Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения»
ISSN 2071-5021 Эл №ФС77-28654
http://vestnik.mednet.ru
02.06.2011 г.
УДК: 614.2:616-051(470+571)
Армашевская О.В.
Кадровые проблемы педиатрической службы
ФГУ ЦНИИОИЗ, Москва
Armashevskaya O.V.
On personnel issues of public health with special focus on pediatric service
Federal Public Health Institute, Moscow
Резюме. Одним из основных компонентов, способствующих сохранению и укреплению здоровья нации, является служба здравоохранения, работа которой зависит от профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров как главного ресурса здравоохранения. Несмотря на действующую с 2002 г. Концепцию кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации, разработанную в соответствии с государственной политикой в области здравоохранения, остается ряд нерешенных задач -отсутствие научно обоснованных методов планирования численности медицинского персонала; специализированного профотбора на этапе поступления в средние специальные и высшие медицинские образовательные учреждения; несоответствие численности и структуры кадров объемам деятельности, задачам и направлениям реформирования отрасли; наличие диспропорций в структуре медицинского персонала между врачами общего профиля и узкими специалистами, врачами и средним медицинскими работниками, между различными территориями; обеспечения условий для непрерывного последипломного образования; крайне низкая социальная защищенность работников здравоохранения, тяжелый физический и эмоциональный труд врача, и низведения отрасли здравоохранения до сферы услуг, не способствует привлечению и закреплению специалистов в отрасли и усиливает тенденции оттока из отрасли молодых специалистов; минимальное участие в решении кадровых вопросов профессиональных общественных организаций.
В работе представлен анализ динамики статистики кадровых ресурсов педиатрической службы в Российской Федерации и ее регионах за десятилетний период и предложены пути решения этих проблем.
Ключевые слова: кадровые проблемы здравоохранения, педиатрическая служба, статистика кадровых ресурсов, постдипломное образование.
The resume. Public health service constitutes one of the main elements for preserving and enhancing general health condition of the population. Its adequate functioning depends upon the professional skills and qualification training of medical and pharmaceutical staff as main resource of public health.
The Concept of personnel policy in public health of Russian Federation has been designed in 2002 in accordance with governmental course in public health. Despite the effect of this Concept, certain problems on this way still linger on. There exists lack of scientific foundations for planning the required number of medical personnel; lack of specialized pre-professional selection at the stage of admission to medical high schools and institutes; discrepancy between quantity, as well as structure of medical personnel, on the one hand, and medical activities’ volume, on the other; loose quantitative and structural adaptation of medical staff contingent to newly formulated purposes and
emerging trends of reforming public health; disproportionate structure of medical staff as concerns general practitioners and specialized staff, physicians and nurses, as well as inter-location discrepancies; poorly provided conditions for continuing post-graduate education. Such negative moments as low social security of public health servicemen, physically and emotionally hard labor of a physician, psychological burden through frequent implications for public health as providing services not cure...all these moments do not favor engagement of qualified staff in public health, and even potentiate the trend of escaping of young specialists from public health. Such situation is aggravated by scarce involvement of professional public organizations in solving personnel issues.
This analysis of the last decade statistical changes (with regional differentiation) in medical staff resources in pediatric service of Russian Federation enables us to put forward certain propositions for solving the mentioned problems.
Key words: personnel issues in public health, pediatric service, medical staff statistics, postgraduate education.
Современное понятие «здоровья» имеет не только экономическое, но приобретает политическое значение во всем мире. «Здоровый» значит «успешный». Перспективы развития России, ее места и значение в мире зависят, прежде всего, от здоровья и благосостояния детей, так как они будут определять ее будущее. Понятие «здоровья» включает много составляющих, но одним из основных компонентов, способствующих сохранению и укреплению, является служба здравоохранения, адекватная работа которой зависит от профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров, как главного ресурса здравоохранения.
Концепция кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации (приказ № 210 от 03.07.2002 г.) разработана в соответствии с государственной политикой в области здравоохранения в целях решения задач повышения уровня здоровья и качества жизни населения. Основной целью кадровой политики на ближайшую перспективу является развитие системы управления кадровым потенциалом отрасли, основанной на рациональном планировании подготовки и трудоустройства кадров, использовании современных образовательных технологий и эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить органы и учреждения здравоохранения персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения качества медицинской и лекарственной помощи населению.
