ИССЛЕДОВАНИЕ
1 1 Николаева А.Н. , Антипова Е.А.
1 Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,
г. Чебоксары
Роль человеческого капитала в инновационном развитии территории
АННОТАЦИЯ:
В данной статье делается упор на необходимость создания благоприятных условий для развития человеческого капитала как главного фактора становления инновационной экономики
Целью исследования является обоснование важности и роли человеческого капитала в инновационном развитии территории, выявление особенностей человеческого капитала России.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 15-12-21011 «Исследование и выявление особенностей формирования человеческого капитала национальной республики (на примере Чувашской Республики)».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновации, инновационное развитие, человеческий капитал
JEL: J24, O30, R11
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Николаева, А.Н., Антипова, Е.А. (2015). Роль человеческого капитала в инновационном развитии территории. Креативная экономика, 9(9), 1141-1150. doi: 10.18334/се.9.9.1927
Николаева Александра Николаевна, канд. экон. наук, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары ([email protected])
Антипова Елена Алексеевна, канд. истор. наук, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 18.09.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.09.2015
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/ce.9.9.1927 ВА&Т^В
(с) Николаева А.Н., Антипова Е.А. / Публикация: ООО Издательство ^ФСяУ/Й"
"Креативная экономика" ЮгД^ЙЛ^-^*
Статья распространяется по лицензии Creative Commons СС BY-NC-ND •"^^ййй-fii (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
В современных условиях конкурентные преимущества с точки зрения инновационного развития страны определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Именно человеческие ресурсы, т.е. люди, с их образованием, квалификацией, опытом и системой ценностей, определяют границы и возможности технологического, экономического и социального развития страны. Роль высококвалифицированных кадров в инновационной сфере очень значительна и постоянно увеличивается.
Методы, способы исследования
В ходе исследования использовались методы обобщения, сравнительного, абстрактно-логического, структурно-функционального, экономико-статистического, количественного анализа, статистических группировок, системного подхода. В процессе подготовки материалов были использованы официальные данные Федеральной службы государственной статистики, справочных изданий, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, законодательные и нормативные документы государственных органов власти Российской Федерации, материалы периодической печати и Интернет-ресурсов, что позволило обеспечить достоверность результатов исследования и аргументированность выводов, содержащихся в работе.
Результаты исследований и их обсуждение
Важная роль в интенсификации инновационных процессов принадлежит человеческому капиталу. В России человеческому капиталу как фактору инновационного развития уделяется незначительное внимание. Но, как показывает мировая практика, для выстраивания эффективной инновационной системы, прежде всего, необходимо наличие высокого уровня высшего образования по техническим и естественнонаучным направлениям подготовки. Сегодня Россия занимает одно из ведущих мест в мире по таким показателям, как: охват населения базовым образованием, удельный вес специалистов с высшим образованием в общей численности населения, а также доля людей с третичным образованием (63,5%). По этим показателям мы не уступаем таким ведущим зарубежным странам, как Великобритания, Швеция и Япония1. Динамику числа образовательных организаций
1 Орусова О.В. (2014). Человеческий потенциал как основа инновационного развития России. Режим доступа: http://www.econ.msu.ru/
высшего образования и среднего профессионального образования можно видеть на рисунках 1 и 2.
■ ■ Количество
■ обре sosa тельных
QfYVl ■ органндеции
■ Число студентов в них - всего, тыс. человек
ЯПОП [ 1 [ 1
■ Количество студентов на 10000 человек населения
. 1 i 1 L i I . 1 L i . i
л*» лЛ л? О? <$> / / У / / / / / /
Рисунок 1. Количество образовательных организаций высшего образования и численность студентов вузов (на начало учебного года) Источник: Составлено автором по данным Федеральной службы государственной
статистики
Рисунок 2. Количество профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена и численность их студентов (на начало учебного года) Источник: Составлено автором по данным Федеральной службы государственной
статистики
Как видно по данным рисунков 1 и 2, в последние годы актуальным стал тренд по оптимизации числа образовательных организаций высшего образования и увеличению числа образовательных организаций среднего профессионального образования. Так, общее число образовательных организаций высшего образования по сравнению с 2013 г. уменьшилось на 2,0% и составило 950 единиц (включая образовательные организации Крымского федерального округа), а число
образовательных организаций среднего профессионального образования составило 2909 единиц. Но за анализируемый период сокращается число студентов как высших учебных заведений, так и профессиональных образовательных организаций на 10000 населения, что объясняется спадом рождаемости в конце 90-х годах.
С другой стороны, за период с 2004-2014 годы сохраняется тенденция сокращения числа людей в возрасте 15-19 лет (с 12544 человек до 6 956 человек соответственно) и увеличения числа людей более 60 лет, а учитывая то, что самым большим человеческим капиталом обладает, прежде всего, молодежь, которой еще долгое время предстоит находиться на рынке труда, то старение населения приводит к снижению совокупного человеческого капитала.
