Научная статья на тему 'Кадровый потенциал американских университетов'

Кадровый потенциал американских университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1709
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АМЕРИКАНСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / HIGHER EDUCATION / AMERICAN UNIVERSITIES / HUMAN RESOURCE CAPACITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каверина Э. Ю.

Эффективность высшего образования находится в прямой зависимости от количества и качества профессорско-преподавательского состава, а также всех других сотрудников. Персонал американских вузов имеет ряд особенностей, которые отражают специфику и уровень развития высшей школы, а также самого американского общества. Высшие учебные заведения США это не только образовательные учреждения, ведущая их часть осуществляет и научно-исследовательскую деятельность. Функционирование американских университетов как научных центров определяет главную специфику их профессорско-преподавательского состава. Отличительной особенностью вузов также можно назвать и то, что часть преподавателей имеет иностранное происхождение. Политика «приобретения мозгов» разрабатывается правительством США давно и достаточно успешно, и высшая школа является одной из наиболее привлекательных сфер для иностранных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RESOURCE CAPACITY OF AMERICAN UNIVERSITIES

The effectiveness of higher education is directly dependent on the quantity and quality of the teaching staff, as well as all other employees. Staff of American universities have a number of features that reflect the specificity and level of development of higher education, as well as most of American society. U.S. institutions of higher education is not only educational institutions, leading to some exercises and research activities. The functioning of American universities as research centers determines the specificity of their home faculty. A distinctive feature of higher education institutions can also be called and what part of the teachers is of foreign origin. The policy of brain gain is developed by the U.S. government has long been quite successful, and high school is one of the most attractive areas for foreign specialists.

Текст научной работы на тему «Кадровый потенциал американских университетов»

11. XXYII съезд КПСС и задачи общественных наук. М., 1987.

12. Riesman D. Faces in the Crowds. Individual Studies in Character and Politics. - New Haven, 1952.

13. Литературная газета. - 1993. - 23 июня.

14. Hitotsubashi Journal of Social Studies.

15. Japan update.

16. White M. The Japanese Educational Challenge. A Commitment to Children. N.Y. ; L., 1988.

17. Известия. - 1992. - 8 сент.

18. Nagao Mihio. Higher Education in Japan: Its Takeoff and Crash. - Tokio press, 1978.

19. Ijidd E., Upset S. M. The Divided Academy. -N.Y., 1975.

20. Высшая школа Японии и ее реформы в 70-е годы. -М., 1975.

21 Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике. -М., 1990.

22. Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. - М., 1991.

Ushakin S. A.

EDUCATION AS A FORM OF POWER

The article explains the position according to which education is not analyzedfrom the standpoint of the labor market and in terms of social significance.

Keywords: education, social function of education, high school.

УДК 378

Каверина Э. Ю. КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АМЕРИКАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Эффективность высшего образования находится в прямой зависимости от количества и качества профессорско-преподавательского состава, а также всех других сотрудников. Персонал американских вузов имеет ряд особенностей, которые отражают специфику и уровень развития высшей школы, а также самого американского общества. Высшие учебные заведения США это не только образовательные учреждения, ведущая их часть осуществляет и научно-исследовательскую деятельность. Функционирование американских университетов как научных центров определяет главную специфику их профессорско-преподавательского состава. Отличительной особенностью вузов также можно назвать и то, что часть преподавателей имеет иностранное происхождение. Политика «приобретения мозгов» разрабатывается правительством США давно и достаточно успешно, и высшая школа является одной из наиболее привлекательных сфер для иностранных специалистов.

Ключевые слова: высшее образование, американские университеты, кадровый потенциал.

Общая характеристика профессорско-преподавательского персонала

Персонал американских высших учебных заведений отличается большим разнообразием. В вузах работают не только профессора и доценты, преподаватели и ассистенты, менеджеры и секретари. Часть персонала составляют научные работники, лаборанты, обслуживающие и технические сотрудники. Весь персонал американских вузов делится на две группы: основную и вспомогательную. В основную группу входят следующие категории:

1. Административный персонал.

2. Профессорско-преподавательский состав.

3. Ассистенты преподавательского и исследовательского персонала.

4. Прочий основной персонал, включающий научных сотрудников, не занимающихся преподавательской деятельностью, лаборантов, работников библиотек, мультимедиа-центров и пр.

Во вспомогательный состав входят технические и обслуживающие работники: клерки и секретари, работники сервиса и техобслуживания.

Преподаватели, конечно, наиболее важная категория персонала вузов, их состав и положение

во многом определяет качество образования, предоставляемого учебным заведением. Все преподаватели американской высшей школы подразделяются на профессоров, доцентов, старших и рядовых преподавателей. К каждой категории предъявляются определённые требования и у каждой свои задачи и цели. Так, например, профессора американского учебного заведения ведут преподавательскую и исследовательскую деятельность. Как правило, они являются руководителями исследований. Для того чтобы стать руководителем исследовательского проекта, профессор должен получить соответствующее разрешение. Профессора чаще, чем прочие категории преподавательского персонала, работают по совместительству, т.е. имеют частичную занятость. Они также часто имеют статус приглашённых работников. Практика приглашения преподавателей широко распространена в американской высшей школе. Что касается доцентов, то они чаще всего являются штатными работниками. Они так же, как профессора, должны иметь докторскую степень и значительный опыт преподавательской и исследовательской деятельности.

56

© Каверина Э. Ю., 2012

Таблица 1

Численность персонала вузов США

Категории персонала 1991 г. 1995 г. 2001 г. 2003 г. 2005 г.

Всего, тыс. человек 2 545 2 662 3 083 3 188 3 379

из них:

профессиональный 1 595 1 745 2 132 2 268 2 460

из них:

руководящий и административный 145 147 152 185 196

профессорско-преподавательский 826 932 1 113 1 173 1 290

ассистенты 198 216 261 292 317

прочие специалисты 427 450 606 618 656

непрофессиональный 950 917 951 920 919

Таблица 2

Численность профессорско-преподавательского персонала вузов США (полная занятость)

Категории персонала 2003 г. 2005 г.

