движение в регионе по количеству набранных голосов уступило левым силам и ЛДПР.
Преобразование в начале 1994 г. блока ДВ в партию «Демократический выбор России» (ДВР), а также создание на базе остатков ДР Федеральной партии «Демократическая Россия» (ФПДР) значительно ослабили движение, из которого к тому времени ушли многие известные местные политики. В Бурятии к 1995 г. с уходом из ДБ лидеров данное движение сошло с политической арены. Формирование структур отделения ФПДР произошло на базе Народной партии «Свободная Россия» (партия
А. Руцкого), организации социал-демократов и республиканского движения «Реформы для народа».
На декабрьских выборах 1995 г. в ГД РФ фаворитом среди демократических сил стала новая партия во главе с премьер-министром РФ В. Черномырдиным «Наш дом — Россия», которая оттеснила по набранным в регионе голосам ДВР, ПРЕС, ДПР и остальные партии демократического лагеря. Но в целом демократические силы набрали на выборах в регионе значительно меньше голосов, чем в 1993 г.
Таким образом, после устранения КПСС движения ДР и ДБ в регионе не смогли ни предложить конструктивной программы выхода регионов из глубокого социально-экономического кризиса, ни добиться широкой социальной поддержки своих требований. Процесс образования новых популярных политических партий переместился в федеральный центр, имевший достаточный административный ресурс для их поддержки.
Примечания
1 ГАНИИО. Ф. 127, оп. 128, д. 88, л. 64.
2 Иофин Е. Я счастлив // Демократический путь России. 1991. № 13.
3 Чернышов Е.И. И снова митинг. Снова недовольства // Правда Бурятии. 1991. № 168.
4 Болотов С. Республика Бурятия: Очерки конца столетия. Улан-Удэ, 2003. С. 65.
5 Симоненко В. Мавры сделали свое дело. Мавры ушли // Демократический путь России. 1991. № 38.
6 Иркутск многопартийный // Там же. № 47.
7 Праведников А. Если уж влезли в политику // Правда Бурятии. 1991. № 190.
8 Марков А. Демократическая Россия за Ножико-ва и Голышева // Восточно-Сибирская правда. 1993. № 229.
Т.В. ШАШКОВА
аспирант
КАДРОВЫЙ СОСТАВ ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В 1930-1960 ГОДАХ
Кадровый состав союзов писателей (СП), художников (СХ), журналистов (СЖ), композиторов (СК), архитекторов (СА), театрального общества (ВТО), кинематографистов в 1930—1960 гг. в качественном и количественном отношении претерпевал изменения. Установить точное или приблизительное количество состоявших в СА, СК, ВТО, Восточно-Сибирской студии кинохроники в настоящее время не представляется возможным. В документах упоминается лишь о работе и творческих успехах отдельных архитекторов, композиторов, театральных деятелей, кинематографистов. Кадровый состав каждого союза определялся его уставом. Представители творческих организаций делились на членов союза и кандидатов в члены. Количество членов и кандидатов, состоявших в творческих союзах, не было фиксированным и изменялось в зависимости от качества ра-
боты каждого человека в организации. При союзах создавались объединения молодых кадров, которые работали на производстве, учились в школах и вузах. По социальному происхождению состоявшие в союзах были в основном выходцами из семей рабочих, крестьян и служащих. По специальности творческая интеллигенция распределялась неравномерно. Подавляющее большинство кадров было сосредоточено в художественном творчестве. В количественном соотношении самой многочисленной организацией был Союз журналистов. Для сравнения отметим, что на 7 апреля 1959 г. в составе СЖ было 120 журналистов, тогда как в СХ состояло 39 членов и кандидатов.
