Научная статья на тему 'ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА КАФЕДРЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ Л. В. СОБИНОВА АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА БЫСТРОВА'

ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА КАФЕДРЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ Л. В. СОБИНОВА АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА БЫСТРОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПОСТАНОВКА ГОЛОСА / ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ДИАПАЗОН / ВОКАЛИЗЫ / ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рудякова А.Э.

В данное время вырос интерес педагогического сообщества к истории музыкальной педагогики, анализу творчества ярких одарённых преподавателей, выработавших свою результативную оригинальную обучающую систему. Целью таких исследований является выявление наиболее действенных методов и форм обучения, которые можно применить на практике в настоящее время. В данной статье на основании различных источников, воспоминаний, а также материалов архива Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова, делается попытка воссоздать педагогические принципы обучения профессора Александра Ивановича Быстрова, оказавшего влияние на оформление принципов саратовской вокально-педагогической школы, а также воспитавшего в своём классе целую плеяду известных певцов. В статье выявляются особенности методики профессора. Определяется, что основным типом певческого дыхания он считал нижнерёберно- диафрагматический, наиболее популярный в профессиональной певческой практике. Главными задачами постановки голоса профессор провозглашал: выработку высокой позиции в звуке (для этого внимание обучающегося фиксировалось на вибрационных ощущениях в головных резонаторах, использовались упражнения на «мычание»); однородности тембра, что достигается «округлением», «притемнением»; пониженного положения гортани при фонации; воспитание полного диапазона голоса (рекомендуются гаммообразные упражнения в быстром темпе, округление нот переходного регистра). Большое значение в методике А. И. Быстрова придавалось нахождению эмоционального контакта педагога с учеником сразу с первых уроков. Также с первых уроков ученику выдвигалось требование музыкальнообразной работы над художественной основой исполняемого произведения. Основополагающей чертой педагогического стиля А. И. Быстрова было то, что в методах педагогического воздействия он шёл от индивидуальности каждого ученика, что соответствует тенденциям в методах современной педагогики. Анализ педагогических методов и приоритетов, выявленных в данном исследовании показал, что, в целом, педагогическая система А. И. Быстрова полностью соотносится с русской вокальной школой М. И. Глинки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCAL SCHOOL OF ALEXANDER IVANOVICH BYSTROV, PROFESSOR OF THE ACADEMIC SINGING DEPARTMENT OF THE SARATOV CONSERVATORY NAMED AFTER L. V. SOBINOV

At this time, the interest of the pedagogical community has grown in the history of music pedagogy, the analysis of the creativity of bright gifted teachers who have developed their own effective original teaching system. The purpose of such studies is to identify the most effective methods and forms of training that can be applied in practice at the present time. In this article, based on various sources, memoirs, as well as materials from the archive of the Saratov Conservatory named after L. V. An attempt is being made to recreate the pedagogical principles of teaching Professor Alexander Ivanovich Bystrov, who influenced the design of the principles of the Saratov vocal pedagogical school, and also brought up a whole galaxy of famous singers in his class. The article reveals the features of the professor's methodology. It is determined that he considered the main type of singing breathing to be lower- rib-diaphragmatic, the most popular in professional singing practice. The professor proclaimed the main tasks of voice production: the development of a high position in sound (for this, the student's attention was fixed on vibrational sensations in the head resonators, exercises for "moo" were used); uniformity of timbre, which is achieved by "rounding", "darkening"; lowered position of the larynx during phonation; education of the full range of voice (gamma-like exercises at a fast pace, rounding notes of the transitional register are recommended). Great importance in the methodology of A. I. Bystrov was attached to finding emotional contact between the teacher and the student immediately from the first lessons. Also, from the first lessons, the student was required to work musically and figuratively on the artistic basis of the performed work. The fundamental feature of A. I. Bystrov’s pedagogical style was that in the methods of pedagogical influence it came from the individuality of each student, which corresponds to the trends in the methods of modern pedagogy. The analysis of pedagogical methods and priorities identified in this study showed that, in general, the pedagogical system of A. I. Bystrova is fully correlated with the Russian vocal school of M. I. Glinka.

