Научная статья на тему 'КАФЕДРА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ И ТЕОРИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО НА ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА'

КАФЕДРА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ И ТЕОРИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО НА ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИКА / ЛИНГВОДИДАКТИКА / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНОЯЗЫЧНАЯ АУДИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бархударова Елена Леоновна

На филологическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова функционирует старейший центр преподавания русского языка как иностранного. В 2021 г. он отмечает свой 70-летний юбилей. За время существования центра был накоплен богатый опыт профессиональной подготовки преподавателей русского языка в иноязычной аудитории. Созданная в 2009 г. кафедра дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного является первым подразделением филологического факультета, которое целенаправленно готовит специалистов в этой области. Образование кафедры стало важной вехой становления и развития специальности «Русский язык как иностранный». В настоящий момент на кафедре функционируют четыре основные учебные программы: программа бакалавриата, две магистерские программы, программа обучения в аспирантуре. Научная деятельность кафедры связана с разработкой проблем функционально-коммуникативного описания и методики преподавания русского языка как иностранного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бархударова Елена Леоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEPARTMENT OF DIDACTIC LINGUISTICS AND THEORY OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE AT THE FACULTY OF PHILOLOGY OF LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY

The oldest center of teaching Russian as a foreign language operates at the Faculty of Philology of Lomonosov Moscow State University. In 2021, it celebrates its 70th anniversary. A rich experience of professional training of teachers of the Russian language in a foreign language audience has been accumulated during the existence of the center. The Department of Didactic Linguistics and Theory of Teaching Russian as a Foreign language, established in 2009, is the rst division of the Faculty of Philology, which purposefully trains specialists in this eld. The emergence of the department has become an important stage in the formation and development of the specialty ‘Russian as a foreign language’. At present, the department has four main academic programs: a bachelor’s degree program, two master’s degree programs, and a postgraduate study program. The scienti c activity of the department deals with the study of problems of the description and teaching Russian as a foreign language.

Текст научной работы на тему «КАФЕДРА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ И ТЕОРИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО НА ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА»

Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2021. № 6

Е.Л. Бархударова

КАФЕДРА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ

И ТЕОРИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

КАК ИНОСТРАННОГО НА ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ

ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

119991, Москва, Ленинские горы, 1

На филологическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова функционирует старейший центр преподавания русского языка как иностранного. В 2021 г. он отмечает свой 70-летний юбилей. За время существования центра был накоплен богатый опыт профессиональной подготовки преподавателей русского языка в иноязычной аудитории. Созданная в 2009 г. кафедра дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного является первым подразделением филологического факультета, которое целенаправленно готовит специалистов в этой области. Образование кафедры стало важной вехой становления и развития специальности «Русский язык как иностранный». В настоящий момент на кафедре функционируют четыре основные учебные программы: программа бакалавриата, две магистерские программы, программа обучения в аспирантуре. Научная деятельность кафедры связана с разработкой проблем функционально-коммуникативного описания и методики преподавания русского языка как иностранного.

Ключевые слова: лингвистика; лингводидактика; русский язык как иностранный; функционально-коммуникативный подход; методика преподавания языков; учебный процесс; иноязычная аудитория.

Совсем недавно, несколько лет тому назад, один журналист спросил у специалистов в области преподавания русского языка как иностранного, есть ли смысл тратить время на специальную подготовку русского преподавателя, который в совершенстве знает свой родной язык и потому может без особенной подготовки преподавать его иностранцам. Подобно многим другим, этот журналист считал, что методику преподавания языка, если человек является его носителем, можно легко освоить на практике в процессе препо-

Бархударова Елена Леоновна — доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: e.barhudarova@mail.ru).

давания. Грустные размышления на эту тему заставляют обратиться к историческому роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка», где в самом начале повествуется о том, как преподавал французский язык Петруше Гриневу мосье Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию...» (ПушкинА.С. Сочинения: В 3 т. Т. 3. М., 1955. С. 32). Плачевные результаты преподавания французом своего родного языка хорошо помнят все, кто читал «Капитанскую дочку». Почти 200 лет назад в романе А.С. Пушкина ярче, чем в любом научном трактате, было показано, что преподавание языка предполагает обязательную профессиональную подготовку.

Кафедра дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного — на данный момент самая молодая кафедра на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова: формально она функционирует всего 12 лет. Однако подготовка специалистов в области преподавания русского языка как иностранного, которой посвящена целенаправленная деятельность кафедры, началась на филологическом факультете намного раньше.

