурные возрастные периоды. Обзор программного исследования»

WORLD EXPERIENCE

���� �.

���� �������

����������� ������ (��������, ���������)

������������. ��������� ��������������� ������� �� ����� ���� ��� ������� �������� ������� ���-����� � ���������� �������, ������ ������� � ���, ��� ���������� ����������� �������� �� ����� � ���������� ����������� ������ �� �� ��������. ����. ����� ����������� � ��������� ������������, ������������� ����������������� ����� �����-���������� ���������� ����������� ������������. ����� ������� ������������ �������� �������� �������������� ���� ��� ������� ���� ��������, � ����� �������� ����������� � ���� � ����������� � �����, ��������� � ����������. ������. � ������������ ������� ������� 3000 ��������, 100 ����� � 130 ��������� � ����� �������� �������� �� ���������, �� �������� ��������� � ������� ���� ���. ����������. � ��������� ����� ������������ ������������. � ������ ������ ������ ����� � ��������-��� ������������, � ����� ����������� ������������� ����������. ������ ������������ ��������� ����� ������ � ������������ ������������� � ���������, ����� �������� �������� � ������������ � �������� �������������� ������� ����� � ����������� ������� �������� � ����. �����. �������������� ���������� ������� � ���������� ����, ��� ����� ������� ����� ��������-������ � ���������� ��������� ������� �������� � ���� ��� ������ ���������� ���������� ��������. ������������ ������������ ������� � ���������� ������ � ���, ��� ���������� � ����� ����������-����� � ���� ����������� ������ �� �������� �����.

�������� �����: ����, �����, ���������-������������ ������, ���������� ���������� �������, ������-�������� ����, �������������� ������� ���, �����������.

��� �����������: ���� �. ��� �������������� ������� ���� ������� ��������� ������� ��� �������� ����� � ������ ���������� ���������� �������. ����� ������������ ������������. � 2023. � �2(116). � �. 65�80.

��������

���������� �������� � ������������ ���-����� ����� �������� �������� � �������-��� ����������� ����� ����������� �� ���� ����, ��� ������������� �� ���� ���� ������� ������ �������� �������� ����� ���������-�� ����������� �������. � ��������� ����� � ������� ���������� ������ ��������������� ������ ����� ����������� ���������� �����-���,����������������������������������-

* Fleer, M. (2022). How Conceptual PlayWorlds Create Different Conditions for Children�s Development Across Cultural Age Periods � A Programmatic Study Overview. New Ideas in Child and Educational Psychology, 2 (1-2), 3-29. DOI: 10.11621/nicep.2022.0201

�� ���� �������� � ��������� ������������ ����� ����������� ��������. ��� ��������� ����� ���������� � ���������� ��������� � �������� �������� ����� � �������������� � ��������� ���������� ����������� ������-�� �� �����. ���������, ��� � �����������-��� ������������, �������������� �����-����� � �������� ������� ������� �������, ���� ��������������� ��� ������� �������-����� �����������. ��� �� ����� � ��������� ������� ���� ��� �������� �������� ������� ����������� �������� �� �������� �������� ���� �������� � ��������������� ����������. ���������� ������ ������ � ������� ���-�� ����� � ��������� (��. Veraksa, Sheridan, & Colliver, 2021).

How Conceptual PlayWorlds Create Different Conditionsfor Children�s Development Across Cultural Age Periods � a Programmatic Study Overview

Fleer Marilyn

MonashUniversity,Melbourne,Australia.

Background. As educational systems around the globe increasingly focus on delivering outcomes and evidence of early childhood education, questions are asked about how increasing the cognitive load on children in preschool settings impacts their development. Objective. To better understand this problem, a five-year programmatic study was funded by the Australian Research Council with the objective of researching conceptual play as an intervention, studying imagination in play and imagination in science, engineering, and technology. Design. The study design featured 3,000 teachers, 100 families, and 120 focus infants and toddlers in Australia who were followed for five years. Results. The study is currently underway. This paper gives an overview and conceptualisation of the research, and the midterm findings. The project expects to generate new knowledge about the concept formation of infants, toddlers, and pre-schoolers under the conditions of a Conceptual PlayWorld in play-based settings and homes. Conclusion. The projected outcomes are expected to include understanding about how concepts can be intentionally taught in play settings and learned at home for particular cultural age periods. Significant benefits will include increased knowledge of how exposure to these concepts in the formative years affects children�s development.

Keywords: play, drama, cultural-historical theory, cultural age periods, conceptual play, Conceptual PlayWorlds, imagination.

For citation: FleerM.(2023) How conceptual playworlds create different conditions for children�s development across cultural age periods � a programmatic study overview. Preschool Education Today. 2:16, 65�80 (in Russian).

����������� ������������ �������� � ����������� ��������������� ������������ ������� � ����������� ������������ � ��-����� ���. ��� ������ �������� �������� ��-������, ����������� ����� ����������� ���-��������� ������������ ���� � �������� ��������� STEM ������ � ������ �� �����-��� �� ���� / ����� ���. ����������� �����-�������, �������������� � ���� ������, ��-������ �� ���������-������������ ������ � ������� �.�. ���������� �� �������� �������.

�������� �������� ������������ �����-�� � ���, ����� ������ ����������� ���-�� ������������ � ���� � ������������ � STEM � ������� ����������� ��� �����-���� ��������������� ������� ����, � ����� ����������, ��� ��� �������� ��� ���������� � �������� ����� � ������ ���������� ���-������� ������� �� ������������ �� ���-��. ����� ���������� ������������ ����� ������ ������������ ����� � ��������� ��-��������� ���������� ����������� ������-�� �� �����.

��� ���������� ����� ������ ������ �� ��-��������� �������� �������� ������� ����� ����� ������������ ������������ � �������� �������� ����, ��� ���� ������� �� ��������-��� ����. ������ ����������� ��������� � ��-��������� ������� ������������ � �������-������ ���.

����������� ��� ������������ ������������

��, ��� ��������� � ���������� ��������-�������� ������������ ��������� ����� ��-��� � STEM-���������, � ���, ��-������, ���������-������������ ������ ���� ���� ��-������ ��������� ���� � �������� ��� ���-����������� ���� (Fleer, 2011a). ��-������, ���������� ��������������� ������������ � ������� STEM-�������� � ���� �������-�� ��������������� ������� ���� � �������� ������ �������� (Fleer, 2018a; 2019a), ����-��� ������������ ����������������� �� ���� �������� STEM. ��������, ������� ������� ���� (Fleer, 2017a), �������� ������� ���� (Fleer, 2017b; 2017c) � ���������� ������� ���� (Fleer, 2020a). ������ ������ ����� ��-������ ��������������� ������� ����, ����-��� ����� � ������ ����������� ������������, ���������� ������� ������������ � �������� 2�4. �-�������, ������ �������� ���� ������� ����� ������� � ������ � STEM (Fleer, 1990; 2021a), ��� ���� ������������ �����������-������������������,�������������������-���� 3 (Stephenson, Fleer, & Fragkiadaki, 2021; Stephenson, Fleer, Fragkiadaki, & Rai, 2021a, 2021b; Utami, Fleer, & Li, 2021).

���������� ������ �� �������������� ������������ ������������ ������� � ���-������ ������� ����� ����� ��������� ��-������ �������������� ������������� �� ���� � �������� � ���������� �����������. ��. https://www.monash.edu/conceptual-play-world ��� ������������ � ���������������� � ��������������� ������ ��������������� ������� ����.

���������� ���������� �������

����� ������ ����������� ����������-�� ������� ����� ������� ����������� ���-�����, ���������� ��������� � ���������-��� ������ �������� �������, ������������ �.�.���������(1998).������������������� ���������� �������� � ���������� �������-��� �������� ������� �� ����� �����������-�������� �������� ��� ������� ����������� � ������������ �� ��� ������� ��������� ����� ������� ��������. ��� �������� ���������� ��������� ����������� ��������, ����������-��������������������������������������-��� � ������ ���������� ���������� �������.

������ � ��� ������ ���������-������-������ ���������, ������� ������������ ������������� � ���������� ����� �������, � ��, ��� �.�. ��������� ������� ����������� ��������� ��� ���������. ������� ���������� ����� ������� � ��� ������� ����������� ��-������� ������� ����� ������� ��������, ��-����� ���������� ������������� ���� ���-�������� ������������. �. ������� (Bodrova, 2008) �� ���������� ������ ��� ����������� ����������, ��� � ��������� ���, �� ������-��������� ����������� ����������� (������-�������� ���������� � ������� ����������� �������, ������� �� �������� �����), ��� ��-�������� �������� ��������� �������� �� ���-�������� ����� ����������� � ������������ �����. �� ������ ��� �� ������ ����� �����-���������� � ��������� ������ ���������� � ���������� ��������� ����� � ��� � ��-������������� ������� �� ���������� �����-��� �������� �����.

�� �.�. ���������� (1966), ���������-��� ���� �������� �������� ��������������� ������������ � �������� ������� �������-���� ��������. �� �� ������ ��������� ��� ������������ � ������ ���� ������� �������� �������, � ��� ������ ����������� ������� ������������ ������� � ��������� ������� ���������� ���������� �������� � ������� �������� ���������� ��������, � ������ ��-����� ��������� ������� ��� ���������� �������. ����� �������, ���������� ������-��� ����������������, ��� ����������� ��-�������� �������� ������ �� �������� �����, � ��� ���������� ����� ������ �����������-��� � ��������������� ��������, ����� ���-�����, ��������� �. ��������, ���� ����� ����������������.

�.�. ��������� (1998) �� ������������� �� ������������� �������� ��� �� ������ ���-������� �������� ��������. �� �����������, ��� ����������� �������� � �������� �����-�� �������� �� ������������ �����������, ��� ��������� �������� ����������� �����-�������� ��������� �������� �������� ����-��� ��������.