Текст научной работы на тему «ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА КАФЕДРЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ Л. В. СОБИНОВА АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА БЫСТРОВА»



This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

© Rudyakova A.E., 2021

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-10-16-23

Принята 29.10.2021 | Accepted 29.10.2021

VOCAL SCHOOL OF ALEXANDER IVANOVICH BYSTROV, PROFESSOR OF THE ACADEMIC SINGING DEPARTMENT OF THE SARATOV CONSERVATORY NAMED AFTER L. V. SOBINOV

Rudyakova A.E.

Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov, Saratov, Russian Federal

ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА КАФЕДРЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ Л. В. СОБИНОВА АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА БЫСТРОВА

Рудякова А.Э.

ФБОУВО «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова», г. Саратов, Российская Федерация

Abstract. At this time, the interest of the pedagogical community has grown in the history of music pedagogy, the analysis of the creativity of bright gifted teachers who have developed their own effective original teaching system. The purpose of such studies is to identify the most effective methods and forms of training that can be applied in practice at the present time. In this article, based on various sources, memoirs, as well as materials from the archive of the Saratov Conservatory named after L. V. An attempt is being made to recreate the pedagogical principles of teaching Professor Alexander Ivanovich Bystrov, who influenced the design of the principles of the Saratov vocal pedagogical school, and also brought up a whole galaxy of famous singers in his class. The article reveals the features of the professor's methodology. It is determined that he considered the main type of singing breathing to be lower-

Аннотация. В данное время вырос интерес педагогического сообщества к истории музыкальной педагогики, анализу творчества ярких одарённых преподавателей, выработавших свою

результативную оригинальную обучающую систему. Целью таких исследований является выявление наиболее действенных методов и форм обучения, которые можно применить на практике в настоящее время. В данной статье на основании различных источников, воспоминаний, а также материалов архива Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова, делается попытка воссоздать педагогические принципы обучения профессора Александра Ивановича Быстрова, оказавшего влияние на оформление принципов саратовской вокально-педагогической школы, а также

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

rib-diaphragmatic, the most popular in professional singing practice. The professor proclaimed the main tasks of voice production: the development of a high position in sound (for this, the student's attention was fixed on vibrational sensations in the head resonators, exercises for "moo" were used); uniformity of timbre, which is achieved by "rounding", "darkening"; lowered position of the larynx during phonation; education of the full range of voice (gamma-like exercises at a fast pace, rounding notes of the transitional register are recommended). Great importance in the methodology of A. I. Bystrov was attached to finding emotional contact between the teacher and the student immediately from the first lessons. Also, from the first lessons, the student was required to work musically and figuratively on the artistic basis of the performed work. The fundamental feature of A. I. Bystrov's pedagogical style was that in the methods of pedagogical influence it came from the individuality of each student, which corresponds to the trends in the methods of modern pedagogy. The analysis of pedagogical methods and priorities identified in this study showed that, in general, the pedagogical system of A. I. Bystrova is fully correlated with the Russian vocal school of M. I. Glinka.

Keywords: Vocal school, voice production, vocal exercises, range, vocalizations, vocal and pedagogical repertoire

REFERENCES

[1] Bystrov, A. I. From the history of the Saratov Conservatory. Viktor Yefimovich Kukolev - teacher, vocalist. Saratov: Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov, 2004. pp. 76-84.

[2] Verbov, A.M. Technique of voice production, textbook. St. Petersburg: "Planet of Music", 2016. 62 p.

[3] Dmitriev, L. B. Fundamentals of vocal technique. M.: Music, 2004. 367 p.

[4] Nozdrevatykh, A.V. Work with low male voices in the class of the Honored Artist of the Russian Federation, Professor of the Saratov State Conservatory A. I. Bystrov. The manuscript. Library of the Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov, 1998. 27 p.

[5] Pryanishnikov, I. P. Tips for students of singing: A textbook. St. Petersburg: "Planet of Music", 2013. 144 p.

