УДК 338.436.33:331.108.26 ББК 65.240
Ф.Х. ЦАПУЛИНА, И.В. ГРИГОРЬЕВА
КАДРОВЫЙ АСПЕКТ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ
Ключевые слова: дефицит кадров на селе, подготовка кадров для АПК в развитых странах мира, престиж аграрных специальностей, современная модель образования. Проведен анализ системы подготовки кадров в развитых странах мира для АПК и выявлены возможные направления его развития в ближайшей перспективе; выделены новые подходы построения образовательного процесса в условиях конкурентной среды.
F.H. TSAPULINA, I.V. GRIGORIEVA HUMAN DIMENSION IN AGRICULTURE AND ITS DEVELOPMENT TRENDS
Key words: the shortage of qualified personnel in rural areas, training for the agricultural sector in developed countries of the world, the prestige of agricultural specialties, modern model of education.
Analysis of the training system in the developed world for agriculture and identified possible areas of development in the near future; highlights new approaches build the education process in a competitive environment.
Сельское хозяйство - важнейшая отрасль экономики Чувашской Республики, развитие которой напрямую зависит от кадрового потенциала. Молодые специалисты-аграрии, обладающие современными знаниями, сегодня как никогда необходимы сельскому хозяйству, но молодежь не едет в село в силу объективных и субъективных причин, поэтому проблема дефицита кадров в сельском хозяйстве останется актуальной [1, 2].
К объективным причинам можно отнести ощутимое сокращение общей численности сельского населения республики трудоспособного возраста за последние два десятилетия (см. табл. 1).
К числу субъективных причин в первую очередь относятся низкий уровень заработной платы (рис. 1) и его несвоевременная выплата. Так, на 1 декабря 2012 г. 6 организаций, сообщивших сведения о просроченной задолженности по заработной плате, имели задолженность в размере двух и более месячных фондов оплаты труда. Численность работников этих организаций, перед которыми задолженность по заработной плате более двухмесячных фондов оплаты труда составила 1,7 тыс. человек, что на 0,4 тыс. человек (на 20,5%) меньше, чем на 1 ноября 2012 г. [3].
Таблица 1
Основные демографические показатели в ЧР в 2005-2012 гг.
Показатели Годы
2005 2006 2009 2010 2011 2012
Численность населения (на 1 января) - всего, тыс. чел. 1291,1 1278,9 1258,2 1255,9 1250,5 1247,0
В том числе:
городское 785,7 780,4 727,4 731,6 737,0 740,4
сельское 505,4 498,5 530,8 524,3 513,5 506,6
Из общей численности населения - население в возрасте, тыс. чел.:
моложе трудоспособного 233,7 223,0 208,5 210,0 210,5 -
трудоспособном 804,6 805,0 793,7 785,1 774,9 -
старше трудоспособного 252,8 250,9 256,0 260,8 265,1 -
На 1 декабря 2012 г. по сведениям организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, задолженность по заработной плате по кругу на-
блюдаемых видов экономической деятельности составила 55,9 млн руб. и уменьшилась по сравнению с данными на 1 ноября 2012 г. на 6,4 млн руб. (на 10,2%) [4].
В общем объеме задолженности по заработной плате на 1 декабря 2012 г. задолженность по организациям, находящимся в процессе конкурсного производства, составила 27,4 млн руб., или 49,0% [3].
К вышесказанным проблемам необходимо прибавить преобразования в системе среднего специального и высшего образования в России и переход на двухуровневую подготовку специалистов. Не умаляя положительных сторон данного процесса, здесь необходимо констатировать тот факт, что крестьянство (а именно выходцы из села составляют основной контингент абитуриентов и студентов аграрных колледжей и вузов) всегда отличалось своей консервативностью и оно не готово принимать нововведения за столь короткий срок, отпущенный правительством РФ на переходный период на новую систему образования. Вот почему так важно на данном этапе развития аграрного образования наиболее полно раскрывать и освещать в средствах массовой информации все положительные моменты, примеры из практики совместной работы зарубежных сельскохозяйственных учебных заведений и предприятий АПК [1, 2].
