Научная статья на тему 'КАДРЫ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА:РОЛЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕГИОНЕ'

КАДРЫ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА:РОЛЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варивода Валентина Сергеевна, Юров Алексей Иванович

Потребности сферы туризма в новых условиях в значительной мере сосредоточены на необходимости адекватного кадрового обеспечения всех направлений развития видов и форм туризма. ФГОС ВО определяет новый комплекс требований реализуемых в разрабатываемых вузовских ООП. Особенностью ФГОС ВО четвертого поколения будет являться ориентир на разработанные профессиональные стандарты, в которых широко применится деятельностный подход. СКФО и ЮФО, а теперь и присоединившийся девятый Крымский федеральный автономный округ - четко выделяет южную зону территории России, которая будет являться огромным туристско - рекреационным кластером, привлекательным для развития различных видов туризма. Становится понятным, что вопрос качественного функционирования и перспектив развития туристско-рекреационного комплекса СКФО актуален и требует детального изучения.The needs of tourism in the new conditions is largely focused on the need for adequate staffing of all areas of development types and forms of tourism. FSES UEdefines a new set of requirements which are implemented in the university BEP.The feature of FSES UE fourth generation will be the result of professional standards by applying of active approach. The North Caucasus Federal District and the Southern Federal District, and now joined the ninth federal Crimean Autonomous Federal District - clearly identifies the southern zone of Russia, which will be a huge tourism and recreation cluster, appealing for the development of different types of tourism. It becomes clear that the question of quality operation and prospects of development of tourismrecreational complex NCFD requires detailed study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варивода Валентина Сергеевна, Юров Алексей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАДРЫ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА:РОЛЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕГИОНЕ»

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

УДК 377.5:338.482

Варивода В. С., Юров А. И.

Varivoda V. C., Yurov A. I.

КАДРЫ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА:

РОЛЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕГИОНЕ

STAFF IN THE TOURISM INDUSTRY: ROLE AND THE NEEDING IN THE REGION

Аннотация: потребности сферы туризма в новых условиях в значительной мере сосредоточены на необходимости адекватного кадрового обеспечения всех направлений развития видов и форм туризма. ФГОС ВО определяет новый комплекс требований реализуемых в разрабатываемых вузовских ООП. Особенностью ФГОС ВО четвертого поколения будет являться ориентир на разработанные профессиональные стандарты, в которых широко применится деятельностный подход. СКФО и ЮФО, а теперь и присоединившийся девятый Крымский федеральный автономный округ - четко выделяет южную зону территории России, которая будет являться огромным туристско-рекреационным кластером, привлекательным для развития различных видов туризма. Становится понятным, что вопрос качественного функционирования и перспектив развития туристско-рекреационного комплекса СКФО актуален и требует детального изучения.

Ключевые слова: туризм, туристская индустрия, подготовка кадров, туристско-рекреационный комплекс, высшее образование, учебные программы, профессиональный модуль, многопрофильный характер туристской деятельности.

Варивода Валентина Сергеевна -

кандидат экономических наук,

доцент кафедры туризма и сервиса

Ставропольский государственный аграрный университет,

г. Ставрополь

Тел.: 8-903-409-76-79

E-mail: Vvalensiya @mail.ru

Юров Алексей Иванович -

кандидат технических наук, доцент кафедры

теплотехники, гидравлики и охраны труда

Ставропольский государственный аграрный университет,

г. Ставрополь

Тел.: 8-962-492-50-80,

E-mail: alexyurov@list.ru

Туристская отрасль является системообразующей отраслью, создающей сложный комплекс финансово-хозяйственных отношений между хозяйствующими субъектами различных направлений. Вклад отечественной индустрии туризма в экономику России становится все более заметным. Однако темпы развития российского туризма значительно отстают от потенциально возможных, а его доля в мировом потоке остается незначительной и не соответствует огромному туристскому потенциалу страны [1,2].

Несмотря на уникальное начало активного развития отраслей индустрии туристского бизнеса в нашей стране - все, что действует - работает не системно, при этом, не отличаясь высоким уровнем качества оказываемых услуг.

