Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
314
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВООБРАЖЕНИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИГРА / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Капитанец Елена Германовна, Задорина Екатерина Андреевна

Изменения, происходящие повсеместно, требуют умения обладать нестандартным, творческим мышлением, способностью быстро решать сложные задачи, а также приспосабливаться к быстро меняющимся условиям. В связи с этим у общественности формируется социально-экономический запрос на воспитание творчески активного воображения с самого раннего возраста. В ответ на этот высокой актуальности запрос в педагогической литературе все чаще освещается влияние воображения на развитие и формирование личности ребенка, в том числе и на его агрессивность. Цель исследования - выявить влияние воображения на агрессивность старших дошкольников и обосновать методы его педагогической коррекции. Этапы исследования: поисково-подготовительный (была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; подобраны методы и методики для дальнейшего эмпирического изучения); опытно-экспериментальный (выбор экспериментальной площадки - МБДОУ Детский сад № 332 г. Челябинска); подбор участников эксперимента и их подготовка (n = 65); разработаны мероприятия для проведения констатирующего эксперимента; контрольно-обобщающий - интерпретированы результаты по методике выявления уровня воображения П. Торренса «Нарисуй картинку» и методике диагностики агрессивного поведения О. Иленко «Признаки агрессивности»; проведена математико-статистическая обработка результатов с помощью rs - коэффициента ранговой корреляции Спирмена. В результате выявлено, что 25% дошкольников обладают высоким уровнем воображения и 25% - низким уровнем агрессивности в поведении; 60% - средним уровнем воображения и 60% - средним уровнем агрессивности в поведении; 15% - низким уровнем воображения и 15% - высоким уровнем агрессивности в поведении. Вычисление коэффициента Спирмена подтвердило достоверную связь между воображением и уровнем агрессивного поведения у старших дошкольников. Новизну проведенного исследования можно увидеть по оригинальной выборке дошкольников, по времени их особенного развития в период пандемии COVID-19, по подбору методик изучения проблемы. Кроме того, в выборке не было исключений, вызванных детской психопатологией и функциональными нарушениями, которые прогнозируются раздражительностью дошкольного возраста. Основные выводы объединены в две группы, и они нашли своё отражение в отборе существующих методических рекомендаций педагогам и родителям: во-первых, это уточнение выводов о социальном взаимодействии, во-вторых, это уточнение выводов о превентивных мерах и педагогической коррекции агрессивности детей дошкольного возраста. Особое место в процессе составления рекомендаций занимают положения, касающиеся проблем коррекции воображения и агрессивного поведения дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Капитанец Елена Германовна, Задорина Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR CORRECTING THE DESTRUCTIVE INFLUENCE OF IMAGINATION ON THE AGGRESSIVE BEHAVIOR OF PRESCHOOLERS

The changes taking place everywhere require the ability to have non-standard, creative thinking, the skill to solve complex problems quickly, as well as to adapt to rapidly changing conditions. In this regard, the society is forming a socio-economic demand for the formation of a creatively active imagination from an early age. In response to this highly relevant request, the influence of imagination on the development and formation of the child's personality, including his aggressiveness, is more and more discussed in the pedagogical literature. The purpose of the study: to identify the influence of imagination on the aggressiveness of older preschoolers and to substantiate the methods of its pedagogical correction. Research stages: search and preparation (the psychological and pedagogical literature on the research problem was studied; methods and techniques for further empirical study were selected); experiment (selection of an experimental site - educational institution Kindergarten No. 332, Chelyabinsk); selection of participants in the experiment and their preparation (n = 65); measures were worked out for conducting an ascertaining experiment; control and generalization - the results were interpreted according to P. Torrance's method of identifying the level of imagination "Draw a picture" and the method of diagnosing aggressive behavior by O. Ilenko; mathematical and statistical processing of the results was carried out using rs-coefficient of Spearman's rank correlation. As a result, it was found that 25% of preschoolers have a high level of imagination and 25% have a low level of aggressiveness in behavior; 60% have an average level of imagination and 60% - an average level of aggressiveness in behavior; 15% have a low level of imagination and 15% - a high level of aggressiveness in behavior. The calculation of the Spearman's coefficient confirmed a significant relationship between imagination and the level of aggressive behavior in older preschoolers. The novelty of the study can be seen in the original sample of preschoolers, in the time of their special development during the COVID-19 pandemic, in the selection of methods for studying the problem. In addition, there were no exceptions in the sample caused by childhood psychopathology and functional disorders, which are predicted by irritability of preschool age. The main conclusions are combined into two groups, and they are reflected in the selection of existing methodological recommendations for teachers and parents: firstly, this is a clarification of the conclusions about social interaction, and secondly, this is a clarification of the conclusions about preventive measures and pedagogical correction of aggressiveness in preschool age children. The provisions relating to the issues of correcting the imagination and aggressive behavior of preschoolers took a special place in the process of compiling recommendations.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2022, № 04 (апрель) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221021 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11021 УДК 37.032

Педагогические технологии коррекции деструктивного влияния воображения на агрессивное поведение дошкольников1

Pedagogical technologies for correcting the destructive influence of imagination on the aggressive behavior of preschoolers

Авторы статьи

Долгова Валентина Ивановна,

доктор психологических наук, декан факультета психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия ORCID: 0000-0001-9059-5682 23a12@list.ru

Капитанец Елена Германовна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия

ORCID: 0000-0003-0837-0850 kapitanetstu@cspu.ru

Задорина Екатерина Андреевна,

студентка факультета психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия ORCID: 0000-0001-7425-0561 zadorinaea@cspu.ru

Authors of the article Valentina I. Dolgova,

Doctor of Psychology, Dean of the Faculty of Psychology,

South Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia

ORCID: 0000-0001-9059-5682

23a12@list.ru

Elena G. Capitanets,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Department of Theoretical and Applied Psychology,

South Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia

ORCID: 0000-0003-0837-0850

kapitanetstu@cspu.ru

Ekaterina A. Zadorina,

Student, Faculty of Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia ORCID: 0000-0001-7425-0561 zadorinaea@cspu.ru

Конфликт интересов

L

Conflict of interest statement

В. И. Долгова является членом редакционного совета журнала «Концепт».

V. I. Dolgova is a member of the editorial board of the "Concept" journal.

Поступила в редакцию Received 10.01.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.03.22

Принята к публикации Accepted for publication 10.03.22 Опубликована Published 30.04.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Задорина Е. А., 2022

1 Статья подготовлена в рамках Комплексной программы и плана научно-исследовательской, проектной и научно-организационной деятельности научного центра Российской академии образования на базе ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» на 2021-2024 годы «Педагогическое образование на Южном Урале: научные основы развития и инноваций» и Гранта Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева (руководитель В. И. Долгова).