тыс. человек % тыс. человек %

Профессорско-преподавательский состав 630 100,0 676 100,0

из них

профессора 165 26,2 169 25,0

доценты 133 21,1 138 20,4

ассистенты 153 24,3 160 23,7

преподаватели 93 14,7 99 14,6

лекторы 23 3,7 27 4,0

прочий преподавательский персонал 63 10,0 83 12,3

Digest of Education Statistics, Wash., 2007, table 233.

Должность ассистента могут занимать различные сотрудники. Так, например, ассистентом-пре- с

подавателем, ведущим преподавательскую деятель- з

ность, может работать студент магистратуры или р

аспирант, т. е. учащийся докторантуры. Ассистен- с

том-исследователем может быть только аспирант, г

а простым ассистентом - работник со степенью ба- м

калавра. Должность старшего преподавателя явля- I

ется штатной и её может занимать аспирант, уже т

написавший диссертацию. Рядовые преподаватели н

также должны иметь докторскую степень и некото- у

рый опыт преподавательской деятельности. Они с

могут быть почасовиками, т. е. работниками, привлечёнными со стороны. Лектор, как правило, при- н

влекается на один год для чтения определённого п

курса лекций. Для того чтобы вести преподаватель- л

скую деятельность, необходимо получить также со- н

ответствующее разрешение, которое выдаётся на н

определённых условиях. К научным сотрудникам £

также предъявляются различные требования. Так, младший научный сотрудник должен иметь доктор- п

скую степень, а научный работник-лаборант не мо- з

жет быть студентом. ю

Численность основного персонала увеличилась с 1991 по 2005 г. в 1,5 раза, а вспомогательного незначительно снизилась. В результате доля основных работников увеличилась с 62,7 до 72,8%. Тенденция опережающих темпов роста численности основного персонала по отношению к численности вспомогательного наблюдалась на протяжении всей второй половины прошлого века. В начале XXI века эта тенденция также продолжает сохраняться. Доля основного персонала растёт в большей степени за счёт увеличения численности ассистентов и профессорско-преподавательского состава.

Темпы роста численности персонала, а в особенности профессорско-преподавательского в целом, за последние десятилетия опережают темпы роста численности студентов, что должно приводить к снижению преподавательской нагрузки. Так, в 1991 г. на одного преподавателя приходилось 17 студентов, а в 2005 г. - уже 14 человек1.

Важнейшим показателем, характеризующим персонал высших учебных заведений, является его занятость. Так, численность сотрудников, работающих по графику полной занятости, в 2005 г.

составила 64,5%, т.е. почти в 2 раза больше, чем с частичной занятостью. Доля персонала с полной занятостью стабильно снижается в последние десятилетия (в 1991 г. она составляла 71,2%2) в основном за счёт доли вспомогательных рабочих и незначительно за счёт доли профессорско-преподавательского состава.

Среди всех категорий сотрудников наименьшая доля занятых полный рабочий день приходится на преподавателей - всего 52,4%, чуть больше - на ассистентов, которые, правда, не состоят в штате университета. Руководящие и административные сотрудники в основном работают полный рабочий день, так же как и прочий профессиональный персонал. Итак, из всех категорий сотрудников американских высших учебных заведений преподаватели чаще всего работают по совместительству. Примерно, каждый второй преподаватель в США не является штатным работником. Таким образом, американская высшая школа отличается не только высокой мобильностью студентов, но и не менее высокой мобильностью преподавателей.

Наиболее квалифицированная часть профессорско-преподавательского состава, а также всего прочего персонала, занимающегося не только обслуживанием учебного процесса, но и научной сферы, сосредоточена в исследовательских университетах. Частные исследовательские университеты не отличаются многочисленностью, их миссия состоит в предоставлении элитного образования и развитии науки. К этой группе вузов относятся всемирно известные университеты: Г арвардский, Принстонский, Стэндфордский и т. д. Государственные университеты, включая и исследовательские университеты, значительно отличаются от частных. Основная миссия государственных университетов заключается в предоставлении массового образования, поэтому они более многочисленные и в них занято большее количество сотрудников, но по уровню квалификации преподавательского персонала и по соотношению численности студентов и преподавателей

они значительно уступают частным университетам (см. табл. 3).

Специализация американских преподавателей находится в прямой зависимости от востребованности тех или иных учебных программ. Все они делятся на программы в области классических и профессиональных областей знаний. К классическим относятся естественнонаучные и технические, общественно-социальные и сельскохозяйственные дисциплины, а также гуманитарные науки и искусство. К профессиональным областям относятся, соответственно, все прочие.

Долевое соотношение численности студентов, персонала и профессорско-преподавательского состава вузов США, 2005 г.

Вторая половина прошлого века охарактеризовалась значительными изменениями в специализации самих учебных программ. В течение этого периода США превратились в мирового лидера по доле сферы услуг, которая к концу века приносила уже более трёх четвертей ВВП. Потребность американского рынка труда в работниках сферы услуг привела к значительному расширению профессиональных учебных программ, таких как бизнес, медицина, юриспруденция, маркетинг, государственная служба, торговля, услуги, СМИ и пиар и пр. К началу нынешнего века профессиональные учебные программы стали занимать уже более половины всех программ высшей школы. Количество присуждённых степеней бакалавра, магистра и доктора выросло по этим программам от 3 до 6 раз. Расширение профессиональных учебных программ привело к сокращению классических программ. За последние десятилетия сокращению подверглись некоторые гуманитарные программы в таких областях как библиотечные и архивные науки, иностранные языки и литература, английский язык и литература. Сократились также и естественнонаучные и технические программы. Особенно это коснулось таких областей, как математика и статистика, физические науки и технологии, а также все общественно-социальные науки за исключением психологии.

Таблица 3

Долевое соотношение численности студентов, персонала и профессорско-преподавательского состава вузов США, 2005 г.

Показатели Г осударственные Частные

Четырёх- годичные Двух- годичные Четырёх- годичные Двух- годичные

Численность студентов в расчёте на одного работника вуза 4 10 4 9

Численность студентов в расчёте на одного преподавателя 14 17 10 17

Рассчитано по: Digest of Education Statistics, Wash., 2007, table 233.

