Научная статья на тему 'Кадровые вопросы при создании виртуального бизнес-инкубатора «Эврика»'

Кадровые вопросы при создании виртуального бизнес-инкубатора «Эврика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / IT-СФЕРА / ВИРТУАЛЬНЫЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР «ЭВРИКА» / МЕНЕДЖМЕНТ НОВОВВЕДЕНИЙ / ИНКУБИРОВАНИЕ БИЗНЕСА / КОУЧИНГ / РЕЗИДЕНТ / БИЗНЕС-ИДЕИ / БИЗНЕС-ПРОЕКТЫ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / VIRTUAL BUSINESS-INCUBATOR "EUREKA" / VIRTUAL BUSINESS INCUBATOR / BUSINESS PROCESSES / INFORMATION TECHNOLOGY / THE MANAGEMENT OF INNOVATION / BUSINESS INCUBATION / COACHING / RESIDENT / BUSINESS IDEAS / BUSINESS PLANS / INTERNAL AND EXTERNAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жариков Валерий Викторович

Авторами статьи рассматривается становление нового вида деятельности виртуальных бизнес-инкубаторов, которые помогут становлению инновационного бизнеса в России. В статье предложен новый механизм подготовки кадров для виртуальных бизнес-инкубаторов и разработана организационно-кадровая структура на примере Виртуального Бизнес-Инкубатора «ЭВРИКА»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE STUDY OF INNOVATION MANAGEMENT IN IT: CREATING A VIRTUAL BUSINESS-INCUBATOR "EUREKA"

The article considers the creation of a new activity virtual business incubators that help shape innovative businesses in Russia. This article proposes a new mechanism for training for virtual business-incubators and develops organizational and staff structure based on the Virtual Business-Incubator "Eureka"

Текст научной работы на тему «Кадровые вопросы при создании виртуального бизнес-инкубатора «Эврика»»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

КАДРОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ СОЗДАНИИ ВИРТУАЛЬНОГО БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА «ЭВРИКА»

В.В. Жариков, канд. техн. наук, д-р экон. наук, профессор

Московский государственный гуманитарно-экономический институт

Авторами статьи рассматривается становление нового вида деятельности виртуальных бизнес-инкубаторов, которые помогут становлению инновационного бизнеса в России. В статье предложен новый механизм подготовки кадров для виртуальных бизнес-инкубаторов и разработана организационно-кадровая структура на примере Виртуального Бизнес-Инкубатора «ЭВРИКА»

Развивается всемирная сеть Интернета. Интернет становится незаменим, он вытесняет радио, телевидение, прессу, предоставляя интерактивную возможность общаться, совершать покупки и оплачивать счета, а так же он позволяет людям работать и обучаться дистанционно. Происходит зарождение, развитие и становление новых форм хозяйствования, таких как виртуальные бизнес-инубаторы [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,

10, 11].

Современные бизнес инкубаторы оказывают следующие услуги [3]:

- коучинг (это искусство и практическое умение вдохновлять, заряжать энергией игрока, помогать ему самообучаться и саморазвиваться и содействовать росту его производительности) и практическая помощь в венчурном управлении (венчурное управление, нацеленное на создание нового венчурного предприятия, фундаментально отличается от корпоративного менеджмента, нацеленного на выполнение годового плана) предприятием, включая написание бизнес-плана;

- доступ к венчурному финансированию;

- деловые и технические услуги поддержки;

- общее офисное пространство и оборудование.

При этом сейчас бизнес-инкубаторы в основном

создаются государственными структурами в рамках программ помощи малому и среднему предпринимательству [1, 2, 4, 5]. Как, правило, они имеют жесткую привязку к администрациям субъектов российской федерации, университетам и крупных региональным технологическим кластерам. Такое создание предопределило приоритеты при отборе бизнес-проектов и привело к дополнительной бюрократизации процессов и усложнению процедуры создания и становления малых инновационных предприятий. Сейчас уже на наш взгляд в России требуется новый подход, базирующийся на современных обучающих технологиях и неординарных бизнес-решениях в инновационном пространстве.

