Научная статья на тему 'Кадровый потенциал таможенных органов Россиив условиях интеграции в мировую экономику'

Кадровый потенциал таможенных органов Россиив условиях интеграции в мировую экономику Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
1238
85
Поделиться
Ключевые слова
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ФОРМИРОВАНИЯ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РОЛЬ / ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Логинова Анастасия Сергеевна

В условиях активной реорганизации таможенных органов возникает необходимость формирования четкого понятия кадрового потенциала в таможенных органах, так как возрастает роль таможенных органов в защите национальной экономики России.In the conditions of active reorganization of customs authorities there is a need of formation of accurate concept of personnel potential for customs authorities as the role of customs authorities increases in protection of national economy of Russia.

Текст научной работы на тему «Кадровый потенциал таможенных органов Россиив условиях интеграции в мировую экономику»

А.С. Логинова

Логинова Анастасия Сергеевна — старший преподаватель кафедры административного и конституционного права Нижегородского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

E-mail: pantera-cut84@mail.ru

Кадровый потенциал таможенных органов России в условиях интеграции в мировую экономику

В условиях активной реорганизации таможенных органов возникает необходимость формирования четкого понятия кадрового потенциала в таможенных органах, так как возрастает роль таможенных органов в защите национальной экономики России.

In the conditions of active reorganization of customs authorities there is a need of formation of accurate concept of personnel potential for customs authorities as the role of customs authorities increases in protection of national economy of Russia.

Процесс интеграции России в мировое экономическое пространство требует соблюдения приоритета национальных интересов и обеспечения взаимовыгодного партнерства на внешнем рынке. Следует согласиться с тем, что «в условиях глобализации одной из важнейших задач национальной хозяйственной системы становится повышение конкурентоспособности с целью обеспечения собственной экономической безопасности и соответствующих позиций в мировой экономике»1. В этой ситуации актуализируется задача совершенствования таможенного регулирования и таможенной политики в целом, эффективность которой является важным фактором национальной безопасности. А одним из стратегических направлений реализации таможенной политики становится повышение результативности кадровой политики.

В рамках указанного проблемного направления актуальность и значимость для таможенных органов приобретает проблема оценки эффективности использования кадрового потенциала. При этом ни в одном нормативном правовом акте не закреплено понятие «кадровый потенциал таможенных органов».

Что касается научной литературы, то попытка дать определение кадрового потенциала работников таможенных органов была предпринята М.В. Медведевой в курсе лекций по дисциплине «Экономика таможенного дела». Под кадровым потенциалом, по мнению названного автора, «понимают способность персонала таможенных органов эффективно использовать и своевременно выполнять поставленные перед ними задачи в меняющихся условиях внешней и внутренней среды»2.

Исходя из приведенного определения, можно сделать вывод, что кадровый потенциал обусловлен такими факторами, как численность сотрудников таможенных органов, стаж работы и средний возраст, уровень образования, квалификация и заинтересованность в результатах труда. Мы полагаем, что необходимо закрепить на законодательном уровне

определение «кадрового потенциала таможенных органов», в связи с тем что современный мир вступил на новый этап своего развития — формирование глобального информационного общества.

Глобализация охватывает все сферы жизни общества. Однако наиболее наглядно этот процесс проявляется в экономической и технологической сферах. Глобализация производства при этом дополняется опережающим развитием мировой торговли. Одним из следствий этого является активное развитие предпринимательства и формирование предпринимательского права как комплексной отрасли российского права, сочетающей публичноправовые и частноправовые начала3.

Переход к требованиям современных передовых технологий невозможен без эффективного использования потенциальных возможностей, заложенных в человеке. А, как известно, наиболее оптимальное развитие человеческий потенциал получает в условиях социально ориентированной экономики4. К сожалению, до настоящего времени кадровый потенциал использовался не в полной мере, так как кадровые подразделения таможенных органов были ориентированы в основном на выполнение привычных процедурных функций.

Перспективы развития таможенной службы России во многом будут зависеть от того, какие применяются методы управления кадровым потенциалом. Реформирование таможенной службы России требует как совершенствования структуры таможенных органов и внедрения передовых технологий в таможенное дело, так и повышения требований к кадровому потенциалу состава таможенных служащих5.