Таблица 4

Численность профессорско-преподавательского состава вузов США по областям знаний, 2003 г., тыс. человек

Области знаний Численность персонала (полная занятость) Численность персонала (частичная занятость)

Преимущественно классические 368 245

из них:

сельское хозяйство 17 7

инженерные науки 33 14

искусство 43 48

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гуманитарные науки 59 59

естественные науки 127 64

социальные науки 89 53

Преимущественно профессиональные 314 285

из них:

бизнес 43 45

образование 51 63

медицинские науки 94 58

прочие профессиональные области 126 119

Всего 682 530

Digest of Education Statistics, Wash., 2007, table 244.

Изменения в специализации учебных программ принесли соответствующие изменения и в специализацию профессорско-преподавательского персонала. Наиболее востребованные области знаний требовали всё большего числа преподавателей. Можно утверждать, что сегодня в среднем одна половина американских преподавателей специализируется в классических областях знаний, а другая - в профессиональных. Области естественных и социальных наук привлекают преподавателей, прежде всего, исследовательской деятельностью, возможностью реализовывать свой творческий потенциал. Профессиональные области привлекают преподавателей, по другим причинам, в частности они сейчас наиболее востребованы на рынке образовательных услуг и поэтому, ставя во главу угла возможность быстрого и успешного поиска работы, получения большего дохода, а также, просто отдавая дань моде, многие преподаватели выбирают именно эти области.

Преподаватели американских высших учебных заведений относятся к хорошо оплачиваемым специалистам, в отличие от преподавателей средних школ, чьи доходы достаточно низкие. Уровень заработной платы зависит от статуса вуза, ранга преподавателя и его специализации. Конечно, в получении высоких доходов играет также роль и исследовательская деятельность, но заработки, получаемые только за преподавание также достаточно высоки. Например, в 2006-2007 уч. г. среднемесячная зара-

ботная плата преподавателя с полной занятостью в государственном четырёхгодичном вузе составляла 5 872 долл., а в двухгодичном государственном вузе - 4 789 долл. Двухгодичные вузы не занимаются исследовательской деятельностью, но доходы, получаемые преподавателями, там ненамного отличаются от доходов, получаемых в четырёхгодичных вузах. По частным вузам разрыв в заработной плате более очевиден, так как доходы, получаемые в частных исследовательских университетах, самые высокие в стране. В среднем заработная плата в частных четырёхгодичных вузах отличается от заработной платы в двухгодичных вузах в 2 раза.

Интересно, что в среднем заработная плата преподавателей за последние десятилетия выросла незначительно. Например, средняя годовая заработная плата преподавателя в 1970-1971 уч. г. составляла (в долларах 2006-2007 г.) 65 312 долл., а в 20062007 уч. г. чуть выше - 68 585 долл. Причем в 1980-х и в начале 1990-х годов наблюдалось падение уровня заработной платы преподавателей по всем академическим рангам, а заработная плата доцентов, старших преподавателей, лекторов и прочего преподавательского состава так и не достигла уровня 19701971 уч. г.3 Заработная плата профессора в среднем почти в 2 раза превышает заработную плату преподавателей и в 1,5 раза заработную плату доцентов.

Заработная плата, как уже отмечалось, также зависит от области специализации преподавателя.

Наиболее высокооплачиваемые области - это медицина, бизнес и инженерные науки, а наименее оплачиваемые - гуманитарные науки и искусство. Но если говорить о специализации преподавателя, то необходимо иметь в виду и то, что здесь играет роль статус вуза. Так, по некоторым областям знаний наблюдается определенная тенденция: если какая-либо область знаний наиболее востребована на рынке труда, то заработная плата преподавателей, специализирующихся в данной области, в частных вузах выше, чем в государственных, а если

менее востребована, то заработная плата выше в государственных вузах.

Общий годовой доход преподавателей состоит не только из заработной платы, которую они получают в вузах. Преподаватели также имеют доходы и вне вуза, в основном от консультационной деятельности. Так, в 2003 г. общий годовой доход преподавателей на 89,2% состоял из денег получаемых в вузе, на 2,7% - из денег, получаемых от консультационной деятельности вне вуза, и на 8,1% из дохода от прочей деятельности вне вуза4.

Таблица 5

Средняя ежегодная заработная плата преподавателей (полная занятость), работающих по девятимесячным контрактам, по статусу вуза и академическим рангам, 2006-2007 уч. г.

Статус вуза долл.

Всего профессорско-преподавательский персонал 68 585

Г осударственные вузы 66 566

Г осударственные четырёхгодичные вузы 70 460

Г осударственные двухгодичные вузы 57 466

Частные вузы 73 419

Частные четырёхгодичные вузы 73 636

Частные двухгодичные вузы 41 138

Профессор 94 870

Доцент 68 153

Старший преподаватель 57 143

Преподаватель 53 278

Лектор 47 478

Преподавательский персонал, не имеющий ранга 52 161

Digest of Education Statistics, Wash., 2007, table 247.

Таблица 6

Средняя ежегодная заработная плата преподавателя по области специализации и статусу вуза, 2003 г., долл.

Область знаний Все вузы Статус вуза

Г осударственные Частные

Сельское хозяйство и домохозяйство 70 790 72 020 57 700

Бизнес 81 170 78 730 87 170

Образование 62 620 63 390 60 550

Инженерные науки 84 090 79 970 97 860

Искусство 58 670 59 330 57 730

Медицинские науки и прочие области 98 480 95 730 104 450

Гуманитарные науки 59 970 58 430 63 150

Естественные науки 77 540 74 290 85 320

Социальные науки 70 850 69 280 74 040

Прочее 65 740 64 590 68 380

Всего 73 940 77 640 72 320

Digest of Education Statistics. Wash., 2007, table 246.

