_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
3. Кендра Ли. Создание клиентской базы: пошаговое руководство по превращению контактов в деньги. 2009 г.
4. Программы лояльности/ И.Б. Манн // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2004г.
© Моисеенко Т.А., 2016
УДК 330
Морозова Ирина Михайловна
Старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета, финансов и аудита, ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень Е-mail: [email protected]
КАК БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ МАЛЫЙ БИЗНЕС Аннотация
Проблемам и перспективам развития малого бизнеса в России за последний год внимания стало уделяться даже больше, чем в предыдущие годы. Это во многом зависит от введения санкций в отношении России со стороны зарубежных компаний. Однако созданные трудности не только приостановили развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, а наоборот, даже подтолкнули к скорейшему восстановлению и совершенствованию. В статье рассматривается современное состояние бизнеса и его возможности и перспективы на будущее.
Ключевые слова
Малое и среднее предпринимательство, кредитование, микрофинансирование, бизнес, стратегия развития
Национальной гарантийной системы,
Развитие малого и среднего предпринимательства - одно из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников.
Малый бизнес сегодня является неотъемлемой частью рыночной экономики и не только устойчиво сохраняет достигнутые позиции, но и с каждым годом усиливает свое влияние на формирование общих экономических показателей в различных отраслях экономики. Именно малые и средние предприятия способны генерировать наиболее эффективные инновационные проекты, более чутко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, занимать недоступные крупным предприятиям ниши.
По итогам прошлого года ВВП России в физическом выражении в 2015 году упал по сравнению с прошлым годом на 3,7%. Инвестиции в основной капитал в РФ в 2015 году сократились на 8,4%.
Сектор малого предпринимательства обеспечивает большую часть ВВП любого развитого государства. Поэтому такой стратегически важный вид бизнеса просто необходимо тщательно оберегать и поддерживать.
Правительство РФ предлагает в данном направлении решить стратегические проблемы развития бизнеса путем использования инструментов государственной поддержки, к которым относятся:
• внедрение инвестиционных проектов и программ;
• совершенствование методов кредитной и налоговой политики.
Проблемам и перспективам развития малого бизнеса в России за последний год внимания стало уделяться даже больше, чем в предыдущие годы. Это во многом зависит от введения санкций в отношении России со стороны зарубежных компаний. Однако созданные трудности не только приостановили развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, а наоборот, даже подтолкнули к скорейшему восстановлению и совершенствованию.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
Утверждена Стратегия развития Национальной гарантийной системы (НГС) поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 г. - это система гарантийных организаций, которые обеспечивают поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, малым и средним инфраструктурным проектам на федеральном и региональном уровнях с помощью банковских гарантий и поручительств, а также единых стандартов работы.
За последующие 5 лет планируется, что показатели отечественных субъектов малого бизнеса достигнут уровня предприятий западных стран, а возможно, и превысят их.
Также основными перспективами развития предприятий малого бизнеса считаются цели, поставленные Правительством РФ на ближайшие годы. К ним отнесены реализация мер по созданию около 500 новых бизнес-инкубаторов, а также создание в каждом регионе страны:
• гарантийного фонда на сумму не менее 100 млн руб.;
• муниципальной инфраструктуры микрофинансирования субъектов малого бизнеса;
• фонда инвестирования в малые и средние предприятия.
Чтобы создать вышеуказанные механизмы, правительству РФ необходимо использовать специальные инструменты в виде субсидирования проектов поддержания малого бизнеса страны.
По данным аналитических служб, результаты некоторых из перечисленных пунктов уже проявились. Так, некоторые субъекты кредитных структур совершили переориентацию на небольшие и краткосрочные кредиты, которыми зачастую пользуются представители малого или среднего бизнеса, хотя помощь от банков все еще очень дорогая.
Средние ставки по кредитам на развитие для бизнеса хоть и пошли вниз в апреле 2015 года, все еще не достигли значений даже начала года. При этом, банков-кредиторов на рынке стало меньше.
Средние эффективные ставки по кредитам на развитие для представителей малого и среднего бизнеса начали снижаться лишь в апреле. При этом на пиковых значениях стоимость таких займов находилась в марте, когда по остальным своим продуктам банки уже начали процесс снижения ставок.
Целью кредита на развитие, как правило, является инвестиционное финансирование, а именно -капитальные расходы, а также расходы, связанные с начинанием нового вида деятельности, - приобретение комплектующих, финансирование рекламных и маркетинговых мероприятий; иные расходы, связанные с осуществлением инвестиционного проекта.
