Научная статья на тему 'Должностная структура и оплата труда профессорско-преподавательского состава университетов США (опыт зарубежной стажировки)'

Должностная структура и оплата труда профессорско-преподавательского состава университетов США (опыт зарубежной стажировки) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
746
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прогунова Л.В., Компсон Д.

Рассматривается должностная структура профессорско-преподавательского состава американских вузов. Проводятся некоторые аналогии с российской практикой, анализируется система начисления заработной платы вузовских преподавателей США по должностям, специальностям, типам учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Должностная структура и оплата труда профессорско-преподавательского состава университетов США (опыт зарубежной стажировки)»

Л.В. Прогунова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики ДВГАЭУ;

Д. Компсон,

инструктор Гавайского государственного университета (Маноа)

ДОЛЖНОСТНАЯ СТРУКТУРА И ОПЛАТА ТРУДА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА УНИВЕРСИТЕТОВ США (Опыт зарубежной стажировки)

Рассматривается должностная структура профессорско-преподавательского состава американских вузов. Проводятся некоторые аналогии с российской практикой, анализируется система начисления заработной платы вузовских преподавателей США по должностям, специальностям, типам учебных заведений.

С началом широкомасштабных реформ в нашей стране стали происходить перемены и в российской высшей школе: появились новые специальности, новые дисциплины в учебных планах; введены факультативы и курсы по выбору. Некоторые вузы перешли на двухступенчатую систему подготовки кадров: бакалавриат и магистратуру. Проводя эти изменения, реформаторы российской высшей школы нередко обращаются к опыту развитых стран, прежде всего США, заимствуя его.

В этой связи представляет интерес рассмотрение должностной структуры профессорско-преподавательского состава американских университетов. Это полезно с двух точек зрения: во-первых, в качестве профилактической меры на случай возможного приближения, в ходе дальнейших реформ высшей школы, структуры профессорско-преподавательского состава российских вузов именно к американским стандартам; а во-вторых, если этого не случится, для лучшего понимания наших зарубежных коллег в условиях расширяющихся контактов с ними.

В отличие от российской структуры профессорско-преподавательского состава вузов, состоящей из четырех ступеней - ассистент, старший преподаватель, доцент и профессор, - в американской университетской практике применяется шестиступенчатая система: ассистент, лектор, инструктор, ассистент-профессор, адъюнк-профессор1 и полный профессор (табл. 1).

Низшими должностями в структуре преподавательских кадров американской высшей школы являются ассистент, лектор и инструктор. Эти должности не требуют докторской степени и предполагают чтение курсов уровня бакалавриата под общим руководством профессоров. Ас-

1 Такой перевод должности "Associate professor" дает англо-русский словарь под ред. Мюллера В.К. М., 1978 г. С. 50. В некоторых источниках встречается другой перевод - ассоциированный профессор, в последнее время зачастую вообще не переводят американскую должность на русский язык, говоря - "ассошиэйт-профессор".

систент ведет только практические и семинарские занятия, а также занимается проверкой письменных работ студентов. Лектор и инструктор имеют право читать лекции. Принципиальное отличие между ними в том, что инструктор значительно больше вовлечен в работу на факультете. В обязанности инструкторов, кроме собственно проведения занятий, входит, как правило: ассистирование работы профессоров, консультирование студентов-бакалавров, участие в мероприятиях факультета, внеучеб-ная работа в университетском городке и другие виды профессиональной деятельности. Лектор приглашается только для чтения конкретных курсов дисциплин и не задействуется в работе на факультете. Как правило, на должности лекторов приглашаются специалисты-практики. Соответственно, отличается принцип начисления заработной платы: ассистент и инструктор получают жалование помесячно, а лектор - по количеству отработанных часов, как российский почасовик.

Таблица 1

Должностная структура профессорско-преподавательского состава американских и российских вузов

Американская система Российская система

Наименование должности Требуемая научная степень Наименование должности Требуемая научная степень

1. Полный профессор/ Профессор (Full professor/Professor) 2. Адъюнк-профессор (Associate professor) 3. Ассистент-профессор (Assistant professor) 4. Инструктор (Instructor) 5. Лектор (Lecturer) 6. Ассистент (Teaching Assistant) Докторская Докторская Докторская Не требуется Не требуется Не требуется 1. Профессор 2. Доцент 3. Старший преподаватель 4. Ассистент Докторская Кандидатская Не требуется Не требуется

Известно, что в американской науке существует одна научная степень - докторская, в отличие от российской научной практики - кандидатская и докторская степени2. Как видно из табл. 1, американцы, имеющие научную степень, могут претендовать на профессорские должности. Профессорских должностей три: ассистент-профессор, ассошиэйт-профессор и полный профессор, или просто профессор. Все профессорские должности предполагают чтение курсов всех уровней, проведение научных исследований, руководство аспирантами, получающими магис-торскую и докторскую степени. При этом полный профессор работает преимущественно с докторантами: читает проблемные курсы и ведет докторские диссертации, а также руководит наиболее значимыми науч-

