Научная статья на тему 'Кадровый состав творческих союзов Иркутской области в 1930-1960 годах'

Кадровый состав творческих союзов Иркутской области в 1930-1960 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ / КАДРОВЫЙ СОСТАВ / ЧИСЛЕННОСТЬ / ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ / CREATIVE UNION / STAFF COMPOSITION / NUMBERS / STAFF TURN-OVER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шашкова Татьяна Владимировна

Рассмотрена проблема кадрового состава творческих организаций Иркутской области в 1930-1960-е гг. Численный состав членов и кандидатов различных союзов был непостоянен и менялся в зависимости от качества и условий работы. Уровень образования специалистов был средним. Существовала проблема текучести кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL STRUCTURE OF THE CREATIVE UNIONS OF IRKUTSK AREA IN 1930-19601

Staff composition of creative organizations in Irkutsk Oblast in the 1930-1960s is studied. The number of members and candidates in different unions was not stable and changed depending on the work quality and work conditions. The level of specialists' education was average. There was a problem of staff turn-over.

Текст научной работы на тему «Кадровый состав творческих союзов Иркутской области в 1930-1960 годах»

движение в регионе по количеству набранных голосов уступило левым силам и ЛДПР.

Преобразование в начале 1994 г. блока ДВ в партию «Демократический выбор России» (ДВР), а также создание на базе остатков ДР Федеральной партии «Демократическая Россия» (ФПДР) значительно ослабили движение, из которого к тому времени ушли многие известные местные политики. В Бурятии к 1995 г. с уходом из ДБ лидеров данное движение сошло с политической арены. Формирование структур отделения ФПДР произошло на базе Народной партии «Свободная Россия» (партия

А. Руцкого), организации социал-демократов и республиканского движения «Реформы для народа».

На декабрьских выборах 1995 г. в ГД РФ фаворитом среди демократических сил стала новая партия во главе с премьер-министром РФ В. Черномырдиным «Наш дом — Россия», которая оттеснила по набранным в регионе голосам ДВР, ПРЕС, ДПР и остальные партии демократического лагеря. Но в целом демократические силы набрали на выборах в регионе значительно меньше голосов, чем в 1993 г.

Таким образом, после устранения КПСС движения ДР и ДБ в регионе не смогли ни предложить конструктивной программы выхода регионов из глубокого социально-экономического кризиса, ни добиться широкой социальной поддержки своих требований. Процесс образования новых популярных политических партий переместился в федеральный центр, имевший достаточный административный ресурс для их поддержки.

Примечания

1 ГАНИИО. Ф. 127, оп. 128, д. 88, л. 64.

2 Иофин Е. Я счастлив // Демократический путь России. 1991. № 13.

3 Чернышов Е.И. И снова митинг. Снова недовольства // Правда Бурятии. 1991. № 168.

4 Болотов С. Республика Бурятия: Очерки конца столетия. Улан-Удэ, 2003. С. 65.

5 Симоненко В. Мавры сделали свое дело. Мавры ушли // Демократический путь России. 1991. № 38.

6 Иркутск многопартийный // Там же. № 47.

7 Праведников А. Если уж влезли в политику // Правда Бурятии. 1991. № 190.

8 Марков А. Демократическая Россия за Ножико-ва и Голышева // Восточно-Сибирская правда. 1993. № 229.

Т.В. ШАШКОВА

аспирант

КАДРОВЫЙ СОСТАВ ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В 1930-1960 ГОДАХ

Кадровый состав союзов писателей (СП), художников (СХ), журналистов (СЖ), композиторов (СК), архитекторов (СА), театрального общества (ВТО), кинематографистов в 1930—1960 гг. в качественном и количественном отношении претерпевал изменения. Установить точное или приблизительное количество состоявших в СА, СК, ВТО, Восточно-Сибирской студии кинохроники в настоящее время не представляется возможным. В документах упоминается лишь о работе и творческих успехах отдельных архитекторов, композиторов, театральных деятелей, кинематографистов. Кадровый состав каждого союза определялся его уставом. Представители творческих организаций делились на членов союза и кандидатов в члены. Количество членов и кандидатов, состоявших в творческих союзах, не было фиксированным и изменялось в зависимости от качества ра-

боты каждого человека в организации. При союзах создавались объединения молодых кадров, которые работали на производстве, учились в школах и вузах. По социальному происхождению состоявшие в союзах были в основном выходцами из семей рабочих, крестьян и служащих. По специальности творческая интеллигенция распределялась неравномерно. Подавляющее большинство кадров было сосредоточено в художественном творчестве. В количественном соотношении самой многочисленной организацией был Союз журналистов. Для сравнения отметим, что на 7 апреля 1959 г. в составе СЖ было 120 журналистов, тогда как в СХ состояло 39 членов и кандидатов.

