Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение науки'

Кадровое обеспечение науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соскиева Е.А., Кибиров Х.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение науки»

Было разработано более ста электронных образовательных ресурсов по 11 дисциплинам: информатика, история цивилизаций, логика, микро- и макроэкономика, политология и социология, философия и др.

Задачами проекта были: 1. Разработка ЭОК по дисциплинам, изучаемым студентами академии. 2. Размещение ЭОК на сервере академии. 3. Создание системы доступа к этим ресурсам по локальной сети академии. 4. Проведение конкурсов на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу. 5. Обобщение опыта разработки ЭОК.

В качестве методов реализации проекта были выбраны: анализ содержания контента в ресурсах Интернета и бумажных носителях; структурирование материалов для раскрытия содержания учебной дисциплины по конкретным темам; форматирование материалов в соответствии с требованиями стандартов; преобразование текстовых документов в HTML страницы и объединение их в ЭОК с помощью гипертекстовых ссылок.

Была разработана технология реализации проекта от поиска материалов до размещения их на сервере академии, включающая тринадцать этапов.

Новизной проекта мы считаем создание электронного образовательного комплекса включающего пять модулей: теорию, практику, самостоятельные работы, тестовые задания, технологию работы с комплексом и то, что этот комплекс содержит набор упражнений и творче-

ских заданий по формированию умений и навыков изучения теоретического материала.

Масштабность проекта безгранична, т.к. ЭОК можно создавать по любой учебной дисциплине и типе учебного заведения.

В качестве критериев, оценивающих результаты применения данного инструмента и новой технологии обучения, мы считаем: повышение качества обучения; уменьшение бумажных носителей информации; снижение усталость и напряжения, т.к. появляется возможность выполнения заданий дома; возможность проводить самостоятельную диагностику своих знаний; поэтапное формирование основных составляющих компетенций (знаний, умений, навыков) по изучаемой дисциплине.

Эффективность и достигнутые результаты проекта подтверждаются сравнительными данными на одном из потоков первого курса экономистов бакалавров в 2013-2014 учебном году. Количество отличных и хороших оценок полученных на экзамене по дисциплине «Экономическая информатика» студентами первого курса в контрольных группах поставило 65,22%, а в экспериментальных 81,41%, разность составляет 16.26%

Таким образом, проведенные исследования в области создания электронных образовательных комплексов позволяют сделать вывод об эффективности использования данного средства обучения студентами вуза.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУКИ

Соскиева Е.А., к.э.н., ст. науч. сотр. ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова», Х.Г. Кибиров, к.э.н., доц. ФГБОУ «Всероссийский государственный аграрный заочный университет»

Как известно, в России довольно сложная демографическая ситуация, как показывают данные табл. 1. Несмотря на некоторый рост численности населения в последние годы его численность на 1 января 2015 г. остается

все же немного ниже, чем в 2001 г. Причем сокращается численность населения трудоспособного возраста и младше, что говорит о проблеме кадрового обеспечения в настоящее время и в будущем.

Таблица 1 -Распределение населения по возрастным группам на 1 января, тыс. человек (1)

2015 г. к

2001 г. в

2001 г. 2006 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. %

Все население 146304 143236 142865 143056 143347 143667 146267 99,97

моложе трудоспособного 28387 23671 23209 23568 24110 24717 25689 90,50

трудоспособном 88040 90157 87847 87055 86137 85162 85415 97,02

старше трудоспособного 29877 29408 31809 32433 33100 33788 35163 117,69

Таблица 2 - Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, человек (1)

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2010 г. к 2000 г. в %

Численность персонала - всего 887729 813207 736540 735273 726318 727029 732274 82,5

В том числе: исследователи 425954 391121 368915 374746 372620 369015 373905 87,8

Сложная ситуация с кадровым обеспечение науки, о чем свидетельствуют данные табл. 2.