В 2008 г. численность кадровых ресурсов здравоохранения составляла около 3,1% всех занятых в народном хозяйстве специалистов, из которых 703,8 тыс. врачей и 1511,2 тыс. работников со средним медицинским образованием, причем в отрасли работают преимущественно женщины.
Образовательные учреждения системы Минздрава России выпускают в год около 100 тыс. молодых специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Более 500 тыс. работников здравоохранения ежегодно проходят обучение в системе дополнительного профессионального образования специалистов отрасли. В медицинских вузах осуществляется подготовка по новым для здравоохранения специальностям: сестринское дело, общеврачебная практика, экономика, клиническая психологии, социальная работа и др.
Развивается система приема в высшие учебные заведения на основе целевых договоров и совершенствуется технология учебного процесса, распространяется контрактная система трудоустройства молодых специалистов, усовершенствуются системы сертификации и увеличивается количество специалистов с высшим и средним профессиональным
образованием, получивших квалификационные категории в соответствии с достигнутым уровнем теоретических знаний и практических навыков.
Но нерешенными остаются огромное количество проблем в области управления кадровыми ресурсами: отсутствие научно-обоснованных методов планирования численности медицинского персонала, несоответствие численности и структуры кадров объемам деятельности, задачам и направлениям реформирования отрасли; наличие диспропорций в структуре медицинского персонала между врачами общего профиля и узкими специалистами, врачами и средним медицинскими работниками, между различными территориями, городской и сельской местностью, между учреждениями специализированных видов помощи и первичным звеном; несовершенство нормативно-правовой базы; несоответствие подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения и задачам структурной перестройки отрасли; крайне низкая социальная защищенность работников здравоохранения и оплата труда, не способствует привлечению и закреплению специалистов в отрасли и усиливает тенденции оттока из отрасли молодых специалистов; минимальное участие в решении кадровых вопросов профессиональных общественных организаций.
Соотношение между врачами и средним медицинским персоналом ^ за последние десять лет остается неизменным (за рубежом это соотношение составляет 1/8), при этом наблюдается устойчивая тенденция с 2003 г. уменьшения выпуска специалистов со средним образованием и рост с 2001 г. выпуска специалистов с высшим образованием, что сохраняет выполнение обязанностей среднего персонала врачом и не может улучшать качество медицинского обслуживания населения (табл. 1).
Таблица 1
Выпуск специалистов со средним специальным и высшим медицинским образованием в РФ (тыс. чел.)
Годы 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Среднее специальное 61,4 66,5 68,1 69,2 69,1 67,6 57,1 66,6 66,2 63,5
Высшее 24,2 23,3 23,4 24,2 25,8 26,8 28,2 31,0 31,3 32,1
Предполагается, что кадровая политика должна включать три взаимосвязанных направления: планирование и оптимизация численности и структуры кадров; совершенствование подготовки кадров; управления человеческими ресурсами здравоохранения в соответствии с принципами и требованиями современной теории.
Все изложенное выше относится и к кадровому потенциалу педиатрической службы.
История отечественной педиатрии зачиналась в глубине веков в недрах народной и монастырской медицины. Научная педиатрия в России получила развитие со второй половины XIX века. Создание государственной эффективной целостной системы по охране материнства и детства в нашей стране произошло в советский период ее развития, явилось одним из выдающихся достижений отечественной медицины. В 20-е годы прошлого века создана широчайшая сеть специальных учреждений - женских и детских консультаций, домов ребенка и детских домов, яслей. Возникшая проблема нехватки медицинских кадров для работы в этой отрасли медицины была решена Советским правительством в 1930 г. открытием в ряде медицинских институтах педиатрических факультетов. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 38 педиатрических факультетов, ведущих подготовку будущих специалистов детского здравоохранения.
Получение профессии врача подразумевает самое длительное обучение из всех возможных профессий: от 7 до 8,5 лет и только потом возможность самостоятельной работы.
