Научная статья на тему 'Состояние профессорско-преподавательского состава вузов СССР после Великой отечественой войны'

Состояние профессорско-преподавательского состава вузов СССР после Великой отечественой войны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
916
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ ВУЗОВ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ СССР / FACULTY / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / HISTORICAL EDUCATION / HISTORY OF THE USSR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорошенкова Анна Валерьевна

Дан анализ структуры и деятельности профессорско-преподавательского состава советских вузов в послевоенный период. Выявлены тенденции и противоречия государственной политики СССР по подготовке кадров для высшей школы в данный период. Рассмотрена деятельность вузов по защите кандидатских и докторских диссертаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хорошенкова Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITIES TEACHING STAFF IN THE USSR AFTER WORLD WAR II

The article analyzes the structure and activities of the faculty of Soviet universities in the post-war period. There were identified the trends and contradictions of the public policy of the USSR in respect of training high-school teachers during this period. The author examined the activities of higher educational institutions in regard to the defense of theses.

Текст научной работы на тему «Состояние профессорско-преподавательского состава вузов СССР после Великой отечественой войны»

вания, обеспечивающих формирование социальных норм толерантности и доверия как условия диалога культур в многонациональном российском обществе [1].

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования [Электронный ресурс].

URL: http: //www.firo .ru/wp-content/uploads/2011/06/Стратегия-и-методология-социокультурной модернизации-образования-с-приложениями.doc

2. Ежкова Н.С., Филатова М.В. Поликультурное образование детей дошкольного возраста: аксиологический аспект. Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2011. 101 с.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года. http: //sinncom.ru/content/reforma/index5 .htm

4. Филатова М.В. Приоритетность поликультурного образования в Западной Европе/ Социально экономическая эффективность результатов исследований молодых ученых в области образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тула: ТГПУ им. Л Н. Толстого, 2010. 399 с.

5. American Association of Colleges for Teacher Education. No one model American// Washington, DC, 1973.

6. Banks, J.A. Approaches to multicultural curriculum reform/ J.A. Banks, & C.A.M. Banks (Eds.), Multicultural education: Issues and perspectives. Boston: Allyn & Bacon, 2001. P.225-246.

Филатова Мария Вячеславовна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.

MULTICULTURAL EDUCATION AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF

MODERN PRESCHOOLERS

M.V. Filatova

Пе article reviews the content-related features of multicultural education as a factor of socialization of modern preschoolers, and describes the main objectives of multicultural education.

Key words: multicultural education, values.

Maria V. Filatova, candidate of pedagogical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University.

СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО

СОСТАВА ВУЗОВ СССР ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕНОЙ ВОЙНЫ

А. В. Хорошенкова

Дан анализ структуры и деятельности профессорско-преподавательского состава советских вузов в послевоенный период. Выявлены тенденции и противоречия государственной политики СССР по подготовке кадров для высшей школы в данный период. Рассмотрена деятельность вузов по защите кандидатских и докторских диссертаций.

Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав вузов, высшие учебные заведения, историческое образование, история СССР.

Качество подготовки специалистов в высшей и средней школах в значительной мере зависит от профессорско-преподавательских кадров.

В СССР после Великой Отечественной Войны начальный кадровый отбор происходил уже на уровне среднего образования. Созданные во время войны суворовские и нахимовские училища были начальным этапом в формировании военной элиты. В каждом крупном городе имелись школы с сильным преподавательским составом, куда зачислялись после экзаменов сильные школьники (а также дети высокопоставленных деятелей в этой местности) [2].

Для повышения уровня образования работников партийного и государственного аппарата (которые были нераздельны) почти сразу после войны были созданы в центре и регионах партийные школы, приравнивавшиеся к высшим учебным заведениям с повышенными стипендиями для учащихся и оплатой труда для преподавателей, комфортабельными общежитиями с целью привлечения туда лучших преподавателей. Такого же типа была и Академия общественных наук, созданная тогда же для подготовки идеологических работников и ученых в области общественных наук. Для подготовки дипломатических работников и работников в области внешнеэкономических связей были созданы Дипломатическая академия, Московский государственный институт международных отношений и Академия внешней торговли. В них тоже привлекались лучшие преподавательские кадры, в том числе преимущественно на первые роли из ученых дореволюционного поколения [2].

