УДК 316.628.23 ББК 88.8
СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ
СУМИНА Н.В., МАЛЫШКИНА А.Ю. ОУВО ЮУИУиЭ, г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация
В данной статье рассмотрены перспективы системы стимулирования должностных лиц таможенных органов. Дано обоснование дальнейшего совершенствования системы мотивации труда должностных лиц таможенных органов.
Ключевые слова: таможенные органы, персонал, материальное стимулирование, моральное стимулирование.
Актуальность. На сегодняшний день одним из факторов повышения эффективности современного государственного управления является прежде всего достижение высокой результативности профессиональной служебной деятельности служащих таможенных органов.
Работники таможни относятся к категории государственных гражданских служащих, что составляет основу государственного аппарата. Ведь именно от эффективности их деятельности зависит эффективность всего государственного управления в целом [3].
Важной отличительной особенностью таможенных органов является то, что действующим законодательством, а именно: Федеральным законом от 21.07.1997 г. №114-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" таможенные органы отнесены к числу правоохранительных органов. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела на основе закрепленного за ними правоохранительного статуса.
При этом уровень оплаты труда служащих таможенных органов в 1.3 раза ниже, чем уровень оплаты труда работников коммерческих структур, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), а дополнительные социальные гарантии не всегда в полной мере компенсируют всю сложность и значимость их деятельности.
По данным приказа ФТС от 26 января 2017 г. №111 "Об утверждении численности и фонда оплаты труда сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и
работников региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, учреждений, находящихся в ведении ФТС России на 2017 год", всего в региональных таможенных управлениях и подведомственных ФТС организациях и учреждениях 12 600 сотрудников, из которых более 5 000 работают в Центральном таможенном управлении. Фонд оплаты их труда в 2017 году составил почти 12 миллиардов рублей. Таким образом, получается, что в среднем по России ежемесячно на сотрудников выделяется по 78 000 рублей без учета налогов.
Самая многочисленная категория трудящихся в таможенной системе - это государственные гражданские служащие. По данным приказа ФТС, в РТУ и подведомственных таможнях организациях их 33011 человек.
Данные рассчитаны на основе количества штатных единиц и размера фонда оплаты труда таможенных органов при пересчете за месяц.
Несмотря на то, что численность госслужащих в таможенной системе почти в три раза выше, чем сотрудников, их фонды заработной платы почти равны. Государственные гражданские служащие обходятся бюджету в 14,1 миллиарда рублей. В дополнение к этому идет фонд средств на материальное стимулирование, то есть ежеквартальные премии, которые
выплачиваются таможенникам. В 2017 году в этот фонд из бюджета уйдет еще 1,42 миллиарда рублей, по данным Федеральной службы государственной статистики. Но даже с учетом
этих выплат в среднем на каждого рядового госслужащего выделяется вполовину меньше средств, чем на сотрудника этого же таможенного органа.
Таблица 1
Количество денег, выделяемых на зарплаты в таможенных органах, в соответствии с приказом ФТС от 26 января 2017 г. №111 "Об утверждении численности и фонда оплаты труда сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, учреждений, находящихся в ведении ФТС России на 2017 год"._
В среднем по России за месяц выделяют
На сотрудника: 78 000 На госслужащего: 36 000 + 10 700 мат. стимулирование На работника: 25 000
Таможни, подчиненные на прямую ФТС:
Внуковская
67 900 30 400 14 600
Домодедовская
73 500 30 900 16 200
Московская областная
73 200 31 600 14 800
Севастопольская
64 700 30 100 24 700
Калининградская
66 500 31 700 17 600
Крымская
60 900 29 700 22 800
Центральная акцизная
79 800 30 800 14 100
Центральная базовая
62 200 31 900 21 600
Центральная энергетическая
84 900 34 500 16 800
Кинологический центр
67 300 32 700 14 900
Шереметьевская
68 100 30 700 25 100
Еще один недостаток в организации оплаты труда государственных служащих таможенных органов связан с отсутствием связи вознаграждения с фактическими результатами их работы и материальной ответственностью за социально-экономическое развитие страны.