Как видно из показателей табл. 2, численность работников занятых исследованиями и разработками, довольно сильно сократилась в 2014 г. по сравнению с 2000 г., но в том числе по исследователям снижение не такое резкое. Хотя в 2014 г. произошел некоторый рост по сравнению с 2013 г. (на 1%), а по работникам, занятым исследованиями и разработками, рост начался еще в 2013 г.

Если рассматривать изменение численности исследователей по областям науки, то по некоторым показателям наблюдается рост, о чем свидетельствуют данные табл. 3, хотя по медицинским наукам увеличение небольшое. Особенно резкое снижение произошло по количеству исследователей, занятых в таких областях науки как технические и сельскохозяйственные. Можно сделать вывод о том, что сокращение численности исследователей произошло по причине резкого снижения по техническим наукам, так как техническими науками и в 2000 г. и в 2014 г. занималось более 60% всех исследователей. На фоне сокращения

численности исследователей растет удельный вес исследователей, имеющих ученую степень, снижение наблюдается только по техническим и естественным наукам, По общественным наукам показатель резко вырос, более чем в 2 раза. Рост количества исследователей, имеющих ученую степень, произошел по причине роста численности докторов наук, по кандидатам наук, наоборот, наблюдается некоторое сокращение. Возможно, причиной является сложная демографическая ситуация. Лишь по гуманитарным наукам количество кандидатов растет быстрее численности докторов наук. Как уже было отмечено, наибольшее количество исследователей занимается техническими науками, но среди них наименьший удельный вес исследователей с ученой степенью: по данным 2014 г. всего лишь 11,5%. По всем остальным областям науки удельный вес более 50%, а в среднем по всем исследователям -29,3%. Наибольший удельный вес исследователей, имеющих ученую степень, среди медиков: около 70%, на втором месте исследователи, занимающиеся гуманитарными науками

Таблица 3 - Численность исследователей по областям науки, человек (1)

Численность в том числе по областям науки

исследователей всего естествен- технические медицин- сельскохо- обществен- гуманитар-

ные ские зяйствен-ные ные ные

Исследователи

2000 г. 425954 99834 274955 15539 14390 13259 7977

2005 г. 391121 91570 249358 15672 13724 12497 8300

2010 г. 368915 89375 224641 16516 12734 14347 11302

2011 г. 374746 89733 226492 16793 12933 16967 11828

2012 г. 372620 88704 225118 16595 12288 17284 12631

2013 г. 369015 85588 225082 16352 11869 18384 11740

2014 г. 373905 88370 226682 15714 11869 18705 12565

2014 г в % к

2000 г. 87,8 88,5 82,4 101,1 82,5 141,1 157,5

из них имеют

ученые степени

2000 г. 105911 46623 32686 10070 6231 5265 5036

2005 г. 99428 43707 28172 10506 6278 5494 5271

2010 г. 105114 45915 25880 11520 6546 7918 7335

2011 г. 109493 46634 26477 11694 6911 9983 7794

2012 г. 109330 46465 26082 11201 6726 10442 8414

Численность исследователей всего в том числе по областям науки

естественные технические медицинские сельскохозяйственные общественные гуманитарные

2013 г. 108248 45429 26291 11416 6272 11073 7767

2014 г. 109598 46255 26122 10868 6333 11650 8370

2014 г в % к 2000 г. 103.5 99.2 79.9 107.9 101.6 221.3 166.2

в том числе:

доктора наук

2000 г. 21949 10297 4480 3217 1153 1175 1627

2005 г. 23410 10738 4495 3715 1356 1336 1770

2010 г. 26789 12251 4620 4045 1542 2057 2274

2011 г. 27675 12345 4737 4158 1663 2410 2362

2012 г. 27784 12397 4757 4001 1688 2501 2440

2013 г. 27485 12163 4777 4053 1565 2638 2289

2014 г. 27969 12312 4874 3907 1570 2875 2431

2014 г. в % к 2000 г. 127,4 119,6 108,8 121,4 136,2 244,7 149,4

кандидаты наук

2000 г. 83962 36326 28206 6853 5078 4090 3409

2005 г. 76018 32969 23677 6791 4922 4158 3501

2010 г. 78325 33664 21260 7475 5004 5861 5061

2011 г. 81818 34289 21740 7536 5248 7573 5432

2012 г. 81546 34068 21325 7200 5038 7941 5974

2013 г. 80763 33266 21514 7363 4707 8435 5478

2014 г. 81629 33943 21248 6961 4763 8775 5939

2014 г в % к 2000 г. 97,2 93,4 75,3 101,6 93,8 214,5 174,2

Как показывают данные табл. 4, почти по всем показателям деятельности докторантуры наблюдается значительное падение с 2000 г. по 2014 г., причем особенно резкое снижение произошло за 1 год (с 2013 г. по 2014 г.), несмотря на рост численности докторов, что видно из показателей табл. 3. Это говорит о том, что в ближайшие годы рост численности докторов наук замедлится или даже произойдет сокращение.

Если рассмотреть показатели численности докторантов по отраслям науки, которые представлены в табл. 5, становится видно, что в 2014 г. выпуск из докторантуры с защитой диссертации значительно превысил прием. Ис-

ключение составили философские, экономические и юридические науки, а также науки по документальной информации, где в 2014 г. не было выпущено ни одного докторанта. Наибольшее количество докторантов выпущено по техническим наукам, на втором месте педагогические науки, на третьем месте экономические и медицинские. Если анализировать показатели по количеству докторантов, то экономические науки занимают втрое место, значительно превшая численность докторантов по педагогическим наукам, а медицинские всего лишь седьмое.

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. в % к 2000 г.

Число организаций, ведущих подготовку докторантов - всего 492 535 602 608 597 585 478 97,2

В том числе:

научно-исследовательские организации 178 173 192 192 183 184 105 59,0

образовательные организации высшего образования 314 362 407 412 410 398 372 118,5

Таблица 4 - Основные показатели деятельности докторантуры (1)

Численность докторантов - всего, человек 4213 4282 4418 4562 4554 4572 3204 76,0

В том числе:

в научно-исследовательских организациях 505 445 299 303 254 262 194 38,4

в образовательных организациях высшего образования 3708 3837 4116 4256 4296 4307 3009 81,3

Прием в докторантуру - всего, человек 1637 1457 1650 1696 1632 1582 166 10,2

В том числе: 192 147 100 106 37 100 23 12,0

научно-исследовательских организаций 1445 1310 1548 1589 1543 1471 143 9,9

Выпуск из докторантуры с защитой диссертации - всего, человек 486 516 336 382 394 323 231 47,5

В том числе из докторантуры:

научно-исследовательских организаций 63 48 20 17 16 9 14 22,2

образовательных организаций высшего образования 423 468 316 365 378 314 217 51,3

Таблица 5 - Численность, прием и выпуск докторантов по отраслям науки в 2014 г., человек (1)

Численность докторантов Прием в докторантуру Выпуск из докторантуры из него с защитой диссертации Численность докторантов Прием в докторантуру Выпуск из докторантуры из него с защитой диссертации

Всего 3204 166 1359 231 искусствоведение 37 1 9 3

В том числе по отраслям науки: культурология 43 1 14 3

документальная информация 9 1 4

физико-математические 232 12 99 16 психологические 81 1 37 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

