Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ (1921-1931): ИСТОРИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ (1921-1931): ИСТОРИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
158
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ (ГИМН) / ИНТЕГРАЦИЯ НАУК / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ / ВУЗОВСКАЯ НАУКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Евдокимова Н. К.

В 2021 году Государственному институту музыкальной науки (ГИМН) исполнилось 100 лет. Период его функционирования (1921-1931) стал важной вехой в становлении отечественного музыкознания. Основным материалом статьи избрана научно-методическая деятельность ГИМНа. Из широкого спектра проблематики, актуализированной в этом учреждении, предметом нашего внимания являются исследования, проводившиеся в контексте интеграции музыкознания с другими областями научного знания, а также процесс формирования междисциплинарных направлений, сложившихся в данном институте, и их дальнейшее развитие в столичной и региональной вузовской музыкальной науке обозначенного периода. Целью настоящей статьи является реконструкция истории становления исследовательской деятельности ГИМНа, что даёт возможность рассмотреть основные тенденции, преемственность и эволюцию интегративных направлений, деятельность отдельных учёных, внёсших свой вклад в развитие этой сферы музыкальной науки в первой трети XX века. При всей очевидной актуальности данная проблематика ещё не получила достаточного осмысления и в настоящее время остаётся малоисследованной областью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE INSTITUTE OF MUSIC SCIENCE (1921-1931): HISTORY, DIRECTIONS, PROSPECTS

In 2021, the State Institute of Music Science (ANTHEM) turned 100 years old. The period of its functioning (1921-1931) became an important milestone in the formation of Russian musicology. The main material of the article is the scientific and methodological activity of the ANTHEM. From a wide range of issues actualized in this institution, the subject of our attention is the research conducted in the context of the integration of musicology with other fields of scientific knowledge, as well as the process of formation of interdisciplinary directions that have developed at this institute, and their further development in the metropolitan and regional university music science of the designated period. The purpose of this article is to reconstruct the history of the formation of the ANTHEM research activity, which makes it possible to consider the main trends, continuity and evolution of integrative directions, the activities of individual scientists who contributed to the development of this field of musical science in the first third of the XX century. Despite all the obvious relevance, this problem has not yet received sufficient understanding and currently remains a little-explored area.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ (1921-1931): ИСТОРИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ

УДК 781.1:78.078

Нина Кузьминична Евдокимова

Кандидат искусствоведения, доцент Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, начальник Центра дополнительного профессионального образования УГК (Екатеринбург, Россия). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-3065-9389. SPIN-код: 7172-9943

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ (1921-1931): ИСТОРИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

В 2021 году Государственному институту музыкальной науки (ГИМН) исполнилось 100 лет. Период его функционирования (1921-1931) стал важной вехой в становлении отечественного музыкознания. Основным материалом статьи избрана научно-методическая деятельность ГИМНа. Из широкого спектра проблематики, актуализированной в этом учреждении, предметом нашего внимания являются исследования, проводившиеся в контексте интеграции музыкознания с другими областями научного знания, а также процесс формирования междисциплинарных направлений, сложившихся в данном институте, и их дальнейшее развитие в столичной и региональной вузовской музыкальной науке обозначенного периода. Целью настоящей статьи является реконструкция истории становления исследовательской деятельности ГИМНа, что даёт возможность рассмотреть основные тенденции, преемственность и эволюцию интегративных направлений, деятельность отдельных учёных, внёсших свой вклад в развитие этой сферы музыкальной науки в первой трети XX века. При всей очевидной актуальности данная проблематика ещё не получила достаточного осмысления и в настоящее время остаётся малоисследованной областью.

Ключевые слова: Государственный институт музыкальной науки (ГИМН), интеграция наук, меж-дисциплинарность, история становления отечественного музыкознания, вузовская наука

Для цитирования: Евдокимова Н. К. Государственный институт музыкальной науки (1921-1931): история, направления, перспективы // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. - 2022. - Вып. 29. - С. 25-34.

Реконструкция процесса формирования научной деятельности в сфере музыкознания в первой трети XX века как объекта изучения предполагает рассмотрение проблемы в аспекте общих положений о вузовской науке рассматриваемого времени и тесно связана с её институциональной историей. В 1920-1930 годы складывается централизованная система развития ис-

следовательской работы, подготовки научных и научно-педагогических кадров, актуализируются вопросы развития вузовской науки. Этот процесс регламентируется различного рода декретами, постановлениями, нормативными актами и другими документами, целью которых было закрепление регулятивно-правовых норм в сфере науки1.

