Научная статья на тему 'Государственное регулирование процессов формирования кадрового резерва для села'

Государственное регулирование процессов формирования кадрового резерва для села Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова А. Р., Саитова Р. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование процессов формирования кадрового резерва для села»

развивать. Только вот подготовить кадры для них в вузах со школьной скамьи невозможно. Консультировать может только тот специалист, который имеет собственный хороший опыт работы.

Это значит, что нам надо нацеливаться на разработку и реализацию в системе образования подготовки консультантов по отраслям знаний, в первую очередь, из состоявшихся специалистов сельского хозяйства и аграрных экономистов, добиваться регистрации соответствующей специальности «Сельское консультирование», а не пытаться втиснуться в рамки специальности «Управленческое консультирование».

Таких специалистов желательно подготовить почти 15 тыс. к 2015 г., и если в настоящее время серьезно не заняться решением этой задачи, то как не было, так и не будет важнейшей кадровой составляющей, необходимой для реализации инновационного развития аграрного производства. Можно будет провозглашать еще не одну национальную программу и вкладывать государственные средства в закупку все новых и новых партий высокопродуктивного скота и т.п., который будут портить неквалифицированные работники, и на основе закупленного скота не будет обеспечиваться саморазвитие

молочного производства без надлежащей профессиональной консультационной поддержки.

С целью кадрового обеспечения комплексного устойчивого развития сельских территорий видится целесообразным ускорение в средних специальных и высших сельскохозяйственных учебных заведениях подготовки специалистов по новым специальностям, связанным с несельскохозяйственной деятельностью, с использованием биоресурсов сельских территорий (агротуризм, промыслы и т.п.).

Необходимо повышение роли региональных и местных органов управления в реализации кадровой политики в сфере устойчивого развития сельских территорий, определении текущих и перспективных потребностей в квалифицированных кадрах; обеспечении интеграции сельскохозяйственных образовательных учреждений всех уровней, формировании научно-обучающих комплексов университетского типа, включающих сельское консультирование.

Литература

1. Менделеев, Д.И. Работы по сельскому хозяйству и лесоводству/Д.И.Менделеев. - М.: Изд-во. АН СССР, 1954. - С. 533-535.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ

КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ СЕЛА

А.Р. Кузнецова, Р.З. Саитова, Башкирский государственный аграрный университет

За последние 10-15 лет реформирование социально-экономических процессов привело к увеличению в России и ее регионах проблем жизнедеятельности всего населения. Особенно чувствительными к происходящим преобразованиям оказались жители села. Село выполняет донорскую функцию, является своего рода кровеносной системой для российского общества, которое представляет собой большой социальный организм. Все микроэлементы - ресурсы, которые черпаются из села, как правило, не восполняются в полном объеме. В первую очередь, это продовольственные, сырьевые, земельные, трудовые и многие другие ресурсы. В связи с этим возникают противоречия социально-экономического развития села.

По данным Госкомстата Республики Башкортостан [1], к началу 2005 г. в сельском хозяйстве функционировало 977 крупных и средних сельскохо-

зяйственных организаций (из них 96% реформировано), 171 малое предприятие. Для Башкортостана, как и для многих регионов России, в настоящее время характерна стратегия хозяйственного выживания. Развитие личных подсобных хозяйств является важнейшей составляющей сельского образа жизни, выполняет функцию продовольственного самообеспечения региона, служит двигателем формирования инфраструктуры села, дополнительным, а зачастую единственным источником существования сельских жителей. Численность постоянного населения Республики Башкортостан, по данным Госкомстата РБ [1], на начало 2005 г. составила 4 078 807 человек, в том числе численность сельского населения - 1 458 296 человек. Анализ миграционных процессов, происходящих в республике, показывает, что большая часть мигрантов являются выходцами из села (табл. 1).

1. Миграция населения

Население Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост населения (-убыль)

2003 г. 2004 г. 2003 г. 2004 г. 2003 г. 2004 г.

Всего по республике 88 226 82 907 85 534 84 419 2 692 -1 512

Городское 58 946 54 417 54 244 54 335 4 702 82

Сельское 29 280 28 490 31 290 30 084 -2 010 -1 594

Основными причинами, вызвавшими необходимость смены места жительства, среди мигрантов в возрасте старше 14 лет, по данным Госкомстата РБ явились следующие: у 803 человек - учеба, для 2 101 человека миграция была связана с работой, по личным, семейным причинам мигрировало 2 446 граждан. Число прибывших международных мигрантов составляет 2 190 человек, при этом 263 челове-

ка являются гражданами Казахстана, 114 - Киргизии, 116 - Таджикистана, 95 - Туркмении, 883 -выходцами из Узбекистана. Как правило, такие мигранты занимают нишу рынка малоквалифицированного ручного труда, в том числе сельскохозяйственного. В связи с этим внутрирегиональные миграционные потоки жителей села в города несколько сглаживаются за счет международной миграции.