Преподавание русского языка как иностранного зародилось в Московском университете в конце 1940-х годов. В это время после окончания Великой Отечественной войны в МГУ имени М.В. Ломоносова стали приезжать иностранцы. 4 декабря 1951 г. приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР в трех ведущих университетах страны — Московском, Ленинградском и Киевском — впервые были созданы кафедры русского языка для иностранцев. Чуть позднее в 1953 г. в МГУ имени М.В. Ломоносова была создана кафедра русского языка для иностранцев естественных факультетов. В Московском университете стали функционировать две кафедры: одна обучала русскому языку иностранцев гуманитарных факультетов, другая — иностранцев естественных факультетов. В 1992 г., почти 40 лет спустя, появилась кафедра русского языка для иностранных учащихся филологического факультета.

Лингвистические основы описания и преподавания русского языка как иностранного были заложены в трудах выдающихся ученых филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, которые стали сотрудниками первой кафедры русского языка для иностранцев: Г.И. Рожковой, И.М. Пулькиной, Э.И. Амиантовой, Г.А. Битехтиной, Е.А. Брызгуновой, М.В. Всеволодовой, Г.И. Дер-гачевой, В.В. Добровольской, Н.М. Лариохиной, Н.А. Лобановой, О.П. Рассудовой, И.П. Слесаревой, Л.П. Юдиной и др.

С самого начала процесса преподавания русского языка в иноязычной аудитории встал вопрос о подготовке кадров по специальности «Русский язык как иностранный». За период, насчиты-

вающий более полувека, формы обучения данной специальности неоднократно менялись и отличались большим разнообразием. Это были курсы повышения квалификации, в том числе Летняя школа для преподавателей из зарубежных стран, школа молодого преподавателя, семинары для молодых преподавателей, специализация «Русский язык как иностранный», которую получали студенты разных отделений филологического факультета и которая давала право преподавания русского языка в иноязычной аудитории в России и за рубежом. Первая авторская программа специализации «Русский язык как иностранный» была разработана Е.А. Брызгуновой, вторая — коллективом преподавателей под руководством М.В. Всеволодовой. В 1975 г. на факультете появилось отделение «Русский язык как иностранный», на котором целенаправленно велась профессиональная подготовка преподавателей русского языка в иноязычной аудитории.

Большой научный вклад в создание программ подготовки специалистов по преподаванию русского языка как иностранного внесли первые авторы и лекторы курса «Введение в специальность» Г.И. Рожкова и В.В. Добровольская. С именем Г.И. Рожковой связана прежде всего разработка лингвистических основ описания русского языка как иностранного, с именем В.В. Добровольской — методических основ его преподавания.

Программа дисциплин по специальности «Русский язык как иностранный» была разработана сотрудниками кафедр практического русского языка и включала два основных цикла — лингвистический и методический. Подготовка специалистов по преподаванию русского языка как иностранного проходила на филологическом факультете во второй половине XX в. по кафедре русского языка, которой до 1995 г. заведовала К.В. Горшкова, а с 1995 г. — М.Л. Ремнёва. Трудно переоценить организационный вклад обеих заведующих в становление новой специальности.

К началу XXI в. филологическим факультетом был накоплен богатый опыт подготовки кадров в области преподавания русского языка как иностранного и соответственно было принято решение о необходимости создания специальной кафедры. Кафедра дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного была создана в 2009 г. по представлению декана филологического факультета профессора М.Л. Ремнёвой приказом ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего (приказ № 84 от 17.02.09). Кафедра стала первым подразделением филологического факультета, которое готовит студентов бакалавриата, магистрантов и аспирантов, ставящих целью получить профессию преподавателя русского языка в иноязычной аудитории. Подготовка специалистов

по преподаванию русского языка как иностранного включает дисциплины лингвистического, лингвометодического и лингвокульту-рологического циклов.

На кафедре функционируют четыре основные программы подготовки специалистов. Ежегодно набирается группа учащихся на программу бакалавриата по профилю «Русский язык как иностранный», базой для которой стала разработка дисциплин специалитета (отделения «Русский язык как иностранный»), осуществленная еще до образования кафедры.