Работать в здравоохранении во время довольно интенсивного графика учебы практически невозможно, если только вместо нее или ночные дежурства за мизерную оплату санитаром или уже, будучи специалистом среднего звена, медсестрой или фельдшером. Дальнейшая работа по этой специальности невозможна без постоянного самостоятельного обучения, и даже достаточный опыт и стаже не гарантирует достойное вознаграждение за этот тяжелый
труд.
Профессия врача подразумевает особую физическую и психологическую нагрузку на человека - необходимость прийти на помощь в любое время дня и ночи и быть при этом адекватным любой профессиональной ситуации, общение с больными взрослыми или детьми, что подразумевает сопереживание, сочувствие и одновременно возможность прогнозировать развитие событий связанных с болезнью и ее лечением. Из этого следует что человек, выбравший своим призванием врачебную деятельность должен, прежде всего, обладать отменным здоровьем, огромным интеллектом, широким кругозором и набором таких человеческих качеств как самоотверженность, доброта, умение принимать решения и быть ответственным за них. Безусловно, люди, обладающие такими достоинствами, рождаются и воспитываются в определенной социо-культурной среде.
Недостаточное финансирование здравоохранения и рассмотрение парадигмы «здоровья» как само собой разумеющееся, а не взращиваемое, культивируемое и сохраняемое в течение советского времени и уж тем более в период реформирования страны, когда здравоохранение стало относиться к сфере услуг, не могли не повлиять на главную составляющую его ресурсного обеспечения - кадры.
Низведение роли врача до оказания услуг, имеющих за огромный физический и интеллектуальный труд небольшую зарплату, со стороны государства, привело к тому, что общество относиться к работникам здравоохранения не как к творческим, развивающимся личностям, способных повлиять на здоровье нации, а как к обслуживающему персоналу, и в лучшем случае, к статистам, констатирующим его состояние, не могло не повлиять на имидж профессии и ее привлекательность для молодежи.
Профессиональная ориентация молодежи на фоне трансформации ценностей современного российского общества направлена на такие престижные профессии как специалист по компьютерным технологиям и информационной безопастности, юрист, менеджер, а отнюдь не врач. К сожалению, существовавшая в предыдущие годы далеко не идеальная система профориентационной работы с молодежью утратила былые цели и масштабы. Данные социологических исследований среди студентов медицинских Вузов говорят о том, что многие выбирают педиатрию не по призванию, а потому что конкурсы в медицинские Вузы составляют в среднем два человека на место, но на факультет «лечебное дело» они традиционно выше, так же как и проходной бал, чем на «педиатрический» и поэтому поступить на этот факультете проще. В процессе профессионального отбора абитуриентов большое значение имеет наличие признаков психологической готовности к выполнению ответственной и сложной работы врача, а особенно детского доктора, что не учитывается при поступлении. Согласно исследованиям до 93% студентов выпускного курса медвузов считают правильным свой выбор профессии и планируют работать в практическом здравоохранении, а среди тех, кто считает выбор ошибочным, отсутствуют поступившие по целевому набору.
Невозможно повышение качества медицинской помощи населению без обеспечения условий для непрерывного последипломного образования. Необходимость даже обязательного один раз в пять лет его прохождения бывает довольно затруднительна, так как отозвать врача с места работы на несколько месяцев для повышения квалификации почти невозможно. При медицинских Вузах имеются колоссальные резервы для обучения, но очень
дорого обходится проживание, решают эту проблему выездные циклы, которые, конечно, не являются полноценной учебой.
Согласно исследованиям уже после 10 лет стажа у врачей накапливаются негативные влияния профессиональной среды, приводящие к синдрому психоэмоционального выгорания, проявляющемуся несколькими симптомами, причем вне зависимости от стажа, самым значительным из всех его проявлений будет редукция профессиональных обязанностей.
При смещении акцентов в сторону материального вознаграждения для мотивирования на более производительный труд, безусловно, остаются его нематериальные аналоги. Так, для большинства врачей-педиатров наиболее предпочтительными видами стимулирования оказались карьерный рост, моральное поощрение (вынесение благодарности, присвоение почетного звания, награждение медалью и т. д.), предоставление по льготным ценам возможности медицинского обследования и лечения, консультации юриста и т. д. (Мадьянова В.В., 2003). Признание личных заслуг способствует потребностям специалиста в реализации собственного потенциала, предоставление возможности некоторой экономии собственных средств при низкой гарантированной заработной плате, а также известно, что поощрение достижений отличившегося сотрудника оказывает мотивационный эффект на его сослуживцев.
