ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.21045/1811-0185-2022-6-62-68 УДК: 614.2
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРВИЧНОИ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.А. Калининская0 : , А.В. Лазарев0, С.И. Шляферь, Л.А. Бальзамовас
а Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации; b Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
c Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
И Автор для корреспонденции: Калининская А.А.
АННОТАЦИЯ
Российская система охраны здоровья населения и первичная медико-санитарная помощь как ее составляющая требуют реформирования. Чрезмерно узкая специализация амбулаторно-поликлинической помощи утрачивает личность врача первичной медико-санитарной помощи как «стража здоровья». Государство несет финансовое бремя, связанное с большими вложениями в специализированную медицинскую помощь, которая значительно дороже. Требуется реформирование первичной медико-санитарной помощи в организационном и кадровом обеспечении.
К сожалению, 30 лет реформирования первичной медико-санитарной помощи по принципу общей врачебной практики не приблизили Россию к формированию новой организационно- и институционно-устойчивой модели.
Цель исследования. На основе анализа отчетных данных обеспеченности врачебными кадрами первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации и ее субъектах и контент анализа авторских исследований разработаны предложения по реформированию первичной медико-санитарной помощи и общих врачебных практик.
Материалы и методы: контент-анализ, статистический, социологический, аналитический, непосредственного наблюдения. В статье использовались результаты исследовательских работ авторов статьи с последующим контент-анализом и разработкой предложений по реформированию первичной медико-санитарной помощи, участковой службы и общей врачебной практики, в частности.
Результаты. В статье дан анализ обеспеченности врачами, врачами-терапевтами участковыми и врачами общей практики в Российской Федерации в динамике (2016-2020 гг.), проведено ранжирование показателей обеспеченности врача общей практики в субъектах Российской Федерации. Анализ показал, что за 5 лет обеспеченность врачами участковой службы увеличилась незначительно: врачами общей практики (с 0,63 до 0,72%о0), врачами- терапевтами участковыми (с 2,98 до 3,21), суммарно показатель обеспеченности этими специалистами вырос с 3,61 до 3,93%0 и их доля (2020 г.) составила 8,6% от общей численности врачей в Российской Федерации, что определяет необходимость приоритетности реформирования первичной медико-санитарной помощи в условиях развития общей врачебной практики. На основе контент-анализа и собственных исследований, касающихся состояния первичной медико-санитарной помощи и развития общей врачебной практики в Российской Федерации, разработаны предложения по реформированию первичной медико-санитарной помощи и научно обоснованы перспективные модели общей врачебной практики в условиях города.
Выводы. Внедрение перспективных моделей общей врачебной практики в условиях города предполагает полный переход медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях на общую врачебную практику, при этом сокращаются штатные должности врачей-специалистов. Следует расширить должностные обязанности медицинских сестер врача общей практики при соотношении врача общей практики к медицинской сестре врача общей практики как 1:2. Необходима разработка нормативно-правовых и управленческих решений в отношении приоритетов первичной медико-санитарной помощи и развития общей врачебной практики в ее структуре.
Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, врач общей практики, общая врачебная практика, врачи-терапевты участковые, медицинская сестра врача общей практики, медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в амбулаторных условиях — поликлиника.
Для цитирования: Калининская А.А., Лазарев А.В., Шляфер С.И., Бальзамова Л.А. Кадровое обеспечение первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. 2022; 6: 62-68. DOI: 10.21045/18110185-2022-6-62-68.
© Калининская А.А., Лазарев A.B., Шляфер С.И, Бальзамова Л.А, 2022 г.
Менеджер
здравоохранения /
Manager № В
ZdrevoochreneniB 2022
Введение
В 2016 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) была представлена «Глобальная стратегия для развития кадровых ресурсов здравоохранения: трудовые ресурсы 2030». Цель стратегии - обеспечение доступности, приемлемости и качества трудовых ресурсов здравоохранения [1].