��� ���� �� �����������, ��� ��������� ���� �� ��� ����, ��� ����������, ��������-��� � �������������� ���������, � �������-����� ��� ������������ ������� ���������-����, � ������� ���������� ����������� ����� ����养 (�. 190). ������ � ����� ��������-����� ������� �� �������� �� �����������, ��� ������������ ��������� �������� ����-����� �� ������ �������� � �������� (�. 190). ����� ������� �������� � ������ �������, �.�. ��������� ���������, ��� ������ ����, ����� �������� ��������� � ���������, �� ������ �������� �������� �� ��� ����, ��� ������� ������ ������� � ������������, ��-����� �� �����-�� �������������. ��������� �������� �� ��������� ��� �� ����������, ����������� ������� �������� ���������� ��-���������� ����������������� ���������� ����, ��� ��������� �������������� �������, ����������� � �������, �� ��������� �� ����-���� ����������� ��� ��������� (�. 193�194). ��������, �. ��������� (Hedegaard, 2009) ��-������, ��� ������� ������������ ������� ��-��������� �������� �� ��������, ������� ���� ������������ ��������� ����, �����-���� ������������� � ������� ����, ������ ��� �������������� ������ �������������� �������� ������ � ������ ������� �����, ��� ����������� � �������� ������ ��� ������. ����� ������� � �������� �� �������������, � ��� ��������� � ������������ �������� ���� �����������.

����� �.�. ��������� (1998) ����������, ��������������������������������������-��� ���������� ������ (�. 197). �� �������� �� ��, ��� ������ ���������� ����� ����������-������ ������ ����� ������������ �������� ��������� � ������������, ��������� ����� ���������� ��� ���������, ���������� ����-�� ��� ������������� (�. 197). �.�. ��������� ��������� �� � ����� ������ �������� ���-�����, � ������� ���������� ��������������� � ����������� �������� ����� � ������ �����-��. ��� ����� ������ ������������ �������� �������� � ����: ������ ��������������; ���-��������� (2 ������ � 1 ���); ������ ������� ���� �����, ������ ������� (1�3 ����); ������ ���� ���; ���������� ������� (3�7 ���); ������ ���� ���; �������� ������� (8�12 ���); ������ 13 ���; ������� �������� ���������� (14�18 ���); ������ 17 ���.

������������� �������������� ������� �������� � ������ ���������� ���������� ��-�����, � ��� ���������� � ��������������� ��������, � ������� ������� �� ����� �����-�� � ������ �������������� �� ������������, � ������������� ������ (�. 193). ���� ���-����������� ������� ����������� ���: ������-������ ������� ���������� �� ����������� ���������, � [���] �������� ����������� ������� � ��������� (�. 193; ��������� ����-��). ������ � ����� ������������ ���� ����-���� ��������� ��� ���������� ������� ���-����� � ����� �������� STEM-��������.

�.�. ��������� ������������� ���� ��-���� �������� ������� � ������� ������ ���������������������������������������, ��������������������������������������-���� ������������ ���������� �������� ���-�����. ��� ���������, ���������� � ������� ����������� ���������� ��������, ���������� � ������ ������ �� ������� �� ������������� ��� ���������� �������� ������� � ������-��� � ��� ����� ��������, ������ ��������-������ � �������� �������������. �� ������ �.�. ���������� �������� � ���������� ����-�������� ������ ����� ������� ���������� �����, � ������������ ������ �������, ����� �����������, ��������, YouTube � ��������� ��� �� ����� � ������������ ����� �����, ����� � ��������������� ����������. ��� ����������� �������� ��������� ������ �������������������������������������-�� ��� ������������ ��������������� �����-���,����������������������������������-�����������,���������������.�.���������. ������ ��-�������� ��������� ��� ������-�����, ��� ������� �� ����� ������� �������-����� � ������� ������������ ��������� � ������ ������������ ����� ��������� �����-���������, � ���� �������� �������� ������-��� ������� � ���������� ��� �����.

������ ��� ��������� ��������� ��-����� � ����������� ������������ ������� ��� ������ ������������. �.�. ��������� (1998) ������������� ��� ��� ���������� �������� ��������: ��� ������ ������� ����������� ������� ������������ �����-����� ������������, ������������� ��� ���-���� ��������, ��������������, ������������ � ������������ ��������� ����� �������� � ���������� ��� �����������������, ���-��� ����� ����������. ��� ��������� �� � ������� ���������� ��������� �������� � ������ ��������. ���������� �������� ���-����� ������������ ����� �������� ������ ��� ���� ������������ ���������, �������-����� � �������� � ������� ������� �����-��. ��� ���������� ������� � ��������� �� ����� � ��� ����, ������ �� �������� ����-��� ����������� ����� � ����� �������� ���-�����, ������ �� �� ���������� �����������-�����, ��� �� ��������� ��������� ��������, ��� ����, �� �������� ���������� ���������� ��������������. ����� �������, ������ ���-���, �� ������� �� ������ ��������, ������ �������� ������-���� ��������, ����������� � ��������� ���������� �������� ��������� (�. 198).

��������� ����� �����������, ��� ��� �������� ���������� �������� �������� ��-��� ���������� ������ ������ � ���, ��� ���-�������� ��������������� �� ����� ������� � ��� ���������� ��������. � ���������� ��-���������� ��������� � ������� ���������� ������ �������� � ���������� ����������� � ��������� ����� ����������������� ���-�������, ������� ������������ ��� �������� �� ���� ���������� ����������� �������� �� ����� � ������� ������������, ��� ��� ����� ���������� �������� �������� ������ �� ���-����� �����?

��� ������� ��������� (1998), ����������� ��������������������������������������� � ������������ � ������������� ����������

(�. 193�194; ��������� ������), � ���� ������ �������� ���������� � �������, ��������� ��-������ ���������� ��������, � ���������� ����� ����������������� ��������, ������� ������� ����� ������� ��� �������� �����.

������

���� ������������ ������������ ������-�� � ���, ����� ������ �������� ����� � ��-����� ��������, ��� ���� ������� ��������-��� �������� ���� STEM (STEM PlayWorld). ������������� ������������� ������� ��-��� �. ��������� (Lindqvist, 1995), ������ ���� ����������� �� ������ ������������-��� ������������ � ������� ���� � STEM-�������� (Fleer, 2018a). ������� ���������� ��� ��������������� ������� ����, ������-�� ��������� � ���� �������������� ��� ��-������ ����� ������� ��� ������� ���. STEM PlayWorld ��������� �������� ������ � ���-��������, ������� ���� � ������� �������-���� �� �����. �� � ������� �� ������ ����-��� ����� (��. Fleer, 2020a), � ����� ��������� ��������, ��������� STEM-�������, �����-���, ��� ����������� ���� ������ � ������� ���� � ����� ����. �� ������ ���������� ���-������� ������� ������� ������ ����� ���� � ���������� ���������, � ����� ����� ��-��� �������������� ������� ��� ���������-��� ���� � �����������. ��� ���� ������ ������������ ������������. ����� ������-�� ����������� ����������� ������������ � ������� ���� ���, ����������������� ���-���� ��� ������ �� ��� �������� ����������� ������������. ���� ���������� ����� ���-���� ����������� (����� ��. Fleer, Fragkiadaki, & Rai, 2020a).

����������� 1. ��������������� ��-���������� ������������ ������� � STEM � ������ ���������� ���������� �����

��� ������������ ����������� �� ������� �� 130 ��������� � ����� �������� �������� � ������� ���� ���, ����� �������� ��������-����� �� ���������� ������� ����������� � STEM � � ���, ��� ��� �������� � ���������-�� �� ��������� ���������� ���������� ����-���� � ������� �������� ���������, ������� � ������������. ���� �������� � ���, ����� �������� ���� ���������, ��� ����������-�� ����� �������������� ���� ��� ��������� � ����� ��������� ��������, � ��� ��� �����-��������� � ������ ���������� ���������� ��-����� � ��������� ������� ��������.

����������� 2. ������������ ������� ������ � ���, ��� ����� ������� ������� ����� ��� ����������� ��������

������������� �������� ������������ ��� ������ ������� ��� � ������������ ����-����������, ��������� � STEM ���� (�����-���, ������������� ����, ���������������, ������), ���� ������������� � ���, ��� ���-������ STEM �������� ��� �����, � ���� ��-��� �������� ��������� ������� ����������� �������� ������ ��������� STEM � �������� ��������. � ������ �������� ����� ��������-��� ��������� ��������� ����, ��� ���, ����-������ � �������� ������������ ����� (CALD), �������������,���������-����������������-��� (SES) � ��������� ��������� ���������-�� ��������� STEM-����� ���� � � ��������. � ������������ ����� ���������������, ��� �������� ���������� ����������� �������-����� �������� STEM-�������� � ��������� �����. �������� �� �������� �������� ����-�������������������������������������� ����� ����� (Hedegaard & Fleer, 2013) � ��-����������� ������������ ������������ �� ��������� �������������-��������������� �������������� � ������ � ������� �������-���� (Fleer & Raban, 2006), �� 100 ������ � �� ������� �� ������ ��������� CALD � ������-�������� �������� ������ ���������� � ��-����� 12 ������� (����� ����� ������������ �������� � ���������� ��� �������� ������ ����������� � �������� ������� � ��������-��� ����� �����������). ������ ������ ����� ����������� � ����������� ��������������� ������� ����, � ������� ���������� Zoom � ������������. ������� ������������ �� ��-����� �����, ����������� ������������ ��-��� � ������ �������� ������������ �����. ������������ ������������ � �������, � ��� ���������� �� ������������ � ������ ������.