Наиболее распространенные причины миграционных процессов и основные проблемы в современной сельской российской экономике порождены существенным занижением стоимости труда работников сельского хозяйства, по сравнению с трудом работников других отраслей. Заработная плата тружеников сельского хозяйства за последние десять лет остается самой низкой по сравнению с заработной платой работников других отраслей. В 2004 г. ее размер составил 2 067 р., или 38% к среднереспубликанскому уровню.

Решение проблемы эквивалентного вознаграждения за труд работников сельского хозяйства, способствующего осуществлению простого воспроизводства физических и духовных затрат, позволил бы существенным образом повысить производительность труда и снизить процесс миграции молодых людей из сел в города.

Безусловно, что происходящий в настоящее время заметный рост студентов вузов (в том числе сельскохозяйственных) является положительным фактором для социального развития села. В то же время в отдельных районах республики процент главных специалистов и руководителей хозяйств с высшим и среднеспециальным образованием остается на низком уровне. По данным исследователей, «только 20-22% руководителей сельскохозяйственных предприятий более или менее соответствуют своим должностям» [2]. При отсутствии компетентных, знающих свою работу руководителей уменьшается вероятность принятия грамотных управленческих решений, соответственно снижается эффективность управления на селе.

Согласно данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики, лица с высшим образованием, занятые в сфере управления отраслями АПК, составляют лишь 24,7%. Не лучше положение с кадровым вопросом по России в целом. На начало 1998 г. в сельхозпредприятиях 26% руководителей не имели высшего образования, а среди специалистов среднего звена 35% составляли практики [3]. Следовательно, большинство выпускников из сельских районов не спешат возвращаться в село. Они уверены, что качественные знания, которые им дает государственный вуз, будут востребованы во всех отраслях экономики. Таким образом, рост потенциальных мигрантов из села в города растет с ростом образования. Село дает мигрантам воспитание, обучение, профессиональную подготовку, а трудовой потенциал приносит прибыль в городе.

По данным Федеральной службы занятости населения [4], на 1 мая 2004 г. потребность в специалистах с высшим образованием по всем 54 районам Республики Башкортостан составила: 158 агрономов, 162 зооинженера, 115 ветеринарных врачей, 147 ин-женеров-механиков, 39 энергетиков, 78 экономистов, 69 бухгалтеров. В числе специалистов со среднеспециальным образованием требуются: 40 агрономов, 49 зооинженеров, 73 ветеринарных врача, 48 инженеров-механиков, 9 энергетиков, 6 экономистов, 31 бухгалтер. Наибольшее число специалистов с высшим образованием ожидают в районах: Аургазинском - 34 человека; Баймакском - 52; Буздякском - 41; Дуванском - 32; Илишевском - 28; Ишимбайском - 31; Хайбул-линском - 37; Чекмагушевском - 30 человек.

Для решения этой важной проблемы был принят соответствующий указ «О дополнительных

мерах по обеспечению сельских районов РБ специалистами с высшим и средним профессиональным образованием» от 27 мая 2000 г. [5], согласно которому прием в среднеспециальные и высшие учебные заведения будет осуществляться по целевому направлению из различных районов РБ. Условия целевого направления заключаются в том, что поступивший по данному направлению абитуриент по окончании учебного заведения обязан вернуться и трудоустроиться в районе. Данная проблема всерьез озадачила правительство республики и руководство Башгосагроуниверситета, в связи с чем для ее решения начиная с 2004/2005 учебного года все выпускники, получавшие в свое время целевые направления районов и организаций, обязаны вернуться на село, отработав положенные три года. Такой радикальный подход осуществляется с целью повышения уровня образованности руководителей на селе. Без повышения квалификации специалистов сельской местности сложно преодолеть функциональную неграмотность, технологический консерватизм. Практически невозможно принимать грамотные управленческие решения без экономических, правовых, технических, социально-психологических и других постоянно обновляющихся знаний.

Формирование кадрового резерва для села должно осуществляться комплексно, не только директивными методами «сверху вниз», но и «снизу вверх». Государственная политика направлена на активные и конкретные действия по выводу села из кризиса, республиканское правительство придает данному вопросу первостепенное значение. Стимулирование закрепления молодых специалистов на селе должно быть также компетенцией органов местного самоуправления. В настоящее время и в ближайшем будущем наибольшее значение имеет поднятие уровня мотивации молодых людей не высокими должностями, а престижностью работы на сельскохозяйственных и агропромышленных предприятиях, повышения уважения окружающих к труженикам села, обеспечивающим условия продовольственной безопасности страны.