воспитавшего в своём классе целую плеяду известных певцов. В статье выявляются особенности методики профессора. Определяется, что основным типом певческого дыхания он считал нижнерёберно-диафрагматический, наиболее популярный в профессиональной певческой практике. Главными задачами постановки голоса профессор провозглашал: выработку высокой позиции в звуке (для этого внимание обучающегося фиксировалось на вибрационных ощущениях в головных резонаторах, использовались упражнения на «мычание»); однородности тембра, что достигается «округлением», «притемнением»; пониженного положения гортани при фонации; воспитание полного диапазона голоса (рекомендуются гаммообразные упражнения в быстром темпе, округление нот переходного регистра). Большое значение в методике А. И. Быстрова придавалось нахождению эмоционального контакта педагога с учеником сразу с первых уроков. Также с первых уроков ученику выдвигалось требование музыкально-образной работы над художественной основой исполняемого произведения. Основополагающей чертой педагогического стиля А. И. Быстрова было то, что в методах педагогического воздействия он шёл от индивидуальности каждого ученика, что соответствует тенденциям в методах современной педагогики. Анализ педагогических методов и приоритетов, выявленных в данном исследовании показал, что, в целом, педагогическая система А. И. Быстрова полностью соотносится с русской вокальной школой М. И. Глинки.

Ключевые слова: Вокальная школа, постановка голоса, вокальные упражнения, диапазон, вокализы, вокально-педагогический репертуар

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Быстров, А. И. Из истории Саратовской консерватории. Виктор Ефимович Куколев -педагог, вокалист. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2004. С. 76-84.

[2] Вербов, А. М. Техника постановки голоса, учебное пособие. СПб: «Планета музыки», 2016. 62 с.

[3] Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2004. 367 с.

[4] Ноздреватых, А. В. Работа с низкими мужскими голосами в классе Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Саратовской государственной консерватории А. И. Быстрова. Рукопись. Библиотека Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, 1998. 27 с.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

[6] Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov. Archive SGK - F. B. N., Op. b. n., ed. hr. b. n., 48 L. A. I. Bystrov.

[5] Прянишников, И. П. Советы обучающимся пению: Учебное пособие. СПб: «Планета музыки», 2013. 144 с.

[6] Саратовская Государственная консерватория имени Л. В. Собинова. Архив СГК. - Ф. б. н., Оп. б. н., ед. хр. б. н., 48 л. А. И. Быстров.

[7] Томах, В. Н. Заслуженный деятель искусств РСФСР профессор А. И. Быстров. Биографический очерк № 1. Рукопись. Библиотека Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, 1993. 15 с.

Rudyakova A. E. - SPIN ID: 5153-1970; ORCID ID: 0000-0002-5798-5846

Research interests, number of main publications: music pedagogy, history of pedagogy, history of music, vocal art, More than 40 publications have been published, 1 of them in SCOPUS, 15 in the Higher Attestation Commission, more than 30 in conference materials.

Рудякова А. Э. - SPIN ID: 5153-1970; ORCID ID: 0000-0002-5798-5846

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: музыкальная педагогика, история педагогики, история музыки, вокальное искусство, Опубликовано более 40 публикаций, из них 1 в СКОПУС, 15 в ВАК, более 30 в материалах конференций.

For citation: Rudyakova A.E. VOCAL SCHOOL OF ALEXANDER IVANOVICH BYSTROV, PROFESSOR OF THE ACADEMIC SINGING DEPARTMENT OF THE SARATOV CONSERVATORY NAMED AFTER L. V. SOBINOV // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №10. PP. 16-23. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-10-16-23.

Для цитирования: Рудякова А.Э. ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА КАФЕДРЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ Л. В. СОБИНОВА АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА БЫСТРОВА // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №10.С. 16-23. Бог 10.26787^Иа-2686-6846-2021-23-10-16-23.