����������� 3. ������������ ������ ������������ ������ ����������������� �������� STEM � ������� ��������

������������ �� ������������ 1 � 2 ���-��������� ��������� ����, ��� �������� ��-����� ������� ��� ����������� ��������, ��������� ������ ������� ����� STEM ��� ���������, ������� � ������������. ��, ��� ������������� ������� ���������� STEM � ������� ������ ������� ����� STEM, ����� ���������� � ������ �������� ��������� ��-�� ���������� ������������ ���������, ����� �������������������,SES��.�.����������� ����, ��� ��������� ������� ���������� STEM-�������� � ������� �����, �������� ���-��� � ������������ ����������� � ��������-������ ��������� � ������������ ���������� ���������� �������, ����� ������������ ���-������� � ����� ��������� ��, ��� ���� ���-�������� � STEM. � ����� ��������� ���� ������� 3000 ��������� ����������� ����-������� � ��������� � ���������, ������� � ��������� ����� �������� ����� � ��������-������ Qualtrics, � �� ����� ����������� � ��-������� ����� ��������� ��������� �� 150 ��������, ���������� ����� ��������� ���-���������. � ��������� ����� ��� ��������-��� ������������ ��������� ������������.

������

������ ������ �� ��������� ����������-��, � ����� �������� ������� ������ �� ���� ������������ ������� �������� ������ ���-������. � ������� ������� �.�. ���������� ���� ������ ��������������� ������������� ���������, ��� �������� � ������� 1, ������� �������������� � ������������ � ��������� �����. ��������� ������������ ������� ���-��� ����� ������������ � ������� 1.

������� 1. ������������� � ������������� ������, ������������ ����������� ������������ �� ������ ���������� ��������������� ������������

�������� ����������� ������������ ������������ ��������� STEM � ������� ���������� ���������� �������� �������� ����-��� ��� ����������� STEM-�������� ��������� ���������������� �������� ����� � ������� ����� ������� �������

���������-�������� ������� ������ ������� � �������� ��������-������� �������� � STEM � ������-������ � ���������� ��������? ����� �������������� ����-���� � �������� �������-�� ������������ STEM-�������� � ������������ �������� � ������������ �����? ��� �������������� ������ �������� ���� ������������ ����������� � ������������-�� ��������� � ������������ STEM � ������� �����?

��������-������� ������������ ������������ ��������� STEM � ����� � ������� ��� ��������� (Hao & Fleer, 2017); �������� ������� � ������������ � ������� ���������� ������� � ����� (Fleer, 1991; 1992; 1995; Fleer & Beasley, 1991); ��� ���-��������� �������� (Fleer & March, 2015) �������� ���������� (Hao & Fleer, 2016; Hedegaard & Fleer, 2013); STEM-�����-��� (Sikder & Fleer, 2014; 2018) � STEM-������ (Gomes & Fleer, 2017) ����������� � ���������-����� �������� ��� ������� � �������������� ������� ���� (Fleer, March & Games, 2014; Games & Fleer, 2018) � ���-������ ��������� STEM (Fleer, 1990)

���������-������������ ��������� � ��������� ������� / ���-������������ �������� � STEM ��������� ���� ���������� (1966): ������� ������������ �������� (�������� / �������); ���� ����� (��-��������) � ���� �����, � �� � ���-��� (��. Fleer, 2017a). ������� ������ �������� ����� ������, ��������, ����� ����� ��������, ��� �����, ���-��������� � �������. �������� ���������� ����� ����������� ���� �������, ������� ������ ����� (Hao & Fleer, 2017) ����������� � ���������-����� ��������� ����������� �� ���� ����, ��� ��� ����-����� �� ������� �� ������� STEM � �������� ��������� ��������, ������� ���� ����� ������ � ����� ���� (Fleer, Fragkiadaki, & Rai, 2022)

�������������� ��������� �����-���������������� � ��������������-������� �������� ���������� (1997): ���� ������������� (������������-�������) � ���, ��� ��������� � ����-�������� ��������, � ������� ���� � ������, �������������� � �������, ����� ��� ��� ���� ��������� ��� ���������� (�������������������) ���� ������������� ��������� � ����������, � ����� �������������� ��������� ���� �������� � ��������� (Kravtsov & Kravtsova, 2010) � �����������-������� ������ ��� ��������� ���� � ��� ��������, ������-������� ������ ����. ���������� ������ ��������-���� ����, ������ ���� (Fleer, 2015). �������������� ����-���������� (Fleer, 1991; 1992; 1995) � �������������� ����-������������ (Devi, Fleer & Li, 2018; 2020; Fleer, 2015)

������������������� ���� (Bretherton, 1984) � ������������ ���� (Fleer, 2011a);������������ �������� ��� �����; ������� ��������� � ����� ������-�����; ���������� ����� �����, ��� ����������, ��� ��� ���������: ����������, ��� ����� �� �������-��, ���腻. �����������: ������������, ���� �� �� ����...�. ��������: ���� �� �� �������, ���� ���?�. ������: ���� �� �������, ������ ���?� (Fleer, 2017�) ���������� ��������� � ����, ���������� ����� ������ ����-�������� ���� (Fleer, 2017�; 2014). ��������, ������� / ��� ����� ������ ���� ����� ����� ������� (���������� /������� � ����� �������� �� ����� �������� � �������)?�

���������-������������ ��������� ����������� � ����� (Vygotsky, 2004);�������������� ����������� ��-������� ����� ������������ � �������������� ����������� / ���-�������� � ��������, ���������� � ���������� ���������� ����� ��� ��-���������� (Fleer, 2017a) �������� �������� ���-����� �� �������� ����� � ���, ��� ��� �������-�� � ������������ ����� (��������, ������������� ���� � �����, ����� � �.�.) �������� ���������� ����� ��� ���������� �������� �����, ����� ������ ����-����� ������������� STEM, ��������, ��� ��� ������ ��� �����...� (Fleer, Fragkiadaki & Rai, 2021a)

����������

�������� �� ��, ��� ������������ ��� ��-������� �� ������� � ����������, �������-�� ������������ ��������� � ��������� ����, ��� ����������� � ���� � ����������� � STEM �������� �� �������� �����. ������� ����-����� �������� ����������� ������������ � �������� 2�5, ������ � ����������� �����-����� ���������� ����������� �������� �� ��-��� � ������ ���������� ���������� �������. � ���������� ������������� ���� ���������-��, ��� ����� ���� �������� � ���, ��� ������-��, ���� ������� �������� � ����������� ���-������ �������������� ��������, �������� � STEM. ������� ����� ���������� �������-����� ���� ������������� �� �������� �����, �������� ������ �� ������������ ��������� ����, ��� ���� � ������� ����� ������ � ���-������ � ������� ����� ������ (Fleer, 2017a), �������������� (Fleer, 2016) � � ��������� ��������������� (Fleer, 2020a).

������� 2 ��������� ������ ��������� ������������� ������ ���������� (O�Connor, Fragkiadaki, Fleer, & Rai, 2021), ������� ����-���, ��� �������� �������� � ������������� ��������������������������������������� �������� �� ��������, �� �� ����������� �� ������������ ������� �������. ������, ���-�� �������� � ���� �������� �������� ����-����� � �������������� ������� ���� STEM, ��������� ��������� �������, ������� ���-�������������������������������������-����� ��������� � ����������� � ���������, � ��� ����� �������������� ���������� ���-������ ����� ��������� ������� � ���������� ����������� (Fleer et al., 2020a). ���������� ����� ����������, ��� ������������� � STEM ���������������������������������������� (Fragkiadaki, Fleer, & Rai, 2021a; 2021b; 2021c). ����� �� ��������, ��� ����������� ��� ���-������������ ������� ����������� � ������-������ � �������� ������, ����� �������� ��-�������� �������������� ������� ���.

�� ����������, ���:

�) �������� � ������������ �������� � ��-������ �������� �� ����, �������� ������� � ����� ������� ����������� ������������ ����� � ���������� ����� �������������� � ������������ ������ �����������;

�) ������ ������������ � ����������� �� ������� � ������������� �����������, ��-������� �� ����������� � �����������, ����� ���������� � ������������� ������������� ������;

�) � ����� ������������� ������������� ���������� �� ������������ ����������� ��-�������������������������������������-������ ������������;

�) ������������ ����������� ����� ����-�� �� �������� ����� ����������� � �����-������, ����������� � �������������� ������-�������������������������������������� � �������� ������������ (Fragkiadaki et al., 2021b).

��� ����������� � ����������� �������-������� ����� ����������� ��������, � ��-����� �������������� ������� ��� �����-�� �������� ������������ ��������������� ���� (Fleer, 2020a), � �� ����� �������������� ���� ����� �������� �������� ��������� ���-�� �������������� �������� � ������������� ���������� �� STEM (Fleer, 2011a; 2020�). � ��-���������� ��������������, ��� ������� ���-����������� �������� �������� ��� �������� �����������, � ������ ����� �����������-�� ����������� ���������� � ������ ������-�� � �������� ��������������� �������� ���� (Fragkiadaki et al., 2021b). �� ���������� ����-�� ������� ������������ �������, ������� ��������� ����� � ������������ �����������, � ��� ���������� �� ������� ��� ������� ���-��������� � ������������� ���������� �� ������������ ��������� STEM �����, � ��-�������� �������.

������ ��������������� �����, ������-��� � ���������� ������������, ����������� � PlayLab, ������ � ������ ���������� ������� ����� �������������� �������, ��������� ��-���������� ��������������� �������� ����. � �������� 3�5 ��� ������� ������� � ����-����� ������� ������������ ���� � ������-��������� STEM-�������� (����. 3), �������� ��������� (����. 4) � ������������� ������� � STEM (����. 5).

��� �������� ������� ��������������� �������� ���� �� ������������� ����� � ��-������ ���� ��������, ���, ��������� ����-���� ���������� ������ ������������ ���� � �������� ��������� �� ����, ��� �����-������� �������� ����������� �����, � ���, ��-��������, �������������� ����������� ������� ���� � ������������, � ���, � ���� �������, ��������, ��� ������������� � ��-������������ ������ ����� ����. �� ���� ���� �������� ����� ������� ������� ���� �� �������� ���������. �������� ��������� ������ �������� ��������� � �������� � ��-���������� ��������, ����� ������� �� ��-��� �����.

