Научная статья на тему 'КАФЕДРА СОЛЬНОГО ПЕНИЯ УРАЛЬСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: У ИСТОКОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУКИ (1934–1974)'

КАФЕДРА СОЛЬНОГО ПЕНИЯ УРАЛЬСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: У ИСТОКОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУКИ (1934–1974) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Уральская консерватория / кафедра сольного пения / научные направления в сфере вокального искусства в 1930–1970‑е годы / междисциплинарность / Ural Conservatory / Department of Solo singing / scientific directions in the field of vocal art in the 1930s–1970s / interdisciplinarity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нина Кузьминична Евдокимова

В 2024 году Уральской государственной консерватории (УГК) исполняется 90 лет. В статье на основе документальных материалов УГК и Государственного архива Свердловской области (ГАСО) реконструируется процесс становления научной работы в вузе. Одной из первых кафедр, заложивших основы исследовательской деятельности, является кафедра сольного пения. На материале архивных источников, большая часть которых впервые вводится в научный обиход, выявлены основные тенденции и научные направления, сложившиеся на начальном этапе её функционирования и обозначившие дальнейшие перспективы её развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEPARTMENT OF SOLO SINGING OF THE URAL CONSERVATORY: AT THE ORIGINS OF REGIONAL SCIENCE (1934–1974)

In 2024 the Ural State Conservatory (UGC) turns 90 years old. The article reconstructs the process of formation of scientific work at the university on the basis of documentary materials of the UGK and the State Archive of the Sverdlovsk Region (GASO). One of the first departments that laid the foundations for research activities is the Department of Solo Singing. Based on the material of archival sources, most of which are being introduced into scientific use for the first time, the main trends and scientific directions that developed at the initial stage of its functioning and outlined further prospects for its development are revealed.

Текст научной работы на тему «КАФЕДРА СОЛЬНОГО ПЕНИЯ УРАЛЬСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: У ИСТОКОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУКИ (1934–1974)»

УДК 784

DOI 10.24412/2658-7858-2024-37-58-64

Нина Кузьминична Евдокимова

кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского (Екатеринбург, Россия). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-3065-9389

КАФЕДРА СОЛЬНОГО ПЕНИЯ УРАЛЬСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: У ИСТОКОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУКИ (1934-1974)

В 2024 году Уральской государственной консерватории (УГК) исполняется 90 лет. В статье на основе документальных материалов УГК и Государственного архива Свердловской области (ГАСО) реконструируется процесс становления научной работы в вузе. Одной из первых кафедр, заложивших основы исследовательской деятельности, является кафедра сольного пения. На материале архивных источников, большая часть которых впервые вводится в научный обиход, выявлены основные тенденции и научные направления, сложившиеся на начальном этапе её функционирования и обозначившие дальнейшие перспективы её развития.

Ключевые слова: Уральская консерватория, кафедра сольного пения, научные направления в сфере вокального искусства в 1930-1970-е годы, междисциплинарность

Для цитирования: ЕвдокимоваН. К. Кафедра сольного пения Уральской консерватории: у истоков региональной науки (1934-1974). DOI 10.24412/2658-7858-2024-37-58-64 // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. - 2024. - Вып. 37. - С. 58-64.

Становление и развитие научно-исследовательской деятельности в российских музыкальных вузах первой половины XX века как объекта изучения предполагает раскрытие проблемы в контексте общих положений об отечественной науке в первой трети столетия. «В 1920-1930 годы складывается централизованная система развития исследовательской работы, подготовки научных и научно-педагогических кадров, актуализируются вопросы развития вузовской науки. Этот процесс регламентируется различного рода декретами, постановлениями, нормативными актами и другими документами, целью которых было закрепление регулятивно-правовых норм в сфере науки» [4, 25].

Важным документом, определяющим работу высшей школы СССР, явилось Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 года «О работе высших учеб-

ных заведений и о руководстве высшей школой». В этом документе определяется статус вузовской науки: «Без научно-исследовательской работы не может осуществляться высшими учебными заведениями подготовка специалистов на уровне требований современной науки, немыслима подготовка научно-преподавательских кадров и повышение их квалификации» [1, юо].