В этот же период появляются труды, свидетельствующие о формировании новой области научного познания - науковедения2. Так, учёным И. А. Боричевским был предложен сам термин, введено и обосновано понятие «науковедение» (1926), представлены его проблемы как «науки о науке»3. Однако институциализация науковедения в качестве самостоятельной отрасли состоялась значительно позже -в 1960 годы.

В хронике рассматриваемого времени важным событием для отечественного музыкознания стало создание в 1921 году Государственного института музыкальной нау-ки4. «ГИМН - это яркое явление, заложившее основы не только музыкальной науки, но и других наук, например, музыкальной психологии. Здесь формировались история музыки, теория музыки, акустика; особую ветвь представили исследования в области вокала. Идеи исследовательских работ в СССР и структура организации этих работ появились именно здесь», - отмечает Ю. Н. Рагс [13, 257].

Становление российской музыкальной науки в 1920 годы во многом было обусловлено теми объективными предпосылками, которые сложились в XIX - начале XX столетия. По этому поводу доктор искусствоведения Т. И. Науменко пишет: «Если обратиться к истории отечественного музыкознания, то можно обнаружить, что за сравнительно недолгий период -примерно с 1840-х и до 1917 года, оно было представлено практически всеми научными жанрами и жанровыми разновидностями, научными теориями и подходами, которые образовали фундамент его развития в последующие, советские годы» [11, 60].

Открытию ГИМНа предшествовала деятельность таких научно-просветительских организаций, как Музыкально-этнографическая комиссия при Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии (1901-1921) и Музыкально-теоретическая библиотека (1908-1924). Це-

лью последней была не только пропаганда музыкальной классики, но и «научная разработка вопросов истории и теории музыки» [8, 790]. На базе Академического подотдела Музыкального отдела (АК МУЗО) Нар-компроса рассматривался план создания ГИМНа. Проект положения об организации института подготовил известный учёный Н. А. Гарбузов, выпускник Петербургского горного института и Музыкально-драматического училища при Московском филармоническом обществе (имевшего статус высшего учебного заведения), который был назначен на должность директора данного учреждения.

В течение десяти лет неоднократно менялась организационная структура ГИМНа, что вносило коррективы и в процесс организации научной работы. Так, с февраля по ноябрь 1923 года ГИМН был объединён с ГАХН, затем вновь отделился, став самостоятельным исследовательским институтом. С этого времени определился его статус как научного учреждения, предназначенного «для разработки музыкально-научных вопросов естественно-научным методом» [7, 281].

Процесс становления науки о музыке в ГИМНе с самого начала его функционирования был обусловлен наличием научного потенциала, формировавшегося за счёт привлечения известных учёных, музыковедов и исполнителей. Т. Н. Ливанова подчёркивает, что «в подборе кадров для нового научного коллектива отчётливо сказалось стремление его учредителей, во-первых, охватить все отрасли музыкознания, и, во-вторых, широко использовать силы советских физиков (П. Б. Лейберг, С. Я. Лившиц, С. Н. Ржевкин, А. Ф. Самойлов), физиологов, ларингологов (М. Я. Се-рейский, А. Ф. Иванов, Ф. Ф. Заседателев, Л. Д. Работнов) для совместного решения научных задач» [7, 273]. Таким образом, в ГИМНе объединились учёные разных профилей, что дало возможность выхода научных исследований на интердисципли-

нарный уровень. Показательно, что директор ГИМНа Н. А. Гарбузов одной из наиболее важных задач в анализе музыкальных явлений считал союз музыкальной науки и естествознания с опорой на эксперимент и лабораторный метод5.

В широком спектре исследовательских направлений, разрабатывавшихся в институте, выделим те, которые были связаны с процессом интеграции наук. Это был этап поиска и разработки нового типа исследований, имеющих ярко выраженную междисциплинарную направленность.

В физико-технической секции (председатель - директор института Н. А. Гарбузов) интенсивное развитие получили проблемы музыкальной акустики. Ю. Н. Рагс отмечал «интерес к акустике, к точным объективным данным, возникший в 20-х - начале 30-х годов»6 [13, 266].

Научные интересы Гарбузова были связаны с вопросами акустического обоснования теории музыки. Основным его трудом этого периода является «Теория многоос-новности ладов и созвучий». Первый том данного исследования был опубликован в 1928 году, второй - в 1932-м. Научное направление, разрабатываемое Гарбузовым, оказало определённое влияние на молодых учёных, которые в то время только ещё начинали свой путь в науке: Л. А. Мазель пишет работу «Прелюдия A-dur Шопена с точки зрения теории многоосновно-сти ладов и созвучий» (1930); С. Г. Кор-сунский в соавторстве со С. С. Скребковым - «Некоторые проблемы курса гармонии в свете теории многоосновности» (1934); С. С. Скребков - «Сонатная форма в свете теории многоосновности» (1932). В перспективных планах института было предусмотрено «Исследование зоны восприятия интервалов». Впоследствии эта проблематика была разработана Гарбузо-вым в его трудах о зонной природе слухового восприятия7. Ряд исследований сотрудников секции в этот период опубликован в «Сборнике работ по музыкальной

акустике» в серии «Труды ГИМНа» (1925, 1929), под редакцией Гарбузова издана книга А. В. Рабиновича «Краткий курс музыкальной акустики» (1930).