химические 99 3 41 4 экономические 389 36 150 24

биологические 89 6 47 4 педагогические 297 8 127 27

технические 868 34 377 62 социологические 75 4 30 6

сельскохозяйственные 78 3 40 8 юридические 82 16 26 2

из них ветеринария и зоотехния 40 1 14 5 политология 58 1 11 1

медицинские 188 14 89 24

исторические и археология 158 7 66 14 из них фармацевтические 7 1

филологические 215 11 95 18 науки о Земле 102 - 40 7

философские 102 7 55 5 прочие отрасли науки 2 2

Из показателей табл. 6 видно, что выпуск из аспирантуры с защитой диссертации с 2000 г. к 2014 г. резко сократился (на 30%). Выпуск из докторантуры с защитой диссертации с 2000 г. по 2014 г. сократился. Более чем в 2 раза. Что касается выпуска из аспирантуры, то рост наблюдается только по двум областям науки: искусствоведение и фармацевтическая наука, причем по медицинским наукам наблюдается снижение. А особенно сильное сниже-

ние произошло по философии. Причем, с 2000 г. по 2005 г. шел довольно сильный рост и в целом, и по отдельным отраслям науки. В 2010 г. наблюдалось некоторое сокращение по сравнению с 2005 г., но далее опять происходил рост. А особенно резкое сокращение произошло с 2013 г. по 2014 г. по всем отраслям науки. Как уже отмечалось в деятельности докторантуры резкое снижение также произошло за 1 год. Наибольшее число выпускни-

ков аспирантуры с защищенными диссертациями в 2014 г. по таким отраслям науки как технические и медицинские, на третьем месте экономические, хотя с 2000 г. по 2013 г. выпу-

скники-экономисты занимали 2-е место по численности, сокращение, более чем в 2 раза произошло за 1 год.

Таблица 6 - Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации по отраслям науки, человек (1)

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. к 2000 г., в %

Выпущено из аспирантуры с защитой диссертации - всего 7503 10650 9611 9635 9195 8979 5189 69.,2

В том числе по отраслям науки:

физико-математические 409 434 437 476 472 481 311 70,0

химические 254 279 306 283 259 315 158 62,2

биологические 387 451 439 469 442 458 241 62,3

технические 1406 1872 1903 1963 1945 2129 1246 89,6

сельскохозяйственные 323 363 296 385 386 443 245 75,8

из них ветеринария и зоотехния 171 186 185 202 218 249 130 76,0

исторические и археология 273 407 341 319 263 233 143 52,4

филологические 382 627 552 522 515 491 271 70,9

философские 197 265 202 209 179 147 81 41,1

искусствоведение 24 47 79 46 60 44 26 108,3

культурология 52 69 56 84 81 64 30 57,7

документальная информация 10 20 9 14 6 9 5 50,0

психологические 138 211 215 214 193 128 103 74,6

экономические 1382 2075 1754 1676 1690 1490 703 50,9

педагогические 626 843 703 643 647 487 358 57,2

социологические 132 249 157 180 162 143 78 58,1

юридические 347 731 551 555 457 371 226 65,1

политология 55 125 127 146 101 118 52 94,5

медицинские 896 1338 1225 1175 1009 1161 761 87,6

из них фармацевтические 31 38 34 42 33 52 40 129,0

науки о Земле 202 233 236 256 307 258 149 73,8

прочие отрасли науки 8 11 23 20 21 9 2 25,0

Вероятно, такая ситуация складывается по причине повышения требований к аспирантам и докторантам в последние годы и закрытия довольно большого числа диссертационных советов. Опираясь на показатели табл. 3, 4

и 6 можно сделать вывод, что начавшееся в 2014 г. сокращение выпуска аспирантов и докторантов с защитой диссертаций и далее будет снижаться.

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО НАУЧНО-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА

Муратова Л.Г., к.э.н., вед. науч. сотр. ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и

информатики имени А.А. Никонова»

Для оценки эффективности использования информационного научно-образовательного ресурса ВИАПИ имени А.А. Никонова в 2013 и 2016 гг. были проведены мониторинга состоя-

ния и объемов информационных ресурсов сайтов, баз данных отраслевых информационных научно-образовательных ресурсов (сельскохозяйственных ВУЗов), представленных в Интер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.