Анализ обеспеченности врачами в РФ за период с 1999 по 2008 гг. показал, что во всех субъектах кроме ЮФО (с 40,21 до 38,71) и ПФО (с 41,48 до 41,26) этот показатель увеличивается. В целом по РФ он вырос с 42,37 до 43,79; максимальное его значение зафиксировано в 2008 г. по СЗФО - 49,29; 46,61 по ДФО, а минимальным на протяжении всего десятилетия (34,70 и 37,55, соответственно) он был в УФО.
В развитых странах численность врачей на 10 000 населения колеблется, но не превышает 28,8.
Увеличивается обеспеченность педиатрами во всех регионах, так по РФ с 18,15 до 21,20; лидирующее положение занимает СЗФО (с 21,00 до 24,92) на протяжении всего исследуемого периода; следующее ранговое место у ЦФО (с 20,48 до 24,11); ДФО (19,34 и 22,61 соответственно); СФО (16,48 и 20,48); при наименьшем значении этого показателя -14,21 в 1999 г. вырос до 18,21 в УФО к 2008 г., а по ЮФО показатель и был невысоким -16,14 и стал минимальным по сравнению с другими территориями - 16,85.
Значительное снижение численности неонатологов на 10 000 населения зафиксировано за прошедшее десятилетие (табл. 2).
По РФ этот показатель снизился с 42,17 до 34,35; наибольшее изменение с 50,19 до 38,48 произошло в СЗФО; наименьшее в ДФО (с 44,4 до 40,27); минимальное значение от 38,17 до 30,33 сохраняется в ЮФО; в остальных регионах показатель близок к среднему по России.
Таблица 2
Динамика численности неонатологов в РФ и ее субъектах за 1999-2008 гг. (на 10
тыс. населения)
Годы 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
РФ 42,17 41,40 39,73 37,60 35,62 35,79 37,28 35,72 33,33 34,35
ЦФО 42,74 41,98 40,09 38,68 36,14 35,24 36,65 36,13 34,28 35,51
СЗФО 50,19 47,47 44,64 41,27 38,28 37,82 40,22 39,65 37,68 38,48
ЮФО 38,17 38,28 37,86 36,32 33,93 35,24 35,19 32,00 29,96 30,33
Годы 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
ПФО 42,04 41,04 39,56 37,61 36,04 36,43 37,67 35,80 32,91 33,30
УФО 42,10 43,90 39,90 36,34 35,83 35,70 37,48 36,27 33,28 34,74
СФО 40,74 38,48 37,36 35,11 33,13 33,88 36,33 34,92 32,35 34,13
ДФО 44,40 43,74 42,39 39,92 38,60 38,91 41,62 40,37 37,87 40,27
Обеспеченность детскими хирургами увеличивается повсеместно. За период с 1999 по 2008 г. в целом по РФ с 0,96 до 1,36; с одинакового значения 1,18 в ЦФО и СЗФО отмечен рост до 1,84 и 1,58 соответственно; минимальный показатель (от 0,71 до 1,06) в УФО сохраняется; близок к нему ЮФО (1,07); СФО - 1,32; ПФО - -1,21.
Практически в два раза увеличилась за исследуемый период обеспеченность населения детскими эндокринологами во всех субъектах федерации. Ведущее место по данному показателю занимает все десятилетие ЦФО до 0,40 в 2008 г. против 0,30 среднероссийского; по СЗФО - 0,34; минимальный этот показатель за весь период в ЮФО и составил к его концу всего 0,23; близок к нему ДФО (0,24); остальные регионы имеют практически одинаковый показатель, который не превышает 0,28.
Достаточно противоречивая картина складывается по обеспеченности детскими онкологами. В целом по РФ показатель вырос в два раза и достиг 0,08; аналогичная тенденция прослеживается в ЦФО (0,15), УФО (0,10); СФО (0,06); а в ДФО он остался на неизменном уровне - 0,06; минимален (0,04) он в ЮФО и всего 0,05 по ПФО.