Особо поучительными в области образования для нас может выступить опыт развитых стран мира, где будущие специалисты в области сельского хозяйства получают первичные знания об этой сфере экономики еще в общеобразовательной школе. Так, в Голландии, США, Японии, Германии в старших классах (9-12 классы) в учебные планы вводится профессиональная сельскохозяйственная подготовка, главной задачей которой является более близкое знакомство с содержанием аграрных профессий не только для облегчения профориентации, но и в целях приобретения определенных навыков практической деятельности. При этом министерства сельского хозяйства этих стран принимают непосредственное участие в сельскохозяйственном образовании школьников, предоставляя школьникам через государственные службы внедрения возможность участвовать в организации и проведении сельскохозяйственных выставок, конкурсов, конференций.
Таблица 2
Среднемесячная начисленная заработная плата по видам экономической деятельности
Виды экономической деятельности Среднемесячная заработная плата за октябрь 2012 г., руб.
Всего 17 663,8
В том числе по видам экономической деятельности:
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 9812,0
В том числе сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях 9796,8
Рыболовство, рыбоводство 9684,4
Добыча полезных ископаемых 20 052,6
Обрабатывающие производства 20 011,7
Химическое производство 17 481,3
Производство резиновых и пластмассовых изделий 16 573,4
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 19 453,5
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 23 146,8
Производство машин и оборудования 18 698,9
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 30 948,0
Окончание табл. 2
Виды экономической деятельности Среднемесячная заработная плата за октябрь 2012 г., руб.
Производство транспортных средств и оборудования 19 375,6
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 18 254,0
Строительство 21 718,2
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 13 860,7
Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 15 503,4
Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 12 508,0
Гостиницы и рестораны 12 350,6
Транспорт и связь 18 317,5
В том числе связь 15 347,1
Финансовая деятельность 28 568,3
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 19 465,8
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 25 540,5
Образование 13 208,7
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 13 867,9
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 12 054,9
Для более глубокого усвоения сельскохозяйственных знаний выпускнику школы требуется получить профессионально-техническое образование в специальных учебных заведениях, которые во многих европейских государствах отличаются друг от друга как по структуре учебного процесса, так и по общей продолжительности обучения. Так, во Франции система профессиональной подготовки специалистов среднего звена для сельского хозяйства полностью подчинена министерству сельского хозяйства. В среднетехнические учебные заведения там молодежь поступает с 15 лет. Эти академические средние сельскохозяйственные школы (их насчитывается в стране около 80 - по числу административных округов во Франции), рассчитаны примерно на 250 учащихся.
Обучение в этих учебных заведениях продолжается в течение трёх лет, по окончании которых учащиеся получают квалификацию техника по сельскому хозяйству и диплом техника (ВТА). При этом обучение, в зависимости от выбранной специальности, ведется по различным программам и выдаются дипломы разной категории: диплом техника по сельскому хозяйству широкого профиля; диплом техника по сельскому хозяйству специализированного профиля.
Процесс обучение в лицеях предполагает изучение теоретических знаний и практических занятий по специальности. Производственная практика также включается в курс обучения и продолжается от нескольких недель до одного года. Также возможно получение степени бакалавра по агрономическим и техническим наукам (ВТБД), в будущем у молодежи открывает перспективы поступления в высшие учебные заведения.
Специалисты с дипломами техника ВТА или ВТБД в дальнейшем имеют возможность проходить двухгодичную подготовку техников высшего уровня и получить диплом ВТБ (или диплом инженера по сельскому хозяйству). В целом
подготовка техников с дипломами ВТА и ВТБД во Франции осуществляется по нижеследующим специальностям.
