Научная статья на тему 'Кафедра вуза как культурная форма образовательной деятельности'

Кафедра вуза как культурная форма образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА / БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА / УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вохрышева М.Г.

В статье рассматривается кафедра как культурная форма образовательной деятельности, определяющая качества профессиональной подготовки студентов. Дается понятие ведущей кафедры и анализируется опыт учебно-методической работы кафедры библиографии Самарского государственного института культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Department of university as a cultural form of educational activity

This article discusses the development of physical culture and sports in Kuibyshev in the 1940-1950-ies. Basic government documents, regulating sports activity and physical culture are reported. Organizational problems, behavioral practices of citizens in voluntary sports societies and during competitions; the ideological context in the Soviet system of physical education on the materials of local periodicals are analyzed. The conclusion is made about the growing role of physical education and sport in the lives of citizens, especially in the postwar period. In the article department as a cultural form of educational activity that defines qualities of professional training of students is viewed. The notion of leading department is given and the experience of teaching and guiding of the department of bibliography of Samara State Institute of Culture is analyzed.

Текст научной работы на тему «Кафедра вуза как культурная форма образовательной деятельности»

Вестник СамГУ. 2015. № 7 (129)

ПЕДАГОГИКА

155

УДК 378

М.Г. Вохрышева*

КАФЕДРА ВУЗА КАК КУЛЬТУРНАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается кафедра как культурная форма образовательной деятельности, определяющая качества профессиональной подготовки студентов. Дается понятие ведущей кафедры и анализируется опыт учебно-методической работы кафедры библиографии Самарского государственного института культуры.

Ключевые слова: кафедра, библиографическая школа, учебно-методическая деятельность, библиотечно-информационная деятельность.

Можно утверждать, что кафедра — это основное звено в структуре вуза: здесь реализуется политика в сфере образования; коллектив кафедры вырабатывает свои принципы функционирования (ответственность, честность, равноправие, справедливость), на которых основывается этика отношений к работе, студентам, коллегам. Формирование кафедры происходит в процессе предметной деятельности, в развитии связей с внешним миром, а также в процессе взаимодействия со студентами и внутри кафедрального сообщества.

Кафедру можно отнести к культурным формам образовательной деятельности, аргументировав этот тезис рядом утверждений. Во-первых, это коллектив творческих людей, поскольку все виды учебных занятий несут в себе творческое начало, которое особенно отчетливо выражается в научно-исследовательской деятельности. Степень творчества коллектива кафедры определяет качество образования. Во-вторых, кафедра — это культурное сообщество (учебное, научное, человеческое), которое развивается в единстве прошлого, настоящего и тенденций будущего. Сложно представить историю развития вуза, не опираясь на конкретные данные развития отдельных кафедр. В-третьих, о культурном образе кафедры можно составить представление по

* © Вохрышева М.Г., 2015

Вохрыш5ва Маргарита Г5орги5вна (vohr3@yandex.ru), кафедра документоведения и биб-лиографоведения, Самарский государственный институт культуры, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Фрунзе, 167.

совокупности результатов ее деятельности (артефактов материальных и духовных практик). Эти артефакты-результаты разнообразны и реализуются в научно и методически обоснованном содержании учебно-методических комплексов, программ, проектов; в монографиях, статьях, защищенных диссертациях. В-четвертых, труд преподавателей, вложенный в подготовку специалистов, получает опосредованный эффект в деятельности учеников, которые, как правило, помнят тех, кто стоял у истоков их карьеры. В-пятых, кафедра выступает в качестве связующего звена между поколениями преподавателей в меняющихся условиях. Она формирует культурную традицию, транслирует опыт, сумму знаний и представлений, в соответствии с которыми познавательная деятельность (учебная и научная) сохраняет черты высокодуховной интеллектуальной сферы человеческой деятельности. Вместе с тем она открыта для креативных, инновационных идей, обновления и освоения новых сегментов функционирования информации и знания. И если мы говорим о важности сохранения историко-культурного наследия страны, то нельзя не признать, что значимые страницы этого наследия пишутся каждодневно преподавателями вузовских кафедр.

40 лет назад в 1974 году была создана кафедра библиографии Самарского государственного института культуры, заведование которой было поручено автору данных строк, и это поручение выполняется до настоящего времени. Четыре десятилетия — это достаточно солидный пласт в жизни научного и педагогического коллектива, чтобы иметь основание подвести некоторые итоги, выделить ключевые факты и тенденции.