Введение. Становление саратовской вокальной школы прошло длительный исторический путь и ознаменовалось деятельностью многих ярких вокалистов и педагогов. С самого открытия Саратовской Алексеевской консерватории (1912 г.) сольное пение преподавали выдающиеся певцы: М. Е. Медведев - первый исполнитель роли Ленского в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин», М. А Эйхенвальд-Дубровская - солистка Мариинского театра, а с 1918 г. - А. М. Пасхалова - впервые спевшая в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» заглавную партию. Впоследствии на кафедре академического пения работали: М. П. Томашевский, В. И. Егоров, Н. Е. Устинов, О. Н. Стрижова, А. В. Тарасова, Л. В. Белова, Л. А. Сметанников, Н. Б. Белосточная, З. С. Данилова и другие.

Одним из наиболее ярких и талантливых педагогов, внесших значительную лепту в оформление вокально-педагогических

традиций Саратовской консерватории, являлся Александр Иванович Быстров (19182006 гг.) - Заслуженный деятель искусств РФ, профессор, ректор (1976-1986 гг.), занимавшийся воспитанием молодых певцов с 1954 по 2005 гг. Нельзя сказать, что творческая личность А. И. Быстрова не была освещена в различных публикациях. В различное время созданы статьи: «Александр Иванович Быстров» в Энциклопедии Саратовской консерватории, «Заслуженный деятель искусств РСФСР профессор А. И. Быстров». В. Н. Томаха, «Работа с низкими мужскими голосами в классе Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Саратовской государственной консерватории

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

А. И. Быстрова» Ноздреватых А. В. и др., в которых рассматривался жизненный и творческий путь музыканта, а также отдельные моменты классной работы со студентами. Но детального исследования методических предпочтений не было произведено.

Цель исследования. На основе редких источников, а также архивных материалов Саратовской консерватории всесторонне рассмотреть педагогические принципы и приоритеты А. И. Быстрова, выявить именно ему присущие особенности методики постановки голоса.

Основная часть. Александр Иванович Быстров родился в Саратове. После окончания химического факультета местного университета он поступает в Саратовскую консерваторию в класс выдающегося педагога -вокалиста В. Е. Куколева, где развивает свой красивый лирический баритон до профессионального уровня. Впоследствии молодой певец являлся солистом Саратовского театра оперы и балета (с 1950 г.). Только за первый театральный сезон 1950/51 г. А. И. Быстровым была выучено 21 партия [архив СГК]. Безусловно, работа в театре давала возможность накопления вокального опыта, который впоследствии явился основой становления

исполнительских и педагогических взглядов вокалиста. За время последующей преподавательской деятельности профессор А. И. Быстров воспитал множество певцов, среди которых народные артисты СССР Л. А. Сметанников, Ю. Л. Попов, заслуженные артисты РФ С. Алексашкин, Л. В. Белова, Л. К. Ненастьев и др. ...

Рассмотрим педагогические наработки профессора А. И. Быстрова. Певческое дыхание.

Безусловно, основным вопросом вокальной педагогики считается постановка певческого голоса на дыхание, что даёт начинающему певцу ощутить чувство «опоры» во время вокализации. Л. Б.

Дмитриев в своём основополагающем труде «Основы вокальной методики» приводит современную классификацию типов певческого дыхания: ключичное

(верхнерёберное), грудное (нижнее, боковое, грудобрюшное), нижнерёберно-

диафрагматическое, брюшное

(абдоминальное) [3, с. 163]. По воспоминаниям А. В. Ноздреватых профессор, на основании своего преподавательского опыта, рекомендовал ученикам, как наиболее правильный, «нижнерёберно-диафрагматический» тип дыхания, при котором «грудная клетка и диафрагма активно включены в работу, что определяется расширением грудной клетки в нижних отделах и движением живота вперёд» [3, с. 163]. По объяснениям А. И. Быстрова при таком «низком» дыхании происходит наиболее продуктивная работа дыхательного аппарата, формируется свобода

звукоизвлечения и оптимальный для данного певца импеданс. Стоит отметить, что нижнерёберно-диафрагматическое дыхание считается традиционным в вокальной педагогике, и его рекомендовали видные русские исследователи в области голоса: Л. Б. Работнов, 1929, 1932; И. И. Левидов, 1939; П. Органов, 1951; А. И. Борисова 1958; А. Х. Вербов, 1961; Л. К. Ярославцева, 1976 и др. Работа над звукообразованием.