При становлении виртуальных бизнес -инкубаторов (далее ВБ-И) в России одной из важнейших задач стала подготовка высокопрофессиональных профильных кадров в рамках инновационного менеджмента, способных не только воспроизводить бизнес-идеи, создавать малые предприятия, но и поддерживать их на всех стадиях становления. В инкуба-

торах, создаваемых при ВУЗах, технологических кластерах и при административных структурах, как правило, работают «случайные» кадры (чиновники, работники предприятий и ученые), которые не всегда имеют требующееся образование (квалификацию) и выполняющие виды задач не соответствующие их компетенциям. На наш взгляд современная система российского непрерывного профессионального образования уже сейчас не отвечает требованиям подготовки будущих бизнес-инкубаторщиков.

На рис. 1 нами приведена схема позволяющая оценить сколько лет потребуется для подготовки специалистов, способных создавать и работать в ВБ-И-ах. При этом во многих ВУЗах России до сих пор нет двухязыковой подготовки специалистов и отсутствует стажировка и практика за рубежом. При этом мы отмечаем, что ориентированная подготовка «рабочих специальностей» проводимых в колледжах для ВБ-И не дает ни какого результата и их нужно потом доучивать в ВУЗовской системе образования. Проанализировав этапы подготовки обучающихся в настоящее время мы сможем получать готового специалиста для ВБ-И (стоит отметить, что пока нет специализированных образовательных программ для данных специалистов) минимум 14 лет (школа+ВУЗ - бакалавр), 15 лет (шко-ла+ВУЗ - специалист, данную систему Мин. обр. науки уничтожил), 16 лет (школа+ВУЗ+магистратура -магистр), 19 лет (школа+ВУЗ+аспирантура - кандидат наук) и 24 года (школа+ВУЗ+аспирантура+доктора-нтура). В современных условиях это является не приемлемым для быстро развивающего информационного рынка услуг, куда будут интегрированы ВБ-И. Предлагаемая Министерством науки и образования РФ «Современная концепция развития науки и образования» не успев быть реализованной для процессов бизнес-инкубирования уже устарела и требует скорейшего совершенствования.

Мы так же предлагаем следующие этапы отбора проектов-резидентов, которые смогут быть реализованы на базе ВБ-И «ЭВРИКА». Основным преимуществом ВБ-И «ЭВРИКА» является возможность работы с клиентами со всего мира и привлечение специалистов так же со всего мира. Таким образом, недостатком у стационарных бизнес-инкубаторов является резко ограниченный контингент бизнес - клиентов и «узкий» рыночный сегмент оказываемых услуг.

Начальные азы профессиональной подготовки

Начальный уровень знаний иностранного языка

Общепрофнльные ______дисциплины________

Начальный уровень общения на иностранном языке

Общепрофильные и специальные дисциплины _

Колледж

Школьная (данный тип специалистов

программа не востребован в ВБ-И)

1 курс ВУЗовской подготовки

Диалектический уровень в иностранном языке

Специальные

дисциплины

Выбор специальности ^ (техническая, гуманитарная ^

2 курс ВУЗовской подготовки

Терминологический уровень в иностранном языке

Специальные

дисциплины

Ознакомительная практика в ВБ-И

3 курс ВУЗовской подготовки

Переговорный уровень на иностранном языке

I Выпускная квалификационная

Изложение специфики работы

Частично оплачиваемая занятость в ВБ-И

4 курс ВУЗовской подготовки

раоота оакалавра С пениальные дисциплины

4 Навыки при работе с иностранными клиентами

Прохождение практики в .____других странах_____

Составление документов на иностранном языке Научные публикации на русском и иностранном языках

5,6 курс ВУЗовской подготовки

Магистерская диссертация

Изучение специфики работы иностранных ВБ-И

Трудоустройство в ВБ-И

Создание базы данных собственных клиентов (проектов)

Создание собственного ВБ-И (3% выпускников)

Трудоустройство в ВБ-И (97% выпускников)

Защита кандидатской диссертации

Обучение в аспирантуре (3 года по положению ВАК)

Защита докторской диссертации

Обучение в докторонтуре (4-5 лет по положению ВАК)

Создание новых сетевых

... сам99ру^_цкз11_1 ихся_ .*

органистических структур в ВБ-И

Совершенствование стратегии функционирования ВБ-И Разработка и совершенствоввание коннцепций развития рынка услуг ВБ-И

- основной процесс подготовки кадров для ВБ-И;

- научно-исследовательская деятельность обучающихся;

- процессы становления и развития ВБ-И;

- процесс подготовки не востребованных специалистов в сфере бизнес-инкубирования.