В конце 2013 г. в городах Нальчик, Пятигорск, Георгиевск - прошло несколько международных

Abstract: The needs of tourism in the new conditions is largely focused on the need for adequate staffing of all areas of development types and forms of tourism. FSES UEdefines a new set of requirements which are implemented in the university BEP.The feature of FSES UE fourth generation will be the result of professional standards by applying of active approach. The North Caucasus Federal District and the Southern Federal District, and now joined the ninth federal Crimean Autonomous Federal District - clearly identifies the southern zone of Russia, which will be a huge tourism and recreation cluster, appealing for the development of different types of tourism. It becomes clear that the question of quality operation and prospects of development of tourism- recreational complex NCFD requires detailed study.

Key words: tourism, tourism industry, training, tourism and recreation complex, university education, training programs, professional unit, the multidisciplinary type of tourism activities.

Varivoda Valentina Sergeyevna -

Ph.D. in Economics,

Associate Professor of the Department

of Eourism and Service

Stavropol State Agrarian University, Stavropol Tel.: 8-903-409-76-79 E-mail: Vvalensiya@mail.ru

Yurov Alexey Ivanovich -

Ph.D. in Technical Sciences, Professor of the Department Heat engineering and hydraulics and job protection Stavropol State Agrarian University, Stavropol

Tel.: 8-962-492-50-80 E-mail: alexyurov@list.ru

конференций в ведущих университетах СКФО (КБГУ, СКФУ) с обсуждением наиболее острых вопросов и проблем по следующим направлениям:

1. «Проблемы и перспективы развития курортно-рекреационных комплексов России» (г. Пятигорск, октябрь 2013);

2. «Актуальные проблемы СКФО в условиях формирования туристско-рекреационного кластера» (г. Пятигорск, октябрь 2013);

3. «Интеграция образовательного процесса НПО, СПО, ВПО и бизнеса в целях обеспечения кадрового потенциала туристско-рекреационного, санаторно-курортного кластеров СКФО» (г. Пятигорск, конгресс - отель «Интурист», ноябрь 2013);

4. «Экономические аспекты применения новых энергоэффективных технологий в альпийской и санаторно-курортной зонах» (КБГУ, г. Нальчик, сентябрь 2013);

в

: № 3(15), 2014

Проблемы аграрного образования

317

5. «Сохранение природы и экологии Северного Кавказа» (г. Георгиевск, октябрь 2013);

6. «Сельский Туризм» (г. Георгиевск, октябрь 2013).

Становится понятным, что вопрос качественного функционирования и перспектив развития туристско-рекреационного комплекса СКФО актуален и требует детального изучения с нескольких сторон и комплексно:

- разработка планового подхода к выявлению и структуризации туристских ресурсов региона;

- определение системного похода к целевому формированию и использованию туристского потенциала региона;

- разработка механизма зонирования территории и паспортизации туристской зоны, с целью осуществления оперативного мониторинга и контроля потребления туристских ресурсов, а также использования федеральных и региональных программ для их развития и повышения конкурентоспособности и привлекатель-ноститерритории и др.

В связи с выполнением задачи, поставленной несколько лет назад Президентом РФ В. В. Путиным, по превращению Северного Кавказа от Черного моря до Каспийского в один огромный туристско-рекреационный и санаторно-курортный регион, трудностей с выбором мест для застройки и создания современной инфраструктуры нет.

Потребности сферы туризма в новых условиях в значительной мере сосредоточены на необходимости адекватного кадрового обеспечения всех направлений развития видов и форм туризма. Основное противоречие здесь заключается в многопрофильном характере туристской деятельности, которая, с одной стороны, нуждается в кадрах различных профессий, специальностей, квалификаций, а с другой - в принципиально новых технологиях обслуживания туристов и экскурсантов. Потребности в квалифицированном обслуживающем персонале возникают по мере развития смежных отраслей народнохозяйственного

комплекса и формирования специалистов не только по смежным видам профессиональной деятельности, но и по обеспечению сопутствующим персоналом: гиды, аниматоры, электрики, теплотехники, водители и др. [6].

Положение с кадрами во всех сегментах туристской отрасли тяжелое. Анализируя влияние социально-экономических факторов на развитие туризма в России, заметно, что фактор отсутствия достаточного количества хорошо подготовленных менеджеров и недостаточно эффективная работа персонала продолжают оказывать сдерживающее влияние на развитие туристской индустрии в стране.

СКФО и ЮФО, а теперь и присоединившийся девятый Крымский федеральный автономный округ - четко выделяет южную зону территории России, которая будет являться огромным туристско-рекреационным кластером, привлекательным для развития различных видов туризма.