Для цитирования

For citation

Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Задорина Е. А. Педагогические технологии коррекции деструктивного влияния воображения на агрессивное поведение дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 04. С. 18-34. URL: http://e-koncept.ru/2022/221021.htm. DOI: 10.24412/2304-120X^022-11021

Аннотация

V. I. Dolgova, E. G. Capitanets, E. A. Zadorina, Pedagogical technologies for correcting the destructive influence of imagination on the aggressive behavior of preschoolers // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2022. No. 04. P. 18-34. URL: http://e-kon-cept.ru/2022/211021.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11021

Abstract

Изменения, происходящие повсеместно, требуют умения обладать нестандартным, творческим мышлением, способностью быстро решать сложные задачи, а также приспосабливаться к быстро меняющимся условиям. В связи с этим у общественности формируется социально-экономический запрос на воспитание творчески активного воображения с самого раннего возраста. В ответ на этот высокой актуальности запрос в педагогической литературе все чаще освещается влияние воображения на развитие и формирование личности ребенка, в том числе и на его агрессивность. Цель исследования - выявить влияние воображения на агрессивность старших дошкольников и обосновать методы его педагогической коррекции. Этапы исследования: поисково-подготовительный (была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; подобраны методы и методики для дальнейшего эмпирического изучения); опытно-экспериментальный (выбор экспериментальной площадки - МБДОУ Детский сад № 332 г. Челябинска); подбор участников эксперимента и их подготовка (п = 65); разработаны мероприятия для проведения констатирующего эксперимента; контрольно-обобщающий - интерпретированы результаты по методике выявления уровня воображения П. Торренса «Нарисуй картинку» и методике диагностики агрессивного поведения О. Иленко «Признаки агрессивности»; проведена математико-статистиче-ская обработка результатов с помощью ге - коэффициента ранговой корреляции Спирмена. В результате выявлено, что 25% дошкольников обладают высоким уровнем воображения и 25% - низким уровнем агрессивности в поведении; 60% - средним уровнем воображения и 60% - средним уровнем агрессивности в поведении; 15% - низким уровнем воображения и 15% - высоким уровнем агрессивности в поведении. Вычисление коэффициента Спирмена подтвердило достоверную связь между воображением и уровнем агрессивного поведения у старших дошкольников. Новизну проведенного исследования можно увидеть по оригинальной выборке дошкольников, по времени их особенного развития в период пандемии COVID-19, по подбору методик изучения проблемы. Кроме того, в выборке не было исключений, вызванных детской психопатологией и функциональными нарушениями, которые прогнозируются раздражительностью дошкольного возраста. Основные выводы объединены в две группы, и они нашли своё отражение в отборе существующих методических рекомендаций педагогам и родителям: во-первых, это уточнение выводов о социальном взаимодействии, во-вторых, это уточнение выводов о превентивных мерах и педагогической коррекции агрессивности детей дошкольного возраста. Особое место в процессе составления рекомендаций занимают положения, касающиеся проблем коррекции воображения и агрессивного поведения дошкольников.

The changes taking place everywhere require the ability to have non-standard, creative thinking, the skill to solve complex problems quickly, as well as to adapt to rapidly changing conditions. In this regard, the society is forming a socio-economic demand for the formation of a creatively active imagination from an early age. In response to this highly relevant request, the influence of imagination on the development and formation of the child's personality, including his aggressiveness, is more and more discussed in the pedagogical literature. The purpose of the study: to identify the influence of imagination on the aggressiveness of older preschoolers and to substantiate the methods of its pedagogical correction. Research stages: search and preparation (the psychological and pedagogical literature on the research problem was studied; methods and techniques for further empirical study were selected); experiment (selection of an experimental site - educational institution Kindergarten No. 332, Chelyabinsk); selection of participants in the experiment and their preparation (n = 65); measures were worked out for conducting an ascertaining experiment; control and generalization - the results were interpreted according to P. Torrance's method of identifying the level of imagination "Draw a picture" and the method of diagnosing aggressive behavior by O. Ilenko; mathematical and statistical processing of the results was carried out using rs-coeffi-cient of Spearman's rank correlation. As a result, it was found that 25% of preschoolers have a high level of imagination and 25% have a low level of aggressiveness in behavior; 60% have an average level of imagination and 60% - an average level of aggressiveness in behavior; 15% have a low level of imagination and 15% - a high level of aggressiveness in behavior. The calculation of the Spearman's coefficient confirmed a significant relationship between imagination and the level of aggressive behavior in older preschoolers. The novelty of the study can be seen in the original sample of preschoolers, in the time of their special development during the COVID-19 pandemic, in the selection of methods for studying the problem. In addition, there were no exceptions in the sample caused by childhood psychopathology and functional disorders, which are predicted by irritability of preschool age. The main conclusions are combined into two groups, and they are reflected in the selection of existing methodological recommendations for teachers and parents: firstly, this is a clarification of the conclusions about social interaction, and secondly, this is a clarification of the conclusions about preventive measures and pedagogical correction of aggressiveness in preschool age children. The provisions relating to the issues of correcting the imagination and aggressive behavior of preschoolers took a special place in the process of compiling recommendations.

Ключевые слова Key words

старший дошкольный возраст, воображение, агрессивное поведение, игра, детско-родительские отношения, методические рекомендации older preschool age, imagination, aggressive behavior, play, child-parent relationship, methodological guidelines

Благодарности Acknowledgements

Авторы выражают благодарность коллективу МБДОУ Детский сад № 332 г. Челябинска за помощь в проведении опытно-экспериментальной работы. The authors express their gratitude to the staff of Kindergarten No. 332, Chelyabinsk, for their help in experimental work.

Введение / Introduction

В современном мире - в век технологий и быстрой обработки информации - с неимоверной скоростью происходят изменения в экономике, социуме и науке. Эти изменения требуют от общества умения обладать нестандартным, творческим мышлением, способностью быстро решать сложные задачи, а также приспосабливаться к быстро меняющимся условиям. Эти способности развиваются на основе креативного и творческого мышления, которое базируется на воображении. Но большое количество людей привыкло мыслить стандартно - по правилам, которым обучали в детских садах, школах и высших учебных заведениях. Поэтому многие в ситуации многозадачности теряются, отчего необходимый результат деятельности часто находится на низком уровне. Поэтому у общественности формируется социально-экономический запрос на воспитание творчески активной личности с самого раннего возраста.

В связи с высокой актуальностью в педагогической литературе все чаще освещается вопрос роли воображения в развитии и формировании личности ребенка. В ответ на этот высокой актуальности запрос в педагогической литературе все чаще освещается влияние воображения на развитие и формирование личности ребенка.

Цель исследования - выявить влияние воображения на агрессивность старших дошкольников и обосновать методы его педагогической коррекции.

Обзор литературы / Literature review

Исследования социального и культурного генезиса воображения с самого раннего возраста определяют качество жизнедеятельности людей и их эффективную адаптацию.

Культурно-историческая концепция развития детей выдвигает воображение на первый план как ключевую психологическую функцию. Тем не менее немногие эмпирические исследования рассматривали генезис и мотивирующие условия развития воображения. Поэтому представляется интересной работа, проведенная в 2021 году группой авторов [1] по изучению развития воображения как межпсихологической деятельности и раннего развития воображения как внутрипсихической функции. Качественные данные были получены в результате образовательного эксперимента, который опирался на концептуальный игровой мир: коллективная модель практики развития игры и воображения. Находясь в воображаемой ситуации в качестве партнера по игре, учитель ввел продвинутую форму воображения в детскую среду и предложил присоединиться к коллективным формам воображения. Дети признавали и отвечали на приглашения, исходящие от учителя и своих сверстников, и развивали мотивационную ориентацию на коллективное воображение. Коллективное воображение со взрослым обогащалось и расширялось, а также развивалось в диалектических взаимосвязях, порождающих трансформацию групповых отношений. Результаты исследования продвигают теорию о раннем развитии воображения и добавляют

практической информации о критической роли воображения в раннем возрасте. Этот вывод подчеркнут в 2021 году и в работах А. В. Панькова, посвященных особенностям развития воображения дошкольников средствами театрализованной деятельности, значительно обогащающей его диапазон [2]. Воображение ребенка может быть и богаче воображения взрослого, но относительность высокого уровня детского воображения следует оценивать только в сравнении с темпом развития других познавательных способностей.