Сразу после образования кафедры в 2009-2011 гг. были разработаны две магистерские программы (МП). Первая из них — программа традиционной магистратуры «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания». Она адресована тем учащимся, которые не знакомы с программой бакалавриата по профилю «Русский язык как иностранный». Данная МП включает четыре обязательных курса «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного», «История и методология изучения русского языка как иностранного», «Теория изучения русского языка как иностранного», «Прикладные аспекты изучения русского языка как иностранного», междисциплинарный курс «Лингвокультурология в системе обучения русскому языку как иностранному, а также большое количество курсов по выбору, посвященных различным аспектам преподавания русского языка в иноязычной аудитории.

Программа традиционной магистратуры — одна из немногих МП, в рамках которых организовано совместное обучение носителей русского языка с иностранцами. За 10 лет функционирования программы дипломы магистров получили более 20 иностранцев из Китая, Сербии, США, Турции, Южной Кореи, Японии. Опыт взаимодействия будущих преподавателей русского языка из разных стран в рамках одной академической группы дал весьма положительные результаты. Польза учебы вместе с русскими студентами для иностранцев очевидна. Не менее значим контакт с иностранцами для носителей русского языка, которые ставят целью получить профессию преподавателя русского языка как иностранного, поскольку преподавание родного языка в иноязычной аудитории предполагает умение посмотреть на него «извне», с позиции тех, кто изучает его как иностранный. В этом прежде всего и заключается специфическое мышление преподавателя русского языка как иностранного.

Вторая магистерская программа, объявленная по кафедре, называется «Русский язык как иностранный: лингвистические, линг-вометодические и линвокультурологические основы преподавания». В данной МП сильная лингвистическая составляющая, и она адресо-

вана учащимся, овладевшим программой бакалавриата по профилю «Русский язык как иностранный». Это программа интегрированной магистратуры, позволяющая студентам в ходе освоения курсов по выбору лингвистического, методического, культурологического и лингвокультурологического характера углубить и расширить знания, полученные в бакалавриате.

Наконец, по кафедре дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного есть аспирантура по направлению 44.06.01. — Образование и педагогические науки, специальности 13.00.02. — Теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный). Наряду с методической «составляющей» для становления и развития специальности «Русский язык как иностранный» важной является лингвистическая «составляющая», в особенности исследования в области русистики. За время существования кафедры под руководством М.В. Всеволодовой, Ф.И. Панкова и других сотрудников кафедры было защищено 10 диссертаций по специальности 13.00.02. — Теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный) и по специальности 10.02.01. — Русский язык.

Кафедра работает в тесном контакте с другими подразделениями филологического факультета, прежде всего с кафедрой русского языка и кафедрами русского языка для иностранных учащихся. Первоочередные задачи, стоящие перед коллективом кафедры дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного, связаны с созданием, во-первых, комплекса программ, а во-вторых, учебников и учебных пособий по названным циклам дисциплин. Частично эти задачи уже выполнены.

На кафедре созданы программы по всем курсам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В 2016 г. издано учебно-методическое пособие, включающее комплекс программ обязательных курсов и курсов по выбору, которые читаются учащимся, проходящим подготовку в традиционной магистратуре «Русский язык как иностранный: лингводидактические и линвокультурологические основы преподавания». Еще до образования кафедры дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного М.В. Всеволодовой в 2000 г. во время работы на кафедре русского языка для иностранных учащихся естественных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова был написан и издан учебник «Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. Фрагмент прикладной (педагогической) модели языка» (М., 2000). В 2017 г. вышло второе издание этого учебника, который был существенно переработан и дополнен. Данный учебник является основным по разработанному М.В. Всеволодовой курсу «Теория

функционально-коммуникативной грамматики». По тому же курсу М.В. Всеволодовой и Ф.И. Панковым была составлена и в 2005 г. издана рабочая тетрадь: «Практикум по курсу "Теория функционально-коммуникативной грамматики"» (М., 2005). Данное учебное пособие, как и учебник М.В. Всеволодовой, широко используется в учебном процессе в ходе преподавания ряда грамматических курсов в бакалавриате и магистратуре по кафедре дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного.