Домбай, Архыз, плато Лаго-Наки, перевалы Учкекен и Гумбаши, район Кавказских Минеральных Вод со всеми его курортами, Северное Приэльбрусье, Кабардино-Балкария с её Голубыми озерами, Чегемскими водопадами, горнолыжная Мекка - Чегет и г. Эльбрус, побережье Краснодарского края, Крым: прекраснейшее подспорье для развития юга России как курортно-туристского комплекса с его огромным количеством баз отдыха, здравниц и санаториев оздоровительного и лечебно-профилактического уровня.Северный Кавказ и юг России в целом может удовлетворить интересы многих: горно-лыжников, скейтбордистов, саночников, виндсерфингистов и любителей яхт, сельского туризма, рафтинга и дайвинга, любителей авто- и вело- маршрутов, пешеходного туризма и другие [4,5].

В пределах Ставропольской возвышенности и северных склонов Большого Кавказа находится группа бальнеологических курортов: Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, Пятигорск, объединенных названием Кавказские Минеральные Воды. Эта территория - одна из восьми особых туристско-рекреационных зон России.

Таблица 1 - Сведения о персонале турфирм в Ставропольском крае, 2013 год

Наименование показателя Средняя численность работников, включая внешних совместителей в т. ч. без совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера из общей численности:

имеют профессиональное туробразование женщины лица до 30 лет

Всего по краю в том числе: 625 590 189 422 231

г. Ставрополь 208 194 74 148 93

г. Буденновск 14 14 - 11 2

г. Георгиевск 15 14 4 11 5

г. Ессентуки 42 38 13 22 10

г. Железноводск 35 35 8 22 12

г. Кисловодск 89 88 16 66 39

г. Лермонтов 5 4 - 4 -

318

,,„ „„„„, щ Ставрополья

научно-практическии журнал

Продолжение

Наименование показателя Средняя численность работников, включая внешних совместителей в т. ч. без совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера из общей численности:

имеют профессиональное туробразование женщины лица до 30 лет

г. Минеральные Воды 20 16 8 12 5

г. Невинномысск 25 23 8 14 7

г. Пятигорск 148 140 52 98 49

Арзгирский 2 2 - 2 1

Андроповский 3 3 - 3 1

Благодарненский 2 2 1 - 2

Нефтекумский 2 2 - 2 2

Новоалександровский 1 1 - 1 -

Петровский 2 2 - 1 1

Предгорный 11 11 5 4 2

Шпаковский 1 1 - 1 -

Как видно из таблицы 1, только пятая часть всей численности работников турфирм в Ставропольском крае, включая внешних совместителей, имеют профессиональное образование. Доля занятых незначительна, большая часть со-

средоточена в г. Ставрополе и в г. Пятигорске, не смотря на достаточно богатые территории края туристско-рекреационными ресурсами, что свидетельствует о неразвитости туротрас-ли в регионе.

Таблица 2 - Подготовка специалистов для сферы туризма в Ставропольском крае

(на начало учебного года; человек)

Наименование показателя 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Государственные высшие учебные заведения

Принято студентов 494 490 409 431 569 342 366 186

Численность студентов 2277 2413 2332 2317 2358 2164 2170 1790

Выпущено специалистов 150 290 385 404 448 464 351 477

Негосударственные высшие учебные заведения

Принято студентов 40 38 60 107 162 58 95 33

Численность студентов 84 115 175 284 440 359 437 376

Выпущено специалистов - - - 8 27 78 55 83

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственные средние специальные учебные заведения

Принято студентов 14 22 24 25 20 48 73

Численность студентов 27 50 54 65 62 88 131

Выпущено специалистов 18 - 15 14 19 19 19

Негосударственные средние специальные учебные заведения

Принято студентов 15 11 36 30

Численность студентов 23 60 55 52

Выпущено специалистов - - 16 30

Подготовкой специалистов для сферы туризма в Ставропольском крае занимаются:

- Ставропольский государственный аграрный университет;

- Северо-Кавказский государственный технический университет,

- Кавминводский институт сервиса (филиал Южно-Российского госуниверситета экономики и сервиса) в г. Пятигорске,

- Пятигорский лингвистический университет,

- Ставропольский технологический институт сервиса,

- Ставропольский институт Дружбы народов Кавказа,

- Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт и другие.

в

: № 3(15), 2014

Проблемы аграрного образования

319

По данным таблицы 2 видно, что за последние восемь лет наблюдается сокращение приема студентов в государственные высшие учебные заведения, которое через четыре - пять лет остро скажется на обеспеченности отрасли квалифицированным персоналом. Но при этом, наблюдается увеличение принятых студентов в государственные средние специальные учебные заведения, что может привести к уменьшению потребности в обеспеченности линейным персоналом, не требующим высокой академической подготовки.