Знаменитый вокальный педагог И. П. Прянишников (1847-1921) дал определение профессионально поставленному

академическому голосу: «умение петь forte, piano, mezzо-voce, филировать звук; умение владеть различными тембрами голоса; умелое и правильное пение диатонических гамм; по возможности выработанная колоратура; умение связывать ноты различными способами; хроматические гаммы; владение трелью; соблюдение и понимание ритма» [5, c. 75]. Основным критерием правильно обработанного голоса А. И. Быстров считал наличие при фонации на всём диапазоне высокой певческой позиции, которая, по мнению профессора,

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

обуславливает «округлённость»,

«прикрытость», «полётность» голоса. В таком мнении А. И. Быстров солидарен с Л. Б. Дмитриевым, который писал: «Головной резонатор - важнейший индикатор правильного певческого звучания голоса» [1, с. 150]. С самого первого дня педагог добивался нахождения ощущения у ученика резонирования звука в «головных резонаторах». Для данной цели в классной работе использовались упражнения на «мычание» или «нычание», которые всегда пелись в начале урока и на наиболее удобном для каждого ученика диапазоне. По мнению профессора, наличие высокой певческой позиции ведёт к выработке однородности звучания тембра певца. Для построения такого тембра на всём диапазоне А. И. Быстров рекомендовал формировать «округло» звуки центрального регистра, а звуки верхнего-головного - «прикрывать». Педагог объяснял, что «прикрытый» звук, имеющий в своей основе «затемнённую» окраску, звучит мягко, благородно, академично. При выработке необходимой окраски звука А. И. Быстров тщательно следил, чтобы не было слишком тёмного, глухого, оттенка. Для построения округлого звука, рекомендовался «зевок». Он также рекомендовался и для фиксации ощущения пониженного состояния гортани, поднятого положения нёбной занавески.

Согласованная работа певческого дыхания и свободной низкой гортани, по мнению профессора, ведёт к правильному звукообразованию. Стоит отметить, что пение при пониженном состоянии гортани рекомендовали многие педагоги-методисты. Так, профессор Ф. Ф. Заседателев в труде «Научные основы постановки голоса» делает следующий вывод: «Остаётся остановиться на индифферентном низком положении гортани, удерживаемом без всякого напряжения...» [2, с. 11]. Начальные уроки со студентами.

При обучении академическому вокалу очень важны самые первые уроки. Об этом

пишут многие авторитетные педагоги, представляющие различные вокальные школы: Д. Ламперти, М. Маркези, И. П. Прянишников, А. М. Вербов, Л. Б. Дмитриев и др. Так Л. Б. Дмитриев, констатирует, что с первых уроков необходимо «установление атмосферы взаимного доверия, контакта, необходимых для успешного

педагогического воздействия» [3, с. 214]. Впоследствии, при установлении

психологического контакта с обучающимся можно начинать обучение. Стоит отметить, что мнение педагогов-вокалистов на методику проведения начального периода обучения отличаются. Так педагог А. И. Быстрова В. Е. Куколев считал полезным объяснить ученику строение голосового аппарата, такая методика по мнению Куколева была более эффективна для постановки голоса начинающего певца. По воспоминаниям А. И. Быстрова «Педагогом объяснялись три основных момента звукообразования: работа дыхания, работа надставной трубы (особенно

артикуляционного аппарата), работа верхнего резонатора» [1, с. 14]. По мере получения педагогического опыта в вокальном классе профессор А. И. Быстров укоренился во мнении более осторожного проведения первых уроков со студентами. По мнению профессора «с начинающим обучение певцом говорить о строении голосового аппарата рискованно, так как существует опасность, что ученик сразу перенесёт своё внимание на мышцы шеи и гортани, а это может привести к их зажатию, и, как результат, к горловому звуку» [1, с. 14]. Главной задачей начального периода постановки голоса педагог провозглашал обработку звука молодого певца. Критериями правильного

звукообразования считались: красота тембра, опёртость на дыхание, округлость, академичность построения, интонационная чистота. Большое внимание уделялось пению вокализов, простых в вокальном и исполнительском плане произведений с текстом. С первых же уроков ставилась

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

задача создать художественный образ, что помогало ученику справиться и с техническими трудностями. Сложным приёмом А. И. Быстров считал пение piano, так как оно, по его мнению, «провоцирует ученика переходить на пение без опоры дыхания, в результате чего значительно страдает качество оформления звука» [4, с. 16].

