Раздел 15. КАДРОВОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ АПК: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
В.М.Баутин, д.э.н., чл.-корр. РАСХН, ректор Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А.Тимирязева
Сельскохозяйственная деятельность является многогранной и очень сложной. Еще Д.И.Менделеев отмечал, что она представляет собой «страшную сложность задач», поскольку имеет дело «с лучистой энергией солнца, землей, водой и воздухом». При этом «сельский хозяин больше раб, стесненный в своих действиях, чем большинство других промышленников» [1].
Кроме того, что эта деятельность связана со множеством природных факторов, она еще является носителем целого ряда факторов, касающихся качества и безопасности продукции и технологий, здоровья используемых растений и животных. Поэтому, если не отдавать все на откуп природным явлениям, а умело использовать для достижения требуемой эффективности производства, обеспечивая сохранение живой природы для последующих поколений, то для принятия целесообразных решений в каждой конкретной ситуации требуются обширные знания.
В России проблема квалификации сельскохозяйственных кадров всегда была злободневной. Это вносило свою лепту в постоянное отставание нашего аграрного сектора от мирового уровня техникотехнологического развития, а в настоящее время вообще ставит под угрозу его инновационное развитие, начиная с реализации задач национального проекта «Развитие АПК».
Анализ движения производственного персонала сельского хозяйства за период 1990-2005 гг. свидетельствует о продолжающейся тенденции сокращения численности, прежде всего квалифицированных, работников массовых профессий. Численность механизаторов уменьшилась более чем на 55%. Только в ряде регионов, наиболее благоприятных для сельскохозяйственного производства, отмечается нехватка этих кадров в размерах 30-35%. Однако из всех работников, имеющих профессиональную подготовку, только некоторым, как показывает опыт, можно доверить современную технику.
Обеспеченность животноводами несколько лучше, в 2000-2005 гг. она составляла 95-98%. Однако она обусловлена как очень высокими темпами сокращения поголовья скота - более чем в 2 раза, так и использованием более чем наполовину труда не имеющих профессии сельских безработных при высокой текучести кадров.
Мировой и отечественный опыт индустриализированного аграрного производства показывает,
что преобладающим типом работника должен стать конкурентоспособный на рынке труда высококвалифицированный рабочий. Современному аграрному производству нужны не просто рабочие, умеющие выполнять те или иные производственные операции и хорошо владеющие современной техникой. Необходимы специалисты, понимающие сущность своей сложной деятельности, особенности и ответственность работы с живой природой, способные самостоятельно корректировать свои действия в зависимости от складывающихся условий. Это уровень выпускников колледжей, который можно приравнять к зарубежному уровню «зеленого диплома» фермера.
Соответственно в нашем сельскохозяйственном образовании наиболее целесообразным видится перенос усилий на всемерное развитие системы колледжей, развитие на их базе многоступенчатой системы подготовки квалифицированных кадров, в том числе путем объединения их с профессионально-техническими училищами, учебно-курсовыми комбинатами, региональными учебными центрами.
В сфере подготовки кадров массовых профессий, повышения уровня их профессионального развития можно выделить два основных направления: подготовку пополнения кадрового потенциала за счет молодежи и организацию обучения уже работающих.
Первое направление основано на начальном профессиональном образовании молодежи. При этом уже сейчас необходимо исходить из высоких темпов научно-технического прогресса. Как показывает мировой и даже отечественный опыт настоящего времени, они столь высоки, что наряду со значительным повышением квалификационных требований потребность АПК в кадрах так называемых массовых профессий резко сократится уже в ближайшем будущем.
Обеспечению обучения и переподготовки работающих надо уделить большое внимание. Во многих странах мира этим занимаются консультационные службы. В Латвии, например, в само название такой службы заложено обучение - Латвийский сельскохозяйственный консультационный и обучающий центр. Собственно консультирование является не чем иным, как обучением новшествам.
Для того чтобы оценить потребности в кадрах, предположим, что в 2015 г. не менее чем на половине используемых земель и при работе не ме-
нее чем с половиной ожидаемой численности скота работы будут осуществляться на научнотехническом уровне, реализуемом в последние годы в крупных фермерских хозяйствах мира. В таком аграрном производстве окажутся занятыми в среднем:
- 4-5 работников при выращивании зерновых на каждой 1 000 га;
- 2-3 работника при выращивании овощей, картофеля или сахарной свеклы на каждых 100 га;
- 10-12 работников при производстве молока на каждую 1 тыс. голов и т.д.