Диплом ВТА - садоводство, виноградарство и цветоводство; плодоводство; защита растений; экономика сельского хозяйства; управление сельскохозяйственными предприятиями; экономика сельской семьи; сельскохозяйственное лабораторное дело; животноводство и переработка молока.
Диплом вТбД - виноделие и продажа спиртных напитков, коневодство, промышленная переработка сельскохозяйственных продуктов; сельскохозяйственная техника и управление предприятиями.
Необходимо отметить, что диплом ВТА об окончании специальных учебных заведений дает выпускникам право занимать следующие должности: старшего агротехника; техника по осеменению животных и производству животноводческих продуктов; контролера молочных продуктов и управляющего производством сельскохозяйственных продуктов.
Специалисты с дипломом ВТБД могут претендовать на должность консультанта по сельскому хозяйству, товароведа по скоту; инспектора-контролера молочных продуктов, техника-лесничего.
Следует отметить, что во Франции, кроме очных государственных, имеются и частные средние сельскохозяйственные учебные заведения, включая заочную форму среднетехнического образования. При этом для обучения в заочных учебных заведениях учащемуся необходимо иметь не менее двух лет стажа работы.
В Германии подготовка кадров среднего звена агропромышленного комплекса экономики ведется в технических сельскохозяйственных школах, специальных сельскохозяйственных (земледельческих) школах и сельскохозяйственных академиях. При этом технические школы выпускают специалистов в области сферы услуг в сельском хозяйстве или консультативной службы. При поступлении в эти школы выпускникам профессиональных школ по сельскому хозяйству с трехлетним обучением необходимо иметь двухлетний стаж работы по выбранной специальности.
После двухгодичного обучения в технических школах выпускникам присваивается звание «дипломированного техника» с указанием в дипломе отдельной сельскохозяйственной специальности.
В сельскохозяйственные академии принимают лиц, окончивших профессиональную школу или специализированную сельскохозяйственную или техническую школу. Выпускники академии могут возглавить крупные сельскохозяйственные предприятия или занимать высокие должности в сельскохозяйственных организациях, на предприятиях пищевой промышленности и в сфере сельскохозяйственных услуг. После окончания академии им присваивается звание «дипломированный техник - специалист» и после сдачи дополнительного экзамена по иностранному языку они имеют право поступать в высшие учебные заведения.
В Великобритании подготовку специалистов среднего звена для работы на фермах, а также в качестве чиновников по сельскому хозяйству в черте графств и районов осуществляют сельскохозяйственные колледжи и сельскохозяйственные школы. Здесь после прохождения трехлетнего курса обучения выпускники получают диплом, дающий право работать в должности руководителя предприятия или в качестве советника консультативных служб графств.
Колледжи также практикуют различные двухгодичные курсы для повышения квалификации в области сельского хозяйства и специализации и отдельных областях (например, занимаются организацией и проведением заочного обучения для получения среднего специального образования).
Кроме прочего, колледжи тесно связаны с университетами, институтами обучения взрослых, школами, службой занятости, промышленностью. При
этом каждая из сторон получает своеобразную выгоду: фирма, производящая тракторы, предоставляет тракторы колледжу за 14% их стоимости сроком на три года, после чего меняет на тех же условиях на новую модель, а выпускники - будущие фермеры - будут преимущественно покупать тракторы этих фирм, так как именно на них они прошли практику в ходе обучения.
В США среднее сельскохозяйственное образование на базе полной средней школы можно получить в младших, коммунальных и смешанных колледжах с двухгодичным курсом, которые содержатся исключительно за счет местных средств и средств штатов.
Младший колледж здесь выступает в качестве промежуточной ступени в получении высшего образования или же готовит специалистов к профессиональной деятельности. Высокое качество подготовки выпускников-специалис-тов обеспечивается в этих условиях высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, обладающим определенным стажем работы в производстве сельскохозяйственной продукции (5% программ требуют стажа работы от 1 до 9 лет; 4,2% - стажа работы от 6 и более лет и лишь 22,3% программ не требуют предварительного опыта работы в сельском хозяйстве).
