Научная статья на тему 'Кафедра "тракторы и автомобили"'

Кафедра "тракторы и автомобили" Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
335
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кафедра "тракторы и автомобили"»

н КАФЕДРА «ТРАКТОРЫ И АВТОМОБИЛИ» . * 1

А.К. Бурм, к.т.н., доцент; В.В. Щербинин, к.т.н., доцент й

Кафедра тракторов и автомобилей образована в 1950 г. в числе первых четырех технических кафедр факультета механизации сельскохозяйственного производства, организованного в АСХИ в том же году. Теоретическую основу кафедры составляли четыре дисциплины: «Конструкция тракторов и автомобилей», «Основы теплотехники», «Теория и расчет тракторных и автомобильных двигателей», «Теория, основы расчета и анализ работы трактора и автомобиля». Практику кафедра проводила по вождению тракторов и автомобилей для получения прав тракториста и шофера-любите ля.

Организатором кафедры и первым ее заведующим был Сергей Александрович Лобанов. В АСХИ он пришел после демобилизации из армии в 1946 г. и работал ассистентом кафедры механизации сельского хозяйства до образования кафедры тракторов и автомобилей, где стал ведущим преподавателем по конструкции тракторов и автомобилей у студентов мехфака, заведовал кафедрой до 1960 г.

Располагалась кафедра до 1963 г. в надворной пристройке к зданию на улице Ползу нова, 39. В этой пристройке находилась преподавательская и лаборантская. Здесь проводились занятия по конструкции тракторов и автомобилей, а также по теории и расчету ДВС. Во дворе второго корпуса института в небольшой постройке проводились лабораторные и практические занятия по основам теплотехники и по основам расчета и анализа работы трактора и автомобиля.

К 1963 г. кафедра располагала солидным оборудованием. В помещении по улице Ползунова, 39 находились трактор ДТ-54, автомобиль ГАЗ-51, задние мосты тракторов С-80 и ДТ-54, агрегаты двигателя Д-50, агрегаты гидросистемы трактора, тормозной гидравлический стенд Т-4 с двигателем У-5, два стенда для испытания и регулировки топливных насосов, прибор для испытания и регулировки форсунок, прибор для определения пропускной способности жиклеров карбюраторов, набор плакатов. Кроме того, имелись токарный и сверлильный станки, гаражный компрессор. Во дворе здания находились пять автомобилей ТАЗ-51 и автомобиль ЗИЛ-150, предназначенные для обучения вождению.

В лаборатории теплотехники имелись паровой локомобиль, гаражный компрессор, двухтактный калоризаторный двигатель с градирьней, тормозной стенд Т-6 с двигателем У-5, отопительный котел ВНИИСТО-Мч, двигатель У-5, два цилиндра которого были переоборудованы для работы в качестве компрессора, набор плакатов. Во дворе лаборатории до 1956 года располагался тракторный парк для обучения вождению.

К 1959 г. в коллективе кафедры, кроме С.А. Лобанова, насчитывалось еще пять преподавателей, старший лаборант и пять учебных мастеров по вождению автомобилей (в скобках указаны годы работы):

- Илья Матвеевич Жоголев - к.т.н., ведущий доцент по конструкции тракторов и автомобилей у студентов неинженерных факультетов. С 1961 по 1974

гг. заведовал кафедрой, с 1965 по 1974 гг. руководил аспирантурой при кафедре. В АСХИ работал с 1952 по 1974 гг.

- Виктор Леонидович Матвеевский - ведущий преподаватель по теплотехнике (1952-1963 гг.).

- Леонид Георгиевич Зальманов - к.т.н., ведущий доцент по теории ДВС (1953-1962 гг.).

- Рем Александрович Темяков-Покровский - к.т.н., ведущий доцент по теории трактора и автомобиля (1954—1962 гг.).

- Николай Семенович Безбородов - ассистент. Занятия вел по конструкции тракторов и автомобилей (1955-1962 гг.).

В 1959 г. переводом с кафедры эксплуатации МТП в должности ассистента пришел Василий Самуилович Кривенко, в 1961 г. приняты на должности ассистентов А.Г. Деев, В.И. Ярмолавичус и Н.И. Васильев.

За 1962-1963 гг. по разным причинам кафедру покинули Л.Г. Зальманов, Р.А. Темняков-Покровский, В.Л. Матвеевский, Н.С. Безбородов и Н.И. Васильев. В то же время на должность доцента кафедры был принят И.А. Шу-мило, старшим преподавателем - И.П. Макухин, ассистентами - B.C. Красов-ских, В.А. Дудин и НД. Окунев.