В рассматриваемом периоде (19341974 годы) можно выделить два этапа формирования исследовательской работы на кафедре сольного пения Свердловской/ Уральской консерватории: начальный охватывает 1934-1949 годы, второй - 1950-1974.

В числе первых педагогов-вокалистов были Е. Е. Егоров, М. М. Уместнов, В. И. Садовников, Б. С. Вепринский, П.А. Ноздров-ская, А. К. Коринский, Б. И. Певзнер, Л. В. Киль-чевская и другие. В 1940-е годы в составе

кафедры появились О. И. Егорова, З. В. Щё-локова, А. В. Новиков, В. Г. Ухов. В период с 1946 по 1948 год в вузе функционировали две кафедры сольного пения, одну из которых возглавлял Е. Е. Егоров, другую -М. М. Уместнов. Однако в 1949 году обе кафедры были объединены, заведующим назначен А. В. Новиков1.

На этапе становления исследовательской работы в уральском вузе приоритетным стало научное направление, сложившееся в сфере вокального исполнительства - проблемы акустики и физиологии певческого процесса. В связи с этим интерес представляет научная деятельность первого заведующего кафедрой сольного пения, декана вокального факультета профессора Е. Е. Егорова (1877-1949).

В Государственном архиве Свердловской области сохранились документы, уточняющие данные биографии Егорова и позволяющие обозначить основные вехи его профессиональной деятельности.

В Свердловск Егоров приехал в 1933 году и сразу приступил к работе в музыкальном училище. В 1934 году началась его профессиональная деятельность в консерватории. С начала открытия вуза он занимал ещё и административную должность, исполняя обязанности заместителя директора по учебной части 2.

Е. Е. Егоров, выпускник В. М. Зарудной по Московской консерватории (МГК), начал заниматься вокальной педагогикой с 1910 года. В это время он уже имел опыт работы в оперных театрах России, в том числе в Большом театре. В его творческой судьбе знаменательным является 1922 год: он становится научным сотрудником Государственного института музыкальной науки (ГИМН, 1921-1931), организатором и заведующим вокальных курсов на его базе. Егоров разрабатывает курс «Методика сольного пения» и преподаёт его как в Государственном институте музыкальной науки, так и в Московской консерватории [3; 4].

В 1925 году по его инициативе и при его активном участии была проведена первая Всероссийская научная конференция, по-свящённая проблемам вокального искусства и педагогики. В докладах этого научного форума была представлена наиболее актуальная проблематика: «Основы единого метода постановки голоса» (Е.Е. Егоров), «Учение о примарном тоне» (Э. К. Розенов), «О мерах поднятия вокального искусства и педагогики» (В. А. Багадуров) и т.д., которые были опубликованы в «Трудах ГИМНа» в 1926 году.

Объединение в ГИМНе учёных разных профилей (музыкантов, физиологов, ларингологов, физиков) способствовало развитию интердисциплинарного уровня исследований [4]. В целом, в 1920-е годы в его вокально-методологической секции сложились ведущие научные направления, существенно важные для дальнейшего развития исследовательской работы в сфере вокального исполнительства: изучение методов и систем преподавания пения и установление научных подходов к этому вопросу, рассмотрение голосообразую-щего аппарата с акустической и анатомо-физиологической точки зрения, а также процесса голосообразования и анализ звука человеческого голоса.

В формировании этих научных направлений большую роль сыграл Егоров, который работал в ГИМНе вплоть до его закрытия в 1931 году. В этот период определилась ведущая тема его изысканий - изучение процесса голосообразования с акустической точки зрения. «В исследовании данной проблемы важную роль сыграло сотрудничество Егорова с профессорами-физиками С. Н. Ржевкиным и В. С. Казанским. Они совместно занимались разработкой темы «Исследование тембра звука голоса и смычковых музыкальных инструментов» (1926) [3, 99].

Егоров отмечал огромное её значение, он писал: «...в ней выявились исключительного интереса акустические подробности

звука певческого голоса, о которых раньше даже не имелось и представления» [7, 289].

Таким образом, в период работы в данном научно-исследовательском институте учёным в качестве ведущего методологического подхода к проблемам сольного пения было избрано междисциплинарное направление.