Указом Президента Российской Федерации «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» одним из приоритетных направлений определено совершенствование медицинского образования и кадрового обеспечения системы здравоохранения, устранение дисбаланса между наличием медицинских работников, в первую очередь в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
По мнению Европейского регионального бюро ВОЗ, оказание первичной медико-санитарной по -мощи (ПМСП) на основе врача общей практики (ВОП) позволяет осуществить интегративные функции здравоохранения: профилактику, лечение, реабилитацию и медико-социальную помощь [2].
По заключению ВОЗ, в государственно-бюджетной модели здравоохранения на уровне ПМСП реально решение до 90% проблем пациентов, связанных со здоровьем, что определяет значимость проблемы модернизации ПМСП [3].
Российская система охраны здоровья населения и ПМСП как ее составляющая требуют реформирования [4, 5, 6]. Чрезмерно узкая специализация амбулаторно-поликлинической помощи утрачивает личность врача ПМСП как «стража здоровья» [7, 8]. Государство несет финансовое бремя, связанное с большими вложениями в специализированную медицинскую помощь, которая значительно дороже. Требуется реформирование первичной медико-санитарной помощи в организационном и кадровом обеспечении [9, 10, 11].
Общая врачебная практика делает врачебную помощь более доступной и приближенной для пациента. Внедрение врача общей практики/семейного врача (ВОП/СВ) не разрушает сложившуюся специализированную службу, а, напротив, эффективность специализированных служб значительно возрастает. К сожалению, 30 лет реформирования ПМСП по принципу общей врачебной практики (ОВП) не приблизили Россию к формированию новой организационно и институционно устойчивой модели ПМСП [12, 13, 14, 15].
Результаты
В субъектах Российской Федерации (РФ) в 2020 г. колебания в показателях обеспеченности ВОП на 10 тысяч населения велики: от 0,01 в Чеченской Республике до 2,97 в Белгородской области.
За период с 2016 по 2020 гг. число ВОП, работающих в системе Минздрава РФ, увеличилось с 9314 до 10505. Обеспеченность населения ВОП составила 0,72 на 10 тыс. населения (1,9% от общей численности врачебных кадров).
В условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 значимость ПМСП и развитие ОВП возрастают. В РФ (2020 г.) заболеваемость COVID-19 составила 3384,5 на 100 тыс. населения, колебания показателей в субъектах РФ значительны: от 668,1 в Чеченской Республике до 7696,9 в Республике Северная Осетия - Алания. На величины показателей влияют неоднозначность кодирования COVID-19, а также обеспеченность врачами первичного звена и уровень их подготовки. Анализ показал, что в Чеченской Республике низкая обеспеченность врачами общей практики (0,01 на 10 тыс. населения), ОВП развита плохо.
Низкая приоритетность развития ПМСП в нашей стране, задержка реорганизации этого сектора в части развития ОВП определяют значимость реформирования системы ПМСП.
Анализ показал, что за последние годы утрачен интерес к развитию общих врачебных практик в РФ. Численность ВОП (физические лица) за 5 лет анализа (2016-2020 гг.) увеличилась незначительно (на 12,8%) (таблица 1). В 2016 г. показатель обеспеченности ВОП на 10 тыс. населения составлял 0,63%оо, в 2020 г. возрос до 0,72%оо, врачами-терапевтами участковыми - с 2,98 до 3,21%°. Суммарная обеспеченность врачами участковой службы увеличилась с 3,61 до 3,93%°. Результаты анализа свидетельствуют, что реформирования системы ПМСП в РФ за истекшие 5 лет не произошло. Внедрение ОВП не находит должного развития.
В таблице 1 представлен анализ в динамике за 5 лет (2016-2020 гг.) численности и доли врачей в РФ всего и работающих в участковой службе. Доля врачей (суммарно врачей-терапевтов участковых и ВОП) от общего числа врачей составила 8,6% (2020 г.). За годы анализа данный показатель несколько увеличился (в 2016 г. составлял 8,1%), что недостаточно, требуется реформирование системы здравоохранения, модернизации ПМСП с акцентом на заключение ВОЗ, до 90% проблем пациента следует решать на уровне ПМСП [3].