������� 2. �������� ��������� ������������� ����� � �������� � ������ ���������� ���������� �������

����� ������� / ������ ������

���� ����� ������ ���-��� � ����������, �����-����� �������� ������� �������� � ��������� ������� �������. ������ �������� � ���, ��� ����-�� �������-� ���������� ����. � ����������� ������������ �������������� ������� �����-������� ������� � ������ ����������� �������� �� �������� �� ���� ���, � �� ��, ��� ���� �������� �������� ���� �������-�� ��� ������� �������. O�Connor, G., Fragkiadaki, G., Fleer, M., & Rai, P. (2021). Early childhood science education from 0 to 6: A literature review. Education Sciences, 11(4). https:// doi.org/10.3390/ educsci11040178

��� ������������ ���� ������������� �� �������������� ������� ���� ��� �������� ����-��� � STEM � ��������, ��� ����� �����������-��� ������� � ������ � � ������� ������� ������� ������� ��� ���������� � ������� � STEM. ���� ����������, ��� �������������� ������� ��� � STEM ���������: � ������� ������������� ��� �������, ������� ��������� ��-�������������� � ������������ ���������� ��������, ������-������ ��������� �����; � ����������� �������������� ����� �������� � �������� (���������� � � ������) ����� �������, ����� ����������� � ������������ ������������ ���������� �����; � ������� �������������� ����������� ����� ��������� � ���������� ������ �� ����� ������������� � �� ���������� ����� STEM-�����������. Fleer, M., Fragkiadaki, G., & Rai, P. (2020). STEM begins in infancy: Conceptual PlayWorlds to support new practices for professionals and families. International Journal of Babies and Parents Education, 7(4), 29�33

��� ������������ ������-��, ��� �������� ������-������ �������������� ������� ��� ��� �����-��� ������������ ��-���������� �������� � ������� �������� ��� ����� ������� �������� � ������� �����������. �������������, �����-������ � ������� ���-������ � ������� ���, ��������� ���� �����, ������������ ������� �������� � � �� �� ����� ��������� ������������ ���������� � �������� ������. �������� ������ ����� � ������� �������� � �������������� ������� ���� ���� ���������� ���������� �����������: � ������ ��������� � ����������� � �������� �� ������, ���-���, ����� ���� � ��������� ���� (��������, ��������� ������, ����� �� �������� ��������); � ������������� � ����������, ������ ���: �����-������� � ������� �������� ���� ������!�; � ����������� ������ � ������, ��������� � ����, ����� �������������� ����� � ��������� � ��������; � ������������ � �������� ������� ���������; � ���������, ���������� � �������� ������, ��������, ���-���� ������, ����� �����, �������� ������, ��������, ����-�����; �������� ������������� ������������ �������� ��� ��������, ����������� ����� � ���������� ��������� � ����-�������� ��������; � ���������, ������� ��������� ������, � ����� ����������-�� �� ����������� � ������������ ����; � �������������� ����������, ������������� ������, ��� �������� ���������� �������� ����� � ���������� �������� � ���������� ����������� �� ����� ���������������� � ����������� ������������. Fragkiadaki, G., Fleer, M., & Rai, P. (2021). Collective Imagining: The early genesis and development of a sense of collectiveness during infancy. Cultural-Historical Psychology, 17(3). 84�94. https://doi. org/10.17759/ chp.2021170312

��� ������������ ��-����� ������ ����� ������������� ������-����� � ������ ������-�� � ���������� ������� � �������������� ������� ����. ������������ ��������, ���: � �������� ��� �������� �� ���� � ������������ �������� ��������� ����� � ��������� ������� �����������, ����-��� ������������ �� �� ���������� ������������ ����� �����������; � ������ ���������� � ����������� �� ������������ ����-������� �������� ����������� � �������������� ��������� ������; � � ����� ��������� ������������� ���������� �� ���������-��� ����������� � �������������� ������� ����. Fragkiadaki, G., Fleer, M., & Rai, P. (2021). The social and cultural genesis of collective imagination during infancy. Learning, Culture and Social Interaction, 29. https:// doi.org/10.1016/ j.lcsi.2021.100518

��� ������������ ���-��������� �������� ������������ ����-����, ��� �������� � �������������� ������� ���� ����� ���������-���� ����� �� ��������-��� ��������, ��������� �� ���������� �����-��������� � ��������-���� ������������� ���-������� �� ���������� ����. � ���� ������������ ���� �����������, ���: � �������������� ������� ���� � ����������� ������������-��� ���� ����� ����� ���� ��� �������� ���������� ���-����, ����������� � �������� ����������� ������� �� ����� ����, �������������� ����� ��������; � ������� �������� ����������� �������������� � ���������-����, ��������� ���� ��������� �� ���� � �� �� �������� �����, ���� � ��� �� ����������� ����, � ����� �� ��������-������ � ������-���������� �������; � ������������ ������������, ��������, ������������� ����� ���� �� ����� � ���������� � �� ������������ ���������� ������� ����� � ������������� ������� ������� ��������; � ��� ����� ������� ������� ��� ����������� ������������ ������������� ���� ��� �� ������� �������� �����������, ��� �������������� ���� ��� ����������� ���������; � ������������ ������������ ���� � ���������� ���� ����-����, ��� ���� ���������� ����������� ������� � ������� �� ������ �������� �� ����� ����; � ������������ ������� ����������� �������� ���� ����-�������� ����������� ��������������, � ��� ��������������, ��������, ��������� ������������ ���������� �������� ����� � �� ����. ���, � ���� �������, ��������� ����� � ���������� ����. Fleer, M., (2020). Studying the relations between motives and motivation � How young children develop a motive orientation for collective engineering play. Learning, Culture and Social Interaction, 24. https://doi. org/10.1016/ j.lcsi.2019.100355

�������������� ������� ��� ������ ����� ������� ��� ��� � �������� ����� (Fleer, 2021a), ��� ��������, ��� ������������ ����������� � �������������� ������� ���� ��������� ������ ������������ ��� ������������ ��-�������� ����� ����� � ������, ��������� � �������������� ������� �����, ��� ������-��� ������� ��������� ������ � ���� ����� (Fleer, 2021a). �� � �������� ���������� ��-����, ����� ���� ��������� ���� ����������� �������������� ������� ��� (Fleer, 2021b), ��� �������������� �� ����� �������������� ������� ������� �� ������� ���������, ����-��� ����� ��������. ���������, ��� ��������-������ ������� ���, �������������� ������, �������, ��� ���� �������� ����������� ���-����� �� ����� ������ ���������, �������-��� ��������� STEM � ������� �����.

�������������� ������� ���, ��-������-��, �������� ������������ ������� ��� ����� �� ����� ���������� ������ � ���������� ����������, ��� � ���������� �����������-�� ��������, ��� � ����� ��������� ��������� � �������� ������� STEM (Fleer, 2021c).

� ����������� ������������ �� ������-����, ��� ��������� �������� ������������� � ������ ������������ ������������ ����-��� �������� �������� ����������� � ������� ��������, ��������� � �������. � ���� �����-��������������������������������������-��� ���� ����������, ��� �������� ������� ����� ���� ��� ���������� � ����� � ������� ������� ��������������, ��� � ��������� � ����, �������������� ��������. ��������� �������, ��-��������, ���� �������� ����� ������������ ������. ����� � ���, ��� ��-���� ��� ����� �������� � ����������� ����-��, ���� ��� �� ������������, ��� ����� ��� ��������� ��������� ��������� � �������-������� � STEM-��������. ����������� ���-�� ���� �� �������� � �������.

�������������� ������� ��� ������ ���-���� �������������, �������� ���������� �, ��� �����������, ������ ������������� ���-������� �� ������. ��������� ������� (��� ������, ��� �����, 3D, 2D) ���� ������������ ��� ����� ������� ����. ���� ��������� ����-��� ��� �������� ���� ������������ ������. ���� ������ ����������� ��������� �������-������ ������ �������, � ����� ����������� ��������� �� ������������ ����. ���� ����-������, ��� �������������� ������� ��� ���-����� ���������� ���������� ��������� ��-����� ��� ����� ����������� �������� (Fleer, 2021c).

������������� ������� ��������������� �������� ���� �� �������� ��������� ���-�� ����� ������ ������ ������ ���������-���. � �� ����� ��� ����������� ���������-��� ����������� � �������������� ��������� � STEM-�������� ������������ �� ���, ���� ������� �� ����� (Gomes & Fleer, 2017; 2018), �������������� ������� ��� ��������� ��� ������������� ������ (�.�. ��������� �� ����-��� ������� ���������) ��� ���������� ��-����� ��������, ���� ������� �����������-�� ��� �� ��������, ��� � �� ����� �������� �������. � ������� 4 ������������ ������� ��������������� �������� ���� �� ��, ��� ��-������ ��������� � ������������ ��������� �� ���� ����, ��� ��� ����������� � ����� ��-������������ �������� ��������������� ����-���� ���� � ����� ���������� �����������.

� ���� ����������������� �������� ���-������������ �������� ���� ���� �����������, ��� ������������ ��� ������������ STEM ���� �� �������� ���������� STEM, � ������, ����-������� ����, ��� ��������� ��������� STEM � ������� ����. �������� ������ �����, ��� ���-����������������������������������,����-��� ����� ������ � ������ ������� ����.

������������ ����� ��������, ���, ����� �������� ����������� � ���������������� �������� ��������������� �������� ����, �� ������ �� ����� ��� �� ����������� �������-����� ������� ������, ���������� �����-�������, ��� ������������ ��� ����� ����-���������� ��������, � ������� ��������� ��������, �������� � ������� �������������, �������� ����� ������� ������� �������, ���-�� ������� ����������� � ����� ����. ��� ��-������������ ������ ��������������� ���� ���� � ���������� �����������, �� � �� �� ����� ������ ���� ����� ����������� � ��-����� ������������� STEM-��������. ����� �������� � ��������������, ������������-��� �������������� ������� �����, ����-���� ����������� � �������������� ��������� � STEM-�������� (Fleer, Fragkiadaki, & Rai, 2022). �� ����� ����������, ��� ���� ������-����������� �������� �� ������ ��������� ��-����������� �������� ���������, �� � �����-��������������������������������������� ��������������� ������� ����������� ��� ������������� ������������� ����� ������� ����� �������� (Fleer et al., 2022).