Однако особенно важно повышение результативности профессиональной служебной деятельности работников таможни. Для этого их необходимо эффективно стимулировать.
Согласно теоретическим работам о мотивации кадров, под стимулированием понимается побуждение, позволяющее
повышать эффективность трудовой
деятельности [2].
В свою очередь, процесс стимулирования труда работников таможенных органов представляет собой совокупность мероприятий, которые ориентированы на обеспечение эффективной деятельности таможенных органов через систему поощрений и побуждений. Целевая установка системы стимулирования ориентирована на
максимальное использование социальных резервов служащих. Ведь при полном использовании человеческого потенциала возможно добиться повышения
результативности работы таможенных органов.
Для полного раскрытия возможностей персонала используется мотивация. Безусловно, стимулирование и мотивация гармонично дополняют друг друга. В то время как процесс стимулирования направлен на закрепление структуры интересов и ценностей служащего таможенных органов. А. Гершун и М. Горский, которые выявили наиболее важные технологии сбалансированного руководства и сделали качественную подборку испытанных временем подходов к построению эффективных систем управления, дают следующее определение мотивации: "Мотивация трудовой деятельности - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность,
ориентированную на достижение определенных целей. Таким образом, мотивация - это некоторое обоснование для сотрудника, необходимое для того чтобы он выполнял свои функциональные обязанности с желанием, качественно и в срок" [1].
Далее стимул преображается в мотив, который и формирует внутреннюю сущность человека. Ключевым моментом мотивации является материальное вознаграждение. Оно отражает определенное вознаграждение за труд сотрудникам с учетом сложности выполненной ими работы [4].
В то же время, не только материальные интересы служащих таможенных органов должны быть приоритетными. Материальная составляющая должна дополняться другими формами вознаграждения и мотивации, например, моральной. Так можно выделить следующие виды повышения мотивации сотрудников таможенных органов к эффективной работе:
- Реструктуризация работы позволяет пересмотреть задачи внутри учреждения таможенной службы.
- Создание профессиональных конкурсов, позволяющих должным образом оценить профессиональный уровень кандидатов и их соответствие предъявляемым квалификационным требованиям.
- Расширение деятельности служащих таможенных органов, то есть внедрение проектного подхода, что позволит формировать новые роли сотрудников.
- Формирование многофункциональных групп из числа сотрудников, что будет способствовать избежать конфликтов в коллективе.
- Обучение групп сотрудников для проведения семинаров по обмену идеями.
- Направление структуры управления таможней с использованием адресной выплаты премий.
- Индивидуальное развитие каждого сотрудника таможенной службы, возможность дополнительной подготовки и совершенствования собственной квалификации, за счет чего увеличивается потенциал карьерного роста.
- Участие в общественных и культурных мероприятиях, что позволит выявить предпочтения сотрудников.
- Награждение Почетной грамотой Федеральной таможенной службы;
- Награждение нагрудными знаками и медалями Федеральной таможенной службы;
- Представление руководителем Федеральной таможенной службы к государственным наградам Российской Федерации, почетным званиям Российской Федерации;
- Досрочное присвоение очередного специального звания;
При малой возможности в нынешних условиях обеспечить равномерную и достаточно высокую оплату труда большое значение для нематериального стимулирования приобретает гибкая система льгот для работников. Ю.Ф. Елизаров, рассмотревший экономику организаций, к формам нематериального стимулирования относит следующие неэкономические льготы и привилегии персонала: предоставление права на гибкий график; предоставление отгулов; более ранний выход на пенсию и др.
Учитывая правоохранительную специфику таможенной службы, указанные виды нематериальной мотивации являются наиболее важными, эффективно стимулирующими деятельность таможенных служащих.
Для повышения мотивации труда работников таможенных органов важно менять систему управления персоналом. Изменения надо осуществлять в направлении повышения конкурентоспособности таможенной службы. Также необходимо строить систему мотивации, исходя из возрастных особенностей сотрудников.
По данным Росстата, представленным в таблице 2, можно наблюдать, что с каждым годом перспективность службы в таможенных органах снижается. Это обусловлено меньшим денежным содержанием по сравнению с работой в коммерческих структурах.
