УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
КАДРОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ СОЗДАНИИ ВИРТУАЛЬНОГО БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА «ЭВРИКА»
В.В. Жариков, канд. техн. наук, д-р экон. наук, профессор
Московский государственный гуманитарно-экономический институт
Авторами статьи рассматривается становление нового вида деятельности виртуальных бизнес-инкубаторов, которые помогут становлению инновационного бизнеса в России. В статье предложен новый механизм подготовки кадров для виртуальных бизнес-инкубаторов и разработана организационно-кадровая структура на примере Виртуального Бизнес-Инкубатора «ЭВРИКА»
Развивается всемирная сеть Интернета. Интернет становится незаменим, он вытесняет радио, телевидение, прессу, предоставляя интерактивную возможность общаться, совершать покупки и оплачивать счета, а так же он позволяет людям работать и обучаться дистанционно. Происходит зарождение, развитие и становление новых форм хозяйствования, таких как виртуальные бизнес-инубаторы [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,
10, 11].
Современные бизнес инкубаторы оказывают следующие услуги [3]:
- коучинг (это искусство и практическое умение вдохновлять, заряжать энергией игрока, помогать ему самообучаться и саморазвиваться и содействовать росту его производительности) и практическая помощь в венчурном управлении (венчурное управление, нацеленное на создание нового венчурного предприятия, фундаментально отличается от корпоративного менеджмента, нацеленного на выполнение годового плана) предприятием, включая написание бизнес-плана;
- доступ к венчурному финансированию;
- деловые и технические услуги поддержки;
- общее офисное пространство и оборудование.
При этом сейчас бизнес-инкубаторы в основном
создаются государственными структурами в рамках программ помощи малому и среднему предпринимательству [1, 2, 4, 5]. Как, правило, они имеют жесткую привязку к администрациям субъектов российской федерации, университетам и крупных региональным технологическим кластерам. Такое создание предопределило приоритеты при отборе бизнес-проектов и привело к дополнительной бюрократизации процессов и усложнению процедуры создания и становления малых инновационных предприятий. Сейчас уже на наш взгляд в России требуется новый подход, базирующийся на современных обучающих технологиях и неординарных бизнес-решениях в инновационном пространстве.
При становлении виртуальных бизнес -инкубаторов (далее ВБ-И) в России одной из важнейших задач стала подготовка высокопрофессиональных профильных кадров в рамках инновационного менеджмента, способных не только воспроизводить бизнес-идеи, создавать малые предприятия, но и поддерживать их на всех стадиях становления. В инкуба-
торах, создаваемых при ВУЗах, технологических кластерах и при административных структурах, как правило, работают «случайные» кадры (чиновники, работники предприятий и ученые), которые не всегда имеют требующееся образование (квалификацию) и выполняющие виды задач не соответствующие их компетенциям. На наш взгляд современная система российского непрерывного профессионального образования уже сейчас не отвечает требованиям подготовки будущих бизнес-инкубаторщиков.
На рис. 1 нами приведена схема позволяющая оценить сколько лет потребуется для подготовки специалистов, способных создавать и работать в ВБ-И-ах. При этом во многих ВУЗах России до сих пор нет двухязыковой подготовки специалистов и отсутствует стажировка и практика за рубежом. При этом мы отмечаем, что ориентированная подготовка «рабочих специальностей» проводимых в колледжах для ВБ-И не дает ни какого результата и их нужно потом доучивать в ВУЗовской системе образования. Проанализировав этапы подготовки обучающихся в настоящее время мы сможем получать готового специалиста для ВБ-И (стоит отметить, что пока нет специализированных образовательных программ для данных специалистов) минимум 14 лет (школа+ВУЗ - бакалавр), 15 лет (шко-ла+ВУЗ - специалист, данную систему Мин. обр. науки уничтожил), 16 лет (школа+ВУЗ+магистратура -магистр), 19 лет (школа+ВУЗ+аспирантура - кандидат наук) и 24 года (школа+ВУЗ+аспирантура+доктора-нтура). В современных условиях это является не приемлемым для быстро развивающего информационного рынка услуг, куда будут интегрированы ВБ-И. Предлагаемая Министерством науки и образования РФ «Современная концепция развития науки и образования» не успев быть реализованной для процессов бизнес-инкубирования уже устарела и требует скорейшего совершенствования.
Мы так же предлагаем следующие этапы отбора проектов-резидентов, которые смогут быть реализованы на базе ВБ-И «ЭВРИКА». Основным преимуществом ВБ-И «ЭВРИКА» является возможность работы с клиентами со всего мира и привлечение специалистов так же со всего мира. Таким образом, недостатком у стационарных бизнес-инкубаторов является резко ограниченный контингент бизнес - клиентов и «узкий» рыночный сегмент оказываемых услуг.