Двухгодичные колледжи готовят специалистов-техников по сельскохозяйственному оборудованию и птицеводческой продукции; технологии производства зерновых и пропашных культур; зоотехнии и оказанию ветеринарной помощи; плодоводству и ведению бизнеса; технологии производства пищи.
В Канаде развита сеть младших и коммунальных колледжей с двухгодичными программами, которые подчиняются Управлению образования провинции. Кроме сельскохозяйственных колледжей открыто 5 сельскохозяйственных технологических институтов министерства сельского хозяйства и ряд университетов и институтов, которые готовят будущих руководителей сельскохозяйственных предприятий и технических специалистов.
В последнее время здесь, как и во многих других странах, наблюдается значительное преобразование системы подготовки кадров с учетом влияния интересов крупного бизнеса на сельское хозяйство, а также научно-технической революции в естественных науках, широкого внедрения электроники в процессы сельскохозяйственного производства и управления. Школьники в возрасте 12-16 лет изучают основы сельского хозяйства, постигая низший уровень сельскохозяйственного образования.
Среднее сельскохозяйственное образование включает три уровня обучения сроками 2-4 года. Выпускникам после двух лет обучения присваивается квалификация «Начинающий фермер», после трех «Фермер» и после четырех -«Управляющий фермой».
Высшее образование представлено двумя уровнями, после окончания которых присваивается квалификация «Инженер».
В Голландии сельскохозяйственное образование можно получить в течение четырех лет обучения. В первые два года обучения студенты приобретают базовые знания по земледелию, растениеводству, кормлению и животноводству, экономике, техническим наукам и языкам; в первой половине третьего года обучения - выбирают путь специализации между растениеводством или животноводством, а на четвертом году обучения специализируются в области техники и технологии, почвоведения и охраны окружающей среды, сельскохозяйственного управления, а также биотехнологии.
В целом на протяжении всего периода обучения студенты находятся в контакте с сельскохозяйственным производством. На первом курсе проводят 6 недель практики на животноводческой, растениеводческой или смешанной садоводческой ферме, а студенты, имеющие достаточный опыт работы в сельском хозяйстве, проходят практику за границей (обычно в европейских странах).
После второго курса студенты работают на ферме в течение 9 недель в странах Европы, Северной и Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии, а во второй половине третьего курса студентов распределяют по компаниям, институтам и организациям, в которых они работают по выбранной специальности в течение пяти месяцев.
Таким образом, реформа образования, развернутая в России в последние годы, несет в себе не только мощную теоретическую базу, но и положительный практический опыт реформирования аграрного образования в развитых странах мира (прежде всего США, Канады, Германии и других стран Европы). Она направлено на решение двух важнейших задач: подготовку высококвалифицированных трудовых ресурсов и обеспечение сельскохозяйственной науки молодыми творческими кадрами.
Именно такой путь развития выбрало руководство, профессорско-преподавательский состав и студенческий коллектив Чувашской государственной сельскохозяйственной академии на заседании ученого совета вуза; путь, который по своим масштабам и количеству приоритетных направлений развития на порядок выше тех задач, которые ставились раньше перед коллективом академии - это задачи на ближайшую перспективу и детальная программа развития академии на период до 2020 г.