Особенности деятельности американских преподавателей

Положение преподавателей, также как и качество преподавания, достаточно сильно различается в зависимости от уровня вуза. Ведущие университеты Соединённых Штатов разборчивы в выборе своих преподавателей, так как имеют для этого все необходимые условия. Высокая заработная плата, оптимальный режим работы, хорошая база для научных и учебных исследований, академическая свобода в конкретном воплощении своего курса плюс работа в престижном учебном заведении -всё это привлекает множество специалистов, гораздо больше, чем требуется учебному заведению. Средние американские вузы не могут предложить

такой диапазон возможностей, поэтому устроиться туда на работу гораздо легче.

В вузах различного уровня к преподавателям предъявляются и различные требования. В ведущих вузах страны каждый преподаватель перед началом семестра обязан составить развёрнутый учебный план, в котором он определяет общие цели и конкретные задачи курса, разрабатывает детальную программу курса с датами и темами лекций и семинаров, устанавливает систему оценок (какое количество баллов за выполнение каких заданий будет начисляться) и систему штрафов (невыполнение заданий в срок и пр.), а также включает особые замечания, которые считает необходимым высказать своим студентам перед началом курса.

Таблица 7

Распределение численности преподавательского персонала американских вузов (полная занятость) по

преподавательской нагрузке, 2003 г.

Распределение времени Всего, %

Численность преподавателей, занятых по количеству учебных часов в неделю 100,0

Менее 4,0 30,3

От 4,0 до 5,9 5,8

От 6,0 до 7,9 13,8

От 8,0 до 9,9 12,5

От 10,0 до 14,9 18,2

15,0 и более 19,4

Численность преподавателей по распределению кредитных часов 100,0

Менее 4,0 31,8

От 4,0 до 5,9 6,6

От 6,0 до 7,9 15,0

От 8,0 до 9,9 14,8

От 10,0 до 14,9 20,2

15,0 и более 11,6

Численность преподавателей по количеству контактных часов, умноженных на число обучаемых студентов, в неделю 100,0

Менее 50 человек 24,2

От 50 до 99 человек 5,3

От 100 до 199 человек 7,1

От 200 до 349 человек 9,0

От 350 до 499 человек 7,7

500 человек и более 46,8

Численность преподавателей по общему количеству проводимых ими курсов 100,0

Один 23,3

Два 33,4

Три 24,3

Четыре 12,2

Пять и более 6,7

Digest of Education Statistics, Wash., 2007, table 240.

Студент, подписавшийся на этот курс, в свою очередь обязан выполнять все требования преподавателя, указанные в документе, но не более. Он имеет право посетить несколько занятий и отказаться от этого курса, но если он решил его пройти до конца, то этот документ в результате становится подобием контракта между преподавателем и студентом, и чем выше уровень учебного заведения, тем большее значение уделяется этому документу и самим преподавателем, и студентами. В вузах среднего уровня и ниже преподаватель может вообще обходиться без составления такого развёрнутого учебного плана.

Учебный процесс в американском вузе связан с так называемой кредитной системой. В её основе лежит оценка времени, затраченного студентом на изучение курса. Курсом считается не только набор лекций и семинаров, но также и лабораторные занятия, самостоятельные исследования и прохождение стажировок. В структуру учебной нагрузки входят работа над выполнением домашних заданий, реализация индивидуальных и групповых проектов и другие виды деятельности. Таким образом, основной акцент в понятии «курс» делается не на времени контакта студента и преподавателя в аудитории, а на различных видах академического опыта, получаемого студентом. Один кредитный час равен определённому числу учебных часов. Большинство вузов исходит из соотношения: 40 часов учебной нагрузки равны одному кредитному часу. Курс, рассчитанный на один семестр, предусматривающий два аудиторных занятия по 50 минут в неделю будет эквивалентен примерно 3-4 кредитным часам.

Кредитные часы являются самой распространённой единицей измерения и нагрузки преподавателя. Здесь учитываются также не только часы контакта со студентом, но и лабораторные и клинические исследования, контрольные работы, отслеживание и проверка результатов этих работ, время подготовки к занятиям. Конечно, при этом возникают трудности, связанные с учётом длительности занятий и числа студентов, занимающихся в аудитории, а также применением различных методов обучения.

Аудиторные часы, т. е. занятия в аудитории, позволяют вести более точный учёт времени, что даёт возможность оценивать нагрузку в реальном времени. Существует понятие аудиторных часов преподавателей и аудиторных часов студентов. Аудиторные часы преподавателей показывают, сколько часов следует дать преподавателю и в течение какого времени используется та или иная аудитория. Аудиторные часы студентов выявляют занятость студента и количество мест в аудитории. Эти показатели наглядно демонстрируют загруженность аудиторий, что помогает определить нагрузку преподавателей, выявить задачи учебного процесса и планировать бюджет колледжей.

При измерении внеаудиторных работ раньше использовали определённые методы, которые включали некоторые формулы. Сейчас применяется способ контрактов, при котором внеаудиторные работы оцениваются по конечному результату, который определяют более квалифицированные преподаватели и руководящие работники. Наиболее трудной является оценка результатов исследовательской деятельности, которая часто не может принести быстро конечный результат.

Для наиболее точного учёта нагрузки преподавателя вузы определяют минимальную нагрузку преподавателя в кредитных часах, которые складываются из различных показателей, так как разные виды деятельности в вузах оценивается по-разному. Например, в 1980-1990-е годы в университетах штата Техас (государственные вузы) устанавливали минимальную нагрузку в размере 12 кредитных часов у преподавателей, ведущих занятия на ступени бакалавра, и 9 кредитных часов - на более высокой ступени. При этом учитывались следующие показатели:

1) 1 кредитный час на уровне постбакалавриата должен соответствовать 1,5 кредитного часа на уровне бакалавриата;

2) 1,5 контактного часа по лабораторным и клиническим исследованиям, физкультуре, музыке, танцам, хору соответствуют 1 кредитному часу;

3) При руководстве практическими работами, исследовательскими проектами, самостоятельной работой на уровне бакалавриата на каждого студента приходится одна десятая кредитного часа, а на уровне постбакалавриата - одна пятая кредитного часа;

4) При контроле работ студентов-учителей, сту-дентов-медиков 12 контактных часов принимают за 1 кредитный час;

5) При защите степеней руководителю совета защиты дают на каждые шесть диссертаций по 1 кредитному часу, а руководителю и консультанту на каждых трёх студентов по 1 кредитному часу;

6) В зависимости от числа студентов в группе кредитные часы пропорционально возрастают;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) Заведующим кафедрой распределяют до 6 кредитных часов5.

