Научная статья на тему 'Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России как условие модернизации экономики России'

Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России как условие модернизации экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
718
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГАРАНТИЙНЫЙ ФОНД / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / MODERNIZATION / GUARANTEE FUND / SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дамдинов Доржи Очирович

Рассматривается система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России как условие модернизации экономики России, теоретические и практические аспекты развития в Забайкальском регионе, поддержка предпринимательства на уровне местного самоуправления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of the State Support of Small and Medium Business in Russia as a Condition of Russian Economy Modernization

The system of the state support of small and medium business in Russia as a condition of Russian economy modernization, theoretical and practical aspects of development in the Transbaikalian region, business support at level of local government are considered

Текст научной работы на тему «Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России как условие модернизации экономики России»

УДК 351.862.6.:334.722.012.63/64 (470)

Дамдинов Доржи Очирович Dorzhi Damdinov

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

SYSTEM OF THE STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA AS A CONDITION OF RUSSIAN ECONOMY MODERNIZATION

mi

Рассматривается система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России как условие модернизации экономики России, теоретические и практические аспекты развития в Забайкальском регионе, поддержка предпринимательства на уровне местного самоуправления

Ключевые слова: модернизация, гарантийный фонд, малый и средний бизнес

The system of the state support of small and medium business in Russia as a condition of Russian economy modernization, theoretical and practical aspects of development in the Transbaikalian region, business support at level of local government are considered

Key words: modernization, guarantee fund, small and medium business

Стимулирование и государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства в России — одно из важнейших условий функционирования рыночного хозяйства.

Во всех развитых странах уже существует разветвленная система поддержки бизнеса. Ее существование вызвано необходимостью создавать условия хозяйствования малым предприятиям, идентичные крупным компаниям.

Они располагают меньшими возможностями: такими, как финансовое положение, пространство для маневра денежными ресурсами; способностью аккумулировать более или менее значительные средства для перестройки производства или совершенствования техники и технологии.

Еще сложнее обстоит дело с информационным обеспечением, с подготовкой за свой счет кадров, что является делом весьма дорогостоящим, нередко не хватает средств для проведения маркетинга. Названные

факты ставят малый бизнес в невыгодное положение на рынке.

Правительство Российской Федерации включило развитие малого и среднего предпринимательства в основные направления деятельности, а также задачу значительного увеличения роли малого бизнеса в экономической жизни государства и соответственно создания развернутой системы их господдержки на основе развития малого и среднего инновационного предпринимательства.

Одним из основных барьеров в развитии бизнеса становится низкий уровень информированности о реализуемых федеральных, региональных и муниципальных программах поддержки, нормативных актах и других мерах.

По обоснованию директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России Н.И. Ларионовой, 80 % обращений граждан в департамент касаются вопроса где получить информацию о программе поддержки [1].

С учетом низкой информированности предпринимателей о названных программах, важным фактором является развитие мобильных консультационных центров, проект, реализуемый Минэкономразвития России с некоммерческой организацией «ОПОРА ДРУЖБЫ».

В регионах основной акцент делается на развитии муниципальных центров. Однако их оборудование требует больших материальных и временных затрат. Эффективность таких объектов вызывает обоснованные сомнения. Когда мобильные центры могут обладать необходимыми ресурсами для оказания информационно-консультационной поддержки малого бизнеса, предприниматели помогут выбрать оптимальный механизм финансирования, предоставят бухгалтерский и юридический консалтинг, а также предложат готовые варианты бизнес-решений [2].

Государственная поддержка малых форм хозяйствования в нашей стране осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» на конкурсной основе в виде федеральных субсидий для финансирования соответствующих мероприятий, реализацию которых в регионах России осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Ежегодно Приказом Минэкономразвития России утверждаются приоритетные и важнейшие направления государственной поддержки программы. Например, на 2011 г. основными направлениями явились поддержка инноваций, модернизация и развитие франчайзинга.