Физиолого-психологическая секция ГИМНа занималась вопросами изучения музыкального восприятия, музыкальной одарённости и экспериментальной эстетики. Наиболее ярким представителем этого направления в ГИМНе была руководитель секции, философ, музыковед и психолог Е. А. Мальцева. Поскольку сложившихся традиций в этой сфере отечественной музыкальной науки ещё не было, Мальцеву можно отнести к числу первых российских учёных, обратившихся к проблемам музыкальной психологии. В период работы в ГИМНе ею были написаны такие труды как «Основные элементы слуховых ощущений» (1925), «Абсолютный слух и методы его развития» (1925), «Карл Штумпф и его значение в области музыкальной психологии» (1928) и ряд других.

Важную роль в становлении исследовательской деятельности данной секции сыграла психолог, педагог и музыкант С. Н. Беляева-Экземплярская, которая свою работу в ГАХН в Лаборатории экспериментальной эстетики искусствоведения совмещала с деятельностью в ГИМНе. В её трудах также нашли многоаспектное отражение проблемы осмысления музыкального искусства с позиций психологии. Среди них работы «О психологии музыкального восприятия» (монография, 1924), «Музыкальное переживание в дошкольном возрасте» (1925), «Музыкальная герменевтика» (1927), «Исследование психологии современного массового слушателя» (1929), статья «Восприятие ладовых мелодических построений», написанная в соавторстве с Б. Л. Яворским (1926) и т.д.

В ГИМНе до 1930 года в качестве председателя комиссии по экспериментальной эстетике работал доктор филологических наук, философ, культуролог А. Ф. Лосев. Его работы, относившиеся к данной области,

в институте не были опубликованы. Однако информация о рукописях Лосева, на основе анализа архивных материалов, представлена в статье Т. Н. Ливановой: это доклады «О феноменологическом методе в музыкальной эстетике», «Роль физиологического фактора в эстетическом сознании», «Два основных закона музыкальной формы» и другие8 [7, 324]. В числе публикаций ГИМНа следует отметить «Сборник работ физиолого-психо-логической секции» (1925), в котором были представлены наиболее значимые научные изыскания её сотрудников.

Приоритетными направлениями экспериментально-педагогического сектора, включавшего вокально-методологическую (руководитель Э. К. Розенов, затем В. А. Ба-гадуров) и фортепианно-методологиче-скую (председатель А. Б. Гольденвейзер, позже Г. П. Прокофьев) секции, стали исследования, направленные на интеграцию акустики, физиологии и психологии.

Комиссия по вокальной методологии была основана с начала работы ГИМНа, в 1921 году. В её кадровом составе, кроме вокалистов, числились физиологи, ларингологи Ф. Ф. Заседателев, А. Ф. Иванов, Л. Д. Работнов и физики С. Н. Ржевкин и В. С. Казанский. В научных трудах секции, помимо вопросов истории вокального искусства и методики преподавания, особенно большое значение имели междисциплинарные исследования, направленные на изучение акустико-физиологических основ пения. Важную роль в становлении этого направления сыграли научные изыскания вокалистов Е. Е. Егорова, Э. К. Розе-нова, Д. Л. Аспелунда. Экспериментальной базой секции стали вокальные курсы, организованные Егоровым.

В конце 1926 года профессоры-физики С. Н. Ржевкин и В. С Казанский, в сотрудничестве с Е. Е. Егоровым, работали по теме «Исследование тембра звука голоса и смычковых музыкальных инструментов». Егоров отмечал её огромное значение: «...В ней выявились исключительного ин-

тереса акустические подробности звука певческого голоса, о которых раньше даже не имелось и представления» [5, 289]. Так для учёного определилась необходимость иного, междисциплинарного в своей основе подхода к проблемам методики сольного пения.

Среди трудов учёных, работавших в данной секции, весьма значимым было исследование доктора медицины (1916), ларинголога Л. Д. Работнова «К вопросу об образовании голоса у певцов» (1922). Физики-изобретатели не только создавали необходимые для экспериментальной работы приборы, но и сами принимали активное участие в научной работе по проблематике вокальной секции. К примеру, С. Н. Ржевкин изучал вопросы музыкальной акустики, «подтвердив теорию Гель-мгольца о восприятии слуховых созвучий и определил две характерные форманты, ответственные за „качество" певческого голоса» [14]. Активная включённость в процесс научного осмысления специфики вокального исполнительства отмечается в работах ларинголога-фониатра Ф. Ф. За-седателева: в 1926 году были опубликованы его труды «Научные основы постановки голоса», «О резонаторах человеческого голоса», «О положении гортани в пении и об атаке звука».