Что касается уровня образования кадров, то, как правило, в союзы входили молодые специалисты со средним техническим образованием, а также так называемые старые
© Т.В. Шашкова, 2006
Т.В. ШАШКОВА
специалисты, закончившие учебные заведения в дореволюционный период и имевшие стаж работы 15—20 лет, например в Союзе художников — Н.В. Лодейщиков, К.И. Померанцев, М.И. Дубинский. Были в союзах и специалисты-самоучки с многолетним опытом работы, которые не заканчивали специальных учебных заведений. В рядах организаций состояли специалисты с незаконченным высшим и средним образованием, ушедшие на самостоятельную работу со 2-, 3- и 4-х курсов. Эта тенденция во многом была связана с началом Отечественной войны. Заметную роль в профессиональном росте коллективов играли специалисты, окончившие вузы в Москве и Ленинграде. Например, после окончания Ленинградской академии художеств и Московского художественного института в СХ работали художники Раков, Руденко, Крылов, Баркалов, Левенштейн, Скопцов. Многие писатели являлись выпускниками московского или ленинградского вузов: Ольхон, Луговской, Шмаков, Кузнецова, Огневский, Левитанский. Петербургский институт гражданских инженеров закончили архитекторы Артюшков, Коляновский, Ми-таль. Особенностью деятельности кадрового состава союзов было то, что интеллигенция не занималась исключительно творческой работой и большей частью состояла на должностях в других организациях. Работа писателей, к примеру, в основном заключалась в устных и письменных консультациях, рецензировании рукописей, редактировании альманаха «Ангара», обсуждении совместно с издательством поступивших рукописей. Среди членов СП были профессора, научные сотрудники университетов, искусствоведы, журналисты. Художники также были заняты в других учреждениях, что в процентном отношении составляло: в товариществе «Художник» — 50%, преподавателями Художественного училища были 20%, художниками в театрах — 18%, на административных должностях в СХ и Художественном фонде — 6%, в Художественном музее работали 3,3%, в художественной студии — 3,3%. Архитектор Ю.Ф. Дмитриевский работал преподавателем и был заведующим кафедрой архитектуры в Политехническом институте. Композитор Латыпов являлся дирижером и художественным руководителем ансамбля песни и пляски, П. Гоголев — заведующим музыкальной частью ТЮЗа.
В 1941 — 1945 гг. в союзах произошли изменения качественного и количественного характера. Большая часть представителей союзов ушла на фронт. По учетным данным членов и кандидатов СХ, находившихся на фронте на 1 января 1945 г., известно, что пять его членов и девять кандидатов служили в армии. Это А.П. Жибинов, Ф.Ф. Григорьев, С.Г. Маличенко, В.В. Гулецкий, С.Я. Лите-мин, С.И. Виноградов, П.Т. Шандруковский,
A.И. Орлов, Л.В. Ясников, Н.А. Семенов, И.Е. Юшков, А.К. Руденко, Л.Н. Залетов, И.А. Бойко. Из 22 членов СП 14 человек находились в рядах РККА1. В какой-то мере нехватка кадров в творческих союзах была компенсирована за счет эвакуированных в Иркутск специалистов. Например, СХ пополнился девятью художниками, прибывшими в основном из Москвы и Ленинграда: Д.П. Ште-ренберг, М.С. Гранавцева, В.А. Капустин, М.Ф. Яльцева, М.С. Варнех, В.Н. Лебедев,
B.А. Маныкин-Невструев, А.В. Манжелис,
А.Р. Мадиссон. По специальности они являлись живописцами и театральными художниками. В литературную организацию прибыли
C.Д. Мстиславский, М.К. Азадовский, Шемьи Задэ. Эвакуированные специалисты внесли свой вклад в развитие литературы и искусства в Иркутской области. Под руководством М.К. Азадовского проходила организованная им конференция фольклористов и сказителей Сибири, явившаяся первой в Союзе конференцией по фольклору Отечественной войны. Большой его заслугой считается создание им общества истории литературы и языка при Иркутском университете им. Жданова, председателем которого он был на протяжении всего пребывания в городе. Эвакуированные художники создали театрально-оформительскую секцию. Значительное влияние на творчество актеров иркутских театров оказало общение с актерами эвакуированных Московского театра сатиры и Киевского театра оперы и балета им. Шевченко. В апреле 1943 г. при областном отделе искусств было создано организационное бюро Иркутского отделения Союза советских композиторов. Толчком к созданию Союза послужил приезд квалифицированных творческих сил киевского оперного театра.
