Научная статья на тему 'Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: феномен научной школы'

Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: феномен научной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / КАФЕДРА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SCIENTIFIC SCHOOL / PRESCHOOL PEDAGOGY / DEPARTMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACH / HUMANITARIAN APPROACH / PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулова Ольга Владимировна, Гогоберидзе Александра Гививна, Солнцева Ольга Викторовна, Сомкова Ольга Николаевна

В статье раскрываются этапы становления и сущностные характеристики научной школы, развивающейся на кафедре дошкольной педагогики Герценовского университета на протяжении почти 100 лет. Дана характеристика ключевых исследований кафедры, психолого-педагогического и гуманитарного подходов к исследованию феномена дошкольного детства и условий развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулова Ольга Владимировна, Гогоберидзе Александра Гививна, Солнцева Ольга Викторовна, Сомкова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEPARTMENT OF PRESCHOOL PEDAGOGY AT HERZEN UNIVERSITY: THE SCIENTIFIC SCHOOL PHENOMENON

The article reveals the stages of formation and essential characteristics of the scientific school, which has been developing at the Department of Preschool Pedagogy of Herzen University for almost 100 years. The paper defines key research areas of the department, psychological and pedagogical as well as humanitarian approaches to researching the phenomenon of preschool childhood, and conditions of children’s development and education at preschool age.

Текст научной работы на тему «Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: феномен научной школы»

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДР ИНСТИТУТА ДЕТСТВА

О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ФЕНОМЕН НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

В статье раскрываются этапы становления и сущностные характеристики научной школы, развивающейся на кафедре дошкольной педагогики Герценовского университета на протяжении почти 100 лет. Дана характеристика ключевых исследований кафедры, психолого-педагогического и гуманитарного подходов к исследованию феномена дошкольного детства и условий развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: научная школа, дошкольная педагогика, кафедра, психолого-педагогический подход, гуманитарный подход, дошкольное образование.

O. Akulova, A. Gogoberidze, O. Solntseva, O. Somkova

THE DEPARTMENT OF PRESCHOOL PEDAGOGY AT HERZEN UNIVERSITY: THE SCIENTIFIC SCHOOL PHENOMENON

The article reveals the stages of formation and essential characteristics of the scientific school, which has been developing at the Department of Preschool Pedagogy of Herzen University for almost 100 years. The paper defines key research areas of the department, psychological and pedagogical as well as humanitarian approaches to researching the phenomenon of preschool childhood, and conditions of children's development and education at preschool age.

Keywords: scientific school, preschool pedagogy, department, psychological and pedagogical approach, humanitarian approach, preschool education.

Днем рождения кафедры дошкольной педагогики принято считать 1 сентября 1925 года. Кафедра — одна из старейших в Герценовском университете и одно из первых подразделений по данному направлению педагогической науки не только в нашей стране, но и в мире.

Изначально на кафедру были возложены две взаимосвязанные задачи: во-первых, развитие научных идей, обеспечивающих становление и развитие дошкольной педа-

гогики как науки; во-вторых, разработка моделей, содержания и методик подготовки высококвалифицированных кадров для системы дошкольного образования [1 ].

В 1936 году на кафедре дошкольной педагогики открывается аспирантура. Тем самым было положено начало подготовке кадров дошкольных работников самой высокой квалификации и более глубокому научному исследованию проблем дошкольной педагогики.

За эти годы на кафедре успешно защищено 137 кандидатских и 5 докторских диссертаций.

В научном и профессиональном сообществе исторически бытует понятие ленинградской / петербургской научной школы дошкольной педагогики. Каковы же идеи этой научной школы? Как исторически осуществлялось их становление?

Исследователи феномена «научная школа» (В. Б. Гасилов, В. А. Извозчиков, М. П. Потемкин, Н. И. Родный, Г. Штей-нер, М. Г. Ярошевский и др.) определяют совокупность свойств, присущих ему: наличие сложившегося коллектива, которым руководит ученый, получивший научное признание; факты развития научных идей ученого и приращение новых открытий педагогических явлений; наличие учеников, продолжающих и развивающих общие подходы в исследовании. Примерами таких школ на кафедре дошкольной педагогики могут быть научно-педагогические школы профессоров кафедры: А. М. Леу-шиной, В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе.

Исторический аспект анализа научных идей, разрабатываемых сложившимися на кафедре исследовательскими коллективами, позволяет увидеть основные направления становления и развития дошкольной педагогики и методик дошкольного образования.