2 В этой статье мы не будем проводить аналогии между нашими и западными научными степенями. Из личного опыта могу отметить, что американцы признают нашу кандидатскую диссертацию на уровне своей докторской, нужно лишь подтвердить свой научный уровень. Официальных процедур признания степени не существует. Российского коллегу оценивают в процессе научной и педагогической работы. Есть примеры, когда российские кандидаты наук работают полными профессорами без получения какой-либо дополнительной степени в американских университетах.

ными темами. Друг от друга профессорские должности отделяют стаж педагогической работы, научные труды и методические разработки.

В целом похоже на российскую практику. Наибольшее отличие касается научной составляющей. Поскольку в американской образовательной системе наука и высшая школа высоко интегрированы и американские университеты представляют из себя научные центры и школы, то для преподавательского карьерного роста необходимо постоянно проявлять себя как ученого, причем активного исследователя, а не раз и навсегда защитившего диссертацию и забывшего про ее содержание. Работающие на профессорских должностях участвуют в нескольких научных проектах одновременно. Как правило, разрабатывается одновременно ряд факультетских крупных тем, финансируемых правительственными структурами, и проводятся исследования по малым индивидуальным грантам от различных частных фондов и корпораций. Чем больше грантов на научные исследования профессор сумеет получить, тем больше его совокупный заработок. Написание заявок на научные гранты занимает в работе американского профессора значительную долю времени и требует определенных усилий и навыков. В жизни факультетов огромное значение имеют регулярные (как правило еженедельные) научные семинары, на которых каждый преподаватель, а также аспиранты должны выступать с научными докладами по результатам своих исследований для обмена опытом. В России научная составляющая в работе преподавателей также присутствует, но далеко не все занимаются исследовательской работой и являются действующими учеными.

Помимо неформальных отчетов в форме презентаций на факультетских и межфакультетских научных семинарах, участия в конференциях, написания научных статей и отчетов существует система официальной периодической общепрофессиональной оценки всех сотрудников (не менее, чем раз в три года) и преподавателей университетов (не менее, чем раз в пять лет). Также несколько раз в год проводятся анонимные анкетные опросы студентов о качестве преподавания дисциплин. Собирают и обрабатывают информацию специальные службы, и повлиять на результаты анкетирования невозможно.

Для того чтобы лучше понять, как живется американскому преподавателю, следует сказать несколько слов о самой системе обучения студентов в американских университетах. В российских вузах для того чтобы получить специальность, студенту нужно проучиться определенное количество курсов (лет) в одной и той же учебной группе со стандартным набором дисциплин. Курсы по выбору составляют незначительную долю в учебной программе. В американских университетах для того чтобы получить специальность, нужно набрать определенное количество часов (кредитов) учебных дисциплин, при этом курсы по выбору составляют не менее 30% учебного плана любой специальности. Среднестатистическому студенту для получения специальности уровня бакалавриата требуется 4 года. В начале каждого семестра студенты, в зависимости от своих финансовых и умственных возможностей, определяют, какое количество курсов они смогут взять в данном семестре и записываются к преподавателям, читающим соответствующие курсы. Одну и ту же дисциплину чи-

тают разные профессора, поэтому студент имеет возможность выбрать профессора. Принцип записи к определенному преподавателю на курс заставляет профессоров совершенствоваться, искать новые формы проведения занятий, повышать уровень квалификации. Если преподаватель будет неинтересно читать, то к нему никто не будет записываться на курсы и его не пригласят на следующий учебный год.

Принцип найма на преподавательскую работу - контрактный. В отличие от российской практики срок контракта составляет 9-10 или 1112 месяцев, то есть положение американских коллег более нестабильное по сравнению с российскими преподавателями. И только полный профессор может жить спокойно, не боясь за свое "завтра". Практически все полные профессора имеют "тенуе" (tenure), что переводится с английского как "пребывание в должности". Академическое "тенуе" означает право профессора постоянно или продолжительно работать в университете, т.е. пожизненный или достаточно продолжительный контракт. Все профессора стремятся получить "тенуе", но путь к нему непрост. Испытательный срок (probation period) перед получением "тенуе" составляет 5-7 лет. По статистике 2/3 всех полных профессоров, работающих на полной ставке, имеют "тенуе".