Наконец, ярчайшим проявлением данной политики явилось строительство нового здания Московского государственного университета. В беседах с Ю. Ждановым Сталин, весьма низко оценивая уровень советской науки, связывал перспективы ее расцвета с концентрацией ее

именно в университетах, которые, по его мысли, снова должны были стать центрами науки.

Одной из ключевых проблем в работе высших учебных заведений после войны была катастрофическая нехватка профессорско-

преподавательских кадров. Во многом такая ситуация объяснялась последствиями войны: многие преподаватели погибли в боях, плену или оккупации.

Руководство страны было всерьез обеспокоено сложившейся проблемой. В приказе Наркомпроса от 28 мая 1945 г. об обеспечении вузов кадрами констатируется, что «по многим вузам имеется значительное количество вакантных мест заведующих кафедрами. Слабо используется метод конкурсов на замещение вакантных должностей, не созданы условия для учебной и научной деятельности» [5].

В приказе Наркомпроса руководству вузов предписывалось в кратчайшие сроки произвести учет бывших научных работников. Списки работников по специальностям представить в НКВД; обеспечить условия для научной деятельности преподавателей (командировки, межбиблиотечный каталог). Этой же цели - удержать преподавателей в вузе и обеспечить им условия для научной деятельности - служил приказ Наркомпроса от 18 апреля 1945 г., который требовал «освободить от призыва в Красную Армию студентов, преподавателей, научных сотрудников, лаборантов» и др. Пополнение и улучшение состава преподавателей шло через систему конкурсов и повышение квалификации, а также через аспирантуру.

Помимо этого предусматривались и серьёзные материальные стимулы для преподавателей вузов. В начале 1946 г. оклады преподавателей вузов были повышены в несколько раз и они стали одними из самых высоких в стране, далеко превосходя средний уровень заработной платы. Были значительно подняты стипендии студентам и аспирантам. Аспиранты в конце 1940-х годов получали стипендию на уровне средней заработной платы в стране.

В противовес с этими беспрецедентными мерами по подъему высшего образования в очередной раз после небольшой военной и послевоенной оттепели с 1948 г. возобновились идеологические компании в различных областях общественных науки и биологии, жертвами стали тысячи ученых, в том числе и преподавателей вузов. Только в 1951 г. они были остановлены, но оставшееся до смерти Сталина время было слишком малым, чтобы возместить ущерб от этих кампаний. Еще одним ударом по высшей школе стала начавшаяся еще во время войны дискриминация при приеме в наиболее престижные вузы в отношении евреев, что лишило эти вузы многих способных студентов [5].

В 1947 г. Секретарю ЦК ВКП(б) Г.М.Маленкову было направлено письмо руководителей высшей школы, в котором указывалось на необходимость широкой подготовки специалистов по разным специальностям.

Отмечалось, что в высших учебных заведениях не хватает: математиков -237, физиков - 288, химиков - 307, специалистов общественных наук - 517 человек.

Особенно остро стоял вопрос о преподавателях с учеными степенями - докторах и кандидатах наук. Таким образом, преподавателей катастрофически не хватало, более всего в дипломированных специалистах нуждались кафедры общественных наук.

Демобилизация части преподавателей из армии и расширение подготовки аспирантов дали возможность в короткий срок после войны полностью восстановить довоенную численность профессорско-преподавательского состава.

В 1947/48 учебном году количество профессоров и преподавателей высших учебных заведений возросло до 67,3 тыс., значительно превысив довоенный уровень. Больше всего их работало в университетах и педагогических институтах (32,5 %). На втором месте по численности профессорско-преподавательского состава находились промышленные вузы, на третьем — медицинские и т. д.

По данным обследования, проведенного в 1947 г., в вузах СССР работало 5370 профессоров, 13 860 доцентов и 47 870 преподавателей, не имевших ученого звания [1].

Сравнительно мало было молодых ученых (около одной десятой всего профессорско-преподавательского состава). Лишь по филологическим наукам молодежь в возрасте до 30 лет составляла 16,6 %. Многие профессора имели преклонный возраст.

В контексте вышесказанного обратимся к анализу высшего образования в СССР. 1950-е годы, видимо, явились, как и в других областях, лучшим периодом в его развитии. Существовали десятки высококачественных вузов в различных областях естественных науки и техники, в которых училась талантливая и хорошо подготовленная в школах молодежь и преподавали хорошо обученные в 1920-е годы профессора.