Упражнения, вокализы, применяемые в процессе обучения.

Базой развития вокалиста считается применение в процессе постановки голоса упражнений и вокализов. Видный

российский педагог-методист Л. Б. Дмитриев в своём фундаментальном труде «Основы вокальной методики» констатировал, что «упражнения являются основным средством приобретения певческих навыков» [3, с. 115]. По воспоминаниям А. В. Ноздреватых в классной работе его преподаватель пользовался комплексом упражнений, остающемся впоследствии неизменным на протяжении всех годов обучения. Первое упражнение всегда пелось с закрытым ртом на согласную «м», оно способствовало «разогреванию» голосового аппарата ученика, а также для фиксации вибрационных ощущений в головных резонаторах [4, с. 8-9]. В классной практике А. И. Быстров использовал «распевки» на все виды вокальной техники: legato, staccato, технику подвижности. Основная масса упражнений имела строение, основанное на поступенном движении снизу- вверх по однотипным интервалам (терциям, квартам и т.д.), использовались также арпеджио разной степени сложности. Наиболее полезными для постановки голоса гласными, используемыми в «распевках» педагог считал «а» и «я». По его мнению, данные гласные наиболее удобны для формирования звука на начальном этапе обучения. После того, как молодой певец закрепил навыки правильной вокализации, А. И. Быстров предлагал ученику к изучению вокализы. Вокализы профессор рассматривал как переходный

материал от упражнений к произведениям с текстом. Такой взгляд полностью согласуется с установками современной вокальной методики. Обычно студентам младших курсов давались вокализы из сборника «Школа пения» Ф. Абта, отличающиеся простотой построения мелодической основы, ограниченным диапазоном. Их необходимо было петь с названиями нот. Основная установка в плане построения звука была «петь активно, красиво, благородно» [4, с. 1618]. По мнению А. И. Быстрова, сольфеджирование является важным педагогическим методом, который позволяет добиваться чёткой дикции, активного соединения гласного звука с согласным, а также способствует выработке «близкого звука». Наиболее употребительными в классе профессора были сборники вокализов Ф. Абта, Н. Ваккаи, Г. Зейдлера, Г. Панофки. За время обучения изучалось небольшое количество вокализов, так как главным критерием являлась «впетость», усвоение правильных ощущений при вокализации. Развитие диапазона голоса.

Одним из наиболее сложных этапов воспитания вокалиста считается развитие диапазона голоса. За время своей педагогической практики А. И. Быстров укоренился во мнении, что «расширение диапазона голоса студента должно быть результатом систематической и настойчивой работы над формированием правильного построения медиума голоса» [4, с. 16-18]. Только после выработки качественного звучания на этом участке можно постепенно добавлять в работу верхние и нижние звуки. При этом А. И. Быстров подчёркивал, что является последователем русской вокальной школы М. И. Глинки, что выражалось в практическом применении

«концентрического» метода. Данный метод заключается в развитии голоса от средних, наиболее удобных нот обучающегося, так называемого «примарного» тона. Для формирования же верхних нот наиболее результативным считались гаммообразные

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

упражнения снизу-вверх, исполнявшиеся в быстром темпе. Следует отметить, что такую же тактику развития верхнего регистра певца рекомендовали великие педагоги старой итальянской школы - П. Този, Л. Манчини и

др. [3].

Подбор репертуара.