Система начисления заработной платы в американских университетах достаточно сложна сама по себе. Уровень жалования преподавателей варьируется в зависимости от типа и формы собственности учебного заведения, факультета, штата, уровня сложности преподаваемых курсов, даже от половой принадлежности профессора и других факторов. По данным статистики, средняя зарплата профессорско-преподавательского состава американских вузов, работающего по 9-10 месячным контрактам, в 1996-97 учебном году составила $50 999 ("грязными", с подоходным налогом, который в США составляет 30%). Причем, профессора зарабатывали на $35 524 больше, чем инструкторы (табл. 2).

Таблица 2

Средняя совокупная зарплата американского профессорско-преподавательского состава по 9-10 месячным контрактам в соответствии с типом учебного заведения в 1996/97 гг., долл.

Государственное Частное учебное

учебное заведение заведение

Колледжи, выпускающие бакалавров

Профессор 55 334 54 745

Ассошиэйт-профессор 45 159 42 488

Ассистент-профессор 38 452 35 285

Инструктор 32 484 28 983

Лектор 34 667 34 864

В среднем 44 209 42 568

Университеты

Профессор 70 301 82 414

Ассошиэйт-профессор 51 186 55 201

Ассистент-профессор 42 736 45 812

Инструктор 30 598 33 592

Лектор 34 833 33 194

В среднем 54 870 62 680

Источник: [2. С. 14].

Профессора являются наиболее многочисленной группой среди своих коллег и составляют наибольшую долю среди других категорий преподавателей - 31% от их общего числа (табл. 3). Ассошиэйт-профессора являются следующей по численности категорией преподавателей - 25%, за ними следуют ассистенты-профессора - 23% и так далее. Из таблицы видно, что низкооплачиваемые категории преподавателей являются малочисленными.

Таблица 3

Структура профессорско-преподавательского состава американских университетов от общего числа преподавателей по 9-10 месячным контрактам, 1996-97 гг.

Должность Количество человек Доля, %

Профессор 116,751 31

Ассошиэйт-профессор 93,102 25

Ассистент-профессор 85,062 23

Инструктор 19,186 5

Лектор 8,279 2

Без статуса 48,299 13

В среднем 370,679 100

Источник: [2. С. 16].

Таблица 4

Средняя заработная плата преподавателей по дисциплинам в 1997/98 гг., долл.

Ранг Дисциплина Оплата труда

1 Юридические дисциплины 91 984

2 Администрирование бизнеса 74 612

3 Инженерные дисциплины 70 084

4 Медицинские дисциплины 68 568

5 Компьютерные науки и информационные системы 67 229

6 Физические науки 63 737

7 Экономические науки 59 990

8 Математика 59 872

9 Естественные науки 59 358

10 Психология 58 529

11 Управление в сельском хозяйстве 57 848

12 Государственное и муниципальное управление 54 968

13 Экономика домохозяйства 54 202

14 Сельскохозяйственные науки 54 083

15 Архитектура и дизайн 53 531

16 География и этнография 53 468

17 Библиотечное дело 51 665

18 Образование и педагогика 50 857

19 Английский язык и литература 49 777

20 Дисциплины индустрии сервиса и гостеприимства 49 130

21 Иностранные языки и литература 48 722

22 Гуманитарные науки 48 246

23 Музыка, театр, эстрада 47 350

Источник: [1].

Известно, что в российских вузах все преподаватели получают одинаковую заработную плату независимо от читаемой дисциплины. В американских высших учебных заведениях уровень жалования варьируется в зависимости от степени престижности и сложности читаемого предмета. Дисциплины юридического, медицинского, инженерного и экономического профиля традиционно оплачиваются по наивысшим ставкам. Иностранные языки, музыка и рисование, а также специальности, связанные с туризмом и организацией досуга, оплачиваются наименьшим образом. Составить представление о разнице в жаловании в зависимости от преподаваемых дисциплин можно по данным выплаченной заработной платы Оклахомского государственного университета, представленным в табл. 4.

Анализируя данную таблицу, следует учитывать, что это данные только одного конкретного университета, в других американских вузах жалование может быть другим, хотя общие пропорции в оплате дисциплин остаются неизменными.

Материал данной статьи еще раз со всей очевидностью подтверждает тот факт, что зарплата российских преподавателей и профессоров в несколько раз ниже оплаты их американских коллег. Хотелось бы, чтобы в условиях расширяющихся профессиональных контактов и обменов происходило не только совершенствование и сближение методов преподавания и учебных планов, но и уровней заработной платы. Достойная зарплата преподавателей российских вузов является залогом качественного образования граждан, что в свою очередь становится необходимым условием развития и процветания России.

Литература

1. Oklahoma State University, Faculty Salary by Discipline Data files, 199697.

2. Suzanne B.Clery and Jonh B.Lee. Faculty Salaries: 1996-97 // Almanac of Higher Edication. The National Edication Association. 1998. Р. 14-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.