Намного хуже по-прежнему обстояло дело с гуманитарным высшим образованием. Оно было намного менее престижным и в гуманитарные вузы шли гораздо хуже подготовленные и менее талантливые студенты (конкурс в них был намного ниже).

Даже в этот наиболее благоприятный период в высшей школе видны были источники будущей ее деградации как общественного института: снижение общего уровня преподавательского состава после ухода старшего поколения, отсутствие серьезного и глубокого обсуждения общетеоретических вопросов. Наиболее очевидно это было в отношении уровня научной работы. Увеличение числа защит диссертаций сопровождалось явным ухудшением их качества, особенно при защите докторских диссертаций.

На XIX съезде КПСС было указано, что 50 % преподавателей кафедр общественных наук не имеют учёной степени. По всей стране заведующих кафедрами, имеющих учёную степень доктора наук, - только 13 человек. С 1942 по 1948 гг. в институте истории АН СССР обучалось 80 докторантов. Из них защитили докторские диссертации только 20 человек, по советскому периоду - лишь 2 человека. Таким образом, докторов исторических наук, занимающихся изучением истории советского периода, в стране было крайне мало. В МГУ на 3 кафедрах марксизма-ленинизма на 100 преподавателей было только 2 доктора наук. Возможно, такое положение дел было вызвано, отчасти, и материальными проблемами. Так, за руководство докторантом руководитель получал 1200 рублей в год, в то время как за работу с аспирантом - 15000 рублей в год [4].

В 1947 г. в вузах СССР работало 67 280 преподавателей. В их числе было всего 4112 докторов наук и 15 814 кандидатов наук. Как видно, лица, имеющие ученую степень, составляли в тот период меньше одной трети общего количества научно-педагогических кадров.

Такой уровень научной квалификации преподавателей (хотя и возросший по сравнению с довоенным периодом) уже не соответствовал научному и техническому прогрессу народного хозяйства страны, в известной мере тормозил повышение качества подготовки специалистов в вузах, сдерживал размах научных исследований.

Потребовались большие усилия всего коллектива высшей школы, чтобы улучшить подготовку научных кадров. Были значительно расширены масштабы подготовки научно-педагогических работников в аспирантуре.

Уже в первое послевоенное пятилетие из аспирантуры было выпущено 16,3 тыс. чел. Исключительно важную роль в подготовке научнопедагогических кадров самой высокой квалификации — докторов наук — имело постановление Совета Министров СССР от 4 ноября 1947 г. «О подготовке научных кадров высшей квалификации», а также последующие постановления правительства, разрешившие прикомандирование научных работников высших учебных заведений к крупнейшим вузам и научным учреждениям для завершения работы над докторскими диссертациями по наиболее дефицитным специальностям, таким, как радиофизика, электроника, энергетика, геология, геофизика, геохимия, механизация и электрификация сельского хозяйства и т. п.

Подготовка научных кадров по многим из этих отраслей знания осуществлялась главным образом в университетах, в которых были сосредоточены наиболее крупные научные силы.

Определенную положительную роль сыграл институт докторантуры; значительно выросла и аспирантура в научно-исследовательских учреждениях.

Большое значение имели созданные в 1949 г. при Московском, Ленинградском и Киевском университетах институты повышения квалификации преподавателей марксизма-ленинизма; в 1955 г. эти институты были реорганизованы в институты повышения квалификации преподавателей общественных наук.

Принятые меры по обеспечению высших учебных заведений преподавательскими кадрами не замедлили сказаться.

В 1950 г. научно-педагогический персонал высших учебных заведений составил 76,5 тыс. чел. против 61, 3 тыс. в 1940 г. К этому времени в высших учебных заведениях работало уже около 5 тыс. докторов наук.

Начало заметной деградации высшего образования после взлета 1950-х годов очень точно зафиксировал выдающийся публицист Анатолий Аграновский. Он связывал эту начавшуюся деградацию преимущественно с чрезмерным ростом количества студентов в вузах. Действительно, прием в вузы между 1950 и 1960 гг. вырос с 349 тыс. чел. до 593, или на 70 %, в том числе на дневное обучение - на 13 %, вечернее - в 8,5 раз, заочное - в 2,3 раза. Если в 1950 г. принятые на вечернее и заочное образование составляли 34 % от всех абитуриентов, то в 1960 г. - уже 56 %. Качество вечернего и тем боле заочного (его уже тогда называли «заушным») обучения в вузах было намного ниже, чем дневного, и увеличение его доли диктовалось преимущественно финансовыми соображениями, т. к. он обходилось государству намного дешевле. Для обучения выросшего количества студентов просто не хватало талантливых преподавателей, приходилось брать и посредственных.