В настоящее время деятельность сотрудников таможенных органов, их организационно-штатная численность регулируется посредством Таможенного кодекса Таможенного союза6, федеральными законами от 27 ноября 2010 года № 311 - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»7, от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной

Логинова А.С. Кадровый потенциал таможенных органов России в условиях интеграции в мировую экономику

Логинова А. С. Кадровый потенциал таможенных органов России в условиях интеграции в мировую экономику

гражданской службе Российской Федерации»8, от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»9, приказа от 28 ноября 2007 года № 1479 «О Регламенте Федеральной таможенной службы»10 (в ред. приказов ФТС РФ от 27 ноября 2008 г. № 1489, от 24 декабря 2009 г. № 2376, от 1 июня 2011 г. № 1163). Ни в одном из перечисленных нормативных правовых актов не присутствует определение кадрового потенциала таможенных органов. Мы предлагаем закрепить данное понятие в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Сделать это целесообразно в статье 3 «Должностные лица таможенных органов» названного закона.

Для более четкого уяснения сущности проблемы изначально следует разобраться, что такое кадры таможенных органов. Кадры, то есть личный состав и персонал таможенных органов — это все работающие в таможенных органах и занимающие должности сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников бюджетной сферы. Сотрудники и федеральные государственные служащие таможенных органов являются должностными лицами. Работники таможенных органов не являются должностными лицами таможенных органов и государственными служащими, но входят в состав работающих (кадровый состав) таможенных органов.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» правом на поступление на государственную гражданскую службу обладают граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, устанавливаемым федеральным законодательством.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Исходя из требований, установленных законодательством, следует сделать вывод о том, что нет определенного требования, предъявляемого к образованию поступающего на службу в таможенные органы.

Мы говорим именно о сотрудниках, занимающих должности федеральных государственных гражданских служащих, а не работников бюджетной сферы.

Далеко не все сотрудники таможенных органов обладают профильным образованием. В основном на службу в таможенные органы поступают лица,

имеющие юридическое, экономическое или педагогическое образование.

8 июня 2009 года был проведен Всероссийский семинар-совещание руководителей кадровых подразделений таможенных органов РФ, на котором начальник Управления государственной службы и кадров ФТС России Геннадий Кириллов говорил о том, что кадровый потенциал ФТС России высок и обеспечит выполнение задач, поставленных перед таможенными органами РФ. На наш взгляд, является весьма спорным суждение Г. Кириллова о том, что «абсолютное большинство сотрудников таможенных органов — это профессионалы, то есть люди с экономическим, юридическим образованием или закончившие Российскую таможенную академию, имеющие практический опыт работы в таможне и вполне успешно справляющиеся с поставленными задачами»11. Мы полагаем, что данное высказывание противоречит само себе, исходя из того, что на службу в таможенные органы следует привлекать лиц, обладающих профильным высшим образованием.

Кадровой службе в системе таможенных органов отводится особая роль. В настоящее время Федеральная таможенная служба решает не только внутриведомственные задачи, но и сталкивается с проблемами, связанными с внешними факторами, такими, например, как угроза национальной безопасности и борьба с коррупцией, вследствие чего квалификационные требования, предъявляемые к сотрудникам таможенных органов, возрастают.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»12 впервые дается определение коррупции и конфликта интересов.

Мы считаем целесообразным заимствовать основные понятийные инструменты из указанных определений при формировании понятия «кадрового потенциала таможенных органов».

Следующим, основным элементом понятия «кадрового потенциала» является численность занятых на службе в таможенных органах. Поэтому считаем необходимым обратить особое внимание на штатную численность таможенных органов и ее качество при определении понятия «кадрового потенциала таможенных органов». Штатная численность ФТС России на 2012 год превышала 73,5 тысяч единиц. В ближайшее время грядет сокращение штата таможенных органов. В связи с внедрением электронного декларирования и сокращением внутренних таможенных постов не потребуется то количество сотрудников, что работает сейчас. И таможня получила задание от правительства оптимизировать свою структуру и сократить количество инспекторов на 20%. Что касательно Приволжского таможенного управления, таможенные органы Приволжского региона с 25 декабря 2012 года будут сокращаться. К этой дате, согласно Приказу Федеральной таможенной службы, численность таможенных органов, расположенных в ПФО, была сокращена на 712 человек. Так, в Нижегородской таможне было упразднено 110 должностей, в Башкортостанской и Ульяновской таможнях — по 89 должностей13.