В выступлении Президента РБ на семинаре-совещании председателей сельских и поселковых советов РБ М. Г. Рахимов подчеркнул, что «руководство Башкортостана видит главную задачу государства в целом, исполнительной власти на местах в том, чтобы создавать все необходимые условия для полноценной жизни и плодотворной работы жителям села, приумножающим материальное и духовное богатство республики, всей страны. Башкортостан прочно занимает передовые места в России по строительству жилья и дорог, учреждений просвещения и культуры, сооружению газовых и телекоммуникационных сетей, другим важнейшим показателям. В настоящее время местное самоуправление является опорой государственной власти в работе с сельским населением на местах, проводником общественных идей». По данным агентства «Башинформ» [6], в 2004 г. только на укрепление материально-технической базы здравоохранения республики было направлено 5 млрд р., что составило почти 180% к запланированному объему. В ходе выполнения республиканских целевых программ освоено свыше 123 млн р., что в 2,6 раза больше утвержденных годовых ассигнований. За этими фактами - реальное решение проблем жизнедеятельности многих тысяч семей.

Проблемы социального характера - главные проблемы сельского населения должны находить трехстороннее разрешение. Традиционные способы управления в современных условиях не оправдывают себя. В связи с этим необходим конструктивный, демократизированный подход, подразумевающий высокую степень ответственности и желания самого сельского населения изменить сложившуюся тенденцию к регрессивному развитию на прогрессивное социальное развитие. Необходимо развитие социальной инфраструктуры внутри сельского местного сообщества, в котором каждый чувствовал бы свою сопричастность и ответственность в механизме самоуправления. Приоритетные вопросы формирования устойчивой системы местного самоуправления должны быть основаны на убежденном мнении людей и морально-психологическом их настрое на содействие назревшим переменам, борьбу с консерватизмом, творческое инициативное решение проблем, стремление к совершенствованию обратной связи, повышению качества жизни, общественной безопасности, улучшению социального здоровья

сельского населения, повышению уровня его достатка.

Литература

1. Данные Госкомстата республики Башкортостан. Источник: http: //www.bashstat. ru/.

2. Садретдинов, А.М. О подготовке кадров для АПК/А.М. Садретдинов // Экономика и управление. - 1998. - № 6.

3. Ушачев, И.Г. Формирование рациональных систем управления в АПК/ И.Г. Ушачев. - М.: Экономика и информатика, 1999. - С. З67.

4. Информация о потребности в специалистах по районам Республики Башкортостан. Источник: http://www.bsau.ru

5. О дополнительных мерах по обеспечению сельских районов РБ специалистами с высшим и средним профессиональным образованием: указ // Известия Башкортостана. - 2000. -27 мая. - С. З.

6. По данным агентства «Башинформ» Источник: http://www.bashkortostan.ru

ЭФФЕКТ КООПЕРАЦИЯ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ

РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

М.В. Сероштан, д.э.н., проф., ректор, А.В. Ткач, д.э.н., проф., засл. деятель науки РФ, зав. каф. Российского университета кооперации

Исследование развития экономик разных стран показывает, что бесценным национальным достоянием любого государства является ее научный потенциал, отечественная наука. Ученые - составная часть национального богатства общества. И от того, насколько рационально и эффективно будет использоваться это национальное богатство, зависит степень развития и процветания общества. Во все времена, в любых общественных формациях успехи в развитии национальных экономик государств достигались только тогда, когда по-научному было организовано как производство, так и управление. Возмутителем спокойствия, генератором новых идей всегда и везде выступала наука. Не утратила своего назначения и роли наука и в наши дни.

От науки агропромышленное производство ждет сегодня обоснованных предложений как выйти из создавшегося экономического кризиса, улучшить свою деятельность, опираясь на эффективный механизм экономических регуляторов и аргументированных научных рекомендаций по развитию всех отраслей и сфер АПК.

Задача экономической и аграрной науки на современном этапе заключается в том, чтобы разрешить комплекс накопившихся теоретических и практических проблем, связанных с совершенствованием производственных отношений и со структурной политикой, размещением сельскохозяйственного производства и развитием инфраструктуры аграрного сектора. Очень важно эффективно использовать имеющийся производственный потенциал сельскохозяйственных предприятий, фермерских и личных подсобных хозяйств в свете задач, сформулированных в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», утвержденном президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации

приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.).

Одним из направлений стимулирования развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе является развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по заготовке, снабжению и сбыту продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Проектом предусмотрено создать в 2006 г. 400 таких кооперативов и в 2007 г. - 600.

Вторым направлением развития кооперации в АПК является развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке продукции личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств. В 2006 г. их будет создано 200 и в 2007 г. - 350.

Третьим направлением развития кооперации в сельском хозяйстве выступает развитие сети сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов. В минувшем году в России функционировало 852 сельских кредитных кооператива. Согласно национальному проекту, в 2006 г. их будет создано 600, а в 2007 г. - 400.

На эти цели государством из федерального бюджета выделено 8,1 млрд р.

Серьезных, углубленных научных разработок требуют также вопросы дальнейшего развития специализации, концентрации и кооперирования в других сферах агропромышленного производства, совершенствования разных форм сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции в зависимости от конкретных природноэкономических условий.

Не менее важными являются проработка и изучение проблем гармонизации развития крупного сельскохозяйственного производства и его коопе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.