В 2017 г. вышло первое издание, а в 2020 г. — второе издание подготовленного на кафедре учебного пособия Е.Л. Бархударовой, О.Н. Коротковой и Л.В. Красильниковой «Русский язык как иностранный: фонетика, словообразование» (М., 2017). Книга адресована будущим преподавателям русского языка в иноязычной аудитории. В ее основе — программы курсов бакалавриата филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова «Русский язык как иностранный: функциональная фонетика» и «Русский язык как иностранный: функциональное словообразование». В учебном пособии отражен разработанный М.В. Всеволодовой функционально-коммуникативный подход к описанию системы русского языка в целях его преподавания иностранцам. В этом же русле Ф.И. Панков работает в настоящее время над учебным пособием по курсу «Русский язык как иностранный: функциональная морфология».

В результате реализации совместного проекта с кафедрой русского языка для иностранных учащихся филологического факультета Е.Л. Бархударовой, О.Ю. Дементьевой и Л.В. Красильниковой было создано учебное пособие для иностранных магистрантов-филологов «Лингводидактические основы преподавания русского языка как иностранного» (М., 2019). Пособие содержит как теоретический материал по методике преподавания русского языка в иноязычной аудитории, так и практикум, цель которого — развитие специфического мышления преподавателя русского языка как иностранного. Хотя основной адресат названного пособия — иностранцы, оно используется в работе с разными контингентами учащихся.

Разработка лингвометодических основ обучения русскому языку как иностранному невозможна вне тесной связи с практикой его преподавания. Сотрудники кафедры осуществляют преподавание различных аспектов русского языка, ведут практические занятия, являются авторами учебных пособий по практическому русскому языку для иностранных учащихся. С момента создания кафедры дважды переиздавалась книга Е.Л. Бархударовой и Ф.И. Панкова «По-русски — с хорошим произношением: Практический курс русской звучащей речи» (М., 2015, 2019). Два раза была переиздана книга «Коммуникативный синтаксис русского языка: Учебное по-

собие для иностранных магистрантов-лингвистов» (М., 2017, 2018), написанная в соавторстве Т.Е. Чаплыгиной. Вышло три издания написанного под руководством И.В. Одинцовой пособия «Русская грамматика в упражнениях. Рабочая тетрадь с комментариями (для иностранных учащихся)» (М., 2010, 2014, 2016), в создании которого также участвовали преподаватели кафедры.

Отдельно стоит сказать об участии преподавателей кафедры в выполнении программы по обеспечению учебного процесса пособиями по русскому языку в совместном университете МГУ-ППИ (КНР, г. Шэньчжэнь). Т.Е. Чаплыгиной и О.Ю. Дементьевой в соавторстве написан ряд пособий серии «Учимся вместе в Шэньчжэ-не». Т.Е. Чаплыгина участвовала в создании двух пособий: «Язык специальности. Филология: Языкознание. Фонетика: учебное пособие по русскому языку как иностранному» (М., 2018) и «Русский язык: Магистрант — 1: Учебник русского языка для иностранных студентов-филологов» (М., 2018). О.Ю. Дементьевой в соавторстве написано пособие «Язык специальности: Неорганическая химия: учебное пособие по русскому языку как иностранному» (М., 2018).

Научная деятельность кафедры связана с разработкой функционально-коммуникативного направления в описании русского языка как иностранного. Можно выделить несколько аспектов названного описания: грамматический (М.В. Всеволодова, Ф.И. Панков, О.Ю. Дементьева, Т.Е. Чаплыгина), лексический и лексико-грамматический (М.В. Всеволодова, Ф.И. Панков, О.Ю. Дементьева), фонетический (Е.Л. Бархударова, Т.Е. Чаплыгина), лингвокультурологический (Е.Л. Бархударова, Ф.И. Панков, Л.В. Ершова, О.В. Зубова). С 2009 г. сотрудниками кафедры самостоятельно и в соавторстве издано десять монографий и более 220 статей по различным аспектам описания русского языка как иностранного и методике его преподавания. С момента создания кафедры М.В. Всеволодовой издано и переиздано самостоятельно и в соавторстве семь монографий по проблемам описания русской грамматики в функционально-коммуникативном аспекте. В 2018 г. совместно с кафедрами русского языка для иностранных учащихся подготовлена и издана коллективная монография «Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка как иностранного в современной образовательной парадигме» (М., 2018).

В течение десяти лет большое место в научной жизни кафедры занимал межнациональный проект «Русские предлоги и средства предложного типа», который разрабатывался под руководством М.В. Всеволодовой. Итогом работы над этим проектом стали две книги: М.В. Всеволодова, А.А. Поликарпов, О.В. Кукушкина. Книга 1: Введение в объективную грамматику и лексикографию русских

предложных единиц (М., 2014; М., 2018) и М.В. Всеволодова, Е.Н. Виноградова, Т.Е. Чаплыгина. Книга 2: Реестр русских предложных единиц: А—В (объективная грамматика) (М., 2018).