Одним из самых привлекательных инструментов начинающим предпринимателям для создания собственного бизнеса является грантовая поддержка. Она выделяется в форме субсидий вновь зарегистрированным или действующим менее одного года пред-

принимателям, прошедшим краткосрочное обучение основам предпринимательской деятельности и представившим бизнес-проект на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с началом своей деятельности в размере не более 300 тыс. руб. на одного получателя поддержки.

В случае принятия начинающим предпринимателем решения о приобретении оборудования, с 2010 г. стало возможным воспользоваться государственной субсидией на компенсацию лизинговых платежей в части дохода лизинговой компании, в том числе получить субсидию до 1,0 млн руб. на компенсацию первоначального взноса по договору лизинга основных средств. Среди основных мер поддержки можно выделить гранты для начинающих малых инновационных компаний, создаваемых при высших учебных заведениях. Сумма гранта составит 0,5 млн руб.

По Забайкальскому краю в течение 2009-2010 гг. в рамках реализации гран-товой поддержки начинающих предпринимателей 1441 субъект малого предпринимательства зарегистрировали собственный бизнес. По результатам защиты проектов 531 начинающему предпринимателю на безвозмездной и безвозвратной основе представлено грантов на создание собственного дела на общую сумму 94,3 млн руб. Средняя сумма гранта 177,6 тыс. руб. За счет этого за указанный период поддержан 21 проект по организации хлебопекарни, выпечке хлебобулочных изделий, 14 проектов по организации производства мясных полуфабрикатов. В сфере реального сектора экономики поддержано 96 проектов, в том числе по производству экструдированного корма, деревянных строительных конструкций, шлакоблоков, пиломатериалов, столярных изделий и мебели. В сфере сельского хозяйства стали победителями 179 проектов, в том числе по разведению КРС и свиней, производству и переработке молока, развитию пчеловодства, переработке зерна, организации продуктивного коневодства, выращиванию кроликов и птицы.

Учитывая важность и социальную значимость создания в регионе альтернатив-

ных форм дошкольного образования, по итогам конкурсных отборов 2009-2010 гг. с помощью грантовой поддержки создано два частных детских сада с пребыванием детей на весь день. Реализованы 15 проектов в сфере туризма на сумму 3,0 млн руб. Структура реализуемых победителями бизнес-проектов по отраслевой принадлежности сложилась следующим образом, %:

— сельское хозяйство — 33,7;

— туризм — 3,0;

— бытовые услуги населению — 33,3;

— торговля — 2,8;

— реальный сектор экономики — 18,1;

— транспортные услуги — 1,9;

— гостинично-ресторанный бизнес, общепит — 3,8;

— ремесленная деятельность — 2,3;

— внедрение новых технологий — 1,1.

Благодаря реализации мероприятия по

предоставлению субсидий в виде гранта на создание собственного бизнеса за рассматриваемый период по состоянию на 1 июля 2011 г. создано 1931 новых и сохранено 276 рабочих мест. В то же время налоговые поступления составили более 4,5 млн руб. [3].

Одним из самых востребованных методов государственной поддержки малых предприятий является микрофинансирование, поскольку оно позволяет получить доступ к заемным средствам представителям малого бизнеса, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удаленность населенного пункта, скорость и быстрота принятия решения и т.д.). При этом займы субъектам малого и среднего предпринимательства не должны превышать 1,0 млн руб., а срок займа — не более 12 месяцев. Так, в 2009-2011 гг. фондом поддержки малого предпринимательства Забайкальского края предоставлено 185 микрозаймов на общую сумму 55,87 млн руб., фондом инвестиционного развития выдано 13 микрозаймов на общую сумму 10,0 млн руб. Предприниматели, получившие микрозаймы, в 20092010 гг. создали и сохранили 649 рабочих мест [3].

Еще одним приоритетом в программе поддержки малого бизнеса являются гарантийные фонды. Банки в настоящее время пересмотрели свою кредитную политику, стремятся сократить риски невозврата кредита. Для решения этой проблемы при поддержке Минфина России созданы различные механизмы, в том числе в регионах созданы гарантийные фонды [4].