Важную роль сыграл ГИМН и в организации первых научных форумов: в 1925 году в рамках исследовательской работы института была проведена Всероссийская научная конференция, посвя-щённая проблемам вокального искусства и педагогики, на которой были представлены научные разработки вокально-методологической комиссии с целью их актуализации и внедрения в педагогическую практику. На конференции прозвучали доклады Е. Е. Егорова «Основы единого метода постановки голоса», Э. К. Розено-ва «Учение о примарном тоне», В. А. Ба-гадурова «О мерах поднятия вокального искусства и педагогики» и другие.

В деятельности фортепианно-методоло-гической секции при разработке междисциплинарных исследований интенсивное развитие получили научные традиции «анатомо-физиологической» школы. Главной целью этого направления стало рассмотрение базовых технических вопросов методики обучения игре на фортепиано9.

В России это направление получило распространение в первой трети ХХ века. Отечественный этап его развития в значительной мере был связан с ГИМНом. Руководитель фортепианно-методологической секции Г. П. Прокофьев, выпускник Московской консерватории (класс К. Н. Игумнова) уделил этой проблематике особое внимание. Так, под редакцией Прокофьева и с его предисловием переиздаётся книга Ф. А. Штейнхаузена «Техника игры на фортепиано» (1926).

Об интересе российских музыкантов к вопросу анатомо-физиологического обоснования исполнительского искусства свидетельствует научное изыскание доктора медицины, физиолога, композитора и музыковеда И. И. Крыжановского «Физиологические основы фортепианной техники» (Петроград, 1922), в котором учёный представил научный анализ нерациональной мышечной работы и возникающих в связи с этим профессиональных заболеваний, а также публикация в 1927 году первого советского издания «Естественной фортепианной техники» Р. М. Брейтгаупта, причём в последнее было включено предисловие психиатра и физиотерапевта В. С. Марсовой, работавшей в ГАХН.

Исследовательское внимание ученых фортепианно-методологической секции в значительной мере было направлено на изучение технико-аналитических вопросов с опорой на экспериментальные данные. С точки зрения освоения интердисциплинарной методологии актуальна статья сотрудников ГИМНа Н. А. Бернштейна и Т. С. Поповой «Исследование биодинамики фортепианного удара», опубликованная

в «Сборнике работ фортепианно-методо-логической секции» (1930). В дальнейшем физиолог и пианист Н. А. Бернштейн, автор ряда трудов по физиологии движений и структуре нервно-двигательного процесса, продолжил научную работу в междисциплинарной области и вошёл в историю науки как создатель биомеханики и фундаментальных исследований по психофизиологии. Исходя из вышесказанного, следует вывод, что в ГИМНе были заложены основы научного базиса междисциплинарных направлений.

В 1931 году деятельность Государственного института музыкальной науки завершилась. Как в дальнейшем развивались традиции, сложившиеся в нём, и каково его влияние на формирование интегра-тивных тенденций в отечественной науке о музыке?

«Когда Гимн был расформирован, - пишет Ю. Н. Рагс, - то идеи, порождённые в нём, перешли в новые формы новых государственных исследовательских учреждений, среди которых следует отметить Российский институт истории искусств (в Ленинграде), Государственный институт искусствознания (в Москве). Впоследствии структура этих организаций почти целиком перешла также и в вузовскую науку» [13, 258].

Однако стоит заметить, что влияние ГИМНа на вузовскую исследовательскую работу было весьма характерным ещё в период его активной работы в 1920 годы. Ряд сотрудников свою деятельность в институте совмещал с работой в других учреждениях и, прежде всего, в Московской государственной консерватории (МГК). Это давало возможность реализации научных идей учёных ГИМНа на базе столичной консерватории. Показательно, что ещё в 1928 году в МГК был открыт кабинет экспериментальной фонетики и фониатрии, где работали В. А. Багадуров, Е. Е. Егоров, П. И. Тихонов, позже - Д. Л. Аспелунд. Кроме того, в МГК трудились такие сотрудни-

ки ГИМНа, как М. В. Иванов-Борецкий, А. Ф. Лосев, Г. П. Прокофьев и т.д.

Важен и другой аспект: в отечественных музыкальных вузах рассматриваемый период связан с формированием основ музыкально-научного образования и началом подготовки музыковедческих кадров10.