Развитие познавательных способностей - одна из важнейших сторон психики и развития личности дошкольников в целом, изменяющая сознание ребенка. В соответствии с этим в каждом возрасте существуют ведущие психические процессы, на основе которых идет восприятие информации детьми.

В возрасте 4-5 лет у детей развивается познавательный интерес, который побуждает к стремительному изучению неизведанного и нового, к воссозданию услышанного и увиденного, к развитию воображения.

Формирование воображения в дошкольном возрасте отвечает за множество функций, в том числе и связанных с проявлением или не проявлением детской агрессивности.

Диагностические инструменты, первоначально разработанные для американских дошкольников, хорошо применялись и в России. Выводы по поводу агрессии, общительности и виктимизации в целом согласуются с предыдущими исследованиями американских и итальянских дошкольников, особенно в отношении детей со спорным статусом.

Агрессивное поведение в раннем детстве приводит к ряду негативных последствий для детей, таких как краткосрочные и долгосрочные академические, развивающие, социальные и эмоциональные трудности. Существует прямое, косвенное и интерактивное влияние как индивидуальных, так и семейных факторов на агрессивность детей. Индивидуальные факторы включают импульсивность и отвержение сверстников, в то время как семейные факторы - материнскую поддержку и участие, а также психологический контроль. По материалам исследования самоотчетов [3], анонимно проведенных 532 израильскими матерями (31,6% евреев и 68,4% арабов), получилось, что детская агрессия была положительно связана с использованием матерью психологического контроля и отрицательно - с просоциальным поведением.

Проведенное китайскими учеными (п = 1382) исследование семейных предикторов агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, связанных с большим количеством семейных конфликтов, в процессе которых проявлялось враждебное/ принудительное воспитание, показало влияние на повышение склонности к агрессивному поведению [4]. Более того, непоследовательные родительские отношения между бабушками и дедушками и родителями, а также чрезмерное воздействие телевизора способствовали росту детской агрессии.

С этим мнением согласуются и выводы других исследований относительно влияния жестоких и просоциальных мультфильмов на развитие у дошкольников агрессивных когнитивных способностей и агрессивного поведения. Так, Цянь Чжан, И Цао, Д. А. Джентайл изучили поведение детей из трех китайских детских садов (п = 174) в возрасте от 5 до 6 лет (50% девочек), названных их учителями и сверстниками агрессивными [5]. Половина из них вошла в экспериментальную группу для просмотра просо-циальных мультфильмов в течение пяти дней подряд, в то время как другая половина вошла в контрольную группу, которая не смотрела мультфильмы. Дети, которые смот-

рели просоциальные мультфильмы, демонстрировали более низкие агрессивные когнитивные способности и агрессивное поведение, чем те, кто не смотрел мультфильмы. В частности, просмотр просоциальных мультфильмов снижал агрессивные когнитивные способности и агрессивное поведение больше у мальчиков, чем у девочек.

В числе немногих зарубежных исследований, изучающих поведенческие корреляты социометрического статуса российских дошкольников, назовем работы Д. А. Нельсона, К. К. Бурнер, С. М. Койн, К. Х. Карта, К. К. Робинсона [6]. Поведенческие корреляты, изученные этими авторами, включали физические и реляционные формы агрессии/ виктимизации и социальное поведение российских дошкольников (п = 221). Основные выводы (воображение ребенка динамично формируется с помощью различных «детских» видов деятельности; когда ребенок фантазирует, его мозговая деятельность активно развивается; наиболее активно воображение развивается в игре) не противоречат классической теории Л. С. Выготского. Подчеркнем здесь, что зарубежные исследователи часто используют теорию Л. С. Выготского в качестве основного подхода к исследованиям игры и речи, которые глубоко переплетены у маленьких детей. Изучение этих связей по мере их развития в процессе вовлечения детей дошкольного возраста в значимую деятельность помогает объяснять их агрессивное поведение.

Отечественные авторы также с опорой на Л. С. Выготского говорят о положительном влиянии на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста игры, например, Е. Б. Кузнецова, А. К. Малыгина делают заключение о роли игры с использованием элементов арт-терапии [7]; О. А. Моисеенко, Л. Г. Петрова объясняют влияние приемов драматизации [8]. Примечательно, что В. К. Маги не смогла обнаружить значительного эффекта от подобного эксперимента с арт-терапией [9]. В нынешней академической обстановке, в которой все большее внимание уделяется академическим дисциплинам в программах дошкольного образования, что может привести к отмене программ в области искусств, В. К. Маги не выявила навыков, способствующих развитию воображения. Следовательно, развитию воображения способствуют множественные ресурсы игры, интегративное влияние которых проявляется в достижении желаемых результатов.

О значимых ресурсах игры в развитии воображения пишут в 2021 году и С. Валлер-стедт, Н. Прамлинг, П. Лагерлеф, особо подчеркивая ресурсную роль функционального участия взрослых в коммуникации и метакоммуникации между детьми, например, в управлении и конструировании детской игры с позиций собственного опыта [10].

В этом же 2021 году К. К. Фера, Д. Д. Хоффман, Д. Э. Чемберс, Д. Рамасами сделали вывод о том, что ресурсы экспериментальной игровой коррекции являются многообещающим средством для улучшения игровых навыков детей и связанных с ними областей индивидуального развития [11]. После такой коррекции индивидуальное развитие навыков игры у детей (воображение, организованность, разнообразие аффектов) значительно улучшается.

Индивидуальное развитие предполагает использование всех субъективных и объективных факторов организации обучения, в том числе и представлений самих детей о своем воображении, этот вывод после эксперимента (59 учащихся третьих классов нескольких польских государственных школ) сделала Д. Здыбель [12], и он представляет несомненный научный интерес.

Представлениям детей о собственном воображении посвящено исследование Юаньхуа Ли, Ифан Вана, Сяоянь Чэня, Су Ли, Леймао Чжана, отвечающее на вопрос:

«Знают ли дошкольники, что фантастические события не могут происходить в повседневной жизни?» [13] Сравнивая результаты (n = 480), авторы в 2021 году обнаружили, что, когда рассматривались только фантастические события (на примере телевизионных программ, часто содержащих фантастические события), дети лучше распознают позитивные события в мультфильмах, чем в анимации в реальном времени. Сопоставимое исследование влияния художественных образов и сюжетов на агрессию детей среднего дошкольного возраста провели в этом же 2021 году М. И. Дедюкина, Т. Д. Соколова [14] и M. M. Каспаров, Т. В. Огородова, С. А. Павлова [15]. По данным этих исследований, взаимосвязи воображения и уровня развития агрессивного поведения обусловлены тем, что дети с развитым воображением обладают развитым образным мышлением, могут с помощью образов придумывать и создавать различные сценарии игр с любым количеством игрушек, а детям же с низким уровнем воображения сложно придумывать новые сюжеты игры, поэтому, если кто-то или что-то вмешивается, ребёнок очень агрессивно на это реагирует. Также происходит, если воспитатель требует резкого переключения с одной деятельности на другую: ребёнку сложно даётся быстро сопоставить образы и влиться в новый сюжет, поэтому опять создаётся ситуация, провоцирующая агрессию. Агрессивное поведение в данном случае выступает как защитный механизм. Дети с хорошим уровнем воображения могут легко переключаться, придумывать всё новое, поэтому меньше склонны к агрессивным проявлениям и более устойчивы в эмоциональном плане.