Итак, главным отличием преподавателей американских вузов является то, что они совмещают преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность. Конечно, в исследовательских университетах занято значительное число и научно-исследовательского персонала, который не занимается преподаванием, но именно совмещение учебного процесса с научными исследованиями, как на уровне преподавателей, так и на уровне студенчества, и является визитной карточкой американской высшей школы. Студенты обязаны выполнять определенный объём учебно-исследовательской работы, а их преподаватели, в свою очередь, обязаны быть компетентными в области научных исследований. К тому же,

не только преподаватели могут заниматься исследовательской деятельностью, но и научные работники получают возможность вести преподавательскую деятельность. Таким образом, все эти факторы влияют на формирование особенной категории персонала, профессионально занимающейся преподавательской и исследовательской деятельностью.

Соединение науки и образования в единый комплекс дает значительный положительный эффект для высшей школы. Во-первых, это позволяет преподавателям оставаться в курсе последних достижений науки и техники, поддерживать к ним свой интерес, и что наиболее важно, способствовать развитию такого интереса у студентов. Во-вторых, это даёт возможность сближать уровень учебных программ с уровнем научно-технических достижений, что является достаточно актуальной проблемой для мировой высшей школы.

Сегодня система высшего образования как никогда должна следовать в ногу со временем. Но она всегда несколько отстаёт, и чем быстрее прогрессирует наука, тем отставание заметнее. Прежде чем новый материал включается в учебные программы, проходит довольно много времени. В американской высшей школе дело обстоит несколько иначе, здесь временной лаг сведён практически к минимуму. И способствует этому, прежде всего, соединение науки и образования в единую целостную систему Временной разрыв по введению новых знаний и включения их в состав учебных программ, значительно уменьшается, при этом также значительно снижается проблема обучения новым знаниям непосредственно самих преподавателей. Особенно это касается подготовки учёных, исследователей и инженеров. Их обучение осуществляется в высших звеньях американской системы образования - профессиональных и исследовательских школах, т. е. магистратуре и докторантуре. Ориентированные на подготовку научно-технической элиты, они более динамичны с точки зрения восприятия нововведений, систематически работают с новейшей научной информацией, меньше связаны с производственной рутиной и т. д. Но и здесь, если не иметь в виду непосредственных участников создания нововведений, временной разрыв, пусть менее продолжительный, неизбежен.

Американская система вузов достаточно разнородна, и, конечно, в разных учебных заведениях различные условия работы. Преподавателям ведущих частных вузов легче совмещать научную и преподавательскую деятельность, так как эти учебные заведения в силу своей финансовой состоятельности имеют все возможности нанимать требуемое количество преподавателей. Такие вузы могут оптимально распределять между преподавателями учебную нагрузку так, чтобы они могли успешно заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Во второй половине прошлого века, когда Соединённые Штаты взяли курс на развитие научной сферы, частные исследовательские университеты сконцентрировали у себя наиболее квалифицированный профессорско-преподавательский персонал, и в государственных университетах стали вести занятия в основном низкоквалифицированные специалисты. Нагрузка по преподавательской деятельности в частных университетах стала сводиться всего к 6-8 часам в неделю, а в государственных вузах, напротив, стала достаточно большой. В среднем к началу XXI века средняя нагрузка преподавателя, работающего на выпускном уровне в престижных университетах, составляет 6 часов в неделю, что меньше, чем на предвыпускном уровне. В связи с этим современные преподаватели американских государственных учебных заведений тратят на преподавательскую деятельность гораздо больше времени, чем преподаватели частных учебных заведений, которые тратят больше времени на научно-исследовательскую деятельность, что особенно касается преподавателей частных исследовательских университетов. В американской высшей школе сложилась определённая тенденция: чем выше ранг вуза, тем больше времени его преподавательский состав тратит на научно-исследовательскую деятельность.

Преподаватели занимаются научно-исследовательской деятельностью в вузах, в которых преподают, и в других учебных заведениях, а также в прочих неучебных организациях. Согласно данным статистики за 2003 г., преподаватели тратят в среднем 58,2% рабочего времени на преподавание, а 20,0% - на исследования6. Те, кто имеет полную занятость, как правило, ведут преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность в одном вузе и тратят на последнюю гораздо больше времени. Преподаватели, имеющие частичную занятость, тратят на преподавание значительно больше времени, чем на исследовательскую работу. Согласно данным статистики за 1998 г., преподаватели с полной занятостью тратили на преподавательскую деятельность 56,6% рабочего времени и 15,2% на научно-исследовательскую, а с частичной занятостью соответственно 61,7% и 4,8%7.

Научно-исследовательская работа для части высших учебных заведений США является таким же основным видом деятельности как образовательная. Исследовательская деятельность университета создает определенный имидж учебному заведению, который складывается по результатам научно- исследовательской работы. При составлении плана работы университета значительное место отводится фундаментальным и прикладным исследованиям. Исследовательская деятельность вуза предполагает и формирование категории исследовательского персонала, к которому можно отнести, прежде всего, профессоров и ассистентов, не ведущих занятия,

а также вспомогательный персонал, т. е. секретарей, техников, лаборантов. Кроме того, в исследовательской работе принимают участие студенты различных уровней обучения.

Требования к исследовательскому персоналу несколько отличаются от тех, что предъявляют к преподавателям. Каждым исследовательским проектом руководит профессор, а основную работу выполняют ассистенты, которые не занимаются преподавательской деятельностью. Их учебная деятельность заменяется работой над проектом. Исследования поддерживаются с помощью льготных часов, и при этом нагрузка преподавателя, участвующего в них, сокращается до 50%. В случае выполнения исследовательской работы преподавателю могут предоставить творческий отпуск, а в некоторых вузах молодым преподавателям до проведения исследований выделяют финансовые средства. Исследованиями занимаются в основном преподаватели, специализирующиеся в научно-технических областях.

