ПРОБЛЕМА КАДРОВ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Кадры - основа развития агропромышленного комплекса Свердловской области
(доклад на Совете при Губернаторе Свердловской области по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»)
М. Н. КОПЫТОВ,
министр агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области
Обеспечение задач развития сельскохозяйственного производства определяется наличием кадрового потенциала в отрасли. Развитие аграрного сектора экономики заметно сдерживается нехваткой рабочей силы и недостаточной квалификацией работающих специалистов.
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация - система аграрного образования ежегодно выпускает значительное количество специалистов, а хозяйства с каждым годом все больше ощущают дефицит квалифицированных кадров.
С одной стороны, в стране создана достаточно вариативная система аграрного образования - от начальной ступени предпрофессиональной ориентации и подготовки до высшей ступени. С другой стороны, потребность в специалистах в АПК не уменьшается, основная причина -доля выпускников аграрных вузов, трудоустраивающихся в сельхозпредприятиях, - недостаточна (от 6,6 % по России).
Поэтому сохраняется серьезная диспропорция между количеством специалистов, выпускаемых аграрными учебными заведениями, и реальной потребностью производства в конкретных специальностях.
В нашей области статистика показывает, что образовательный уровень работников АПК недостаточен для перехода сельского хозяйства к экономике инновационного типа. Среди руководителей сельхозпредприятий высшее образование имеют 65 %, среди главных специалистов - только 55 %. Но особую тревогу вызывает уровень образования специалистов среднего звена, подавляющее большинство из них - практики.
Очевиден факт старения кадров, особенно среди руководителей и специалистов. Средний возраст около 50 лет, а средний возраст работающих - 44 года. Это очень много.
Среди наиболее дефицитных специальностей отрасли следует отметить следующие:
- тракторист (подготовка по программе начального профессионального образования);
- агрономия (подготовка по программе среднего и высшего профессионального образования).
В связи с реализацией Федерального зако-
на от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» среди прогнозируемых негативных аспектов следует отметить, что с 1 сентября 2013 года начальное профессиональное образование вливается в систему среднего профессионального образования. Как это скажется на подготовке кадров рабочих для села, пока сложно сказать.
В настоящее время состояние рынка труда в сельском хозяйстве области характеризуется сокращением общего числа кадров. Среди тенденций последних лет - кадровая нестабильность в звене массовых рабочих профессий. За последние два десятилетия уменьшилась численность сельской молодежи. Среди причин -невысокий уровень жизни на селе, относительно низкая оплата труда.
Система подготовки кадров для АПК Свердловской области состоит из многоуровневой системы. Высшее профессиональное образование представлено Уральским государственным аграрным университетом, а Уральский государственный экономический университет готовит специалистов в сфере пищевой промышленности.
Среднее и начальное профессиональное образование агропромышленного профиля области в 2012-2013 учебном году было представлено 22 образовательными учреждениями, из которых 6 - НПО и 16 - СПО.
В 2012 году агрообразовательными учреждениями области было выпущено около 2 тыс. специалистов, в том числе 1044 выпускников УрГАУ
Количество вполне достаточное, но, к сожалению, далеко не все они устроились на работу в сельхозорганизации. затраты государство понесло, а КПД - невысокий.
Курсовой подготовкой занимаются подведомственные МинАПК учебно-технические центры, расположенные в Ирбите, Красноу-фимске, Невьянске и Арамиле, где ежегодно проходят обучение около 1500 человек для организаций АПК.
В системе дополнительного профессионального образования УрГАУ в зимний период 2012 года прошли повышение квалификации 960 человек, в том числе 73 руководителя сельскохозяйственных организаций.
16 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА Спецвыпуск / 2013
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ПРОБЛЕМА КАДРОВ
Система аграрного образования и повышения квалификации в области достаточно выстроена, имеет хорошие традиции и неплохие показатели качества профессиональной подготовки кадров.
Вместе с тем кадровое обеспечение отрасли нуждается в принятии дополнительных мер. У молодых специалистов на селе зачастую отсутствует мотивация для продолжения работы в сельскохозяйственных предприятиях, управленческие кадры стареют, учебные базы образовательных учреждений отстают от современных технологических требований к оснащенности учебного процесса.