С
#хс
№ Б Мападег
2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
Таблица 1
Численность, обеспеченность всего врачами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) в Российской Федерации в динамике за 2016-2020 гг. (физические лица абс., на 10 тысяч населения).
Сборник «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. 1-2 части. Медицинские кадры». ФГБУ ЦНИИОИЗ МЗ РФ
Показатели Годы
2016 2017 2018 2019 2020
абс. 544458 548414 548818 551473 557285
Численность врачей, всего в % к всего врачей 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
на 10 тыс. населения 37,1 37,3 37,4 37,6 38,0
абс. 34906 34929 35490 36215 37380
Численность врачей-терапевтов участковых в % к всего врачей 6,4 6,4 6,5 6,6 6,7
на 10 тыс. населения 2,98 2,99 3,04 3,11 3,21
Численность врачей общей практики абс. 9314 11046 11584 11358 10505
в % к всего врачей 1,7 2,0 2,1 2,1 1,9
(семейных врачей) на 10 тыс. населения 0,63 0,75 0,79 0,77 0,72
Суммарная численность врачей-терапевтов абс. 44220 45975 47074 47573 47885
в % к всего врачей 8,1 8,4 8,6 8,7 8,6
участковых и ВОП на 10 тыс. населения 3,61 3,74 3,83 3,88 3,93
Обеспеченность всего средним медицинским персоналом в РФ за 5 лет анализа (2016-2020 гг.) снизилась с 88,0 до 85,3 на 10 тыс. населения (таблица 2). Отмечено уменьшение обеспеченности медицинскими сестрами участковыми с 3,54 до 3,33%° и медицинскими сестрами врача общей практики (МСВОП) - с 0,92 до 0,88%°. При этом обеспеченность участковой службы суммарно МС участковыми врача-терапевта участкового и МСВОП снизилась с 4,46 до 4,21%°.
Соотношение врачей первичного звена (врачей-терапевтов участковых + ВОП) и среднего медицинского персонала участковой службы (медицинская сестра участковая врача-терапевта участкового + МСВОП) в 2016 г. составляло 1: 1,2, в 2020 г. снизилось до 1: 1,1, что свидетельствует о том, что за последние годы утрачивается интерес к расширению функций среднего медицинского персонала и повышению его участия в оказании медицинской помощи. Расширение их функций особо значимо в деятельности ОВП. Необходимо усиление значимости среднего медицинского персонала в ПМСП.
Требуется разработка и апробация новых перспективных моделей деятельности ПМСП и, в частности, в системе общих врачебных практик с активным использованием среднего медицинского персонала.
В исследовательской работе (Калининская А.А., Гаджиева Л.А., Бальзамова Л.А., 2018) [13] научно обоснованы перспективные модели общих врачебных практик, которые отличаются формами работы. Организация перспективных моделей ОВП предполагает полный переход медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях (МОАУ) на общую врачебную практику, что определяет сокращение штатных должностей врачей-специалистов, при этом предполагается расширение должностных обязанностей среднего медицинского персонала. Рекомендуемое соотношение врачей общей практики и МСВОП 1:2 (в настоящее время 1: 1,2). Оптимальной моделью организации ОВП является работа ВОП с фельдшером и медицинской сестрой врача общей практики. Комплексная бригада ОВП может также включать медицинского регистратора.
Обсуждение
Следует отметить, что в РФ переход к общей врачебной (семейной) практике проходит очень медленно. Реорганизация амбулаторно-поликлинической службы по принципу врача общей (семейной) практики должна осуществляться как составная часть реформирования всей системы здравоохранения.