Егоров, унаследовав научные традиции ГИМНа, претворил их в своей дальнейшей исследовательской и методической работе в Свердловской/Уральской консерватории. Так, в СГК при непосредственном его участии, по аналогии с МГК, была создана исследовательская база: лаборатории акустики и экспериментальной фонетики, а также кабинет физиологии голоса. Кроме того, в 1935 г. в СГК была организована секция научных работников, в состав которой входили педагоги-исполнители [3].

Егоров планировал научную работу кафедры сольного пения. Основной её формой на начальном этапе было чтение докладов и их обсуждение. В качестве примера обратимся к архивным документам. В «Годовом учебном плане научно-исследовательской работы консерватории на 1936-1937 учебный год» были установлены индивидуальные планы и определена тематика исследований для каждого сотрудника кафедры: «...профессор Егоров Е. Е. „Вопросы закономерностей построения звука певческого голоса"; педагог экспериментальной фонетики, доктор Серебров-ский „Проблема утомления голоса певца" и „Влияние термических факторов на голос певца", и. о. профессора Сошальская И. О. „Влияние типа дыхания и построения маски на первоначальное формирование певческого голоса и его сохранение"; доцент Николаева Е. Н. „Вопросы дыхания в пении"; педагог по сценическому тренажу Гвинеев Г. Г. „Метод преподавания актерского мастерства в вокальном отделении консерватории"»3.

В 1934 году Егоров завершает работу «Основные вопросы современной вокальной

методики и педагогики». Годом позже на конкурсе научно-исследовательских работ, организованном Комитетом по делам искусств, это исследование получило вторую премию (при неприсуждённой первой премии) и было рекомендовано к публикации [7].

В 1938 г. Егоров приступает к работе над фундаментальным трудом «Методика сольного пения», в котором получили теоретическое обоснование и методическую разработку проблемы вокального искусства, изучавшиеся автором на протяжении двух десятилетий. В исследовании актуализируется вопрос о голосе певца как сложном акустическом явлении, указывается на «комплексность функций голосового аппарата и их компенсаторные возможности» [6, 5].

В этой работе анализируются наиболее существенные методологические проблемы вокального искусства: условия образования однородности тембра, закономерности динамики голоса, регистров, пение рассматривается как психо-акустико-физиологический процесс, анализируются условия практической работы педагога-вокалиста с певцом-учеником и индивидуализация приёмов и методов, представлен обзор методического материала существовавших национальных школ пения и методических установок современной русской вокальной школы [6].

В 1939 году Егоров утверждён в учёном звании профессора. Исследование «Методика сольного пения» было представлено автором к защите на учёную степень доктора искусствоведческих наук, которая состоялась на базе Диссертационного совета СГК (1943, без защиты кандидатской диссертации) [5]. По мнению профессора Минской консерватории А. В. Богатырёва, «труд профессора Е.Е. Егорова представляет собой исследование, посвящённое проблеме научно-объективного обоснования вокально-педагогического метода»: «Это первая научная работа, ставящая себе за-

дачей организацию теоретической базы методики сольного пения для русской вокальной школы» [5, юо]. В 1944 году ВАК утверждает его в учёной степени доктора искусствоведческих наук.

В этот же период под руководством Егорова была завершена и успешно защищена в 1944 году диссертация его аспирантки Л. В. Кильчевской «„Примарное" или основное звучание в голосе певца и его значение в методике русской вокальной школы» на учёную степень кандидата искусствоведческих наук, также в СГК. В своём исследовании она продолжила изучение процесса голосообразования с опорой на данные акустики в русле направления, разрабатываемого её научным руководителем [5].

В послевоенные годы Е.Е. Егоров пишет статью «Мои научно-исследовательские работы в области певческого голоса» (1947), в которой обобщает свой исследовательский опыт учёного и методиста, труды «Глотательный рефлекс и певческое голосообра-зование» и «Ближайшие задачи советской вокальной школы».

Заслуживает внимания ещё один аспект деятельности Егорова, связанный с собственно методикой обучения сольному пению и его практической педагогикой, которая включала в себя два направления. «С одной стороны, с частью учеников, имеющих выявленные голоса и комплекс способностей, профессор занимался по традиционной методике. <...> Другое направление школы профессора Е. Е. Егорова представляет интерес своей неординарностью: исправление тяжелейших недостатков голосового аппарата» [8, 28]. Во втором случае имеются ввиду вопросы профессиональных заболеваний вокалистов и устранение проблем голосового аппарата, воспитание профессиональных певцов из неперспективных студентов4.