С закрытием ГИМНа в Московской консерватории под руководством Н. А. Гарбу-зова в 1932 году была организована Акустическая лаборатория, где продолжила работу значительная часть его сотрудников11.

В 1934 году на базе Научно-исследовательского отдела МГК состоялось открытие Научно-исследовательского музыкального института (НИМИ), который функционировал до 1938 года. Его директором был назначен Н. А. Гарбузов. Т. И. Науменко отмечает, что научная работа была целиком сосредоточена в этом подразделении вуза: «...Каждый год в НИМИ составлялся план исследований, который выносился на широкое обсуждение» [10, п]. Сама структура института и практика исследований свидетельствуют о сохранении и продолжении развития направлений, сложившихся в ГИМНе. В НИМИ были созданы четыре отдела: Акустический с лабораториями музыкальной акустики, архитектурной акустики, звукозаписи и электромузыкальных инструментов; Историко-теоретический; Научно-методический с лабораториями экспериментальной фонетики и психо -лого-педагогической; Производственный раздел с мастерской точных приборов и фотолабораторией [1, 89].

Несмотря на довольно краткий период деятельности, НИМИ сыграл важную роль в развитии интегративных тенденций в музыкальной науке. Междисциплинарные направления, сложившиеся в ГИМНе, получили здесь развитие прежде всего в акустическом и научно-методическом направлениях.

«.В 1935 году Н. А. Гарбузов написал первую из своих работ о зонной природе слуха - „Акустическое исследование абсо-

лютного слуха" (упомянута автором в монографии «Зонная природа звуковысотного слуха»); С. С. Скребков представил статьи „Роль момента возникновения звука в музыкальных инструментах" и „Элементы акустики гобоя" (1936); „Экспериментальное исследование по определению допустимой слухом расстройки интервалов" завершает Е. А. Мальцева (1936), которая совместно с С. Н. Беляевой-Экземплярской занималась изучением психологии восприятия музыки. В 1937 году Н. А. Гарбузов и его ученик С. Г. Корсунский создают ларингофон -прибор для применения в средствах связи на объектах с высоким уровнем шума. В послевоенные годы Корсунский защитил кандидатскую диссертацию по теме „Акустическое исследование певческого голоса" (1947)» [3, 63].

Направления, разрабатывавшиеся в ГИМНе, оказали влияние и на региональную музыкальную науку. Изучение документальных источников Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского и Государственного архива Свердловской области (ГАСО) позволяет реконструировать процесс становления научной работы в Свердловской консерватории в 1930 - начале 1940 годов.

Её исходный вектор был направлен на изучение исполнительского искусства в аспекте исследований междисциплинарного типа с опорой на методологию естественнонаучных дисциплин. Основополагающей базой для них стали научные направления, сложившиеся в ГИМНе и получившие в этот период разработку в МГК.

Анализ архивных материалов по истории Свердловской государственной консерватории (СГК) позволил выявить аналогии в практике и тематике их исследований. Прежде всего, это находит отражение в структурной организации вуза: в 1935 г. в консерватории создаётся секция научных работников (в её состав входят педагоги-исполнители), кабинет физиологии голоса, акустическая лаборатория.

С самого начала открытия консерватории (1934) в СГК начал работать один из лидеров и ведущих учёных ГИМНа профессор Е. Е. Егоров, который не только унаследовал научные традиции этого исследовательского учреждения, но и претворил их в своей дальнейшей профессиональной деятельности в Свердловской (Уральской) консерватории.

Егоров занимается изучением процесса голосообразования с акустической и анатомо-физиологической сторон. Разрабатываемое им междисциплинарное направление получило дальнейшее развитие в его докторской диссертации «Методика сольного пения», защищённой в 1943 году на базе Диссертационного совета СГК [2]. В этом же русле было написано исследование аспирантки Л. В. Кильчевской «„При-марное" или основное звучание в голосе певца и его значение в методике русской вокальной школы» (класс Е. Е. Егорова), защищённое на ученую степень кандидата искусствоведческих наук также в СГК (1944) [2].

Другое направление, имевшее своё продолжение в свердловском вузе на начальном этапе научно-исследовательской деятельности, было связано с исполнительскими вопросами, изучавшимися в ГИМНе на его фортепианно-методологической секции, и проблематикой анатомо-физи-ологической школы. В этой области связи между исследовательской работой ГИМНа, Московской и Свердловской консерваторий носили более опосредованный характер, но имели свои результаты.