Гарантийный фонд — юридическое лицо, одним из учредителей которого является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, созданное для целей обеспечения доступа малых предприятий и организаций инфраструктуры к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам малых предприятий и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга.

Основным видом деятельности гарантийного фонда является предоставление поручительств по обязательствам ( кредитам, займам, договорам лизинга и т.п.) . Минэкономразвития России в ближайшем будущем планирует переориентировать работу этих фондов на взаимодействие с производственными компаниями, предприятиями по оказанию бытовых услуг, строительными и научными организациями, а также с компаниями гостинично-рес-торанного комплекса и рассчитывает, что гарантийные фонды (за счет расширения) смогут охватить около 10 % регионального кредитования [2].

Предоставление кредитов под поручительством гарантийного фонда Забайкальского края в 2009-2010 гг. осуществлялось 6 банками-партнерами (Сбербанк, Азиатско-Тихоокеанский банк, Связь-банк, ВТБ24, Промсвязьбанк и Бин-Банк). За указанный период фонд принял на себя ответственность в размере 647,5 млн руб. по 414 кредиту, выданному банками-партнерами Фонда субъектам малого предпринимательства. Объем банковских ресурсов, привлеченных для развития малого бизнеса под обеспечение Фонда, составил 1126,3 млн руб. [3].

В условиях ограниченности бюджетных средств важнейшую роль в развитии малого бизнеса играют коммерческие банки. В настоящее время действует программа открытого акционерного общества «Российский банк развития» (ОАО «РосБР») по поддержке малого и среднего предпринимательства, утвержденная правлением ОАО «РосБР». Указанная программа разработана в рамках участия в реализации государственной политики по совершенствованию финансовых механизмов поддержки малого бизнеса.

Основной целью программы является создание благоприятных условий для устойчивого развития предпринимательства в регионах России. Эта финансовая поддержка осуществляется по двум направлениям: через банки-партнеры и через организации инфраструктуры поддержки. Для оптимального распределения денежных средств через банки-партнеры на каждый субъект Российской Федерации устанавливается региональный лимит, т.е. сумма средств, которую смогут получить субъекты малого бизнеса данного региона. В рамках регионального лимита банкам-партнерам выделяются региональные квоты для финансирования предпринимательства в соответствующем регионе. В настоящее время средневзвешенная ставка по портфелю кредитов, выданных банками-партнерами субъектам малого бизнеса, составляет 13,39 %. Также ОАО «РосБР» выделяет денежные средства организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которые предоставляют микрозаймы, имущество в лизинг, финансирование под уступку денежных требований и иные виды услуг в соответствии с характером своей деятельности [5].

Размер регионального лимита, установленного ОАО «МСП Банк» на Забайкальский край, составляет 300 млн руб. В 2010 г. из средств ОАО «МСП Банк» фондом поддержки малого предпринимательства Забайкальского края получено 100 млн руб., ОАО «ЗабИнвестФонд» — 30 млн руб., ООО «Забайкальская лизинговая компания» — 85,8 млн руб. [3].

В число приоритетов программы включена поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, поскольку такие компании производят конкурентоспособную продукцию. Впервые на эти цели в 2010 г. предусмотрено выделение 2,0 млрд руб. Для таких предприятий, занимающихся экспортом продукции, также имеется комплекс мер государственной поддержки. Федеральное правительство предоставляет гранты в размере 500 тыс. руб. по факту первой сделки. То есть полмиллиона государственных рублей может получить предприниматель, заключивший первый в жизни компании экспортный контракт. При этом государству не важно, что именно экспортирует предприниматель: главное — факт первой сделки. Также предусмотрена поддержка и для средних компаний, связанная с защитой интеллектуальной собственности за рубежом, разработкой дизайн-решений торговой марки. За разработку дизайн-решения государство предоставляет компании следующие инструменты поддержки: средства на разработку торговой марки, защита ее за рубежом, оплата услуг юриста по защите торговой марки. Наряду с этим за счет средств федерального бюджета осуществляется субсидирование процентных ставок, софи-нансирование участия в международных выставках. На сегодня крайне низок уровень информированности предпринимателей о существовании программы господдержки экспорта [2].