При этом, если исходить из современного уровня развития зарубежного аграрного производства, то нам следует ориентироваться на то, что самыми востребованными окажутся фермеры и специалисты, ведущие работы на своих участках и руководящие всего несколькими работниками, сами выполняющие наиболее ответственные операции. По сегодняшним понятиям, это руководители полеводческих, животноводческих и иных самостоятельных производственных коллективов.
Таким коллективам необходимы не линейные высшие руководители, как сейчас, а специалисты по маркетингу и координации, обеспечивающие снабжение таких коллективов всем необходимым и выгодную реализацию их готовой продукции.
Таковыми могут быть как руководители агрохолдингов, так и руководители снабженческо-сбытовых и иных кооперативов. Им должен быть присущ не авторитарный (командный) стиль работы, а более демократичный, опирающийся на знания и умение поддерживать межличностные отношения с производителями продукции, с покупателями и продавцами, с иными взаимодействующими структурами. В подготовке таких кадров необходимо повышать роль соответствующих гуманитарных дисциплин и уменьшать объемы подготовки по специальным аграрным дисциплинам. Это подготовка в рамках аграрного менеджмента.
Вообще аграрная экономика и аграрный менеджмент как ее составляющая очень специфичны. Экономические отношения в аграрном секторе подвластны не только основным социальноэкономическим законам. Не в меньшей мере они обусловливаются природно-климатическими факторами, особенностями сельскохозяйственной продукции. Поэтому нас очень волнует позиция Министерства образования и науки Российской Федерации по поводу ликвидации подготовки по экономическим специальностям в аграрных вузах.
Это направление следует расширять в части подготовки менеджеров, государственных и муниципальных служащих. Пора развивать подготовку специалистов по проблемам управления устойчивым развитием сельских территорий, предусматривая глубокое изучение ими тематики по работе с живой природой, рационального использования природных потенциалов без ущерба для последующих поколений. Этим специалистам надо обладать глубокими знаниями в сфере поведения живой природы, ее рационального использования.
В целом, если исходить из того, что в 2015 г. должны будут работать те, кому сегодня 10-19 лет, то потребность в кадрах для сельскохозяйственного производства, для организации устойчивой жизнедеятельности людей на сельских территориях может
быть обеспечена за счет подрастающего молодого поколения. Главное - в уровне подготовки этих кадров, причем не столько в системе высшего образования, сколько специалистов, выпускаемых колледжами.
Поэтому мы считаем, что в подготовке кадров для аграрного производства необходим переход от системы профессиональных училищ к системе сельскохозяйственных колледжей. Эта система должна будет вобрать в себя наиболее развитые профессиональные училища (необходимость в других просто отпадет) и стать многоступенчатой.
В течение трех лет должна вестись подготовка специалистов широкого профиля для различных отраслей сельского хозяйства (растениеводства, животноводства и т.п.), владеющих современными способами ведения хозяйства.
Затем, в течение одного года, подготовка этих специалистов по тематике организации (в соответствии с технологиями), маркетингу и экономике производства. Это уровень подготовки современного фермера.
Наконец - подготовка в течение одного года с отрывом от производства или двух лет без отрыва от производства по организационно-экономическим вопросам и управлению производством. Это уровень подготовки фермеров, использующих наемный труд многих работников или менеджеров по направлениям деятельности (производство зерна, картофеля и овощей, молока и т.п.) для крупных сельскохозяйственных организаций.
К 2015 г. в сельском хозяйстве ожидается сокращение примерно втрое работников в целом и примерно в 4-5 раз количества руководящих работников и специалистов с высшим образованием (примерно до 50 тыс. человек) и замещения работников райсельхозуправлений с высшим образованием на специалистов консультационных служб (примерно 15 тыс. человек). Также при повышении уровня подготовки в колледжах следует ожидать в других государственных организациях замещение не менее половины численности работников с высшим образованием на специалистов со средним специальным образованием (примерно до 10 тыс. человек).
При этом очень важно еще раз подчеркнуть, что стратегическим направлением повышения качества кадрового потенциала являются интеграция образования с наукой, интенсивное развитие консультационного обслуживания сельских территорий в интеграции с наукой.
На необходимость развития консультационного обслуживания сельского хозяйства и развития сельских территорий хотелось бы еще раз обратить внимание. В настоящее время при потере значительным количеством хозяйств высококвалифицированных агрономов, зооинженеров и других специалистов эта проблема становится актуальной вдвойне. Если и в былые времена эти специалисты зачастую не выполняли роли проводников научнотехнических новшеств в производство, то при их потере надеяться на инновационное развитие производства вообще вряд ли стоит.
Во всем мире масштабное распространение новшеств обеспечивают не отделы внедрения НИИ, не райсельхозуправления и подобные структуры. Этим занимаются хорошо организованные консультационные службы, и нам необходимо их срочно
развивать. Только вот подготовить кадры для них в вузах со школьной скамьи невозможно. Консультировать может только тот специалист, который имеет собственный хороший опыт работы.