После окончания войны многие члены союзов были награждены орденами и медалями за творческую работу и военную доблесть. Например, медалью «За доблестный труд»
Известия ИГЭА. 2006. № 6
в Великой Отечественной войне были награждены следующие художники: С.М. Раз-возжаев, В.П. Томиловский, Н.В. Шабалин,
С.К. Гвоздев, В.И. Богданов. Орденом «Красная Звезда» награжден В.С. Рогаль. Медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией» были награждены М. Сергеев, К. Седых, И. Луговской. Медали «За доблестный труд» и «За трудовую доблесть в Отечественной войне» получил Г. Кунгуров. Медалями были награждены также Ольхон, Маляревский, Кузнецова, То-роев, Шмаков.
Составы творческих союзов после войны обновились. Одни не вернулись с фронтов Отечественной войны (в СП — молодые поэты Рыбаков, Черепанов, в СХ — И. Бойко, А. Потапов, Л. Залетов, С. Маличенко,
В. Груздев, Г. Загоскин, Н. Грузинцев), другие — специалисты старшего поколения — умерли, третьи выбыли за пределы области. После войны наблюдается тенденция увеличения кадрового состава союзов за счет притока молодых специалистов и демобилизации служащих писателей, архитекторов, театральных деятелей, художников, хотя находившиеся в эвакуации специалисты почти все уехали в родные места.
В период с 1930 по 1960 г. в творческих организациях существовала проблема текучести кадров. В первую очередь это объяснялось неудовлетворительными материально-бытовыми условиями творческой интеллигенции. Особенно ярко эта тенденция проявлялась в Союзе художников. К примеру, из СХ с 1945 по 1960 г. выбыли 19 специалистов. Причинами тому являлись квартирный вопрос, отсутствие индивидуальных мастерских и др. Текучести кадров способствовало и отсутствие работы в организациях. Так, в 1949 г. отдел искусств направил в распоряжение товарищества «Художник» группу молодых художников, отлично закончивших училище. Но товарищество не обеспечило молодых специалистов работой, что послужило причиной их ухода в Дом офицеров и на Культпромкомбинат.
Большое значение для творческого развития специалистов имела организация системы подготовки кадров и повышения
квалификации сотрудников союзов. Для художников были открыты студия повышения квалификации, студия для самодеятельных художников, в которых изучались основы искусства, техника рисования, проводились общеобразовательные лекции. Писателям была предоставлена возможность обучаться в Москве на литературных курсах. Повышению общеобразовательного и культурного уровня представителей союзов способствовала организация конференций, собраний, творческих вечеров (сначала называемых «пятницами», потом «четвергами» у художников, литературных «сред» у писателей), на которых проводились научные доклады на актуальные политические и творческие темы, дискуссии, происходил обмен мнениями. Специально организовывались лекции на различные темы и устраивались встречи с представителями науки и образования, партийными работниками.
Таким образом, за период с 1930 по 1960 г. кадровый состав творческих союзов претерпел изменения. Необходимо отметить, что численный состав членов и кандидатов был непостоянен и изменялся в зависимости от качества и условий работы кадров. Уровень образования специалистов был средним, так как подавляющее большинство представителей союзов закончили техникумы. В то же время были специалисты с высшим образованием. Важно отметить, что было и незначительное количество представителей союзов с отсутствием какого-либо образования. Представители союзов большей частью являлись совместителями по основному месту службы (занимались преподавательской деятельностью, работали искусствоведами, состояли на админи-стра-тивных должностях в своих организациях). На протяжении существования союзов стояла проблема текучести кадров, которая была вызвана неудовлетворительными материально-бытовыми условиями творческой интеллигенции и количественными ее потерями.
Примечание
1 ГАНИИО. Ф. 2862, оп. 1, д. 23, л. 46.
Известия ИГЭА. 2006. № 6