На начальном этапе научной деятельности кафедры решалась задача определения главных историко-теоретических позиций сложившегося научного коллектива. Поэтому основное внимание в этот период уделяется изучению вопросов истории дошкольного образования и разнообразных аспектов развития ребенка дошкольного возраста. Этим занимаются группы исследователей, работающих под руководством Н. А. Альмединген-Тумим, Н. Б. Мчедлид-зе, Е. А. Гребенщиковой. При этом для изучения выбираются те проблемы, разра-

ботка которых необходима для становления новой научной отрасли — педагогики детства и для понимания и развития ребенка дошкольного возраста. Это — исторический анализ развития дошкольного воспитания в России (диссертации Р. Б. Розен-фельд, М. Н. Фахретдиновой) и за рубежом (диссертация Н. Б. Мчедлидзе). Открывая новую область исследований в педагогике — изучение особенностей ребенка дошкольного возраста, авторы выбирают предметом своего научного поиска самые главные аспекты дошкольной педагогики. Первые научные обобщения делаются в области сенсорного развития ребенка (диссертация Е. А. Гребенщиковой) и организации игровой деятельности дошкольников (диссертации Р. М. Римбург, В. Р. Беспаловой) [3].

Началом становления научно-педагогических школ на кафедре дошкольной педагогики можно считать 50-70-е годы двадцатого столетия. В эти годы на кафедре шло активное становление двух научно-педагогических школ: Елизаветы Анатольевны Гребенщиковой и Анны Михайловны Леушиной.

Развитие научно-педагогической школы Е. А. Гребенщиковой протекало в двух направлениях исследований. Первое направление связано с разработкой проблемы социально-нравственного воспитания детей. Диссертационные исследования, выполненные под ее руководством, свидетельствуют о реализации гуманистического подхода в социально-нравственном развитии ребенка, о необходимости воспитания общечеловеческих добродетелей. Об этом свидетельствует направленность исследований: воспитание у дошкольников заботливого отношения к людям (М. И. Тимошенко), самостоятельности и инициативы (Ф. В. Изотова), активности (Н. В. Седж), культуры общения (Л. И. Дурандина), доброжелательного отношения к сверстникам (Т. И. Бабаева). При этом изучалась эффективность различных педагогических средств

и способов организации разных видов деятельности дошкольников (дидактической и ролевой игры, конструктивной деятельности, общения) [3].

Второе направление исследований — изучение вопросов истории дошкольного образования. Это диссертационные работы М. Н. Фахретдиновой, Л. К. Савиновой, Г. П. Ларионовой. Елизавета Анатольевна, стоявшая у истоков организации системы дошкольного воспитания в нашей стране, хорошо знала ее историю, тот сложный путь, который прошла не только практика работы в детских садах, но и теория дошкольной педагогики. Е. А. Гребенщикова — один из авторов серии хрестоматий по «Истории дошкольной зарубежной педагогики», «Истории дошкольной педагогики в России», «Истории советской дошкольной педагогики».

Все исследования, выполненные в рамках научной школы А. М. Леушиной, объединяет идея использования нового генетического психолого-педагогического метода изучения различных сторон развития ребенка под воздействием обучения и воспитания. Использование данного метода позволяло получить новые данные о потенциальных возможностях ребенка в разных видах деятельности.

Исследование когнитивной сферы ребенка, начиная с раннего возраста, получило приоритет в научной школе А. М. Леу-шиной. Особенности детей раннего возраста рассматриваются в исследованиях А. К. Матвеевой и В. В. Даниловой. Изучаются возможности освоения дошкольниками окружающего мира природы (исследование А. К. Матвеевой), социума (исследования П. Г. Саморуковой, Л. А. Порембской, Т. А. Мусейибовой, Г. В. Груба, В. И. Логиновой, З. А. Тидикиене, Н. Г. Белоус), искусства (исследования Н. М. Зубаревой, Р. П. Чудновой, А. И. Полозовой) [1].

В 70-80-е годы особое место в научной школе Анны Михайловны занимает разра-

ботка системы умственного развития детей на математическом содержании. Началом этого направления стала защита А. М. Леу-шиной докторской диссертации «Подготовка детей к усвоению арифметического содержания в школе» (1956). В ней были определены концептуальные подходы к процессу обучения дошкольников, к принципам отбора образовательного содержания и методики его реализации. Разработка условий математического развития детей дошкольного возраста продолжалась в исследованиях З. А. Грачевой, Р. Л. Березиной, Т. Д. Рих-терман, Е. А. Тархановой, Р. Л. Непомнящей, Т. Н. Игнатовой, Л. И. Ермолаевой. В рамках научной школы А. М. Леушиной были заложены основы многих исследований, продолжающихся на кафедре в последующие десятилетия.

Огромный вклад в развитие научной школы кафедры внесли исследования, выполненные под руководством В. И. Логиновой.