���������������� �������� ��������� ��-��������� ����������� ������ ���� ���-�� �������, ��� ������ ��������� ����� ��-����. ��� ������� �� ��������� �����������-

������� ����

������� 3. � �������� ��������������� �������� ���� ����������� ����������� � ��������� ����

����� ������� / ������ ������

� �������������� ������� ���� ��-������ ����� ������ ����� ����, � �� ������� �������� ������������ ����������������� � �������� ���-��� ���� �����, �������� ����� ����-��� ��� ��������. �������������� ������� ��� ������ ������� ��� �������� ����� ����������� ��������, ����� ��������: � ����� �� ���� �������� ������� ����; � �������� ���� �������� ��������� ��� �������� �� ������� ��������� ������; � ����������� ���� ��� ���������� �������, � ������ ������� �������� � ���� �����������, ��� ����� ����� �������� ������ ����� ����, ������ �� ����� ��������������� �������; � ��������������� � ������������������� �����-����, �������� �������� �������� � �������� � ��������� ������������ ������������� �������; � ������������ ������� ����, �������� ������ ��-���������� ��������, ��������� ����� �����, ��� ��� � �������, ����� ��������� �������� �����; � ��������� ��������� ������������ �� ���� ����-����� �������� ��������� � �������� � ��������-���� �������� ��� �������� �� ������ ������; � ������������ ������������ ��������� ���� ������� ����� � ��� ��������, ��� � ��������, � ������������ ����� � ����, ����� ��������������� � ������ ����-����. Fleer, M. (2021). How conceptual PlayWorlds in preschool settings create new conditions for children�s development during group time. Learning, Culture and Social Interaction, 28. https:// doi.org/10.1016/j.lcsi.2020.100438

������������ ��������, ���, ����� ���� ���� ��������� � �������������� ������� ���, ����-����� �� ����� ���������� ������ ��������� ���� ����������� ������� ���, ��� �� � ��������������, ��� ��������� ������������, ��� �� ���� ������� ������������ ������� ��� ������� ��� � ������ ����������. ������������ ��������, ���: � ���� ��������, ��� �������� ��������� ������� �� �������� ����� � ���������� ���������; � ���� ���� �� ���� �� ����� ������� � ����� ������� ���� ������ ����� ������� �������, ��������� ��������� � �������������� ������� ����; � ������������ ���� ����� � ��������� ��������� ������������ ���������� ����� �� ����� ����-��� ��������, ��� ������� ����������� �������-��� �����. Fleer, M. (2021). How an educational experiment creates motivating conditions for children to role-play a child-initiated playworld. Oxford Review of Education, 48(3), 364�379.https://doi.org/10.108 0/03054985.2021.19 88911

����� ������������ ������� � ���� ����� ����������� �������� �������, ��� ������������ ���� ��������� � �������� ��������������� �������, ����������� ������� ���� �������� ��������� �������. ���� ��������� ���������� �������� �������. ���� ������� ������� ��� �������� ���� �������. ���� ������ ����������� ��������� ����������-��� ������ �������, � ����� ���-�������� ��������� �� ������������ ����. ����� ��������� ������� ���� ����-�������� ��� ����� ������� ����, ��� �������� ������� �������������, �������� ���������� �, ��� ������-�����, ������� ��������� � �������. ������������ ��������, ���: � ��������� ������� ����� ���� ������������ ��� ����� ������� ����; � ���� ������� �������� ������� � �������� ��������������; � ������� ������������� ������� �������� ���-���������� �������; � ��������� ������������� �������� ��������-����� ������ ������������ ������� ��������� ��������; � ����������� � ������� �������� ���������� ���-��, ���� ��� �� ������������, �� ��� ����� ���� ��������� � �������. Fleer, M. (2021). The genesis of design: Learning about design, learning through design to learning design in play. International Journal of Technology and Design Education. 32, 1441�1468. https://doi.org/10.1007/ s10798-021-09670-w

�� ������������� � ���, ��� �������� ����� �������� � ���� ���������� ����������, � ����������� ���� ������ � �������������� ��-����� ����, ��������� ������������ ����. ���� �����������, ��� ����������� ������-�� �������� �������� �������� ���������-�������� ��������. ����� ����, ������������� �������� ��������� ����������� � ������-�� �������� ����� ������� � ���������� �� ������������ ��������������� �������� ����. ����������� �������� �� ���������� ������� �� ����������� � ����������.

����������� ������������ ��������, ��� ���������� STEM-�������� � ���������� ����������� � ��� �� �������� ������-�� ��� ������ ���������, � ������ �������� ������� ��������������� ������ �������� ��� ������� �������. ����� �������� ���-������ ���� ����������������� ��������, ���������� ���������� ������ ���� ����-���. ����������� �������, �������� ���-����� �������� ������� � ������ � STEM-�������� ����� �� ���������� �� 20 ���. ���������� ���� ���������� �� �������� ��-������, ����������� ����� ���� �����-������� � ������ ������ ����������������� �������. � ����. 5 ��������, ��� ��������� ��������������� �������� ���� �������

WORLD EXPERIENCE

������� 4. � �������� ��������������� �������� ���� �������� ��������� �� �������� ��������� � �������, ������������ ����� ���� ������� � ������� ��� �������� �����

����� ������� / ������ ������

����������� ��� ��������������� �������, ��������� �������� ��-������ � �������������� ��������, �������������� ������� ��� ��� ��������� �������� ������������ ��������, ��� � �������������-��� �������� ��������� ��������������� �������� ���� ���: � ������������ ����� �������� � ������-����� ������ �������� � ������� ���-���������� ������������� ������������� ��������������� �������� ����; � ������������ ���� ���� ��� � ������ ����� ��������������� �������� ���� ��� ������-��� ������ ����� �������. Fleer, M., Fragkiadaki, G. & Rai, P. (2021). Collective imagination as a source of professional practice change: A cultural-historical study of early childhood teacher professional development in the motivated conditions of a Conceptual PlayWorld. Teaching and Teacher Education, 16. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103455

������������ ��������, ��� ������-�� ��������� ������ ������������ ������������ ���� ������������, ��-��������, ������� �� ������ � ��������������� ��������� � ���-��� ������� ���������, � ������ � ���������� ������, ����������-��� ��� ������� �������. ������� �������������� ������� ���, ��-������ ������������ ������������� �������� ��� ��������������� ���������������� STEM � ���� � �������� ����������� �������, ��������� �������. �� �������� �������������� ������ ������� �������� �������� � ������������� �����: � �� ��� ����� ������������ STEM � ������-��� ��������� ��� ������������ ���������? � ����� �������� ������� ������� ����� ����������� ��������? � ����� ������ ���������� ��� �������� ���������� ��������? � ����� ��������� �������� ���� ����� ������ � ����� ����? Fleer, M. Fragkiadaki, G. & Rai, P. (2022). The place of theoretical thinking in professional development: Bringing science concepts into play practice. Learning, Culture and Social Interaction, 32, 1�15. https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2021.100591

�������������� ������� ��� ��� ������ STEM-�������� ������� ��-���������� ������� ��� ������-���, ������� ����� ������� STEM � ������� ����� � ���������� �����������. ������������ ��������, ��� �������-�� ������� � ���������������� �������� ��������������� �������� ���� ��������: � �������� ������������� ���� STEM-�����-��� � ��������� ����� �����������; � ������ ������������ ��� �������������� ����� �������� STEM-��������; � �������� ���� ���������, �������������� � ����������� � STEM-��������; � ������� ������ ������� STEM-�����; � �������� ���� ���������������� �������-����� ��� ������������� STEM. Stephenson, T., Fleer, M., Fragkiadaki, G. & Rai, P. (2021). Teaching STEM through play: Conditions created by the Conceptual PlayWorld model for early childhood teachers. Early Years: An International Research Journal. https://doi. org/10.1080/09575146.202 1.2019198

������������ ������� ��� ��������� ����-��� ������� � STEM-��������.

������� �� ���� ��������� �� ������� �� STEM � ���������� ����������, �� ���-��� ��������� ������� �������, � �������� �� ������� ���������� ������� � ������� STEM, �������� � �������� ������� �����-���� ����������� � �������������� ������-����, ������� �������������� � ���������-��� �������� �� ����� ������ (Fleer, 2021a). � ����� � ��������� ���� ����� �������. �� ������������ ����, ����� ��� ���� �� ����-��������� ������� � ���� ������������-���, � ������� ������ ����������� ������-��, ����� ����������. ����������, ��� ���� �� ������������� ������� ������������ ��-���������� ������� �������� ���������, ���������������� ���������� �������, ��� ������������ ���� � ��������� ������ ���-��� ����. �������������� ����������� � ��-�������� �������� ��, ��� ���� ������ � ���-�������������� � ���� ������������ �����. ��������� ������� �������� ����� ������� ������ � ������ ���������� � ���� �����, ��� ��������� ������ ������������ ����� � ���-���� ������ ����������� � ���������� ���-����� �� ��������. ��� ������������ ���-����� �� �� ����������� � �������������� � STEM. � ������ �������, ����� ������� ��-�������� �� ��������� ��������������� ����-���� ���� ��� ����� ��������� (Stephenson et al., 2021b) ��� ����� �������������� ������� ���� �� ����������� (Fleer, 2021b; Stephenson et al., 2021a), ������� ����� ������������ �����������, � �������� ������� ��������� �� �� ����� ���.