В 90-ые годы ХХ века в ряде субъектов РФ проводились эксперименты «Новый хозяйственный
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № Б
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022
Таблица 2
Динамика численности и обеспеченности всего средним медицинским персоналом, медицинскими сестрами участковыми и медицинскими сестрами врача общей практики в Российской Федерации за 2016-2020 гг. (физические лица абс., на 10 тысяч населения).
Сборник «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. 1-2 части. Медицинские кадры». ФГБУ ЦНИИОИЗ МЗ РФ
Показатели Годы
2016 2017 2018 2019 2020
Численность среднего абс. 1291948 1266181 1266396 1258806 1251245
медицинского персонала (всего) на 10 тыс. населения 88,0 86,2 86,3 85,8 85,3
Численность медицинских абс. 41447 40686 39536 38889 38763
сестер участковых врача-терапевта участкового на 10 тыс. населения 3,54 3,48 3,39 3,34 3,33
абс. 13515 13540 13767 13603 12874
Численность МСВОП на 10 тыс. населения 0,92 0,92 0,94 0,93 0,88
Сумма медицинских сестер абс. 54962 54226 53303 52492 51637
участковых врача-терапевта участкового и МСВОП на 10 тыс. населения 4,46 4,4 4,33 4,27 4,21
Соотношение врач-терапевт участковый + ВОП/ МС участковая врача-терапевта участкового +_МСВОП 1: 1,2 1: 1,2 1: 1,1 1: 1,1 1: 1,1
механизм» и использовалась методология «поликлиника-фондодержатель». Полное фондодержание включало финансирование МОАУ части расходов на оказание стационарной и скорой медицинской помощи, при этом в МОАУ имелось право не экономить за счет снижения объемов этих видов медицинской помощи. Эксперимент определил большой экономический потенциал, при этом укрепил ПМСП. Однако дальнейшего развития эксперимент не получил в силу позиции Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В начале 2000-х годов эксперимент «закрыли» без каких-либо объяснений. Здравоохранение страны перешло к регрессивной форме финансирования «за посещение». При этом у ВОП появилась заинтересованность в наращивании числа посещений и пропал интерес к ответственности за здоровье пациента [13, 15].
Использование эффективного контракта в определенной мере позволило активизировать работу по формированию экономических стимулов в работе врачей, но эта форма оплаты ограничивается только индивидуальными поощрениями медицинских работников и не затрагивает мотивацию МОАУ как субъекта в целом в экономических отношениях.
С
Возвращение эксперимента в новых условиях развития ПМСП может быть целесообразным.
Выводы
Чрезмерная специализация в ПМСП устранила личность врача как «стража здоровья», его ответственность за здоровье пациента.
Врачи общей практики должны нести ответственность за состояние здоровья прикрепленного населения. ВОП призваны не только осуществлять лечебно-профилактическую работу, но и координировать организацию медицинской помощи прикрепленному населению на всех этапах ее оказания: ВОП следует определять наиболее эффективные (в клиническом и экономическом аспектах) маршруты движения прикрепленных пациентов; участвовать в планировании медицинской помощи на разных этапах ее оказания; обеспечить преемственность лечения и реабилитации пациентов.
Внедрение перспективных моделей ОВП в условиях города предполагает полный переход МОАУ на общую врачебную практику, при этом сокращаются штатные должности врачей-специалистов.
Необходимо расширить должностные обязанности МСВОП при соотношении ВОП к МСВОП как 1:2. Оптимальной моделью организации ОВП является
•КС
№ Б Мападег
2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
работа ВОП с фельдшером и медицинской сестрой врача общей практики. Комплексная бригада ОВП может также включать медицинского регистратора.
Система оплаты труда ВОП должна ориентировать врачей на оказание специализированной медицинской помощи по смежным специальностям с учетом объема и оценки качества их работы. Особое значение приобретает стимулирование профилактической деятельности врачей общей практики.
Результаты анализа свидетельствуют о необходимости разработки нормативно-правовых и управленческих решений в отношении приоритетов ПМСП и развития ОВП в ее структуре.