Рис. 1. Этапы комплексной подготовки специалистов отвечающих компетенциям пятого экономико-технологического уклада (востребованные в ВБ-И)

Предлагаемые этапы отбора и развития будущих резидентов ВБ-И «ЭВРИКА»:

1. Рассмотрение и отбор резюме от потенциальных резидентов.

2. Проведение маркетингового анализа.

3. Составление бизнес-плана совместно с резидентом.

4. Закрепление проектов за кураторами.

5. Документальное и юридическое сопровождение и консультирование.

6. Обучение резидентов (медиативный и переговорный процесс).

7. Поиск партнеров, инвесторов, соучредителей, фондов, бизнес-ангелов, банков и др.

8. Защита интеллектуальной собственности (выбор оптимальной формы защиты).

9. Знакомство резидентов (проектов) с контактными аудиториями (будущие клиенты).

10. Информационное сопровождение проектов-резидентов.

Управление.^нновационными.^Еоцессами,

11. Предоставление доступа к информационнокоммуникационным технологиям ВБ-И.

12. Документальное оформление бизнес-идеи с последующей регистрацией малого инновационного предприятия.

С учетом выше перечисленных этапов нами сформирована организационно - кадровая структура для ВБ-И «ЭВРИКА» (рисунок 2).

- прямое подчинение директору ВБ-И;

- основной вид деятельности ВБ-И;

- сопровождение и обеспечение основных видов деятельности ВБ-И.

Рис. 2. Организационно-кадровая структура управления виртуальным бизнес-инкубатором «ЭВРИКА» матричного типа со встроенными центрами ответственности [12]

Приведем и рассмотрим основные и вспомогательные виды деятельности в рамках процесса виртуального бизнес-инкубирования, которые уже сейчас востребованы инновационным бизнес-сообществом. Для вновь создаваемого нами ВБ-И «ЭВРИКА» мы их разделили на внутренние (востребованные резидентами) и внешние (для сторонних организаций).

Основные внутренние виды деятельности ВБ-И «ЭВРИКА» (для резидентов) [13]:

- поиск, отбор и реализация бизнес-проектов и бизнес-идей;

- анализ, выявление и сегментирование рынков сбыта;

- написание бизнес-планов для будущих резидентов ВБ-И;

- отбор резидентов и их закрепление за куратором;

- юридическая консультация, оформление документов связанных с регистрацией компании;

- обучение резидентов (курсы повышения квалификации и переподготовки);

- работа с бизнес-ангелами, фондами, инвесторами и предпринимателями;

- регистрация ноу-хау, патентов, полезных моделей, свидетельства на научные открытия и свидетельств на интеллектуальную собственность;

- взаимодействие с контактными аудиториями (форумы, конференции, круглые столы, семинары, симпозиумы);

- РЯ-позиционирование проектов-резидентов и видов деятельности ВБ-И;

- информационная составляющая: новости, блоги, оповещение партнеров, создание банка данных, ссылки на тематические интернет-ресурсы;

- предоставление интернет пространства для проектов-резидентов, создание адреса электронной почты с привязкой к сайту ВБ-И.