на

Юридическая наука и практика

Происходящие преобразования — это очередной этап реорганизации таможенных органов в соответствии с указом Президента РФ от 31 декабря 2010 года № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов». Первый этап прошел в октябре 2010 года. Тогда численность таможенных органов региона сократилась на 22%. В 2013 году общая численность персонала ПТУ составит 4 690 человек, или 67% к численности на 1 января 2010 года14.

Далее следует рассмотреть эффективность использования сотрудников таможенных органов. В целях реализации положений указа Президента РФ от 11 мая 2006 года № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» был утвержден Регламент Федеральной таможенной службы от 28 ноября 2007 года № 1479. Регламент устанавливает общие правила организации деятельности ФТС России по реализации полномочий, отнесенных к компетенции ФТС России, и взаимодействия ФТС России с иными федеральными органами исполнительной власти. Согласно данному регламенту утверждается структура и штатное расписание центрального аппарата ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов, а также зарубежных представительств ФТС России; определяются полномочия руководства ФТС России; разрабатываются административные регламенты и стандарты государственных услуг; определяется порядок планирования и организации работы таможенных органов и т. д.

Следует отметить то, что планирование численности должностных лиц и работников таможенных органов осуществляется с учетом объемов таможенных услуг показателей производительности труда и норм обслуживания. Общую численность работающих в Федеральной таможенной службе, кроме отдельных категорий вспомогательного персонала, устанавливает Правительство Российской Федерации. Оно также устанавливает в целом число должностных лиц таможенных органов, имеющих специальное звание, количество заместителей руководителя ФТС России (приказ ФТС России от 28 ноября 2007 года №1479 «О Регламенте Федеральной таможенной службы» (ред. от 1 июня 2011 года)).

Н.П. Михеева и В.А. Плотников в своем исследовании «Внедрение системы менеджмента качества таможенных услуг» говорят о том, что эффективность работы таможенных органов следует оценивать через внедрение системы менеджмента качества оказываемых таможенных услуг. Они полагают, что одной из основных целей улучшения качества деятельности таможенных органов является повышение качества предоставляемых таможенными органами услуг15. Однако в настоящее время еще недостаточно разработаны теоретические основы управления качеством таможенных услуг Отсутствует нормативное понятие «государственные услуги в сфере таможенного дела» и единообразный доктринальный подход к пониманию их правовой природы и содержания. Нет классификации тамо-

женных услуг, а также предусмотренного Регламентом ФТС России перечня услуг, предоставляемых таможенными органами. Не существует и четкого разграничения между таможенными услугами и таможенными функциями.

Н.П. Михеева и В.А. Плотников совершенно верно подмечают, что оценка эффективности административно-управленческого потенциала таможенной службы должна разложить общую эффективность на составные части в разрезе структурных подразделений таможни, отдельных направлений и механизмов деятельности (стратегий, программ, проектов, функций, технологий, методов). При этом основная задача состоит в том, чтобы проанализировать результативность каждого подразделения таможенной службы как взятого по отдельности, так и в их взаимодействии с точки зрения сложения сил для достижения целей таможенной политики и таможенного администрирования16.

Что касается квалификационных требований к сотрудникам таможенных органов, то, на наш взгляд, здесь ведется активная работа по повышению уровня квалификации сотрудников таможенных органов.

Ранее издавались приказы Государственного таможенного комитета об утверждении планов об обучении сотрудников таможенных органов в Российской таможенной академии, ее филиалах, учебных центрах и отделах подготовки кадров региональных таможенных управлений и таможен. В настоящее время данный процесс происходит несколько иначе. Профессиональная подготовка, переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации сотрудников таможенных органов осуществляются в образовательных учреждениях Федеральной таможенной службы, учебных подразделениях таможенных органов, а также в образовательных учреждениях высшего профессионального образования или среднего профессионального образования на основе договоров между Федеральной таможенной службой и соответствующим образовательным учреждением. Мы полагаем, что право сотрудника таможенного органа на переподготовку является несколько не эффективным в связи с тем, что в настоящее время существуют вузы, осуществляющие профессиональную подготовку по специальности «Таможенное дело», а финансирование подобных курсов переподготовки для сотрудников таможенных органов, впервые поступивших на службу в таможенные органы и не имеющих профильного образования, финансируется за счет средств федерального бюджета.