Результаты проведенного исследования могут представлять интерес для специалистов в области политики здравоохранения, организаторов здравоохранения и практических врачей.
1. Глобальная стратегия для развития кадровых ресурсов здравоохранения: трудовые ресурсы 2030 г. Всемирная организация здравоохранения. 2016. - 64 с. URL: https://docplayer. com/47854504-Globalnaya-strategiya-dlya-razvitiya-kadrovyh-resursov-zdravoohraneniya-trudovye-resursy-2030-g.html
2. Making progress towards health workforce sustainability in the WHO European Region //
World Health Organization. - 2015. - 33 c. URL: http:/www.euro.who.int/_data/assets/
pdf_file/0005/287456/Making-progress-towards-health-workforce-sustainability-in-the-WH0-European-Region-rev1.pdf
3. Пилипцевич Н.Н. Первичная медико-санитарная помощь и «душевный склад» текущего времени // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2019. - № 1 (98). -С. 56-63.
4. Стародубов В.И., Калининская А.А., Сквирская Г.П., Шляфер С.И., Матвеев Э.Н. Методические рекомендации по организации дневных стационаров больничных организаций. Утверждены Минздравом РФ от 17.11.2000 № 2000/166. Москва, 2000.
5. Шляфер С.И., Матвеев Д.А., Ермолюк Е.Н., Горохова Т.А. Анализ эффективности использования коечного фонда // Здравоохранение Российской Федерации. - 2007. - № 5. -С. 33-35.
6. Стародубов В.И., Калининская А.А., Шляфер С.И. Первичная медико-санитарная помощь: состояние и перспективы развития. - М.: Медицина, 2007. - 261 с.
7. Денисов И.Н. Развитие общей врачебной практики в России: состояние, проблемы и перспективы // Здравоохранение. - 2010. - № 9. - С. 155-164.
8. Аликова З.Р., Анаева Л.А. Общая врачебная практика в системе первичной медико-санитарной помощи: этапы развития // Актуальные вопросы истории медицины и здравоохранения: Материалы международного симпозиума / Отв. ред. И.В. Егорышева, Е.В. Шерстнёва. -2019. - С. 12-20.
9. Калининская А.А., Шляфер С.И., Девишев Р.И. Экономический эффект от организации стационара дневного пребывания в больнице (на примере Нелидовской ЦРБ Тверской области) // Экономика здравоохранения. - 2000. - № 4. - С. 10-11.
10. Шейман И.М., Шевский В.И., Сажина С.В. Приоритет первичной медико-санитарной помощи - декларация или реальность? // Социальные аспекты здоровья населения. - 2019. -Т. 65. - № 1-3. - С. 5-37. DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-1-3.
11. Комаров Ю.М. Опыт здравоохранения отдельных стран: что может быть полезно для России? [Интернет] [Цитируется 10.11.2020]. Доступ по адресу: https://nacmedpalata. ru/?action=show&id=278
12. Бальзамова Л.А. Эффективность использования ресурсов здравоохранения в амбула-торно-поликлинических учреждениях: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2004. - 26 с.
13. Калининская А.А., Гаджиева Л.А., Бальзамова Л.А. Перспективные модели общих врачебных практик в условиях города. - М., 2018. - 124 с.
14. Зубарева Н.Н. Финансово-экономический механизм развития первичной медико-санитарной помощи (региональный опыт) // Экономика. Информатика. - 2020. - Т. 47. - № 1. -С. 13-22.
15. Калининская А.А., Гаджиева Л.А, Мерекина М.Д., Бальзамова Л.А, Кашина О.А, Максимова Л.Г. Расчет объемов труда и потребность в врачах общей практики в условиях города // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2020. - № 7-8. - С. 47-53.