Современная психология (в том числе и наши исследования уровня страха у детей дошкольного возраста [16], индивидуальных проявлений дефицита работоспособности в общении у детей дошкольного возраста [17]) накопила большие объемы данных теоретических и эмпирических исследований агрессии и креативности как явлений, независимых друг от друга. Однако существует и много работ, представляющих синтез эмпирических данных о взаимосвязи агрессии и креативности у детей старшего дошкольного возраста, причем названы гендерные различия проявления этих взаимосвязей.

Проведенный анализ показал, какие типы педагогических контекстов могут способствовать или препятствовать развитию воображения и агрессивного поведения дошкольников во время различных видов деятельности в их взаимосвязях и чем они обусловлены. В этой связи программы профилактики и коррекции, направленные на борьбу с агрессией в раннем детстве, должны уделять особое внимание практике с матерями и супружескими парами, а также индивидуальным особенностям и механизмам предотвращения и пресечения семейного насилия в раннем детстве, а кор-рекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста должна способствовать перепроектированию агрессии и развитию креативности.

Материалы и методы исследования / Materials and research methods

Этапы исследования воображения старших дошкольников соответствуют ранее сделанным В. И. Долговой, Ю. А. Рокицкой рекомендациям по организации диагно-стико-аналитической деятельности психолога в сфере образования [18]:

1. Поисково-подготовительный; на этом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, а также были подобраны методы и методики для дальнейшего эмпирического изучения.

2. Опытно-экспериментальный; на втором этапе были разработаны мероприятия для проведения этапа и выбрана экспериментальная площадка на базе МБДОУ

Детский сад № 332 г. Челябинска, подобрана группа участников, в которую вошли дошкольники старшего возраста в количестве 20 человек, их родители, бабушки и дедушки - 40 человек, психолог, воспитатели, сотрудники - 5 человек.

3. Контрольно-обобщающий; были интерпретированы ответы, занесены данные в общие сводные таблицы, построены гистограммы для лучшего визуального восприятия результатов:

- результаты по методике выявления уровня воображения П. Торренса «Нарисуй картинку» представлены на рис. 1;

- результаты по методике диагностики агрессивного поведения О. Иленко «Признаки агрессивности» представлены в табл. 1 и на рис. 2.

По результатам исследования по этим двум методикам была проведена матема-тико-статистическая обработка результатов.

Обсудим выбранные методики.

Методика выявления уровня воображения П. Торренса «Нарисуй картинку». Цель - диагностика воображения. Задачи: определение уровня развития творческой ассоциации; диагностика развития воссоздающего воображения и целостности восприятия; диагностика развития творческого воображения и фантазии. Рекомендуемый возраст: 4-7 лет. Методика позволяет комплексно определить уровень воображения у детей старшего дошкольного возраста; удобна для применения, а также направлена на творческую деятельность, что вызывает большой интерес у детей при выполнении. Детям были предоставлены раздаточные материалы (элементы из цветной бумаги в виде капельки на клеевой основе, лист А4, набор цветных карандашей и простые ластики). Затем дано задание: взяв за основу форму капли, нарисовать рисунок. По окончании рисования каждому ребёнку были заданы вопросы о рисунке.

Для определения уровня агрессивного поведения проведено анкетирование педагогов-воспитателей по методике диагностики агрессивного поведения О. Иленко «Признаки агрессивности». Цель - диагностика уровня агрессивного поведения. Задачи: выявление уровня агрессивности; определение формы выражения агрессивности в поведении ребёнка. Рекомендуемый возраст: 6-14 лет. Методика проста в использовании и не отнимает много времени на заполнение.

Результаты исследования / Research results

Результаты диагностики уровня воображения старших дошкольников по методике П. Торренса «Нарисуй картинку» представлены на рис. 1.

По рис. 1 явно доминируют значения по среднему уровню воображения (60%, 12 чел.); такие дети дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные, без деталей, а также всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы. Средний уровень воображения свидетельствует о хорошо развитой фантазии и целостности восприятия, но склонности к повторению.

Реже, у четвертой части детей, проявляется высокий уровень воображения (25%, 5 чел.). Эти дети давали схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки, рисунок не повторялся самим ребенком или другими детьми, предложенная фигура являлась обычно центральным элементом рисунка. Высокий уровень воображения свидетельствует о том, что у ребёнка развиты творческие ассоциации и фантазия, такие дети обладают высоким уровнем воссоздающего воображения и целостности восприятия.

т

^

ш т

О ^

ш т

О т I-и ш т

х ^

О

100% 90%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

80%% 70°% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Высокий уровень воображения

средний уровень воображения

Низкий уровень воображения

Уровни воображения

Рис. 1. Распределение уровня воображения у старших дошкольников по методике выявления уровня воображения «Нарисуй картинку» П. Торренса

Низким уровнем воображения обладают 15%, 3 чел. Такие дети фактически не принимают задачу, либо рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, либо дают беспредметное изображение. Низкий уровень воображения говорит о том, что у ребёнка не развито образное мышление. Результаты диагностики агрессивного поведения старших дошкольников по методике диагностики агрессивного поведения О. Иленко «Признаки агрессивности» представлены по следующим индикаторам (утверждениям о ребенке):

1. Временами в него вселяется «злой дух».

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги.

6. Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним.

9. Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих.

10. В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот.

11. Часто бывает ворчлив.

12. Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека.

13. Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других.

14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых.

15. Легко ссорится, часто вступает в драки. Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми.

16. У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности.

17. Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

18. Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других.

По результатам исследования по методике диагностики агрессивного поведения О. Иленко «Признаки агрессивности» 15% (3 чел.) обладают высоким уровнем агрессивности в поведении. Этим детям присуще деструктивное поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

т

^

ш со

О ^

ш т

О со I-и ш т

о

100% 90% 80% 70°% 60°% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

15

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень агрессивности

агрессивности в поведении агрессивности в поведении в поведении

Уровни агрессивности в поведении

Рис. 2. Распределение уровня агрессивного поведения у старших дошкольников по методике диагностики агрессивного поведения О. Иленко «Признаки агрессивности»

60% (12 чел.) обладают средним уровнем агрессивности в поведении, что говорит о том, что дети склонны к агрессивным проявлениям в поведении, но проявляют агрессию от случая к случаю.

25% (5 чел.) обладают низким уровнем агрессивности в поведении, что говорит о том, что у детей в очень редких случаях наблюдается агрессия в поведении.

Для выполнения математико-статистической обработки результатов диагностики уровня воображения у старших дошкольников по методике П. Торренса «Нарисуй картинку» и методике диагностики агрессивного поведения О. Иленко «Признаки агрессивности» будем использовать ^-критерий Спирмена, так как с помощью него можно выявить, есть ли связь между двумя признаками.

Гипотезы:

Н_0 Корреляция между воображением и уровнем развития агрессивного поведения не отличается от 0.

Н_1 Корреляция между воображением и агрессивным поведением достоверно отличается от 0.

Подсчет рангового коэффициента корреляции Спирмена при сопоставлении показателей воображения и агрессивного поведения старших дошкольников представлен в таблице.