Исследования, как правило, ведутся под руководством одной кафедры, но над некоторыми их видами могут работать и несколько кафедр. При расширении рамок исследований за пределы одной кафедры формируют централизованное руководство проектом. Для проведения работы может быть организован фонд, исследовательский центр или научноисследовательская служба. В обязанности работника, возглавляющего научно-исследовательскую работу, входит, прежде всего, установление связей между агентствами, финансирующими проект, и самим вузом, а также между преподавателями, занятыми в проекте, и руководством университета. Руководитель должен проводить собрания преподавателей, делать заключения по проведённой работе, организовывать конференции и семинары, следить за ходом работы и т. д.

Исследовательская работа, как известно, носит творческий характер, и поэтому зачастую возникают трудности при её проведении и получении результатов. В последнее время итоги работы чаще стали оцениваться по критериям, которые учитывают не только время, потраченное на проведение исследований, но и конечный результат определённых этапов. Особое затруднение вызывает оценка фундаментальных исследований, так как срок подведения итогов составляет примерно от полугода до двух лет. Главным достижением проекта считается публикация результатов в официальной печати, большое значение придается и публичным выступлениям, особенно по приглашению, также имеет значение получение патентов и т. п.8

В настоящее время большое внимание уделяется исследовательской работе по спонсорским заявкам. В основном спонсоры выделяют средства на прикладные исследования: создание приборов, установок, технологий. Спонсорам, заказывающим

исследования, может быть предоставлено право в ограничении публикаций по результатам работы.

По данным Национального научного фонда, в 2006 г. в высших учебных заведениях США работало 274,2 тыс. докторов, специализирующихся в научно-технических областях, из них занималось исследовательской деятельностью 184,4 тысяч. Из их числа 72,1% были заняты преподавательской деятельностью по полной занятости, 11,9% - исследовательской деятельностью по программам после получения докторской степени, 14,8% - работали по прочим позициям. Наибольшее число докторов, работающих в вузах, специализирующихся в научнотехнических областях и занимающихся исследовательской деятельностью, зарегистрировано по таким областям как инженерные науки - 72,3%, компьютерные науки - 69,9% и науки о жизни (медицина, биология и т. п.) - 69,8%9.

Преподаватели американской высшей школы совмещают свою деятельность не только с исследовательской работой. Они также выполняют административные и общественные функции, повышают профессиональную квалификацию, а также ведут консультационную деятельность. На третьем месте по объёму затрачиваемого рабочего времени стоит административная работа. Так, в 2003 г. 47,5% всех преподавателей пребывало в какой-либо должности, а 20,6% - эту должность ожидали10.

Немаловажна для американских преподавателей и консультационная деятельность. В 1960-1970 г. прошлого века университетами США поощрялась работа профессорско-преподавательского состава в качестве научного консультанта в промышленных лабораториях и других исследовательских центрах или в качестве советников правительственных органов. Положение консультанта заставляло следить за последними научными и техническими достижениями, т. е. постоянно совершенствовать свои знания. Но в результате это привело к тому, что вред наносился основной преподавательской деятельности и ведущие университеты стали ограничивать работу «на стороне» до одного дня в неделю. Средние же по уровню вузы не могли себе позволить таких ограничений и обеспечивали учебный процесс за счёт привлечения преподавательского персонала низших рангов: ассистентов, простых преподавателей и лекторов.

Очевидно, что совмещение преподавательской деятельности с научно-исследовательской и консультационной работой играет двоякую роль. С одной стороны, это возможность быть в курсе последних событий в своей области знаний, с другой - это вероятность снижения качества преподавательской деятельности в связи с хроническим недостатком времени. Согласно данным Национального центра по статистике образования США за 1998 г., 73,9% преподавателей полагали, что эффективность преподавательской деятельности должна быть основ-

ным критерием продвижения по карьерной лестнице, 31,7% считали, что таким критерием должна быть исследовательская работа, 46,4% думали, что исследовательская деятельность должна награждаться более, чем преподавательская, 80,6% говорили, что преподавательская нагрузка постоянно растёт, 55,0% отмечали, что по полной занятости работает слишком много преподавательского состава. При этом 79,1% были удовлетворены содержанием аудиторной работы, 53,7% - учебными курсами, только 34,3% - временем, доступным для работы со студентами и 33,3% - временем, доступным для приготовления аудиторной работы, лишь 29,0% - были удовлетворены рабочей нагрузкой, 34,1% - общими преподавательскими обязанностями и лишь 14,6% - работой в целом11.

Опрос преподавателей показывает, что в американской высшей школе не так всё гладко, как кажется на первый взгляд. Слишком низким является процент преподавателей, довольных отдельными составляющими преподавательской деятельности и работой в целом. Из этого опроса также видно, что, по мнению преподавателей, важность исследовательской деятельности преувеличена, что соответственно ведёт к недооценке самой преподавательской деятельности.

Иностранный преподавательский персонал

Особой категорией в американских вузах является иностранный персонал. Ни для кого не секрет, что Соединённые Штаты - мировой лидер по «приобретению мозгов». Американская наука, как никакая другая в мире, зависит от притока зарубежных талантов. Политика по привлечению иностранных научных работников была разработана и одобрена федеральным правительством США ещё в середине прошлого века, когда страна взяла прямой курс на развитие научной сферы. Бурное развитие науки стало приводить к дефициту научных работников. Поэтому правительство было вынуждено разработать определённые меры, направленные на привлечение иностранной рабочей силы. При этом суть государственной политики заключалась в том, чтобы привлекать не только работников, но студентов на любых уровнях обучения, которые в дальнейшем станут работать на территории Соединённых Штатов.