Отрицательно сказывается на качестве человеческого капитала и такой фактор, как снижение качества образования, который наблюдается в России в последнее время, причем на всех уровнях образования: от базового до высшего. Эти негативные моменты в отечественном образовании являются результатом многолетнего невнимания государства к образованию как социальному институту, итогом унифицированного подхода к организации и финансированию в сфере образования, последствием экстенсивного развития образования в ущерб качеству подготовки. Этот факт подтверждают и рейтинги ведущих университетов мира, где российские вузы даже не входят в первую сотню.
Так, согласно ежегодному рейтингу ведущих университетов мира (QS World University Rankings 2014), два наилучших вуза России - МГУ имени Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет — находятся на 114 и 223 месте соответственно, что немногим лучше чем в 2012 году (116 и 253 место соответственно), а Московский государственный технический университет имени Баумана, Новосибирский государственный университет и МГИМО входят лишь в 4-ю сотню университетов мира.
Эти негативные тенденции вызваны, в том числе, и постоянным недофинансированием сферы образования. Что касается финансирования сферы образования, то по этому показателю Россия по-прежнему значительно уступает странам-лидерам и даже большинству так называемых «догоняющих» стран. (В 2013 г расходы на образование в
России составляли 4,1% ВВП, тогда как в Норвегии - 6,9%, Финляндии -6,8%, США - 5,6%, Южной Корее - 5,0%)2.
Существенную роль в инновационном развитии страны играют и существующие у человека жизненные позиции, модели поведения, ориентиры, которые могут как повлиять на распространение инноваций в экономике и общественной жизни, так и воспрепятствовать им. Такие внеэкономические факторы, как «инновационный менталитет», «мода на инновации», «культура инноваций», определяют конъюнктуру инновационной деятельности. Практика показывает, что российские предприниматели, как правило, не ориентированы на нововведения, не представляют инновации как конкурентные преимущества в рыночной среде, не связывают ценность своего бизнеса с инновациями, поскольку, прежде всего, они ориентированы на получение максимальной прибыли в короткие сроки и с минимальными рисками.
Так, на протяжении последних 15 лет происходит непрерывное снижение количества исследователей в России (рис. 3), особенно это весьма ощутимо в предпринимательском секторе, что подтверждает тот факт, что предприниматели, прежде всего, ставят перед собой задачу получения немедленной прибыли. Также заметно снижение числа исследователей в высшем образовании, что можно объяснить недостаточностью финансирования вузов, общей тенденцией на их коммерциализацию.
С 2000 года общее число исследователей в России сократилось на 160700 человек, то есть на 20%. Это произошло в основном за счет предпринимательского сектора. Численность занятых в науке, исследованиях и разработках на 10 тыс. занятых в экономике на 2012 год составила 122 человека.
Что касается возрастного состава научных кадров, то исследователи в возрасте до 40 лет составляют 40% (табл. 1). Интерес молодежи к занятию научной деятельностью в последнее время происходит благодаря активной поддержке государства (гранты молодых ученых, студентов), приоритетного финансирования молодежных коллективов, инновационных программ.
В последние годы наметилась негативная тенденция сокращения численности аспирантов и докторантов (табл. 2,3).
2 Орусова О.В. (2014). Человеческий потенциал как основа инновационного развития России. Режим доступа: http://www.econ.msu.ru/
1000000
Численность персонала -всего
исследователи О
о тН т ЬО (Г) т т о «н Гч1 т
о О о О О о о о о о <ч Г-н г-Н <н
<_> о о о 1-1 о о о о и о о О о
гч| ГМ г\1 г-1 С-^1 гч ГЧ ГМ сч ГМ
800000 600000 400000 200000
Рисунок 3. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в Российской Федерации за 2000-2013 годы, человек Источник: Составлено автором по данным Федеральной службы государственной
статистики
Таблица 1
Численность исследователей по возрастным группам по Российской _Федерации (человек)_
2011 2012 2013
3 из них и из них и из них
£ § со о ю о доктора наук кандидаты наук £ та со о д о доктора наук кандидаты наук Исследовател доктора наук кандидаты наук
Всего 374746 27675 81818 372620 27784 81546 369015 27485 80763
в т.ч.
- до 39 140582 747 22397 143913 718 22636 148830 751 23498
- 40 и старше 234164 26928 59421 228707 27066 58910 220185 26734 57265
Источник: Составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики
Таблица 2
Численность, прием и выпуск аспирантов за 2009-2014 гг.