Актуализация научного интереса к технике фортепианной игры в СГК нашла отражение в диссертации выпускницы МГК В. А. Гутерман «Осязательно-двигательный метод обучения при профессиональных заболеваниях рук пианистов» (1942). Научным руководителем Гутерман был доктор медицинских наук, профессор Ф. Р. Богданов. Изучение вопроса потребовало обра-

щения к интердисциплинарным связям: исследование демонстрирует выход методологии музыкального исполнительства к научным контактам с физиологией, психологией и медициной.

В процессе защиты этой диссертации «дискуссию вызвал вопрос, связанный с определением профиля, междисциплинарного по своей сути, исследования. <...> Официальные оппоненты Г. Г. Нейгауз, Н. И. Голубовская и Г. М. Коган, которые преподавали в этот период в СГК, дали положительные отзывы на работу и отметили практические достижения соискателя. <...> Важной была и позиция академика-физиолога, вице-президента Академии наук СССР (1942-1946) Л. А. Орбели, консультировавшего Гутерман и поддержавшего её научные изыскания» [2, 101]. В результате в научно-методологическом аспекте практические рекомендации по диагностированию и излечению рук пианистов оказались эффективны благодаря привлечению междисциплинарного подхода.

Таким образом, в ГИМНе был заложен фундамент интердисциплинарных направлений в отечественном музыкознании. Аналитический срез деятельности этого учреждения позволяет выделить в качестве ведущих исследовательских тенденций синтез естественных наук (акустики, анатомии, психологии, физиологии) и музыкального искусства. Их интеграция во многом обусловила последующее развитие исследовательской работы в отечественной вузовской музыкальной науке 1930-1940 годов.

Во второй половине ХХ и в начале XXI веков, в связи с формированием новой парадигмы научного мышления, имеющей междисциплинарные основания, интегративные направления в российском музыковедении обрели широкомасштабное осмысление и дальнейшую разработку.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Среди них Декрет Совета народных комиссаров РСФСР № 486 от 2 сентября 1921 года, Постановление Комиссариата Просвещения РСФСР от 26 ноября 1921 г. «О научных сотрудниках высших учебных заведений», «Положение о научно-исследовательских институтах и об ассоциациях институтов при высших учебных заведениях РСФСР» и т. д.

2 «Науковедение - научная дисциплина, изучающая способы функционирования и развития науки, структуру и формы научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества» [9].

3 «В отечественном науковедении в 1920-1930 гг. разрабатывалась теория науки (Г. А. Грузин-цев), статистическими методами исследовались кадры учёных (Ю. А. Филипченко), массив открытий (Т. И. Райнов) и массив публикаций (К. Р. Симон), анализировались проблемы научного творчества и изобретений (П. К. Энгельмейер, И. И. Лапшин), социологические аспекты научного знания, научных организаций и институтов (Б. М. Гессен), культурно-исторические проблемы науки (В. И. Вернадский)» [12].

4 В этом же году был открыт Государственный институт художественных наук (ГАХН), где музыкальной секцией руководил Б. В. Асафьев. Кроме того, статус исследовательского учреждения получил и Государственный институт истории искусств (ГИИИ), основанный ещё в 1912 году как учебное заведение.

5 По замечанию Т. И. Науменко, «разностороннее образование многих учёных способствовало сближению музыковедения с другими науками... С этим, в частности, связано то обстоятельство, что методологические искания музыковедов этого времени нередко осуществляются на грани наук: музыки и математики, музыки и физики и т. д.» [11, 65].

6 В ряду исследований по данной проблематике следует отметить работы отечественных учёных Л. Г. Немировского «Акустика физическая, физиологическая и музыкальная» (1923) и А. Г. Белявского «Теория звука в приложении к музыке: основы физической и музыкальной акустики» (1925).

7 «Зонная природа звуковысотного слуха» (1948); «Зонная природа темпа и ритма (1950); «Внутризон-ный интонационный слух и методы его развития» (1951); «Зонная природа динамического слуха» (1955); «Зонная природа тембрового слуха» (1956).

8 В это время Лосевым были написаны фундаментальные труды «Философия имени» (1927), «Диалектика художественной формы» (1927); «Музыка как предмет логики» (1927), «Диалектика числа у Плотина» (1928) и другие.

9 «Рождение данной методологии связывают с именем немецкого педагога Л. Деппе и его работой "Armleiden der Klavierspieler" („Болезнь рук пианиста", 1885). Основополагающие для школы труды относятся к началу ХХ века. Это исследование пианиста и врача Ф. А. Штейнхаузена, книга которого "Uber die physiologischen Fehler und die Umgestaltung der Klaviertechnik" (1905) в русском переводе -„Физиологические ошибки в технике фортепианной игры" - вышла в Петербурге в 1909 году. Заметное влияние на развитие школы оказала работа Р. М. Брейтхаупта "Die naturliche Klaviertechnik" (1905-1906), выдвигавшего принцип „естественной тяжести руки" („весовая техника игры" по Т. Бандману)» [4, 116].