Это значит, что нам надо нацеливаться на разработку и реализацию в системе образования подготовки консультантов по отраслям знаний, в первую очередь, из состоявшихся специалистов сельского хозяйства и аграрных экономистов, добиваться регистрации соответствующей специальности «Сельское консультирование», а не пытаться втиснуться в рамки специальности «Управленческое консультирование».
Таких специалистов желательно подготовить почти 15 тыс. к 2015 г., и если в настоящее время серьезно не заняться решением этой задачи, то как не было, так и не будет важнейшей кадровой составляющей, необходимой для реализации инновационного развития аграрного производства. Можно будет провозглашать еще не одну национальную программу и вкладывать государственные средства в закупку все новых и новых партий высокопродуктивного скота и т.п., который будут портить неквалифицированные работники, и на основе закупленного скота не будет обеспечиваться саморазвитие
молочного производства без надлежащей профессиональной консультационной поддержки.
С целью кадрового обеспечения комплексного устойчивого развития сельских территорий видится целесообразным ускорение в средних специальных и высших сельскохозяйственных учебных заведениях подготовки специалистов по новым специальностям, связанным с несельскохозяйственной деятельностью, с использованием биоресурсов сельских территорий (агротуризм, промыслы и т.п.).
Необходимо повышение роли региональных и местных органов управления в реализации кадровой политики в сфере устойчивого развития сельских территорий, определении текущих и перспективных потребностей в квалифицированных кадрах; обеспечении интеграции сельскохозяйственных образовательных учреждений всех уровней, формировании научно-обучающих комплексов университетского типа, включающих сельское консультирование.
Литература
1. Менделеев, Д.И. Работы по сельскому хозяйству и лесоводству/Д.И.Менделеев. - М.: Изд-во. АН СССР, 1954. - С. 533-535.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ
КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ СЕЛА
А.Р. Кузнецова, Р.З. Саитова, Башкирский государственный аграрный университет
За последние 10-15 лет реформирование социально-экономических процессов привело к увеличению в России и ее регионах проблем жизнедеятельности всего населения. Особенно чувствительными к происходящим преобразованиям оказались жители села. Село выполняет донорскую функцию, является своего рода кровеносной системой для российского общества, которое представляет собой большой социальный организм. Все микроэлементы - ресурсы, которые черпаются из села, как правило, не восполняются в полном объеме. В первую очередь, это продовольственные, сырьевые, земельные, трудовые и многие другие ресурсы. В связи с этим возникают противоречия социально-экономического развития села.
По данным Госкомстата Республики Башкортостан [1], к началу 2005 г. в сельском хозяйстве функционировало 977 крупных и средних сельскохо-
зяйственных организаций (из них 96% реформировано), 171 малое предприятие. Для Башкортостана, как и для многих регионов России, в настоящее время характерна стратегия хозяйственного выживания. Развитие личных подсобных хозяйств является важнейшей составляющей сельского образа жизни, выполняет функцию продовольственного самообеспечения региона, служит двигателем формирования инфраструктуры села, дополнительным, а зачастую единственным источником существования сельских жителей. Численность постоянного населения Республики Башкортостан, по данным Госкомстата РБ [1], на начало 2005 г. составила 4 078 807 человек, в том числе численность сельского населения - 1 458 296 человек. Анализ миграционных процессов, происходящих в республике, показывает, что большая часть мигрантов являются выходцами из села (табл. 1).
1. Миграция населения
Население Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост населения (-убыль)
2003 г. 2004 г. 2003 г. 2004 г. 2003 г. 2004 г.
Всего по республике 88 226 82 907 85 534 84 419 2 692 -1 512
Городское 58 946 54 417 54 244 54 335 4 702 82
Сельское 29 280 28 490 31 290 30 084 -2 010 -1 594
Основными причинами, вызвавшими необходимость смены места жительства, среди мигрантов в возрасте старше 14 лет, по данным Госкомстата РБ явились следующие: у 803 человек - учеба, для 2 101 человека миграция была связана с работой, по личным, семейным причинам мигрировало 2 446 граждан. Число прибывших международных мигрантов составляет 2 190 человек, при этом 263 челове-
ка являются гражданами Казахстана, 114 - Киргизии, 116 - Таджикистана, 95 - Туркмении, 883 -выходцами из Узбекистана. Как правило, такие мигранты занимают нишу рынка малоквалифицированного ручного труда, в том числе сельскохозяйственного. В связи с этим внутрирегиональные миграционные потоки жителей села в города несколько сглаживаются за счет международной миграции.