�������������� ������� ���� ������-�� ����������� ������� � STEM (Stephenson et al., 2021). �� ����� ����������, ��� ���-����������� ������� ����, ������������� � ���������� � ��������� (Utami et al., 2021), ��������� ����� ����������� ��� �������� ��������� �����. ����� ����, �������� � ����-��� ���� ����� ������������ ������ ������� ���� ���������� �������, � ������� � ����-���� ����� �������� �������������� � �����-��������� ��������� ���� �� ����� ����� ��-���������� ����.

������� 5. �������������� ������� ���� ������� ������������ ������� ��� ���������� ������� � STEM � ������ ��������

����� ������� / ������ ������

������������ ��������, ��� ������ ����, ����� ��������-���� ���� ���������� �� ���-�� ��������� ���, ������� ����� ��������� � �������� � ����������� ����������-�� �, �������������, ����� ������������ ����������� ����������� ���� ���� ��� ��� ���� ����������. ������������ ��������, ���: � ������� ���� � ������ ������� ������������ ������� ���������� ����, �� ������ �������� �������� ����� � ����� � ���������� �������� ������ � ����������; � ���������� ���� � ������� � ����� �����, ��������, ��������� ����, ���� �������� ��� ����, �� �������� �� ��������� ������� � ��� ������������ � �� �������� �� ������������ � ����� � ������������ ������������ ���������� ����. Fleer, M. (2021). Future imagining of being and becoming an engineer. Learning Culture and Social Interaction, 30(2), 10.1016/j.lcsi.2019.100372

�������������� ������� ��� ������� ������������ ������������ ������� ����, ����� ���������� ����, ���-�������� � ������ ������� � STEM. ���������� ����������, ���: � ������������ ���� ����������� ���������� ���� ��������, � � ��� ����������� ����� ������� ��������; � ������ ���� � �������, � ������� ��������� �������-��� ��������, ����� ������������ ���� ������������, ����� ��� �������� ������ ��������; � �������� ���������� � ������������ �������� � ������ � ����� ���������� ���������� �������; � ������ ����, ����� ��������� �������, ������������ �� ��� �� �������, �������� � ������� ������� �������-�� ����������� � ��������������, ����� ��� ���������-�� � STEM-����� � �������������; � �������������� ��������������� �������� ���� ���-����� �� ������ �������, � ������� ��� �������� � ������� ������ ����������� ������� � �������, ��� ������� � ��������� �������������� � STEM; � ������� ��������� � ���� ������������� ���������� ������, � �� ����� � ������� ��������� ��� ������ �� �����������; � �������������� ������� ����� �� ���� ����, ��� ��� �������� ����������� ����� ��������, ������������� ����������� ��������, ������������ �������, � ����� ������������ �������� � ������� �������, ��������� �� STEM. Fleer, M. (2021). Re-imagining play spaces in early childhood education: Supporting girls� motive orientation to STEM in times of COVID-19. Journal of Early Childhood Research, 19(1), 3�20. https://doi.org/10.1177/ 1476718X20969848

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���������� ����������, ��� �������� ��������� ������-���� ������������� ������� � STEM ����������� ������� � ���������������� �����-��� �������������� ������� ����� ������� � ������ � �� �������� ������������ � ���-���� ����� ��������� �����-����� ������� � STEM. ������������ ��������, ��� ��������� ��������������-��, ��������������� ������� ������� � STEM ����������� ����������������� ��������, ����: � ���������� ������� � STEM ����� ���� � �� ����; � ��������� ��������������� � �������� � STEM-��������; � ����������, ������� ���������� �� ��������� ���� ����� � STEM-������������. Stephenson, T., Fleer, M., Fragkiadaki, G. & Rai, P. (2021). �You can be whatever you want to be!�: Transforming teacher practices to support girls� STEM engagement, Early Childhood Education Journal, 1�12. https://doi. org/10.1007/s10643-021-01262-6

������������ ��������, ��� ������������� �� ��������� � �������� �� �������� STEM ���� ������� � ��������, ����� �������� ���������� ������ ��������������� ��-������ ����. ������������ ��������: � ������� � ���, ��� �������� ����������������� � ������ ������ � ��� ��������������� �������� ����; � �������� � ������������ ������� �������� ��������-���� �������� ����� ������� ������ � �������� �����-���, ��������� �� STEM; � �� ��������� ��������������� �������� ���� ������-������ ������������ ��������� ��������������; � ����� �������� ������������� ������ ���������, ��� ����� � �������� �������������, ����� �������� ����-���� � ���� � ��������� ������� �������, ��� ��������� �� ����� ����������� ��������� �� �������������� � ������������������ ��; � �������������� ������� ��� �������� ����������� ���������� ���������� ����� ��������, ��������� ��� ����� ����� �������� ��������� �������������� � ������� ��������� ������ � STEM. Stephenson, T., Fleer, M., & Fragkiadaki, G. (2021). Increasing girls� STEM engagement in early childhood: Conditions created by the Conceptual PlayWorld model. Research in Science Education. 1�18. https://doi.org/10.1007/s11165-021-10003-z

� ��������� ���� ����-������, ��� ����� ������-�� � ���� ����������� � �������������� ������� ����, ����� ������� ���� ����������� ������� ����-���� ��������� ��������� ����. ���� ���������� ��� �������� �������������� ��������������� �������� ����, ��������� � ������ ������� � ��������� �����: � ����� ������ ���� � �������� ��������� �� ������ ���� ����� ��������� ��� ������� ����, � ��� ���� ����� ����������� ����������� ��������� ��������� ����, �������� ����������. � �������� ��� �������� �� ���� ��������� ������ ������������ ������� �������� � ����� ������������ ������ ������� � �������� ��������� ��������� �����. � �������� � ���� ����� ������������ ����� ������-�������� ���������� � ��������� ��������� ��������-�� � ������������ ����. Utami, A.D., Fleer, M. & Li, L. (2021). An analysis of a child�s experiences in playing a gendered character during Playworld, Learning, Culture and Social Interaction, 28. https://doi.org/10.1016/ j.lcsi.2020.100454

��� ��� ���������� ����������, �������-��� ���������������� � �������� ��������� (��. Fleer, 2014; 2016; 2017b, 2017c; 2018b; 2020b; Fleer et al., 2020; Rai et al., 2020), ���-���� ������� �������������� � ����������-��� ��������� (Li, Fleer, & Yang, 2021; Meng et al., Fleer, Li, & Hammer, 2021; Utami, Fleer, & Li, 2020), � ��������� ������, ������� ������-��� � ������������ ������������, ������-���� ���������������, �� �������� ������-���� ����� �������� ��������� (Fleer, 2018a; 2018b; 2019a, 2019b; 2020a; 2020b; 2020c).

�����

�� ������������ ������������ �� ������ � ������������� ���� ��������������� ��-������ ���� ��� ��������� � ����� � ������� ����������� �������� � ���������� �����-������ �������� �� �����. ���������� ����-�� ����������� (��. ������� 2�5) ���������-���� �� ���, ��� �������������� ������� ��� ������ ������� ������������ ����� � �������, ��� ����� �������� ������ ������ ������-��� � ������� ��������, � ��� ��� ����� ��-�������� �������� ������ �� ���������� ��-������ �������� ����� � ������ ���������� ���������� �������, �������� � ��������� ������� ������� � STEM-��������.

������������ ����������, ��� ���������-�� ������ ����� ����������� � ����� ���-����� ���� �������� ������ � ���� �������� � �������� ������� ������. ���������� ���-�������� � ������� �� ������ �������� ����-��� ��� ������� ������� ���������� �����, �� � ��, ��� �����������, �����������, ��������� �����������, ������������ � ������������ ���� ��� ������� ������������ � ��������� ���������� �������. �������������� ����-��� ���� ��� ������ ��������, ��-��������, ������������������������������������� ������� �����������, ������ ����� ������� � ������������� STEM-����������� �� �����-���� �������� ��������. ������� ��������-�� ���������� ������������ � ����� �������-������ �������� � � �������� ������� ����� ��������� � �����, ����� ���� ���������� � ���� ����������� � ���� �������.

����������� ������������ ����� ������-���� ������� �������� �������������� � ��-���� ������������ � ������� ��������, ���-�� ��� ��������������� ��� ����� ��������, ������ �� ����������� �������, ����� ���-������� ����, ��-��������, �������� ����-������� �����. ���������� ���� � �������� ��������� �������������� ������� �����, ���-������ ��� ������� ������� ��� ����������� �������� ������ ������ ���������, ����-�� �����������, ������ ������������� � ��-���� �������� ��������. ������� ���������� ������� ��� �������� ������ ����������-���, �������� � ���������� ����, ������ ��� � �������������� ������� ���� �������� � ���� �������� � ��������� ������ ��������-����� (Vygotsky, 1994), �������� ����� ��� ��-����� ���������� � ������� �������� � ���� � � ������������ ������� STEM. � �������-����� ��������� ���������� ���� � �������� ������ �����������, ������� � ������������, ������� ����� ������������� � ��������. ���� ��������� ��� ��������� ��������� ������� �������� ���������� ����������� �������� �� ����� � �� ������� �� �� ��������.

������������ ��� �������� � ����� � ���-������� ����������� ����������� �������-��, �� ������ � ����������� ����� ��������-��� � ������������ ����, ����������� ��� ��������� ��� ��������������� ����������� ������� � ������� ���� ���������, ������� �������� ������������, ��������� ��� ���-��������� ����� ����� � ������ �� ����. �� ���� �������������� ������� ��� ��� �����-������ ����� ���������� ���������� ������� ������������� �������������� �������� ��� ��������� ������������ �� ����� ������� ����, � �� ��� ��������� ������� ��������, ��� ��� ����������� �������������� � ���-������ ��������� �����������.