Вера Иосифовна Логинова — выдающийся теоретик дошкольной педагогики, руководитель уникальной научно-педагогической школы. Истоки научной школы В. И. Логиновой лежат в результатах собственного кандидатского диссертационного исследования «Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и их признаках», выполненного в 1965 году под руководством А. М. Леу-шиной. Изучая теорию и историю сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, В. И. Логинова обращается к изучению закономерностей познавательной деятельности ребенка, ее иерархическому строению и функционированию. В результате приходит к выводу о развивающей роли системных знаний в структуре сознания ребенка и предположению о возможности их освоения дошкольниками при создании необходимых педагогических условий. Идея формирования системных знаний о разных областях действительности стала

одной из основополагающих концептуальных позиций многих исследований, проводимых на кафедре дошкольной педагогики в 80-90-е годы.

Первый этап становления научной школы связан с изучением проблемы формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста. Изучение проблемы находит отражение в многочисленных публикациях Веры Иосифовны, ее выступлениях, в учебно-исследовательской работе студентов и аспирантов кафедры. Этому посвящены диссертационные исследования, выполненные под руководством В. И. Логиновой: Г. Н. Бавы-киной, Л. А. Мишариной, Н. М. Крыловой, С. Ф. Сударчиковой. Научным обобщением стала докторская диссертация В. И. Логиновой «Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста», защищенная в 1984 году.

Следующим этапом развития идеи научной школы стало изучение влияния системных знаний детей на разные стороны развития ребенка, на характер его деятельности. В исследовательском коллективе кафедры дошкольной педагогики определилось несколько научных групп, разрабатывающих разные аспекты этой проблемы.

Прежде всего, это группа исследователей, работающих под руководством В. И. Логиновой: М. В. Крулехт, Е. Н. Герасимова, Р. К. Аралбаева, Л. Я. Мусатова, М. М. Стре-каловская. В рамках изучаемой проблемы особое место занимали исследования вопроса о роли системных знаний в развитии творческой художественной деятельности дошкольника. Изучением данных вопросов под руководством В. И. Логиновой занимались О. Н. Сомкова, Н. А. Вершинина, А. Г. Гогоберидзе. Под руководством П. Г. Саморуковой работают аспиранты и преподаватели, изучающие роль системных знаний в экологическом воспитании дошкольника: Н. И. Ветрова, Л. М. Манев-

цова, И. А. Хайдурова, Е. Ф. Терентьева, Н. Н. Кондратьева.

Диссертационные исследования, выполненные в этот период, носят практико-ориентированный характер, внедрение их результатов обеспечило существенный прорыв в практике обучения и развития дошкольников в 1980-1990-е годы.

С 90-х годов проблематика научных исследований кафедры связана с проблемой развития личности ребенка как субъекта детских видов деятельности и поведения.

Исследования, выполненные под руководством профессора Т. И. Бабаевой, разворачивались в нескольких взаимосвязанных плоскостях, раскрывающих разные аспекты развития и обогащения субъектного опыта старшего дошкольника: общение и взаимоотношения со сверстниками с позиции становления этических оснований и взаимопонимания (Т. А. Маркова, Н. А. Лялина); сотрудничество со сверстниками в совместной деятельности (Л. С. Римашевская); взаимодействие в играх с правилами и конструктивных играх (А. В. Третьяк, М. Н. Силаева); развитие интереса к социальным и этнокультурным объектам (К. В. Борчанинова, О. В. Акулова, Е. В. Иванова, Л. Д. Вавилова); проявление социальной и исследовательской активности (А. Г. Николаева, О. В. Киреева); становление самоконтроля и самооценки у старших дошкольников (Нгуен Тхи Тхань Бинь, Диалло Абдулай Баба). Ряд работ посвящены разработке условий педагогического процесса детского сада для подготовки детей к социальной позиции школьника: взаимодействие детского сада и семьи (Бига Букари Алласан), решение задач с использованием компьютерных игр (Е. В. Иванова), осуществление дифференцированного подхода в развитии самостоятельности у будущих школьников (А. В. Бурма).

Такой многогранный охват проблемы был вызван потребностью выявить общие

педагогические закономерности и обеспечить внутреннее единство воспитательных усилий, направленных на социально -личностное развитие ребенка. Обобщенный анализ результатов исследований позволил, наряду с выявлением специфических особенностей педагогического инструментария, определить инвариантные подходы к построению педагогического процесса социально-личностного развития. Результаты исследований позволили разработать концепцию социально-личностной готовности детей к школьному обучению.

Новым направлением в научной работе кафедры стала исследовательская тема научного коллектива, работающего под руководством заведующей кафедрой, доктора педагогических наук, профессора А. Г. Го-гоберидзе «Педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса». В докторском диссертационном исследовании А. Г. Гогоберидзе (2002) разработана концепция развития субъектной позиции студента в условиях высшего педагогического образования. В русле проблемы педагогического сопровождения выполнены и защищены диссертационные исследования В. А. Деркунской (2001) и Тэ Чжинь Ми (Южная Корея, 2002); Р. И. Яфизовой (2006), В. А. Новицкой (2007), Л. К. Ничи-поренко (2008), О. Е. Люблинской (2008), А. Н. Бельковой (2010). Отличительной особенностью научной школы становится разработка концептуальных идей и педагогических технологий сопровождения ребенка и взрослого на разных этапах непрерывного образования.