В дальнейшем методические принципы и установки Е. Е. Егорова получили продолжение в деятельности и. о. доцента С.А. Батуриной, доцента В.А. Китаевой,

профессоров О. И. Егоровой, М. Г. Владимировой, Народного артиста В. Н. Попова и других, то есть можно говорить о преемственности поколений и вокальной школе Е. Е. Егорова.

Таким образом, аналитический срез научной деятельности кафедры сольного пения позволяет выделить на первом этапе в качестве ведущего исследовательского направления междисциплинарный подход к вопросам методики сольного пения -интеграцию музыкознания и естественных наук (акустики, физиологии и психологии).

В 1950-е годы Уральская консерватория выросла в крупный музыкально-образовательный центр Урала, Сибири и Дальнего Востока.

В биографии кафедры сольного пения начинается следующий этап развития научно-методической и исследовательской деятельности. В это время обновляется её педагогический состав. Среди педагогов Ф. И. Образцовская, З. Г. Тарасенко, Л. Ф. Дроздова, В. А. Китаева, Л. Г. Менабе-ни, Н. И.Уткина, В. В. Кларин и другие. В 1960-е годы кафедра пополнилась новыми именами: М. Р. Глазунова, Л. Э. Краснополь-ская, Я. Х. Вутирас, Н. Н. Голышев, К. М. Родионова. В это же время в консерватории начал работать педагог по дисциплине «Сценическая речь» Э. М. Чарели.

К 1954 году в УГК была разработана Программа методической помощи музыкальным училищам и ДМШ. Она включала подготовку учебно-методических материалов, консультаций и семинаров, которые имели практическую направленность: их тематика была связана с вопросами учебных программ, освоением новых эффективных методических приёмов и технологий обучения. В рамках Программы кафедра сольного пения в 1958 году организовала семинар для преподавателей музыкальных училищ Урала и Сибири и на основе его материалов подготовила методический сборник.

Источниками информации о научно-исследовательской работе кафедры этого

времени являются архивные документы (консерваторские планы научной работы) и статьи её педагогов, опубликованные в рукописных журналах УГК «Советский музыкант», «Бюллетень». Важную роль в развитии научной работы в консерватории сыграло появление в 1957 году собственного печатного издания «Научно-методические записки» («НМЗ»). Сборник печатался тиражом в 1000 экземпляров, всего с 1957 по 1973 год было издано восемь выпусков «Записок». Появление «НМЗ» создавало возможности публикации научной продукции преподавателей УГК и стимулировало развитие научной деятельности коллектива консерватории.

В середине 1950-х годов на кафедре были запланированы две диссертации. З. В. Щелокова работала по теме «Научное обоснование русской вокальной школы». На Учёном совете был утверждён план диссертации, на кафедре заслушано и принято «Введение»5. РаботаП.А. Ноздровской «Опыт применения фонетического метода в процессе обучения сольному пению»» была задумана как междисциплинарное исследование. Была «написана 1-я глава и отдана на рецензию профессору института иностранных языков, крупному специалисту по фонетике профессору Вронскому, 2 и 3 главы находились в работе»6. Однако информации о защите этих трудов нет.

В протоколе производственного совещания «Об итогах проверки научной работы педагогов консерватории» отмечен труд С.А. Батуриной «Воспитание рациональной формы движений, необходимых и достаточных для организации голосового аппарата в свете некоторых научных данных». По мнению кафедры, «тема является дискуссионной, но интересной, ставящей новые проблемы в вокальной педагогике»7. Заслуживает особого внимания проблематика последующих работ Батуриной, в которых выделен междисциплинарный уровень: «Воспитание акустической настроенности певческого голоса», «К вопросу

о тонических рефлексах по Р. Магнусу в методике обучения певца», «Работа мышечных систем в пении и их функциональная связь с другими компонентами голосового аппарата».

