Научная статья на тему 'Как должны соревноваться вузы?'

Как должны соревноваться вузы? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
14
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / HIGH SCHOOL / ЗАРУБЕЖНЫЕ ВУЗЫ / FOREIGN UNIVERSITIES / НАУКА / SCIENCE / РЕЙТИНГ / RATING / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ / EVALUATION OF UNIVERSITY ACTIVITIES / ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS / ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спектор Михаил Давидович

Рассматриваются актуальные вопросы образования. Анализируется положение российских и зарубежных высших учебных заведений.The article discusses current issues of education. Analyzed the position of Russian and foreign higher educational institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как должны соревноваться вузы?»

М.Д. Спектор,

Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина

Как должны соревноваться вузы?

ПЕРЕМЕНЫ И ПАРАДОКСЫ ■

УДК 378

Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина

Высшее учебное заведение -сложная система. Кибернетики рассматривают такие системы в виде черного ящика, в который, с одной стороны, поступают разного рода ресурсы, а с другой - выходит какая-то продукция. Сам по себе черный ящик - это вуз, учебный процесс, научная и воспитательная работа.

Остановимся более подробно на входе в черный ящик, средствах, которые поступают в высшее учебное заведение. Условно их можно разделить на материальные, интеллектуальные и др. К материальным обычно относят землю, труд и капитал. Применительно к вузу - это финансирование, материально-техническое обеспечение и наличие земельного участка. К интеллектуальным ресурсам можно отнести обеспеченность кадрами, их качество, возможности роста. Другие ресурсы, а также условия развития - это правила организации вузовской системы, уровень руководства внутри системы и извне, правила определения качества работы и результатов.

Во многих странах вузы делятся на государственные и частные (негосударственные). Естественно, их финансирование различается, материально-техническое обеспечение, другие ресурсы и условия работы разные. В США, например, государственное высшее учебное заведение получает средства из федерального и местного бюджетов (от правительства штата), от обучающихся, спонсоров, гранты за исследования и коммерциализацию научных резуль-

© Спектор М.Д., 2016

татов. Кроме того, раньше многие вузы на этапе создания получали бесплатно 100 га земли для развития.

Финансовое обеспечение вузов России, Казахстана и других стран намного скромнее. В них удельный вес расходов на образование ниже, а абсолютная величина существенно меньше, чем в США. Материальная обеспеченность преподавателей в разных странах тоже отличается. Так, профессор в США получает 10 тыс. долларов в месяц, в Казахстане 120 тыс. тенге (360 долларов), а в России еще меньше, чем в Казахстане. В США быть профессором вуза очень престижно, а в Казахстане и России и непрестижно, и невыгодно. Поэтому талантливые молодые люди зачастую обходят вузы.

Спортсмены знают, что выступать на соревнованиях дома, в своей стране, значительно приятнее:знакомая обстановка, привычные природные условия, внимание болельщиков. Нечто подобное возникает при сравнении работы вузов. Можно, конечно, принять правила и показатели других стран, например наших западных партнеров. Но нужно подумать и о своих правилах, традициях, особенностях.

Теперь рассмотрим международные показатели рейтинга вузов (см. табл.) [1, с. 5-9].

Как видно из таблицы, первые два показателя связаны с лауреатами Нобелевской премии. Вес этих показателей 0,3 или 30%. Остановимся на этом показателе подробнее.

ПЕРЕМЕНЫ И ПАРАДОКСЫ

МИХАИЛ ДАВИДОВИЧ СПЕКТОР

доктор экономических наук, профессор Казахского агротехническо-гоуниверситета им. С. Сейфуллина (г. Астана). Сфера научных интересов: экономика, земельные отношения. Автор более 250 публикаций

Рассматриваются актуальные вопросы образования. Анализируется положение российских и зарубежных высших учебных заведений.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, зарубежные вузы, наука, рейтинг, оценка деятельности вузов, показатели, исследования.

The article discusses current issues of education. Analyzed the position of Russian and foreign higher educational institutions.

Key words: high school, foreign universities, science, rating, evaluation of University activities, indicators, research.

Нобелевскую премию в СССР получили 15 человек, а в современной России - 5. России - пять. Все российские лауреаты - физики: Ж. Алферов (2000 год), К. Новоселов (2000), А. Абрикосов (2003), В. Гинзбург (2003), А. Гейм (2010).

В то же время в США получили 315 Нобелевских премий. Если в США всего 4352 вуза (2009 год), то в среднем на один вуз приходится 0,7 лауреата.

А в России на 1400 вузов приходится 5 лауреатов, а на один вуз?.. Легче посчитать по Казахстану, ибо здесь просто нет таких лауреатов.

Нобелевская премия присуждается в области литературы, медицины, физики, химии, экономики, мира. А как быть ученым аграриям, агропромышленным вузам?

Численность часто цитируемых исследований в третьем показателе (наукометрическая система Thomson-Reuters WoS) -вес 0,2, в четвертом показателе число статей в журналах Nature и Science - вес 0,2. Итак, получается, что нужно публиковаться только за рубежом, в англоязычных журналах.

Эта система напоминает предложение западных партнеров в 1990-х годах. Они говорили: «Рыбу мы вам не дадим, а вот удочку для ловли, пожалуйста». Они нам показали, как нужно развалить советскую систему, Советский Союз, похоронить идеи социализма, ликвидировать совхозы и колхозы. И руковод-

ство СССР, масса интеллигенции пошли на поводу у новых «гуру», успешных руководителей западных систем. Между тем и Швеция, и Норвегия построили социализм, не отказался от идей социализма Китай и другие страны. А мы перестроились и держим равнение на Запад. И вместо совхозов имеем тысячи мельчайших крестьянских хозяйств, потерю поголовья и высокомеханизированных ферм и др. Нужно ли это делать и при оценке работы вузов? А почему бы в международные правила игры не ввести наши предложения? Почему мы ориентируемся только на Запад, если правила международные?