Менеджер
здравоохранения /
Manager № 6
ZdrevoochreneniB 2022
ORIGINAL ARTICLE
STAFFING FOR PRIMARY HEALTH CARE IN THE RUSSIAN FEDERATION
A.A. KalininskayaQ: , A.V. Lazareva, S.I. Shlyaferb, L.A. Balzamovac
a Federal State Budgetary Institution "National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko" of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation;
b Central Research Institute for Organization and Informatization of Health Care at the Ministry of Health of Russia;
c Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Samara State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation.
H Corresponding author: Kalininskaya A.A.
ANNOTATION
The Russian system of public health protection and primary health care as its component require reforming. Excessively narrow specialization of outpatient care loses the identity of the primary health care doctor as a «guardian of health». The state bears the financial burden associated with large investments in specialized medical care, which is much more expensive. It is required to reform district assistance in organizational and personnel support.
Unfortunately, 30 years of reforming primary health care on the principle of general medical practice have not brought Russia closer to the formation of a new organizational and institutionally sustainable model of primary health care. Purpose of the study. Based on the analysis of the reported data on the availability of medical personnel in primary health care in the Russian Federation and its subjects and the content of the analysis of author's studies, proposals were developed for reforming primary health care and general medical practices.
Materials and methods: content analysis, statistical, sociological, analytical, direct observation. The article used the results of the research work of the authors of the article, followed by content analysis and the development of proposals for reforming primary health care, district service and general education, in particular.
Results. The article provides an analysis of the provision of doctors, therapist and general practitioners in the Russian Federation in dynamics (2016-2020), a ranking of indicators of the provision of general practitioner in the constituent entities of the Russian Federation is carried out. The analysis showed that over the 5 years, the provision of district physicians increased slightly: general practitioner (from 0,63 to 0,72%oo), district therapist (from 2,98 to 3,21), in total, the provision of these specialists increased from 3,61 to 3,93% and their share (2020) amounted to 8,6% of the total number of doctors in the Russian Federation, which determines the need to prioritize the reform of primary health care in the context of the development of general medical practice. Based on content analysis and our own research on the state of primary health care and the development of primary health care in the Russian Federation, proposals were developed for reforming primary health care and promising models of primary health care in the city were scientifically substantiated.
Findings. The introduction of promising general medical practice models in the urban environment implies a complete transition of the medical organization providing medical care on an outpatient basis to general medical practice, while reducing the staff positions of medical specialists. It is necessary to expand the job responsibilities of the general practitioner's nurse with a ratio of general practitioner to general practitioner's nurse of 1:2.
It is necessary to develop regulatory, legal and managerial decisions regarding the priorities of primary health care and the development of general medical practice in its structure.
Keywords: primary health care, general practitioner, general medical practice, local therapist; general practitioner's nurse, medical organization providing medical care on an outpatient basis - polyclinic.
For citation: Kalininskaya A.A., Lazarev A. V, Shlyafer S.I., Balzamova L.A. Staffing of primary health care in the Russian Federation // Manager Zdravoohranenia. 2022; 6: 62-68. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-6-62-68.
REFERENCES
1. Global strategy for developing the health workforce: workforce 2030. World Health Organization. -2016. - 64 p. URL: https://docplayer.com/47854504-Globalnaya-strategiya-dlya-razvitiya-kadrovyh-resursov-zdravoohraneniya-trudovye-resursy-2030-g.html
2. Making progress towards health workforce sustainability in the WHO European Region. World Health Organization. - 2015. - 33 p. URL: http:/www.euro.who.int/_data/assets/pdf_file/0005/287456/Making-progress-
towards-health-workforce-sustainability-in-the-WHO-European-Region-rev1.pdf
№ 6 Manager
2022 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
ЭХО
зЯо
s
зио
3. Piliptsevich N.N. Primary health care and the "spiritual warehouse" of the current time // Issues of organization and informatization of health care. - 2019. - No. 1(98). - P. 56-63.
4. Starodubov V.I, Kalininskaya A.A., Skvirskaya G.P., Shlyafer S.I, Matveev E.N. Guidelines for the organization of day hospitals of hospital organizations. Approved by the Ministry of Health of the Russian Federation dated November 17, 2000 No. 2000/166. Moscow, 2000.