Значительная часть преподавательских и научных кадров готовилась через аспирантуру. За годы войны произошли значительные изменения в распределении аспирантов по отраслям народного хозяйства. В 1945 г. около половины всех аспирантов специализировались в области технических наук. Резко снизилось по сравнению с довоенным временем число аспирантов в системе здравоохранения. Значительно отставало также развитие аспирантуры по физико-математическим наукам.

В послевоенный период наука интенсивно проникала во все отрасли народного хозяйства. Гигантские перспективы открылись для технического прогресса в связи с достижениями в области физики, химии, геологии и технических наук. Все это требовало непрерывного пополнения рядов научных работников.

Особенно ускорились темпы подготовки научно-педагогических и научных кадров в годы пятой пятилетки. К концу 1955 г. общее количество аспирантов в СССР выросло до 29,4 тыс. против 21,9 тыс. в 1950 г., в том числе по высшим учебным заведениям — соответственно до 16,8 тыс. против 12,5 тыс. Дальнейшее развитие получила заочная аспирантура. Количество аспирантов-заочников увеличилось с 3,8 тыс. в 1950 г. до 8

тыс. в 1955 г.

Ведущим продолжало оставаться развитие физико-математических наук. Только за 1956 г. в системе Академии наук СССР было организовано 11 новых институтов, среди них институты физики земли, физики атмосферы, прикладной физики. В составе Сибирского отделения было создано пять институтов физико-математического профиля. Дальнейшее развитие получило высшее техническое образование. Все это вызвало изменения в подготовке научных кадров через аспирантуру. Так, количество аспирантов по техническим наукам в вузах и научных учреждениях страны увеличилось с 5809 в 1950 г. до 8890 на 1 января 1959 г. и составило 38,5 % численности всех аспирантов, по физико-математическим наукам — соответственно с 972 до 2704 человек. Однако, несмотря на это, потребность в специалистах данного профиля все еще не удовлетворялась полностью.

В то же время по ряду специальностей количество аспирантов сократилось. Так, по историческим и философским специальностям их число на 1 января 1959 г. составляло 1013 человек вместо 2607 в 1950 г.; по юридическим - соответственно 194 вместо 748; по педагогическим - 440 вместо 862; по искусствоведению - 358 вместо 459 человек. Количество аспирантов по сельскохозяйственным и ветеринарным специальностям сократилось с 2165 в 1950 г. до 1633 человек на 1 января 1959 г.; по биологическим - соответственно с 1247 до 1053; по химическим - с 1319 до 1186 человек и т.д. Ряд авторов сделали попытку объяснить сокращение количества аспирантов снижением спроса на этих специалистов [1].

После окончания войны была предпринята попытка восставить аспирантскую подготовку научно-педагогических кадров. Постановление ЦК ВКП(б) «О подготовке научно-педагогических кадров через аспирантуру»

1947 г. и последовавшее за ним постановление 1949 г. определяло ряд мер, призванных улучшить и ускорить процесс подготовки научноисследовательских работ. В постановлении, в частности, отмечалось, что крайне неудовлетворительно организована учебная и научная работа аспирантов. Научное руководство аспирантами поручается недостаточно квалифицированным преподавателям. Ученые советы высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, заведующие кафедрами и научные руководители относятся формально к составлению и утверждению индивидуальных планов работы аспирантов [6].

В связи с этим на министерства возлагалась обязанность обеспечить тщательный отбор диссертационных тем, запрещалось руководство одному ученому более 5-6 аспирантами; вводилась ежегодная аттестация аспирантов и педагогическая практика; устанавливалось персональное распределение оканчивающих аспиранту. Кроме того, преподавателям вузов разрешалось прикрепляться на три года к кафедрам ведущих университетов и пединститутов для сдачи кандидатских экзаменов и защиты диссертации без отрыва от производства.

22 мая 1948 г. Совет Министров СССР принял постановление «О подготовке научно-педагогических и научных кадров через аспирантуру», разрешавшее осуществлять подготовку научно-педагогических работников для вузов путем прикомандирования преподавателей высших учебных заведений и учителей школ, не имевших ученых степеней, но работавших над диссертациями, на срок до одного года к вузам и научноисследовательским учреждениям для написания и защиты кандидатских диссертаций. За лицами, зачисленными в годичную аспирантуру, сохранялись заработная плата и штатная должность. Это позволило значительно расширить подготовку научно-педагогических кадров.