Количество выдаваемых кредитов для малых и средних предприятий продолжает снижаться, а объем просроченной задолженности расти. Такая динамика не позволяет в полной мере реагировать на положительные сдвиги в экономики страны в целом. Именно поэтому ставки по кредитам снижаются на так стремительно, как этого хотелось бы. Тем более по кредитам на развитие бизнеса, которые, как правило, одни из самых дорогих.
По сравнению с началом 2015 года количество банков из числа 20 крупнейших на рынке услуг для юрлиц, которые готовы предоставлять кредиты на развитие бизнеса, снизилось с 15 до 13 - такие программы свернули Альфа-Банк и Росбанк.
Кредитовать в долларах США на сегодняшний день готов лишь один банк из числа Топ-20 - Бинбанк. В начале года в этом списке также присутствовали ВТБ 24 и Промсвязьбанк.
Стоит отметить и сокращение максимальных сроков по программам кредитования у двух банков: Промсвязьбанк снизил срок с 10 до 5 лет, Райффайзенбанк - с 5 до 4 лет.
По состоянию на 01.01.2016 г. Фондом «Инвестиционное агентство Тюменской области» за счет заемных средств, привлеченных в банковских организациях, предоставлено 38 инвестиционных займов субъектам малого и области среднего предпринимательства Тюменской области по ставке 7 % на срок до 5 лет на сумму 553,5 млн. руб. (проекты в производственном секторе, сфере придорожного сервиса). Разницу между ставками - этой и банковской возмещает бюджет. Финансирование по мероприятию осуществляется на основании поступающих заявок от Фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области» на возмещение понесенных затрат в соответствии с Договором о предоставлении имущественного взноса.
По состоянию на 01.01.2016 г. финансирование по мероприятию составило 57 502,27021 тыс. рублей (99,6 % от общего объема бюджетных ассигнований). В области осуществляет деятельность Гарантийный
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№2/2016
ISSN 2410-700Х
фонд. В рамках реализации мероприятия предоставляется поручительство на необеспеченную часть обязательства субъектов малого (среднего) предпринимательства по кредитному договору при минимальной величине залога, предоставленного субъектом малого (среднего) предпринимательства и/или третьими лицами в размере не менее 50% от суммы обязательства Заемщика по кредитному договору. Всего, Гарантийным фондом за период функционирования предоставлено 279 поручительств на общую сумму 795,9 млн. рублей. Фондом «Инвестиционное агентство Тюменской области» за 2015 год выдано 22 целевых займов на общую сумму 93,6 млн. рублей. Средняя процентная ставка, по которой производится выдача займов - 8,25%.
По мнению большинства экспертов, перспективы развития малого бизнеса в 2015 году достаточно высоки, так как из-за множества факторов, повлиявших на падение курса рубля и цен на нефть, основные надежды возлагаются не на сильных мира сего, а на малые или средние предприятия.
Государством были созданы специальные условия для скорейшего налаживания сотрудничества с такими структурами. Однако большинство из них так и не научилось своевременно платить налоги, что негативно сказывается на экономике страны. Список использованной литературы:
1. Государственная программа Тюменской области «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства».
2. [Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.admtyumen.ru.
3. [Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.tyumen-region.ru.
4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области -[Электронный ресурс]- режим доступа:http://tumstat.gks.ru.
5. http://www.nakanune.ru
© Морозова И.М., 2016
УДК 332
Нелипа Илья Александрович,
студент КубГУ, г. Краснодар, РФ, E-mail: [email protected] Слепцова Е.В., канд. экон. наук, доцент КубГУ, Г. Краснодар, РФ, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Краснодарский край входит в число наиболее экономически развитых регионов Российской Федерации. Это обусловлено тем, что экономика края базируется на хозяйственном комплексе индустриально-аграрно-рекреационного типа. Таким образом, промышленность края представлена предприятиями топливной индустрии, машиностроения, нефтегазохимических производств, легкой и пищевой промышленности. Географическое положение и объем природных ресурсов делают важными для края производство строительных материалов, сельское хозяйство и курортно-рекреационный комплекс. В крае работает более 700 крупных и средних предприятий, а также около 3 тыс. предприятий малого бизнеса. [1] По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю индекс промышленного производства в 2015 году показал устойчивый рост по сравнению с предыдущим периодом (100,1 в % к соответствующему периоду предыдущего года), на первый