В советские времена присуждались Ленинская, Сталинская премии, премия Ленинского комсомола. А сейчас в России и Казахстане присуждаются премии государственного уровня (пре-

мия Фонда первого Президента Республики Казахстан - лидера нации за лучшие научные исследования в области науки и техники для молодых казахстанских ученых, Государственная премия в области науки и техники им. аль-Фараби за прорывные научные исследования и внедренные инновации, премия Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых). У нас же есть еще заслуженные деятели науки, народные артисты, изобретатели, врачи, учителя, военнослужащие, а также герои страны. Почему нам не учитывать их достижения?

Еще недавно финансист и миллионер Джордж Сорос предлагал помощь ученым в размере 400 долларов за важные научные предложения. Многие научные сотрудники предоставили свои научные разработки, и лучшие получили деньги. А авторы самых оригинальных идей получили предложение переехать в США. И переехали. Отсюда и утечка мозгов. А вот что могут означать публикации в зарубежных журналах:

- контроль за ходом наших исследований;

- возможный перехват инициативы;

- откровенное подглядывание;

Таблица.

Содержание и показатели международных рейтингов

Показатель Содержание

Alumni Общее число выпускников вуза, получивших Нобелевскую премию или медаль Филдса. Вес 0,1

Award Общее число работников данного вуза, получивших Нобелевскую премию по физике, химии, медицине, экономике или медаль Филдса по математике. Вес 0,2

HiCi Численность часто цитируемых исследователей, работающих в 21 предметной области наук о жизни, медицине, физике, инженерном деле и социальных науках (наукометрическая система Thomson-Reuters WoS). Вес 0,2

N&S Число статей, опубликованных в журналах Nature и Science за последние пять лет. Вес 0,2

SCI Общее число статей, вошедших в индексы научной цитируемости SCIE и SSCI в предыдущем году. Вес 0,2

Size Результат деления суммы баллов по предыдущим пяти показателям на число эквивалентов полной ставки (FTE) академического персонала. Вес 0,1

- возможность перевода наших талантов за рубеж.

А не предложить ли нашим партнерам публиковать свои работы в России? Например, в таких журналах, как «Вопросы философии», «Вопросы экономики» и др. А почему бы и нет?

Целями высшего учебного заведения должны быть:

- подготовка специалистов;

- генерирование новых знаний;

- подготовка талантов, гениев, в том числе и лауреатов Нобелевской премии.

В прошлом высшее учебное заведение в основном готовило кадры, развитием науки вуз тоже занимался, но поскольку-постольку. Для научных исследований имелись научно-исследовательские институты по профилю. В связи с бесконечными перестройками и научно-исследовательские институты потерялись, и вузы науку не подхватили.

В высшем учебном заведении учебная нагрузка составляет 850 часов за год. Наука в вузе - это дело энтузиастов, тех, кто ухитряется работать во время каникул, в субботу, воскресенье. Но таких единицы. В американском вузе наличие исследовательских лабораторий, работа экспериментальных комплексов, опытных предприятий, включая заводы, - это норма.

Многие отмечают, что в советские времена успехи науки, в том числе и вузовской, были бесспорными и весьма убедительными. В связи с этим отметим, что тогда энтузиазм присутствовал во многих делах, а железный занавес скрывал то, что делалось за границей, например, какие там были условия труда и быта работников вузов.

Успехи выпускников вузов можно оценить по их достижениям в процессе трудовой деятельности, а исследовательскую работу вузов - по числу опубликованных монографий, патентов в расчете на 100 преподавателей.

Хорошо иллюстрирует успехи вуза его участие в республиканском, межреспубликанском смотре дипломных проектов (работ) бакалавров, диссертаций магистров и докторов наук.

Сейчас делается уклон в сторону коммерциализации научной работы вузов. Говорят, что хорош тот вуз, у которого высокий доход от реализации научных достижений. Это не совсем так. Хорошая теория, эффективное исследование, оригинальная методика анализа и прогнозирования, поданная в виде монографии, может и не принести доход. Но ведь это важнее, чем какое-то изобретение, внедренное в производство или проданное по патенту. Во всех случаях надо понимать, что наука и

доходы - это разные вещи. Крайности только вредят делу.

В заключение отметим, что международная система рейтингов должна учитывать интересы всех стран. А каждой стране либо группе стран, в том числе России, Казахстану и Беларуси, лучше иметь свою систему оценки деятельности вузов.

Вспоминая успехи советской науки, нельзя пройти мимо достижений в военной области. Государство делало все, что было необходимо ученым. И сегодня продолжается нечто подобное, но говорят, что не хватает ресурсов. Хотя на такое благое дело их всегда можно найти.

Отстаивая право России, Казахстана, Белоруссии и других стран на свое понимание качества работы своих вузов, автор не стремится противопоставить их Западу. Однако нельзя забывать и о наших исторических, политических, экономических и других особенностях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зернов В.А. Конкурентность образования - залог лидерства страны // Высшее образование сегодня. 2016.№1.C. 5-9.

LITERATURA

1. ZernovV.A. Konkurentnost' оЬгагоуапуа - zalog liderstvastrany //Vysshee obrazovanie ведома. 2016.№1. C. 5-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.