В «НМЗ» опубликовано семнадцать научных работ педагогов кафедры сольного пения. Они были представлены в семи из восьми выпусков сборника, что говорит о планомерной и стабильной исследовательской деятельности кафедры. Среди них статьи Ноздровской П. А. «К вопросу о теоретической вокальной фонетике», Певзне-раБ. И. «Педагогические заметки по курсу камерного пения», ЕгоровойО. И. «Значение художественного произведения для воспитания голоса певца», НовиковаА. В. «Регистры и резонации в пении», Образ-цовскойФ. И. «Певческий процесс в свете влияния на него некоторых произвольных мускульных движений» и другие.

Методическая работа кафедры сольного пения включала ещё одну составляющую, связанную с проблемой подготовки певцов для Монгольской народной республики и автономных республик РСФСР, таких как Бурятия, Якутия, Башкирия. Воспитание национальных кадров требовало совершенствования методики преподавания сольного пения. К числу работ такого плана относится статья Щелоковой З. В. «О работе с певцами в Якутской оперной студии при Уральской консерватории», опубликованная в третьем выпуске «НМЗ». Педагогические заметки автора включают рассмотрение особенностей фонетики якутского языка, учитывают специфику интонационной и ритмической стороны национального пения.

В целом, аналитический срез научных трудов кафедры сольного пения на этапе становления (1934-1974 гг.) позволяет выявить следующие направления исследовательской работы: история русской вокальной школы и её региональной компонент (основополагающим является персоноло-гический подход); педагогические и этиче-

ские аспекты процесса воспитания певца; теоретические проблемы и вопросы методики процесса голосообразования (среди них междисциплинарные проблемы: вокальная фонетика, вопросы физиологии певческого процесса, речь и пение и т. д.).

Таким образом, период становления научно-исследовательской работы на ка-

ПРИМЕЧАНИЯ

федре сольного пения связан с формированием ведущих направлений, в том числе интердисциплинарных, которые заложили основы теоретической, методической и практической базы дальнейшего её развития во второй половине XX - начале XXI века.

1 Е.Е. Егоров и М. М. Уместнов ушли из жизни в 1949 году.

2 Книга приказов по УГК за 1934 г. // Архив УГК.

3 Годовой учебный план научно-исследовательской работы консерватории на 1936-1937 учебный год // ГАСО. Ф. 2325-р. Оп. 1. Ед. хр. 32. Л. 8.

4 Данная проблематика получила осмысление в научном труде преподавателя консерватории пианистки В. А. Гутерман с позиции инструментального исполнительства: «Актуализация научного интереса к технике фортепианной игры в СГК нашла отражение в диссертации выпускницы МГК В.А. Гутерман „Осязательно-двигательный метод обучения при профессиональных заболеваниях рук пианистов" (1942). Научным руководителем Гутерман был доктор медицинских наук, профессор Ф. Р. Богданов. Изучение вопроса потребовало обращения к интердисциплинарным связям: исследование демонстрирует выход методологии музыкального исполнительства к научным контактам с физиологией, психологией и медициной» [5, 31; 2]. В 1950 годы этой теме была посвящена диссертация С.М. Перельман «Профилактика и ликвидация профзаболеваний музыкантов в свете учения Павлова». Сведения о её защите не сохранились.

5 Об итогах проверки научной работы педагогов консерватории // ГАСО. Ф. 2325-р. Ед. хр. 46. Л. 67.

6 Там же.

7 Там же.

ЛИТЕРАТУРА

1. Высшая школа : сб. основных постановлений, приказов и инструкций. Ч. 2. Москва : Высш. шк. 1978. 360 с.

2. Гутерман В. А. Осязательно-двигательный метод обучения при профессиональных заболеваниях рук пианистов : дис. ... канд. искусствоведения. Свердловск, 1943. 108 с.

3. Евдокимова Н. К. Акустический подход к процессу голосообразования в научных трудах Е. Е. Егорова // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. 2023. Вып. 33. С. 97-103.

4. Евдокимова Н. К. Государственный институт музыкальной науки (1921-1931): история, направления, перспективы // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. 2022. Вып. 29. С. 25-34.

5. Евдокимова Н. К. Первый диссертационный совет на Урале по специальности «Музыкальное искусство» (1942-1944) // Учёные записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2021. № 4(39). С. 95-104.