Во все годы своего существования кафедра была одной из ведущих кафедр вуза, обеспечивающей на высоком научно-педагогическом уровне подготовку специалистов для сферы культуры, в первую очередь, для библиотек. Сохраняя долгое время свое название, она менялась изнутри. Трансформировались структура и содержание преподаваемых дисциплин, осваивались новые информационные технологии, внедрялись новаторские способы деятельности, чтобы соответствовать времени и потребностям общества. Применяя в своей практике лучшее из накопленного опыта, в том числе опыта ведущих вузов страны, коллектив кафедры постоянно искал новые пути, стремился по максимуму использовать возможности, которые предоставляли меняющиеся обстоятельства, и одновременно снижать влияние факторов негативного воздействия.

Сформировалась Самарская библиографическая школа, которая рассматривается, прежде всего, в понимании ее в качестве образовательной системы «преподаватель-студент». В процессе работы выработались определенные критерии относительно уровня проведения занятий, разработки учебно-методических материалов, руководства курсовыми, дипломными и научными работами студентов.

Получила признание и самарская научная школа. Влияние самарской библиографической школы распространилось за пределы вуза. Самарский государственный институт культуры формировался как центр подготовки кадров для сферы культуры областей Поволжья, хотя абитуриенты-выпускники представляли весь спектр регионов страны. В связи с большой потребностью в специалистах управления культуры соседних областей инициировали открытие подразделений вуза на их территориях. В разные годы образовательные структуры были созданы в городах: Учебно-консультационный пункт в Саратове, филиал в Волгограде, представительства в Нижнем Новгороде, Пензе. Наряду с другими специальностями там осуществлялась подготовка библиотечно-информационных кадров, при этом преподавание всех дисциплин реализовывалось ведущими специалистами вуза. Кафедра создана в период, когда в ведущих вузах страны (Московском и Ленинградском государственных институтах культуры) сформировался концептуальный подход к подготовке библиотечных спе-

Кафедра вуза как культурная форма образовательной деятельности 157

циалистов по так называемому «отраслевому» признаку. В соответствии с ним наряду с учебной дисциплиной по «общей» библиографии существовал целый ряд комплексов отраслевыгх дисциплин.

В 90-е годы в связи с принципиальныгми изменениями в сфере образования, внедрением образовательных стандартов, увеличением доли самостоятельности вузов в разработке учебных планов и наполнении их учебными дисциплинами вектор подготовки специалистов библиотечно-информационного профиля сместился в сторону функциональности. Появились новые специализации (менеджмент библиотечно-ин-формационной деятельности, информационно-аналитическая деятельность и др.). Усилилась подготовка, связанная с аналитической деятельностью специалиста.

Учебно-методическая работа преподавателей кафедры показытает динамику ее развития с принципиальными изменениями, происходившими в образовании. Разработаны средства модернизации подготовки библиотечно-информационных специалистов в изменившихся условиях, связанных с разработкой новыгх концепций образования при переходе на бакалавриат и магистратуру; диверсификацией подготовки студентов на основе специализаций и профилей обучения; многообразием и спецификой педагогических технологий преподавания дисциплин.

До 1954 года в Московском государственном библиотечном институте существовал библиографический факультет. С его закрытием библиография быша накрепко вплетена в библиотечную систему, что имело и положительную сторону (связь с практикой) и негативную (ограничило библиографию пространственно). Вместе с тем библиография, как общественное явление, как посредник между человеком и миром информации и знания, имеет более широкие горизонты. Библиографические элементы (явления) обнаруживаются во всех сферах деятельности человека (учебной, научной, производственной, повседневной), во всех средах (печатной, электронной), в непосредственном человеческом общении и опосредованном — везде, где циркулируют информация и знание. В новыгх условиях необходимо признать, что библиография — это звено в системе средств массовой информации. В качестве «посредника» позиционируют сейчас медиа, которые представлены очень широко, как и все многообразие информационных источников. Они становятся объектом библиографии, поскольку она относится к числу систем, обеспечивающих социальную адаптацию человека к росту объемов информации, изменениям структур, методов и форм ее функционирования.

В течение 40 лет на кафедре работали 34 преподавателя, каждый из которых оставил свой след в жизни коллектива. В настоящее время преподавание библиографических дисциплин обеспечивают 9 человек, из которых два — доктора наук, остальные — кандидаты педагогических наук. Все они вносят существенный вклад в развитие кафедры. Жизнь каждого преподавателя посвящена полезной деятельности, выраженной в подготовке кадрового потенциала для нынешних времен и будущих. Но эта жизнь была бы неполной, если бы ей не добавляло смысла стремление каждого к самореализации, достижению чего-то ценного для себя. Речь идет о совершенствовании личности, развитии ее творческих способностей и интеллекта. Самореализация преподавателей осуществляется по разным направлениям: защита диссертаций, научные публикации, участие в научныгх конференциях, экспертная деятельность, разработка учебно-методических материалов, работа со студентами.