Во второй половине прошлого века в динамике численности американских научно-технических специалистов наблюдались две основные волны роста. Первая началась в конце 1950-х годов и продолжалась до конца 1960-х. Рост числа научно-технических работников был ответом на «холодную войну» и широкие космические исследования, охватившие в тот период мировую науку, а настоящий научный бум начался после запуска советского спутника в 1957 г. Первая волна отличалась сильной федеральной поддержкой физических и инженерных наук, как

в сфере научных исследований, так и в сфере высшего образования. Учебные программы поддерживались государственными структурами - Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), Министерством обороны, Министерством энергетики. Осуществление федеральных программ и масштабные государственные ассигнования резко повысили спрос на учёных, что способствовало увеличению числа иностранных работников и студентов. Вторая волна началась в конце 1980-х годов и продолжалась до конца 1990-х годов. Она отличалась федеральной поддержкой только научных исследований, но в результате также наблюдался рост численности докторантов, правда, только по определённым областям знаний и в определённые периоды. Например, в начале 1990-х годов началась федеральная поддержка программ в области биологических наук, что привело к росту численности студентов этой специализации, включая и иностранных студентов. Если первая волна вызвала рост доли научно-технических степеней по всем уровням, то вторая - только по докторской степени.

Начало XXI века отмечено снижением активности на рынке научных работников. В конце первого срока президентства Дж. Буша-мл. в связи с экономическими проблемами наблюдалось снижение федерального финансирования научных программ, а также уменьшение частных ассигнований, направленных на научные исследования и разработки. В результате некоторые крупные корпорации (например «Моторола») стали сокращать штат научных работников, а многие государственные университеты приостановили наём профессорско-преподавательского состава. Специалисты полагают, что если в ближайшие годы не произойдут перемены, американскую науку ожидают трудные времена. Прирост вакансий будет происходить, по-видимому, только в областях, напрямую связанных с национальной обороной и антитеррористической деятельностью, а по всем прочим будут наблюдаться сокращения штатов.

В конце прошлого века процесс «приобретения мозгов» получил дополнительное распространение через интернационализацию научной и образовательной сферы. В современном мире международные контакты учёных различных стран стали обычной частью научной жизни, и их перемещение сегодня больше всего зависит от степени развития научной области, в которой они работают. Наука как инструмент распространения знаний и идей требует личных контактов учёных, поэтому их физическая мобильность необходима. При этом множество учебных заведений США проводят специальную политику интернационализации высшей школы в том, что касается обмена преподавательским составом. Например, в Нью-Йоркском университете действует программа формирования «глобального

преподавательского состава», в соответствии с которой учёные из вузов - партнёров по всему миру регулярно приезжают в этот университет для преподавательской и исследовательской деятельности.

Серьёзная проблема высшей школы США заключается в недостатке преподавателей по научно-техническим дисциплинам, что также приводит к активному привлечению в университеты высококвалифицированных кадров из-за рубежа. К концу прошлого века иностранцы среди преподавательского состава составляли пятую часть, а по отдельным областям знаний

показатели были ещё выше. Так, иностранные преподаватели по инженерным наукам составляли третью часть, а в математике и компьютерных науках - четвёртую. Основными регионами происхождения иностранных преподавателей являются Индия, Китай, Великобритания. В конце 1990-х годов почти треть иностранных преподавателей была индийского происхождения, пятая часть - китайского, и шестая была из Великобритании12. Занимаются преподавательской деятельностью в вузах США также многие представители Тайваня, Германии, Южной Кореи, Греции и Японии.

Таблица 7

Распределение численности преподавательского персонала американских вузов (полная занятость)

по преподавательской нагрузке, 2003 г.

Распределение времени Всего, %

Численность преподавателей, занятых по количеству учебных часов в неделю 100,0

Менее 4,0 30,3

От 4,0 до 5,9 5,8

От 6,0 до 7,9 13,8

От 8,0 до 9,9 12,5

От 10,0 до 14,9 18,2

15,0 и более 19,4

Численность преподавателей по распределению кредитных часов 100,0

Менее 4,0 31,8

От 4,0 до 5,9 6,6

От 6,0 до 7,9 15,0

От 8,0 до 9,9 14,8

От 10,0 до 14,9 20,2

15,0 и более 11,6

Численность преподавателей по количеству контактных часов, умноженных на число обучаемых студентов, в неделю 100,0

Менее 50 человек 24,2

От 50 до 99 человек 5,3

От 100 до 199 человек 7,1

От 200 до 349 человек 9,0

От 350 до 499 человек 7,7

500 человек и более 46,8

Численность преподавателей по общему количеству проводимых ими курсов 100,0

Один 23,3

Два 33,4

Три 24,3

Четыре 12,2

Пять и более 6,7

Digest of Education Statistics, Wash., 2007, table 240.

Таблица 8

Иностранцы, получившие докторские степени, 1985 по 2005 г.

Области знаний Всего человек Азия Европа Северная Америка

Все области знаний 199 692 153 117 32 974 13 601

Научно-технические области 165 372 130 426 25 465 9 481

Инженерные области 54 940 48 166 5 189 1 585

Научные области 110 432 82 260 20 276 7 896

Сельское хозяйство 6 843 5 313 734 796

Биологические науки 26 451 20 973 3 655 1 823

Компьютерные науки 7 345 5 850 1 233 262

Науки о земле, атмосфере и океане 4 289 2 947 982 360

Математика 9 310 6 236 2 591 483

Медицинские науки 5 170 4 026 578 566

Физические науки 25 989 19 735 5 216 1 038

Психология 3 839 2 005 969 865

Социальные науки 21 196 15 175 4 318 1 703

Не научно-технические области 34 320 22 691 7 509 4 120

Science and Engineering Indicators, 2007. Wash., tables 2-9, 2-10.

Процесс интернационализации высшего образования, захлестнувший мировую высшую школу в 90-е годы прошлого века, в Соединённых Штатах получил наибольшее развитие. Сегодня, в начале XXI века, США - мировой лидер по обучению иностранных студентов. С 1976 по 2005 г. доля иностранных студентов выросла с 2,0, до 3,3%13. Там обучаются студенты со всего мира, причём более половины прибывает на учёбу из Азии. Иностранцы, получающие высшее образование в США, имеют достаточно высокие показатели по научно-техническим степеням. Вторая волна, связанная с ростом числа научно-технических специалистов, отличалась именно большим количеством среди них иностранцев, прибывших на обучение в Соединённые Штаты.