Начальные азы профессиональной подготовки
Начальный уровень знаний иностранного языка
Общепрофнльные ______дисциплины________
Начальный уровень общения на иностранном языке
Общепрофильные и специальные дисциплины _
Колледж
Школьная (данный тип специалистов
программа не востребован в ВБ-И)
1 курс ВУЗовской подготовки
Диалектический уровень в иностранном языке
Специальные
дисциплины
Выбор специальности ^ (техническая, гуманитарная ^
2 курс ВУЗовской подготовки
Терминологический уровень в иностранном языке
Специальные
дисциплины
Ознакомительная практика в ВБ-И
3 курс ВУЗовской подготовки
Переговорный уровень на иностранном языке
I Выпускная квалификационная
Изложение специфики работы
Частично оплачиваемая занятость в ВБ-И
4 курс ВУЗовской подготовки
раоота оакалавра С пениальные дисциплины
4 Навыки при работе с иностранными клиентами
Прохождение практики в .____других странах_____
Составление документов на иностранном языке Научные публикации на русском и иностранном языках
5,6 курс ВУЗовской подготовки
Магистерская диссертация
Изучение специфики работы иностранных ВБ-И
Трудоустройство в ВБ-И
Создание базы данных собственных клиентов (проектов)
Создание собственного ВБ-И (3% выпускников)
Трудоустройство в ВБ-И (97% выпускников)
Защита кандидатской диссертации
Обучение в аспирантуре (3 года по положению ВАК)
Защита докторской диссертации
Обучение в докторонтуре (4-5 лет по положению ВАК)
Создание новых сетевых
... сам99ру^_цкз11_1 ихся_ .*
органистических структур в ВБ-И
Совершенствование стратегии функционирования ВБ-И Разработка и совершенствоввание коннцепций развития рынка услуг ВБ-И
- основной процесс подготовки кадров для ВБ-И;
- научно-исследовательская деятельность обучающихся;
- процессы становления и развития ВБ-И;
- процесс подготовки не востребованных специалистов в сфере бизнес-инкубирования.
Рис. 1. Этапы комплексной подготовки специалистов отвечающих компетенциям пятого экономико-технологического уклада (востребованные в ВБ-И)
Предлагаемые этапы отбора и развития будущих резидентов ВБ-И «ЭВРИКА»:
1. Рассмотрение и отбор резюме от потенциальных резидентов.
2. Проведение маркетингового анализа.
3. Составление бизнес-плана совместно с резидентом.
4. Закрепление проектов за кураторами.
5. Документальное и юридическое сопровождение и консультирование.
6. Обучение резидентов (медиативный и переговорный процесс).
7. Поиск партнеров, инвесторов, соучредителей, фондов, бизнес-ангелов, банков и др.
8. Защита интеллектуальной собственности (выбор оптимальной формы защиты).
9. Знакомство резидентов (проектов) с контактными аудиториями (будущие клиенты).
10. Информационное сопровождение проектов-резидентов.
Управление.^нновационными.^Еоцессами,
11. Предоставление доступа к информационнокоммуникационным технологиям ВБ-И.
12. Документальное оформление бизнес-идеи с последующей регистрацией малого инновационного предприятия.
С учетом выше перечисленных этапов нами сформирована организационно - кадровая структура для ВБ-И «ЭВРИКА» (рисунок 2).
- прямое подчинение директору ВБ-И;
- основной вид деятельности ВБ-И;
- сопровождение и обеспечение основных видов деятельности ВБ-И.
Рис. 2. Организационно-кадровая структура управления виртуальным бизнес-инкубатором «ЭВРИКА» матричного типа со встроенными центрами ответственности [12]
Приведем и рассмотрим основные и вспомогательные виды деятельности в рамках процесса виртуального бизнес-инкубирования, которые уже сейчас востребованы инновационным бизнес-сообществом. Для вновь создаваемого нами ВБ-И «ЭВРИКА» мы их разделили на внутренние (востребованные резидентами) и внешние (для сторонних организаций).
Основные внутренние виды деятельности ВБ-И «ЭВРИКА» (для резидентов) [13]:
- поиск, отбор и реализация бизнес-проектов и бизнес-идей;
- анализ, выявление и сегментирование рынков сбыта;
- написание бизнес-планов для будущих резидентов ВБ-И;
- отбор резидентов и их закрепление за куратором;
- юридическая консультация, оформление документов связанных с регистрацией компании;
- обучение резидентов (курсы повышения квалификации и переподготовки);
- работа с бизнес-ангелами, фондами, инвесторами и предпринимателями;
- регистрация ноу-хау, патентов, полезных моделей, свидетельства на научные открытия и свидетельств на интеллектуальную собственность;
- взаимодействие с контактными аудиториями (форумы, конференции, круглые столы, семинары, симпозиумы);
- РЯ-позиционирование проектов-резидентов и видов деятельности ВБ-И;
- информационная составляющая: новости, блоги, оповещение партнеров, создание банка данных, ссылки на тематические интернет-ресурсы;
- предоставление интернет пространства для проектов-резидентов, создание адреса электронной почты с привязкой к сайту ВБ-И.