Выпускники вуза должны обладать теоретическими знаниями, практическими навыками по выбранным направлениям обучения, готовностью к решению профессиональных задач в соответствующих видах профессиональной деятельности, а также обладать общекультурными и профессиональными компетенциями в изучаемых областях. Подбор кадров представляет собой комплекс мероприятий, состоящих из научно- методических аспектов, организационных, кадровых, материально- технических и программных. Из известных учебных заведений Европы, готовящих специалистов и сопутствующий персонал для отрасли туризма, большая часть приходится на средние профессиональные школы, лицеи и колледжи ресторанного, гостиничного и технического обслуживания Англии, Франции, Бельгии и Голландии [3,6].

Подобный опыт стали перенимать и на Ставрополье по подготовке персонала индустрии туризма. Аналогию можно провести при выполнении задач по подготовке специалистов в сфере туристской, гостиничной и ресторанной инду-стриях, а также специалистов сопутствующего технического обслуживания. О подобных подходах говорит руководитель Центра профессионального образования ФГАУ ФиРо д.п.н., профессор Блинов В.И. в своей презентации «О подходах к модернизации ФГОС СПО».ГБОУ СПО Георгиевский региональный колледж «Интеграл» в 2010году выиграл тендер на проект по разработке, формированию, апробированию сетевых образовательных программ профессиональных модулей при подготовке и обучению специалистов нового поколения НПО, сПо для обслуживания санаторно-курортного и туристско - рекреационных кластеров Северного Кавказа.

В ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» готовят именно те кадры, в которых нуждается вся туристско-рекреационная отрасль, и в особенности многочисленные санатории, гостиницы и различные развлекательные заведения Кавказских Минеральных Вод.

Факультет социально-культурного сервиса и туризма, как центр инновационного развития региона, обеспечивает согласование стратегии проведения комплексных научных исследований по направлениям, значимым для развития разных сфер экономики и решения политических и социокультурных проблем, направленных на формирование и реализацию общероссийских и региональных программ развития туризма.

Надо отметить, что в решении выше обозначенных аспектов уже сделаны первые шаги и созданы профильные классы в средних образовательных школах. В свою очередь, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» предлагает решать задачи следующего поколения образовательных программ по «Раскрытию основ компетентност-ного подхода к подготовке кадров в области туризма и сервиса на основе ООП ВПО по направлению подготовки укрупненной группы «Сфера обслуживания» в современных условиях перехода на систему федеральных государственных образовательных стандартов»[6]. ФГОС ВО определяет новый комплекс требований реализуемых в разрабатываемых вузовских ООП. Особенностью ФГОС ВО четвертого поколения будет являться ориентирна разработанные профессиональные стандарты, в которых широко применится деятельностный подход.

Начало было положено в разработке сетевых программ ПМ (персональных модулей) по подготовке специалистов в области энергетики и планируется разработка ПМ в сфере туризма и сервиса. Так, в соответствии с ФГОС разрабатывались программы ПМ по специальностям 140446.03 - «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Производилась разработка программ профессиональных модулей по «Основам энергосбережения и энергетических измерений», был заключен договор с немецким колледжем по обмену студентами и адаптацией программ.

Хотелось бы обратить внимание на совместное сотрудничество в этом направлении ФГБОУ ВПО СтГАУ с «РМК» (Региональный многопрофильный колледж) г. Ставрополя и МОРЦ «ИНТЕГРАЛ» (Межрегиональный образовательный ресурсный центр) г. Георгиевска по разработке УП и ПМ (учебный план и профессиональный модуль), и подготовке абитуриентов в ВУЗы для продолжения образования и выпуска бакалавров и магистров с высшим образованием. Необходима разработка УП и ПМ, в сфере социально-культурного сервиса и туризма по специальностям «Туризм-100400.62» и «Сер-вис-100100.62», где необходимо обратить внимание на более тесное сотрудничество НПО, СПО и ВПО по развитию не только академического двухуровневого образования (Бакалавр-Магистр), но и прикладного профессионального по преемственности программ.