Увеличивается численность детских стоматологов во всех территориях без исключения. Так, по РФ к 2008 г. обеспеченность этими специалистами достигла 3,11. В ЮФО максимальное значение 3,10 зафиксировано в начале десятилетия, к его концу составило 3,72; его опережает только СЗФО [4, 12]; у остальных регионов этот показатель значительно ниже среднего по РФ, а с минимумом [2, 11] у УФО.
Катастрофическая убыль за десятилетие численности врачей по гигиене детей и подростков на 10 000 населения до пятикратного от минимального за период в ЮФО (с 0,36 до 0,07) и ДФО (с 0,45 до 0,08), и практически двукратного в СФО (с 0,39 до 0,20) и УФО (с
0,37 до 0,19). По России, ЦФО, СЗФО и ПФО отмечено близкое к троекратному уменьшению и составило от 0,41 до 0,15; от 0,44 до 0,17; от 0,45 до 0,16; 0,40 до 0,14 соответственно.
Обеспеченность населения генетиками в целом по РФ не изменилась и осталась на уровне 0,03; сохранилось неизменным значение этого показателя по ЮФО (0,02) и УФО (0,01); уменьшился (с 0,02 до 0,01) он в ПФО, а вырос остальных регионах: в СЗФО (с 0,02 до 0,04), в ЦФО (с 0,04 до 0,06), в СФО (с 0,03 до 0,05), в ДФО (с 0,02 до 0,03).
Анализ численности акушеров-гинекологов показал, что обеспеченность ими в целом по России увеличивается (с 5,06 до 5,16), аналогичная тенденция прослеживается по ЦФО (с 5,22 до 5,40), по СЗФО (с 4,73 до 4,97), по УФО (с 4,49 до 4,65), по СФО (4,73 по 4,99); у таких регионов как ДФО и ЮФО и этот показатель изначально превышал средний российский или был близок к нему как у ПФО и незначительно снижается с 5,75 до 5,69; с 5,41 до 5,39; с 5,02 до 4,97 соответственно.
За десятилетний период не изменилась обеспеченность населения по РФ средним медицинским персоналом и составила 106,5; этот показатель среди медицинских сестер увеличивается от 69,8 до 73,1; а среди акушерок он постоянно снижался с 9,9 до 8,8.
В результате анализа динамики численности различных специалистов с высшим и средним медицинским образованиям по России и ее регионам выявлена достаточная
обеспеченность врачебным персоналом по сравнению с развитыми странами, что в принципе должно положительно влиять на доступность и качество медицинской помощи. Максимальное снижение обеспеченности по ЮФО специалистов педиатрического профиля видимо находиться в прямой зависимости от наибольшего количества случаев инвалидизации детского населения.
Минимальные показатели по обеспеченности специалистами профилактической направленности и продолжающиеся тенденции к уменьшению среди них (врачи по гигиене детей и подростков), а также возросшая потребность в генетиках, не может не сказаться на профилактической работе среди населения и влиять на качество жизни индивидуумов.
Отсутствие достаточного числа неонатологов и акушерок в службе охраны здоровья матери и ребенка ведет к увеличению нагрузки на таких специалистов как педиатр и акушер-гинеколог, что в свою очередь влияет на качество оказываемой помощи в самый критический момент рождения новой жизни и первых ее дней.
В заключение следует выделить основные направления оптимизации кадровой политики педиатрической службы.
1. Необходима политическая воля со стороны государства для признания деятельности врача государственной важности, с одновременным формированием адекватной системы финансирования, направленной на кадровое ресурсосбережение и социальную защиту работников здравоохранения.
2. Прогнозирование перспективного спроса на медицинские кадры, оптимизация их численности, достижение пропорционального соотношения между специалистами высшего и среднего звена и по отдельным специальностям, для обеспечения оптимального функционирования службы не только на федеральном уровне, но и региональном с преимущественной целевой подготовкой специалистов.
3. Постоянное совершенствование качества обучения от довузовского этапа -специализированные школы с медико-биологическим уклоном при Вузах, и при приеме в них и в ВУЗ проведение обязательного психологического тестирования по наличию профессионального соответствия абитуриентов, особенно на педиатрический факультет.
4. Развитие системы непрерывного последипломного образования в соответствие с современными требованиями, с максимально оптимальным соотношением качества и доступности, развитием дистанционных технологий в обучении персонала.