В августе 1963 г. кафедра перебазировалась вместе с большинством подразделений института в новое, специально построенное здание на проспекте Красноармейском, 98. Впоследствии оно стало поистине храмом сельскохозяйственной науки на Алтае, и значительная доля участия в этом принадлежит кафедре. Расположилась кафедра на первом этаже левого крыла здания в аудиториях 101, 102, 103, 104, 105, 107, 110 и 114. Коллектив кафедры переехал в новое здание со значительными изменениями. Кроме С.А. Лобанова и И.М. Жо-голева состав преподавателей полностью обновился.

Василий Самуилович Кривенко после перевода на должность старшего преподавателя в 1962 г. стал ведущим преподавателем по курсу теплотехники. С 1971 по 1975 гг. учился заочно в аспирантуре при кафедре под руководством И.М. Жоголева. По достижении пенсионного возраста перешел в 1990 г. на должность учебного мастера, кем и работал до 2001 г. Вплоть до 1990 г. постоянно курировал академическую группу. Во второй половине 80-х годов был членом профбюро мехфака.

Алексей Георгиевич Деев оставлен на кафедре в должности ассистента по окончании факультета механизации АСХИ в 1961 г. В 1967 г. поступил в целевую аспирантуру Челябинского ИМЭСХ к профессору В.Н. Попову и защитил там кандидатскую диссертацию в 1970 г. С 1974 г. по настоящее время - ведущий доцент кафедры по курсу «Теория и расчет ДВС». За время работы на кафедре проводил большую общественную работу: в 70-х годах - председатель профбюро, а после этого до 1985 г. - секретарь партбюро мехфака. В настоящее время он заместитель заведующего кафедрой по учебной работе.

Виталий Степанович Красовских с 1962 г. работает ассистентом кафедры. С 1965 г. он первый аспирант кафедры, защитивший кандидатскую диссертацию под руководством И.М. Жоголева в 1970 г., с 1968 г. - старший преподаватель кафедры, а с 1972 г. - ведущий доцент по курсу «Теория и расчет трактора

и автомобиля», с 1974 г. по настоящее время - заведующий кафедрой; с 1981 г. руководит аспирантурой при кафедре. Под его руководством успешно защитили кандидатские диссертации одиннадцать аспирантов. В настоящее время он является научным руководителем и консультантом четырнадцати аспирантов и соискателей. В 1991 г. защитил докторскую диссертацию в Санкт-Петербург-ском ГАУ, и с этого времени B.C. Красовских - профессор кафедры.

На общественных началах Виталий Степанович является членом ученого совета и научно-технического совета А Г АУ, членом двух специализированных советов: Д 064.29.01 и К 064.29.02 при Алтайском ГТУ. Был членом технического совета Алтайской государственной машинно-испытательной станции. Входит в координационный творческий коллектив по координации технической политики в создании и производстве машин и оборудования для АПК Алтайского края. Профессор B.C. Красовских создал научную школу по эффективному использованию машинно-тракторных агрегатов и совершенствованию их конструкций.

За достижения в научно-исследовательской работе, хорошую педагогическую и общественную деятельность награжден медалями «За трудовое отличие», «Ветеран труда» и почетными грамотами. В 1999 году Виталию Степановичу присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации». ц

Николай Дмитриевич Окунев оставлен на кафедре в должности ассистента по окончании факультета механизации АСХИ в 1962 г., в 1968 г. поступил в аспирантуру ЧИМЭСХ к профессору В.Н. Попову.

Игнат Афанасьевич Шумило принят в 1963 г. по конкурсу на должность доцента кафедры с присвоением в дальнейшем звания доцента по совокупности трудов. Стал ведущим преподавателем по курсу «Теория и расчет ДВС». В АСХИ работал до 1980 г., на общественных началах был куратором академической группы.

Иван Поликарпович Макухин работал в АСХИ с 1963 по 1977 гг. в должности старшего преподавателя кафедры по курсу «Теория и расчет трактора и автомобиля», был куратором академической группы. т, >

Владимир Алексеевич Дудин работал в АСХИ с 1963 по 3 971 гг. в должности ассистента кафедры. С 1965 г. он один из первых аспирантов кафедры, защитивший в 1971 г. кандидатскую диссертацию под руководством И.М. Жого-лева. По утверждению в ВАКе получил должность доцента на экономическом факультете.