Подсчет рангового коэффициента корреляции Спирмена при сопоставлении показателей воображения и агрессивного поведения старших дошкольников

№ п/п Переменная А Уровень воображения Переменная В Агрессивное поведение Л (ранг А-ранг В) й2

Индивидуальные значения Ранг Индивидуальные значения Ранг

1 0 1 19 20 -19 361

2 3 9 13 14,5 -5,5 30,25

3 2 5 13 14,5 -9,5 90,25

4 3 9 31 10 -1 1

5 4 13,5 10 9 4,5 20,25

6 5 16 5 5 11 121

7 8 19,5 2 2 17,5 306,25

8 4 13,5 8 7 6,6 43,56

9 4 13,5 7 6 7,5 56,25

10 4 13,5 9 8 5,5 30,25

11 2 5 14 16,5 -11,5 132,25

12 2 5 14 16,5 -11,5 132,25

13 3 9 12 12 -3 9

14 1 2,5 8 18,5 -16 256

15 3 9 12 12 -3 9

16 1 2,5 18 18,5 -16 256

17 3 9 12 12 -3 9

18 6 17 4 4 13 169

19 7 18 3 3 15 225

20 8 19,5 1 1 18,5 342,25

210 210 2599,81

Определяем эмпирическую величину г5:

Г5 эмп = 1_6*2599,81+33,5+3,5 = 1-1,98 = -0,98

Б эмп. 20(202-1)

Для определения берём модуль получившегося значения г5эмп=|—0,98| = 0,98. Критические значения: Г0,45 (р < 0,05)

5 кр. (0,57 (р < 0,01)

^ эмп. > П, 0,01=> принимается Я1.

Корреляция между воображением и агрессивным поведением достоверно отличается от 0. Отрицательное значение означает обратную зависимость.

В результате проведения математико-статистической обработки было выявлено, что существует обратная достоверная связь между уровнями воображения и уровнем развития агрессивного поведения у старших дошкольников.

По данным представленного исследования существование взаимосвязи между воображением и уровнем агрессивного поведения дошкольников не вызывает каких-либо споров. Его новизну можно увидеть по оригинальной выборке дошкольников, по времени их особенного развития в период пандемии СОУГО-19, по подбору методик изучения проблемы. Кроме того, в нашей выборке не было исключений, вызванных детской психопатологией и функциональными нарушениями, которые, по мнению Л. К. Сорчер, Б. Л. Гольдштейна, М. К. Финсаас, Г. А. Карлсона, Д. Н. Кляйна, Л. Р. Догерти, прогнозируются раздражительностью дошкольного возраста [19].

Остальные же выводы мы объединили в две группы, и они нашли своё отражение в отборе существующих методических рекомендаций педагогам и родителям.

Во-первых, это уточнение выводов о социальном взаимодействии, проведенное: М. Флер - о том, что концептуальные игровые миры в дошкольных учреждениях создают новые условия для развития детей во время группового обучения, обеспечивая соответствуюшую культуру обучения и социальное взаимодействие [20]; Р. Э. Уайт, Р. Б. Тибодо-Нильсен, Ф. Палермо, А. М. Микульски - о том, что социально-ролевая игра вызывает улучшение исполнительной функции дошкольников в течение учебного года [21]; Д. Э. Сойер, П. Дж. Брукс - о том, что социодраматическая игра усиливает когнитивное развитие и личную речь дошкольников и их мотивацию во всех видах деятельности [22].

Во-вторых, это уточнение выводов о превентивных мерах и педагогической коррекции агрессивности детей дошкольного возраста, проведенное: Н. Оери, А. Е. Фольк, К. М. Ро-уберс - о педагогической коррекции агрессивности в дошкольном возрасте, которая способствует взаимосвязям и взаимозависимости процессов торможения и поведенческой саморегуляции [23]; Н. Х. Караджа, Х. Узуном, Ш. Метино - взаимосвязи между двигательной креативностью и игровым поведением сверстников дошкольников и факторах, влияющиех на эту взаимосвязь [24]; Э. у. Линдси, П. С. Беркс - об эмоциях, выражаемых с друзьями и знакомыми, и социальной компетентности детей дошкольного возраста со сверстниками [25].

Особое место в процессе составления рекомендаций занимают публикации российских авторов по проблемам коррекции воображения и агрессивного поведения дошкольников, поскольку они максимально адаптированы к нашим детям. Профилактике детской агрессивности посвящены работы О. В. Шерстневой, С. В. Па-зухиной [26], в которых авторы делают акцент на отказ от принудительного, авторитарного, агрессивного общения; на удовлетворение основных потребностей ребенка в признании, в любви, в уважении, в безопасном и самостоятельном включении в семейные и коллективные отношения. Сходные позиции по профилактике агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду представлены в работах Е. М. Захаровой, С. М. Берниковой, М. Ю. Сомовой [27].

Коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста посвящены труды Л. С. Самсоненко, О. А. Безносова [28]. Об основных методах коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста говорят М. П. Манаен-кова, Е. Н. Скорикова, Я. М. Бозоева [29]. Психолого-педагогическая работа педагога с

дошкольниками по преодолению вспыльчивости в дошкольной образовательной организации раскрыта в статье Н. А. Шепиловой, О. В. Пустовойтовой, Л. А. Яковлевой [30].

В случае проявления агрессии ребёнка на что-либо стоит игнорировать реакцию, но при этом не оставаться равнодушным к чувствам ребёнка и помочь ему справиться со своими эмоциями, например, переключив его внимание на какую-либо деятельность или предложить выполнить задание. В случае плохого поступка стоит акцентировать внимание не на личности ребёнка, а именно на ситуации, например, констатацией факта или выявлением мотивов такого поведения; также стоит выразить свои чувства к плохому поведению и обратить его внимание на заранее оговоренные правила. Всегда обращать внимание на собственные проявления негативных эмоций и контролировать их в присутствии ребёнка. Ни в коем случае не снижать репутацию ребёнка путём публичного оглашения вины, а обсудить с ним его поступок с глазу на глаз и договориться. Проработать с ребёнком, проявляющим агрессивное поведение, техники и способы по управлению гневом. В случае негативной ситуации демонстрировать различные модели неагрессивного поведения

Родителям по профилактике агрессивного поведения. Роль семьи в развитии эмоциональных дисгармоний у дошкольников раскрыта в работах Е. Ф. Сердюковой, М. Л. Шаповаловой [31]. Исследование взаимосвязи счастья дошкольников и их матерей проведено М. Е. Пермяковой, О. С. Виндекер [32]. Авторами показано, что когнитивные и эмоциональные индикаторы развития ребенка опосредованы их субъективным благополучием. Основная роль в этом процессе отводится родителям, в первую очередь матерям. Участие в этом исследовании приняли 70 детей и 70 матерей. С детьми проведены метод интервью, методика «Лесенка», тест тревожности (Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен), тест «Рисунок семьи». Матерям предлагали: Оксфордский опросник счастья ОН1 (А^у1е et а1.), «Шкалу реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина», «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин). Выявлено, что счастливым матерям соответствуют более счастливые и менее тревожные дети. Факторами счастья дошкольника являются их субъективные восприятия отношений в семье как благоприятных, использование стратегий кооперации и принятия. Эффективность использования метода игротера-пии в процессе коррекции внутрисемейного общения дошкольников изучена Ю. В. Батеновой, В. И. Долговой [33] с применением преимущественно тех же методик: «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В.В. Столин); проективная методика «Рисунок семьи» (интерпретация Г. Т. Хоментаускас); тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) - и комплекса оригинальных игровых упражнений. Выявлено улучшение взаимоотношений в семье, снижение числа родителей с авторитарным контролем и увеличение - с высоким уровнем принятия. Оригинальный комплекс игровых упражнений рекомендован для занятий в специализированной группе, в процессе фронтального взаимодействия в детских садах и в семье. В первую очередь стоит проанализировать своё поведение, а также поведение всех членов семьи в случае проявления агрессии. Ни в коем случае не применять силу, а также телесные наказания по отношению к ребёнку. Во время проявления агрессии со стороны ребёнка необходимо держать себя под контролем, иначе у ребёнка сложится мнение, что с помощью агрессивного поведения можно привлечь внимание родителей. Обучать ребёнка конструктивным способам выражения гнева. Не позволять применять агрессию не только своему ребёнку, но и окружающим людям по отношению к нему. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький

ребёнок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребёнок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребёнка, создайте ситуации, в которых ребёнок ведёт себя достойно и заслуживает похвалу.

Родителям по развитию воображения: как можно чаще следует использовать наглядные примеры при рассказах о сказочных героях или же своих впечатлениях, показывать иллюстративные материалы историй. Для того чтобы тренировать у ребёнка навыки выхода из различных ситуаций, стоит играть с ним, используя вымышленных персонажей. Это научит его творчески мыслить и искать выходы из разных положений. Изображая каких-либо персонажей, стоит также использовать реквизиты для того, чтобы лучше вжиться в образ и разнообразить игру. Не забывать хвалить ребёнка при проявлении творческих идей. Следует также играть в игры, нацеленные на развитие воображения, например «Незаконченный рисунок».

Педагогам по развитию воображения: в первую очередь необходимо установить контакт с ребёнком, испытывающим трудности в творческой деятельности, а также найти подход исходя из его индивидуальных особенностей, тем самым создав благоприятную атмосферу для дальнейшей работы. В этом возрасте необходимо развивать вариативность различных предметов при создании каких-либо идей, замещая их на различные элементы. Для преодоления копирования механического образца при работе не стоит использовать такие виды обучения, как шаблонность, сухость и навязывание своих идей о представлении образа чего-либо. Развивать знания о различных сторонах предмета, его составных частях, а также умения выделять главные и второстепенные признаки. При развитии воображения стоит обратить внимание на ведущую деятельность данного возраста и в приоритете использовать различные развивающие игры. Огромную роль в работе может сыграть такой вид деятельности, как изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликации), который благоприятно влияет на развитие воображения. Чаще знакомить ребёнка с различными сказками, проигрывать их в виде театра. Помимо изобразительного искусства немаловажную роль играет музыка. Во время прослушивания музыкальных произведений можно с ребёнком представлять различные картины, которые возникают исходя из впечатлений после прослушивания. И никогда не забывать о поддержке и одобрении, в которых так нуждается ребёнок.

Заключение / Conclusion

Актуальность вопросов развития воображения дошкольников состоит в том, что данный психический процесс представляет собой обязательный компонент любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом и агрессивных проявлений в частности.

В результате изучения исследований отечественных и зарубежных авторов, занимающихся изучением воображения дошкольников, выявлено, что воображение интегративно связано с познавательными процессами дошкольников и с различными видами деятельности. Все виды развивающей деятельности, используемые на занятиях, способствуют развитию воображения. Объединение этих средств в целостном педагогическом процессе способствует системному и равномерному развитию всех критериев воображения: гибкости, оригинальности и вариативности. Это подтверждают результаты диагностического исследования, проведенного в группе старших дошкольников.

Выявлена и взаимосвязь воображения и агрессивного поведения старших дошкольников:

- 25% обучающихся обладают высоким уровнем воображения, и 25% - низким уровнем агрессивности в поведении;

- 60% обучающихся обладают средним уровнем воображения, и 60% - средним уровнем агрессивности в поведении;

- 15% обучающихся обладают низким уровнем воображения, и 15% - высоким уровнем агрессивности в поведении.

По результатам проведения методики и математико-статистической обработки была выявлена достоверная связь между воображением и уровнем агрессивного поведения у старших дошкольников.

Новизну проведенного исследования можно увидеть по оригинальной выборке дошкольников, по времени их особенного развития в период пандемии COVID-19, по подбору методик изучения проблемы. Кроме того, в выборке не было исключений, вызванных детской психопатологией и функциональными нарушениями, которые прогнозируются раздражительностью дошкольного возраста. Основные выводы объединены в две группы, и они нашли своё отражение в отборе существующих методических рекомендаций педагогам и родителям: во-первых, это уточнение выводов о социальном взаимодействии, во-вторых, это уточнение выводов о превентивных мерах и педагогической коррекции агрессивности детей дошкольного возраста. Особое место в процессе составления рекомендаций занимают положения по проблемам коррекции воображения и агрессивного поведения дошкольников.

Ссылки на источники / References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Fragkiadaki G., Fleer M., Rai P. The social and cultural genesis of collective imagination during infancy // Learning Culture and Social Interaction. - 2021. - 29. - P. 100518. - URL: https://DOI.org/10.1016/j.lcsi.2021.100518.

2. Паньков А. В. Особенности развития воображения дошкольников средствами театрализованной деятельности // Педагогическое образование и наука. - 2021. - № 3. - С. 112-115.

3. Khoury-Kassabrilris M., Zadok J., Eseed R., Vazsonyi A. V. Individual and familial factors as mediators and moderators of young children's aggressive behavior // Children and Youth Services. - 2020. - 118. - P. 105428. - URL: https://doi.org/10.1016Zj.childyouth.2020.105428.

4. Jia S., Wang L., Yingjuan Sh. Y., Li P. Family Risk Factors Associated With Aggressive Behavior in Chinese Preschool Children // Journal of Pediatric Nursing. - 2016. - 31.6. - P. e367-e374. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pedn.2016.08.001.

5. Zhang Q., Cao Y., Gentile D. A. Effects of prosocial cartoon models on aggressive cognitions and aggressive behaviors // Children and Youth Services. - 2020. - Vol. 118. - P. 105498. - URL: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105498.

6. Nelson D. A., Burner K. C., Coyne S. M. et al. Correlates of sociometric status in Russian preschoolers: Aggression, victimization, and sociability // Personality and Individual Differences. - 2016. - 94. - P. 332-336. - URL: https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.01.054.

7. Кузнецова Е. Б., Малыгина А. К. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов Арт-терапии // Вестник педагогических инноваций. - 2019. - № 3 (55). - С. 113-121.

8. Моисеенко О. А., Петрова Л. Г. Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе раннего иноязычного образования посредством приема драматизации // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2. - С. 69. DOI: 10.17513/spno.30677.

9. Mages W. K. Does theatre-in-education promote early childhood development?: The effect of drama on language perspective-taking and imagination // Early Childhood Research Quarterly. - 2017. - 45. - P. 224-237. - URL: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2017.12.006.

10. Wallerstedt C., Pramling N., Lagerlof P. Triggering in play: Opening up dimensions of imagination in adult-child play // Learning Culture and Social Interaction. - 2021. - 29. - P. 100497. - URL: https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2021.100497.