Одним из направлений работы при этом выступает повышение престижа аграрной специальности, конкурса при поступлении на агрономические, зоотехнические и инженерные направления подготовки бакалавров. Задачами на ближайшую перспективу в этом направлении были определены: создание профильных аграрных классов, своеобразная инновационная форма работы с учащимися общеобразовательных школ, объединяющая усилия педагогов и производственников, высших и средних учебных заведений, научных учреждений, центров труда и занятости населения; создание дистанционных научных кружков с учащимися сельских школ республики; периодическое проведение «Дней открытых дверей» (не менее 2 раз за учебный год); презентация академии на родительских собраниях школьников с целью обеспечения родителей достоверной информацией об академии, профориентационного и образовательного консультирования; проведение тематических фотоконкурсов; организация ежегодных республиканских конкурсов творческих работ «Лучший фермер нашего района» при поддержке Министерства сельского хозяйства, Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики; освещение деятельности академии на страницах республиканских газет, в радио, телевидении; организация прямых встреч с абитуриентами и их родителями, проводимые в виде презентации - День Академии в образовательных учреждениях; подписание с руководителями общеобразовательных школ соглашений о сотрудничестве, предполагаюших создание базовых школ сельскохозяйственного профиля с привлечением преподавателей академии к ведению уроков по профориентации и руководство научными проектами школьников.
Следующей, не менее важной, задачей в области международного сотрудничества обозначено установление тесного сотрудничества между академией и аграрными вузами стран ближнего и дальнего зарубежья. В этом направлении уже сделаны первые шаги: налажено прохождение учебных и производственной практик в Беларуси, Украине, а также в странах Европы и США; заключены предварительные соглашения о стажировке студентов, аспирантов и молодых ученых на передовых сельскохозяйственных предприятиях Германии, Великобритании и Дании; имеются намерения по обмену студентами академии и аграрных вузов европейский стран; реальные планы по привлечению в академию студентов из стран бывшего СССР, Азии и Африки.
Литература
1. Кудрявцева О. В. Экономический механизм формирования и использования рабочей силы на селе. Тверь: АгросферА; ТвГСХА, 2010. 142 с.
2. Погонышева Д.А. Профессиональная подготовка специалистов аграрного профиля на основе метода моделирования // Вестник БГУ. 2009. № 1. С. 50-54.
3. Чувашия в цифрах, 2012: стат. сб. / Чувашстат. Чебоксары, 2012.
ЦАПУЛИНА ФАРИДА ХАННАНОВНА - доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
TSAPULINA FARIDA HANNANOVNA - doctor of economics sciences, professor of Accounting, Analysis and Auditing Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
ГРИГОРЬЕВА ИРАИДА ВАЛЕРИАНОВНА - кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары ([email protected]).
GRIGORIEVА IRAIDA VALERIANOVNA - candidate of economics sciences, assistant professor, head of Accounting, Analysis and Auditing Chair, Chuvash State Agricultural Аcademy, Russia, Cheboksary.
УДК 334.738 (08)
ББК 65.9 (2) 08
Т.А. ЦЕРФУС
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РОССИИ МЕТОДАМИ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА*
Ключевые слова: потребительская кооперация, кластерный анализ, оценка качества социально-экономической системы.
Раскрывается практическая значимость кластерного анализа для исследования качества развития потребительской кооперации России.
T.A. CERFUS
SYSTEMATIC APPROACHES TO THE ESTIMATION OF THE QUALITY OF THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CONSUMER COOPERATION OF RUSSIA BY THE METHODS OF THE CLUSTER ANALYSIS
Key words: consumer cooperation, cluster analysis, estimation of the quality of social and economic system.
Are revealed the practical significance of cluster analysis for quality research of the development of the consumer cooperation of Russia.
Исследование качества развития социально-экономической системы на основе динамического моделирования с отражением реальных причинноследственных связей между экономическими и финансовыми показателями стало возможно на основе использования кластерного анализа, который наиболее ярко отражает черты многомерного анализа и классификации объектов. В данной работе категория «качество развития социально-экономической системы» рассматривается в синтетическом, комплексном смысле, далеко выходящем за пределы таких более привычных и более частных (но тоже интегральных) понятий, как «уровень развития системы» или «уровень концентрации системы». Другими словами, сделана попытка синтезировать в категории «качество развития системы» более частные аспекты ее жизнедеятельности на региональном уровне и тем самым специфицировать существующие подходы к ее измерению под конкретные типы задач региона.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-02-00387).