5. Shlyafer S.I, Matveev D.A, Ermolyuk E.N., Gorohova T.A.. Analysis of the effectiveness of the use of the bed fund // Healthcare of the Russian Federation. - 2007. - No. 5. - P. 33-35.
6. Starodubov V.I, Kalininskaya A.A, Shlyafer S.I. Primary health care: state and development prospects. - M.: Medicine, 2007. - 261 p.
7. Denisov I.N. Development of general medical practice in Russia: state, problems and prospects // Zdravookhrane-nie. - 2010. - No. 9. - P. 155-164.
8. Alikova Z.R., Anaeva L.A. General medical practice in the system of primary health care: stages of development // Topical issues in the history of medicine and health care: Proceedings of the international symposium / Ed. ed. I.V. Egorysheva, E.V. Sherstnev. - 2019. - P. 12-20.
9. Kalininskaya A.A., Shlyafer S.I., Devishev R.I. The economic effect of the organization of a day hospital in a hospital (on the example of the Nelidovskaya Central District Hospital of the Tver Region). Health Economics. -2000. - No. 4. - P. 10-11.
10. Sheiman I.M., Shevskil V.I., Sazhina S.V Priority of primary health care - declaration or reality? // Social aspects of public health. - 2019. - V. 65. - No. 1-3. - P. 5-37. DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-1-3.
11. Komarov Yu.M. The experience of healthcare in individual countries: what can be useful for Russia? [Internet] [Cited 11/10/2020]. Access at: https://nacmedpalata.ru/?action=show&id=278.
12. Balzamova L.A. The effectiveness of the use of health care resources in outpatient clinics: Abstract of the thesis. dis. ... cand. honey. Sciences. - M., 2004. - 26 p.
13. Kalininskaya A.A., Gadzhieva L.A., Balzamova L.A. Perspective models of general medical practices in the city. - M., 2018. - 124 p.
14. Zubareva N.N. Financial and economic mechanism for the development of primary health care (regional experience) // Economics. Informatics. - 2020. - V. 47. - No. 1. - P. 13-22.
15. Kalininskaya A.A., Gadzhieva L.A., Merekina M.D, Balzamova L.A, Kashina O.A, Maksimova L.G. Calculation of labor volumes and the need for general practitioners in the city // Problems of standardization in health care. 2020. - No. 7-8. - P. 47-53.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Калининская Алефтина Александровна — д-р мед. наук, профессор, главный научный сотрудник отдела исследований общественного здоровья ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия. Aleftina A. Kalininskaya — Doctor of Medical Sciences, Professor, Chief Researcher of the Public Health Research Department of the Federal State Budgetary Scientific Institution "National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko, Moscow, Russia.
E-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6984-6536, SPIN: 3315-1595, Scopus Author. ID: 55791248200
Лазарев Андрей Владимирович — канд. мед. наук, научный сотрудник «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.
Andrey V. Lazarev - Candidate of Medical Sciences, Researcher, National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko, Moscow, Russia.
E-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6574-7875
Шляфер София Исааковна — д-р мед. наук, главный научный сотрудник отделения Организации планирования и управления научными исследованиями ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва, Россия.
Sofia I. Shlyafer — Doctor of Medical Sciences, Chief Researcher of the Department of Planning and Management of Scientific Research, Federal State Budgetary Institution "Central Research Institute for the Organization and Informatization of Healthcare" of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Бальзамова Лидия Алексеевна — доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИПО ГБОУ «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, кандидат медицинских наук, Россия, г. Самара, Россия. Lydia A. Balsamova — Associate Professor of the Department of Public Health and Healthcare, IPO Samara State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Candidate of Medical Sciences, Russia, Samara, Russia. E-mail [email protected], orsid.0000-0002-9526-0416
Менеджер
здравоохранения /
Manager № Б
ZdrevoochrBnenÍB 2022