11. Fehr K. K., Hoffmann J. D., Chambers E. D., Ramasami J. Feasibility of a group play intervention in early childhood // Journal of Creativity. - 2021. - 31. - P. 100008. - URL: https://doi.org/10.1016/j.yjoc.2021.100008.

12. Zdybel D. Children's conceptions of memory and imagination - from conceptual knowledge to metacognition. Phe-nomenographical study // Thinking Skills and Creativity. - 2021. - 41. - P. 100855. - URL: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100855.

13. Li Y., Wang Y., Chen X., Li S., Zhang L. Do children know that fantastic events in television programs are not real? // Cognitive Development. - 2021. - 58. - P. 101020. - URL: https://doi.org/10.1016Zj.cogdev.2021.101020.

14. Дедюкина М. И., Соколова Т. Д. Влияние художественной литературы на агрессию детей среднего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. -2021. - № 70-4. - С. 127-130.

15. Kashapov M. M., Ogorodova T. V., Pavlova S. A. Relationship between Aggression and Creativity in Senior Preschool Children // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2016. - 233. - Р. 264-268. - URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.121.

16. Dolgova V. I. Studying the preschool children's level of fear // Modern European Researches. - 2016. - № 2. -Р. 22-26.

17. Batenova Y. V., Dolgova V. I. Individual manifestations of operational deficits in communication in preschool children // Opcion. - 2018. - Vol. 34. - № 85. - Р. 1587-1601.

18. Долгова В. И., Рокицкая Ю. А. Диагностико-аналитическая деятельность психолога в сфере образования: учеб. - М.: ПЕРО, 2016. - 276 с.

19. Preschool Irritability Predicts Adolescent Psychopathology and Functional Impairment: A 12-Year Prospective Study // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. - 2021. - 2. - URL: https://doi.org/10.1016/jjaac.2021.08.016.

20. Fleer M. How Conceptual PlayWorlds in preschool settings create new conditions for children's development during group time // Learning Culture and Social Interaction. - 2020. - 28. - P. 100438. - URL: https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2020.100438.

21. White R. E., Thibodeau-Nielsen R. B., Palermo F., Mikulski A. M. Engagement in social pretend play predicts preschoolers' executive function gains across the school year // Early Childhood Research Quarterly. - 2021. - 56. -P. 103-113. - URL: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2021.03.005.

22. Sawyer J. E., Brooks P. J. Sociodramatic play enhances preschoolers' private speech and motivation across activities // Cognitive Development. - 2021. - 59. - P. 101073. - URL: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2021.101073.

23. Oeri N., Voelk A. E., Roebers C. M. Inhibition and behavioral self-regulation: An inextricably linked couple in preschool years // Cognitive Development. - 2018. - 47. - P. 1-7. - URL: https://doi.org/10.1016/j.cog-dev.2018.01.0040.

24. Karaca N. H., Uzun H., Metin S. The relationship between the motor creativity and peer play behaviors of preschool children and the factors affecting this relationship // Thinking Skills and Creativity. - 2020. - 38. - P. 100716. - URL: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100716.

25. Lindsey E. W., Berks P. S. Emotions expressed with friends and acquaintances and preschool children's social competence with peers // Early Childhood Research Quarterly. - 2019. - 47. - P. 373-384. - URL: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2019.01.005.

26. Шерстнева О. В., Пазухина С. В. Профилактика детской агрессивности // Вестник науки и образования. -2020. - № 19-1 (97). - С. 111-114. DOI: 10.24411/2312-8089-2020-11904

27. Захарова Е. М., Берникова С. М., Сомова М. Ю. Профилактика агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2021. - № 2 (54). - С. 126-133.

28. Самсоненко Л. С., Безносова О. А. К вопросу о коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 1 (18). - С. 354-356.

29. Манаенкова М. П., Скорикова Е. Н., Бозоева Я. М. Основные методы профилактики и коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста // Наука и образование. - 2021. - Т. 4. - № 1. - С. 347.

30. Шепилова Н. А., Пустовойтова О. В., Яковлева Л. А. Психолого-педагогическая работа педагога с дошкольниками по преодолению вспыльчивости в дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 2. - С. 24-40. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11006

31. Сердюкова Е. Ф., Шаповалова М. Л. Роль семьи в развитии эмоциональных дисгармоний у дошкольников // Известия Чеченского государственного университета. - 2021. - № 4 (24). - С. 92-98. DOI: 10.36684/12-2021-24-4-92-98

32. Пермякова М. Е., Виндекер О. С. Исследование взаимосвязи счастья дошкольников и их матерей // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 6 (42). - С. 229-239. DOI: 10.32744/pse.2019.6.19

33. Батенова Ю. В., Долгова В. И. Использование метода игротерапии в процессе коррекции внутрисемейного общения дошкольников // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 3(39). - С. 315-325. - URL: https://pnojournal.wordpress.com/archive19/19-03/

1. Fragkiadaki, G., Fleer, M. & Rai, P. (2021). "The social and cultural genesis of collective imagination during infancy", Learning Culture and Social Interaction, 29, p. 100518. Available at: https://DOI.Org/10.1016/j.lcsi.2021.100518 (in English).

2. Pan'kov, A. V. (2021). "Osobennosti razvitiya voobrazheniya doshkol'nikov sredstvami teatralizovannoj deyatel'nosti" [Some aspects of the development of the imagination of preschoolers by means of theatrical activities], Pedagog-icheskoe obrazovanie i nauka, № 3, pp. 112-115 (in Russian).

3. Khoury-Kassabrilris, M., Zadok, J., Eseed, R. & Vazsonyi, A. V. (2020). "Individual and familial factors as mediators and moderators of young children'saggressive behavior", Children and Youth Services, 118, p. 105428. Available at: https://doi.org/10.10167j.childyouth.2020.105428 (in English).

4. Jia, S., Wang, L., Yingjuan, Sh. Y. & Li, P. (2016). "Family Risk Factors Associated With Aggressive Behavior in Chinese Preschool Children", Journal of Pediatric Nursing, 31.6, p. e367-e374. DOI: https://doi.org/10.10167j.pedn.2016.08.001 (in English).

5. Zhang, Q., Cao, Y., Gentile, D. A. (2020). "Effects of prosocial cartoon models on aggressive cognitions and aggressive behaviors", Children and Youth Services, vol. 118, p. 105498. Available at: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105498 (in English).

6. Nelson, D. A., Burner, K. C., Coyne, S. M. et al. (2016). "Correlates of sociometric status in Russian preschoolers: Aggression, victimization, and sociability", Personality and Individual Differences, 94, pp. 332-336. Available at: https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.01.054 (in English).

7. Kuznecova, E. B. & Malygina, A. K. (2019). "Razvitie voobrazheniya u detej starshego doshkol'nogo vozrasta s ispol'zo-vaniem elementov Art-terapii" [Development of imagination in senior preschool age children using elements of Art therapy], Vestnik pedagogicheskih innovacij, № 3 (55), pp. 113-121 (in Russian).

8. Moiseenko, O. A. & Petrova, L. G. (2021). "Razvitie tvorcheskogo potenciala doshkol'nikov v processe rannego inoyazych-nogo obrazovaniya posredstvom priema dramatizacii" [Development of preschoolers' creative potential in the process of early foreign language learning by means of theatrical activities], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 2, p. 69. DOI: 10.17513/spno.30677 (in Russian).

9. Mages, W. K. (2017). "Does theatre-in-education promote early childhood development?: The effect of drama on language perspective-taking and imagination", Early Childhood Research Quarterly, 45, pp. 224-237. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2017.12.006 (in English).