Основополагающим фактором в воспитании начинающего певца считается подбор вокально-педагогического

репертуара. Такого мнения придерживаются видные вокальные авторитеты, например, профессор Московской консерватории Е. А. Милькович, создавшая популярный у педагогов сольного пения

«Систематизированный вокально-

педагогический репертуар». В классной работе А. И. Быстров вдумчиво подходил к выбору репертуара для своих студентов. Использовался метод индивидуального подхода: учитывались все возможности данного студента, а также перспектива дальнейшего роста с помощью выбранных произведений. По воспоминаниям А. В. Ноздреватых, «профессор прислушивался к пожеланиям студентов, инициатива которых всегда всячески поддерживалась, однако, в первую очередь требовалось изучение арий, романсов и песен, намеченных педагогом» [4, с. 16-18]. Особенностью педагогического стиля профессора было то, что он давать студентам русские народные песни куплетной формы построения. При исполнении такого рода сочинения профессором ставились задачи нахождения исполнительского разнообразия: «наполнить голос динамическими оттенками, создать кульминацию, полностью донести содержание слушателям» [4, с. 18]. Работа над художественным замыслом произведения.

В русской школе пения, основоположником которой считается М. И. Глинка, основополагающим значением считается эмоционально наполненное донесение художественного замысла композитора. Данный постулат подтверждает

выдающийся русский педагог-методист И. П. Прянишников: «Истинному артисту-художнику надо обладать ещё артистической, художественной стороной, без которой немыслимо настоящее искусство» [5, с. 117]. В своей классной работе с учениками А. И. Быстров последовательно претворял заветы русской вокальной школы в плане эмоционально-образного исполнения арий, романсов и народных песен. С первых уроков обучения, он требовал от ученика эмоционально наполненного, вдумчивого исполнения. Если звучал упрёк профессора -«Формально поёшь», то студент понимал, что необходимо продолжать работать над музыкальным текстом: художественно осмыслить материал, уметь своими словами выразить драматургический замысел произведения, продекламировать

литературный текст, правильно расставляя логические ударения. Если же студент готовил арию из оперы, то он должен был подробно изучить либретто оперы, чтобы знать ситуацию, при которой поётся данный музыкальный материал. Профессор требовал максимального эмоционального соответствия исполнения чувствам и образу героя, которому принадлежит данная ария в опере. Любимое выражение профессора «Чтобы выполнить на сцене 100% из задуманного, в классе необходимо сделать двести» [4, с. 22] мотивировало молодого певца, подталкивало ученика ещё более активно выкладываться в подготовке исполняемого репертуара.

Выводы. Александр Иванович Быстров является одним из наиболее видных педагогов саратовской вокально-педагогической школы. Обладая

исполнительским и педагогическим опытом, он выработал свою результативную вокальную школу, воспитавшую ярких, неординарных певцов, внёсших лепту не только в музыкальную культуру Поволжья, но и всей страны в целом. На основе произведённого исследования можно сделать вывод, что методика постановки голоса и

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

воспитания певца, применяемая А. И. Быстровым, опиралась на постулаты русской вокальной школы М. И. Глинки: «концентрический метод» (пение

упражнений для развития голоса от наиболее удобных нот медиума), принцип постепенности и последовательности (проявлялся в постепенном усложнении вокально-технических задач, подборе вокально-педагогического репертуара), индивидуальный подход к каждому студенту (учитывался вокально-технической уровень конкретного ученика), принцип единства

художественно-технического развития (с самых первых уроков велась работа над образом, музыкально-исполнительским

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компонентом). Особенностью методики А. И. Быстрова можно назвать широкое использование в классной работе материала русской народной песни, позволяющей осуществлять комплексное развитие молодого певца как в вокально-технической, так и в музыкально-исполнительской оснащённости.

Corresponding Author: Rudyakova Alla Eduardovna, Candidate of Art History, Teacher of the Department of History and Theory of Performing Arts and Music Pedagogy, Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov, Saratov,

Russian Federation

E-mail: rudjkowa@mail.ru

Ответственный за переписку: Рудякова Алла Эдуардовна, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры истории и теории исполнительских искусств и музыкальной педагогики ФБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова»,

Саратов, Российская Федерация

E-mail: rudjkowa@mail.ru

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.