Что касается уровня образования кадров, то, как правило, в союзы входили молодые специалисты со средним техническим образованием, а также так называемые старые

© Т.В. Шашкова, 2006

Т.В. ШАШКОВА

специалисты, закончившие учебные заведения в дореволюционный период и имевшие стаж работы 15—20 лет, например в Союзе художников — Н.В. Лодейщиков, К.И. Померанцев, М.И. Дубинский. Были в союзах и специалисты-самоучки с многолетним опытом работы, которые не заканчивали специальных учебных заведений. В рядах организаций состояли специалисты с незаконченным высшим и средним образованием, ушедшие на самостоятельную работу со 2-, 3- и 4-х курсов. Эта тенденция во многом была связана с началом Отечественной войны. Заметную роль в профессиональном росте коллективов играли специалисты, окончившие вузы в Москве и Ленинграде. Например, после окончания Ленинградской академии художеств и Московского художественного института в СХ работали художники Раков, Руденко, Крылов, Баркалов, Левенштейн, Скопцов. Многие писатели являлись выпускниками московского или ленинградского вузов: Ольхон, Луговской, Шмаков, Кузнецова, Огневский, Левитанский. Петербургский институт гражданских инженеров закончили архитекторы Артюшков, Коляновский, Ми-таль. Особенностью деятельности кадрового состава союзов было то, что интеллигенция не занималась исключительно творческой работой и большей частью состояла на должностях в других организациях. Работа писателей, к примеру, в основном заключалась в устных и письменных консультациях, рецензировании рукописей, редактировании альманаха «Ангара», обсуждении совместно с издательством поступивших рукописей. Среди членов СП были профессора, научные сотрудники университетов, искусствоведы, журналисты. Художники также были заняты в других учреждениях, что в процентном отношении составляло: в товариществе «Художник» — 50%, преподавателями Художественного училища были 20%, художниками в театрах — 18%, на административных должностях в СХ и Художественном фонде — 6%, в Художественном музее работали 3,3%, в художественной студии — 3,3%. Архитектор Ю.Ф. Дмитриевский работал преподавателем и был заведующим кафедрой архитектуры в Политехническом институте. Композитор Латыпов являлся дирижером и художественным руководителем ансамбля песни и пляски, П. Гоголев — заведующим музыкальной частью ТЮЗа.

В 1941 — 1945 гг. в союзах произошли изменения качественного и количественного характера. Большая часть представителей союзов ушла на фронт. По учетным данным членов и кандидатов СХ, находившихся на фронте на 1 января 1945 г., известно, что пять его членов и девять кандидатов служили в армии. Это А.П. Жибинов, Ф.Ф. Григорьев, С.Г. Маличенко, В.В. Гулецкий, С.Я. Лите-мин, С.И. Виноградов, П.Т. Шандруковский,

A.И. Орлов, Л.В. Ясников, Н.А. Семенов, И.Е. Юшков, А.К. Руденко, Л.Н. Залетов, И.А. Бойко. Из 22 членов СП 14 человек находились в рядах РККА1. В какой-то мере нехватка кадров в творческих союзах была компенсирована за счет эвакуированных в Иркутск специалистов. Например, СХ пополнился девятью художниками, прибывшими в основном из Москвы и Ленинграда: Д.П. Ште-ренберг, М.С. Гранавцева, В.А. Капустин, М.Ф. Яльцева, М.С. Варнех, В.Н. Лебедев,

B.А. Маныкин-Невструев, А.В. Манжелис,

А.Р. Мадиссон. По специальности они являлись живописцами и театральными художниками. В литературную организацию прибыли

C.Д. Мстиславский, М.К. Азадовский, Шемьи Задэ. Эвакуированные специалисты внесли свой вклад в развитие литературы и искусства в Иркутской области. Под руководством М.К. Азадовского проходила организованная им конференция фольклористов и сказителей Сибири, явившаяся первой в Союзе конференцией по фольклору Отечественной войны. Большой его заслугой считается создание им общества истории литературы и языка при Иркутском университете им. Жданова, председателем которого он был на протяжении всего пребывания в городе. Эвакуированные художники создали театрально-оформительскую секцию. Значительное влияние на творчество актеров иркутских театров оказало общение с актерами эвакуированных Московского театра сатиры и Киевского театра оперы и балета им. Шевченко. В апреле 1943 г. при областном отделе искусств было создано организационное бюро Иркутского отделения Союза советских композиторов. Толчком к созданию Союза послужил приезд квалифицированных творческих сил киевского оперного театра.