Внешние виды деятельности ВБ-И «ЭВРИКА» (для сторонних организаций) [13]:
- проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности для различных организаций;
- аудиторские проверки организаций;
- оказание помощи при проведении процедуры банкротства;
- проведение процедуры медиации;
- осуществление поиска и переговоров с деловыми партнерами и инвесторами;
- проведение экспертизы по бизнес-планам, по научно-исследовательским проектам;
- предоставление отзывов, рецензий и заключений на научно-исследовательские, диссертационные и дипломные работы;
- реализация социальных проектов (интернет-волонтерство): помощь детям, помощь людям с ограниченными возможностями, конкурсы;
- фриланс (дистанционный поиск и предоставление работы, найм работников в интернет-среде);
- проведение маркетинговых исследований для различных организаций;
- проведение социологических исследований (анкетирование, опрос, обсуждение);
- подготовка резюме, экономического заключения по проектам и бизнес-планам;
- рекламная деятельность (размещение банеров, ссылки на тематические сайты, реклама на научных мероприятиях, SMS-рассылка по собственной базе);
- проведение тренингов, консультаций, конференций, семинаров и симпозиумов;
- формирование ознакомительных видео-лекций, аудио-подкастов и тематических видео-роликов;
- пропаганда и популяризация видов деятельности связанных с бизнес-инкубированием.
Выводы и перспективы дальнейших исследований.
Таким образом, современный рынок виртуальных бизнес-инкубационных услуг быстро развивается и его становление связано с образовательной, научной, коммерческой и инновационной деятельностью, которая будет сформирована в рамках современных реформационных процессов проводимы Правительством России и самостоятельно отдельными гражданами или бизнес-сообществами [4, 9, 10, 13].
Литература
1. Сайт Е-Муромец - всероссийский виртуальный бизнес-инкубатор для людей с иными способностями: www.emuromets.ru
2. Сайт Центра предпринимательского творчества и системных инноваций: www.cecsi.ru/russia
3. Сайт цифрового инкубатора микробизнеса «Фримакс»: www.friemaxx.ru
4. Сайт Пре Инкубатора МГУ для школьников http://pre-inc.ru/
5. Сайт Украинского бизнес-инкубатора (Киев): http://www.vbi.com.ua/Pres/default.html
6. Сайт Виртуального бизнес-инкубатора:
http://www.kt.kharkov.ua/VirtualBizInc.html
7. Сайт инвестиционного виртуального бизнес-инкубатора: http://www.vladinvest.ru/business-tools/biz-incubator/
8. Сайт бизнес-инкубатора: http://bizlog.ru/ topic4008.html - 07.08.05 12:08
9. Сайт виртуального бизнез инкубатора мама 2.0: http://startupwomen.ru/novosti/start-raboty- virtualnogo-inkubatora-mama-2-0
10. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии / И.А. Стрелец. М: Экзамен,
2003. - 236 с.
11. Темердашев З.А. Использование информационных технологий в инновационном менеджменте /
З.А. Темердашев, В.В. Грицай, С.В. Ратнер // Сб. материалов семинара-совещания по итогам выполнения в 2003 году проектов Научно-технической программы Минобразования России "Инновационная деятельность высшей школы". М.: Ассоциация "Технопарк",
2004, С. 440-446.
12. Жариков В.В. Повышение качества машиностроительной продукции: резервы и механизмы (препринт) / В.В. Жариков // Вестник Тамбовского государственного технического университета. Препринт. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2006. Т. 12. №2. 68с.
13. Мыльник В.В. Концепция самоорганизации и самообновления промышленных организаций на базе инноваций от хаоса к системам / В.В. Мыльник, А.В. Мыльник // Организатор производства. 2012. № 2 (53). С. 13-21.
14. Рыбкина О.В. Формы интеграции производственных организаций наукоемкого сектора экономики / О.В. Рыбкина // Организатор производства. 2012. № 4 (55). С. 34-35.
15. Сайт Виртуального Бизнес-Инкубатора «Эврика»: vb-i.ru
Ш 8 (473) 2-43-76-67
Ключевые слова: виртуальный бизнес-
инкубатор, бизнес-процессы, 1Т-сфера, Виртуальный Бизнес-Инкубатор «ЭВРИКА», менеджмент нововведений, инкубирование бизнеса, коучинг, резидент, бизнес-идеи, бизнес-проекты, внешние и внутренние виды деятельности.