Семен Васильевич Хоценко по окончании факультета механизации в 1963 г. оставлен в институте преподавателем правил дорожного движения, перешел на кафедру и работал до 1977 г.

Валентин Иванович Четошников принят на должность ассистента кафедры в 1965 г. С 1968 по 1970 гг. служил в армии, с 1970 г. аспирант Челябинского ИМЭСХ, где и защитил кандидатскую диссертацию в 1975 году под руководством профессора В.Н. Попова, с 1974 г. - старший преподаватель, а с 1978 г.

- доцент кафедры, ведущий преподаватель по курсу «Теория и расчет ДВС», кем и работает по настоящее время. С 1980 по 1991 гг. исполнял по совмести-

тельству обязанности заместителя проректора по заочному обучению. На общественных началах больше десяти лет был членом партбюро мехфака, а позже -его секретарем, состоял в методической комиссии мехфака и был ее председателем.

Александр Карлович Бурм пришел на должность старшего лаборанта кафедры в 1967 г., в конце года переведен на должность ассистента. В 1971 г. поступил в аспирантуру при кафедре под руководством И.М. Жоголева. С 1977 г. он старший преподаватель кафедры, вел курс «Теория и расчет трактора и автомобиля» на заочном факультете. Кандидатскую диссертацию защитил в 1980 г. под руководством д.т.н., профессора Ленинградского СХИ Л.Е. Агеева и B.C. Красовских, до ухода на пенсию (2001 год) являлся доцентом кафедры, вел курс «Теплотехника и применение теплоты в сельском хозяйстве».

Валерий Викторович Соколов пришел в АСХИ в 1973 г. на должность старшего научного сотрудника кафедры. С 1976 г. он ассистент кафедры, а с

1980 г. - старший преподаватель. Ведущий курс «Теория и расчет трактора и автомобиля» на заочном факультете и курс «Конструкция тракторов и автомобилей» - на очном. В 1984 г. закончил аспирантуру при кафедре и в 1987 г. защитил кандидатскую диссертацию иод руководством B.C. Красовских и Л.Е. Агеева. С 1993 г. он ведущий доцент кафедры по курсу «Теория и расчет трактора и автомобиля», с 1993 г. руководит работой аспирантов кафедры, четверо

<►

из которых успешно защитились. С 1998 по 2000 гг. он заведующий научно-организационным отделом центра научно-исследовательской и внедренческой работы АГАУ по совместительству.

В 1981 г. на кафедре открыта аспирантура теперь уже под руководством

B.C. Красовских. Успешно работали и защитили кандидатские диссертации аспиранты:

Валерий Викторович Соколов (1987 г.), Владимир Иванович Беляев (1987 г.). На кафедре с 1981 г. он работал в должности ассистента, а в 1983 г. поступил в аспирантуру. После защиты диссертации с 1987 по 1991 гг. - старший научный сотрудник НИС, ас 1991 по 2002 гг. - доцент кафедры, вел курс «Теория и расчет трактора и автомобиля» на заочном факультете. В 2001 г. успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук (научный руководитель B.C. Красовских). С 2003 г. - профессор, заведующий кафедрой сельскохозяйственных машин.

Геннадий Васильевич Сальников защитил кандидатскую диссертацию в 1988 г. С 1982 г. он ассистент кафедры, в 1984 г. поступил в аспирантуру, с 1987 по 1993 гг. - старший научный сотрудник НИС на кафедре.

Сергей Павлович Щеглов защитил кандидатскую диссертацию в 1988 г., в аспирантуру поступил в 1984 г. На кафедре работал в должности ассистента. В настоящее время исполняет обязанности заведующего кафедрой механики машин и сооружений.

Иван Николаевич Коваль защитился в 1989 г., в аспирантуру поступил в

1981 г., на кафедре работал до 1988 г.

Владимир Владимирович Щербинин защитился в 1989 г. На кафедре с 1982 г. работал в должности ассистента, с 1985 г. - аспирант, с 1989 г. - старший

преподаватель, а с 1994 г. - доцент кафедры, ведет курс «Теплотехника и применение теплоты в сельском хозяйстве» до настоящего времени. С 1998 г. - начальник отдела довузовской подготовки по совместительству. Четыре года отработал ответственным секретарем приемной комиссии АГАУ. В настоящее время - директор центра дополнительного образования АГАУ по совместительству.