Число организаций, ведущих подготовку аспирантов, единиц Численность аспирантов, человек Прием в аспирантуру, человек Выпуск из аспирантуры, человек
всего из него с защитой диссертации
2009 1547 154470 55540 34235 10770
2010 1568 157437 54558 33763 9611
2011 1570 156279 50582 33082 9635
2012 1575 146754 45556 35162 9195
2013 1557 132002 38971 34733 8979
2014 1519 119868 32981 28273 5189
Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики
Таблица 3
Численность, прием и выпуск докторантов за 2012-2014 гг. (человек)
Число Поступление в Закончили Из него с защитой
докторантов докторантуру докторантуру диссертац ии
2012 2013 2014 2012 2013 2014 2012 2013 2014 2012 2013 2014
Всего 4554 4572 3204 1632 1582 166 1371 1356 1359 394 323 231
Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики
Основная цель каждого государства, как и его территориальных образований, подчинена достижению высокого и постоянно растущего уровня жизни граждан. Возможность реализации этой цели зависит от производительности труда, которая выражается в лучшем использовании трудовых ресурсов и капитала. Производительность зависит от качества и свойств продукции, которые в свою очередь зависят от степени ее инновационности, т.е. от того, насколько продукция подвергалась нововведениям. Так, например, новые конструкции сложных машин, авиационной техники, вычислительных устройств, как правило, защищены десятками, а иногда и сотнями патентов на изобретения. Каждый патент защищает и характеризует нововведения. Чем больше на территории осуществляется изобретательской деятельности, тем более высокого качества продукции можно ожидать на предприятиях региона (Гринчель, Назарова, 2014).
Поступление и выдачу патентных заявок и охранных документов в России за 2014 год можно увидеть на рисунке 4.
250 000 200 000 150 000 100 000 50 000 о
Изобретения
Полезные модели
Промышленные образцы
I Количество поданных заявок на выдачу патентов
I количество выданных патентов
Число действующих патентов
Рисунок 4. Количество поданных заявок и выданных патентов в 2014 году Источник: Составлено автором по данным Федеральной службы государственной
статистики
Органы власти каждой территории заинтересованы во всех видах инновационной активности субъектов производства и сферы услуг по нескольким причинам:
- во-первых, на таких предприятиях используются более квалифицированные кадры, которые получают более высокую заработную плату и, следовательно, имеют более высокий уровень жизни, больше платят различных налогов;
- во-вторых, с точки зрения устойчивости своего развития территория также заинтересована в активной инновационной деятельности. Инновационно активные предприятия менее подвержены экономическим кризисам, легче и быстрее восстанавливают свои позиции на рынке за счет внедрения продуктовых, технологических и организационных инноваций.
- в-третьих, население инновационно активного региона больше использует инновационной продукции. В инновационно активном регионе у жителей формируется особый менталитет по востребованию и использованию новой техники для личного потребления. В этом случае социальный эффект от применения новой техники в быту делает условия жизни в данном месте более комфортными, легкими, здоровыми. Проведенный в 2006 г. опрос жителей России, стран ЕС, США, Кореи и Японии показал, что от 72% до 93% населения этих стран (в России - 72%) считают, что наука и новая техника благоприятно влияют на условия жизни3.
Таким образом, для РФ характерны следующие особенности в формировании человеческого капитала:
- повышение образовательного уровня населения в сочетании с еще сохраняющейся тенденцией его старения, что делает страну «беднее» с точки зрения обеспеченности человеческим капиталом;
- ухудшение качественных характеристик человеческого капитала, которое проявляется в увеличении заболеваемости, росте числа инвалидов, детей-сирот, детей-отказников и количества детей, совершающих преступления и живущих в социально неблагополучных семьях, росте безработицы;
- низкий уровень средней заработной платы и среднедушевых доходов, являющихся причиной низкого уровня жизни населения, говорит о неэффективном использовании имеющегося человеческого капитала;
- нехватка рабочих мест, требующих высокой профессиональной квалификации работника в сочетании с достаточно высокими показателями образовательной системы;
3 Индикаторы науки: 2007 (2007; С. 293). М.: НИУ ВШЭ.
- большинство трудоспособного населения получает доход из одного источника, что говорит об их низких креативных способностях; недостаточно развито малое предпринимательство; низкий уровень самоорганизации граждан4.
Заключение
1. В России основной акцент, прежде всего, ставится на развитие инновационной инфраструктуры, на формирование эффективных институтов и повышение эффективности национальной инновационной системы, а человеческому капиталу как фактору инновационного развития уделяется незначительное внимание.
2. Для становления инновационной экономики необходимо вести работу на государственном уровне в области создания благоприятных условий для сохранения, совершенствования и развития человеческого капитала.
ИСТОЧНИКИ:
Гринчель, Б.М., Назарова, Е.А. (2014). Методы оценки конкурентной привлекательности регионов. СПб: ГУАП.
4 Зубарев, В.В. (2009). Региональное развитие российской инновационной системы. Режим доступа: http://www.zubarev.info/dat/bin/files/56_regions.doc
Aleksandra N. Nikolaeva, Candidate of Science, Economics; Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev, Cheboksary
Elena A. Antipova, Candidate of Science, History; Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev.
The role of human capital in the innovative development of a territory
ABSTRACT:
This article puts a focus on the need for creation of positive conditions for development of human capital as the main factor for the innovative economy establishment. The purpose of the study is proving the significance and role of human capital in the innovative development of a territory, detection of specific features of the Russian human capital. KEYWORDS: innovations, innovative development, human capital