В соответствии с этим постановлением Министерство высшего образования СССР подготовило «Положение об аспирантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях», которое было утверждено Советом Министров СССР 17 ноября 1950 г. В отличие от положения 1939 г. это новое положение являлось единым для очной и заочной аспирантуры. Оно распространялось на все вузы и научноисследовательские учреждения независимо от их ведомственной принадлежности. В положении имелся специальный раздел «Прикомандирование в аспирантуру» и были более четко определены основные требования к научной и педагогической подготовке аспирантов.

К концу 40-х годов все еще ощущалась нехватка преподавателей, особенно по общественным наукам. В 1949 г. Министерство высшего образования СССР создало институты повышения квалификации преподавателей общественных наук при Московском, Ленинградском и Киевском государственных университетах, а также годичные курсы по подготовке преподавателей истории партии, политической экономии и философии при Московском, Ленинградском, Киевском, Среднеазиатском, Казанском и Уральском университетах. С 1949 по 1956 гг. только из вузов Министерства высшего образования СССР в годичную аспирантуру для повышения научно-педагогической квалификации было прикомандировано свыше 1900 человек. Кроме того, министерства просвещения союзных республик ежегодно прикомандировывали в аспирантуру на срок до одного года 200—225 ассистентов, преподавателей педагогических институтов и учителей школ для завершения работы над диссертациями на соискание ученой степени кандидата наук.

Значительная часть прикомандированных в течение года завершала и защищала диссертации. Из 208 человек, прикомандированных в 1948— 1949 гг., 104 защитили и 62 подготовили диссертации к защите. Из 196 человек, прикомандированных в 1950 г., 64 защитили и 99 подготовили диссертации к защите.

В послевоенный период получила распространение подготовка научных работников вне аспирантуры. Для сдачи кандидатских экзаменов и написания диссертационных работ соискателей прикрепляли к высшим

учебным заведениям. Это при минимальных государственных расходах позволило пополнить состав научно-педагогических кадров вузов и научных учреждений людьми, имевшими опыт практической работы.

Больше половины лиц, получивших ученую степень кандидата наук, закончили аспирантуру. Это соотношение по отдельным отраслям знаний в 1951-1953 гг. выглядело следующим образом: по физикоматематическим наукам - 57 %, по химическим наукам - 56, по техническим наукам 52, по сельскохозяйственным 50, по биологическим - 48, по историческим - 57 % и т.д. [6].

Однако в работе по подготовке научных кадров имелись существенные недостатки. Ряд исследований проводился в отрыве от практики. Многие кандидаты наук, окончившие аспирантуру, были слабо подготовлены к самостоятельной исследовательской и педагогической работе.

20 августа 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению подготовки и аттестации научных и педагогических кадров». В соответствии с ним в аспирантуру по всем специальностям, имеющим прикладной характер, стали приниматься преимущественно люди со стажем практической работы не менее двух лет и проявившие способности к научной деятельности по теоретическим специальностям, допускался прием в аспирантуру непосредственно после окончания вуза. В целях улучшения качества научных работ защита диссертаций допускалась только после опубликования ее основных положений в виде статей или монографий. Повысились требования ученых советов институтов и ВАК, присуждающих ученые степени. Постановление имело важное значение для повышения качества подготовки научных кадров и улучшения научно-исследовательской работы в вузах. В этом же постановлении был рассмотрен вопрос о подготовке научных кадров высшей квалификации [2].

В целях увеличения количества докторов наук после войны временно было разрешено прикомандировать научных работников наиболее дефицитных специальностей к крупнейшим вузам и научным учреждениям страны для завершения работы над докторскими диссертациями. За докторантами были сохранены оклады по занимаемым должностям на весь срок прикомандирования, но не свыше двух лет, выделялись научные консультанты из числа крупнейших ученых страны и т. д.

По неполным данным Министерства высшего образования СССР, с

1948 по 1956 гг. к докторантуре было прикомандировано свыше 1 тыс. человек. Однако эта форма подготовки докторов наук не всегда оправдывала себя. Значительная часть докторантов в силу ряда причин не написала диссертаций не только в установленный двухлетний срок, но и в течение длительного времени.