Иностранные студенты в основном прибывают из Индии, Китая, Северной Кореи и Тайваня. Так, среди иностранных студентов, обучавшихся в 2007 г. в американских вузах, 22,4% было из Индии, 18,3% -из Китая, 10,1% - из Северной Кореи и 7,2% - из Тайваня. Иностранцы чаще обучаются на уровнях постбакалавриата, а именно на уровне магистратуры, и чаще - в научно-технических областях. Так, на уровне магистратуры в 2005 г. число иностранных студентов составляло 12,8%, а по научно-техническим областям - 27,9%. По докторантуре соответственно 5,9% и 5,2%. На уровне бакалавриата показатели гораздо ниже14.

Студенты докторантуры представляют собой наиболее важный контингент, так как именно они

становятся преподавателями и ассистентами. Основная часть докторантов также прибывает из Китая, Тайваня, Индии и Южной Кореи. С 1985 по 2005 г. 22,0% всех иностранных докторантов прибыло из Китая, 10,1% - из Тайваня, 10,0% - из Индии и 9,9% - из Южной Кореи15.

Таким образом, видно, что основная часть иностранного персонала высших учебных заведений США это представители Азии. Из всех иностранцев, получивших докторские степени с 1985 по 2005 г., 76,7% прибыло из Азии, 16,5% - из Европы и 6,8% из Северной Америки. При этом представители различных стран предпочитают различные области обучения. Азиаты прежде всего, выбирают инженерные области, европейцы -область математики, а североамериканцы - психологию.

В Соединённых Штатах ведётся статистический учёт иностранцев, получивших докторскую степень в американских вузах и планирующих остаться там на работу. Так, согласно данным Национального научного фонда, за последнее десятилетие прошлого века значительно выросло количество иностранцев, получивших докторскую степень и планирующих остаться в США. Например, доля таких иностранцев в 1990 г. составляла 45,1%, а с 2002 по 2005 г. она уже значительно выросла и составила 73,8%. Особенно это коснулось представителей таких стран, как Китай, Индия, Иран, Великобритания и Нигерия. По тем же статистическим данным, планировали остаться в США

91,6% китайцев, 88,2% индийцев, 88,7% иранцев, 88,3% нигерийцев и 78,8% англичан16.

Итак, среди преподавателей высших учебных заведений США очень часто встречаются иностранные граждане, что также можно назвать отличительной особенностью профессорско-преподавательского состава. В 2005 г. среди преподавателей с полной занятостью иностранцы составляли 4,2%. Из них 39,8% были ассистентами преподавателей; 35,3% -прочим преподавательским персоналом; 7,9% -доцентами; 7,0% - преподавателями; 4,9% - профессорами и 5,0% - лекторами. Иностранцы работают в высших учебных заведениях США не только в качестве преподавателей, они заняты во всех категориях персонала. В 2005 г. численность иностранного персонала высших учебных заведений США составляла 4,5%. Из них 56,9% всего иностранного персонала составляли ассистенты; 23,0% - преподаватели; 13,8% работало в качестве прочего профессионального персонала, 5,7% - как непрофессиональный персонал и 0,6% как руководящий и административный персонал. Таким образом, наглядно видно, что иностранные граждане наиболее часто используются американской высшей школой в качестве различного рода ассистентов.

***

Итак, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений США является одним из наиболее квалифицированных в мире, особенно это относится к преподавателям исследовательских университетов, в которых сосредоточена большая часть всех американских исследований и разработок.

Деятельность профессорско-преподавательского коллектива американских вузов отличается высокой мобильностью как внутри системы высших

учебных заведений, так и в международном масштабе. Значительную роль здесь играет не только высокий уровень интернационализации образовательной сферы, но и в целом области науки.

Состав персонала американской высшей школы отличается значительной долей ассистентов иностранного происхождения. Доля иностранцев, получивших докторскую степень в американских вузах и планирующих остаться на территории Соединённых Штатов, неуклонно растёт. Особенно это касается представителей Китая, Индии и Ирана.

Примечания

1 Digest of Education Statistics, Wash., 2007, tables 177, 233.

2 Ibid., table 233.

3 Ibid., table 247.

4 National Study of Postsecondary Faculty 2004. Wash., 2005, table 6.

5 Бадарч Д. Высшее образование США. - М., 2001. - С. 85-86.

6 Digest of Education Statistics., table 240.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Distance Education Instruction by Postsecondary Faculty and Staff: Fall 1998. P. 48. - URL: http:// www.nces.ed.gov/.

s Бадарч Д. Ук. соч. - С. 98-102.

9 Science and Engineering Indicators, 2008, tables 5-12, 5-15.

10 National Study of Postsecondary Faculty 2004. Wash., 2005, table 6.

11 Distance Education Instruction by Postsecondary Faculty and Staff: Fall 1998. P. 53. - URL: http:// www.nces.ed.gov.

12 Science and Engineering Indicators, 2000, pp. A-281 -A-283, tables 4-46, 4-48 (http: www.nsf.gov/).

13 Digest of Education Statistics.., table 217.

1 4 Science and Engineering Indicators, 2008, tables 2-26, 2-28, 2-30, 2-32.

15 Ibid., 2007, table 2-8.

16 Ibid., 2006, table 2-33; 2008, table 2-33.

Kaverina E. Yu.

HUMAN RESOURCE CAPACITY OF AMERICAN UNIVERSITIES

The effectiveness of higher education is directly dependent on the quantity and quality of the teaching staff, as well as all other employees. Staff of American universities have a number of features that reflect the specificity and level of development of higher education, as well as most of American society. U.S. institutions of higher education is not only educational institutions, leading to some exercises and research activities. The functioning of American universities as research centers determines the specificity of their home faculty. A distinctive feature of higher education institutions can also be called and what part of the teachers is of foreign origin. The policy of "brain gain " is developed by the U.S. government has long been quite successful, and high school is one of the most attractive areas for foreign specialists.

Keywords: higher education, American universities, human resource capacity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.