������ ��������� ����������� �������-������ ���������� ��������� ������� �����-������������ �������� �����, ������������ ������ ������� ���������� �������������� ������� �� ��������������������� ���������. ������ ����, ����� ������������� �������� ������������� STEM-��������, �������, ��-���� �������� �� ������� ������������ ���-������� STEM, � ����������� ������������ �������� ������� ���� �������.

�������� �� ���������� ������������-��� ������������, ��������������� ������-�������� ���� � �������������� ������ ��-������ ����, ��� ����������� ������������ ��������� ����� �������� ������������� ����������� �� ����������������� �����-������������ �������� � ��������� � �� ��-�����. �� ��������, ��� �������� ��������� ������������� �������� � �������� ������ ����������������� ����������������� (��-����� �������� ������������� ����������� � �� ������ / ������� ������ / �����). �������� ������� �� �������� ����������� ������� � ������ � STEM � �������� �������������, ������������ ������� �������, � ������� ��������� ��������� ��������, ��������� STEM-�������. ����� ����, ������������ ��-������, ��� �������� �������� ���� ������-�� �� ���������� ��� ������������ ������� �������� �� ���� �������� � �������� �����-���� ����. ��� ����� ������� �� ������ ���-��������� ������� �������� ����� ������� �������� � ���������� ���� ������������, �� � ������������ ������ ������� � STEM-��-����������, ������������ ����� STEM � ���-����� ��������� � STEM-��������.

������������ �������������� ������� ���� �������� ���������� � �������������� � ������������ ����� ����������� �������-���, ����� ��� ���� �� ������������� �������. ��� ��������, ��� � ���������� ���������� ��������� ����� ������� ����, ��������� ��-�������������������������������������-���� � ����������� �� ���� ������� � ������ �����, � �� ��� ������� ������������ ����.

���� ��������, ��� ���������� ��������� ������ ������������ ���� �������� ����� � ������� ������. ������ ��������������� � ����� ������� ���� �������� ��������� ��-�������� � ����� ������ ����������, � ��-��������� ����� �� ������������ ��������� �� ���������� ��� ������� ���� �� ������-��� ������ ������������ ������� �����. � ������� ����� �������� ���������, �����-�������, ��������� � ������������ STEM � ������� ��������, � ����� ������������ � ��������� ������� ���������� ����� �����.

��������� �������������� ������� ��-��� �������������, ��� ������ � �������-������ ����� ���� �������������� � ���-��������������, ����������� ���������� ������� ����. �������������� ������� ���� ���� ������������ ���������� ����������, ��������� ��� �������� ����������������� �������� � ��, ��� ���� �������� � ����, ���-�������� �� � ���� ������������� �������-���� �����, ������� ����������� ��������-��, ��������� � STEM-���������.

���������� ������������ ������� �����-������ ��������������� �������� ���� �����-��� ������ ����������� ��������������� ��-���������, ���������� �� ����������� ����.

���������� �������������� ���������-��� � ��������� � �������������� ����������-��� �������� � ������������� ������������� �������� ���������, � ����� �������� ������� ��������������� �������� ���� �� ����� � ��-������� � ������ �������. ��� ������� �����-������� ������� ����� ������, ��� ��������-���� �������� ����� �� ����� ����� � �����. n

���������� �� ������

���� �������, ��������� �����������, ����������� ������ (��������, ���������), ORCID ID: 0000-0002-1224-5510, marilyn.fleer@monash.edu

Information about author

Fleer Marilyn, Monash University, Melbourne, Australia, ORCID ID: 0000-0002-1224-5510, marilyn. fleer@monash.edu

���������� / References

1.

Bodrova, E. (2008).Make-believeplayversusacademicskills:AVygotskianapproachtotoday�sdilemmaofearlychildhoodeducation.EuropeanEarlyChildhoodEducationResearchJournal,16(3),357�369.https://doi.org/10.1080/13502930802291777

2.

Bretherton, I. (1984).Symbolicplay:Thedevelopmentofsocialunderstanding.SaintLouis:ElsevierScience&Technology.

3.

Devi, A., Fleer, M., & Li, L. (2018).�Wesetupasmallworld�:Preschoolteachers�involvementinchildren�simaginativeplay.InternationalJournalofEarlyYearsEducation,26(3),295�311.https://doi.org/10.1080/09669760.2018.1452720

4.

Devi, A., Fleer, M., & Li, L. (2020).Preschoolteachers�pedagogicalpositioninginrelationtochildren�simaginativeplay.EarlyChildDevelopmentandCare,191(16),2471�2483.https://doi.org/10.1080/03004430.2020.1717479

5.

Fleer, M. (1990).GenderissuesinearlychildhoodscienceandtechnologyeducationinAustralia.InternationalJournalofScienceEducation,12(4),355�

367. https://doi.org/10.1080/0950069900120403

6.

Fleer, M. (1991).Sociallyconstructedlearninginearlychildhoodscienceeducation.ResearchinScienceEducation21(1),96�103.https://doi.org/10.1007/BF02360462

7.

Fleer, M. (1992).Identifyingteacher-childinteractionwhichscaffoldsscientificthinkinginyoungchildren.ScienceEducation,76(4),373�397.https://doi.org/10.1002/sce.3730760404

8.

Fleer, M. (1995).Theimportanceofconceptuallyfocusedteacher-childinteractioninearlychildhoodsciencelearning.InternationalJournalofScienceEducation,17(3),325�342.https://doi.org/10.1080/0950069950170305

9.

Fleer, M. (2011a).�Conceptualplay�:Foregroundingimaginationandcognitionduringconceptformationinearlyyearseducation.ContemporaryIssuesinEarlyChildhood,12(3),224�240.https://doi.org/10.2304/ciec.2011.12.3.224

10.

Fleer, M. (2011b).Kindergartensincognitivetimes:Imaginationasadialecticalrelationbetweenplayandlearning.InternationalJournalofEarlyChildhood,43(3),245�259.https://doi.org/10.1007/s13158-011-0044-8

11.

Fleer, M. (2014).Thedemandsandmotivesaffordedthroughdigitalplayinearlychildhoodactivitysettings.Learning,CultureandSocialInteraction,3(3),202�

209. https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2014.02.012

12.

Fleer,M.(2015).Pedagogicalpositioninginplay�teachersbeinginsideandoutsideofchildren�simaginaryplay.EarlyChildDevelopmentandCare,185(11�12),1801�1814.https://doi.org/10.1080/03004430.2015.1028393

13.

Fleer,M. (2016).Theorisingdigitalplay:Acultural-historicalconceptualisationofchildren�sengagementinimaginarydigitalsituations.JournalofInternationalResearchinEarlyChildhoodEducation,7(2),75�90.

14.

Fleer,M. (2017a).ScientificPlayworlds:Amodelofteachingscienceinplay-basedsettings.ResearchinScienceEducation.https://doi.org/10.1007/s11165-017-9653-z

15.

Fleer, M. (2017b).Digitalrole-play:Thechangingconditionsofchildren�splayinpreschoolsettings.Mind,Culture,andActivity,24(1),3�17.https://doi.org/10.1080/10749039.2016.1247456

16.

Fleer, M. (2017c).DigitalplayworldsinanAustraliacontext:Supportingdoublesubjectivity.InTheRoutledgeinternationalhandbookofearlychildhoodplay(pp.289�304).Routledge.https://doi.org/10.4324/9781315735290-27

17.

Fleer,M.(2018a).ConceptualPlayworlds:Theroleofimaginationinplayandlearning.EarlyYears,41(4),353�

364. https://doi.org/10.1080/09575146.2018.1549024

18.

Fleer, M. (2018b).Digitalanimation:Newconditionsforchildren�sdevelopmentinplay-basedsetting.BritishJournalofEducationalTechnology,49(5),943�958.https://doi.org/10.1111/bjet.12637

19.

Fleer, M. (2019a).ConceptualPlayWorldsasapedagogicalintervention:Supportingthelearninganddevelopmentofthepreschoolchildinplay-basedsetting.Obutchenie,3(3),1�22.https://doi.org/10.14393/OBv3n3.a2019-51704

20.

Fleer, M. (2019b).ChildrenandteacherstransitioninginPlayworlds:Thecontradictionsbetweenrealrelationsandplayrelationsasasourceofchildren�sdevelopment.InM.Hedegaard&M.Fleer(Eds.),Children�stransitionsineverydaylifeandinstitutions(pp.185�206).Bloomsbury.https://doi.org/10.5040/9781350021488.ch-009

21.

Fleer, M. (2020a).Studyingtherelationsbetweenmotivesandmotivation�Howyoungchildrendevelopamotiveorientationforcollectiveengineeringplay.Learning,CultureandSocialInteraction,24.https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2019.100355

22.

Fleer, M. (2020b).Digitalpop-ups:Studyingdigitalpop-upsandtheorisingdigitalpop-uppedagogiesforpreschools.EuropeanEarlyChildhoodEducationResearchJournal,28(2),214�230.https://doi.org/https://doi.org/10.1080/1350293X.2020.1735741

23.

Fleer, M. (2020c).Atapestryofplayworlds:AstudyintothereachofLindqvist�slegacyintestingtimes.Mind,Culture,andActivity,27(1),36�49.https://doi.org/10.1080/10749039.2019.1663215

24.

Fleer, M. (2021a).HowConceptualPlayWorldsinpreschoolsettingscreatenewconditionsforchildren�sdevelopmentduringgrouptime.Learning,CultureandSocialInteraction,28,100438.https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2020.100438

25.

Fleer, M. (2021b).Howaneducationalexperimentcreatesmotivatingconditionsforchildrentorole-playachild-initiatedPlayWorld.OxfordReviewofEducation,48(3),364�379.

26.

Fleer, M. (2021).Thegenesisofdesign:Learningaboutdesign,learningthroughdesigntolearningdesigninplay.InternationalJournalofTechnologyandDesignEducation,32,1441�1468.https://doi.org/10.1007/s10798-021-09670-w

27.

Fleer, M., & Beasley, W. (1991).Astudyofconceptualdevelopmentinearlychildhood.ResearchinScienceEducation,21(1),104�112.