6. Егоров Е. Е. Методика сольного пения : дис. ... д-ра искусствоведения. Свердловск, 1943. 352 с.

7. Егоров Е. Е. Мои научно-исследовательские работы в области певческого голоса // Научно-методические записки. Свердловск, 1963. Вып. 5. С. 284-296.

8. Шерстов В. Н. Егор Егорович Егоров (1887-1949) // Память и «Мы» (учитель и ученики) / гл. ред. и сост. В. Н. Шерстов. Екатеринбург, 2019. С. 14-31.

Nina K. Evdokimova

Ural Mussorgsky State Conservatory, Yekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-3065-9389

THE DEPARTMENT OF SOLO SINGING OF THE URAL CONSERVATORY: AT THE ORIGINS OF REGIONAL SCIENCE (1934-1974)

In 2024 the Ural State Conservatory (UGC) turns 90 years old. The article reconstructs the process of formation of scientific work at the university on the basis of documentary materials of the UGK and the State Archive of the Sverdlovsk Region (GASO). One of the first departments that laid the foundations for research activities is the Department of Solo Singing. Based on the material of archival sources, most of which are being introduced into scientific use for the first time, the main trends and scientific directions that developed at the initial stage of its functioning and outlined further prospects for its development are revealed.

Keywords: Ural Conservatory; Department of Solo singing; scientific directions in the field of vocal art in the I930s-I970s; interdisciplinarity

For citation: Evdokimova N. K. Kafedra sol'nogo peniya Ural'skoy konservatorii: u istokov regional'noy nauki (1934-1974) [The department of solo singing of the Ural conservatory: at the origins of regional science (1934-1974)], Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2024, iss. 37, pp. 58-64. DOI 10.24412/2658-7858-2024-37-58-64 (in Russ.).

REFERENCES

1. Vysshaya shkola : sb. osnovnykhpostanovleniy, prikazov i instruktsiy. Ch. 2 [Higher School: collection ofbasic regulations, orders and instructions. Pt. 2], Moscow, Vysshaya shkola, 1978, 360 p. (in Russ.).

2. Guterman V. A. Osyazatel'no-dvigatel'nyy metod obucheniya pri professional'nykh zabolevaniyakh ruk pianis-tov : dis.... kand. iskusstvovedeniya [Tactile-motor training method for occupational diseases of pianists' hands: Dissertation], Sverdlovsk, 1943, 108 p. (in Russ.).

3. Evdokimova N. K. Akusticheskiy podkhod k protsessu golosoobrazovaniya v nauchnykh trudakh E. E. Egorova [An acoustic approach to the process of voice formation in the scientific works of E. E. Egorov], Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2023, iss. 33, pp. 97-103. (in Russ.).

4. Evdokimova N. K. Gosudarstvennyy institut muzykal'noy nauki (1921-1931): istoriya, napravleniya, perspektivy [State Institute of Musical Science (1921-1931): history, directions, prospects], Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2022, iss. 29, pp. 25-34. (in Russ.).

5. Evdokimova N. K. Pervyy dissertatsionnyy sovet na Uralepo spetsial'nosti «Muzykal'noe iskusstvo» (1942-1944) [The first dissertation council in the Urals in the specialty "Musical art" (1942-1944)], Scholarly papers of Russian Gnesins Academy of Music, 2021, no. 4(39), pp. 95-104. (in Russ.).

6. Egorov E. E. Metodika sol'nogo peniya : dis.... d-ra iskusstvovedeniya [The technique of solo singing: Dissertation], Sverdlovsk, 1943, 352 p. (in Russ.).

7. Egorov E. E. Moinauchno-issledovatel'skieraboty v oblastipevcheskogogolosa [My research works in the field of singing voice], Nauchno-metodicheskiezapiski, Sverdlovsk, 1963, iss. 5, pp. 284-296. (in Russ.).

8. Sherstov V. N. Egor Egorovich Egorov (1887-1949) [Egor Egorovich Egorov (1887-1949)], V. N. Sherstov (resp. ed., comp.) Pamyat' i «My» (uchitel' i ucheniki), Yekaterinburg, 2019, pp. 14-31. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.