Исходя из этого, ЦК КПСС и Совет Министров СССР в постановлении от 20 августа 1956 г. признали нецелесообразным дальнейшее суще-

ствование докторантуры в указанной форме как не отвечавшей современным требованиям. В постановлении указывалось, что повышение квалификации научных работников и подготовка докторских диссертаций должны являться результатом активного участия в научноисследовательской работе в высших учебных заведениях, научных учреждениях и на сельскохозяйственных предприятиях. Научным работникам, успешно сочетавшим производственную или педагогическую деятельность с научной деятельностью, было разрешено предоставлять шестимесячные творческие отпуска для завершения докторских диссертаций с сохранением заработной платы по месту основной работы.

Повысилась научная квалификация преподавательского состава вузов.

Многие из крупнейших советских ученых преподавали в высших учебных заведениях. Среди них академики и члены-корреспонденты АН СССР: математики А. Н. Колмогоров, И. М. Виноградов, И. Г. Петровский; химики Н. Д. Зелинский, А. Н. Несмеянов, Н. Н. Семенов; физики И. Е. Тамм, Л. Д. Ландау; геолог А. М. Терпигорев; физиолог Л. А. Орбели; хирург А. Н. Бакулев; филологи В. А. Виноградов и Р. И. Аванесов; экономисты В. С. Немчинов, К. В. Островитянов и С. Г. Струмилин; историки Б. Д. Греков, Е. А. Косминский, С. В. Бахрушин, М. Н. Тихомиров и А. М. Панкратова. Широкую известность и высокую оценку получила в послевоенные годы научно-педагогическая деятельность в институтах железнодорожного транспорта В. Н. Образцова и С. П. Сыромятникова, в сельскохозяйственных учебных заведениях — И. В. Якушкина и Е. Ф. Лискуна.

Педагогами в художественных вузах работали И. И. Бродский, Б. В. Иогансон, М. Г. Манизер, Н. В. Томский, П. П. Соколов-Скаля. В театральных вузах страны вели преподавательскую работу В. Н. Пашенная, М.

Н. Кедров, В. О. Топорков, Н. А. Анненков и др.

Однако, несмотря на возросшее число и некоторое улучшение подготовки преподавательского состава вузов, к концу 1958 г. ощущалась нехватка высококвалифицированных научных работников. В 1958 г. доктора наук составляли всего 3,6 % вместо 5,1 % в 1950 г. и 4,2 % в 1955 г., профессора — 3,3 % вместо 5,5 % в 1950г. и 4 % в 1955 г., доценты—11,5 % вместо 13,4 % в 1950 г. и 12,8 % в 1955г. Подготовка научнопреподавательских кадров, особенно высшей квалификации, отставала от темпов развития высшей школы.

За 1956—1958 гг. сократилась подготовка и кандидатов наук. В 1955 г. было защищено 11800 кандидатских диссертаций, в 1956 г. — 7800 и в 1957 г. — только 3500 [6].

В вузах восточных районов страны только одна треть штатных научно-педагогических работников имела ученые степени и звания.

Сокращение удельного веса научных работников и преподавателей высшей квалификации и их неравномерное распределение по вузам отрицательно сказались на качестве подготовки специалистов.

Список литературы

1. Галкин К. Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР. М.: Советская наука, 1958. 176 с.

2. Жуков В. И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М.: Маркетинг, 2001. 843 с.

3. Кононенко В. М.. Высшая школа Юга России (20-90-е годы XX века). Ставрополь: Базис, 2005. 332 с.

4. РГАНИ Ф.5. Оп.17. Д. 469. Л.1-2.

5. Синецкий А. Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы СССР. М.: Советская наука, 1950. 234 с.

6. Чуткерашвили Е. В. Развитие высшего образования в СССР. М.: Высшая школа, 1961. 238 с.

Хорошенкова Анна Валерьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Волгоград, Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

UNIVERSITIES TEACHING STAFF IN THE USSR AFTER WORLD WAR II

A. V. Khoroshenkova

The article analyzes the structure and activities of the faculty of Soviet universities in the post-war period. There were identified the trends and contradictions of the public policy of the USSR in respect of training high-school teachers during this period. The author examined the activities of higher educational institutions in regard to the defense of theses.

Key words: faculty, higher educational institutions, historical education, history of the USSR.

Khoroshenkova Anna Valerievna, candidate of pedagogical science, docent, [email protected], Russia, Volgograd, Volgograd State Pedagogical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.