10. Wallerstedt, C., Pramling, N. & Lagerlof, P. (2021). "Triggering in play: Opening up dimensions of imagination in adult-child play", Learning Culture and Social Interaction, 29, p. 100497. Available at: https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2021.100497 (in English).

11. Fehr, K. K., Hoffmann, J. D., Chambers, E. D. & Ramasami, J. (2021). "Feasibility of a group play intervention in early childhood", Journal of Creativity, 31, p. 100008. Available at: https://doi.org/10.1016/j.yjoc.2021.100008 (in English).

12. Zdybel, D. (2021). "Children's conceptions of memory and imagination - from conceptual knowledge to metacognition. Phenomenographical study", Thinking Skills and Creativity, 41, p. 100855. Available at: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100855 (in English).

13. Li, Y., Wang, Y., Chen, X., Li, S. & Zhang, L. (2021). "Do children know that fantastic events in television programs are not real?", Cognitive Development, 58, p. 101020. Available at: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2021.101020 (in English).

14. Dedyukina, M. I. & Sokolova, T. D. (2021). "Vliyanie hudozhestvennoj literatury na agressiyu detej srednego doshkol'nogo vozrasta" [The influence of fiction on the aggression of children of middle preschool age], Problemy sovremennogo ped-agogicheskogo obrazovaniya, № 70-4, pp. 127-130 (in Russian).

15. Kashapov, M. M., Ogorodova, T. V. & Pavlova, S. A. (2016). "Relationship between Aggression and Creativity in Senior Pre-school Children", Procedia - Social and Behavioral Sciences, 233, pp. 264-268. Available at: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.121 (in English).

16. Dolgova, V. I. (2016). "Studying the preschool children's level of fear", Modern European Researches, № 2, pp. 22-26 (in English).

17. Batenova, Y. V. & Dolgova, V. I. (2018). "Individual manifestations of operational deficits in communication in preschool children", Opcion, vol. 34, № 85, pp. 1587-1601 (in English).

18. Dolgova, V. I. & Rokickaya, Yu. A. (2016). Diagnostiko-analiticheskaya deyatel'nost' psihologa v sfere obrazovaniya [Diagnostic and analytical activity of a psychologist in the field of education]: ucheb., PERO, Moscow, 276 p. (in Russian).

19. (2021). "Preschool Irritability Predicts Adolescent Psychopathology and Functional Impairment: A 12-Year Prospective Study", Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 2. Available at: https://doi.org/10.1016/j.jaac.2021.08.016 (in English).

20. Fleer, M. (2020). "How Conceptual PlayWorlds in preschool settings create new conditions for children's development during group time", Learning Culture and Social Interaction, 28, p 100438. Available at: https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2020.100438 (in English).

21. White, R. E., Thibodeau-Nielsen, R. B., Palermo, F. & Mikulski, A. M. (2021). "Engagement in social pretend play predicts preschoolers' executive function gains across the school year", Early Childhood Research Quarterly, 56, pp. 103-113. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2021.03.005 (in English).

22. Sawyer, J. E. & Brooks, P. J. (2021). "Sociodramatic play enhances preschoolers' private speech and motivation across activities", Cognitive Development, 59, p. 101073. Available at: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2021.101073 (in English).

23. Oeri, N., Voelk, A. E. & Roebers, C. M. (2018). "Inhibition and behavioral self-regulation: An inextricably linked couple in preschool years", Cognitive Development, 47, pp. 1-7. Available at: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2018.01.0040 (in English).

24. Karaca, N. H., Uzun, H. & Metin, S. (2020). "The relationship between the motor creativity and peer play behaviors of pre-school children and the factors affecting this relationship", Thinking Skills and Creativity, 38, p. 100716. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.tsc.2020.100716 (in English).

25. Lindsey, E. W. & Berks, P. S. (2019). "Emotions expressed with friends and acquaintances and preschool children's social competence with peers", Early Childhood Research Quarterly, 47, pp. 373-384. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2019.01.005 (in English).

26. Sherstneva, O. V. & Pazuhina, S. V. (2020). "Profilaktika detskoj agressivnosti" [Prevention of child aggression], Vestnik naukii obrazovaniya, № 19-1 (97), pp. 111-114. DOI: 10.24411/2312-8089-2020-11904 (in Russian).

27. Zaharova, E. M., Bernikova, S. M. & Somova, M. Yu. (2021). "Profilaktika agressivnogo povedeniya starshih doshkol'ni-kov v detskom sadu" [Prevention of aggressive behavior of older preschoolers in kindergarten], Gumanitarnye nauki (g. Yalta), № 2 (54), pp. 126-133 (in Russian).

28. Samsonenko, L. S. & Beznosova, O. A. (2018). "K voprosu o korrekcii agressivnogo povedeniya u detej starshego dosh-kol'nogo vozrasta" [About correction of aggressive behavior in children of senior preschool age], Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki, № 1 (18), pp. 354-356 (in Russian).

29. Manaenkova, M. P., Skorikova, E. N. & Bozoeva, Ya. M. (2021). "Osnovnye metody profilaktiki i korrekcii agressivnogo povedeniya detej starshego doshkol'nogo vozrasta" [The main methods of prevention and correction of aggressive behavior in senior preschool age children], Nauka i obrazovanie, t. 4, № 1, p. 347 (in Russian).

30. Shepilova, N. A., Pustovojtova, O. V. & Yakovleva, L. A. (2021). "Psihologo-pedagogicheskaya rabota pedagoga s dosh-kol'nikami po preodoleniyu vspyl'chivosti v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii" [Psychological and pedagogical work of a teacher with preschoolers to overcome their quick temper in a preschool educational organization], Nauchno-metodicheskij elektronnyjzhurnal "Koncept", № 2, pp. 24-40. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11006 (in Russian).

31. Serdyukova, E. F. & Shapovalova, M. L. (2021). "Rol' sem'i v razvitii emocional'nyh disgarmonij u doshkol'nikov" [The role of the family in the development of emotional disharmony in preschoolers], Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta, № 4 (24), pp. 92-98. DOI: 10.36684/12-2021-24-4-92-98 (in Russian).

32. Permyakova, M. E. & Vindeker, O. S. (2019). "Issledovanie vzaimosvyazi schast'ya doshkol'nikov i ih materej" [Study of the relationship between the happiness of preschoolers and their mothers], Perspek-tivynaukiiobrazovaniya, № 6 (42), pp. 229-239. DOI: 10.32744/pse.2019.6.19 (in Russian).

33. Batenova, Yu. V. & Dolgova, V. I. (2019). "Ispol'zovanie metoda igroterapii v processe korrekcii vnutrisemejnogo ob-shcheniya doshkol'nikov" [Using the method of game therapy in the process of correcting intra-family communication of preschoolers], Perspektivy nauki i obrazovaniya, № 3(39), pp. 315-325. Available at: https://pnojournal.word-press.com/archive19/19-03/ (in Russian).

Вклад авторов

В. И. Долгова - определение методологии, подбор зарубежных источников, написание статьи.

Е. Г. Капитанец - научное руководство экспериментальным исследованием.

Е. А. Задорина - проведение экспериментального исследования.

Contribution of the authors

V. I. Dolgova - selection of methodology, foreign sources, writing an article.

E. G. Capitanets - scientific supervision of experimental study.

E. A. Zadorina - conducting the experimental study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.