Ключевые события в жизни и деятельности кафедры раскрытают различные периоды истории развития, которые характеризуются специфическими тенденциями, сложившимися из частных фактов-событий. Выщеляется ряд этапов.

На первом этапе (1974—1980 гг.) в качестве главныгх решались задачи поиска профессионально подготовленных преподавателей и учебно-методического обеспече-

ния учебного процесса. Наряду с этим первое десятилетие стало периодом накапливания научных сил. Выпускники аспирантур пришли со своими направлениями исследований. Вместе с тем для становления кафедры как научного коллектива необходимо объединение преподавателей одной какой-то общей целью. В качестве таковой выступила работа над коллективным сборником научных статей «Библиографическая информация и читатели» [1]. Сборник отмечен дипломом и премией за второе место во Всесоюзном конкурсе научных работ по библиотековедению и библиографоведению. Это был первый осязаемый успех кафедры, достигнутый общими усилиями, и, можно сказать, коллектив почувствовал под собой Путь.

Второй этап развития кафедры (1981—1990 гг.) ознаменовался защитой преподавателями одной докторской и шести кандидатских диссертаций; созданием и опубликованием ряда учебно-методических комплексов, которые оказались эффективным видом изданий в помощь учебному процессу («Библиографический практикум», «Планы семинарских занятий по библиографоведению и книговедению» и др.); проведением совместно с Самарской областной универсальной научной библиотекой трех научно-практических конференций с изданием сборников статей.

Выход на новый качественный уровень развития кафедры продолжился защитой в 1988 году диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, изданием первой монографии в московском издательстве, участием в подготовке двух учебников, вышедших под редакцией ведущих специалистов отрасли — О.П. Коршунова и С.А. Трубникова.

В третий период развития кафедры (1991—2000 гг.), несмотря на значительные перемены в обществе и трудности в жизни вуза, появилась возможность проявления инициативы по ряду направлений деятельности. Ключевыми событиями стали: открытие аспирантуры при кафедре библиографии в 1993 году по специальности 05.25.03— Библиотековедение, библиографоведение-книговедение, обучение в которой прошли 56 человек, 29 из них (51 %) защитили кандидатские диссертации; получение лицензии на издательскую деятельность в 1999 году, что активизировало издательскую деятельность вуза и позволило подготовить два сборника работ преподавателей кафедры: «Библиографический потенциал: состояние и динамика» и «Библиотечно-библиографическая деятельность в системе социальных процессов»; увеличение возможностей участия преподавателей кафедры в научных конференциях как вузовских, так и региональных, всероссийских, материалы которых, как правило, публиковались; расширение связей с библиотечными и информационными учреждениями области.

Период с 2001 года можно определить как современный этап развития кафедры, который трудно пока обозначить терминологически. Скорее он свидетельствует о достаточно стабильном и устойчивом функционировании, когда определились основные направления научных исследований и сформировалась, по утверждению специалистов, «самарская научная школа» в библиографоведении. Стабилизировался кадровый состав, остепененность преподавателей достигла 100 %.

Главные события в жизни и деятельности кафедры обусловлены в первую очередь объективными факторами, связанными с образовательной политикой в области высшей школы. Они повлекли за собой принципиальное изменение методологических подходов к процессу обучения студентов. 2000-е годы ознаменовались активизацией работы кафедры по методическому оснащению преподаваемых дисциплин. На первый план выдвигаются создание компетентностной модели специалиста, формирование учебно-методических комплексов (УМК), часть которых опубликована. Среди крупных печатных работ выделяется издание «Теория библиографии» [2], допущенное Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия

Кафедра вуза как культурная форма образовательной деятельности 159

для студентов высших учебных заведений. Работа удостоена Первой премии Всероссийского конкурса научных работ по библиотековедению, библиографоведению и книговедению (2004).