Таблица 2
Численность работников федеральной таможенной службы за 2014, 2015, 2016 гг.
Год Всего в том числе на уровне
2014 54105 федеральном региональном
1549 52556
2015 54020 1530 52490
2016 50948 1487 49461
По причине относительно большой текучести кадров, персонал таможенных органов необходимо периодически пополнять профессионально подготовленными кадрами. Это обеспечит оптимальное использование знаний, умений и навыков служащих таможни.
Практика работы с персоналом показывает, что при повышении квалификации и профессиональном переобучении необходимо учитывать специфические психологические особенности обучения сотрудников. Это обеспечит эффективное повышение
профессиональной и интеллектуальной активности сотрудников.
Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7608; 2013, № 27, ст. 3477, № 49, ст. 6351), сотрудникам таможенных органов ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания, представленная в таблице 3.
Таблица 3
Ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет)_
Года Проценты
от 2 до 5 лет 10
от 5 до 10 лет 15
от 10 до 15 20
от 15 до 20 лет 25
от 20 до 25 лет 30
25 лет и более 40
Из данной таблицы видно, что чем больше выслуга лет, тем больше надбавка к окладу - это является немаловажным стимулом к продолжению дальнейшей службы.
В плане повышения квалификации сотрудников таможенных органов
необходимым путем решения, способствующим мотивации труда и заинтересованности в эффективности содержания работы, будет являться создание в структуре таможенных органов так называемого корпоративного университета.
Такого рода структура может функционировать путем взаимодействия образовательных учреждений и кадровых служб таможенных органов. Непосредственно сама работа корпоративного университета будет опираться на следующие направления:
- диагностика персонала с целью выявления потребности в знаниях и навыках;
- разработка и адаптация сотрудников таможенных органов по программам повышения квалификации;
- создание отдела обучения, который будет курировать образовательный процесс сотрудников таможенных органов;
- накопление и обновление информационной базы внутри таможенных органов.
На наш взгляд, реализация данных направлений в работе таможенных органов обеспечит возможность повышения
эффективности мотивации труда сотрудников таможенных органов. Ведь получение дополнительного образования способствует профессиональному развитию работников таможенных органов не только прямо, но и косвенно.
Кроме того, получение этого образования становится не вершиной, а лишь ступенью в профессиональном и личностном росте государственных служащих. А саморазвитие и личное развитие служащих таможни, в свою очередь, станут важной частью развития гражданского общества и правового государства.
Таким образом, выбор пути улучшения мотивации трудовой деятельности находится в зависимости от существенного количества факторов с учетом специфики таможенной службы и реалий настоящего времени. Для повышения уровня эффективности работы таможенной службы РФ необходимо совершенствовать методы мотивации персонала так, как мотивация является важнейшим фактором функционирования службы и перспектив ее развития.
Список литературы
1. Гершун А.А. Технологии сбалансированного управления: учебное пособие /А.А. Гершун, С. М. Горский - М., 2005. - 364 c.
2. Захарова Т.И. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / Т.И. Захарова, С.В. Гаврилова. - М.: Евразийский открытый институт, 2010. - 264 c.
3. Илюхина С.С. Взаимодействие таможни и бизнеса: вопросы логистики. Экономика и современный менеджмент: теория и практика / С.С. Илюхина. - Новосибирск: СибАК, 2014. - с. 82-87
4. Титова Н.К. Основные способы (виды) защиты прав человека и гражданина Российской Федерации /Н.К. Титова, 2015. - с. 16-20
WAYS OF EFFECTIVE STIMULATION OF OFFICIALS OF CUSTOMS AUTHORITIES OF
THE RUSSIAN FEDERATION
SUMINA N. V., MALYSHKINA A.U. SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected], [email protected]
Abstract
In this article the author considers the prospects of the incentive system of officials of customs bodies. Also, the feasibility of further improving the system of motivation of officials of the customs bodies.
Keywords: the customs authorities, the staff, the material incentives, the moral incentives.