После окончания войны многие члены союзов были награждены орденами и медалями за творческую работу и военную доблесть. Например, медалью «За доблестный труд»

Известия ИГЭА. 2006. № 6

в Великой Отечественной войне были награждены следующие художники: С.М. Раз-возжаев, В.П. Томиловский, Н.В. Шабалин,

С.К. Гвоздев, В.И. Богданов. Орденом «Красная Звезда» награжден В.С. Рогаль. Медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией» были награждены М. Сергеев, К. Седых, И. Луговской. Медали «За доблестный труд» и «За трудовую доблесть в Отечественной войне» получил Г. Кунгуров. Медалями были награждены также Ольхон, Маляревский, Кузнецова, То-роев, Шмаков.

Составы творческих союзов после войны обновились. Одни не вернулись с фронтов Отечественной войны (в СП — молодые поэты Рыбаков, Черепанов, в СХ — И. Бойко, А. Потапов, Л. Залетов, С. Маличенко,

В. Груздев, Г. Загоскин, Н. Грузинцев), другие — специалисты старшего поколения — умерли, третьи выбыли за пределы области. После войны наблюдается тенденция увеличения кадрового состава союзов за счет притока молодых специалистов и демобилизации служащих писателей, архитекторов, театральных деятелей, художников, хотя находившиеся в эвакуации специалисты почти все уехали в родные места.

В период с 1930 по 1960 г. в творческих организациях существовала проблема текучести кадров. В первую очередь это объяснялось неудовлетворительными материально-бытовыми условиями творческой интеллигенции. Особенно ярко эта тенденция проявлялась в Союзе художников. К примеру, из СХ с 1945 по 1960 г. выбыли 19 специалистов. Причинами тому являлись квартирный вопрос, отсутствие индивидуальных мастерских и др. Текучести кадров способствовало и отсутствие работы в организациях. Так, в 1949 г. отдел искусств направил в распоряжение товарищества «Художник» группу молодых художников, отлично закончивших училище. Но товарищество не обеспечило молодых специалистов работой, что послужило причиной их ухода в Дом офицеров и на Культпромкомбинат.

Большое значение для творческого развития специалистов имела организация системы подготовки кадров и повышения

квалификации сотрудников союзов. Для художников были открыты студия повышения квалификации, студия для самодеятельных художников, в которых изучались основы искусства, техника рисования, проводились общеобразовательные лекции. Писателям была предоставлена возможность обучаться в Москве на литературных курсах. Повышению общеобразовательного и культурного уровня представителей союзов способствовала организация конференций, собраний, творческих вечеров (сначала называемых «пятницами», потом «четвергами» у художников, литературных «сред» у писателей), на которых проводились научные доклады на актуальные политические и творческие темы, дискуссии, происходил обмен мнениями. Специально организовывались лекции на различные темы и устраивались встречи с представителями науки и образования, партийными работниками.

Таким образом, за период с 1930 по 1960 г. кадровый состав творческих союзов претерпел изменения. Необходимо отметить, что численный состав членов и кандидатов был непостоянен и изменялся в зависимости от качества и условий работы кадров. Уровень образования специалистов был средним, так как подавляющее большинство представителей союзов закончили техникумы. В то же время были специалисты с высшим образованием. Важно отметить, что было и незначительное количество представителей союзов с отсутствием какого-либо образования. Представители союзов большей частью являлись совместителями по основному месту службы (занимались преподавательской деятельностью, работали искусствоведами, состояли на админи-стра-тивных должностях в своих организациях). На протяжении существования союзов стояла проблема текучести кадров, которая была вызвана неудовлетворительными материально-бытовыми условиями творческой интеллигенции и количественными ее потерями.

Примечание

1 ГАНИИО. Ф. 2862, оп. 1, д. 23, л. 46.

Известия ИГЭА. 2006. № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.