Что сегодня делается в области для решения кадровой проблемы в сельском хозяйстве?
Разработана и реализуется программа «Уральская деревня» (срок действия - 20122015 годы), задача которой состоит в комплексном развитии сельских территорий, потому что человеку, живущему на селе, нужен не только новый трактор или новая сеялка, но и определенный уровень социального развития села или деревни. А это другой объем финансовых средств. Создать комфортные условия - нужно время: ни год, ни два, а трактор что - завтра деньги появились, купил, а человека вырастить - нужно 18-20 лет.
В прошедшем 2012 году - фактически в первом году - на реализацию данной программы было потрачено 7, 5 млрд. рублей, из которых 3, 5 млрд. рублей - на социальное благоустройство села.
С 2004 года в области действует программа «Социальное развитие села до 2013 года», в настоящее время есть решение на уровне Министерства сельского хозяйства РФ о продлении данной программы до 2017 года. За годы действия программы введено 121 тыс. кв. м жилья, в том числе для молодых семей и молодых специалистов 53 тыс. кв. м. Улучшили жилищные условия 2222 семьи, в том числе 930 молодых семей и молодых специалистов (истрачено 1, 9 млрд. рублей).
Но сегодня финансирование отстает от фактической потребности, и это очень тревожная тенденция.
В связи с этим в этого году была принята областная программа, так называемая «50 на 50», (т. е. 50 % бюджетных денег, 50 % - деньги хозяйства), в которой могут участвовать только работники АПК. Как она будет работать, говорить еще рано, но мы надеемся, что она окажет положительное влияние на увеличение обеспеченности жильем работников сельскохозяйственных организаций.
Что нужно сегодня делать для решения кадровой проблемы в АПК?
Понятно, что нужно увеличивать финансирование программ, о которых я говорил ранее.
Нужно ускорять модернизацию сельского хозяйства, чтобы меньшим количеством людей производить большее количество продукции, увеличивая тем самым заработную плату и повышая престижность сельского труда.
Но это все деньги, и немалые, я еще раз повторю - за год, за два эти проблемы не решишь.
Раньше трактористов (а я вначале говорил, что это самая востребованная специальность) готовили в школе, т. е. молодой человек заканчивал школу, имея специальность (я сам таким образом получил специальность). И это большой плюс - экономим время и деньги. Сегодня фактически ситуация такова - в хозяйствах техника более современная, а материальная база учебных заведений, к сожалению, отстает.
И в заключение. Конечно, нужны финансы, но, кроме этого, а может, и в первую очередь, нужно заниматься профориентацией школьников, убеждать их оставаться в своих селах, показывать современные хозяйства, технику, новые технологии. Увеличивать количество студентов в высших учебных заведениях по целевому набору, который гарантирует возврат специалистов в хозяйства. здесь должны работать все - и министерство, и главы муниципальных образований и, конечно, руководители сельхозпредприятий.
А самое главное, нужно менять психологию - в первую очередь родителей. Пока они будут говорить своим детям: «Уезжайте из села», сложно будет добиться успеха в кадровом вопросе, а значит, и в развитии АПК.
Планируемый набор на 2013 - 2014 учебный год по программам подготовки квалифицированных рабочих
и специалистов среднего звена агропромышленного профиля
Планируемый набор на 2013-2014 учебный год по программам агропромышленного профиля составляет 716 человек. Из них по программам НПО - 470 человек:
110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» 200 человек (8 учебных заведений) 110800.04 «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка» - 270 человек (10 учебных заведений) по программам СПО - 225 человек: 110809 «Механизация сельского хозяйства» - 155 человек (4 учебных заведения)
111101 «Зоотехния» - 20 человек (1 учебное заведение)
111801 «Ветеринария» - 50 человек (2 учебных заведения) по программам профессиональной подготовки - 91 человек:
- «Плодоовощевод» (на базе специальной коррекционной школы VIII вида) - 12 человек (1 учебное заведение),
- «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования» (на базе специальной коррекционной школы VIII вида) -12 человек (1 учебное заведение),
- «Тракторист» - 55 человек (2 учебных заведения),
- «Цветовод» - (на базе специальной коррекционной школы VIII вида) - 12 человек (1 учебное заведение).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА Спецвыпуск / 2013 Ц