Основным средством реализации направления модернизации развития предпринимательства в Минэкономразвития России считают лизинг. В этот блок поддержки включены субсидии федерального бюджета на развитие лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства, которые предоставляются на реализацию следующих мероприятий: субсидирование процентов и предоставление целевых грантов на уплату первого взноса в размере, не превышающем 1,0 млн руб.

Еще одно направление, как отметила Министр экономического развития РФ Э. Набиуллина на Х Всероссийской конфе-

ренции представителей малых и средних предприятий, — предоставление широкого доступа населения к обучению основам предпринимательства. Приоритет отдается краткосрочным курсам (до 100 часов). Такое обучение позволяет сориентироваться людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации: безработные, военнослужащие, уволенные в запас. Необходимо увеличить число обучаемых в 2 раза, до 50 тыс. чел. в год. Новыми направлениями, по словам Министра, станут: существенное увеличение региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, и муниципальных программ монопрофильных городов [6].

В условиях экономического кризиса и трансформационных преобразований, направленных на его устранение, особую актуальность и значимость приобрели вопросы бюджетного регулирования и поддержки среднего и малого бизнеса. В странах, где государство уделяет поддержке малого бизнеса пристальное внимание, он сыграл значимую роль. Так, во Франции, Великобритании, Бельгии, Германии, Канаде, Испании малое предпринимательство способствовало созданию среднего класса, в Израиле и США — преодолению застойных явлений в экономике, в Мексике, Канаде, Сингапуре, Японии — созданию новых рынков, в Китае, Польше, Чехии, Венгрии,

Словакии — последовательному проведению реформ.

Вместе с тем, статистические наблюдения свидетельствуют о том, что роль малого бизнеса в основных параметрах развития России значительно ниже, чем за рубежом. Так, по числу малых предприятий Россия отстает от США в 93 раза, от Японии — в 7,7 раза, от Италии — в 4,7 раз; по доле вклада малых предприятий в ВВП — от Франции — в 5,6 раза, от США — в 4,7 раза, по доле занятых в малом бизнесе — от Японии — в 8,1 раза, от Италии — в 7,6 раза, от США и Франции — в 5,6 раза. Представленная картина дает возможность утверждать, что в России государственная поддержка осуществляется не всегда целенаправленно и потому недостаточно эффективна.

В то же время в Российской Федерации есть значительные резервы для увеличения количества предприятий малого бизнеса, совершенствования организационных форм и повышения эффективности их деятельности. Соответственно, одной из основных задач государства в экономической политике в современных кризисных условиях развития страны должно стать принятие дополнительных мер по усилению значения малого предпринимательства в экономическом развитии России, повышению эффективности бюджетных механизмов его поддержки [7].

Литература

1. Шаров А.В. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства — необходимое условие модернизации экономики России // Инновации. — 2010. — № 5 . — С. 21-25.

2. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.smb.gov.ru.

3. Материалы заседания Правительства Забайкальского края от 06.09.2011 г.

4. Покровский А. МСБ в России — нерешенная проблема // DF Economic Journal. — 2010. — № 5. - С. 40-44.

5. Кашкин В.В. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса // Банковское дело. — 2010. — № 4. — С. 36-42.

6. Выступление Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиулли-ной на X Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий. — Москва, 2010 г.

7. Мусаева Х.М., Иманшапаева М.М. Бюджетные механизмы регулирования и поддержки

малого бизнеса в условиях трансформационных 2010. - № 8. - С. 163-167.

Коротко об авторах_

Дамдинов Д. О., аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]

Научные интересы: экономика, предпринимательство, АПК

преобразований / // Экономические науки. — _Briefly about the authors

D. Damdinov, postgraduate, Russian Academy of National Economy Service under the President of the Russian Federation

Scientific interests: economics, entrepreneurship

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.