Внешние виды деятельности ВБ-И «ЭВРИКА» (для сторонних организаций) [13]:

- проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности для различных организаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- аудиторские проверки организаций;

- оказание помощи при проведении процедуры банкротства;

- проведение процедуры медиации;

- осуществление поиска и переговоров с деловыми партнерами и инвесторами;

- проведение экспертизы по бизнес-планам, по научно-исследовательским проектам;

- предоставление отзывов, рецензий и заключений на научно-исследовательские, диссертационные и дипломные работы;

- реализация социальных проектов (интернет-волонтерство): помощь детям, помощь людям с ограниченными возможностями, конкурсы;

- фриланс (дистанционный поиск и предоставление работы, найм работников в интернет-среде);

- проведение маркетинговых исследований для различных организаций;

- проведение социологических исследований (анкетирование, опрос, обсуждение);

- подготовка резюме, экономического заключения по проектам и бизнес-планам;

- рекламная деятельность (размещение банеров, ссылки на тематические сайты, реклама на научных мероприятиях, SMS-рассылка по собственной базе);

- проведение тренингов, консультаций, конференций, семинаров и симпозиумов;

- формирование ознакомительных видео-лекций, аудио-подкастов и тематических видео-роликов;

- пропаганда и популяризация видов деятельности связанных с бизнес-инкубированием.

Выводы и перспективы дальнейших исследований.

Таким образом, современный рынок виртуальных бизнес-инкубационных услуг быстро развивается и его становление связано с образовательной, научной, коммерческой и инновационной деятельностью, которая будет сформирована в рамках современных реформационных процессов проводимы Правительством России и самостоятельно отдельными гражданами или бизнес-сообществами [4, 9, 10, 13].

Литература

1. Сайт Е-Муромец - всероссийский виртуальный бизнес-инкубатор для людей с иными способностями: www.emuromets.ru

2. Сайт Центра предпринимательского творчества и системных инноваций: www.cecsi.ru/russia

3. Сайт цифрового инкубатора микробизнеса «Фримакс»: www.friemaxx.ru

4. Сайт Пре Инкубатора МГУ для школьников http://pre-inc.ru/

5. Сайт Украинского бизнес-инкубатора (Киев): http://www.vbi.com.ua/Pres/default.html

6. Сайт Виртуального бизнес-инкубатора:

http://www.kt.kharkov.ua/VirtualBizInc.html

7. Сайт инвестиционного виртуального бизнес-инкубатора: http://www.vladinvest.ru/business-tools/biz-incubator/

8. Сайт бизнес-инкубатора: http://bizlog.ru/ topic4008.html - 07.08.05 12:08

9. Сайт виртуального бизнез инкубатора мама 2.0: http://startupwomen.ru/novosti/start-raboty- virtualnogo-inkubatora-mama-2-0

10. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии / И.А. Стрелец. М: Экзамен,

2003. - 236 с.

11. Темердашев З.А. Использование информационных технологий в инновационном менеджменте /

З.А. Темердашев, В.В. Грицай, С.В. Ратнер // Сб. материалов семинара-совещания по итогам выполнения в 2003 году проектов Научно-технической программы Минобразования России "Инновационная деятельность высшей школы". М.: Ассоциация "Технопарк",

2004, С. 440-446.

12. Жариков В.В. Повышение качества машиностроительной продукции: резервы и механизмы (препринт) / В.В. Жариков // Вестник Тамбовского государственного технического университета. Препринт. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2006. Т. 12. №2. 68с.

13. Мыльник В.В. Концепция самоорганизации и самообновления промышленных организаций на базе инноваций от хаоса к системам / В.В. Мыльник, А.В. Мыльник // Организатор производства. 2012. № 2 (53). С. 13-21.

14. Рыбкина О.В. Формы интеграции производственных организаций наукоемкого сектора экономики / О.В. Рыбкина // Организатор производства. 2012. № 4 (55). С. 34-35.

15. Сайт Виртуального Бизнес-Инкубатора «Эврика»: vb-i.ru

Ш 8 (473) 2-43-76-67

Ключевые слова: виртуальный бизнес-

инкубатор, бизнес-процессы, 1Т-сфера, Виртуальный Бизнес-Инкубатор «ЭВРИКА», менеджмент нововведений, инкубирование бизнеса, коучинг, резидент, бизнес-идеи, бизнес-проекты, внешние и внутренние виды деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.