28.

Fleer, M., Fragkiadaki, G., & Rai, P. (2020a).ProgrammaticresearchintheConceptualPlayLab:STEMPlayWorldasaneducationalexperimentandasasourceofdevelopment.ScienceEducationResearch&Praxis,2020(76),9�23.

29.

Fleer, M., Fragkiadaki, G., & Rai, P. (2020b).STEMbeginsininfancy:ConceptualPlayWorldstosupportnewpracticesforprofessionalsandfamilies.InternationalJournalofBabiesandParentsEducation,7(4),27�31.https://scholar.google.com/scholar?cluster=9352830096990500782&hl=en&as_sdt=0,5

30.

Fleer, M., Fragkiadaki, G., & Rai, P. (2020c).Methodologicalchallengesofstudyingchildreninalivinglaboratory:CaseexampleofConceptualPlayLab.Cultural-HistoricalPsychology,16(3),47�59.https://doi.org/10.17759/chp.2020160306

31.

Fleer, M., Fragkiadaki, G., & Rai, P. (2021a).Collectiveimaginationasasourceofprofessionalpracticechange:Acultural-historicalstudyofearlychildhoodteacherprofessionaldevelopmentinthemotivatedconditionsofaConceptualPlayWorld.TeachingandTeacherEducation,106,103455.https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103455

32.

Fleer, M., Fragkiadaki, G., & Rai, P. (2022).Theplaceoftheoreticalthinkinginprofessionaldevelopment:Bringingscienceconceptsintoplaypractice.Learning,CultureandSocialInteraction,32,1�32.https://doi.org/https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2021.100591

33.

Fleer, M., & March, S. (2015).Conceptualizingsciencelearningasacollectivesocialpractice:Changingthesocialpedagogicalcompassforachildwithvisualimpairment.CulturalStudiesofScienceEducation,10(3),803�831.https://doi.org/https://doi.org/10.1007/s11422-014-9616-x

34.

Fleer, M., Gomes, J., & March, S. (2012,June27�30).Acultural-historicalreadingofscientificconceptformation:affordancesforsciencelearninginpreschools.43rdannualAustralasianScienceEducationResearchAssociationConference,SippyDowns,Queensland,Australia.

35.

Fleer, M., & Raban, B. (2006).�It�sthethoughtthatcounts�:Asocioculturalframeworkforsupportingearlyliteracyandnumeracy.AustralianResearchinEarlyChildhoodEducation,13(2),35�53.https://research.monash.edu/en/publications/its-the-thought-thatcounts-a-sociocultural-framework-for-support

36.

Fleer, M., & van Oers, B. (2018).Internationaltrendsinresearch:Redressingthenorth-southbalanceinwhatmattersforearlychildhoodeducationresearch.InInternationalhandbookofearlychildhoodeducation(pp.1�30).Springer.https://doi.org/10.1007/978-94-024-0927-7_1

37.

Fragkiadaki, G., Fleer, M., & Rai, P. (2021b).Collectiveimagining:Theearlygenesisanddevelopmentofasenseofcollectivenessduringinfancy.Cultural-HistoricalPsychology,17(3),84�93.https://doi.org/https://doi.org/10.17759/chp.2021170312

38.

Fragkiadaki, G., Fleer, M., & Rai, P. (2021c).Thesocialandculturalgenesisofcollectiveimaginationduringinfancy.Learning,CultureandSocialInteraction,29,100518.https://doi.org/https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2021.100518

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39.

Gomes, J., & Fleer, M. (2019).Thedevelopmentofascientificmotive:Howpreschoolscienceandhomeplayreciprocallycontributetosciencelearning.ResearchinScienceEducation,49(2),613�634.https://doi.org/https://doi.org/10.1007/s11165-017-9631-5

40.

Gomes, J., & Fleer, M. (2020).Issciencereallyeverywhere?Teachers�perspectivesonsciencelearningpossibilitiesinthepreschoolenvironment.ResearchinScienceEducation,50(5),1961�1989.https://doi.org/10.1007/s11165-018-9760-5

41.

Hakkarainen,P.,&Brodikyto,M.(2014).Howplaycreatesthezoneofproximaldevelopment.InTheRoutledgeinternationalhandbookofyoungchildren�sthinkingandunderstanding(pp.65�76).Routledge.

42.

Hao,Y.,&Fleer,M. (2017).CollectiveinterpretationsofearlysciencelearningaboutEarthandSpace:Acultural�historicalstudyoffamilysettingsforscientificimagination.Pedagogies:AnInternationalJournal,12(4),354�

373. https://doi.org/10.1080/1554480X.2017.1375411

43.

Hedegaard, M. (2009).Children�sdevelopmentfromacultural�historicalapproach:Children�sactivityineverydaylocalsettingsasfoundationfortheirdevelopment.Mind,Culture,andActivity,16(1),64�82.https://doi.org/10.1080/10749030802477374

44.

Hedegaard, M., & Fleer, M. (2013).Play,learning,andchildren�sdevelopment:Everydaylifeinfamiliesandtransitiontoschool.CambridgeUniversityPress.https://doi.org/10.1017/CBO9781139236744

45.

Kravtsov, G.G., & Kravtsova, E.E. (2010).PlayinL.S.Vygotsky�snonclassicalpsychology.JournalofRussian&EastEuropeanPsychology,48(4),25�41.https://doi.org/https://doi.org/10.2753/RPO1061-0405480403

46.

Li, L., Fleer, M., & Yang, N. (2021).Studyingteacherprofessionaldevelopment:HowaChinesekindergartenteacherbringsplaypracticesintotheprogram.EarlyYears,42(1),104�118.https://doi.org/10.1080/09575146.2021.2000942

47.

Lindqvist, G. (1995).Theaestheticsofplay:Adidacticstudyofplayandcultureinpreschools[UppsalaUniversity].Sweden.https://doi.org/10.1080/0957514960170102

48.

Meng, X., Fleer, M., Li, L., & Hammer, M. (2021).Collectiveplay:Thenewconditionsforchildren�sdevelopmentinaninstitutionalcaresetting.International

JournalofEarlyYearsEducation,30(2),478�493.https://doi.org/https://doi.org/10.1080/09669760.2021.1961078

49.

O�Connor, G., Fragkiadaki, G., Fleer, M., & Rai, P. (2021).Earlychildhoodscienceeducationfrom0to6:Aliteraturereview.EducationSciences,11(4),178.https://doi.org/https://doi.org/10.3390/educsci11040178

50.

Rai, P., Fleer, M., & Fragkiadaki, G. (2021).Theorisingdigitaltools:MutualconstitutionofthepersonanddigitalinaConceptualPlayWorld.HumanArenas,1�18.https://doi.org/10.1007/s42087-020-00178-8

51.

Sikder, S., & Fleer, M. (2015).Smallscience:Infantsandtoddlersexperiencingscienceineverydayfamilylife.ResearchinScienceEducation,45(3),445�464.https://doi.org/https://doi.org/10.1007/s11165-014-9431-0

52.

Sikder, S., & Fleer, M. (2018).Therelationsbetweenidealandrealformsofsmallscience:Consciouscollaborationamongparentsandinfants�toddlers.CulturalStudiesofScienceEducation,13(4),865�888.https://doi.org/10.1007/s11422-018-9869-x

53.

Stephenson, T., Fleer, M., & Fragkiadaki, G. (2021).Increasinggirls�STEMengagementinearlychildhood:ConditionscreatedbytheConceptualPlayWorldmodel.ResearchinScienceEducation,52,1243�1260.https://doi.org/10.1007/s11165-021-10003-z

54.

Stephenson, T., Fleer, M., Fragkiadaki, G., & Rai, P. (2021a).�Youcanbewhateveryouwanttobe!�:Transformingteacherpracticestosupportgirls�STEMengagement.EarlyChildhoodEducationJournal,1�12.https://doi.org/10.1007/s10643-021-01262-6

55.

Stephenson, T., Fleer, M., Fragkiadaki, G., & Rai, P. (2021b).TeachingSTEMthroughplay:ConditionscreatedbytheconceptualPlayWorldmodelforearlychildhoodteachers.EarlyYears,1�17.

56.

Utami, A.D., Fleer, M., & Li, L. (2020).Shiftinteachers�pedagogicalpracticesinplay-basedprogrammeinIndonesia.InternationalJournalofEarlyYearsEducation,28(4),397�412.https://doi.org/https://doi.org/10.1080/09669760.2020.1777846

57.

Veraksa, N., Sheridan, S., & Colliver, Y. (2021).Balancingchild-centredwithteacher-directedapproachestoearlyeducation:Incorporatingyoungchildren�sperspectives.Pedagogy,Culture&Society,1�18.https://doi.org/https://doi.org/10.1080/14681366.2021.1955736

58.

Vygotsky, L.S. (1966).Playanditsroleinthementaldevelopmentofthechild.Voprosypsikhologii,12(6),62�76.https://doi.org/https://doi.org/10.2753/RPO1061-040505036

59.

Vygotsky,L.S.(1994).Theproblemoftheenvironment(T.Prout,Trans.).InR.vanderVeer&J.Valsiner(Eds.),TheVygotskyreader(pp.338�354).Blackwell.

60. Vygotsky,L.S.(1997).Thecollectedworksof

L.S.

Vygotsky:Thehistoryofthedevelopmentofhighermentalfunctions(M.J.Hall,Trans.;R.W.Rieber,Ed.,Vol.4).PlenumPress.

61. Vygotsky,L.S.(1998).Thecollectedworksof

L.S.

Vygotsky:Childpsychology(M.J.Hall,Trans.;R.W.Rieber,Ed.,Vol.5).PlenumPress.

62. Vygotsky,L.S.(2004).Imaginationandcreativityinchildhood.JournalofRussian&EastEuropeanPsychology,42(1),7�97.https://doi.org/10.1080/10610405.2004.11059210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.