С появлением рыночного сектора растет конкуренция на рынке образовательных услуг. Одновременно развивается партнерство государственных и негосударственных секторов высшего образования. ВУЗы накапливают опыт работы в рыночной среде, устанавливают прямые связи с рынком труда. Появился дополнительный фактор сокращения оттока работников образования в другие отрасли. Высокий уровень коммерциализации экономического и гуманитарного образования позволил направить бюджетные средства на естественнонаучное,

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

техническоеитехнологическое образование.Появилась возможность реализовать новые, в т.ч. уникальные авторские программы и технологии обучения. Расширилась и легализовалась сфера элитарного образования, в том числе и сточки зрения увеличения академической мобильности между Вузами-партнерами. Расширились возможности получения второго высшего образования, все это также должно способствовать подготовке кадров в области туризма и сервиса и смежной с ней отраслями[8].

Реальная роль высшей школы зависит от общественно-политического и экономического устройства общества, особенностей его культуры. Это подтверждает необходимость организации и совершенствования специаль-

ного туристского образования, подготовки квалифицированных кадров, способных поднять российский туризм до высот международного уровня посредством оптимального проектирования учебного процесса и дидактически адекватного комплекса учебно-методической литературы.

Действительно, повышение эффективности подготовки профессиональных кадров туристской квалификации и смежных с ней отраслях в значительной степени обусловлено взаимосвязями с практической деятельностью. Будем надеяться, что стандарты четвертого поколения позволят решить многие проблемы при подготовке высококвалифицированных кадров в индустрии туризма.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования понаправлению подготовки 100100 «Сервис» (квалификация (степень) «бакалавр»). URL : http:// минобрнауки.рф/

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «бакалавр»). URL : httpy/минобрнауки.рф/

3. Ионова А. М. Методика обучения профессионально ориентированному устному общению студентов бакалавриата на основе лингво-культурологического подхода (направление подготовки 031900 «Международные отношения») : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык). М., 2012.

4. Юров А. И., Фиапшев А. Г., Булгарин В. Н., Соцкова Е. В. Создание блочных мобильных и стационарных энергетических модулей для систем горячего водоснабжения, отопления и электрообеспечения (ГВСО и Э) с использованием солнечной и альтернативной энергии в автономном режиме // Энергоэффективные технологии в современном учреждении и организации на Северном Кавказе. Возобновляемая энергетика в альпийской зоне : сборник материалов Международного форума / КБГУ. Нальчик, 2013.

5. Юров А. И., Фиапшев А. Г., Карданов Х. Х. Потребность и необходимость внедрения ге-лиоэнергетики российского производства на Северном Кавказе // Сборник материалов Международной научно-практической конференции / КБГСХА им. В. М. Кокова. Нальчик, 2011.

6. Ананьева Т. Н., Ковалева О. В., Сахарчук Е. С. О формировании модели общих требований к уровню выпускников бакалавриата по основным образовательным программам направлений подготовки: сервис, туризм // СЕРВИС plus. 2010. № 1.

7. cyberleninka.ru/article/n/o-podgotovke-kad rov- dlya-sfery-turizma

References

1. Federal state educational standard of higher professional education on a direction of preparation 100100 «Service» degree «bachelor»). URL : http://Minobrnauki/

2. Federal state educational standard of higher professional education on a direction of preparation 100400 «Tourism» (the degree «bachelor»). URL : http://Minobrnauki/

3. lonova A. M. Methods of teaching professionally oriented oral communication undergraduate students on the basis of linguo-cultur-ological approach (direction of preparation 031900 «International relations») : Avtoref. dis... Cand. ped. nauk : 13.00.02 - the theory and technique of training and education (foreign language). M., 2012.

4. Yurov A. I., Fiapshev A. G., Bulgarin V. N. Creation of block of mobile and stationary energy modules for hot water supply systems, heating and electric power (HWSSH and EP) with solar and alternative energy in offline mode» // Energy efficient technologies in modern institution and organization in the North Caucasus. Renewable energy in the Alpine zone : The collection of materials of the international forum /KBGU. Nalchik, 2013.

5. Yurov A. I., Fiapshev A. G., Kardanov H. H. The Need and the necessity of introduction of solar power engineering of the Russian production in the North Caucasus // Materials of the international scientifically-practical conference / KBGAU them. V. M. Kokov. Nalchik, 2011.

6. Ananieva T. N., Kovaleva O. V., Sahar-chuk Y. S. About the forming of the model of General requirements to the level of bachelor graduates on the basic educational programs of training areas: service, tourism // SERVICE plus. 2010. №1.

7. cyberleninka.ru/article/n/o-podgotovke-kadrov-dlya-sfery-turizma.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.