За 12 лет своего существования кафедра участвовала в подготовке нескольких международных конференций, проводимых на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Дважды (в 2013 и 2018 гг.) кафедрой были организованы научные чтения, посвященные юбилею заслуженного профессора МГУ имени М.В. Ломоносова М.В. Всеволодовой. По итогам юбилейных научных чтений в рамках научной серии «Язык, сознание, коммуникация» (под ред. В.В. Красных и А.И. Изотова) при активном участии кафедры были подготовлены и изданы два сборника статей. С 2020 г. на кафедре принято решение проводить круглые столы, основными участниками которых являются студенты магистратуры, обучающиеся по двум магистерским программам, разработанным на кафедре. В феврале 2020 г. прошел организованный под руководством О.Ю. Дементьевой круглый стол «Магистр-2020: шаг в профессию». На круглом столе выступили с докладами 16 учащихся, среди них пять иностранцев из Казахстана, КНР и Турции. Помимо магистрантов кафедры в работе круглого стола приняли участие студенты бакалавриата, магистранты, обучающиеся в филиалах МГУ, их научные руководители, преподаватели практического русского языка в иноязычной аудитории. Круглый стол собрал единомышленников, объединенных интересами преподавания РКИ, и позволил участникам обсудить широкий круг проблем преподавания русского языка как иностранного, задать друг другу вопросы, обменяться мнениями по тематике своих научных исследований.

За годы существования кафедры велась активная работа над совместными проектами с зарубежными партнерами, преподаватели кафедры неоднократно приглашались для чтения лекций и проведения мастер-классов в университеты стран ближнего и дальнего зарубежья: Гродненский университет имени Янки Купалы (Беларусь), Донецкий национальный университет (Украина), Афинский национальный университет имени Каподистрии (Греция), Йенский университет имени Фридриха Шиллера (Германия), Сычуаньский университет (Китай), Фракийский университет имени Демокрита (Греция) и др. В последнее время у кафедры дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного установились прочные связи с кафедрой русистики и лингводидак-тики педагогического факультета Карлова университета (Чехия): идет активный обмен изданной литературой, научным, учебным, организационным опытом, пишутся совместные статьи. Результатом сотрудничества стала уже опубликованная в журнале «Вестник

Московского университета. Серия 9. Филология» рецензия на книгу преподавателей Карлова университета Якуба Конечны и Ленки Разбудовой «Современная дидактика русского языка как второго иностранного. Языковые средства» (КагоИицш, 2018).

На филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова функционирует старейший центр преподавания русского языка как иностранного. В 2021 г. исполняется 70 лет с момента создания в МГУ первой кафедры русского языка для иностранцев. Специальность «Русский язык как иностранный» прошла за это время долгий путь. Многое уже сделано, многое и гораздо большее сделать еще только предстоит.

Elena Barkhudarova

THE DEPARTMENT OF DIDACTIC LINGUISTICS

AND THEORY OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN

LANGUAGE AT THE FACULTY OF PHILOLOGY

OF LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY

Lomonosov Moscow State University

1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

The oldest center of teaching Russian as a foreign language operates at the Faculty of Philology of Lomonosov Moscow State University. In 2021, it celebrates its 70th anniversary. A rich experience of professional training of teachers of the Russian language in a foreign language audience has been accumulated during the existence of the center. The Department of Didactic Linguistics and Theory of Teaching Russian as a Foreign language, established in 2009, is the first division of the Faculty of Philology, which purposefully trains specialists in this field. The emergence of the department has become an important stage in the formation and development of the specialty 'Russian as a foreign language'. At present, the department has four main academic programs: a bachelor's degree program, two master's degree programs, and a postgraduate study program. The scientific activity of the department deals with the study of problems of the description and teaching Russian as a foreign language.

Key words: linguistics; linguodidactics; Russian as a foreign language; functional and communicative approach; methods ofteaching languages; educational process; foreign language audience.

About the author: Elena Barkhudarova — Prof. Dr., Head of the Department of Didactic Linguistics and Theory of Teaching Russian as a Foreign Language, Faculty of Philology, Lomonosov Moscow State University (e-mail: e.barhudarova@ mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.