Перед руководителем ФТС России А.Ю. Белья-ниновым не единожды ставился вопрос о том, что на службу в таможенные органы следует принимать лиц, имеющих высшее профессиональное образование по специальности «Таможенное дело». По нашему мнению, только после этого стоит судить о квалификации сотрудников таможенных органов.

Также в связи с активной экономической интеграцией, вступлением во Всемирную торговую организацию следует говорить о том, что к сотрудникам таможенных органов необходимо предъявлять

Логинова А.С. Кадровый потенциал таможенных органов России в условиях интеграции в мировую экономику

Логинова А. С. Кадровый потенциал таможенных органов России в условиях интеграции в мировую экономику

требование определенного уровня владения иностранным языком. Было бы логичным при аттестации сотрудников таможенных органов ввести контроль знаний иностранного языка.

Таким образом, после проведения анализа законодательной базы и мнений ученых-теоретиков и практиков касательно кадрового потенциала таможенных органов, следует определить понятие кадрового потенциала таможенных органов следующим образом — это способность должностных лиц таможенных органов, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих высшее профильное образование, прошедших антикоррупционную комиссию, своевременно и эффективно выполнять поставленные перед ними задачи в области таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.

Примечания

1. Демичева Т.Н. Система стимулирования инновационной активности как условие формирования инновационной экономики в России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 3, ч. 2. С. 449.

2. Медведева М.В. Экономика таможенного дела: курс лекций. СПб., 2008. С. 60.

3. См.: ДемичевА.А. Понятие и источники предпринимательского права в Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 3. С. 101—106.

4. Подробнее см.: Демичева Т.Н. Концептуальные предпосылки формирования социально ориентированной экономики // Бизнес в законе. 2009. № 3. С. 184—187.

5. См.: АндрейчукЕ.Л., Дианова В.Ю., Смирнова В.П. Экономика таможенного дела: учебник. Владивосток, 2006. С. 171.

6. СЗ РФ. 2010. № 50, ст. 6615.

7. СЗ РФ. 2010. № 48, ст. 6252.

8. СЗ РФ. 2004. № 31, ст. 3215.

9. СЗ РФ. 1997. № 30, ст. 3586.

10. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 17.

11. URL: http:// www.customs.ru

12. Российская газета. 2008. 30 декабря.

13. URL: http://ptu.customs.ru/index.php?option=com_

14. См. там же.

15. См.: Михеева Н.П., Плотников В.А. Внедрение системы менеджмента качества таможенных услуг // Регион в глобальной архитектуре современного мира: материалы Межвузовской научно-практической конференции (27 октября 2010 г.) // uchebnik-besplatno.com

16. См. там же.

С.А. Майорова, В.В. Васильев

Майорова Светлана Анатольевна — старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук

E-mail: plavalaguna@inbox.ru

Васильев Вячеслав Вениаминович — начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук

E-mail: Vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru

Профилактика и пресечение участковыми уполномоченными полиции мошеннических действий на административном участке посредством проведения поквартирного (подворового) обхода

В статье рассматриваются вопросы методики проведения поквартирного обхода участковыми уполномоченными полиции как способа профилактики и пресечения мошенничества под видом социальных работников. Приведенные в статье сведения могут иметь практическое значение для эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции.

The article studies the method of carrying out apartment to apartment round by the regional police cuspidor disguised as under the guise of social order as a means of preventive activity and putting an end to frauds. The data in the article may have practical significance for official activity of the local police inspector.

Практически во всей Российской Федерации числа хищений из квартир и частных домовладений

отмечается не критический, но, к сожалению, ста- граждан. Оставив за рамками данной статьи тай-

бильный на протяжении ряда последних лет рост ный, открытый и сопряженные с насильственными

116

Юридическая наука и практика