10 5 декабря 1925 года было утверждено «Положение о Московской и Ленинградской консерваториях», которое «окончательно определило профиль выпускаемых консерваторией специалистов. Наряду с подготовкой композиторов было решено начать подготовку научных работников в области музыки» [6, 122]. Кроме того была отмечена необходимость формирование при факультетах научно-исследовательских лабораторий [6, 87]. В Московской консерватории сложилось музыкально-научно-исследовательское отделение (МУНАИС), которое возглавил М. В. Иванов-Борецкий. К середине 1920 годов в ГИМНе и в консерваториях открылась аспирантура. В числе аспирантов института в 1930 году был Л. А. Мазель, (научный руководитель М. В. Иванов-Борецкий), позже перешедший в аспирантуру МГК.

11 Учёные, работавшие ранее в ГИМНе, впоследствии развивали междисциплинарные научные изыскания, начало которым было положено в этом учреждении. К примеру, в 1932 году были опубликованы труды А. В. Рабиновича «Осциллографический метод анализа мелодий» и Л. Д. Работнова «Основы физиологии и патологии голоса певцов».

ЛИТЕРАТУРА

1. Гарбузов Н. А. Работа научно-исследовательского музыкального института при Московской консерватории // Советская музыка. 1937. № 2. С. 88-91.

2. Евдокимова Н. К. Первый диссертационный совет на Урале по специальности «Музыкальное искусство» (1942-1944) // Учёные записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2021. № 4 (39). С. 95-104.

3. Евдокимова Н. К. Процесс интеграции наук в эволюции отечественного музыкознания XX века: к истории вопроса // Художественное образование и наука. 2022. № 1 (30). С. 61-69. DOI 10.36871/ hon.202201007

4. Евдокимова Н. К. Интегративные направления в изучении техники фортепианной игры и деятельность Эрвина Баха в Советской России (1934-1947) // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 2 (23). С. 116-124. DOI 10.17674/1997-0854.2016.2.116-124

5. Егоров Е. Е. Мои научно-исследовательские работы в области певческого голоса // Научно-методические записки. Свердловск, 1963. Вып. 5. С. 284-296.

6. Из истории советского музыкального образования : сб. материалов и документов 1917-1927 / отв. ред. П. А. Вульфиус. Ленинград : Музыка, 1969. 308 с.

7. Ливанова Т. Из прошлого советской музыкальной науки (ГИМН в Москве) // Из прошлого советской музыкальной культуры / сост. и ред. Т. Н. Ливанова. Москва : Совет. композитор, 1975. С. 267-335.

8. Марков И. М. Музыкально-теоретическая библиотека // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Москва : Совет. энцикл., 1976. Т. 3. Стб. 789-790.

9. Науковедение // Философия : энцикл. словарь / под ред. А. А. Ивина. Москва : Гардарики. 2004. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/787/%D0%9D%D0%90%D0%A3%D0%9A%D0%9E%D0% 92%D0%95%D0%94%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95 (дата обращения: 10.03.2022).

10. Науменко Т. И. Кафедра теории музыки Московской консерватории: у истоков теоретического музыкознания (по материалам архивов) // Научный вестник Московской консерватории. 2020. № 2 (41). С. 8-21.

11. Науменко Т. И. Текстология музыкальной науки. Москва : Памятники ист. мысли, 2013. 584 с.

12. Огурцов А. П. Науковедение. // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/ phiIosophy/text/2251743 (дата обращения: 10.03.2022).

13. Рагс Ю. Н. Акустические знания в системе музыкального образования : очерки. Рязань : Литера М, 2010. 336 с.

14. Ржевкин Сергей Николаевич // Санкт-Петербургская школа : Объединение учителей Санкт-Петербурга. URL: https://www.eduspb.com/node/3571 (дата обращения 05.01.2022).

Nina K. Evdokimova

Urals Mussorgsky State Conservatoire, Yekaterinburg, Russia.

E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-3065-9389. SPIN-Kog: 7172-9943

STATE INSTITUTE OF MUSIC SCIENCE (1921-1931): HISTORY, DIRECTIONS, PROSPECTS

Abstract. In 2021, the State Institute of Music Science (ANTHEM) turned 100 years old. The period of its functioning (1921-1931) became an important milestone in the formation of Russian musicology. The main material of the article is the scientific and methodological activity of the ANTHEM. From a wide range of issues actualized in this institution, the subject of our attention is the research conducted in the context of the integration of musicology with other fields of scientific knowledge, as well as the process of formation of interdisciplinary directions that have developed at this institute, and their further development in the metropolitan and regional university music science of the designated period. The purpose of this article is to reconstruct the history of the formation of the ANTHEM research activity, which makes it possible to consider the main trends, continuity and evolution of integrative directions, the activities of individual scientists who contributed to the development of this field of musical science in the first third of the XX century. Despite all the obvious relevance, this problem has not yet received sufficient understanding and currently remains a little-explored area.