5. С целью снижения распространенности симптомов психоэмоционального выгорания специалистов здравоохранения представляется целесообразным вести работу по организации психологического сопровождения профессиональной врачебной деятельности как на базе лечебных учреждений, а лучше всего в рамках циклов тематического совершенствования врачей на факультетах постдипломного образования.
6. Укрепление корпоративной культуры в медицинской среде, профессионального межличностного взаимодействия (особая преемственность между акушером-гинекологом и неонатологом), активное мотивирование сотрудников к повышению профессионального уровня и оказанию качественной медицинской помощи, проявлению присущей профессии внимательного и добросердечного отношения к пациентам, отзывчивости, гуманизма.
Список литературы
1. Приказ Минздрава РФ от 03.07.2002 N 210 ”О Концепции кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации” [Интернет]. URL: http://rudoctor.net/medicine2009/bz-lw/med-zmteh.htm (Дата обращения 18.08.2010).
2. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации от 05.11.97 № 1387 [Интернет]. URL: http://www.medical-malpractice.ru/offpaps/pravconcept1997.pdf
3. Пчелина И.В., Дьяченко В.Г. Профессиональная ориентация молодежи, как основа решения проблемы кадрового дисбаланса отрасли здравоохранения Дальневосточного Федерального округа. /Проблемы территориального здравоохранения. Сб. науч. трудов. Вып. 4. М., 2003. С31-36.
4. Мадьянова В.В. Мотивационные предпочтения врачей-педиатров в области нематериального стимулирования их профессиональной деятельности. Сб. науч. трудов. Вып. 4. М., 2003. С. 62-66.
5. Сохов С.Т., Данилова Н.В., Сковердяк Л.А., Армашевская О.В., Артюхов А.С., Миронова Н.Н., Огрызко Е.В., Лопаков К.В., Тахторова Ю.Н. Стратегические задачи и технологические решения в обеспечении системы здравоохранения кадровыми ресурсами. /Сб. научн. трудов ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава «Новые технологии в современном здравоохранении», том 2 М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2007. С. 118-122.
References
1. Prikaz Minzdrava RF ot 03.07.2002 N 210 ”O Kontseptsii kadrovoy politiki v zdravookhranenii Rossiyskoy Federatsii" [Order No.210, Ministry of Public health of RF, 03.07.02: On the concept of staff policy in public health of the Russian Federation]
[Internet]. 2002 [cited 2010 Aug 18]. Available from: http://rudoctor.net/medicine2009/bz-lw/med-zmteh.htm
2. Kontseptsiya razvitiya zdravookhraneniya i meditsinskoy nauki v Rossiyskoy Federatsii ot 05.11.97 № 1387 [No.1387: Concept of development of public health and medical science in the Russian Federation from 05.11.97]. [Internet]. 1997 [cited 2010 Oct 17]. Available from: http://www.medical-malpractice.ru/offpaps/pravconcept1997.pdf
3. Pchelina IV, Dyachenko VG. Professionalnaya orientatsiya molodezhi, kak osnova resheniya problemy kadrovogo disbalansa otrasli zdravookhraneniya Dalnevostochnogo Federalnogo okruga [Tentative consultation for professional choice in solving certain confusions in staff macro-balance in public health in Far East District of RF]. Problemy territorialnogo zdravookhraneniya. Collection of Scientific Papers. Issue 4. Moscow; 2003.
P. 31-36.
4. Madyanova VV. Motivatsionnye predpochteniya vrachey-pediatrov v oblasti nematerialnogo stimulirovaniya ikh professionalnoy deyatelnosti [Motivated preference choices of pediatrician for extra-material stimulation of professional activities]. Collection of Scientific Papers. Issue 4. Moscow; 2003. p. 62-66.
5. Sokhov ST, Danilova NV, Skoverdyak LA et al. Strategicheskie zadachi i tekhnologicheskiye resheniya v obespechenii sistemy zdravookhraneniya kadrovymi resursami [Strategic tasks and technologic solutions for the supply of public health with staff resources]. In: Novye tekhnologii v sovremennom zdravookhranenii. Collection of Scientific Papers of FGU TsNIIOIZ. Issue 2 Moscow: RIO TsNIIOIZ; 2007. p. 118-122.