Григорий Васильевич Павлюченко защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. На кафедру пришел в 1983 г. и работал старшим научным сотрудником НИС до 1985 г., когда и поступил в аспирантуру. С 1988 по 1991 гг. - ассистент кафедры, а после защиты диссертаций с 1991 по 1994 гг. работал в МЖК. С 1994 года - старший преподаватель, а с 1999 года - доцент кафедры, ведет курс «Конструкция тракторов и автомобилей». Куратор академической группы.

Владимир Николаевич Екшибаров защитился в 1999 г., в аспирантуру поступил в 1992 г. В настоящее время - доцент кафедры механики машин и сооружений.

Евгений Витальевич Красовских защитился в 1999 г., в аспирантуру поступил в 1996 г. под руководством В.В. Соколова. Работал ассистентом кафедры в 1998-1999 учебном год у.

Магомед Абдулкадырович Архилаев защитил кандидатскую диссертацию 2000 г. В настоящее время доцент, избран заведующим кафедрой безопасности жизнедеятельности.

Павел Дмитриевич Веретенников защитился 2002 г. Работает на кафедре

беЗОПаСНОСТИ ЖИЗНедеятеЛЬНОСТИ. i;

В разнйе периоды на кафедре проходили обучение студенты всех факультетов АГАУ, кроме ветеринарного, общим числом до 1500 студентов очного и заочного обучения.

За годы существования кафедры многие удостоились поработать в ее коллективе. От многих из них во многом зависел успех педагогической и научной работы коллектива. Это заведующие учебными и научными лабораториями, а также учебные мастера: Владимир Арбузников, Анатолий Архипович Лысенко, Владимир Петрович Карпов, Николай Николаевич Пантелеев, Владимир Владимирович Кользаус и Валерий Александрович Шаров.

С 1965 года ведется плодотворная научно-исследовательская работа как по госбюджетной, так и по хоздоговорной тематикам. Объем хоздоговоров в 70-х и 80-х годах на кафедре составлял до 100 тысяч рублей в год.

Под руководством профессора B.C. Красовских при кафедре создана научно-исследовательская лаборатория по проблеме «Обоснование параметров и совершенствование конструкций перспективных машинно-тракторных агрегатов». Создан филиал кафедры на базе племсовхоза «Обь» Калманского района, а также племсовхоза «Чистюньский» Топчихинского района, где проходили испытания в условиях рядовой эксплуатации опытные образцы тракторов ОАО «Алттрак», двигателей ОАО «Алтайдизель» и других сельскохозяйственных машин и орудий. ,

В настоящее время учеными кафедры разработана и испытана электронная система автоматического переключения передач трактора без разрыва потока

мощности. Ведутся работы по созданию электронной системы топливоподачи дизелей.

Коллектив кафедры уверенно и с достоинством входит в седьмое десятилетие Алтайского государственного аграрного университета.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

И ВОДООТВЕДЕНИЯ

С.А. Павлов, В.Е. Горяев, Н.М. Каленюк

Научно-исследовательская деятельность кафедры с 1995 г. ведется в соответствии с перспективным планом госбюджетной темы «Разработка научных основ и технологических средств комплексного использования водных ресурсов в Алтайском крае».

Этим планом предусматривается проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и внедренческих работ по следующим направлениям:

- изучение гидротермического режима грунтов Юго-Западной Сибири и его влияние на динамику поверхностных и подземных вод, прочность и долговечность строительных объектов;

- изучение малых рек и повышение эффективности использования водохранилищ Алтайского края;

- разработка методов и средств очистки питьевой воды;

- разработка методов переработки и утилизации промышленных сточных вод и стоков животноводческих комплексов.

Следует отметить, что поставленные проблемы имеют экологическую направленность и решают многие проблемы охраны окружающей среды.

На кафедре впервые теоретически и экспериментально изучен механизм и природа возникновения разрежения (вакуума) в подмерзлотной зоне грунтов (Горяев В.Е., 1986) и показано, что это явление позволяет осуществлять мелиоративное регулирование гидротермического режима почв путем использования энергии природных процессов.

Изучен механизм и закономерности внутри почвенного тепло- и массопе-реноса и впервые показано влияние объемных сил термического деформирования частиц твердой фазы почвы на процесс движения прочносвязанной и подвижной форм влаги.

На основе выявленных закономерностей испарения влаги почвой с учетом теплообмена с её глубинными слоями показано, что увлажнение поверхностного слоя почвы можно осуществлять атмосферной влагой за счет его охлаждения потоками влаги и газов, восходящими из глубинных слоев почвогрунта.

Результаты научных исследований положены в основу разработки агротехнических приемов регулирования гидротермического режима почв в зимний и летний периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.