Интересные научные результаты в логике развития научной школы были получены в ходе выполнения на кафедре проекта РГНФ «Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России» [2].

В рамках решения проблемы исследования были решены задачи разработки ис-

следовательской программы и методики исследования проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве регионов России; выявлены и ранжированы социокультурные проблемы дошкольного детства; определены факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на появление типичных для дошкольного детства проблем.

Участниками исследования стали дети старшего дошкольного возраста, 5-7 лет (методы исследования — беседы, интервью); родители детей старшего дошкольного возраста (методы исследования — анкетирование, опрос); педагоги дошкольных образовательных учреждений (методы исследования — анкетирование, опрос).

Исследование было проведено как межрегиональное. Базой исследования стали дошкольные образовательные учреждения в следующих регионах РФ: мегаполисах — Санкт-Петербург, Москва, республиканской столице — Уфа, краевых и областных центрах — Барнаул, Иркутск, Псков, крупных промышленных городах — Магнитогорск и Тольятти, районных центрах — Бокситогорск и Тихвин (Ленинградская область), Балашов (Саратовская область), Надым (ЯНАО), Пыть-Ях (ХМАО), Желез-ногорск (Красноярский край).

Всего в исследовании приняли участие более 2500 детей в возрасте от 5,7 до 7 лет, более 1500 родителей и педагогов.

В результате было определено, что типичными для детей, проживающих в разных регионах России, являются проблемы: самоидентификации старшего дошкольника в поликультурном пространстве изменяющейся России; становления гражданской позиции старшего дошкольника в поликультурном пространстве изменяющейся России; становления системы ценностных ориентаций старшего дошкольника в поликультурном пространстве изменяющейся России; общения и взаимодействия старшего дошкольника в поликультурном про-

странстве изменяющейся России; влияния современной информационной среды на развитие старшего дошкольника в поликультурном пространстве изменяющейся России; содержания детской субкультуры в поликультурном пространстве изменяющейся России; становления интереса к детским видам деятельности (игра) старшего дошкольника в поликультурном пространстве изменяющейся России.

В настоящее время научные исследования кафедры по-прежнему объединены общими идеями:

- о детстве как уникальном, самоценном периоде жизни человека, в который закладываются основы личностной культуры и предопределяется жизненный путь личности;

- о ребенке как субъекте детских видов деятельности, активно входящем в культуру и социум, и целостности его развития;

- об образовании как важнейшем факторе непрерывного развития человека с ориентацией на его индивидуальные способности и возможности.

Именно на этой стержневой традиции строилось единство научного сообщества — петербургской научной школы дошкольной

педагогики. Зародившись в 20-е годы прошлого столетия в первых исследовательских работах сотрудников кафедры, идея получила свое развитие на всех последующих исторических этапах. Несмотря на различие исторических и социальных условий, весь период существования кафедры характеризуется научным интересом к проблеме особенностей ребенка дошкольного возраста, его возрастных и индивидуальных характеристик и разработки условий для их оптимального своевременного развития.

Методологию петербургской (ленинградской) научной школы кафедры дошкольной педагогики можно охарактеризовать как реализуемый методологический подход к изучению, познанию, пониманию и помощи ребенку.

Таким образом, за почти вековую историю на кафедре была создана оригинальная научная школа со всеми ее признаками: преемственностью ведущих идей, общностью теоретических взглядов на процесс воспитания и оценку педагогических теорий и систем, единством методологии и методов исследования, поступательностью развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Институт детства Герценовского университета: коллективная монография / под ред. А. Г. Гогобе-ридзе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. 432 с.

2. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования: коллективная монография (при поддержке РГНФ) / под науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 521 с.

3. Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: 85 лет подготовки педагога — традиции и инновации: коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 417 с.

REFERENCES

1. Institut detstva Gertsenovskogo universiteta: kollektivnaya monografiya / pod red. A. G. Gogoberidze. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2017. 432 s.

2. Issledovanie problem doshkolnogo detstva v polikulturnom prostranstve rossiyskih gorodov. Rezultatyi mezhregionalnogo issledovaniya: kollektivnaya monografiya (pri podderzhke RGNF) / pod nauch. red. A. G. Gogoberidze. SPb.: RGPU im. A. I. Gertsena, 2009. 521 s.

3. Kafedra doshkolnoy pedagogiki Gertsenovskogo universiteta: 85 let podgotovki pedagoga — traditsii i innovatsii: kollektivnaya monografiya. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2010. 417 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.