В научной деятельности кафедры могут быть отмечены следующие тенденции:

— расширение масштабов исследовательской деятельности, что выразилось в публикационной активности преподавателей; помимо подготовки многочисленных статей и докладов на конференции, кафедра отметилась изданием целого ряда фундаментальных научных трудов (монографий, каталогов-репертуаров изданий, учебных пособий с грифом Минобразования);

— успешное включение ряда преподавателей кафедры в процесс оформления заявок на гранты различных фондов, выделяемые для проведения научных исследований;

— увеличение числа защищенных диссертаций, в том числе одной докторской, что дает основания для утверждения о качественном росте педагогов, выступивших в роли научных руководителей исследованиями диссертантов;

— усиление внимания к подготовке статей для опубликования в рецензируемых изданиях ВАК, РИНЦ в связи с введением новых показателей оценки эффективности научно-исследовательской работы;

— активизация экспертной деятельности, связанной с составлением заключений по качеству диссертаций, монографий, проектов и других научных работ;

— определились три основных направлений исследований: «Библиография и культура», «Методология библиографии», «Современные проблемы библиотечно-инфор-мационного образования».

В русле первого направления издана книга «Библиография и культура» [3], основной идеей которой является утверждение, что библиография и культура связаны структурно и функционально. Культура — это своего рода социокод, передающий накопленный опыт от поколения к поколению. Сформировалась комплексная проблема, связанная с изучением истории развития региональной книжной культуры. Достижения в этом направлении связаны преимущественно с именами М.В. Курмае-ва, Л.П. Машенцевой, Н.А. Бессоновой. Исследование проблемы оказалось достаточно плодотворным, свидетельством чего являются защита кандидатской и докторской диссертаций М.В. Курмаевым, издание им двух монографий. В 2013 г. вышел из печати совместный фундаментальный библиографический труд М.В. Курмаева и Л.П. Машенцевой «Самарская книга второй половины XIX — начала XX вв.: сводный каталог-репертуар» [4]. Работа выполнена по гранту РГНФ «Волжские земли в истории и культуре России» в 2012—2013 гг. В 2014 г. она была удостоена диплома Всероссийского конкурса научных работ по библиотековедению, библиографоведе-нию и книговедению.

За время своего существования кафедра библиографии заслужила определенный авторитет в научной среде. Ведущие специалисты неоднократно были удостоены грантов различного уровня (РГНФ, региональные и др.) для выполнения научных исследований, публикации научных работ, зарубежных командировок. Они активно привлекаются к экспертизе научных исследований в качестве оппонентов по диссертациям; выступают с отзывами на диссертации как эксперты ведущей организации; пишут отзывы на авторефераты диссертаций; включаются в комиссии по оценке конкурсных научных работ и диссертационные советы. Многие преподаватели кафедры занимали в разные годы руководящие должности в масштабах вуза. Данное обстоятельство свидетельствует о значительном организационном и творческом потенциале кафедры.

Библиографический список

1. Библиографическая информация и читатели: сб. статей. Куйбышев: Кн. изд-во, 1980. 128 с.

2. Вохрышева М.Г. Теория библиографии. Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. 368 с.

3. Вохрышева М.Г. Библиография и культура. Москва: Литера, 2012. 256 с.

4. Курмаев М.В., Машенцева Л.П. Самарская книга второй половины XIX — начала XX вв.: сводный каталог-репертуар. Самара: Изд-во Асгард, 2013. 681 с.

References

1. Bibliographic information and readers: [collection of articles]. Kuibyshev, Kn. izd-vo, 1980, 128 p. [in Russian].

2. Vokhrysheva M.G. Theory of bibliography. Samara, Izd-vo SGAKI, 2004, 368 p. [in Russian].

3. Vokhrysheva M.G. Bibliography and culture. Moscow, Litera, 2012, 256 p. [in Russian].

4. Kurmaev M.V., Mashentseva L.P. Samara book of the second half of XIX — beginning of the XX century: central catalogue—repertoire. Samara, Izd-vo Asgard, 2013, 681 p. [in Russian].

M.G. Vokhrysheva*

DEPARTMENT OF UNIVERSITY AS A CULTURAL FORM OF EDUCATIONAL ACTIVITY

In the article department as a cultural form of educational activity that defines qualities of professional training of students is viewed. The notion of leading department is given and the experience of teaching and guiding of the department of bibliography of Samara State Institute of Culture is analyzed.

Key words: department, bibliographic school, teaching and guiding, library and information activity.

Статья поступила в редакцию 09/VI/2015. The article received 09/VI/2015.

* Vokhrysheva Margarita Georgievna (vohr3@yandex.ru), Department of Document Science and Bibliography, Samara State Institute of Culture, 167, Frunze Street, Samara, 443010, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.