Keywords: State Institute of Music Science (ANTHEM); integration of sciences; interdisciplinary; history of the formation of Russian musicology; university science

For citation: Evdokimova N. K. Gosudarstvennyy institutmuzykal'noy nauki (1921-1931): istoriya, napravleniya, perspektivy [State institute of music science (1921-1931): history, directions, prospects], Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2022, iss. 29, pp. 25-34. (in Russ.).

REFERENCES

1. Garbuzov N. A. Rabota nauchno-issledovatel'skogo muzykal'nogo instituta pri Moskovskoy konservatorii [The work of the Research Institute of Music at the Moscow Conservatory], Sovetskaya muzyka, 1937, no. 2, pp. 88-91. (in Russ).

2. Evdokimova N. K. Pervyy dissertatsionnyy sovet na Urale po spetsial'nosti «Muzykal'noe iskusstvo» (1942-1944) [The first dissertation council in the Urals in the specialty "Musical art" (1942-1944)], Scholarly papers of Russian Gnesins Academy of Music, 2021, no. 4 (39), pp. 95-104. (in Russ).

3. Evdokimova N. K. The Process of sciences integration in the evolution of Russian Musicology of the XXth century: to the history of the issue, Arts Education and Science, 2022, no. 1 (30), pp. 61-69. DOI 10.36871/ hon.202201007 (in Russ).

4. Evdokimova N. K. Integrative directions in the study of piano playing techniques and the activities of Erwin Bach in Soviet Russia (1934-1947), Music Scholarship, 2016, no. 2 (23), pp. 116-124. DOI 10.17674/19970854.2016.2.116-124 (in Russ).

5. Egorov E. E. Moi nauchno-issledovatel'skie raboty v oblasti pevcheskogogolosa [My research works in the field of singing voice], Nauchno-metodicheskiezapiski, Sverdlovsk, 1963, iss. 5, pp. 284-296. (in Russ).

6. Vulfius P. A. (ed.) Iz istorii sovetskogo muzykal'nogo obrazovaniya: sb. materialov i dokumentov 1917-1927 [From the history of Soviet musical education: collection of materials and documents 1917-1927], Leningrad, Muzyka, 1969, 308 p. (in Russ).

7. Livanova T. Iz proshlogo sovetskoy muzykal'noy nauki (GIMN v Moskve) [From the past of Soviet Musical science (ANTHEM in Moscow)], T. N. Livanova (comp., ed.) Iz proshlogo sovetskoy muzykal'noy kul'tury, Moscow, Sovetskiy kompozitor, 1975, pp. 267-335. (in Russ).

8. Markov I. M. Muzykal'no-teoreticheskaya biblioteka [Music-theoretical library], Yu. V. Keldysh (gen. ed.) Muzykal'nayaentsiklopediya, Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 1976, vol. 3, col. 789-790. (in Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Naukovedenie [Science studies], A. A. Ivin (ed.) Filosofiya: entsikl. slovar', Moscow, Gardariki, 2004, available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_phiIosophy/787/%D0%9D%D0%90%D0%A3%D0%9A%D0%9E%D0%92 %D0%95%D0%94%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95 (accessed March 10, 2022). (in Russ).

10. Naumenko T. I. The Department of Music Theory of Moscow Conservatory: at the Origins of Theoretical Musicology (based on archives), Journal of Moscow Conservatory (Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii), 2020, no. 2 (41), pp. 8-21. (in Russ).

11. Naumenko T. I. Tekstologiya muzykal'noy nauki [Textology of musical science], Moscow, Pamyatniki is-toricheskoy mysli, 2013, 584 p. (in Russ).

12. Ogurtsov A. P. Naukovedenie [Science studies], Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya, available at: https:// bigenc.ru/phiIosophy/text/2251743 (accessed March 10, 2022). (in Russ).

13. Rags Yu. N. Akusticheskie znaniya v sisteme muzykal'nogo obrazovaniya: ocherki [Acoustic knowledge in the system of music education : essays], Ryazan, Litera M, 2010, 336 p. (in Russ).

14. Rzhevkin Sergey Nikolaevich [Rzhevkin Sergey Nikolaevich], Sankt-Peterburgskaya shkola : Ob"edine-nie uchiteley Sankt-Peterburga, available at: https://www.eduspb.com/node/3571 (accessed January 05, 2022). (in Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.